Алеша, поповский сын
Настасья Микулишна
Николай Рерих. «Настасья Микулишна». 1943. Новосибирский государственный художественный музей
Константин Васильев. «Настасья Микулишна». 1968
«Поленица удалая, дочь Микулы Селяниновича». Эксиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала «Шут». 1898. Государственный Русский музей
Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить «Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?»
:
В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна подобно Пенелопе ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь – Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет – приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли – неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.
Дочь Ильи Муромца
Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова
И сзаду не видеть шеи белоей.
Проезжая мимо, она насмехалась над богатырями. Илья Муромец предложил своим соратникам сразиться с удалой девицей. Однако никто не решился вступить в схватку с воительницей, которая «одною рукой палицу подхватыват, как пером-то лебединым поигрыват»
. И тогда богатырь сам поехал на встречу с поляницей. Бились они долго – и палицами, и копьями, и врукопашную – и вдруг разговорились. Выспросив, откуда поляница, Илья Муромец признал в богатырше дочь свою, обнял и отпустил. Однако она вскоре вернулась обратно, задумав убить спящего отца. На этот раз богатырь одолел соперницу и скормил серым волкам и черным воронам.
В былинных сюжетах Илья Муромец не раз встречался с поляницами. Среди них – и жена богатыря Савишна, и Златыгорка, родившая ему сына.
Кто такой Илья Муромец
Но самым известным и самым почитаемым богатырем на Руси был Илья Муромец. Помнят его не по словам, а по поступкам храбрым. Подвиги Ильи Муромца описываются в достаточно сказочной форме. Однако стоит заметить, что каждый волшебный противник его (Соловей-разбойник, Идолище Поганое) олицетворял собой конкретный кочевой народ (печенеги, половцы), с которым на момент написания былин вела войны Киевская Русь. В те времена эти былины являлись абсолютно понятными для людей того времени “хрониками войны”.
Описание Ильи Муромца в былинах уделяет больше внимания его характеру, закаленному во многих тяжелых боях и сформировавшемуся благодаря непростой судьбе, однако, о внешности его говорится мало.
Мощи великого русского богатыря, который является также святым, покоятся в Киево-Печерской лавре. Судя по исследованиям, Илья был приблизительно 180 см ростом. Для тех времен он был просто огромным человеком, к тому же, обладал мощным телосложением.
На фото ниже изображена рака с мощами преподобного Ильи Муромца (Печерского).
Добрыня Никитич
В былинах Добрыня изображается добросердечным человеком с творческой жилкой. Он всегда стремится защитить сирых и убогих. К тому же играет на гуслях, хорошо поет, а при возможности и балуется азартными играми. Все эти качества наводят на мысль, что богатырь мог принадлежать к знати.
Филологи Киреевский и Хорошев считают, что образ этого былинного витязя был «списан» с дяди Владимира Святославовича, которого звали Добрыней Малковичем. Родственник киевского князя родился в селе Низкиничи, откуда и произошло прозвище «Низкинич», а затем и «Никитич».
Повесть временных лет и Иоакимовская летопись содержат сведения о том, Добрыня Никитич сыграл большую роль в судьбе Руси. По его инициативе был призван княжить Владимир. Позднее с его же помощью производилось крещение новгородцев, закончившееся сожжением домов язычников и большим пожаром.
История
Как-то раз к нему на поляну в лесу пришёл конь Юлий, что бы разбогатеть играя. Нужно было делать ставку, и угадывать число от 1-10, за каждый выигранный раунд игрок получает 10 очков. Когда у игрока 100 очков ему открывается супер игра на два полцарства. Первые четыре раунда Юлий выиграл, сказав такие числа как 3, 5, 2, 9, и заработав таким образом 40 очков. Ставкой были его подковы. Подковы закончились, и ставить Юлию было нечего, а для супер игры надо было ещё 60 очков. Дуб предложил поставить шкуру Юлия как 60 очков, и тот согласился. Он назвал число 8 и проиграл. Когда он понял что с него снимут шкуру он сразу убежал.
Позже когда Князю понадобилось 75 копеек, а с казны он их взять не мог, Юлий отправил верблюда Васю к Дубу чтобы выиграть эти деньги. Нужно было нажимать кнопку, и когда три картинки совпадут вы выигрываете деньги. Первый раз у Васи совпало три желудя, и он выиграл 50 копеек. Второй раз совпало три вишенки и он выиграл 5 рублей. Ставкой были также подковы. Потом Дуб предложил сыграть на два полцарства, при условии что ставкой будет 10 золотых, поскольку верблюду не хватало 5 золотых. Дуб мгновенно выдал ему моментальный кредит “Без залогов и процентов”. Естественно Вася проиграл, и у него решили забрать горбы, зубы и т.д. На помощь пришел Юлий, но и его поймали. Дуб согласился их отпустить в обмен на то что они приведут его к Князю Киевскому.
Когда Дуб к нему пришел он предложил сыграть в “Шкатулки”, и Князь согласился. В игре несколько уровней, на первом нужно угадать есть ли в шкатулке желудь, на втором уровне нужно угадать в какой из двоих шкатулок желудь, и на последнем супер уровне нужно угадать в какой из троих шкатулок желудь. На каждом уровне надо делать ставку такую же как у Дуба, и в случае выигрыша вы получаете свою ставку и ставку соперника. Князь первые два уровня выиграл делая ставки: на первом уровне яблоко, на втором уровне 2 копейки. На последнем уровне он поставил ключ от Киева и проиграл.
Его вместе с конём выгнали с города, а его трон занял Дуб. Киев превратился в азартный центр, а над самим городом висела табличка: La$ Kiev-вам VezЁT (Отсылка на реальный город Лас-Вегас). В городе для жителей были такие игры как: “Детский хоккей”, “Коробочки”, игровые автоматы под названием “Однорукий бандит”, “Петушиные бои”, “Карты”. Когда Князь богатырям рассказал о том что он проиграл Киев, они пришли и решили сыграть в “Детский хоккей”, ставкой было всё движимое и не движимое имущество трёх богатырей против четверти Киева. От богатырей играл Алёша Попович, сначала он забил 2 гола, но позже за короткий промежуток времени Дуб подряд забил 7 голов, и таким образом выиграл. Богатыри ушли с города. Позже они узнали что Тихон умеет мухлевать в картах, он пришел к Дубу, поставив золотую статую князя на коне на кон против шубы “чёрнобурки” от Дуба. Играли они в карты до трех побед. Нужно тащить карту и сопоставлять с картой противника, чья карта оказалась сильнее тот и выиграл. Когда дед выиграл два раза подряд, и Дуб засомневался в честности его игры с коня вышли три богатыря ( это является отсылкой на Троянского коня ) и победили Живодёров, но с Дубом они были равными по силах и не как не могли его победить, но Тихон во время сражения насыпал на Дуб пшеницу, и к нему слетелись птицы, и сбежались мыши. Дуб начал у бегать, но скорее всего его загрызли мыши, или заклевали птицы.
Идеалы народа
Богатыри олицетворяли не только физическую силу и боевые умения, но и лучшие человеческие качества, такие как смелость, трудолюбие, умение прощать, но когда нужно, не оставаться безответным и показать свою силу. Некоторые былинные богатыри имели под собой реальные прототипы, например, Добрыней звали воеводу, дядю князя Владимира.
Но истории о подвигах богатырей, конечно же, созданы богатым крестьянским воображением и ведут истоки из историй, передававшихся из уст в уста, из веков в века, переосмысленных языческих легенд.
О
браз дев-воительниц – популярный сюжет в мировой литературе. Амазонки, валькирии, женщины-гладиаторы в Древнем Риме и русские «поляницы» – богатырши. Само слово произошло от глагола «поляковать» – ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки. «Культура.РФ» вспоминает отважных воительниц из русских былин.
Борис Ольшанский. Былина. 1999. Частное собрание
Описание
Действие происходит в Средние века на русских землях условно в X—XIII веках. Каждый из мультфильмов имеет отдельный сюжет, но связан основными героями.
Алёша Попович и Тугарин Змей
Непутевый богатырь Алёша в компании наставника Тихона противостоит ордынцам во главе с Тугарином. Эпизодически к Алёше присоединяется влюбленная в него Любава, её бабуля и два непарнокопытных — ослик Моисей и конь Юлий. Все вместе они умудрились одолеть злодея и вернуть большущий ком золота, которое сначала неблагоразумно использовали в качестве приманки.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Князь Киевский оказывается нехорошим дядей, который чинит препоны браку своей племянницы Забавы по любви. Расчет — наше все, особенно если в женихах сам азартный гений Колыван, у которого среди должников и Змей Горыныч, и Баба Яга, и даже крымский хан ходят. Причем тут Добрыня Никитич? Богатырь вместе с возлюбленным княжны Елисеем пытаются разобраться в этой каше с похищением и долгами, и у них это получается. Аферист Колыван наказан, злодеи побеждены, справедливость восстановлена, свадьба состоялась.
Илья Муромец и Соловей-Разбойник
Бенефис последнего богатыря из классического былинного трио, а также его невероятного коня Бурушки, из которого золото так и сыплется, и будущей жены Ильи — Алёнушки. Вместе с хитрованным Князем эта компания оказывается в Царьграде. Казну туда занесло из-за похищения, Бурушку — благодаря обману, Князь с Ильей попытались все вернуть, Соловей-Разбойник и жадный император Василевс — им помешать, а главной победительницей выступила суровая бабуська с клюкой.
Три богатыря и Шамаханская царица
Коварная и наделенная магическим обаянием Шамаханская царица в поисках вечной молодости привораживает к себе киевского Князя и женит на себе. Цель — слезы красавиц, которых у себя на родине она неосмотрительно извела. На эту самую родину приезжают богатыри в полном составе — выручать непутевого коня Юлия, а заодно и Князя, чего уж там. Вот только царица активно против, стравливает богатырей и сбегает на свадьбу в Киев, где состоялся циничный финал мультика — добравшиеся трудными путями домой богатыри всех победили, а с молодостью царицы неувязочка вышла, причем дважды.
Три богатыря на дальних берегах
Колыван и Баба-Яга объединились и свершили государственный переворот. Богатырей дальновидно сплавили бочкой куда подальше, соорудив поддельные копии, прикинулись другими личностями и почти свершили задуманное, но тут богатырские жены раскусили заговор и собрали партизанское восстание. Супостатов победили, и все вроде бы нормально. Но почти весь мультфильм Алеша с Ильей и Добрыней провели на экзотическом острове, где им преклонялись туземцы. Вернулись главные герои только под конец, в самый решающий момент, злодеев прогнали, клонов править островитянами отправили, тишь, гладь да благодать.
Три богатыря. Ход конем
Конь Юлий случайно узнает о заговоре против Князя. Но вот незадача — одновременно все государственные вооруженные силы оказались где-то далеко, включая богатырей, так что непутевый монарх с болтливой лошадью сбегают от греха подальше. И проигрывают в азартные игры все царство, и не кому-нибудь, а Дубу. Да-да, дереву, оно тут главный злодей, тот еще мухлёр. Богатырей он тоже в играх провел, и пока Князь с горя отстраивал новый Киев, Алеша с компанией придумывают план с использованием древнегреческой уловки и побеждают живую деревяшку.
Три богатыря и морской царь
Богатырей и их жен поглотила бытовая рутина, из-за которой и силушки молодецкой у парней поубавилось. Развеяться и раздобыть средство для повышения той силы герои отправились в Китай. В их отсутствие Князь и конем Юлием снова наломали дров, точнее, способствовали затоплению Киева морским царем, решающим свои матримониальные проблемы. Разумеется, самая приглядная невеста нашлась среди богатырских жен, и на предстоящую свадьбу работали все, сами не зная, на ком царя женят. Когда обман вскрылся, развернулось сражение и… свадьба. Вовремя вылитое приворотное зелье решило дело в сторону всеобщего удовлетворения.
Золотая троица
Алёша Попович
Алёша — младший из героев — не обладал колоссальной физической силой, но был смекалист, хвастлив и охоч до женского пола. Прототипом этого героя считается боярин из Ростова, некто Александр Попович. В Никоновской летописи упоминается, что он погиб в бою на речке Калке в 1223 году, а до этого прославился подвигами, совершенными во время Липецкой битвы.
Согласно другой версии, Алёша появился в былинах благодаря реально существовавшему боярину Ольбергу Ратиборовичу. Тот был дружинником и соратником Владимира Мономаха. В 1095 году этот человек вел переговоры с половецким ханом Итларем, но миссию свою не завершил, поскольку был коварно застрелен через дыру в крыше.
Исследователи образа богатыря (Борис Рыбаков, Анатолий Членов) считают, что хан Итларь как раз и является прообразом Идолища поганого, с которым сразился былинный Алёша Попович. Языческое имя «Ольберг» трансформировалось с православное «Олеша», а затем и «Алёша». Так и появился третий русский богатырь, которого сейчас можно увидеть на известной картине Васнецова.
Создание цикла
После успеха мультфильмов «Приключения в Изумрудном городе» (1999) и «Карлик Нос» (2003) Александр Боярский, получив письмо от студента из Днепропетровска с отрывком сценария о приключениях Алёши Поповича на современный лад, показал полученный отрывок Сергею Сельянову. Идея понравилась обоим, и они решили перейти на русский фольклор. Мультфильм «Алёша Попович и Тугарин Змей» был снят Константином Бронзитом примерно за год и вышел в декабре 2004 года, когда российский кинорынок находился уже на подъёме. До него этого не делала даже студия «Союзмультфильм».
После этого фильм «Алёша Попович и Тугарин Змей» стал одним из самых кассовых мультфильмов России, и его часто стали показывать по каналам «РЕН ТВ» (на праздники) и «СТС» (до 2015 года). После «Алёши Поповича» Бронзит отказался снимать продолжение, но режиссёр Илья Максимов заявил, что будет новый «блокбастер» про богатыря. Узнав это, зрители просили вернуть коня Гая Юлия Цезаря, но Максимов твёрдо решил, что последнему в этом мультфильме не место. Зато обещали оставить Князя Киевского. Он также не окупился в прокате, при бюджете $3 млн собрав чуть большую сумму.
19 февраля 2006 года сначала в программе «Спокойной ночи, малыши» по телеканалу «Россия», а потом и в кинотеатрах 16 марта показали мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». 27 декабря 2007 года состоялась премьера нового мультфильма уже об Илье Муромце, режиссёром которого был Владимир Торопчин, а 4 ноября следующего года он был показан на Первом канале.
После успехов трёх мультфильмов о богатырях было решено снять ещё несколько мультфильмов, со спин-оффом, где все три богатыря и другие персонажи, когда-либо появлявшиеся в первых трёх фильмах, объединятся. Это были Юлий, князь Киевский, жёны богатырей (Любава, Настасья Филипповна и Алёнушка), бабуля, Тихон, Змей Горыныч и кони богатырей (Бурушка, Моисей и Вася). Новые мультфильмы стали показывать события, которых не было в былинах. Первым из них был мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010), режиссёром которого стал Сергей Глезин.
Начиная с мультфильма «Три богатыря на дальних берегах» (2012), режиссёром проекта является Константин Феоктистов.
Съёмочная группа
В скобках указан номер фильма
- Авторы сценария — Константин Бронзит (1), Максим Свешников (1-3), Александр Боярский (1-8), Илья Максимов (1-2), Ольга Никифорова (4), Светлана Саченко (6-8), Алёна Табунова (7)
- Режиссёры — Константин Бронзит (1,9), Илья Максимов (2), Владимир Торопчин (3), Сергей Глезин (4), Константин Феоктистов (5-8), Дмитрий Высоцкий (8)
- Художники-постановщики — Ольга Овинникова (1-5), Олег Маркелов (3-4), Елена Лаврентьева (4), Лидия Савина (5), Светлана Дегтярёва (6), Андрей Якобчук (7-8)
- Художники по персонажам:
- Марина Михеева (1-5)
- Светлана Варфоломеева (2-5)
- Людмила Стеблянко, Илья Максимов (1-2)
- Екатерина Смирнова (4-5)
- Олег Маркелов (2-3)
- Анна Попко, Ольга Лызо, Майя Нинбург, Елена Кокоулина (4)
- Художники лэй-аутов:
- Марина Михеева (1-5)
- Светлана Мардаголимова, Олег Пожидаев (1-3)
- Екатерина Салабай (3), Артём Мясников (3)
- Юлия Байгулова (3-5)
- Елена Терлецкая, Екатерина Смирнова, Екатерина Комелина, Наталья Ковалевская (4-5)
- Альбина Кунцевич, Евгения Банди, Алевтина Шабунина (5)
- Руководители отдела лэй-аутов — Марина Михеева (1-4), Елена Терлецкая (5)
- Ведущие аниматоры:
- Ольга Образцова, Екатерина Шрага (1-2)
- Елена Кокоулина (2-3)
- Александра Шоха (2-4)
- Антон Рудин (2)
- Ольга Кажанова, Екатерина Салабай (3)
- Екатерина Рябкова (4)
- Наталья Ковалевская, Евгения Тройнятникова, Татьяна Румянцева, Ольга Пермякова, Вера Шиганова (5)
Настасья Окульевна
Сергей Соломко. «Марья Лебедь белая»
Иван Билибин. «Михайло Потык». 1902
Леонид Кипарисов. «Михайло Потык и Марья Лебедь белая». 2016
«Душа-девица» Настасья Окульевна – одна из героинь сказания о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя – Настасья Окульевна:
Излечила от ран, достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам, убил и бывшую жену, и царя. Женился на Настасье Окульевне и стал править.
Мудрость
К ночи собрались друзья на том самом месте, откуда в разные стороны разбредались. Устали они так, что ни в жизнь не уставали. Ни от боев кулачных, ни от корчевания дерев, ни от разгуляя молодецкого
А старичок их уже дожидается:
— Ну что, добры молодцы, нашли в ратном деле важное? Али напрасно коней морили?
Показали богатыри дары свои. Стоят только глазами хлопают, да поглядывают друг на друга
Алеша – с птенцом в пудовой ладони. Илья – с камнем, а Добрыня – с пузырем.
— Неужто, до сих пор не поняли? – удивился старичок.
Закачали молодцы головами.
— Ну, тогда слушайте внимательно, а мотать на ус потом будете, когда возмужаете. Чтобы Землю русскую от врагов защищать, недостаточно силу иметь недюжинную, да кулаками махать без разбору. Враги, они ведь тоже и сильные, и крепкие, и смышленые бывают. Так уж испокон веков пошло – наши русские богатыри добром на зло шли. Мирных не обижали. Если так суд судить, то сама природа на помощь придет. Вот ты Алеша, птенца донес. Хоть и не просто тебе было. А он, тварь Божья, бессловесная. Да и расшибся бы, что с того? Вон их сколько неоперенных гибнет. Но нет, донес, не смалодушничал.
А ты Илья – для надобности ли камень простой пуще злата и серебра хранить? Все оттого, что в земле – великая сила содержится. И тот, кто хоть горсть земли сырой сберечь сумеет, тот по земле этой и ходить без страха будет и силу свою из нее черпать.
И наконец, Добрыня. Долго же ты водицу нес! Но не осерчал, не пролил. Человек, он ведь и одной водицей сыт бывает. Вода все наполняет, в землю уходит, из земли к небесам взлетает, и снова дождем льет. Плюнь ты хоть в лужу обыкновенную, а сам потом из нее же и напьешься.
***
Посмотрели молодцы на свои дары и только рты раскрыли, а старичка уже и след простыл. Поняли они тогда, что не в силе одной заключена мощь русского воина. Но в правде и справедливости.
Много времени с тех пор прошло. Много врагов под их славными мечами полегло. Вот только, даже в самых горячих бойнях не забывали они полученного по молодости урока. И никогда не обижали слабых. Свято хранили честь родной Земли. А водице чистой радовались, словно самому ценному яству.
И прославились они на всю Русь-Матушку. И стали называться великими богатырями Земли Русской — Алешей Поповичем, Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.
Языческие богатыри
Наиболее известный герой этого периода – Святогор. Его описывают как витязя исполинских размеров, который, кстати, обитал за пределами Руси – в Святых горах.
Этот персонаж вряд ли имел одного прототипа и является сборным, а кроме того, заимствованным. Сказания о нем описывают, как правило, 3 фрагмента из жизни:
- Гибель из-за хвастовства собственной силой.
- Нахождение предсказанной супруги.
- Измена жены и знакомство с Ильей Муромцем, которому Святогор перед смертью и передал свой меч и часть силы.
Святогор, которого отождествляют с неким языческих божеством, существует вне киевского или новгородского былинных циклов. В то время как Микула Селянинович и Илья Муромец – одни из ярчайших их представителей. Поэтому, вероятно, легенды об их встречах с Святогором – более поздние (особенно если судить по именам) и были придуманы для того, что показать преемственность данных персонажей.
Богатырь-пахарь Микула Селянинович также относится к языческих героям из новгородского цикла. Судя по структуре имени, к которому прибавлялось прозвище, свидетельствующее о происхождении, это образ более поздний, чем Святогор.
Все сказания о Микуле подчеркивают связь его с землей и трудом на ней. Она была источником силы его. Впоследствии этот сюжетный элемент был заимствован былинами о других героях.
Примечательно, что о супруге Микулы нет информации, зато известно о двух славных дочерях.
Кстати, при появлении христианства характер Николая Чудотворца, как и праздники, связанные с ним, были “позаимствованы” у Микулы.
Третьим культовым супергероем, то есть легендарным богатырем языческой эпохи, является Вольга Святославич (Волх Всеславьевич).
Он был не только был силен, но и умел понимать язык зверей, птиц и рыб, а также превращаться в некоторых из них.
Считается, что он был сыном княжны Марфы Всеславьевны и змея. Отсюда и оборотнические способности. Если Святогор считается божеством, то Вольга – полубог. В былинах о нем говорится как о герое благородного происхождения, возглавляющем дружину по праву рождения. В то же время простолюдина Микулу Селяниновича он берет к себе в помощники за его доблесть и смелость.
Что касается благородства души, то тут Вольгу вряд ли стоит ставить в пример. История о знакомстве с Микулой описывает богатыря как посредственного правителя, душащего налогами народ.
Былины о походе Святославича на индийское царство описывают героя не как доблестного воина, а как хитрого и дальновидного полководца, который, обращаясь в разных зверей, благополучно провел своих воинов через все трудности и привел к победе. На завоеванной земле он изнасиловал супругу поверженного правителя и, взяв ее в жены, воцарился там. Своим же воинам отдал на растерзание местных девушек. Так что Вольга – скорее антигерой, особенно в сравнение с благородным пахарем Микулой.
Некоторые отождествляют этого персонажа с Вещим Олегом. Есть и сравнивающие его с князем Владимиром. Согласитесь, между их судьбами много общего. Помимо одинакового отчества, в жизни Владимира был эпизод с изнасилованием дочери полоцкого князя, ставшей матерью Ярослава Мудрого. Правда, мать будущего крестителя Руси была рабыней, а не княжной, как у Вольги.
Семь популярных витязей с необычными историями
Не только героями картины Васнецова живы народные былины. В них нередко фигурируют и другие персонажи. Давайте рассмотрим самых известных из них и узнаем, как звали богатырей земли русской, прославившихся в более поздние периоды.
Дунай Иванович. Этот витязь известен не подвигами, а печальной историей любви. Вместе с Добрыней он ездил к литовскому князю высватать его дочь за Владимира Великого. На чужбине он встречает ее сестру Настасью, и между ними возникает любовь. Девушка помогает Дунаю спастись от смерти, выкупив его у палачей и отпустив в Киев.
Во время следующего визита в Литву богатырь уже не обращает внимания на свою спасительницу. Обидевшись, девушка переоделась в мужское платье и, догнав Дуная в поле, затеяла с ним битву. Богатырь не узнал ее и, победив, едва не убил. Однако былые чувства взяли верх, и витязь взял ее в жены.
На свадьбе Дунай хвалился удалью, а его супруга – меткостью. Новоиспеченный муж решил пристыдить жену и требовал показать свое умение. Настасья являет меткость, от которой даже Вильгельм Телль и Робин Гуд бы плакали в углу от зависти – она трижды попадает в тонкое серебряное кольцо на голове Дунай-богатыря. Посрамленный муж решает повторить ее подвиг, но оказывается не так хорош и случайно убивает стрелой супругу. Перед смертью ее он понимает, что она была беременной, так что он погубил еще и свое дитя. В отчаянии витязь кончает с собою.
Сухман Одихмантьевич. Столь непривычное для жителей Руси имя принадлежит богатырю, прославившемуся борьбой с татарами. Возможно, он сам был родом из степняков, но потом перешел на службу к князю Владимиру, который в этой истории опять сыграл нехорошую роль. Он приказал витязю доставить ему белую лебедь то ли для зоопарка, то ли это иносказательное название для невесты.
Сухман не смог выполнить поручение, потому что был сильно ранен в бою с татарами. Превозмогая боль, он вернулся в Киев с пустыми руками, но рассказал о своих победах. Князь не поверил ему и отправил в тюрьму.
Добрыня отправляется в чужие земли, дабы выяснить правду, и находит подтверждение словам богатыря. Владимир собирается наградить того, но гордый герой выбирает смерть.
Кстати, недоверие князя и обида витязя свидетельствуют в пользу версии, что Сухман был чужаком.
Еще один богатырь периода Владимира Великого – Никита (Кирилла) Кожемяка, упоминаемый в “Повести временных лет”. Согласно ей, этот витязь победил в поединке печенежского богатыря, а после народная молва приписала ему победу над змеем.
Возможно, легенды о нем частично заимствованы из Библии. Так, поединок с врагом – явная отсылка к истории Давида и Голиафа. А победа над змеем делает его подобным Георгию Победоносцу. Хотя, может, змей – это и есть метафорическое описание печенега.
Дюк Степанович. Это еще один герой времен князя Владимира. Однако богатырем земли русской его можно назвать лишь скрепя сердцем. Так как родом он был из Галича, который, как мы помним, к Руси Владимира не относился. Сложно понять, почему этого персонажа именуют богатырем, ведь кроме богатства и хвастовства, других особых “подвигов” за ним не числится. По легендам, он приезжает в Киев и начинает активно критиковать его и всех его обитателей. Чтобы доказать свою правоту, ему приходится поучаствовать в марафоне хвастовства, в котором он побеждает, и гордый своим “достижением”, покидает княжий город.
Хотен Блудович – богатырь, чье имя носит неприкрытый сексуальный контекст, прославился своим желанием жениться. Былины повествуют, что, несмотря на его силу и славу, он был весьма беден. Из-за этого мать его возлюбленной Чайны Часовой (еще одно “славянское” имя в этой истории) отказала благородному витязю. Это не остановило бравого героя, который планомерно разделался со всеми родственниками любимой, а заодно и положил войско местного князя. В финале он сочетался узами брака со своей прелестницей, а заодно и забрал богатство, оставшееся после убитых.
Однако не все богатыри связывались молвой с периодом царствования Владимира. После распада Киевской Руси стали появляться другие герои народных былин. К примеру, защитник Рязани – Евпатий Коловрат. В отличие от классических богатырей, он не был сборным образом, а являлся реальной исторической личностью, рискнувшей дать неравным бой монголо-татарскому войску в отместку за разрушение города. К сожалению, он погиб, но его мужество вызвало уважение даже у врагов.
Также к богатырям относится монах-воин Александр Пересвет, который участвовал в Куликовской битве. Хотя его больше позиционируют как монаха, а потом воина. Однако боевые умения не возникают из воздуха, и, значит, до принятия пострига Пересвет имел свою богатырскую историю. Он тоже был причислен к лику святых.
Горыня, Дубыня и Усыня
[править] Богатыри
Неожиданная свадьба
Очень интересно проходил ее поединок с Добрыней Никитичем. Решили они как-то сразиться, выяснить, кто сильнее. И богатырь замахнулся своей тяжелой дубиной по голове. По одной из легенд, Добрыня принял со спины крепкую девушку за мужчину, поэтому и не посчитал зазорным померяться силой. Целых два удара нанес, но та не дрогнула и сравнила эти удары с укусами комариков. Зато после следующих попыток Настасья Микулишна посадила Добрыню в мешок (а по одной из версий в карман) и попыталась увезти на коне. Но конь не выдержал тяжести двух богатырских тел. Тогда поленица поставила такие условия: «Если старый богатырь, то отпущу, если молодой – в плен возьму. Если полюбишься мне – под венец пойду, если нет – раздавлю в овсяный блин». Если же богатырь отказывался жениться, то участь его была такой же – быть раздавленным. Пришлось ему покориться. Так и сыграли свадьбу. Позвал Добрыня всех родных, кроме младшего брата Алеши Поповича.