Бацинет
В начале XIV столетия появился бацинет. Кузнечные технологии к тому времени сделали шаг вперёд, и поэтому новый вид защиты изготавливался уже из одного куска металла. Это заметно увеличивало его прочность.
Шлем имел полукруглую форму, оставлял открытым лицо воина, но защищал щёки и затылок. Чаще всего к нему крепили бармицу — кольчужную сетку, дававшую дополнительную защиту шее и лицу.
На картинке хорошо заметны крепежи, на которые можно было установить забрало или бармицу
Первоначально бацинет считалсямалым» шлемом, который надевали подбольшой» рыцарский шлем. Но очень быстро у рыцарей этот головной убор получил забрало и стал полноценной часть доспеха. А у пехоты превратился в один из излюбленных видов защиты.
6.
Споры об утилитарной составляющей гребней на шлемах будут идти еще долго. Однако, не стоит относиться с пренебрежением к тому факту, что это просто красиво. Что в период античности, что в период Средневековья воинская прослойка общества как правило представляла достаточно специфическую группу людей (особенно относительно совершенного человека). Для древнего воина поход на войну является если не единственным смыслом его жизни, то по крайней мере высшим ее проявлением. А потому отправляться к Аиду нужно красиво, особенно, если ты спартанец!
Украшение снаряжения это не просто бравада, но еще и религиозный ритуал. Древний человек по природе своей был вовсе не глупее теперешнего, однако имел религиозно-фаталистическую форму мышления. От сюда и проистекало желание украсить себя перед врагами, товарищами и богами.
Оружие и армия
3 июля, 2019
1 143 просмотра
Изготовление щита для костюма
Экипировку римского легионера для праздничного костюма начнем делать с самой легкой детали, а именно со щита воина. Понадобится большой кусок гофрированного упаковочного картона, горячий клей, цветная бумага с глянцевой поверхностью золотистого и серебристого цвета, пластмассовый шарик, острый нож, ножницы, карандаш, гуашевая краска красного цвета и широкая кисточка для ее нанесения, длинная линейка, прозрачный скотч.
Так как щит считается ростовым, измеряйте высоту ребенка от пола до верхнего края грудной клетки. Это будет высота поделки. Ширина берется на глаз. Щит должен закрывать ребенка полностью, но не более, чтобы его удобно было носить и играть свою роль на празднике или во время театральной постановки.
Перед тем как вырезать необходимую форму, нарисуйте ее на тыльной стороне картона простым карандашом, сделав все измерения длинной линейкой
Уделите особое внимание углам, они должны оставаться прямыми. Когда прямоугольник вырезан, закруглите по шаблону края поделки
Дальше нужно окрасить всю поверхность красной краской и дать время просохнуть. Чтобы краска не пачкала руки и остальной наряд маленького легионера, можно наружную сторону оклеить полосами прозрачного скотча. Дальше найдите середину щита. Там нужно разместить круглый умбон. Для этого нужно от пластикового шарика отрезать половинку сферы и приклеить деталь, намазав торцевую ее часть горячим клеем.
Дальше займитесь декорированием лицевой стороны щита. Можно рисунок сделать такой, как на фотографии выше, а можно придумать свою уникальную эмблему. Умбон закрасьте серебристой краской и оклейте место вокруг него серебристым квадратом. Останется на тыльной стороне прикрепить полоску рукоятки. Достаточно будет вырезать ее из гофрированного картона шириной 5 – 6 см. Она должна быть длинной, чтобы приклеенные горячим клеем края находились на поверхности щита.
Интересно для большей схожести с настоящим щитом добавить золотистый кант по всему периметру поделки, вырезанный по шаблону из глянцевой цветной бумаги.
История
Хорошо узнаваемый коринфский шлем с конским гребнем стал одним из символов Древней Греции начала классического периода. Эти шлемы появились в архаичную эпоху с VII в. до н. э., отражая подъём ремесленного производства после окончания «тёмных веков». Представляли собой сначала глухую защиту головы, но с открытым лицом. От иллирийского типа отличались более сложными обводами, вырез для лица стал фигурным с намечаемым наносником. Два высокохудожественных шлема переходного типа с Крита, датируемых 2-й половиной VII в. до н. э., хранятся в Метрополитен-музее. Шлемы выкованы из цельной заготовки и украшены детальной гравировкой по всей поверхности со сценами охоты.
Шлем VII в. до н. э. с Крита из Метрополитен-музея.
Коринфский шлем из Британского музея (ок. 500 до н. э.).
В более поздних образцах лицо прикрывается сплошными загнутыми нащёчниками и массивным наносником. Такие шлёмы, украшенные гребнем из конских волос, часто изображаются на древнегреческих вазах VI в. до н. э.. В боевом применении прославились в V в. до н. э. в греко-персидских войнах.
Полагают, что спартанские мужчины отращивали характерные длинные волосы для того, чтобы они служили им амортизирующей подушкой между головой и металлом шлема, как дополнение к войлочной шапочке-подшлемнику. Вне боя шлем сдвигался на затылок, открывая лицо. У спартанцев встречаются шлемы с поперечным расположением конского гребня, предположительно для обозначения ранга начальника. Глухой коринфский шлем давал полную защиту, однако наносник и закрытое лицо ограничивали обзор. Не случайно спартанцы сражались в плотной фаланге, где не было нужды следить за действиями врагов сбоку.
Обычно шлем разделен в области рта, но в греческих полисах южной Италии, находят сплошные шлемы VI—V вв. до н. э. Они напоминают котелок с отверстиями для глаз и дыхания характерной Т-образной формы, наносник разделяет «T» надвое. Этот тип шлема называется апуло-коринфский. В Италии коринфские и аттические шлемы даже украшали рогами вместо гребней.
К концу V в. до н. э. коринфский тип вытесняется более удобными халкидскими шлемами. Хорошо сохранившийся коринфский шлем V в. до н. э. был продан на аукционе Сотби в 2002 г. за 174,000 $.
Раннее Средневековье
Рыцари носили на шлемах громоздкие геральдические украшения
С начала Руси
Воины носили шлемы с незапамятных времен. Всем хорошо известны образы древнегреческих гоплитов и римских легионеров в их характерных шлемах.
Каркасный шлем
Интересно, что если мы начнем отсчёт нашей государственности с 862 года, то и история русского шлема будет отсчитываться с этого же времени. Безусловно, на тех территориях, которые чуть позже станут называть Новгородским или Киевским княжествами, шлемы существовали и раньше.
Русский шлем с полумаской и бармицей
Свой путь русский шлем, согласно археологическим находкам, начал достаточно стандартно для северо-востока Европы. Согласно предположениям ученых, к примеру, авторитетнейшего А.Н. Кирпичникова, русский шлем начал свой путь в историю с так называемого каркасного шлема шпангенхельм, популярного у древних славянских и германских племен. На металлический каркас накладывались железные, медные или роговые пластины. Часто шлем снабжался дополнительными элементами: личиной, наушами, назатыльником.
Шелом Ивана Грозного
Конкуренцию ему чуть позже, как раз ко времени становления династии Рюриковичей на Руси, составил более современный норманнский шлем. Он уже больше похож на ставший классическим шлем русского богатыря. Хорошо развитая назальная пластина, цельная конструкция без каркаса и кольчужная бармица – вот его основные отличия. В это время домонгольские русские шлемы достигли пика своего развития, они были очень хорошо выделаны и богато украшены резьбой, серебром или чернением, имели личины и отличались качеством.
Шишак
Вслед за ним пришел так называемый шелом – классический русский остроконечный сфероконический шлем, увенчанный ярко выраженным шпилем. Высота шелома могла доходить до 30 см. Со временем к шелому добавились те же науши, козырьки и бармицы. Шелом наряду со сменившим его в XVI веке шишаком стал наиболее популярным доспехом. Шелом и шишак испытали сильное влияние монгольских, а те в свою очередь –иранских шлемов, но именно они создавали образ русского воина, снаряженного шлемом и доспехами.
Мисюрка
Шишак, плавно сменивший шелом, уже не задержался в вооружении настолько долго, насколько его предшественники. Компанию шишаку составили мисюрки – небольшие железные навершия с хорошо развитой бармицей, а также просто железные шапки – компактные и недорогие шлемы.
Железная шапка взятая от кабассета
Вслед за ними пришли уже русские варианты кабассета – металлического наголовья, известного нам по фильмам и картинкам про испанских конкистадоров. Ими снаряжались полки нового строя или стрельцы, дворяне же продолжали носить более дорогие и качественные шишаки. Но огнестрельное оружие всё быстрее вытесняло с поля боя железные доспехи и шлемы, и к концу XVI века они практически исчезают с полей сражений.
• История гребня на шлеме спартанцев
Каждый еще с детства прекрасно знает, как выглядит самый известный шлем античных воинов Греции. Речь, конечно же, идет о шлемах коринфского типа, которые носили воины-граждане – гоплиты, составлявшие боевую фалангу. Отличительным элементом данного шлема является наличие внушительного гребня, прямо по середине. Зачем же он был нужен?
На самом деле делать гребни на шлемах гоплитов вдохновили вовсе не петухи. Все потому, что коринфские шлемы еще в VI веке до нашей эры, а куры в Греции появились только к концу V столетия. Кстати, завезли в Грецию кур – персы, те самые, с которыми эллины так ожесточенно воевали не один десяток лет. Как несложно догадаться, рассматриваемый шлем получил свое название по месту многочисленных находок. Есть основания полагать, что массовое производство таких касок было налажено именно в Коринфе, а потому именно его воины, а также воины соседней Спарты.
Эксперты убеждены в том, что шлемы производились из цельной металлической заготовки при помощи расплющивания. Самые дорогие шлемы украшались многочисленными гравировками с изображениями сцен битв и охоты. При этом шлем был весьма простым и представлял глухую защиту головы с открытым лицом. Лицо прикрывал массивный наносник и нащечники. Главным недостатком коринфского шлема было отсутствие боковых прорезей для глаз. По всей видимости это и не требовалось. Фаланга была очень плотным построением и (скорее всего) смотреть, что происходит по сторонам от большинства гоплитов не требовалось.
Интересный факт: бытует популярная теория о том, что спартанские мужчины специально отращивали длинные волосы, чтобы обеспечивать лучшую амортизацию шлема. Впрочем, что такое подшлемник (маленькая мягкая шапочка), древние греки знали еще до появления коринфских шлемов.
Но вернемся к нашим гребням, ведь именно они, будучи таким ярким и характерным элементом превратили коринфский шлем в символ не только архаичной эпохи древней Греции, но и в один из символов всей античности! Ирония в том, что никто достоверно не скажет зачем на шлеме спартанского гоплита (и не только) гребень. Современные исследователи и реконструкторы могут лишь строить теории основываясь на более поздний опыт военного дела, а также на свой собственный.
Интересный факт: гребни на гоплитских шлемах делались из конского волоса и окрашивались в разные цвета, в том числе в несколько цветов попеременно.
Совершенно очевидно, что разукрашенный гребень использовался в качестве системы свой-чужой. Это не очень нужно в плотном строю, однако абсолютно незаменимо, если строй вдруг был сломан. Существует также мнение о том, что «спартанский» гребень выполнял защитную функцию. Мол, конский волос способен отвести удар мечом. Правда, металлическая каска без всякого гребня прекрасно справится с этой задачей. Более того, в 9 из 10 ситуаций в бою использовались в то время копья и пики, а не мечи. Не исключено, что могли использоваться в качестве деморализующего средства, та как создавали иллюзию того, что воин немного выше, чем он есть на самом деле.
Споры об утилитарной составляющей гребней на шлемах будут идти еще долго. Однако, не стоит относиться с пренебрежением к тому факту, что это просто красиво. Что в период античности, что в период Средневековья воинская прослойка общества как правило представляла достаточно специфическую группу людей (особенно относительно совершенного человека). Для древнего воина поход на войну является если не единственным смыслом его жизни, то по крайней мере высшим ее проявлением. А потому отправляться к Аиду нужно красиво, особенно, если ты спартанец!
Украшение снаряжения это не просто бравада, но еще и религиозный ритуал. Древний человек по природе своей был вовсе не глупее теперешнего, однако имел религиозно-фаталистическую форму мышления. От сюда и проистекало желание украсить себя перед врагами, товарищами и богами.
Нравится? Жми:
С этим читают
Пластинчатые латы
Донато Джанкола облачил толкиновского Фарамира в сверкающую кирасу. |
В 15 веке качество бригантин улучшилось. Пластины приобрели трапециевидную форму и стали плотно подгоняться по фигуре. Иногда пластины даже перекрывали друг друга, обеспечивая улучшенную защиту. Число пластин в доспехе возросло до 100-200, а потом и до 500 штук. Но все это, конечно, были полумеры. Настоящую защиту могли дать только крупные, объемные, цельнокованые детали.
Еще в 13 веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами (когда воину, владельцу доспехов, это позволяли средства). Кроме нагрудников и наплечей, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и иные элементы. Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись кольчужными или кожаными фрагментами. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования. Мастера не прекращали воплощать новые идеи, пока не довели принцип до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным. Отныне он был сочленен из отдельных деталей и закрывал все тело.
Большинство рыцарей теперь желало иметь такие и только такие доспехи. Это было обусловлено и тактикой действия рыцарской кавалерии. Тяжелая кавалерия атаковала в сомкнутом строю глубиной в несколько рядов. При этом король нередко считал важным находиться в первом ряду. Ведь по европейской традиции представители наиболее обеспеченного класса — высшей аристократии — не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствие оных, ежегодно должны были биться на турнирах. А что произойдет с командиром, скачущем впереди на лихом коне, если он окажется выбит из седла? Всадник грохнется прямо под ноги коня собственного оруженосца, а по сравнению с ударом подкованного копыта любая палица — пустяк!
Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета (подобного природному панцирю жуков), и тем самым резко повышали живучесть воина, спешенного во время кавалерийского сражения.
Первые “классические” пластинчатые рыцарские доспехи появились еще в 13 веке. Но в ту пору они были доступны только королям. И то не всем, а только самым обеспеченным! С начала 14 века полное вооружение могли себе позволить уже короли среднего достатка и многие герцоги, а в 15 веке это удовольствие стало доступно и для широких рыцарских масс.
Сплошные доспехи 15 века гарантированно защищали от стрел, пущенных из лука с любой дистанции. На расстоянии 25-30 метров латы выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули. Они не пробивались дротиками, копьями и мечами (кроме двуручников), надежно защищали и от ударов. Пробить их можно было только тяжелым рубящим оружием (желательно — двуручным).
Хоуберк, превращенный в бикини — частый мотив женских фэнтезийных портретов (Кейт Паркинсон, обложка журнала Dragon). |
К сожалению, подобная броня имела и недостатки, из которых наиболее весомый (в буквальном смысле) — нагрузка на воина. Весил сочлененный панцирь около 25 кг. Если же под него надевалась кольчуга, что было общепринято до конца 15 века, то общая масса защитного снаряжения достигала 32 килограммов!
Воин, закованный в такие тяжелые доспехи, был существенно ограничен в подвижности. В индивидуальном пешем бою латы скорее мешали, чем помогали, ибо одной пассивной обороной победы не достичь. Ну, а для нападения на врага нельзя уступать ему в подвижности. Встреча с легковооруженным противником, располагающим длинным оружием большой пробивной силы, ничего хорошего пешему рыцарю не сулила. Готовясь принять бой в пешем строю, рыцари снимали защиту, по крайней мере, с ног.
Как менялся рыцарский шлем
Самый древний шлем – обычный круглый. Возможно, его конструкция оставалась неизменной многие века, как наиболее практичная и простая в изготовлении. Во времена раннего средневековья они также были широко распространены, причем встречались варианты как с носовой пластиной для дополнительной защиты, так и без нее. Иногда рыцарский шлем знатного воина украшался декоративными ободами. Основной источник знаний современных ученых о доспехах того времени – средневековые поэмы, в частности французские. В них описываются украшенные по ободу драгоценностями шлемы выдающихся воинов и героев. Также есть упоминание о том, что носовая пластина декорировалась в зависимости от ранга владельца шлема.
Кольчуга плохо защищала рыцаря, и поэтому от неё быстро отказались в пользу латного доспеха
Оригинальные модели
Бацинеты сначала были открытыми или снабжались назальной пластиной. Со временем они стали оснащаться забралами конической формы, которые способствовали лучшей вентиляции. Такие модели называли «собачьей мордой» или «свиным рылом». Часто забрала были съемные. Рыцарь в арсенале мог иметь несколько вариантов, подходящих для разных видов боя. Также появились модели, которые были снабжены защитой плеч, шеи и горла. По краям бацинета часто имелись отверстия для крепления внутренней обивки, чтобы удобнее было носить защитную амуницию, а также гасить тяжелые удары.
В конце ХIII в. появились капеллины, напоминающие железные шляпы. Особое распространение они получили у конкистадоров. Изделия имели полусферическое или цилиндрическое изголовье и приклепанные к нему широкие поля. Такой рыцарский шлем защищал голову и плечи от ударов, наносимых сверху, а также от падающих предметов при штурме.
К началу ХV века в Италии появился салад, который стал «продолжением» бацинета. Характеризовался наличием длинного назатыльника и ребра жесткости вдоль шлема, которое зачастую превращалось в гребень. Особую популярность салады приобрели среди германских рыцарей. Именно эти шлемы стали прототипом каски, используемой солдатами вермахта.
Еще спустя 100 лет появился шлем армет. Подбородник или забрало полностью закрывали лицо и шею рыцаря, но благодаря штифту при необходимости их можно было раскрыть или приподнять. У этой модели было острое забрало, прозванное «воробьиным клювом».
Бургиньот, или бургундский шлем, появился в ХVI веке. Он использовался в разных европейских странах на протяжении века. Имел козырек, вытянутый назад корпус, науши и подбородник. Верхняя часть дополнялась гребнем, который мог украшаться перьями.
АрметБацинетБургиньотКапеллинаСалад
Цервельвер, шлем XII – XIV веков. Большой шлем XII – XIV веков
Цельвельвер трудно назвать шлемом. Это была стальная шапка, которую надевали на голову поверх кольчуги. Она отлично защищала голову от ударов меча. Цервельвер использовали довольно часто и долго.
Он служил дополнительной защитой воину.
Большой шлем XII – XIV веков. Большие шлемы были действительно великолепны. Их подвиды ещё называют пот-шлем, ковш-шлем, потрясающий шлем и шлем-бочка.
Большие шлемы покрывают всю голову и имеют форму стального цилиндра с щелями для глаз и дырками в области рта и носа.
Первые виды этих шлемов были плоскими, по ним часто ударяли молотом или булавой. Но дальше форма становилась изогнутой, так стало легче отражать удары.
Большие шлемы надевали поверх ватного капюшона или кольчуги. Обычно их носили первые рыцари-крестоносцы.
Такие шлемы можно увидеть в фильме «Александр Невский».
Боевые и турнирные изделия
Турниры появились к ХI веку, и проводились они для того, чтобы мужчины могли показать свою удаль. Первые триста лет воины выступали в боевых рыцарских доспехах, но со временем стали выходить на поединок в амуниции, имевшей более нарядный вид, украшенной геральдическими символами. С появлением топфхельмов на шлемы тоже стали наносить узоры, а также дополнять их рогами, коронами, крыльями, перьями и другими атрибутами.
Шлемы для турниров тоже видоизменялись. Правую часть изделий уплотняли войлочной подкладкой, ведь именно на нее приходился основной удар. Шлемы стали выполнять из более толстой стали, чтобы сохранить здоровье рыцаря.
Также для гашения энергии и смещения направления удара шлемы стали делать округлой формы. Так появилась «жабья голова». Также применялись закрытый армет или усиленный салад со смотровой щелью.
Выступления на турнирах стали обычным явлением того времени. Экипировка для них тоже оставалась традиционной для средневекового периода. Так, бацинет, который вышел из употребления на полях сражения к концу ХIV века, еще долго оставался турнирным шлемом, так как был очень надежен.
С появлением огнестрельного оружия доспехи вышли из употребления. Это было связано не с их неэффективностью, а с дороговизной. Гораздо дешевле было вооружить войско огнестрельным оружием, чем обучать боевым искусствам и приобретать рыцарские доспехи.
Каркасный шлем VI – X веков
Каркасный шлем шпангенхельм имеет небольшую коническую форму. Он слегка заострён к верху. Такие шлемы носили воины в период межу падением Римской империи и нормандским завоеванием. Шлемы имеют пластины, защищающие щёки воина. Иногда на них крепились маски и кольчуги, служащие защитой лица и шеи. История этих шлемов началась ещё в I веке. Они совершили большое путешествие во времени. Происхождение их очень древнее. Они взяли своё начало со шлемов викингов и отошли от этого генеалогического древа. Шпангельхельм больше похож на римский кавалерийский шлем. Он был распространён в Азии и Восточной Европе.
Позднее Средневековье
Аттический тип (Attic)
… а ноги в тепле[править]
Шлем римского легионера
Шлемы для защиты головы у римских солдат также имели свои разновидности. Одни были позаимствованы у жителей Апулии. Это коринфский шлем, который имел вид металлической маски со скошенной лицевой частью, причем почти полностью закрытый со всех сторон. Спереди по центру имелась узкая щель, дающая возможность видеть происходящее вокруг. Для украшения сверху шлема крепился гребень из ярко окрашенных конских волос. Он располагался как слева направо, так и от лицевой части назад.
Для того чтобы изготовить шлем римского легионера своими руками, часто выбирают другой тип защиты головы, а именно вариант, изображенный на фотографии выше. Это шлем с открытым лицом и свисающими нащечниками по бокам, которые крепились шарнирами. Это более продвинутая модель, так как воин имел возможность хорошо видеть происходящее на поле брани. Такой вид головного убора имеет греческое происхождение.
Данные шлемы римских легионеров, названия которых Chalcidian, датируются IV – III веками до нашей эры. Сзади они имели шейную защиту. Для красоты все шлемы декорировались гравировкой. Изображали кабанов или быков, реже львов и сфинксов. Гравировку делали по всему куполу и на свисающих частях. В среднем вес шлема составлял от 700 граммов до 1 кг. Держался на голове у воина он при помощи подбородочного ремешка.
Особым внешним видом обладает шлем пилос-пилеус римского легионера, изображение которого можно увидеть на фотографии ниже.
Его верхняя часть напоминает мягкий фригийский колпак со свисающим вперед верхом, у которого тоже были по бокам клапаны. У данного шлема также имеются защечники на шарнирах.
Хаунскул, шлем XIV века. Бацинет, шлем XIV века. Салад, шлем XV века.
Хаунскул обеспечивал лучшую защиту лица и дыхания, чем большой шлем, но не был самым лучшим шлемом. Хаунскул имел большой клюв, который можно было поднять вне сражения. Под козырьком была щель для глаз, через которую рыцарь следил за боем. Вокруг клюва было много маленьких дырочек, через которые поступал воздух для дыхания. Но даже это не делало шлем красивым.
Бацинет, шлем XIV века. Бацинет был широко распространён среди рыцарей в XIV веке. Часто они укладывали своих младенцев спать в эти шлемы. В их конструкции было открытое лицо. Иногда рыцарь прикреплял к нему маску с изображением свиньи и пугал этим женщин и детей. Его надевали поверх кольчуги, защищающей заднюю часть шеи и горла.
Салад, шлем XV века. Этот шлем был распространён в XV веке. Его носили солдаты Ларайтского Стандарта. Салад был полушлемом. У него сзади были изогнутые поля, они защищали шею и плечи. Это настоящее произведение искусства. К нему прикреплялись поднимающиеся вверх пластины, обеспечивающие защиту рта и горла во время боя. Этот вид шлемов был очень популярен в Германии и Италии.
Новогодний костюм рыцаря своими руками
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Я помню, как в детстве я завидовала тем девочкам, чьи мамы умели шить. Какие шедевральные новогодние костюмы у них были! Мы делали костюмы из того, что было под рукой. Я сама обшивала свои платья мишурой и придумывала чем бы их еще украсить.
Сейчас с выбором новогодних костюмов проблем нет. В продаже и крылья для фей и бабочек можно найти, и полностью готовые костюмы купить. Но смущает одно НО. Мне не приятно, когда я вижу на утреннике кого-то в таком же костюме, как мой ребенок:) И поэтому сейчас я стараюсь делать костюмы сама, чтобы они были эксклюзивными и в единственном экземпляре. И мне нравится ловить восхищенные взгляды мальчишек, которые рассматривают костюм моего ребенка. Но это всё лирическое отступление. Переходим непосредственно к самому костюму рыцаря.
Возникла идея создания этого костюма около трех лет назад, и этот костюм продолжает пользоваться популярностью у моих детей.
Что нам понадобится для костюма?
Ткань для плаща, для брюк, материал для кольчуги, щита, шлема.
Таким образом из синей ткани я выкроила и сшила брючки — подобие шаровар (низ каждой штанины собрала на резинку), а из серой ткани — плащ и кушак (пояс).
Рубашку сообразить я не успела, но она до сих пор в планах. Однако, кольчугу я сделала без проблем. Купила ткань с пайетками и по футболке старшего сына выкроила кольчугу, прострочила буквально боковые и плечевые швы и готово. Даже без обметки, так как ткань трикотажная и не сыпется.
Следующим этапом создания костюма стал щит. Но и с этим проблем тоже не возникло.
Вырезала из гофрированного картона (от коробок) два круга. В одном круге прорезала радиус и сделала нахлест, чтобы создать небольшой конус. Затем к круглой части прикрепила шнурок (чтобы держать щит) и склеила круг с конусом клеевым пистолетом.
Как вы видите, по краю щита идут декоративный крупный шнур. Специально не покупала, нашла в своих стратегических запасах. Середина щита обклеена самоклеящейся бумагой, а края под медь раскрашены акриловой краской. По периметру медной каймы наклеены пайетки в виде снежинок.
А вот со шлемом у меня в тот раз, к сожалению, не сложилось.
Изначально я шлем делала из обычного плотного картона (который продается в канцелярских товарах). Но в итоге вид изделия мне не понравился. сначала шлем одевался полностью как колпак, в нем было душновато и начали появляться порывы картона в местах склейки. Поэтому я решила шлем уменьшить, чтобы он держался на голове сверху, как в мультфильме у Алеши Поповича.
Ну а с мечом проблем не возникло, так как на тот момент у нас был дома пластиковый меч. Простенький, но по образу вполне подошел.
Когда летом 2016 года мы ездили на реконструкцию Гумбинненского сражения, Артём сам разрисовал себе именной деревянный щит. Костюм рыцаря есть, теперь и щит появился, можно сказать, настоящий.
Шлем я снова делала сама и этот вариант мне понравился больше, так как он во-первых, безразмерный, во-вторых, делается просто и быстро. Снова в ход пошел картон, но в этот раз шлем я сделала в виде маски. С одной стороны шлема изобразила дракона, как на щите у Артёма и приклеила темно-красную стразу — глаз. А с другой стороны приклеила пластиковые декоративные снежинки.
Меч тоже пришлось сделать самой, так как пластиковый дети давно расколотили в щепки. И снова на выручку пришел гофрированный картон. Соединила рукоятку и основу меча нитками, предварительно проткнув шилом отверстия для мест соединения. Клей-пистолет не брал этот картон. А когда сборка меча закончилась, раскрасила акриловыми красками и просушила феном хорошенько.
Школьный утренник прошел довольно весело. Одноклассникам костюм Артёма понравился, особенно именной щит. Видно было, как глаза мальчишек горели. Надеюсь, у них тоже будет возможность обзавестись именным щитом, а не обычным магазинным пластиком.
В следующий раз покажу вам наш костюм снежка — он нужен был в детский сад по сценарию.
Благодарю вас за внимание! Желаю вам творческого настроения!
Приветствую вас, уважаемые читатели! Ни для кого не секрет, что дети очень любят играть теми…
Совсем недавно Артему на дом задали творческое задание по Окружающему миру – сделать куклу своими…
Приветствую вас, уважаемые читатели! Семимильными шагами приближается любимый многими праздник волшебства и детства – Новый…
Новогодний костюм рыцаря своими руками
Приветствую вас, уважаемые читатели! Несмотря на то, что празднование Нового года уже завершилось и все новогодние костюмы спрятаны, я все же решила поделиться
Гребни и офицерские шлема
Офицеры вероятно использовали тот же тип шлема, что и легионеры, но с некоторыми модификациями. Представители знамённой группы могли носить его вместе с маской, а сверху закреплять шкуру хищного животного. Центурионы крепили на шлем поперечный гребень (или плюмаж) из конского волоса или перьев. Для этого на макушке шлема располагалась “розетка” для держателя гребня, а по бокам – два кольца для его фиксации в поперечном положении. Есть версия, часто встречающаяся у западных реконструкторов, что оптионы использовали продольные гребни и пару перьев, вставленных по бокам, однако никакого археологического подтверждения этому нет. Имеется лишь находка имперского шлема со вставками по бокам, но использовались ли они для перьев, и был ли это шлем именно оптиона – большой вопрос.
Фрагмент стелы центуриона XV-го “Апполонова” легиона (Legio XV Apollinaris Pia Fidelis). Обнаружена в 1880 г. в развалинах римского Карнунта (лат. Carnuntum), находится в Австрии, в Венском Художественно-историческом музее. 1 век н.э.
Шлем типа Imperial Italic D. Имеется “розетка” для гребня. Железо с бронзовыми украшениями. Найден на дне Рейна, Майнц (Германия). Городской музей города Вормс. 4-ая четверть 1-го века н.э.
Шлем типа имперский галлик F (Imperial Gallic F). Основной материал – железо. Найден в Witcham Gravel, Ely, Cambridgeshire. Хранится в Canterbure Roman Museum. Первая половина 1-го века н.э.
О вероятном ношении гребня на шлеме свидетельствует один найденный гребень с чёрным конским волосом, а также множество “вилок” для крепления гребней к шлемам различных конструкций и форм. По бокам гребни прикреплялись к шлему шнурками внатяг за кольца, расположенные около отверстий для ушей, если шлем принадлежал центуриону, или на лбу и затылке, если гребень крепился продольно. У легатов и преторианцев гребень также мог крепится продольно, а плюмаж мог вставляться в специальный паз, на подобие “кассеты”.
Крепления для гребня. Материал – медесодержащий сплав. Виндониса (Windisch, Швейцрия). 40-140 года н. э.
Гребень из конского волоса. Chesterholm Museum Bardon Mill, Hexham NE47 7JN, Англия. 1-2 век н.э.
Крепление для гребня. Первая половина 1-го века н.э.