No Image

Советский истребитель и-16: история создания, описание, характеристики

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Боевое использование И-16

Самолеты И-16 принимали активное участие в пяти войнах. Боевую проверку истребитель прошел во время гражданской войны в Испании (1936—1938 гг.). По скоростным и маневренным качествам И-16 не имел равных. Только новый немецкий истребитель Мессершмитт Bf-109 мог соперничать с советским самолетом. Во время войны нашими летчиками была разработана и широко применялась тактика эшелонирования разнотипных истребителей по высотам. И-16, находясь на «верхнем этаже», скоростными атаками вытесняли противника вниз, под удары маневренных И-15.

Затем истребители И-16 принимали участие в боевых действиях в Китае (1937—1940 гг.), где, прикрывая города от налетов, впервые столкнулись с японскими истребителями А5м4 и Ki-27. Высокая скорость, живучесть, лучшая скороподъемность, хорошие пикирующие свойства, обусловленные высокой прочностью, позволяли пилотировать И-16 с большими перегрузками. Однако малая устойчивость мешала вести прицельный огонь.

В период сражений в Монголии (май-сентябрь 1939 г.) произошло событие, повлиявшее на дальнейшее развитие вооружения самолетов различных классов. Впервые в истории авиации в бою истребители применили реактивные снаряды. Несколько И-16 тип 10 было переоборудовано для пуска шести 82-мм РС-82. За 11 дней боев новым оружием было сбито 13 самолетов противника. С тех пор при разработке истребителей предусматривалась установка реактивных снарядов. Также опыт боевых действий показал, что отсутствие радиостанций на каждом самолете снижало организацию согласованных действий в бою.

В период советско-финляндской войны (ноябрь 1939 г.— март 1940 г.) качественное превосходство истребителей И-16 над Fokker D-XX было очевидным. Поэтому командование противника запретило своим летчикам вступать в бой с советскими истребителями, рекомендовав сосредоточить усилия на уничтожении бомбардировщиков. Однако известны два факта, когда финские летчики одержали победу над И-16. В одном из боев в феврале 1940 г. И-16 были сбиты бипланом Gladiator. 26 февраля победу над И-16 одержал самолет Fiat G.50. Одна машина И-16 тип 10 была захвачена в качестве трофея.

В предвоенные годы И-16 составлял основу советских ВВС.

Самолеты И-16 тип 10,17,18, 24, 28 и 29 принимали активное участие в сражениях первого периода Великой Отечественной войны.

Благодаря И-16, в первые месяцы войны звания Героя Советского Союза были удостоены П.Т. Харитонов, М.Л. Жуков, С.И. Здоровцев. Дважды Герои Советского Союза Г.П. Кравченко, С.И. Грицевец, А.В. Ворожейкин, Б.Ф. Сафонов и другие начинали свой боевой путь на И-16 еще в Испании и на Халхин-Голе. А.К. Антоненко, П.А Бринько и Б.Ф. Сафонов в 1941 г. каждый сбили более 10 немецких самолетов. В августе 1941 г. В.В. Талалихин на И-16 одним из первых совершил ночной таран, сбив в небе над столицей бомбардировщик Не-111.

Бои этого периода, ввиду полного преимущества и качественного превосходства Bf-109, носили оборонительный характер. Снизить потери позволяло применение основного тактического приема — построения в круг.

Тем не менее пилоты И-16 продолжали одерживать победы над противником. Так, дважды Герой Советского Союза В.М. Голубев сбил два Bf-109F прямо над аэродромом врага.

22 февраля на Калининском фронте звено И-16 при патрулировании обнаружило на удалении 10 км большую группу бомбардировщиков под прикрытием восьми Мессершмиттов Bf-109. Противник, ошеломленный внезапной атакой, беспорядочно сбросил бомбы и повернул обратно. Было сбито четыре бомбардировщика и один Bf—109. И-16 потерь не имели.

Даже еще в 1942—1943 гг. летчики 4-го Гвардейского истребительного полка Балтийского флота на И-16 успешно защищали «Дорогу жизни».

CS 1.6 – один из отцов киберспорта

Применение И-16 в военное время

В предвоенное и первые два года войны самолеты И-16 выпускались деревянными: это позволило значительно сократить трудозатраты и снизить себестоимость машин. Всего было выпущено около 10 000 разных модификаций этого самолета.

Самолет в музее авиации

Поскольку на момент начала Великой Отечественной войны эти самолеты морально устарели, необходимо было в кратчайшие сроки создать новые типы самолетов на базе И-16. Это было с успехом выполнено в 1942 году – И-16 сменили современные истребители МиГ-1 (на базе И-61), ЛаГГ-3 и Як-1. До появления этих самолетов на вооружении Красной Армии оставались И-16 типов 5, 10 и 17 с моторами М-25 и М-25А. Примечательно, что в первых моделях И-16 устанавливали моторы М-25 мощностью 715 л. с; в последних модификациях этих самолетов уже стояли моторы М-62 мощностью 1100 л. с.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Модернизировалось и боевое оснащение: на первых моделях самолетов были установлены два пулемета калибра 7,62 мм; последние модификации имели уже четыре пулемета и даже легкие пушки.

Советские истребители, пришедшие на смену И-16, значительно опережали своих предшественников по летным и боевым характеристикам, но роль легендарных И-16 в участии в разгроме врага не переоценить – на этой воздушной машине было совершено много подвигов, которые будут прославлять в веках.

Оборудование кабины пилота

Приборную панель можно видеть на фото 46. Изделие ICM более правдоподобно имитирует оригинал и состоит из двух деталей, одна из которых изготовлена из прозрачного пластика с целью имитации стекол приборов.
Очень заметная деталь, прицел ПАК-1, показан на фото 47. Фирма ICM дает два варианта прицела: один из обычного пластика, другой из прозрачного. 
Но ввиду малого размера детали и сложности конфигурации оба варианта лишь очень отдаленно похожи на ПАК-1. 
Зато замечательно сделан полик кабины пилота (фото 48). Даже радиостанцию РСИ-3 сделали (поз.a), правда ввиде одного блока (там должны быть передатчик, умформер, упаковка питания). 
В модели так же даны ручки перезаряда синхронных ШКАСов (поз.b) и детали заднего лонжерона центроплана (поз.c), что видно на фото 49.   
Педали можно рассмотреть на фото 50. РУС изображена на фото 51. Следует отметить, что у ICM РУС получился сравнительно хорошо. 
А вот кресло пилота получилось грубым (фото 52), у модели Eduard эта деталь заметно изящнее. Похожая ситуация и с бронеспинкой (фото 53), хотя бронеспинка модели Eduard не лишена небольшого недостатка.   
Еще одно большое разочарование в модели ICM, это отсутствие многих органов управления в кабине пилота, даже в сравнении с моделью фирмы Eduard в версии без пластины фототравления.
Смотрим на левый борт модели ICM (фото 54) и на левый борт модели Eduard (фото 55). В модели ICM дан баллон перезарядки пушек ШВАК. На типе 24 их нет. 
Сделали имитацию тяг (поз.b) от секторов нормального газа, высотного газа и управления скоростями нагнетателя, но ручку сделали всего одну (поз.c). 
В модели Eduard (фото 55) все эти три ручки даны (поз.d), правда тяги, можно сказать, отсутствуют.
В модели ICM сектора форсажа и шага винта вообще забыли, у модели Eduard есть одна ручка (фото 55 поз.e). 
О таких органах управления как рукоятка уборки закрылков, рукоятки перезарядки крыльевых ШКАСов забыли в обоих моделях.
Теперь обратим свой взор на правый борт модели ICM (фото 56) и правый борт модели Eduard (фото57). 
На модели ICM присутствует кислородный прибор КПА-3 (поз.f) и довольно хорошая имитация подъемника шасси (поз.g). 
Но забыли другие заметные органы управления подъемом/выпусков шасси (фото 56 поз.h,i,j), а также ручку управления жалюзи капота (поз.k) и ручку управления заслонкой маслорадиатора (поз.l). 
На правом борту модели Eduard (фото 57) почти все эти органы управления присутствуют, но нет кислородного прибора КПА-3.
Но ввиду того, что кабина И-16 маленькая и на собранной модели там мало что видно, вопрос наличия или отсутствия тех или иных органов управления 
практически переходит в плоскость идеологии того или иного моделиста.     

История легенды: почему CS 1.6 популярен до сих пор?

Изначально Counter-Strike был всего лишь модификацией для не менее популярной в то время Half-Life. Команда энтузиастов разработала мод для игры, в котором постаралась воссоздать предельно простой геймплей о противостоянии террористов против спецназа. С течением времени он начал набирать известность среди геймеров, но тогда это были в основном именно игроки, которым понравилась идея простого шутера, не требующего тратить много времени – игра никак не привязывала пользователя, и он сам решал, сколько ему в ней провести, чтобы получить удовольствие.

Со временем на популярный мод обратила внимание компания Valve, разработавшая игру, на базе которой он был сделан – Half-Life. Организация купила его у разработчиков и выпустила уже собственную версию – именно так и появился легендарный 1.6

Устранив все недоработки, в команде с создателями разработчики Valve смогли сделать такой шутер, который начал завоевывать многомиллионную аудиторию. Научиться играть в КС было настолько просто, что к нему проявляли интерес даже люди, вообще никогда не садившиеся за компьютер. Можно даже сказать, что игра сделала определенный вклад в компьютеризацию социума. При этом он стал одной из первых игр, в которой каждый мог получить удовольствие – и новичок, и тот, кто хочет играть много и развивать собственный скилл.

Большинство людей в то время играли в Контр-Страйк в клубах. Например, компания могла собраться после работы и просто приятно провести время в кругу друзей, которые были приблизительно равны по уровню игры. Были же и настоящие задроты, которые не отрывались от компьютера часами, но при этом могли в одиночку выиграть компанию новичков – настолько скилл влиял и влияет по сегодняшний день на успешность игрока. Если где-то появлялся клуб, в котором администрации не пришла в голову мысль скачать Counter Strike 1.6 на свои компьютеры, подобные заведения обычно пустовали.

В большинстве других шутеров порог скилла из-за множества несбалансированных механик упирается в достаточно низкую планку, в то время как «Контра» давала практически неограниченный простор для развития. Наверное, именно благодаря этому феномену игра Counter Strike стала действительно легендарной, ведь в ней мог получить удовольствие каждый.

Популярные модификации серверов в CS 1.6

Винтомоторная группа

Представленный в модели воздушный винт изменяемого шага АВ-1 можно видеть на фото 10. Его исполнение и деталировка позволяют строить модели прототипов, на которых по каким-либо причинам отсутствовал 
кок воздушного винта.
Кок воздушного винта дан двумя деталями (фото 11)

Одна деталь (поз.a) представляет собой переднюю и заднюю части кока, другая деталь (поз.b) – диск крепления кока. 
Обращает на себя внимание то, что вырез под лопасти дан правильной формы (поз.c). 
Однако вызывает вопрос форма передней части кока. Она должна быть более плоской, чем дана в модели ICM

В связи с этим кок модели Eduard представляется геометрически более правильным.
Моторная рама (фото 12) дается двумя деталями (поз.d и e) и крепится к детали, имитирующей I раму фюзеляжа (поз.f).
Выхлопные патрубки (фото13) даны отдельно для каждого цилиндра. Сами патрубки немасштабно тонкие и не имеют имитации выходных отверстий, если можно так выразиться.   
Двигатель М-63 в модели представлен пятью деталями (фото 14). В сравнении с моделью И-153 этой же фирмы в основной детали, имитирующей двигатель, есть явный прогресс – технологические элементы 
расположены не на ребрах цилиндров, а между ними (фото 15). Исправить это гораздо проще.
Так же в наборе даны жалюзи регулировки охлаждения двигателя (фото 16).
Сравнить двигатели модели ICM и Eduard можно на фото 17.     

Кабина

Сиденье пилота с углублением (чашкой) под парашют летчика
дюралюминиевое, первоначально с легкой съемной спинкой, накрываемой
мягкой дерматиновой подушкой, позднее с бронеспинкой толщиной 8 мм,
весом 30 кг. С правой стороны находилась рукоятка регулировки сиденья
под рост летчика, ход сиденья по вертикали 110 мм.

Козырёк пилота, первоначально сдвигаемый вперед, имел
отверстие для прицела «Альдис». У нас этот прицел, представляющий, по
сути, обычную подзорную трубу, совмещенную с прицельной сеткой, назывался
ОП-1. Для того, чтобы переднее стекло ОП-1 не забрызгивало маслом и
грязью, оно прикрывалось подвижным щитком, открываемым летчиком перед
стрельбой.

Начиная с И-16 тип 10 на самолетах стали устанавливать
неподвижные козырьки из оргстекла с каркасом из нержавеющей стали. Прицел
тоже поменяли, теперь ставился коллиматорный прицел ПАК-1.

И-16, оснащенные двигателями М-22, имели цилиндрический
капот. А для прикрытия картера двигателя имелся внутренний капот с подвижными
жалюзи. Оригинальной в данном случае была подача воздуха к карбюратору
двигателя.

Первоначально воздух попадал в два отверстия в верхней
лобовой части капота, затем, двигаясь внутри замкнутой полости лобовой
части, направлялся вниз к карбюратору. Сделано было столь мудреное устройство
для подогрева воздуха, поскольку по пути к карбюратору воздушному потоку
приходилось огибать раскаленные выхлопные патрубки 5-го и 6-го цилиндров.

Капот для машин, оснащенных двигателями типа М-25, М-62
и М-63 состоял из лобового кольца диаметром 1388 мм и шести съемных
крышек. В единое целое капот соединялся при помощи шомполов и замков
Фейри. Место стыка передней кромки крышек с лобовым кольцом стягивалось
лентой из нержавеющей стали толщиной 0,5 мм

В боковых крышках, переходящих на центроплан, начиная
с типа 10, снизу имелись выколотки для лыж в убранном положении. В летнее
время эти выколотки закрывались специальными щитками.

Проход воздуха, охлаждающего цилиндры двигателя, осуществлялся
через девять отверстий в лобовой части капота. Для выхода воздуха имелось
восемь отверстий на боковых крышках капота с приклепанными внутри тоннелями.
В эти же отверстия выводились и выхлопные патрубки (в верхнее левое
отверстие выходило два патрубка, для машин, оснащенных убираемыми лыжами,
сдвоенными были и нижние патрубки). Одним из основных было требование
установки обреза патрубка вровень с линией капота, делалось это с целью
уменьшить загрязнение капота копотью.

Кок-обтекатель воздушного винта имел в основании диаметр
530 мм, в вершине его крепился специальный храповик для запуска двигателя
от автомобильного стартера.

Приборная доска, расположенная на 3-й раме фюзеляжа, имела
в верхней части две округлые выемки для рукояток перезарядки верхних
пулеметов. Форма доски в зависимости от типов И-16 практически не менялась.
Красилась приборная доска в чёрный цвет по технологии «под муар». Для
освещения приборной доски в дневное время имелось два круглых окна внутри
козырька пилота. В ночное время приборная доска освещалась двумя размещенными
под прицелом кабинными лампами створчатого типа.

Основные модификации

ТБ-3-4АМ-34ФРН с истребителями И-16 на подвеске (Звено Вахмистрова)

  • И-16 тип 4 — двигатель М-22 мощностью 480 л. с. Вооружение 2 пулемёта ШКАС калибра 7,62 мм в крыле. Выпускался весь 1935 год до весны 1936 года (около 400 машин). Не экспортировался.
  • И-16 тип 5  — двигатель М-25 мощностью 725 л. с. Внешние отличие от типа 4 — иное капотирование двигателя, на винте кок и храповик для запуска. С июля 1935 в серии. В 1936—1937 годах был самым массовым. Применялся в Испании, где зачастую модернизировался установкой кустарной бронеспинки.
  • И-16 тип 6 — по опыту боёв в Испании добавлен синхронный пулемёт под двигателем, маслорадиатор и бронеспинка. От фонаря отказались по требованию лётчиков, построен небольшой серией для Испании. Транспорт в Испанию с ними потопили.
  • И-16 тип 10 — двигатель М-25В в 750 л. с., вооружение 4 ШКАСа из которых 2 синхронных над двигателем с 650 патронами на ствол. Взлётная масса выросла до 1700 кг. В этом типе применялись убираемые лыжи прижимавшиеся почти вплотную к центроплану. Самолёт строился в больших количествах в СССР, его лицензионное производство налажено в Испании. Несколько экземпляров оснащены американскими двигателями большей высотности, заметно улучшив шансы в боях с Bf.109 Мессершмитта.
  • И-16 тип 12 — модификация тип 5 с крыльевыми пушками ШВАК.
  • И-16 тип 17 — разновидность типа 10, на которой крыльевые ШКАСы заменены на пушки ШВАК (по 150 снарядов на ствол).
  • И-16 тип 18 — модификация с двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем и винтом ВИШ-6А (2 положения шага). Видимое отличие — хвостовой костыль заменён на колесо. Тип строился в больших количествах. Улучшилась продольная устойчивость на виражах и петлях, самолёт стал менее чувствителен к перетягиванию ручки на посадке. Вооружение 4 ШКАС с 3100 патронами. Идея возникла в действующих частях во время боевых действий на Халхин-Голе. Поступившие ремкомплекты для И-153 стали толчком для такой переделки. Самолёт показал хорошие лётные данные и после небольших модификаций рекомендован в серию.
  • И-16 тип 20 — доработка тип 18 с возможностью подвески под крылом сбрасываемых топливных баков.
  • И-16 тип 24 — развитие тип 18. Конструкция кое-где усилена. Устанавливался М-62 и новый М-63. Между лонжеронами введена под полотном 3-мм фанерная обшивка, что значительно уменьшило наблюдавшееся кручение крыла. Внедрены 2 подвесных бака на 200 л (кроме основного на 254л) Винты: для М-62 — АВ-1, для М-63 — ВВ-1. Вооружение — 4 пулемёта ШКАС. До 6 РС-82 под крылом. До 500 кг бомб. Взлётная масса достигала 2050 кг.
  • И-16 тип 27 — развитие тип 17 заменой двигателя.
  • И-16 тип 28 — разновидность тип 24, на которой вместо крыльевых пулемётов пушки ШВАК.
  • И-16 тип 29 — как тип 24, вооружение 2 синхронных ШКАС и 1 БС калибра 12,7 мм.

Итого по советским заводским сводкам:

  • 5895 боевых с пулемётами винтовочного калибра ШКАС и крупнокалиберным БС.
  • 737 с парой 20-мм авиапушек ШВАК в крыле (тип 12 — 44, тип 17 — 341, тип 27 — 59, тип 28 — 293).
  • 3444 невооруженных двухместных учебных тип 14 УТИ-2 (49), тип 15 УТИ-14 (3395).
Заводы 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 Всего
№ 39 им. Менжинского (Москва) 50 4 4 58
№ 21 им. Орджоникидзе (Горький) 527 902 1881 1070 1571 2207 336 8494
№ 153 (Новосибирск) 6 105 264 503 423 1301
№ 458 (Ростов-на-Дону) 356 83 439
Всего 50 531 906 1887 1175 1835 2710 1115 83 10292
Выпуск типов И-16 по заводским отчётам
1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 Всего
Тип 4 41 464 505
Тип 14 (УТИ-2) 22 27 49
Тип 5 861 1665 169 2695
Тип 15 (УТИ-4) 206 352 635 1103 1016 83 3395
Тип 12 10 12 22 44
Тип 17 27 314 341
Тип 10 508 426 934
Тип 18 177 177
Тип 24 155 760 19 934
Тип 27 59 59
Тип 28 16 277 293
Тип 29 570 80 650
Всего 41 486 915 2195 533 1572 3136 1115 83 10076

Сохранившиеся экземпляры

И-16 в музее Победы

В начале 90-x новозеландские предприниматели Тим Уоллис и Рэй Мэлквин занялись поиском в России мест крушений самолётов. Итогом стала находка обломков шести И-16 сбитых в 1941−1942 годах. Остатки (использовались практически лишь часть приборов) были перевезены в Новосибирск на авиационный завод. Здесь были заново построены реплики прототипов и снабжены двигателями АШ-62ИР, используемыми на самолётах Ан-2. Лётные характеристики (максимальная скорость и скороподъёмность) при этом оказались хуже прототипов, ввиду несоответствующих винтов.

После успешных лётных испытаний, шесть И-16 (вместе с тремя И-153) доставлены в новозеландский музей истребителей в , Новая Зеландия. Позднее часть продана в США и Испанию:

  • Самолёты ZK-JIN, ZK-JIO остались в Уанаке (Новая Зеландия).
  • ZK-JIP (N30425) продан в 2002 году американскому музею ВВС в Мидланде (Техас, США).
  • ZK-JIQ (N7459) продан в 1998 году в коллекцию Flying Heritage в Сиэтле (США).
  • ZK-JIR (N1639P) продан в 2003 году фирме из Верджиния-Бич (Вирджиния, США).
  • ZK-JJC (EC-JRK) продан в 2005 году Fundación Infante de Orleans (Испания).

Почему наша сборка CS 1.6 лучше других?

Каждый пользователь ПК знает, что все программное обеспечение нужно обновлять. Практически никто уже не сидит на Windows XP, а на новые ноутбуки и компьютеры устанавливают Windows 10. С игрой CS 1.6 то же не все так просто, за долгие годы существования шутера сменился протокол с 47-го на 48-й, а не так давно был выпущен новый билд.

Как проверить билд и убедиться, что у вас установлена самая последняя версия игры?

  • Запустите игру, откройте консоль и наберите “version“.
  • Если вы видите надпись “Exe build: 16:10:54 Aug 10 2018 (7960)“, то это означает, что вы используете самый последний билд.
  • Ну а если же в консоли красуется надпись “Exe build: 16:05:41 Jun 15 2009 (4554)“, то вы играете на старой версии КС.

Возможно многие игроки скажут – “да какая мне разница, игра она и в Африке игра”. Но разница есть, и кроется она в закрытии всевозможных багов и дыр движка. Играть на древней версии, это равносильно тому, что ездить на старом автомобиле без подушки безопасности. Да, ездить можно пока не попадете в серьезную ситуацию, от которой порой зависит жизнь. Так и в CS, можно играть на старой сборке до поры до времени пока не попадете на плохой сервер.

Важно!!! Последствия от использования устаревшего софта могут быть разными, в Контре, это порча конфигов, подмена поиска серверов с заменой данных в системном файле hosts. Да, еще старые сборки уязвимы к автозапуску исполняемых файлов и подгрузке вирусов через MOTD окно, так как используют в работе старый Internet Explorer

Если с выбором авто бывают трудности ввиду того, что нужны средства на покупку, то с КС 1.6 все предельно просто – скачать игру можно совершенно бесплатно! Выбор за вами – идти в ногу со временем, либо использовать устаревшие версии шутера и подвергать свой ПК риску подхватит гадость. Удачи и хороших вам серверов!

Не забудьте установить аватарку, для вас мы собрали огромную базу картинок – аватарки для игр.

После установки игры желательно придумать ник, здесь вы можете выбрать подходящий – ники для игр.

20.06.2017 Все материалы представлены исключительно в ознакомительных целях.

Оцените сборку:

Рейтинг: 4.5/5 (3500 голосов)

Отрицательные и положительные стороны

В период с 28 августа по 3 ноября 1935 г. 10 самолетов И-16 выпуска московского авиационного завода № 39 проходили войсковые испытания в 107-ой авиационной эскадрилье брянской авиационной бригады. Военные летчики изучали все отрицательные и положительные стороны самолета, все возможные варианты его боевого применения.

Выяснилось, например, что опускаемые на взлете элероны (истребители И-16 тип 4 и тип 5 обладали механизмом дифференциального опускания элеронов, в таком виде они осуществляли функцию закрылков) действительно ощутимо сокращали дистанцию взлета и посадки.

Это заключение было весомым аргументом для сторонников самолета И-16, ибо работы по расширению действующих аэродромов для новых истребителей только велись.

В оценке пилотирования истребителя И-16 говорилось, что “управление самолетом легкое, чувствительно реагирует на малейшее движение рулей, …малейших ошибок не прощает. … “Перебирание” ручки управления самолетом на вираже и посадке опасно сваливанием в штопор”.

Такая высокая чувствительность самолета на малейшие движения ручки управления самолетом затрудняла пользование гашетками пулеметов, оснащенных механическим спуском — требовался более мягкий электроспуск.

Фигура пилотажа “бочка” на истребителе И-16 выполнялась за 1 — 1.2 секунды, причем самолет всегда можно было зафиксировать и в промежуточном положении.

Отметили армейские летчики (как и несколько ранее летчики-испытатели), что при полетах на максимальной скорости верхняя обшивка крыла отсасывается потоком и как бы вспучивается.

Частоту нервюр явно необходимо было увеличить — впрочем, конструкторы к этому времени уже разрешили этот вопрос.

Особое внимание было уделено выполнению штопора. Общая оценка самолета гласила: “Обладает отличными пилотажными качествами”

Общая оценка самолета гласила: “Обладает отличными пилотажными качествами”.

Летно-технические характеристики И-16 тип 5
Год первого полета 1934
Размах крыла, м 9.00
Длина самолета, м 5.99
Высота самолета, м 3.25
Площадь крыла, м2 14.54
Масса, кг  
– пустого самолета  1119
– взлетная  1508
 Удельная нагрузка на крыло, кг/м2  103.714
 Тип двигателя  1 x ПД М-25А
 Мощность, л. с.  
 – на максимальном режиме  1×730
 Энерговооруженность, л. с./кг  0.484
 Максимальная скорость, км/ч  
 – у земли  390 (M=0.318)
 – на высоте  445
 Максимальная скороподъемность, м/сек  14.167
 Практический потолок, м  9100
 Практическая дальность, км  540
 Максимальная эксплуатационная перегрузка, g  –
 Экипаж, чел.  1
 Вооружение:  два 7.62-мм пулемета ШКАС.

Список литературы:

Михаил Маслов Истребитель И-16

Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

Симаков Б. Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970

Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов

Polikarpov Fighters In action. Aircraft Number 157, 162

“Война в воздухе” № 41-43. И-16. Боевой “ишак” сталинских соколов

Комментировать
0