fbpx
No Image

Доспехи рыцарей средневековья: фото и описание

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Кольчуга плохо защищала рыцаря, и поэтому от неё быстро отказались в пользу латного доспеха

Причина, по которой доспех из железных пластин вытеснил кольчугу, связана далеко не только с эффективностью защиты. Пробить кольчужный доспех мечом было совсем не просто. Правда, к ударам копья она была более уязвимой. Однако технология изготовления кольчуги требовала вначале вручную вытянуть километры проволоки, затем нарубить её на куски, пригодные для изготовления колец, а потом тщательно соединить их в единуюткань» и прочно заклепать. Так что с тех пор как европейские бронники научились ковать прочные железные пластины, обнаружилось, что бригантину, а затем и кирасу можно изготовить быстрее. Правда, ее изготовление требовало куда более квалифицированных специалистов — зато меньше человекочасов. Ну а по мере роста технологий кирасы удешевлялись и становились доступны всё более широкому кругу воинов. А вот кольчугу гораздо проще было сделать кустарю, так что они долго продержались на европейской периферии.

Супермены Средневековья

Вскоре полководцы всего мира обнаружили: защищённая доспехами кавалерия, вооружённая длинным копьём и атакующая с помощью таранного удара, стала самым эффективным родом войск. Настолько эффективным, что окупала немалые затраты на вооружение и подготовку всадника. Бронированные наездники могли разбить пехоту, значительно превышающую их числом.

Если в начале Тёмных веков Средневековья пехота ещё продолжала играть существенную роль, включая в свой состав свободных подданных короля, то по мере совершенствования доспехов и вооружения тяжёлая конница становилась всё более важной частью армий того времени. Причём не только в Европе

Битва при Гастингсе

Появление тяжёлого рыцарского копья завершило создание комплекса вооружения бронированной кавалерии. В отличие от копий Античности и раннего Средневековья, новое оружие было предназначено только для таранного удара, достигало в длину четырёх метров, имело массивный наконечник, который мог пробить даже тяжёлые рыцарские доспехи. После этого оружейникам оставалось лишь совершенствовать броню всадника и его лошади. Популярная на протяжении столетий кольчуга уступила место доспехам из кованых пластин, которые затем эволюционировали в полные латы.

Индийская роскошь

Одним из главных признаков высокого положения индийских аристократов и воинов был катар – кинжал с поперечной рукоятью.

Впрочем, катар был не только предметом роскоши, но и хорошим вспомогательным оружием – его обычно использовали наряду с мечом или саблей, чаще всего – с традиционным тальваром.

Конструкция катара хорошо защищала руку, позволяя использовать его в какой-то мере как щит. Устройство рукояти позволяла прочно держать оружие даже во вспотевшей руке.

Катар был очень эффективен в ближнем бою. Нанося короткие колющие удары, он причинял глубокие раны и вызывал обильное кровотечение. Особенно тяжёлыми раны получались, если владельцы использовали механизм, позволяющий лезвию кинжала разделяться.

Оружие против одежды

Из Америки перенесёмся в Японию, чьё изолированное развитие также родило немало оригинальных боевых приспособлений. Так, полиция страны восходящего солнца любила содэгарами – «запутыватель рукавов».

Это оружие состояло из деревянной рукояти длиной около двух метров, на которую крепился наконечник с многочисленными крючками. На древке у наконечника располагался ряд шипов, мешающих противнику ухватиться за него.

Несмотря на зловещий вид, содэгарами преследовало довольно гуманную цель – пленить преступника, не нанося ему ран. Крючками на наконечнике было очень удобно зацеплять, заворачивать одежду и удерживать противника на месте.

Считается, что подобное приспособление японским стражам порядка пришлось применять, чтобы разбираться с нарушавшими закон самураями

Здесь избежать крови было особенно важно – ведь убивать самураев имели право только другие самураи

Стрелы для лука

Стрела, выпущенная из лука, обеспечивала врагу неприятный удар. Стрелы, используемые против кавалерии, изготовлялись с наконечниками для прохождения через броню, в то время как стрелы, используемые против плохо защищенной пехоты, имели зазубрины, дабы производить их извлечение из тела наиболее затруднительным мероприятием.

Люди, сражавшиеся в битве при Dorylaeum в 1097 году во время Первого крестового похода, узнали об этом, когда они сражались с турками-сельджуками, которые стреляли залпом за залпом стрелами, в их противостоянии.

Несмотря на то, что крестоносцы выиграли битву, победа была достигнута дорогой ценой, и они извлекли ценный урок в отношении тактики врага.

Цель применения лучных стрел ‒ бить врага издалека. Тем не менее, многие крестоносцы вскоре научатся размещать кольчугу как дополнительную защиту под основной броней. В этом случае стрелы, как говорят большинство историков, не проходили через кольчугу и не причиняли вреда воину.

Хотя убийство – это основная цель, многие забывают, что калечение в те времена являлось вполне достаточным для поражения неприятеля. Однако, если лучник не мог убить или покалечить своего врага, он мог быть существенной неприятностью, а также мог просто издеваться над соперником, производя по нему стрельбу своими стрелами.

Снаряжение, обмундирование и вооружение рыцарей

С момента своего появления рыцарство прошло долгий и трудный период, в результате которого сформировалось новое сословие, олицетворявшее собой лучшие слои гражданского общества того времени. Блестящие военные подвиги, участие в государственных вопросах позволили рыцарям занять едва ли не самое привилегированное положение в обществе. Рыцарь в средневековой Испании имел право сидеть за одним столом с королевской четой. Только идальго могли официально носить оружие. Подтверждением высокого положения человека рыцарского достоинства, стали новые титулы. Так появились don, sire, monsienr и monsire титулы, характеризующие людей, принадлежащих к высшей касте.

Такое положение вещей накладывало отпечаток на образ жизни лиц в рыцарском звании. Формировалась определенная культура поведения, появились новые манеры, возникли определенные знаки отличия в одежде, костюм. Многое из перечисленного имеет отношение к военному делу, которое вместе рыцарями стало неотъемлемой частью жизни знатных особ того времени. В Англии предпочтение отдавалось военной атрибутике, тогда как испанский двор тяготел больше к гражданскому платью. Для тех времен, когда военный мундир отсутствовал как таковой, основным элементом рыцарского костюма было личное оружие. Меч или шпага стали постоянными спутниками идальго. Английские рыцари предпочитали носить облегченные рыцарские доспехи, подчеркивая свое высокое положение.

Во Франции в моду вошли мужские платья, олицетворяющие сразу два образа — военную выправку и гражданский костюм состоятельного господина и ценителя женской красоты. В дополнение к броне, надетой на тело, рыцари носили в качестве украшения шляпы с перьями, плащи и накидки, украшенные дорогими мехами. К кольчуге, к латам, к щиту и шлему, добавились металлические шпоры, которые в дальнейшем носились повседневно.

В техническом оснащении главным элементом рыцарской экипировки считался конь, который стал символом рыцарской доблести. Положение в военной иерархии обязывало каждого господина, имевшего рыцарский титул иметь своего боевого коня, в совершенстве владеть копьем и мечом. Основное вооружение рыцарей средневековья включало традиционные образцы холодного оружия. В отличие от любого другого воина, бронированные всадники должны были в совершенстве владеть многими приемами боя. Любое холодное оружие в руках воина становилось смертельно опасным оружием. В обязанности рыцаря входило умение управлять войсками на поле боя, поэтому немало внимания уделялось обучению тактическим вопросам.

Рыцари средневековой Европы представляли собой самые боеспособные и технически подготовленные воинские подразделения. В каждом войске имелся сводный отряд тяжеловооруженных всадников, основная задача которых заключалась в нанесении первого и сокрушительного удара по противнику. Кавалерию тех времен можно смело сравнивать с современными танковыми войсками, которые выполняют функцию стального тарана. Рыцарская конница действовала аналогичным образом, представляя собой ударную силу армии.

Самой многочисленной рыцарской ратью обладали французские короли, Императоры Священной Римской Империи Германской нации. В Англии и в Испании в силу определенных экономических факторов, рыцарское сословие было не таким масштабным. У англичан рыцарство носило несколько иной характер, чем в континентальной Европе. Британские дворяне, графы и герцоги больше тяготели к государственной службе и составляли в войсках незначительное число. В Испании прослеживалась аналогичная ситуация. Количество рыцарской конницы, состоящей на службе испанских королей, всегда было ограничено. Более воинственные германские народы, сделали рыцарство основной военной силой, поэтому здесь появляются крупные воинские формирования рыцарей, ставшие впоследствии хорошо известными рыцарскими орденами — Тевтонским и Ливонским.

Эпоха рыцарства в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать, продолжалась вплоть до XIV века, когда на поле боя вышло огнестрельное оружие. Отпала необходимость в тяжеловооруженной кавалерии. Соответственно в военном в плане рыцарство утратило свои лидирующие позиции. Появилась официальная государственная военная служба, вместо рыцарей основное место в армии заняли офицеры.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий – идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такая броня была на вооружении нашей армии вплоть до Крымской войны 1853-1856 гг., когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Раннее Средневековье

Великое переселение народов в IV – VII вв., падение Римской империи и формирование мелких феодальных государств, постоянно переживавших набеги кочевых племён с востока – вот приблизительная картина ранней средневековой Европы. Тогда же зародилось рыцарское сословие, испытавшее сильное влияние сарматов и остготов и в какой-то мере противопоставившее себя утратившей влияние культуре античности. Вот почему снаряжение средневековых воинов копирует доспехи кочевых племён и мало похоже на римское.

Среди шлемов наибольшее распространение получают:

  • спангенхельм;
  • вендельский;
  • назальный.

Все они довольно примитивны и были созданы по распространённой в те времена каркасной технологии.

Спангенхельм

В переводе с немецкого Spangenhelm означает «убор из металлических полосок». Это каркасная конструкция, представляющая собой конусную или куполообразную раму для 4 – 6 железных или бронзовых пластин, которые крепились заклёпками.

В более ранних вариациях, спангенхельм имел нащёчники из металла или толстой кожи, которые навешивались по бокам и могли за ненадобностью подниматься вверх, а также защиту для носа. Реже использовалась маска прикрывавшая либо всё лицо, либо его верхнюю часть. Некоторые разновидности спангенхельма снабжали кольчужной сеткой – бармицей, защищавшей шею от ударов сзади.

Считается, что каркасный головной убор изобрели древние персы, а сарматы «популяризировали» его среди народов Европы, на Руси и Ближнем Востоке. Слабым местом спангенхельма была неоднородность, что приводило к раскалыванию от ударов тяжёлого оружия. Тем не менее, он активно использовался вплоть до XIII в., хотя уже за 4 столетия до этого стал вытесняться наголовьями цельнометаллического типа.

Вендельский шлем

Разновидность каркасного головного убора, распространённая в северной Европе, преимущественно у скандинавов и англосаксов. Применялась в так называемую Вендельскую эпоху, длившуюся с VI по VIII вв. Характеризуется частым использованием личин – особых масок, не только защищающих лицо от ударов, но и пугающих противника.

Второй тип таких головных уборов напоминал корзину из металлических полос, скреплённых заклёпками. Пространство между ними ничем не заполнялось.

Норманнский шлем

Эту модель боевых доспехов ещё называли назальной, поскольку упор здесь был сделан на защиту лба, носа и прилегающих частей лица. Сначала головной убор имел каркас, но к XI в., благодаря развитию кузнечных технологий, его стали изготавливать из цельного куска металла. Прочностные характеристики изделия заметно увеличились.

Форма тульи была либо яйцевидной, либо сфероконической – оптимальной с точки зрения защиты, поскольку меч противника при ударе соскальзывал в сторону, не нанося ущерба. С лицевой стороны крепилась усиленная металлическая пластина трапециевидной формы – наносник, сзади шею защищала бармица. В некоторых случаях её заменяли кольчужным капюшоном.

Изготовление рыцарских доспехов

Средние века наступили сразу же после античности и продлились с 476 по 1500 годы нашей эры. Это были довольно тяжелые для человечества времена, когда регулярно случались войны и эпидемии смертельных заболеваний. Средневековые металлурги могли массово изготавливать только два вида железных сплавов: сыродутное железо и чугун. Долгое время считалось, что оружие и доспехи изготавливались из сыродутного железа, которое сегодня известно как низкоуглеродистая сталь. В те времена этот сплав получали путем нагревания железной руды в печи при температуре примерно 1200 градусов Цельсия. Но впоследствии выяснилось, что для рыцарских доспехов использовалась полноценная сталь, которая была ковкой как железо и прочной как чугун. Более того, часто броня подвергалась термическому закаливанию и становилась еще прочнее.

Рыцарей с дорогой броней враги старались не убивать, потому что они могли занимать высокие должности и от них можно было выпытать важную информацию

Изготовлением доспехов занимались мастера, которые были известны как бронники. Рыцарская броня состояла как минимум из 16 частей, среди которых были шлем, наплечники, наручи, кольчужные вставки, набедренники, наколенники и сабатоны. Составные части рыцарских доспехов хорошо показаны на изображении ниже. Каждую из этих частей бронники изготавливали отдельно. Перед облачением в тяжелые доспехи, рыцари надевали кольчугу — одежды из металлических колец, которая тоже защищала от ударов. Уже поверх него воины по частям надевали основную броню. В среднем масса рыцарских доспехов составляла 20 килограмм, поэтому носить их постоянно было невозможно. Но в бою они надевались обязательно, но из-за дороговизны они были доступны далеко не всем.

Конструкция рыцарских доспехов

Убить одним пальцем

В Японии применялось и, возможно, самое маленькое холодное оружие в истории – какутэ, или шипастые кольца.

Чаще всего эти кольца носили нипами внутрь по два – на большом и указательном/среднем пальце. В таком виде они использовались, чтобы захватить и удержать человека, но не убить его и не нанести глубоких повреждений.

Конечно, существовал и другой вариант использования – повёрнутые шипами наружу, эти кольца превращались в зубчатые кастеты.

Также какутэ были популярны у куноити – женщин-ниндзя, японских наёмных убийц. Они маскировали боевые кольца под украшения и, смочив шипы ядом, совершали внезапные смертельные атаки.

Пальцевое оружие известно не только в Японии, но и в Африке. Так, кенийское племя туркана давно применяет особенный нож.

Изготовленный из железа и алюминия, такой нож пригоден и для быта – для нарезания продуктов или в качестве зубочистки. В бою же им чаще всего пытались попасть по глазам.

Последние битвы рыцарства

В это время началась эпоха военной славы швейцарцев, которые жили в Альпах крепкими общинами и не желали признавать над собой ничью власть. Отряды, составленные из жителей одной местности, часто родственников, отличались высокой сплочённостью и моральным духом. А поскольку в то время швейцарцы считались этакими дикими горцами, понятно, что сражались они с большим ожесточением.

В битве при Моргартене(1315) швейцарцы разгромили армию Габсбургов. Но и это ещё не было торжеством пехоты — ведь швейцарцы атаковали неприятеля на марше, в лесу, где рыцари не могли воспользоваться своим преимуществом.

Время пришло в 1477 году. В сражении при Нанси плотные ряды вооружённой пиками и алебардами швейцарской пехоты, с защищёнными бронёй первые рядами, разбили бургундцев — лучшую армию Европы под командованием выдающего полководца герцога Карла Смелого.

Э. Делакруа,Гибель Карла Смелого в битве при Нанси 5 января 1477 года»

Символическим закатом рыцарства считается битва при Павии(1525), где предводитель немецких ландскнехтов(наёмных пехотинцев) Йорг фон Фрундсберг сначала разбил считавшуюся непобедимой швейцарскую пехоту, воевавшую на стороне Франции, а затем довершил дело разгромом французских жандармов — наследников рыцарей. Французские латные всадники во главе с королём Франциском героически сражались против немецких рыцарей, но наступление пехоты, поддержанное огнём из аркебуз, рассеяло силы французов. Жандармы полегли, а король попал в плен.

Хотя именно в битве при Павии огнестрельное оружие показало свою высокую эффективность, окончательную победу над рыцарством — вопреки распространённому заблуждению — одержали все-таки не стрелки. Ни английский длинный лук, ни арбалет, ни первые аркебузы не выбили с поля боя хорошо бронированного кавалериста.

Единственное оружие против массы конницы — это сплоченные ряды, выставившие вперед пики. Уже в Новое время, в ходе ренессанса тяжёлой кавалерии — с появлением кирасиров, — пехота(вооружённая куда более скорострельными ружьями) могла сопротивляться им, лишь встав в каре при поддержке энергичного огня артиллерии.

Женский наряд раннего Средневековья

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

… а ноги в тепле[править]

Самый несправедливо игнорируемый тип лат — защита ног. Почему несправедливо? Да потому что ноги — самая уязвимая часть тела любого всадника в Средневековье, а потому хронологически именно ножные латы стали первыми. Основным оружием пехоты были билли и отнюдь не о правах, а также гизармы и алебарды. Все эти прекрасные средства активной самообороны сильнее всего грозили благородным господским ногам. Ещё в конце XIII-го века колени начали защищать металлическими щитками-ронделями, посаженными на кожаные повязки, носившиеся по верх кольчужных чулок. Причина проста: удар по колену не только крайне мучителен, но и гарантированно превращает бывшего обладателя коленки в калеку до конца его дней, которые могут наступить очень скоро, если он не упрыгает от врагов на одной ноге. В XIV-м веке наколенники приобретают анатомическую форму, а потом и получают характерные закрылки, защищавшие тыльную часть колена, которую тоже многие норовили чем-нибудь проткнуть или разрезать.

В том же XIV-м столетии появляются наголенники, затем превратившиеся в анатомические поножи, латные набедренники и сабатоны. Наряду с латами, были распространены шинные доспехи, также дававшие весьма неплохую защиту. Даже пехотинцы стремились защитить по крайней мере бёдра и колени, а по возможности разживались и наголенниками (сабатоны и полные поножи им были не особо нужны). Одним из распространённых мифов является утверждение, будто во всём этом арсенале невозможно было бегать или даже быстро ходить. Это не так. Начиная с XVI-го века вся латная защита ног от сабатонов до набедренников представляла собой единый комплекс соединённых между собой пластин, в котором было вполне удобно и бегать, и прыгать, и просто передвигаться. Но даже и до того ни поножи, ни сабатоны особых стеснений не вызывали. За исключением одного случая — поздне-готических сабатонов с очень длинными носами, но они не прижились, а за пределами Германии и вовсе были непопулярны. Весь вес ножных лат распределялся так, чтобы ложиться не на ногу, а на поверхность, что вызывало серьёзные проблемы во время дождей, когда почва размякала. В остальных же случаях, проблем не было.

Ножная броня постепенно отмирала в течении XVI—XVII-го веков по причине широкого распространения пикинёрского строя и огнестрельного оружия. И пика, и аркебуза с мушкетов в основном поражали корпус противника, а не ноги, так что поножи и сабатоны вышли из употребления. Тем не менее, соединённые с кирасой набедренники и наголенники продолжали использоваться в Западной Европе вплоть до Тридцатилетней Войны, а в Восточной до Великой Турецкой.

Рыцарство – привилегия дворянства

Война в Средневековье была привилегией высшего сословия, которое получало за свою службу не только земли, но и целые деревни и города. Естественно, что рыцарь в средневековой Испании, Франции или Англии был не заинтересован в появлении рыцарей – конкурентов. Многие феодалы запрещали носить оружие не только крестьянам, но и торговцам, ремесленникам и даже чиновникам. Иногда презрение средневековых рыцарей к простолюдинам доходило до абсурда, гордые феодалы отказывались сражаться вместе с простыми пехотинцами, что нередко стоило им жизни.

Появление рыцарских сословий возникло в 8 веке у франков, когда там происходил переход от пешего народного ополчения к вассальному конному войску. Под влиянием церкви средневековая конница превратилась в элитное военное сословие, которое служило высоким идеалам. Эпоха крестовых походов окончательно превратила средневекового рыцаря в образец для подражания.

Пластинчатые латы

Донато Джанкола облачил толкиновского Фарамира в сверкающую кирасу.

В 15 веке качество бригантин улучшилось. Пластины приобрели трапециевидную форму и стали плотно подгоняться по фигуре. Иногда пластины даже перекрывали друг друга, обеспечивая улучшенную защиту. Число пластин в доспехе возросло до 100-200, а потом и до 500 штук. Но все это, конечно, были полумеры. Настоящую защиту могли дать только крупные, объемные, цельнокованые детали.

Еще в 13 веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами (когда воину, владельцу доспехов, это позволяли средства). Кроме нагрудников и наплечей, из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и иные элементы. Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись кольчужными или кожаными фрагментами. В Европе рано оценили преимущества жесткого бронирования. Мастера не прекращали воплощать новые идеи, пока не довели принцип до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным. Отныне он был сочленен из отдельных деталей и закрывал все тело.

Большинство рыцарей теперь желало иметь такие и только такие доспехи. Это было обусловлено и тактикой действия рыцарской кавалерии. Тяжелая кавалерия атаковала в сомкнутом строю глубиной в несколько рядов. При этом король нередко считал важным находиться в первом ряду. Ведь по европейской традиции представители наиболее обеспеченного класса — высшей аристократии — не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствие оных, ежегодно должны были биться на турнирах. А что произойдет с командиром, скачущем впереди на лихом коне, если он окажется выбит из седла? Всадник грохнется прямо под ноги коня собственного оруженосца, а по сравнению с ударом подкованного копыта любая палица — пустяк!

Полные сочлененные латы не только обеспечивали высокий уровень защиты в рукопашном бою. Главное, они выполняли функцию своеобразного экзоскелета (подобного природному панцирю жуков), и тем самым резко повышали живучесть воина, спешенного во время кавалерийского сражения.

Первые “классические” пластинчатые рыцарские доспехи появились еще в 13 веке. Но в ту пору они были доступны только королям. И то не всем, а только самым обеспеченным! С начала 14 века полное вооружение могли себе позволить уже короли среднего достатка и многие герцоги, а в 15 веке это удовольствие стало доступно и для широких рыцарских масс.

Сплошные доспехи 15 века гарантированно защищали от стрел, пущенных из лука с любой дистанции. На расстоянии 25-30 метров латы выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули. Они не пробивались дротиками, копьями и мечами (кроме двуручников), надежно защищали и от ударов. Пробить их можно было только тяжелым рубящим оружием (желательно — двуручным).

Хоуберк, превращенный в бикини — частый мотив женских фэнтезийных портретов (Кейт Паркинсон, обложка журнала Dragon).

К сожалению, подобная броня имела и недостатки, из которых наиболее весомый (в буквальном смысле) — нагрузка на воина. Весил сочлененный панцирь около 25 кг. Если же под него надевалась кольчуга, что было общепринято до конца 15 века, то общая масса защитного снаряжения достигала 32 килограммов!

Воин, закованный в такие тяжелые доспехи, был существенно ограничен в подвижности. В индивидуальном пешем бою латы скорее мешали, чем помогали, ибо одной пассивной обороной победы не достичь. Ну, а для нападения на врага нельзя уступать ему в подвижности. Встреча с легковооруженным противником, располагающим длинным оружием большой пробивной силы, ничего хорошего пешему рыцарю не сулила. Готовясь принять бой в пешем строю, рыцари снимали защиту, по крайней мере, с ног.

Дротик (или пика)

Дротики и пики могли быть простыми в дизайне исполнения, но они зарекомендовали себя, как эффективное оружие ближнего боя на протяжении тысячелетий.

Длина дротика составляет от шести футов (1800 мм) тогда как длина пики, была несколько больше – до 9 футов (до 2430 мм). Цель применения дротика в бою состояла в том, чтобы держать неприятеля на расстоянии, пронзая им его, или если у данного пехотинца есть дополнительные дротики или свободная рука со щитом, он мог бросать его в неприятеля.

Метательные копья использовались не только против пехоты, но также и против кавалерийских подразделений – и очень эффективно.

Цель применения пики у кавалеристов и пехоты – прокалывать, а не щекотать. Хорошая пика в руках подготовленного человека, могла пронзать плоть и разрушать кость, убивая одним ударом.

Позднее Средневековье

Появление в начале XIV в. огнестрельного оружия, стало переломным моментом в истории рыцарства. Тяжёлые доспехи утратили своё значение, поскольку они не могли эффективно противостоять пулям, при этом, мешая своим владельцам спасаться от них. От шлемов не отказались, только изменили их внешний вид и конструкцию. Поскольку воинам требовался максимальный обзор во время боя, наголовья стали делать открытыми, но с забралом – подвижным элементом, который при необходимости опускали на глаза и верхнюю часть лица.

Бацинет

Модель, изначально надевавшаяся под кюбельхельм, в конце XIV в. стала вполне самостоятельной частью рыцарских доспехов. Бацинет трансформировали, сделав заднюю стенку почти вертикальной (в итальянских образцах), а позднее вообще согнув её под острым углом.

Существует несколько вариаций, в зависимости от конструкции и вида забрала.

  1. Хундсгугель – в переводе с немецкого «собачий капюшон». Сильно вытянутое вперёд конусовидное забрало с вентиляционными отверстиями, напоминающее морду гончей. Увеличенное пространство в области носа облегчало дыхание во время боя.
  1. Klappvisor – плоское забрало с креплением не по обеим сторонам шлема, а посредине в области лба. Модель использовалась в немецкой армии.
  1. Большой бацинет – помимо вытянутого забрала оснащался усиленным воротником с подбородником, заменившим малоэффективную бармицу.

Салад

Модификация бацинета, по форме напоминающая шляпу или каску с вытянутым, развитым назатыльником. Дополнительно снабжалась ребром жёсткости, которое в некоторых вариантах «перерастало» в гребень. Появившись в Италии, салад (celata) быстро приобрёл популярность во Франции и Германии.

Венецианская разновидность получила название барбюта. Это нечто среднее между классическим саладом и коринфским шлемом древних греков. Барбюта изготавливалась цельнолитой с развитыми нащёчниками, которые оставляли открытым только нос и губы.

Армет

Кавалерийский рыцарский шлем позднего Средневековья и Нового времени. Имеет наиболее совершенную с точки зрения защиты, конструкцию. Первоначально изготавливался миланскими мастерами, а затем получил широкое распространение по всей Италии и за её пределами.

Отличительные черты:

  • два забрала в форме воробьиного клюва, который мог «открываться» для лучшего обзора и притока воздуха;
  • подбородник из подвижных створок;
  • специальный затылочный диск – рондель, прикрывающий ремень нижнего забрала;
  • шарообразный купол;
  • плотное прилегание к голове с дополнительной защитой шеи и области ключиц;
  • дыхательные щели не круглой, а вытянутой формы;

В XVI в. арметы стали разделять на турнирные и боевые. У последних смотровые щели делались более высокими.

Штеххелм

Постепенное упразднение рыцарства, как боевой единицы и увеличение значимости турниров, ставших данью традиции, привело к появлению одного из самых причудливых шлемов, получивших название Stechhelm («защита от пронзающего копья»). Второе наименования «Жабья голова» очень точно описывает форму этого доспеха.

Штеххелм представляет собой модификацию топхельма, где каждая деталь предназначена для отражения мощных копейных ударов. Он наглухо крепился к кирасе, чем обеспечивалась повышенная прочность доспехов в целом. Особенность конструкции – расположенная выше уровня глаз смотровая щель. Это объясняется динамикой всадника во время поединка: сначала боец сильно наклонялся вперёд и тогда мог видеть противника, а затем, слегка выпрямившись в момент удара, надёжно защищал глаза от случайного попадания копьём.

Штеххелм стал символом уходящего рыцарства. Его чаще других изображали на дворянских гербах, указывая на принадлежность к знатному и старинному роду.

Подводя итоги

Широко распространено мнение о необычайно надежном защитном снаряжении европейских рыцарей (в сравнении с воинами прочих эпох и народов). Мнение это не имеет под собой достаточного основания. В 7-10 веках европейские доспехи были если и не легче, то хуже, например, арабских. Только к концу этого периода в Европе кольчуги стали преобладать над кожаными кафтанами, обшитыми металлическими бляхами.

В 11-13 веках кожаные панцири встречались уже как исключение, но кольчуга по-прежнему считалась венцом прогресса. Лишь изредка ее дополнял шлем, кованые наплечи и обшитый железом кожаный жилет. Защиту от стрел на протяжении этого времени обеспечивал главным образом длинный франкский щит. В общем, на льду Чудского озера вооружение немцев соответствовало вооружению новгородской пехоты и даже уступало, как качеством, так и весом, доспехам русской кавалерии.

Мало изменилась ситуация и в первой половине 14 века. Большие потери французской кавалерии от стрел во время сражения при Кресси объяснялись тем, что большинство рыцарей все еще облачались в кольчуги.

Однако если русская цивилизация в 14 веке пережила тяжелый кризис, то европейская сделала большой шаг вперед. В 15 веке рыцари, наконец, смогли вооружиться “по-рыцарски”. Только с этого времени европейское защитное снаряжение действительно стало тяжелее и надежнее принятого в других частях света.

В этот же период распространилась броня для рыцарских коней. Стегаными попонами их иногда покрывали еще в 13 веке, но лишь в середине 14 столетия кони наиболее богатых рыцарей получили кольчужную броню. Настоящие конные латы, жесткие, собранные из обширных кованых деталей, стали навешивать на лошадей только в 15 веке. Впрочем, и в 15 веке в большинстве случаев латы защищали только грудь, голову и шею коня, бока же и спина, как и за два столетия до этого веке, оставались прикрытыми только стеганой попоной.

В тяжеленных турнирных латах — против дракона? Не самая здравая идея (художник — Даррел Суит).

Рыцари света

Иллюстраторы почти всегда изображают рыцарские латы сияющими зеркальным блеском. Да, для предохранения от ржавчины латы иногда полировали — “синили”. Но так поступали только рыцари, желавшие “блистать” в прямом и переносном смысле слова. Ведь при шлифовке металл истончался, и защитные свойства доспеха падали. Более практичные воины боролись с коррозией нанесением на латы смазки из жира и сажи.

Нередко для защиты от царапин и влаги кирасу снаружи обтягивали кожей. Поверх лат также могла надеваться матерчатая куртка — “вапенрок”.

Исторический вапенрок, надетый поверх лат.

Кажется, что от самих лат исходит сияние (иллюстрация Донато Джанколы).

Комментировать
0