«Партия власти» и многопартийность
Чем обусловлена тенденция партийного строительства, при которой на политическом спектре выделяется сильная «партия власти»?
-
Переход от авторитаризма к демократии требует наличия у власти сильной верхушки, способной преодолеть негативные последствия реформаторской деятельности.
-
Российская Федерация является демократическим правовым государством, где сильная президентская власть закреплена конституционно.
-
Закон «О политических партиях» от 2001 года ограничивает процессы, связанные с фрагментацией партийной системы и появлением новых политических партий.
Немаловажным фактором в формировании сегодняшней партийной системы являются изменения в политической культуре и электоральных настроениях населения в пользу центристских и консервативных ценностей.
Типологизация партийных систем
В основе типологизации партийных систем лежит применение «чисто политических» критериев. На этой теоретической базе могут быть предложены следующие группы классификации партийных систем:
- системы, в которых партии имеют собственно политический характер, и системы с преобладанием партий, которые по своей природе являются псевдополитическими и представляют собой построенные на семейных или земляческих принципах (кланы, клики, чисто ситуативные группировки «ad hoc» и др.);
- системы, играющие ведущую роль в формировании реальной политики государства и общества, и системы, которые играют второстепенную роль в политической системе (декоративность политических партий или их недоразвитость);
- системы с «вырезанием определенного сегмента политического спектра» (то есть с запретом партий определенных идеологических направлений) и либеральные (в сугубо политическом, не экономическом понимании этого термина) — без установление довольно строгих идеологических критериев для предоставления официального разрешения на функционирование конкретных политических партий;
- однопартийные, двухпартийные, многопартийные;
- революционные, реформаторско-стабилизационные, консервативные;
- плюралистические, ограниченно плюралистические и монолитические;
- националистические и поликультурные;
- религиозные и светские;
- марксистские, «национального» («арабского», «африканского» и тому подобное) социализма и несоциалистические;
- социалистические, капиталистические, феодальные, рабовладельческие (партийные системы доиндустриального, индустриального, постиндустриального и информационного общества).
Приведенный выше перечень возможных классификаций партийных систем не является исчерпывающим. Кроме того, надо отметить, что выше указаны только теоретически выделенные типы партийных систем, среди которых располагается много смешанных и промежуточных типов, которые соответствуют реалиям тех или иных стран.
Характеристика двухпартийной системы может даваться на основании:
- официального закрепления в конституционном законодательстве страны допустимости существования только двух политических партий и соответственно — запрет всех других партий, или
- признания факта преобладания в политической жизни конкретной страны двух партий, которые время от времени сменяют друг друга у власти (при этом законодательство страны может официально предоставлять этим двум традиционным партиям формально-юридические и фактические преимущества перед любыми третьими партиями, хотя и ограничивать общее количество легальных партий).
Если продолжить анализ партийных систем и обобщить и детализировать наиболее распространенную в современной политической литературе типологию партийных систем, в основе которой лежат два критерия — количество существующих партий и наличие принципа альтернативности (возможности ротации, смены правящих партий), то можно предложить такую комплексную классификацию партийных систем:
- Отсутствие партийной системы
- Однопартийные системы.
- Двухпартийные системы.
- Неальтернативные многопартийные системы
- Альтернативные системы
- Де-факто неальтернативные плюралистические партийные системы
- Двухблочные многопартийные системы
- Многополюсная система многопартийной раздробленности
Основные признаки политических режимов
- роль народа в механизмах формирования политической власти и методы такого формирования;
- корреляция прав и свобод человека и гражданина с правами государства, обеспеченность прав и свобод личности;
- баланс законодательной и исполнительной ветвей власти;
- политическое и правовое положение «силовых» государственных структур;
- степень централизации власти;
- положение и значимость негосударственных структур в общественно-политической системе;
- место СМИ, степень гласности в обществе и прозрачности правительственного аппарата;
- преобладание определенных способов при реализации государственной власти.
Становление многопартийной системы в России: дореволюционный период
Многопартийная система в России начала складываться гораздо позже, чем в большинстве развитых стран Западной Европы и Америки. Главной причиной этого был господствующий несколько столетий крепостной строй с ярко выраженной самодержавной властью.
Реформы шестидесятых годов XIX века привели не только к бурному экономическому росту, но и к заметным изменениям на политической арене страны. Это, прежде всего, относится к процессу резкой политизации общества, когда разные социальные слои искали возможность оказывать влияние на постепенно теряющее свое влияние самодержавие.
Многопартийная система в России берет свое начало в конце XIX – начале ХХ вв., когда за неполное десятилетие оформилось более пятидесяти партий. Безусловно, этот процесс был напрямую связан с бурными событиями первой русской революции и изданием Манифеста от семнадцатого октября 1905 года. Среди наиболее заметных политических организаций стоит выделить РСДРП, Конституционно-демократическую партию, Октябристов, Союз русского народа и Партию социалистов-революционеров.
В то же время стоит отметить, что формирование многопартийной системы в нашей стране проходило в условиях серьезных социальных изменений, и до революции этот процесс так и не был завершен. Главными препятствиями здесь были сложная многоступенчатая система выборов, неравные условия для партий в политической деятельности, а также сохранявшееся доминирующее положение самодержавия на политической арене.
Многопартийная система
Многопартийная, система
отличается политической конкуренцией
нескольких партий. В зависимости от
количества партий выделяются партийные
системы умеренного (от трех до пяти) и
крайнего (от шести и более) плюрализма,
ни одна из них не может самостоятельно
находиться у власти. В результате
возникает необходимость организации
коалиций как для формирования
правительства, так и для внутрипарламентской
работы. Многопартийные системы
подразделяются на системы с доминирующей
партией и без таковой.
состоит
из
трех и более однопорядковых по своему
влиянию политических партий. Ни одна
из них не располагает достаточной
поддержкой со стороны избирателей и не
в состоянии без вступления в коалицию
победить на выборах и сформировать
правительство.
Многопартийная
система более дифференцированно отражает
разнообразные интересы различных
социальных групп. У избирателей появляется
больше вариантов выбора и соответственно
больше удовлетворенность от того, что
есть политическая партия, которая
выражает сугубо их интересы и интересы
их единомышленников. Кроме того,
многопартийная система является более
открытой для различного рода инноваций.
В
то же время многопартийная система
также имеет определенные недостатки.
Она менее стабильна, создаваемые ею
правительства также неустойчивы.
Разногласия между партнерами по коалиции
не всегда способствуют созданию
эффективного и легитимного правительства.
Поиски компромиссов во время формирования
правительства и в периоды принятия
важных решений могут привести к конфликтам
и даже к его расколу (роспуску). Кроме
того, на согласование различных вопросов
уходит много времени и средств.
В
рамках многопартийной системы выделяют:
-
многопартийную
систему без доминирующей партии.
В такой системе ни одна из партий не
имеет абсолютного большинства в
парламенте и, следовательно, вынуждена
при формировании правительства заключать
союзы и соглашения с другими представленными
в парламенте партиями; -
многопартийную
систему с доминирующей партией,
которая характеризуется тем, что одна
из партий лидирует на политической
арене, располагая самостоятельно или
в тесном союзе с другой партией абсолютным
большинством мест в парламенте; -
«блоковую»
многопартийную систему,
которая принимает форму резкой
поляризации политических сил,
группирующихся в периоды проведения
избирательных компаний на два
противостоящих друг другу блока.
Функционирование этой системы во многом
напоминает функционирование бипартизма.
В
Скандинавских странах длительное время
доминировали социалистические партии,
в Италии — Христианско-демократическая
партия, в Японии — Либерально-демократическая.
Доминирующих партий нет в Швейцарии,
Нидерландах, Финляндии.
В
парламентских республиках партии,
победившие на выборах в парламент,
формируют правительство. Если не
существует преобладающей партии, они
вынуждены создавать коалиции для
совместного формирования правительства.
6)
Политические партии активно влияют на
деятельность органов государственной
власти, экономику, социальные процессы,
отношения между странами. Они являются
одним из базовых институтов современного
общества, без которого не возможно
функционирование представительной
демократии, которая требует развитых
и хорошо организованных партий. При их
отсутствии усиливается угроза
возникновения авторитарного режима.
Демократия обеспечивается участием
партий в выборах, поскольку на
многопартийных выборах сталкиваются
не амбиции личностей, а интересы
общественных групп. Многопартийность
является определенной гарантией против
коррупции, злоупотреблений властью,
своеобразным способом контроля
государственных деятелей. Трансформируя
чувства социального недовольства в
позитивные политические цели, партии
направляют стихийную его энергию в
русло конституционной борьбы за
достижение целей через участие в
государственном управлении.
Общественно-политическая
роль партий проявляется в их функциях.
главное
в деятельности партий – изучение интересов
социальных групп и слоев для формирование
их защиты, изучение опыта других партий
и организаций, стремящихся к достижению
подобных целей в разных странах.
Отрицательные моменты многопартийной системы
Рассмотрим и отрицательные стороны многопартийности:
- Большое количество партий сильно расслаивают население. Избиратель теряется, если например, в его стране существует сразу четыре социалистических партии. Рядовой гражданин не видит разницы между ними. Этим пользуются другие политические круги. Например, существует две доминирующие партии среди десятка других, им и бороться во втором туре выборов. И тут одна из партий совершает хитрость. Перед выборами, чтобы отвлечь избирателя от его взглядов, создается еще одна партия того же толка и с похожим названием. Часть избирателей теряется, и выбирает, так сказать фейковую партию. Так, казалось бы, доминирующая партия лишается голосов, конкуренты набирают меньший процент.
- В условиях так называемого «московского синдрома» (разочарование граждан в правительстве, слабая политическая активность и гражданская позиция), люди используют выборы не для решения своего будущего, а для решения своих сегодняшних проблем. Этот синдром проявляется в разных странах. В борьбе за власть, политики готовы выкладывать деньги и пользуясь служебным положением, помогать будущим избирателям. Граждане, уже не веря в демократический исход выборов просто пользуются благами, которые предоставляют политики, чтобы получить хоть что-то.
- Грязная игра на избирателя. Все чаще, предвыборные компании партий, становятся похожи на поливание грязью своих оппонентов, самопиар, а не на предоставление гражданам конкретной программы на будущее. Ложь, пропаганда своих интересов еще более запутывают избирателя, опускают его в пучину неверных слухов, фейковых новостей, ложных фактов.
- Внутриполитическая борьба истощает силы борьбы с оппозиционерами и, порой, члены партии заняты больше распространением неверных слухов, выискиванием ошибок конкурентов, а не непосредственной работой на благо избирателя.
Итак, тот тип политической системы, к которому стремились начиная с Великой французской революции. Он считается самым демократичным, имеет ряд негативных факторов. Они и не дают множеству стран переходить на многопартийную систему. Передовые страны мира до сих пор имеют двухпартийную систему. Это и Соединенные штаты и Великобритания и Канада. Многопартийность хорошо работает на своих граждан, когда есть высокая политическая активность, а количество партий не превышает десяток. Например как в Италии или Германии.
Партийные системы и политические режимы
В правовых государствах существуют демократические, авторитарные и социалистические партийные системы.
-
Буржуазно-демократическая партийная система — это тип политического устройства, для которого характерно ведение легальной борьбы за власть групп партий. При этом господствующее положение занимает партия, обеспечивающая себя поддержкой большей части членов парламента. Тем не менее в парламенте представлена оппозиция.
-
Социалистическая партийная система — это режим, представляющий собой систему управления, при которой у власти в привилегированном положении находится одна правящая партия. Управленческий аппарат – под полным контролем господствующей партии.
-
Авторитарная партийная система — это промежуточный между демократическим и социалистическим типом правления. Доминирующую позицию занимает государство. Представители конкретной партии играют незначительную роль в процедурах, связанных с руководством государством и принятием решений.
В соответствии с количеством партий различают следующие типы партийных систем: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные и многопартийные.
Типология партийных систем включает в себя разделение на конкурентные и неконкурентные режимы. Определяющим признаком является характер межпартийных отношений. Так, отсутствие конкуренции за власть свойственно однопартийной системе, в то время как ее наличие — признак двух- и многопартийного политического порядка.
Основные виды партийных систем
Большинство западных политологов и социальных исследователей уже давно пришли к выводу, что наличие той или иной партийной системы достаточно точно отражает политическую развитость общества. Так, многопартийная система свидетельствует и о развитости социальной структуры, и о высокой степени влияния гражданского общества на решения органов государственной власти. Наоборот, однопартийность – неизменный признак тоталитарного общества, свидетельствующий о том, что людям намного проще переложить ответственность на чиновников, чем взять ее на себя.
В целом ряде государств (например, в США и Великобритании) уже сравнительно давно действует двухпартийная система. При этом двухпартийность вовсе не означает существование именно такого количества партий. Просто реальная борьба идет именно между ведущими политическими силами, для других партий и движений практически шансов прийти к власти нет.
Многопартийная система
Многопартийные системы – это тип партийной системы, для которой характерно пропорциональное представительство, при котором более двух партий могут эффективно конкурировать за право формировать правительство и выдвигать своих представителей в парламент.
Многопартийная избирательная система обычно исключает или затрудняет достижение партией собственного большинства в парламенте. Пропорциональное представительство достигается за счёт пропорциональной избирательной системы. Как партийная система, модель многопартийной системы является нормой в демократических странах.
При многопартийной системе партии соревнуются друг с другом за власть. Ни у одной из них нет шансов получить в парламенте абсолютное преимущество (50% мест + одно место) для самостоятельного формирования правительства. Так формируются коалиционные правительства.
Эта система показывает многообразие интересов населения, даёт населению возможность лучше и полнее представлять свои взгляды в парламенте. Однако иногда это также может затруднить решение определённых социальных проблем, что приводит к конфликтам.
- правительство без возможности коалиции (Великобритания, Канада, Австрия до 1980-х годов);
- правительство возможно только при коалиции (Австралия, Германия до 2017 года);
- правительство с коалициями средних или крупных партийных образований (страны Северной Европы кроме Финляндии и Швейцарии).
Поляризованный плюрализм (который характеризуется большим числом сторон с большим идеологическим расстоянием друг от друга и от самой политической системы) вряд ли можно отличить от умеренного плюрализма сегодня. Сегодня настоящих антисистемных партий практически не осталось. Следовательно, этот тип также можно подразделить на:
- поляризованный плюрализм с фундаментальной оппозицией справа и слева (Веймарская республика, ФРГ с 2017 г., Вторая Испанская республика и др.);
- поляризованный плюрализм с центральными партиями по идеологической ориентации, способными управлять (Франция, Израиль, Финляндия, Италия и др.).
Однопартийная система СССР
Отдельно внимание следует уделить однопартийной политической системе. Данная система считается не состязательной
Ее название говорит уже о том, что в ее основе лежит только одна партия. Такая система приводит к тому, что выхолащивается институт выборов, так как отсутствует возможность альтернативного выбора. Центр принятия тех или иных решений полностью отходит к руководству партии. Так или иначе, но постепенно такая система приводит к становлению диктаторского режима и тотального контроля. В качестве примера государств с таким типом систем можно назвать СССР в период с 1917 по 1922 года.
Ключевое событие, повлиявшее на появление в СССР однопартийной системы стали события февраля 1917 г., когда на смену монархии приходит нерешительное и слабое временное правительство, свергнутое впоследствии социал-демократической партией.
Во главе однопартийного правительства стоял В.И. Ленин. Настало время «устранения» всех небольшевистских партий. Первый из выводов, характеризующих однопартийность советского периода – решающее значение насилия в формировании однопартийности. Однако существовал и другой подход на пути к поставленной цели – эмиграция лидеров партий, отрыв их от страны.
Замечание 1
Стоит заметить, что методы борьбы большевиков не отличались мирной направленностью. Довольно часто в ход шли бойкоты и обструкции: прерывались выступления, часто слышались с мест издевательские замечания, освистывали. В тех случаях, когда достичь победу не получалось, большевики прибегали к образованию в нужном органе подобного себе органа, признавая его единственным законным. Бытует мнение, что такой способ борьбы изобретен лично В.И. Лениным.
Основные трудности и пути их решения
Главная сложность в процессе развития политического и идеологического плюрализма в нашей стране связана с тем, что в обществе за более чем двадцатилетний переходный период так и не выработалось основного идеологического стержня. Во многом именно поэтому партии ориентированы на сиюминутные выгоды, не заботясь о системной планомерной работе. Выходом из данной ситуации может стать последовательная совместная работа государства и гражданского общества, которая приведет к выработке понятных для всех идеологических ориентиров.
Еще одна трудность состоит в том, что многопартийная система, примеры которой рассматривались выше, в большинстве стран формировалась в процессе так называемых буржуазных революций. В нашей стране многопартийность стала развиваться после семидесяти лет существований жесткой авторитарной модели. Это, в свою очередь, наложило отпечаток на отношение простых граждан к власти, на их желание и стремление активно участвовать в жизни общества.
Семь однопартийных государств
Корейская Народно-Демократическая Республика
Северная Корея – социалистическое государство, которое следует идеологиям чучхе и сонгун. Идеология чучхе является краеугольным камнем политики и управления, поэтому она дает полный ответ на все вопросы, которые могут возникнуть в борьбе за национальное освобождение. Страной правит династия Ким, которая будет править вечно в соответствии с основополагающими принципами правящей партии, известной как Рабочая партия Кореи. Государство контролирует все средства и факторы производства. Политика руководствуется «Десятью принципами становления монолитной идеологической системы».
Лаосская Народно-Демократическая Республика
Лаосская Народно-Демократическая Республика является страной Юго-Восточной Азии, управляемой Лаосской Народно-Революционной Партией (ЛНРП). Страна, не имеющая выхода к морю, – это социалистическое государство, которое открыто поддерживает коммунистические идеологии. Президент является генеральным секретарем ЛНРП, а премьер-министр возглавляет правительство. В руководстве партии доминируют военные деятели.
Китайская Народная Республика
Китай управляется одной партией, известной как Коммунистическая партия Китая. Страна была объявлена де-факто однопартийным государством с президентом в качестве генерального секретаря. Он возглавляет Центральную военную комиссию, поэтому он является высшим руководителем страны. Лидер имеет конечную несомненную силу и власть и использует демократическую систему диктатуры народа. Китай следует ленинскому принципу, который выступает за демократический централизм.
Республика Куба
Единственная политическая партия, существующая на Кубе, – это Коммунистическая партия Кубы, которая является «ведущей силой общества и государства». Как социалистическое государство, Куба следует марксистско-ленинским идеологиям. Президент избирается на должность каждые пять лет, и нет никаких ограничений в отношении того, сколько раз он может претендовать на место. Ни одна политическая партия не имеет права проводить агитационные собрания. Куба обычно классифицируется как авторитарный режим.
Сахарская Арабская Демократическая Республика
Сахарская Арабская Демократическая Республика – это спорная территория, расположенная в Северной Африке, которая частично контролируется Марокко и Фронтом Полисарио. Полисарио – это националистическое движение, нацеленное на борьбу за независимость Сахарской Арабской Демократической Республики и прекращение господства Марокко. Хотя это и не политическая партия как таковая, она контролирует политику страны, поэтому считается, что она является единственной законной партией, представляющей народ сахаров.
Социалистическая Республика Вьетнам
Единственная легальная политическая партия во Вьетнаме известна как Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ). Партия централизованно контролирует государственные органы, средства массовой информации и вооруженные силы. Партия Вьетнамского фронта Отечества (VFF) существует без многих полномочий, потому что конституция Вьетнама наделяет КПВ превосходством по Статье 4. Партию Тронга авторитетно возглавляет Нгуен Фу Тронг, который также является ее Генеральным секретарем и секретарем Центральной военной комиссии.
Государство Эретрия
В Эритрее единственной политической партией, которая может действовать, является Народный фронт за демократию и справедливость (ПФДЖ). Любая другая политическая группировка является незаконной. Однако конституция 1997 года, которая остается невыполненной, дала многопартийную политику. Однопартийная президентская республика не проводила выборы с момента обретения независимости.
Преимущества и недостатки многопартийности
Партийно-политическая система, состоящая из трех и более партий, обладающих сильной организацией и мощным влиянием на функционирующие институты, называется многопартийной. Особенность многопартийности заключается в том, что борьба за государственную власть ведется с участием различных идейно-политических позиций. Конкуренция является основой многопартийности, поскольку победа в избирательной кампании достается той партии, чья деятельность вызывает у граждан наибольшую политическую симпатию
Важно отметить, что понятие партийной системы как трех-, четырех-, пятипартийной формируется в зависимости от количества партий, имеющих парламентское представительство
Главным преимуществом многопартийности исследователи и социологи считают развитие политического плюрализма, поскольку в условиях вынужденного сотрудничества партии приходят к компромиссам, развивают толерантность. Безусловно, многопартийная система позволяет защитить интересы большего количества социальных групп. Тем не менее для рядового избирателя программы нескольких партий могут казаться фактически одинаковыми, что приводит его в замешательство. Кроме того, существенным недостатком многопартийной системы является правительственная нестабильность, вызванная отсутствием в парламенте определенного большинства.
Партийная система с доминирующими партиями
При системе с доминирующей партией среди нескольких существующих партий одна партия может реально претендовать на формирование правительства, потому что другие партии маленькие и слабые. Одна партия выступает в роли гегемона, вынуждая оставшиеся партии (так называемые партии-сателлиты) полностью подчиняться себе.
Эта партия формирует правительство и может быть заменена только коалицией из почти всех других оставшихся партий. Такая партия обычно использует исторические условия, имеет решающее преимущество, оставаясь у власти почти всё время.
Примером такой партийной системы может служить Индийский национальный конгресс в Индии, Революционная институциональная партия в Мексике и др. Доминирующие партии встречаются в демократиях (Япония и Индия) и в авторитарных государствах (например, как в Египте до «арабской весны»).
В партийных системах с доминирующими партиями, партия представляет собой постоянный элемент государственной власти (либо в качестве единственного руководящего органа, либо в составе коалиции).
Разница между партиями в различных системах заключается в том, что в условиях демократии разрешается реальная конкуренция за голоса избирателей. Это означает, что возможно поражение доминирующей партии на выборах.
Партийные системы с доминирующими партиями находятся в упадке. Такое развитие событий наблюдается, например, в Израиле, где Социалистическая рабочая партия Израиля (после слияния с Лейбористской партией в 1968 г.) занимала доминирующее положение. Однако сегодня внутри партийной системы Израиля наблюдается высокая степень конкуренции с основными участниками кампании – Лейбористской партией и правой партией Ликуд по обе стороны политического спектра.
Двухпартийная система
Двухпартийная система
характеризуется постоянной конкуренцией
между двумя основными партиями. Остальные
партии не имеют значительного политического
веса. Подобная партийная система
существует в США и Великобритании.
наиболее
характерны для устоявшихся демократических
режимов власти (США, Англия, Австралия).
В таких политических системах каждая
из партий способна самостоятельно, без
коалиции с другими политическими силами,
сформировать правительство и осуществлять
власть.
Двухпартийная
(бипартийная) система имеет свои сильные
и слабые стороны. К сильным относятся:
стабильность политической системы;
высокая степень управляемости
государством; предсказуемость политической
деятельности и др. К недостаткам можно
отнести то, что такая система достаточно
консервативна, не способна адекватно
выражать все многообразие социальных
интересов различных общественных групп
и классов; закрыта для вхождения в
политику «свежих» альтернативных сил;
правящая партия сращивается с
государственным аппаратом.
Общая характеристика партийной системы
Важной составляющей механизма власти является партийная система, которая представляет собой процесс развития самого политического процесса, его становление в динамике. Характеризуя специфику партийной системы можно отметить, что процесс ее формирования проходит под влиянием самых разных факторов
Это могут быть те или иные особенности национального состава населения, воздействие религии или исторических традиций, соотношений политических сил и многое другое.
Замечание 1
Для того, чтобы определить характер политической системы стоит обратить внимание на степень реального участия в жизни государства политических партий. Важный момент заключается в том, что решающую роль всегда играет не общее количество партий, а именно направление и число партий, реально участвующих в жизни страны
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие разновидности партийных систем, а именно:
- однопартийные;
- двухпартийные;
- многопартийные.
Для того, чтобы наиболее качественно понимать многопартийность политической системы, охарактеризуем для начала однопартийные и двухпартийные системы.
Рисунок 1. Классификация партийных систем. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Советский период
С приходом в октябре 1917 года к власти революционно настроенной партии большевиков деятельность всех других политических объединений стала постепенно сворачиваться. Уже к лету 1918 года РСДРП(б) осталась единственной легально действующей политической партией, все остальные были или закрыты, или самораспустились. На долгие десятилетия в стране установилась монополия одной силы.
Многопартийная система в СССР стала возрождаться в конце 1980-х гг., когда в связи с перестройкой и политикой демократизации общества в стране стали появляться оппозиционные политические движения. Особенно быстрыми темпами этот процесс пошел после отмены в 1990 году шестой статьи Конституции, которая гарантировала господствующее положение КПСС.
Уже в первые месяцы после знаменитого мартовского съезда народных депутатов министерством юстиции СССР было зарегистрировано около двадцати политических партий и движений. К моменту распада государства их уже насчитывалось более шестидесяти.
Характеристика партийных систем
Партийные системы в обществе характеризуются взаимодействием между различными политическими партиями. В демократических обществах взаимодействие наблюдается в основном между конкурирующими партиями, важными для власти.
Партийная система включает:
- нормы, регулирующие отношения внутри партий, между партиями и государственными структурами (эти стандарты могут регламентироваться правовыми нормами или обычаями);
- отношения между партиями, которые соревнуются друг с другом за власть или объединяются для использования и приумножения этой власти;
- функции и задачи, которые партийная система должна выполнять в данной политической системе.
Партийная система может быть сильной и институционализированной. Сильная партийная система определяется следующими факторами:
- правила, регулирующие партийную конкуренцию за голоса избирателей, стабильны;
- конкурирующие партии имеют глубокие корни в обществе, в котором они ищут поддержки;
- все стороны пользуются признанием и легитимностью у народа;
- у конкурирующих сторон есть сильные организации и собственные ресурсы.
Так, например, Западная Европа является типичным примером сильных партийных систем демократических стран, в то время как Латинская Америка может рассматриваться как её противоположность с традициями слабых партийных систем.
Партийные системы можно грубо дифференцировать по следующим отличительным признакам:
- по количеству сторон (структурный признак);
- по моделям поведения (по используемым стратегиям партийной деятельности и моделям поведения в политических конфликтах);
- по идеологическому расстоянию между сторонами (например, правыми и левыми);
- по возможности формировать правительство или создавать совместную правительственную коалицию.
Хотя до сих пор нет согласия по всем значимым свойствам, можно выделить как минимум 7 важнейших свойств и характеристик партийных систем:
- фрагментация (количество партий);
- асимметрия (пропорции);
- нестабильность (изменения во времени между выборами);
- поляризация (идеологическая дистанция);
- легитимность (принятие населением);
- сегментация (изоляция партий с точки зрения формирования коалиции);
- стабильность правительства (продолжительность правительственных коалиций).
Партийные системы Западной Европы являются продуктом исторической модернизации, сформировавшейся во время Промышленной революции. На формирование партийных систем больше всего повлияли социальные расколы и классовые конфликты:
- центр-периферия;
- религиозный-светский;
- городской-сельский.
В то время основной функцией партий было представление определённых слоёв общества в государственных структурах. Даже после того, как они впоследствии стали массовыми партиями, многие из них отражали социальные разрывы и конфликты, существовавшие в начале формирования партийной системы.
В условиях современных либерально-демократических систем, преобладающих сегодня (особенно в западных промышленно развитых странах), формирование партий и их участие в выборах обычно гарантируется Конституцией.
Сегодня решающее значение для формирования и объяснения партийных систем играет не избирательная система, а следующие факторы:
- социальная структура с её социальными линиями конфликта;
- существующая социальная среда;
- доминирующие потребности и интересы граждан.