Букварь 1 класс за 1959 и 1962 года
Эти учебники похожи, есть небольшие изменения при изучении последовательности букв. Все остальное неизменно. Итак:
1. Первое, что меня поразило, нет картинок с животными, выполняющими функции людей. Только люди, очень часто это школьники. Люди изображены так же, как и мы, нет никаких людей с неестественным лицом, телом и т.д. В картинках соблюдены все пропорции человека. Вывод: ребенок, глядя на такие картинки, себя с ними ассоциирует.
2. Все картинки изображены гармонично, все естественно и красиво. Если это человек, одежда, природа, то они как настоящие. Соблюдена естественная цветовая гамма, естественные пропорции. Ученик воспринимает всю гармонию.
3. Женщины выполняют женские обязанности, мужчины — мужские. Все это позволяет ребенку правильно проявлять себя в дальнейшей жизни, что позволяет ему избегать стрессов.
4. Нет ни одной картинки, где бы дети хулиганили. Нет картин — нет и восприятия таких форм поведения.
5. Очень много картин, где происходит взаимодействие детей и взрослых с природой.
7. Нет глупых картин (например, как в Азбуке по программе ФГОС «баран бьет в барабан»). Все картины серьезные, т.е. ребенок не глупеет, а наоборот становиться взрослее.
8. На всех картинках дети и взрослые счастливые.
9. Присутствует в этих учебниках каллиграфия: правильное и гармоничное написание букв, слов, предложений. Образцы помогают лучше запомнить.
Букварь А.И. Воскресенской
Третий послевоенный букварь,
написанный в 1945 году талантливой учительницей и методистом А.И. Воскресенской неоднократно переиздавался и его обложка тоже изменялась. Справа – обложка 1945 года, слева – обложка более поздних изданий. Сравнить содержание страниц изданий 1952 года и 1959 года можно на иллюстрациях ниже. Последнее издание букваря вышло в свет в 1960 году.
Букварь для школ слабослышащих
>
Букварь издан в 1986 году и
адаптирован к возможностям слабослышащих детей – и ударения над словами и
рисунки помогают им в обучении. А все остальное – как в обычном классе. Авторы
букваря – Донская Н.Ю. и Линникова Н.И.
Азбука 1 класс 2011 год (программа ФГОС)
Можно сказать одним словом – этот учебник не пригоден. А теперь подробней:
1. Учебник не яркий, не гармоничный, неестественные тела, лица взрослых, детей. Не увидела ни одной картинки с естественными пропорциями. Цвета, особенно в одежде, непонятные, нарушающие гармонию восприятия. Учебник вообще не вызывает никакой красоты.
2. В небольшой степени пропагандируется алкоголь (в виде бокалов на столе), разврат (лежит девочка полуголая на пляже), потребление (компьютер, телефон и т.д.).
3. Часто встречаются в картинках агрессия, хулиганство, беспорядок (в доме).
4. ЗОЖ и любовь к учебе, к труду, взаимопомощь полностью заменены животными, и встречается только несколько картинок во всем учебнике.
5. Присутствуют в большом количестве глупые картинки.
6. Полностью отсутствует не то, чтобы каллиграфия, а вообще прописные буквы.
Азбука в картинах Александра Бенуа
Созданная в 1904 году веселая и добрая книга, в которой в отличие от букваря нет слогов и слов. Только краткие пояснения под иллюстрациями, но какими роскошными! Александр Бенуа иллюстрировал азбуку картинами на тему театра, истории, жизненных ситуаций и сказок и своих воспоминаний. Посмотреть полную коллекцию иллюстраций азбуки можно на сайте “Библиотекарь.Ру”
Своей азбукой Бенуа положил начало новому
направлению книгоиздания – детским иллюстрированным книгам. Через несколько
лет, в 1911 году, Мстислав Валерианович Добужинский начинает работу над своим
вариантом азбуки, которая называется «Азбука мира искусств». Иллюстрация к
букве «А» в этой азбуке посвящена Александру Дюбуа.
Букварь Кариона Истомина
Букварь называется «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых».
Рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, Карион Истомин поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.
Краткаясправка |
Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе. |
Печатное издание «Букваря» толщиной в 44 листа, вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров.
“Советская азбука” Маяковского
В 1919 году в типографии
Строгановского училища издается еще одно патриотическое пособие для бойцов –
“Советская азбука”, страницы которой оформлял В.В.Маяковский.
Под каждой буквой алфавита, изображенной в виде рисунка – карикатуры, помещена злободневная частушечная подпись. Дерзкая и злободневная, “Советская азбука” была написана Маяковским, по его собственным словам, для армейского употребления: “Там были такие остроты, которые для салонов не очень годятся, но которые для окопов шли очень хорошо”.
Размеры азбуки 24,5см на 19,2см
(сравнимо с размерами современного планшета), напечатано все издание на очень
ломкой бумаге в целях экономии и массовости. Несмотря на большой тираж, она стала редкой, поскольку раскрашенная часть тиража бесплатно выдавалась уходящим на фронт красноармейцам и курсантам и не сохранилась.