СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Знакомство Дюма и Маке

Огюст Маке и Александр Дюма познакомились в 1838-м году, причём Маке тогда был не слишком известным драматургом, а вот Дюма уже успел заработать себе репутацию талантливого писателя. Кроме того, Дюма славился ещё и тем, что был способен исправить любое не очень удачное произведение.

Александр Дюма

Итак, Маке написал пьесу «Карнавальный вечер» и предложил своё творение для постановки Антенору Жоли, директору театра «Ренессанс». Жоли пьесу отверг, и тогда друг Маке Жерар де Нерваль, поэт-романист, с которым Маке иногда работал в соавторстве, предложил показать пьесу Дюма в надежде на то, что тот поможет исправить некоторые неудачные моменты. После работы Дюма пьеса несколько изменилась, в том числе поменяла название на «Батильду», и была принята к постановке в театре. Так и началось сотрудничество двух авторов.

Критика

Кинокритик Леонард Малтин окрестил фильм «Молодые мечи» (Young Swords), поскольку в нём снялись Чарли Шин и Кифер Сазерленд, ранее прославившиеся за картину «Молодые стрелки» (англ. Young Guns). Джанет Маслин из New York Times описала фильм следующими словами: «Задуманный скорее, как продукт, нежели картина, в комплекте с главной музыкальной темой фильма в финальных титрах, этот приключенческий фильм заботится меньше о повествовании, чем о том, чтобы перья на шляпах мушкетёров развевались, когда бы они ни скакали на лошадях».

В основном фильм получил негативные оценки. На сайте Rotten Tomatoes фильм получил лишь 31 % положительных рецензий. Крис О’Доннел был номинирован на Золотую малину в номинации Худшая мужская роль второго плана, но проиграл Вуди Харрельсону за фильм Непристойное предложение

Кассовые сборы

Фильм собрал $11,5 млн за первый уик-енд, заняв первое место среди других фильмов. Всего фильм собрал $53 миллионов при бюджете в $30 млн.

Сюжет

Действие фильма разворачивается в 1625 году во Франции. Молодой Д’Артаньян (Крис О’Доннел) стремится пойти по стопам отца и стать мушкетёром. Чтобы исполнить свою мечту, он прибывает в Париж, лишь чтобы обнаружить, что кардинал Ришелье издаёт приказ о роспуске полка королевских мушкетёров. Лишь трое мушкетёров не подчинились приказу — Атос (Кифер Сазерленд), Портос (Оливер Плэтт) и Арамис (Чарли Шин), за что подвергаются преследованию со стороны капитана Рошфора (Майкл Уинкотт), помощника Ришелье. Д’Артаньян присоединяется к трём друзьям и вместе они обнаруживают, что Ришелье задумал убить короля Франции Людовика XIII и занять его трон. Вместе мушкетёры и Д’Артаньян намереваются помешать плану кардинала.

В конце фильма, после того, как мушкетёры срывают план Ришелье, а Д’Артаньян убивает Рошфора и тем самым мстит за смерть своего отца, король восстанавливает полк мушкетеров. Д’Артаньян осуществляет свою мечту и вступает в его ряды.

Песни

Бернардинский костёл и монастырь (Львов) — «Менг»

Дворец Потоцких (Львов) — «Дом господина де Тревиля»

Костёл Иоанна Крестителя (Львов) — «Дом господина Бонасье»

Запись и сведение песен производилась в Полтаве звукорежиссёром областного радио Леонидом Сорокиным на студии областного радио при помощи ВИА «Фестиваль», музыканты которого жили в то время в Полтаве.

Армянский кафедральный собор (Львов) — «Монастырь Дешо»

Дом учёных (Львов), также Костёл Святого Антония (Львов) — «Дворец кардинала»

Олесский замок (Львовская область) — «Дворец Бэкингема»

Подгорецкий замок (Львовская область) — «Парижская ратуша»

Свиржский замок — «родовой замок д’Артаньянов», «Монастырь кармелиток в Бетюне», «дом палача», «бастион Сен-Жерве» и проч.

  • «Песня-наказ д`Артаньяна-отца», исполняет Дмитрий Атовмян
  • «Песенка о шпионах кардинала», исполняет Марк Розовский
  • «Куплеты Рошфора и Миледи», исполняют Борис Клюев и Елена Дриацкая
  • «Баллада де Тревиля», исполняет Александр Левшин
  • «Дуэт де Тревиля и д`Артаньяна», исполняют Михаил Боярский и Лев Дуров
  • «Марш гвардейцев кардинала», исполняет ансамбль «Коробейники»
  • «Песенка Арамиса», исполняет Владимир Чуйкин
  • «Песня мушкетёров», исполняют Михаил Боярский и музыканты ансамбля «Коробейники» (Владимир Чуйкин, Александр Левшин и Александр Попов).
  • «За мною, милорд!», исполняет Елена Дриацкая
  • «Дуэт королевы и Бекингэма», исполняют Алиса Фрейндлих и Алексей Кузнецов
  • «Дуэт королевы и кардинала», исполняют Алиса Фрейндлих и Александр Трофимов
  • «Отчаяние королевы», исполняет Алиса Фрейндлих
  • «Дуэт Констанции и д’Артаньяна», исполняют Михаил Боярский и Елена Дриацкая
  • «Баллада об опасной дороге», исполняют Михаил Боярский и ансамбль «Коробейники»
  • «Монолог Людовика Тринадцатого», исполняет Владимир Чуйкин
  • «Триумф королевы», исполняет Алиса Фрейндлих
  • «Смерть Констанции», исполняет Михаил Боярский
  • «Песня о католиках и гугенотах», исполняет ансамбль «Коробейники»
  • «Баллада Атоса», исполняет Вячеслав Назаров
  • «Пуркуа па», исполняет Михаил Боярский
  • «Песня Миледи», исполняет Маргарита Терехова
  • «Песня служанки», исполняет Елена Дриацкая
  • «Перед грозой», исполняют Михаил Боярский и Владимир Чуйкин
  • «Баллада о дружбе», исполняют Михаил Боярский, Вениамин Смехов и ансамбль «Коробейники»

Другое мнение

Есть мнение, что Маке написал «Трёх мушкетёров» практически в одиночку. Во время работы над «Тремя мушкетёрами» и другими романами вроде «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Виконт де Бражелон» и «Сальвандир» между Дюма и Маке шла оживлённая переписка, кстати, почти полностью сохранившаяся до наших дней.

В ранних записках Дюма давал Маке некоторые советы о построении сюжета и стилистике романов. Есть и записки, где Дюма торопил своего «ученика»: просил как можно скорее написать очередной отрывок, поскольку он должен показать его издателю, а ведь его ещё нужно переписать собственной рукой — печатных машинок тогда ещё, понятное дело, не было.

Позднее Дюма перестал даже давать Маке советы, поскольку убедился, что Маке и сам отлично знает, что нужно делать, а в итоге, согласно всё тому же архиву с перепиской, даже перестал заботиться о переписывании рукописей — издатели, кажется, всё равно смотрели на «слегка изменившийся» почерк сквозь пальцы. Возможно Дюма даже не заботился о том, что именно напишет Маке — он уже не сомневался в его способностях и просто передавал готовые рукописи в печать.

После ссоры Маке попытался восстановить справедливость, в частности, выпускал опровержения и обличительные письма, где говорил, что именно он и только он является единственным автором «Трёх мушкетёров».

Писатель даже опубликовал в качестве доказательства главу о смерти Миледи, несколько отличающуюся от описанной в книге. Это оказалось ошибкой — литературные критики в один голос заявили, что «классическая» версия куда лучше, и всё, что есть в романе гениального, исходит именно от Дюма.

Первый роман

Изначально Маке хотел назвать свой роман «Добряк Бюва». В романе рассказывалось о заговоре Челламаре — политическом сговоре с целью сместить Филиппа II Орлеанского, стоявшего у власти в середине XVIII-го века, с поста регента Франции.

Разумеется, в романе предполагалось описание множества приключений, политических интриг и наличие коварных политиканов, которым противостоит обаятельный герой-авантюрист — в общем, всё то, что ценилось французскими читателями того времени.

Дюма прочитал отрывок из романа и выразил одобрение. Кроме того, он предложил Маке свою помощь в переписывании неудачных фрагментов и редактуру. Маке с радостью согласился, и фактически роман был написан двумя писателями в соавторстве, причём кто из них сделал больше работы — неизвестно.

Когда дело дошло до выхода романа в печать, Эмиль де Жирарден, известный журналист, работавший в то время в газете «Ля Пресс», где и должен был печататься роман в виде фельетонов, посоветовал обоим авторам не указывать авторство Маке.

Он уверял, что роман, подписанный фамилией Дюма, будет продаваться в несколько раз дороже, чем если на обложке будет значиться «Дюма и Маке». Оба автора признали справедливость этих доводов. Маке получил за работу компенсацию в 3 тысячи франков, что по тем временам было немалой суммой, и начал работу над следующим романом.

Надо отметить, что Дюма изначально нисколько не возражал против появления на обложке имени Маке.

В ролях

  • Жерар Баррэ — Д’Артаньян (советский дубляж — Артём Карапетян (1) и Владимир Сошальский (2))
  • Жорж Декриер — Атос (советский дубляж — Борис Кордунов)
  • Бернар Воринже — Портос (советский дубляж — Роберт Чумак)
  • Жак Тожа — Арамис (советский дубляж — Олег Голубицкий)
  • Даниель Сорано — Ришелье (советский дубляж — Сергей Курилов)
  • Милен Демонжо — Миледи де Винтер (советский дубляж — Антонина Кончакова)
  • Франсуаз Кристоф — Анна Австрийская (советский дубляж — Нина Никитина)
  • Жан Карме — Планше (фр.) (советский дубляж — Дмитрий Масанов)
  • Ги Делорм — Рошфор (советский дубляж — Михаил Глузский)
  • Жак Бертье — герцог Бекингем (советский дубляж — Владимир Дружников)
  • Перретт Прадье — Констанс Бонасье (советский дубляж — Юлиана Бугаева)
  • Робер Берри — Бонасье (советский дубляж — Яков Беленький)
  • Анри Нассье — Де Тревиль (советский дубляж — Константин Тыртов)
  • Ги Трежан — Людовик XIII (советский дубляж — Юрий Саранцев (1) и Валентин Куклик (2))
  • Анн Тоньетти — Кэти
  • Жак Сейлер — Гримо
  • Анри Коган — Мушкетон
  • Андре Вебер — Базен
  • Лена Скерла — мадам де Шеврез
  • Малка Рибовска — мадам де Ланнуа
  • Эспанита Кортес — донья Эстефания
  • Юбер де Лаппарент — канцлер Сегье
  • Жан Дегрев — де Ла Порт
  • Клод Карлиз — Бернажу
  • Саша Питоефф — Джон Фельтон
  • Жак Иллинг — дворецкий Людовика
  • Жан Озенн — дворецкий Бекингема
  • Клод Салез — слуга Ришелье
  • Доминик Зарди — трактирщик в Менге
  • Пьер Мира — трактирщик в Амьене
  • Эйме де Марш — де Вард
  • Маргеритт Кулон — Ламбер, настоятельница монастыря кармелиток
  • Иван Шифр — гвардеец кардинала
  • Антуан Бод — гвардеец кардинала
  • Франк Эстанж — гвардеец кардинала
  • Жерар Даррье — монах
  • Серж Маркан — эпизод

Сюжет

Первая серия

«Подвески королевы»

Мужество, отменная ловкость и беспримерное искусство в обращении со шпагой дали возможность д’Артаньяну, бедному дворянину из провинциальной Гаскони, ни больше ни меньше как спасти королеву Франции от бесчестия

Несмотря на все препятствия, которые воздвиг на его пути кардинал де Ришелье, д’Артаньян сумел вовремя доставить Анне Австрийской алмазные подвески — подарок короля, так неосторожно отданные ею герцогу Бекингему в знак любви. Но ещё раньше гасконец стал героем необычайных приключений, в которых снискал дружбу трёх мушкетёров — Атоса, Портоса и Арамиса, преданность славного Планше и любовь прелестной Констанс

Но д’Артаньян навлек на себя гнев Рошфора, верного слуги кардинала, ненависть Миледи, шпионки его преосвященства и, наконец, ненависть самого Ришелье — сильнейшего и влиятельнейшего политика Франции.

Вторая серия

«Месть миледи»

(вторая серия, в отличие от первой, почти полностью, — плод фантазии сценаристов.)

Ни козни Рошфора, ни тюремные цепи, ни сладкое «заточение» в замке красотки де Винтер не заставили отважного шевалье выдать секрет письма, которое он привез из Англии вместе с подвесками. Атос, Портос и Арамис при покровительстве капитана де Тревиля вызволяют д’Артаньяна из плена, но Констанс и Бекингем погибают, став жертвами политических интриг и мести

Гасконец вступает в ряды мушкетёров. Четыре друга, поквитавшись с Рошфором и Миледи, отправляются вместе с полком в Ла Рошель. «Один за всех, и все за одного!», и сам кардинал приветствует победителей на марше.

Факты

  • По постановке фильма де Жюссак (в книге появляющийся всего один раз) подменяет собой по ходу действия Рошфора (это сохранится и в следующих частях фильма) и де Варда.
  • Действие «Трёх мушкетёров» Дюма начинается в 1625 году, когда Людовику XIII и его супруге Анне Австрийской было по 24 года. Сыгравшие в этом фильме короля и королеву актёры были значительно старше — Олегу Табакову и Алисе Фрейндлих на момент съёмок фильма было по 43 года (реальный Людовик до этого возраста вообще не дожил).
  • Примерно та же путаница в возрасте мушкетёров и актёров, которые их играли. Всем актёрам (Смехову, Смирнитскому и Старыгину) в фильме уже более 30 лет, Смехову и вовсе 38 и лишь Боярскому 29 лет, однако Арамису и Портосу в первой книге не исполнилось и 30, а д’Артаньяну в начале было 18 лет, в конце — 21. Та же ситуация и с кардиналом Ришельё — ему более 40 лет, в то время как Александру Трофимову в фильме 26 лет.
  • В вышедшем на экраны варианте «Баллады Атоса» второй куплет оригинального текста песни отсутствует полностью, пятый куплет оригинала присутствует, но в урезанном варианте. Куплеты эти повествуют о «брате» невесты графа де Ла Фер. Это изменение текста породило много ошибочных трактований фразы «Обоих в омут, и конец» (под словом «обоих» изначально подразумевались невеста графа и её «брат»). Соответственно, изменён и диалог Атоса с палачом: в книге Атосу он нужен только как палач, и его причастность к делу миледи оказывается полной неожиданностью для всех остальных, в фильме Атос посвящён во все подробности изначально, а о несчастном священнике оставлена только реплика палача: «Она (Миледи) погубила моего брата».
  • Камзол Атоса можно увидеть на незадачливом женихе (Николай Караченцов) в фильме «Собака на сене» (1977 год)
  • В 1971 году ЦТ СССР экранизировало роман «Двадцать лет спустя», где также играли Вениамин Смехов и Игорь Старыгин. Смехов исполнил будущую роль Старыгина — Арамиса, а сам Старыгин воплотился в образе сына Атоса — виконта де Бражелона.

Сюжет

Франция, начало XVII века. Бедный гасконский шевалье д’Артаньян отправляется в Париж для того, чтобы вступить в роту королевских мушкетёров, как некогда отец до него. В Менге он натыкается на графа Рошфора, завязывает драку, ломает шпагу и утрачивает рекомендательное письмо, адресованное капитану мушкетёров и другу его отца, господину де Тревилю. После он прибывает в Париж и встречается с командиром мушкетёров короля, однако замечает человека, похожего на Рошфора, и пускается в погоню

На бегу он неосторожно толкает раненого Атоса, причинив ему боль, случайно оскорбляет Портоса, сорвав с него дорогой плащ, и Арамиса, скомпрометировав его роман с дворянкой Камиллой де Буатресси, и все трое вызывают д’Артаньяна на дуэль.

На месте назначенной встречи, на глазах у Портоса и Арамиса, д’Артаньян и Атос уже готовы скрестить свои шпаги, как вдруг появляется отряд гвардейцев кардинала Ришельё во главе с командиром личной кардинальской гвардии, господином де Жюссаком. Мушкетёры, к которым присоединяется д’Артаньян, принимают решение атаковать гвардейцев и одерживают победу.

После этого д’Артаньян становится другом Атоса, Портоса и Арамиса. Вскоре он спасает Констанцию, жену галантерейщика Бонасье и фрейлину королевы, от людей кардинала и влюбляется в неё. После этого случая он встречается с кардиналом Ришельё, решившим переманить храброго гасконца на службу к себе — впрочем, безуспешно. Вскоре после этого королева Франции Анна Австрийская дарит алмазные подвески своему любовнику и фавориту короля Англии Карла Стюарта герцогу Бекингему, о чём узнает кардинал. Он обращается за помощью к Миледи де Винтер и та лишает герцога двух подвесок. Воспользовавшись этим случаем, Ришельё убеждает короля Франции Людовика XIII попросить королеву прийти на Марлезонский балет с подвесками. Королева в отчаянии, но Констанция Бонасье приходит ей на помощь и убеждает д’Артаньяна решиться на поездку в Лондон, с которой гасконец успешно справляется. Однако затем Констанции, чтобы избегнуть гнева кардинала, приходится бежать в женский монастырь в Бетюне, где её, тем не менее, находит миледи, имея приказ Ришельё доставить жену галантерейщика к нему любой ценой. Это не удаётся и миледи убивает Констанцию ядом (д’Артаньян становится свидетелем смерти своей возлюбленной).

Вскоре вспыхивает война Франции с Англией, причём король Карл Стюарт решает помочь гугенотам Ла-Рошели. Одновременно кардинал собирает армию и осаждает Ла-Рошель. Под стены цитадели французских протестантов отправляются ставший мушкетёром д’Артаньян и его друзья. Вскоре происходит неудачное покушение на д’Артаньяна, заказчиком которого стала миледи, и он в трактире «Красная голубятня» выслушивает рассказ Атоса про некоего графа де Ла Фер и его несчастную любовную историю в наполовину песенной форме. Дальше миледи встречается с кардиналом и их разговор подслушивает Атос. Кардинал уходит, дав миледи записку, дающую ей полную свободу действий, в том числе в деле д’Артаньяна, однако Атос заставляет миледи отдать бумагу ему. При этом выясняется, что Атос и миледи были раньше супругами, а сам Атос и есть тот самый граф де Ла Фер.

После происходит история с отравленным анжуйским вином, во время которой миледи удаётся сбежать и найти укрытие в указанной кардиналом маленькой рыбацкой хижине, откуда она должна отправиться в Англию с целью устранить герцога Бекингема. Последний, однако, приказывает своему человеку Фельтону арестовать миледи, что и происходит.

Но миледи удаётся убедить Фельтона в своей невиновности и толкнуть его на убийство герцога, для чего тот и возвращается в Англию. Однако д’Артаньян и его друзья выслеживают миледи и учиняют над нею расправу после суда, причём приговор приводится в исполнение бывшим лилльским палачом, брата которого миледи в своё время погубила. Кардинал узнаёт о смерти миледи и, арестовав друзей-мушкетёров по формальному обвинению в дезертирстве, вызывает их к себе, получает от Атоса бумагу, выданную миледи и, уничтожив документ, предлагает мушкетёрам грамоту лейтенанта. Атос и Портос отказываются от неё, а Арамис просит кардинала почтить этим чином д’Артаньяна, после чего Атос в качестве оправдания по обвинению в дезертирстве предлагает для себя и друзей испытание в виде завтрака в бастионе Сен-Жерве, на переднем крае осады, и оно оказывается мушкетёрам по силам. Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян возвращаются победителями, а д’Артаньян заслуженно становится лейтенантом королевских мушкетёров.

  • 1-я серия — «Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян»;
  • 2-я серия — «Подвески королевы»;
  • 3-я серия — «Приключения продолжаются».

Продолжения

Популярность романа привела к появлению множества продолжений, посвященных его героям.

  • Георг Борн. «Анна Австрийская, или Три мушкетёра королевы» (1872).
  • Поль Махален. «Дочь Арамиса» (1890, под именем А. Дюма).
  • Поль Махален. «Д’Артаньян» (1896).
  • Евгений Евтушенко. «Конец мушкетёров» (1988).
  • Роже Нимье. «Влюбленный д’Артаньян, или Пятнадцать лет спустя» (русский перевод 1993).
  • Николай Харин. «Снова три мушкетёра» (1993).
  • Эдуард Глиссан. «Мемуары мессира д’Артаньяна» (русский перевод 1995).
  • Александр Бушков. «Д’Артаньян — гвардеец кардинала» (2002).
  • Даниэль Клугер. «Мушкетёр» (2007).
  • Юлия Галанина. «Да, та самая миледи» (М.: Форум, 2005)
  • Ораз Абдуразаков. «Шпага д’Артаньяна, или Год спустя» (2019)

Производство

Изначально Чарли Шин планировался на роль Портоса, но в итоге сыграл Арамиса. Кифер Сазерленд, Крис О’Доннел и Оливер Плэтт перед началом съемок прошли шестинедельный курс тренировок фехтования и езды на лошади. Чарли Шин свой курс тренировок пропустил, поскольку был занят на съёмках «Горячие головы! Часть вторая». Роль Д’Артаньяна предлагалась Брэду Питту и Стивену Дорффу, но актёры отказались и роль досталась О’Доннелу. Также для съёмок в различных эпизодах фильма Walt Disney предлагал роли Жан-Клоду Ван Дамму, Джонни Деппу, Кэри Элвес и Гэри Олдмену. Вайнона Райдер рассматривалась на роль Миледи де Винтер, но в итоге её роль была исполнена Ребеккой де Морнэй.

Большая часть фильма была снята в Австрии, в Перхтольдсдорфе, где Ребекка де Морней заканчивала школу и колледж. Параллельно съёмкам в разработке находилась ещё одна версия фильма, соперничающей студии TriStar, к которой были прикреплены Джонни Депп и режиссёр Джеремия Чечик. В конце концов, разработка другого фильма была свернута. Оливер Плэтт также предлагался на роль Портоса в этом фильме.

Места съемок

Часть съёмок проходила в Чарльзтауне (Корнуолл, Великобритания) и замке Лэндсии (Бургенланд); также в Лихтенштейне, Мариа-Энцерсдорфе, Хинтербрюлле, Корнойбурге (Нижняя Австрия) и Вене (в частности, в Хофбурге). Одна сцена с погоней была снята в роще Голифа Фоллс у реки Фоуи (Golitha Falls), в Корнуолле. Маленькая гавань в деревне Чарльзтауна стала домом для галеона, участвовавшего в съемках.

Маке после Дюма

Ученик пережил своего учителя: Дюма скончался в 1870-м году, Маке же продолжил писать, но особого признания так и не добился. Примерно через год после смерти Дюма-отца его сын написал Маке письмо с просьбой объяснить своё участие в творчестве отца, а также пролить свет на некоторые финансовые вопросы.

Маке не отрицал авторства и не скрывал подробностей своих отношений с Дюма-отцом, однако заверил сына, что денежных недоразумений между ним и Дюма-старшим не было, а сам Маке считает себя его должником, поскольку, не получи Дюма за все произведения в совокупности полмиллиона франков, им никогда не удалось бы рассчитаться.

Так или иначе, перу Маке принадлежат многие другие произведения, как романы, так и пьесы. Справедливости ради стоит отметить, что деньгами Маке действительно не был обделён — Дюма неплохо ему платил. За 20 лет до своей смерти Маке даже смог купить старинный замок, где и прожил остаток жизни, а умирая, оставил наследникам огромное состояние.

Маке был более 12 лет президентом Общества драматических авторов и композиторов, а также офицером Ордена Почётного легиона (1861). Умер 8 января 1888 года в собственном замке в Сент-Мем.

Вклад Маке в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. В 2010 году вышел фильм Другой Дюма про их соавторство и начало их соперничества.

Интересные факты

  • Фильм был снят в цвете, для широкого экрана, в двух частях — « Подвески королевы» и « Месть миледи». Ради построения динамичного зрелища авторы сценария отказались от многих эпизодов романа — нет прощания Д’Артаньяна с отцом и морского путешествия героя в Англию. Нет в фильме поединка гасконца с де Вардом, ночного приключения в алькове миледи, переодевания шевалье в женское платье, бастиона Сен-Жерве, заточения де Винтер в Англии, лилльского палача и много другого.
  • Некоторые места французской «натуры», а также костюмы художницы Розины Деламар (сестры известной актрисы кино Лиз Деламар) можно увидеть в другом популярном фильме Бордери — киносериале о приключениях прекрасной Анжелики. Первую серию «Трёх мушкетёров» снимали летом, в Бургундии. Приходилось специально платить команде сельских парней, чтобы отгоняли коров от мест съёмки. В некоторых эпизодах можно узнать небольшие старинные французские города Семюр и Перуж. Все замки и монастыри — настоящие памятники архитектуры, без подделок. Крепость у моря, обитель Фелтона — убийцы Бекингема, за три года до «Трёх мушкетёров» снимали в фильме Ричарда Флейшера «Викинги».
  • Фрагменты музыки Поля Мизраки вошли в саундтрек комедии Патриса Леконта «Туалет был заперт изнутри».
  • В фильме свою предпоследнюю кинороль сыграл выдающийся актёр французского театра Даниель Сорано. Как и Жерар Баррэ, он родился в Тулузе, где имя Сорано присвоено Драматическому театру.
  • Мастер характерных ролей — актёр Пьер Мира (толстый трактирщик в Амьене) родился в городе Монтобан (департамент Тарн и Гаррона), где прошло детство и юность Жерара Баррэ.
  • Строптивую лошадь, сбросившую Жерара в начале съёмок, по иронии судьбы звали Планше. Роль слуги главного героя в 1961 году собирались предложить комедийному актеру Роберу Дери, но, в конечном счете, утвердили его друга и коллегу по театральной сцене Жана Карме (который играл верного оруженосца и при другом Жераре — Филиппе — в фильме «Тиль Уленшпигель»).
  • Милен Демонжо, имеющая русские корни по материнской линии – мать актрисы, Клавдия Трубникова, родилась в Харькове в 1904 году, после 1918 с матерью и бабушкой эмигрировала во Францию. В 29 сентября 1935 года в Ницце у нее родилась дочь, которую назавали Мари-Элен. Позже она поменяла имя на Милен. По призннию самой актрисы, она с детства обожала романы Александра Дюма. Милен с лёгкостью добилась роли миледи, поскольку продюсер Раймон Бордери уже работал с ней на дебютной картине Милен — « Саллемские колдуньи». За роль Абигайл Демонжо удостоилась премии для самого многообещающего новичка. Партнёрами Милен в том фильме были звёздные супруги Ив Монтан и Симона Синьоре.Ещё одна заметная роль Демонжо — Эллен в «Фантомасе», где одного из телохранителей суперзлодея играет Доминик Зарди (трактирщик в Менге).
  • Исполнитель роли Мушкетона, Анри Коган — сын эмигрантов из России, бывший спортсмен-кетчист (коллега по рингу и друг Лино Вентуры) руководил постановкой драк, мэтр фехтования Клод Карлиз, сыгравший Бернажу, ставил сцены поединков на шпагах, а Франсуа Надаль управлял конной группой.
  • Исполнитель роли Базена Андре Вебер (как и Лино Вентура) дебютировал в фильме Анри Дэкуэна «Облава на торговцев наркотиками». Второй картиной Вебера был нуар « Шантаж» (1955 г.) — первый фильм в карьере Жерара Баррэ.
  • Мушкетериана актёра Жака Сейлера (Гримо) работой в фильме 1961 года не закончилась: он сыграл Ришелье в комедии Андре Юнебелля «Четверо против кардинала».
  • Перетт Прадье (Констанс) и Бернар Воринже (Портос) второй раз встретились на съёмочной площадке.
  • В 1961 году, до начала съемок фильма, «мушкетёры» — Жорж Декриер (настоящее имя Жорж Берг), Бернар Воринже и Жак Тожа служили в труппе «Комеди Франсез», а Жак Тожа (Арамис, Людовик XIV в «Анжелике», Леандр в фильме «Капитан Фракасс»), вплоть до своей смерти в 1996 году был директором администрации этого знаменитого театра.
  • Самого д’Артаньяна должен был играть малоизвестный актёр Клод Титре, но после кинопроб с Жераром Баррэ (в роли Атоса), продюсер и режиссёр — отец и сын Бордери приняли решение заменить Клода на Жерара, который понравился им в «костюмной» роли герцога Валомбреза («Капитан Фракасс»), и к тому же приходился литературному гасконцу почти земляком — родился в соседней провинции. В год съёмки «Трёх мушкетёров» ему было почти 30 лет.

В эпизодах

  • Николай Павлюк — гвардеец кардинала / наёмный убийца, подосланный Миледи к д`Артаньяну
  • Сергей Кустов — мушкетёр Монтаран
  • М. Евшин
  • Виктор Лысенко
  • О. Белкин
  • Анатолий Ходюшин — гвардеец кардинала
  • Геннадий Макоев — мажордом
  • Николай Ващилин — гвардеец кардинала
  • Сергей Васильев
  • Эдуард Ковдерер — гвардеец кардинала
  • Иосиф Кринский — гвардеец кардинала

Нет в титрах

  • Георгий Юнгвальд-Хилькевич — шкипер, хозяин шхуны (озвучил другой актёр)
  • Евгений Данчевский — Фельтон
  • Виктор Павловский — первый судейский
  • Владимир Долинский — второй судейский (озвучил Георгий Вицин)
  • Леонид Маренников — хозяин трактира
  • Валентин Букин — придворный на Мерлезонском балете
  • Борис Астанков — трактирщик-отравитель
  • Инга Третьякова — девушка в трактире
  • Георгий Мартиросян — гвардеец кардинала
  • Екатерина Мелентьева — женщина с тестом
Комментировать
0