Пейзаж
Прописыванию пейзажа творец уделил очень много внимания. Он изобразил традиционный эпический пейзаж, тщательно выверив соотношения планов, линий, земли, неба, видов растительности и т.д.
На полотне изображены луг и перелески. Небольшие сосны и ели символизируют русскую землю, определяя, где находятся персонажи картины. Они намного меньше богатырей, подчеркивая величие последних.
С картины буквально веет силой просторов и сочностью русской природы.
“Богатыри” — знаменитая картина, которая является очень символичной. Каждая ее деталь рассказывает об истории и вызывает гордость за мощь и величие защитников земли русской. Васнецов стремился показать опору народа. Его герои выглядят очень реальными и внушают спокойствие, ведь пока они берегут земли, бояться нечего. Это полотно известно далеко за пределами России. Его высочайшую художественную ценность признают во всем мире.
Следующая
КультурологияИскусство – определение, виды и их характеристика, роль искусства в жизни
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в старину, в далекие времена, кто защищал нашу землю, наше отечество от врагов? (Ответы детей). О подвигах богатырей складывали песни, сочиняли былины и сказки, художники писали картины.
2. Основная часть. А) Беседа по картине.
– Перед вами картина, кто помнит, как она называется? («Богатыри).
– Кто её написал? (В. М. Васнецов).
– Вспомните, как звали богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
– Обратите внимание на их одежду и доспехи. Что защищает богатырей? (кольчуга, шлем, бармица, щит);. – Что охраняют богатыри? (землю русскую и ее границы)
– Что охраняют богатыри? (землю русскую и ее границы).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Это правда, богатыри – защитники Родины, они охраняли свои границы, поэтому художник изобразил богатырей сильными, крепкими, могучими. Многие мальчишки мечтают стать богатырями.
Б) Шутка – физкультминутка
Мальчик Петя – богатырьМаме голову вскружил:
«Не хочу я щи и кашу,
Есть не буду простоквашу!
Подведите мне коня,
На сраженье еду я!»
Шлем – кастрюля,
Крышка – щит,
Кого Петя защитит?
«Поварёшка, будь булавой!
Снарядился я на славу!»
В) Рисование богатыря.
Воспитатель. Отлично! Вот мы немножечко размялись. А теперь представим, что мы с вами художники и будем рисовать портрет богатыря. В этом нам помогут геометрические фигуры. Посмотрите, какого богатыря нарисовала я. Нравится? Угадайте, какими геометрическими фигурами я воспользовалась? (дети называют фигуры и рассказывают какие части богатыря нарисованы этими фигурами)
Г) Физкультминутка «Юные волшебники».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И портреты создавать.
(Дети, приступают к поэтапному рисованию. Воспитатель рассказывает и показывает, оказывает помощь во время работы)
Голова у человека – овал. Нижняя часть овала – лицо, верхняя – шлем, похожий на «луковку». Посередине шлема – «клюв», который защищает нос богатыря. С обеих сторон «клюва» рисуем глаза. Над глазами брови. Нос дужкой. Почти все богатыри в старину носили усы и бороду. Наши богатыри тоже пусть будут с усами. Под усами – рот. Справа и слева от лица рисуем сетку, которая защищала шею богатыря – бармицу. В нижней части овала проводим две короткие линии вниз и соединяем между собой – это шея. Подбородок и шею прикрывает борода.
Кольчугу помогут нарисовать трапеции. Большую трапецию прикладываем длинной стороной на уровне шеи и обводим. Трапецию размером поменьше обводим ниже. Выделяем ремень, дорисовываем короткие рукава кольчуги. Рукав рубахи – овал меньшего размера. Правую руку не прорисовываем – она прикрыта щитом. Для ног используем прямоугольники, обводим и на них рисуем сапоги. В одну руку вкладываем меч, а в другую – щит. Они у нас нарисованы и вырезаны накануне. Приклеиваем щит и меч. Богатырь готов к закрашиванию цветными карандашами.
3. Итог. По окончании работы все рисунки выставляются на доску, рассматриваются.
Затем оформляется выставка «Богатыри – защитники Руси».
Богатырь с мечом
Воспользуйтесь простым карандашом и ластиком для наброска, а для раскрашивания можно использовать как карандаши, так и фломастеры. Перейдём к этапам:
Первым шагом будет создание разметки. Делать её будем обычными линиями. Наметьте положение туловища, в нашем случае оно слегка изогнуто, добавьте оси рук и ног
Очень важно соблюдать пропорции, верхняя часть человека должна быть широкой, ведь в руках богатырь держит тяжёлый меч и щит.
На следующем этапе можно нарисовать голову. Здесь изображаем маленькие глаза, детализировать их не будем
У каждого богатыря должен быть шлем, поэтому выводим его сверху, а его конец делаем зауженным. Снизу оформим голову бородой. Чтобы она казалась натуральной, оформляем её зигзагами.
Теперь оформим линии рук и туловища. Изображаем рубаху. Старайтесь делать контуры на большом расстоянии друг от друга, чтобы обозначить мышцы богатыря. Так, вы сможете подчеркнуть его мужественность. В нижней части с помощью дуг нарисуем пояс.
Начинаем рисовать руки, делайте это не спеша, отталкивайтесь от вспомогательных линий, построенных на первом этапе. На руки будут надеты рукавицы, поэтому детализировать пальцы не требуется. Левую руку поднимаем внизу, правую прорисовываем в согнутом положении. На этом же этапе можно добавить узор к рубахе, чтобы переделать её в кольчугу.
Дорисовываем нижнюю часть одеяний. Выводим всё за счёт вогнутых линий
Добавляем ноги, обратите внимание, что они оформлены дугами. Обувь изображаем в виде сапог с заострёнными носками
Правую ногу сгибаем в колене, а под ней мы можем разместить камень.
Богатырь почти готов, ему осталось лишь дорисовать оружие. В поднятой руке изображаем меч. Он должен иметь простые формы, но крупный размер. За поясом богатыря помещаем чехол меча. В другой руке выводим округлый щит.
Рисунок почти закончен, теперь вы знаете, как нарисовать русского богатыря. Для реалистичности предлагаем добавить мелкие детали на пояс и одеяния персонажа. Осталось закрасить картинку, подбирайте цвета на своё усмотрение или воспользуйтесь нашим примером.
Демьян Куденевич
Никоновская летопись рассказывает, что в 1148 году сын Юрия Долгорукого, Глеб Юрьевич, внезапно подступил к Переяславлю, удельному городу сына великого князя киевского Изяслава Мстиславича, которого звали Мстиславом. Тот испугался и обратился за помощью к жившему в то время в Переяславле Демьяну, который, взяв с собою лишь своего слугу Тараса да пять отроков выехал из города, напал на войско Глеба и обратил его в бегство, убив очень многих неприятелей. Испуганный Глеб прислал сказать Демьяну, что «на любовь и на мир приидох, а не на рать». В том же году подступили к Переяславлю половцы, и Демьян вышел против них, не имея при себе «ничтоже одеяния доспешного», и хотя прогнал их, но был так избит, что вернулся в Переяславль смертельно раненым. Когда узнал об этом князь Мстислав Изяславич, то в благодарность за великие услуги Демьяна пришел к нему в дом и предлагал ему богатые дары, но Демьян ответил: «О суетия человеческого! кто мертв сый желает дарования тленного и власти погибающия», и, не приняв даров, умер. «И бысть о нем от всех плач велий во граде».
Описание для 7 класса
На картине изображен огромный витязь на коне, а рядом двое преданных друзей богатырской наружности. Огромный витязь, прикрывший рукой глаза, Илья Муромец. Он пристально оглядывает холмистые окрестности в поисках врага. На правой руке висит мощная булава. И конь под ним чёрный, как сатана, огромный. У него мощные копыта. Это порода называется «владимирский тяжеловоз». Не каждое животное сможет выдержать богатырский вес. В левой руке у Ильи огромное длинное копьё и мощный щит. Не каждый мужчина может с ними управиться, одетый в шлем и боевые доспехи. Это под силу только русскому богатырю.
Справа от Ильи его соратник – Добрыня Никитич. Он восседает на белом коне, не таком мощном, как конь Ильи Муромца. В правой руке он держит меч, в левой – круглый красный щит. У коня дорогая сбруя. Головы у витязей прикрыты остроконечными железными шлемами, похожими на луковки православных церквей. У Ильи и Добрыни бородатые лица, что указывает на их возраст. Они уже не мальчики, а взрослые мужчины. У русских людей так было принято. Мужчины носили бороду.
Слева от Ильи Муромца на гнедой лошадке восседает Алёша Попович. Это самый молодой витязь. В правой руке он держит огромный лук, с левой стороны виден колчан со стрелами. Его лицо не так грозно, как лица его друзей. Он лукаво улыбается. Чтобы ни случилось, он и в походе не расстаётся с музыкой. У его лошадки к седлу приторочены гусли.
Богатыри, как пограничники, вышли на защиту рубежей Руси. Добрыня Никитич, чтобы быть повыше и лучше разглядеть окрестности, взобрался на невысокую каменную возвышенность. Богатыри уверенно сидят в седле, и выбить их оттуда, особенно Илью, вряд ли кому удастся. Каждый из них по-своему индивидуален. А вместе – они сильны и непобедимы.
Художник с помощью описания природы передаёт тревожность обстановки. Дует ветер, он треплет гривы коней. На переднем плане пожелтевшая трава, на дворе начало осени. И только ёлки и зимой, и летом стоят зелёные. Вдали виднеется темное – зелёное пятно хвойного леса. На небе бело-серые облака. Куда они плывут, известно одному лишь ветру.
Художник чётко прописал все детали, картина похожа на фотографию. Эти трое молодцов-удальцов внушают уверенность, что во время их патрулирования не то, что человек, мышь не проскочит. Граница на замке.
3, 4, 6, 7 класс
История создания
Творчество Васнецова знакомо сегодня каждому россиянину, ведь каждый, будучи ребенком, видел картины Васнецова в любимых русских сказках. Иллюстрацию с «Богатырями» очень часто воспроизводят в школьных учебниках, чтобы вызвать у школьников чувство патриотизма. В поисках возвышенных чувств художник обращается к русским былинам и сказкам. В детстве и сам Васнецов любил народные сказки. Он знал и любил историю своей страны, и эту любовь ему удалось воплотить на своих полотнах.
Эскизы картины
Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. Замысел у него возник еще в 1871 году. От карандашного наброска богатырей до начала работы над огромным полотном – целых 10 лет раздумий. Васнецов изучал народные сказания, обдумывал детали, готовил эскизы и проводил подготовительные работы, присматривал натурщиков для богатырей и подбирал подходящих скакунов.
Описание, сюжет и символы картины «Богатыри»
Васнецов считается признанным мастером изображения фольклорных и былинных сюжетов, но его богатыри стали одним из самых известных творений. Одни только размеры полотна являются поистине впечатляющими – 295 на 446 см. Главным замыслом художника стало изображение силы и мощи русских героев, что всегда готовы отразить нападение врага.
В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так:
В своём воображении при создании «Богатырей» Васнецов воскресил былинные образы самых знаменитых персонажей, что известны каждому русскому человеку. У художника не было стремления изобразить конкретный эпизод из древних преданий или исторический момент.
Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1881-1898 г.Картина находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия
Напротив, Васнецов постарался обобщить в образах своих богатырей силу и твёрдость духа всего русского народа. Илья, Добрыня и Алёша являются лишь отчасти былинными персонажами, их главное предназначение – отражение могущества всей Руси.
Как известно из преданий, об этих трёх богатырях рассказывалось в разные времена, а потому встретиться так, являясь практически ровесниками, они могли лишь на картине Васнецова. Все три героя картины – очень разные:
Илья Муромец воплощает физическую силу и мудрость самого старшего из богатырей
Добрыня Никитич привлекает к себе внимание живостью взгляда – сразу ясно, что перед нами находчивый и смелый человек. Алёша Попович, самый младший из богатырей, – явно считается метким стрелком
На боку его лошади заметны гусли, а значит, именно он любит развлекать товарищей своей музыкой во время привала.
Илья Муромец, фрагмент картины «Богатыри»
Не менее интересны и особые “скрытые” символы картины Васнецова «Богатыри», которые замечаешь лишь после детального просмотра. Пейзаж представлен исполинскими деревьями и юными сосенками – это отражает преемственность поколений. Герои стоят на фоне темнеющего неба – возможно, оно “сообщает” нам о приближении противника. Однако в небесах заметны просветы, а значит, победа неизменно будет на стороне правды и добра.
Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца:
Виктор Васнецов на фоне картины «Богатыри», 1898 год
Живописец действительно вложил все свои силы и мастерство в этот шедевр, который я бы назвала не просто прекрасным, а вдохновляющим. Глядя на «Богатырей» Васнецова, невольно чувствуешь гордость за прошлое своей страны, за силу духа, полученную от предков, за готовность противостоять любым испытаниям – как делали наши предки-”богатыри” в далёкие времена.
Самые известные русские богатыри и их подвиги
Наша история хранит немало известных имен. Наверное, каждый знает фразу: “А и славные, а и сильные богатыри на земле Русской”. Хотя наш народ в большинстве своем не воинственный, предпочитает трудиться на земле, но из его среды издревле выходили могучие герои и защитники Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие. Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время.
Именно о них складывались былины и песни. При этом, с течением времени, они много раз переписывались. В них добавлялись новые и новые факты и подробности. Даже характер героев претерпевал значительные изменения.
Особенно повлияло на сей процесс принятие христианства на Руси. Это разделило нашу историю, привело к отрицанию и осуждению всего старого. Поэтому в образах более древних богатырей теперь можно увидеть негативные черты. Речь идет о Святогоре, Пересвете, Дунае Ивановиче.
На смену им пришли богатыри нового поколения. И практически все они служили князьям, а не народу. Самые известные богатыри земли Русской – это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они изображены на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам. Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе?
По заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья – в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, – в 13 веке.
Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна. Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.
Микула Селянинович – простой крестьянин
Этот богатырь – один из представителей древнейших славянских героев. Его образ – это отражение легенд о боге-пахаре, защитнике и покровителе земли Русской и крестьян. Именно он дал нам возможность возделывать поля и пользоваться дарами природы. Он же выгнал Великанов-разрушителей.
По преданию, жил богатырь на Древлянской земле. В отличие от других древних витязей, происходивших из князей, Микула Селянинович представлял сословие крестьян. Он всю жизнь посвятил работе в поле. Тогда как другие богатыри-защитники земли Русской воевали с мечом в руках. В этом есть свой смысл, т. к. все блага государства и людей происходят именно от тяжелого и ежедневного труда.
Самыми известными произведениями, в которых описывается характер и жизнь Микулы Селяниновича, считаются былины о Вольге и Микуле, а также о Святогоре.
Например, в истории с князем-оборотнем богатырь поступает на службу в дружину, собранную для противостояния варяжскому нашествию. Но перед этим он посмеивается над Вольгой и его воинами: они-де не могут даже вытащить его плуг, застрявший в земле.
Подвиги русских богатырей всегда воспевались народом. Но можно встретить и пренебрежение к героям, которые, имея огромную силу, не могут правильно ее применить. Примером такого отношения можно назвать былину «Святогор и Микула Селянинович». Здесь противопоставляются два начала – созидательное и разрушительное.
Святогор скитается по свету и не знает, где применить собственную силу. Однажды он встречает Микулу с сумой, которую богатырь-воин не может поднять и надрывается. Там оказывается вся «тяжесть земная». В этом сюжете можно увидеть превосходство обычного труда над военной силой.
Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь
По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.
В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.
Добрыня Никитич
Добрыня Никитич – по нраву добрый, умный, любимый в народе. Живописец не скрывает его принадлежности к княжескому роду (драгоценные княжеские доспехи свидетельствуют об этом). Его щит сделан из дорогостоящего красного металла с золотой инкрустацией. На груди блестит большая золотая цепь – знак княжеского рода. Меч Добрыни вложен в золотые ножны с драгоценными камнями, а нарядные сапоги бирюзового цвета заключены в позолоченные стремена. Его взгляд – суровый и хмурый – выражает готовность к защите Родины (даже рука придерживает нож, готовый выйти из ножен и победить врага). Конь Добрыни тоже свидетельствует о статусе своего хозяина. Это княжеский конь, который заметно отличается от рядом стоящих коней. Конь Добрыни – чистокровный белый арабский бегун с горящими глазами и вздутыми ноздрями (они символизируют готовность к бою). У лошади широкая грудь и ловкие, быстрые ноги. Убранство коня, как и одеяние Добрыни, дорогое. Его уздечка украшена золотыми медальонами. Лошадь готова рвануться за поводья уздечки.
Добрыня изображается в былинах как драконоборец (богатырь, убивающий дракона Горынича), одержавший победу храбростью. Ко всему прочему, Добрыня – музыкант, шахматист, лучник и борец, известный своими особыми знаниями и вежливостью. Историки считают, что этот персонаж произошел от настоящего славянского полководца Добрыни, который руководил войсками Святослава Великого и наставлял его.
Антигерои былин
В русских сказаниях помимо положительных персонажей встречались и злодеи. А куда же без них! С кем бы тогда сражались славные войны? Все русские богатыри имели в своей «копилке» главного отрицательного героя, с которыми любо-дорого в очередной раз сойтись в схватке и одержать верх.
Соловей-разбойник (антигерой)
Основной противник Ильи Муромца. В отличие от собратьев по злодейскому лагерю имел небольшой рост и не мог за один присест съесть огромное количество хлеба. Его сила заключалась в убивающем и громогласном свисте, который сбивает с ног простого человека и способен справиться даже с отважным богатырем.
Встречаются разные описания Соловья-разбойника. В одних источниках его представляют змеем, сидящем в гнезде на двенадцати дубах. Другие утверждают, что это был простой человек по силе сопоставимый с мощью самого Муромца.
Разнятся данные и о знаменитом свисте. Ряд исследователей предполагают, что это ветер, сбивающий с ног. Остальные уверены, раз Соловей татарин, значит его «трель» сопоставима со свистом захватнических войск.
Главное предназначение антигероя – продемонстрировать мощь русского народа в лице богатыря. Ведь в итоге Муромец его победил и отвез к царю.
Змей Горыныч (змей-дракон)
Дышит огнем и имеет три головы. Согласно преданиям, он обитает неподалеку от царства мёртвых, охраняя его вход. В некоторых сказаниях Змей меняет дислокацию и перебирается в густую чащу или горы. Обладает своеобразной внешностью. Способен перемещаться по воздуху и земле. Имеет длинное тело, покрытое чешуей, когтистые лапы и мощный хвост.
Однако людей пугает не устрашающий вид злодея, а то, что он из пасти испускает пламя. Горыныч способен превратить в пепел целое поселение за несколько минут. Непробиваемая чешуя надежно защищает от стрел. |
Уникальная особенность Змея – регенерация отрубленных голов. В самой кровопролитной битве он способен одержать верх над противником, поскольку на месте снесенной «черепушки» появляется новая.
Еще один «талант» Горыныча – умение имитировать звуки разных животных и возможность воспроизводить человеческие голоса.
Справиться со злодеем можно только в том случае, если одновременно уничтожить три головы. При этом они не должны отделиться от туловища. Если полностью срубить конечность, она отрастет вновь.
Есть у Змея и уязвимые места. Это его беззащитные детеныши и болевая точка, расположенная за головой. Здесь чешуя мягкая и ее легко пробить.
Идолище Поганое (злодей)
В русских былинах много коварных персонажей (Баба-Яга, Кощей, Горыныч), которые пытаются помещать богатырям и добрым молодцам. Они являются прототипами зла, но негативных эмоций не вызывают. Некоторые даже помогают положительным героям. Иными словами, это нечисть, которой можно дать второй шанс.
Другое дело – Идолище. Поведение и поступки злодея невозможно оправдать, даже если он переметнется на сторону добра.
Общеизвестный факт, что на протяжении четырех столетий на Руси было татаро-монгольское иго. Страшная орда, сметающая все на своей дороге. Захватчики уничтожали ни в чем не повинных людей, грабили села, пытались приучить славян жить по новым правилам. Это не просто враг, а настоящее чудовище.
По описаниям Идолище тащат двадцать лошадей, за раз съедает каравай размером с печь. Иными словами, огромный и ужасный, как и иго. По уровню страха, который он наводил на людей, Идолище сравнивают с Тугарином Змеем. Но второй мифическое создание, а первый – реальный персонаж. Победить чудовище смог Илья Муромец.
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Василий Буслаев
Этот богатырь не похож на остальных. Он – бунтарь, всегда идет наперекор общему мнению и порядкам. Несмотря на суеверия обычных людей, он не верит в приметы и предсказания. В то же время, это образ защитника-богатыря.
Василий Буслаев родом из Великого Новгорода. Именно поэтому в былинах о нем так много местного колорита. Есть два рассказа о нем: «Василий Буслаевич в Новгороде» и «Василий Буслаевич молиться ездил».
Всюду прослеживается его озорство и бесконтрольность. Например, выбирая себе дружину, он устраивает несколько неординарных заданий. В результате находится 30 молодцев, которые во всем поддерживают Василия.
Деяния Буслаева – это не подвиги русских богатырей, которые следовали правилам и во всем подчинялись князю, уважая традиции и верования простых людей. Он почитал только силу. Поэтому его деятельность – это разгульная жизнь и драки с местными мужами.
Герои картины
Кто же тогда эти три эпических героя? Самый первый – княжеский сын Добрыня Никитич, второй – крестьянский сын Илья Муромец, третий – сын священника Алеша Попович. Это исторические герои, физически сильные и умные воины, которые обладали великими военными добродетелями. Васнецов художественно передал не только образы своих героев, но и отметил их принадлежность к разным социальным укладам русского общества того времени. Трое героев служили князю Киевскому Владимиру I. И каждый из них, как правило, известен определенной чертой характера: Алеша Попович – смекалкой, Добрыня Никитич – мужеством, Илья Муромец – физической и духовной силой. Все они преданы защите своей Родины и народу.
Прекрасный создан пейзаж! Трое героев находятся на широкой равнине с низкими холмами, среди желтой травы и небольших редких деревьев. Небо пасмурно и тревожно. За горой виднеется глубокий овраг. Пейзаж прост: широкая полоса ковыля и полустепь с редкими карликовыми елями. В воображении зрителя в этом невидимом овраге скрываются русские войска, готовые по приказу трех героев ринуться в атаку на врага, угрожающего их родной земле.
Алёша Попович
Если уж рассматривать известную троицу богатырей нельзя обойти стороной Алёшу Поповича, который предлагает отведать силушки богатырской в рисовании. Давайте разберём как нарисовать богатыря поэтапно карандашом, вы можете заменить карандаш маркером:
- Начнём с головы. В отличие от Добрыни и Ильи у этого персонажа голова имеет грушевидную форму. С помощью волнообразных линий рисуем вверху волосы. Добавляем под ними брови. Под ними выводим круглые глаза и внутри изображаем зрачки.
- Нос Алёши выводим дугами сверху добавляем несколько чёрточек. Под носом нужно изобразить широкую улыбку богатыря. Зигзагами изображаем по сторонам оставшуюся часть волос и уши, а на голову надеваем шлем.
- Шею изображаем широкую и крепкую Её нужно начать рисовать, начиная от ушей. Соединяем её внизу линией и снизу добавляем ещё одну, чтобы получить воротник. Справа к воротнику пририсовываем прямоугольную фигуру. На этих деталях будет располагаться орнамент.
- Выводим от воротника линии плеч и верхушку рук. Прорисовываем контуры туловища. Не забываем, что верхушка должна быть шире низа. Доходим до середины, соединяем стороны линией и дорисовываем уже нижнюю часть одеяния, на конце добавляем полосу орнамента. Украшаем треугольниками.
- Заканчиваем рисование рукавов и здесь тоже следует нанести орнамент. Руки у Алёши должны быть очень большими, прорисуйте каждый палец. Внизу изображаем портянки и, конечно же, сапоги с заострёнными и завёрнутыми носиками.
- Осталось раскрасить нашего персонажа. Сапоги раскрашиваем коричневым. Жёлтым закрашиваем волосы персонажа, нижнюю часть орнамента, края одежды. Этот же цвет используем для штанов, они будут полосатыми. Для оставшейся части орнамента используйте оранжевый или красный оттенок.
Инструктаж окончен.
Сочинение описание картины Три богатыря (Богатыри) Васнецова
Я вижу (и все видят, кто не слепой) на этой сказочной картине – трёх богатырей. Картина эта немного тёмная. Надвигается там буря! Это какой-то очередной враг идёт на матушку-землю русскую!
Но богатыри уже готовы, ведь у них: меч, булава, копьё, лук и стрелы… Почти всё это уже в руках. И они не побоятся этим воспользоваться!
У богатырей красивые кони. Тот, который конь в центре, черный, но одна нога у него (задняя) белая. И на морде белое пятно. Прямо, как у нашего кота! Два других коня – белый и рыжий. У коней красивая сбруя. Наверное, это лошади.
Хвосты и гривы раздувает. На картине есть ветер. В картине то есть.
Сами богатыри очень модные. Самый старший – молодой дедушка в темно-зелёном. Самый молодой в красной рубахе с длинными рукавами. А ещё у него красные сапоги! Средний справа (средний по возрасту, а правый по месту на картине, если смотреть из неё) выглядит хорошо. Вот если бы не зелёные сапоги!
За богатырями вижу лес и поле. Красиво. Поле похоже на огонь, на пожар… Перед героями совсем маленькие елочки. Надеюсь, они не пострадают в бою. Не будут растоптаны ёлочки.
Богатыри выглядят сурово. Только левый как-то странно смотрит. С таким удивлением… Будто сейчас как скажет: «Это вы пришли с нами биться?! Да ну вас в лес!» Наверное, все враги ничто перед отечественными богатырями!
Классная картина. Красивая и такая суровая. С такими продвинутыми богатырями матушке-земле русской нечего было бояться! Вот так-то.
Интересные сочинения по картинам
- Сочинение по картине Левитана Лесистый берег 6 класс (описание) Картина была написана мастером в конце 19 века на реке Пекше во Владимирской области. Много ли таких по всей России? Много, но каждая из них неповторима.
- Сочинение по картине Комарова Наводнение для 5 класса Заяц, в надежде спастись от воды, забрался на ветку свисавшую со старого дерева. Он невероятно напуган. Его темные круглые глазки сверкают от страха. Он прижимается своей желтовато-коричневой шерсткой к стволу
- Сочинение по картине Осенний пейзаж Нестерова Большинство работ автора – это поэзия на холсте. Примером такого полотна может служить Осенний пейзаж, написанный в 1906 году. Этот холст вызывает в памяти строки известных поэтов об осенней поре.
- Сочинение по картине Вести с фронта Ватолиной 8 класс Нина Николаевна Ватолина стала очень известной благодаря своему труду, терпению в 1943 году.Именно в этом году была написана картина Вести с фронта. В своей картине она передавала шквал эмоций
- Сочинение по картине Пластова Жатва 6 класс (описание) Пластов на своей картине Жатва изображает старичка в окружении молодых ребятишек, которые прервались от работы, чтобы перекусить. Возможно, они из одной семьи или просто из одной деревни и ребятишки помогают делать покос взрослому.
Добрыня Никитич
Этот богатырь, изображенный вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, является одним из самых почитаемых и известных на Руси. Практически во всех былинах он неразрывно связан с князем Владимиром Святославовичем. При этом есть мнение, что последний является его родным дядей. В истории Добрыня – видный государственный деятель, к совету которого прислушивались многие дворяне.
Однако в былинах это, скорее, собирательный образ, которому присущи черты могучего русского витязя. Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками. Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. Знаменитая картина Васнецова изображает бой защитника земли Русской с 7-главым драконом, однако строился сюжет на реальной основе. «Змеем» раньше называли врага. А прозвище «Горыныч» указывает на его происхождение или место обитания – горы.
Существовали также сказания, повествующие о том, как Добрыня нашел себе жену. Историки отмечают, что она была иностранкой. Настасья Никулична (в других вариантах – Микулишна) обладала неплохими физическими данными. Они стали меряться силами, а после победы витязя девушка стала его женой.
Как и все подвиги былинных богатырей, деятельность Добрыни Никитича связана со служением Князю и Народу. Именно поэтому его ставят в пример, сочиняют сказки, песни и былины, рисуя его героем и освободителем.
Вариант 3
Васнецов является признанным художником в России. Его работы уже на протяжении долгих лет завораживают взгляды многих зрителей. Над одной из своих монументальных картин “Три богатыря” художник трудился почти двадцать лет.
На полотне изображены могучие защитники русской земли. Они оберегают территорию родного государства от вражеских нападений. Поза, в которой изображает богатырей автор говорит об их полном спокойствии, но это обман зрения. На самом деле они в любой момент готовы двинуться в бой. Имена героев известны многим с самого раннего детства – это Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Взгляд героев уверен и решителен.
Центральным героем предстает Илья Муромец. Его достаточно простой облик говорит о происхождении из крестьянской семьи. В его арсенале мощное боевое копье, которое уже неоднократно приносило победу. Выражение лица у Ильи грубое с настороженным взглядом. Конь под стать своему наезднику имеет величественный вид.
С левой стороны едет Добрыня Никитич. Он из княжеского сословия. Его доспехи очень дороги с вставками из настоящего золота. Конь – преданный помощник, который не единожды побывал в сражениях. Он красив, могуч и резв. Взор Добрыни суровый. В руках его меч готовый к бою.
Алеша Попович самый младший из троицы. Он является сыном служителя церкви и как настоящий воин не желает бросать в беде родную землю. Несмотря на молодость его храбрость и решительность нисколько не уступает опытным войнам. В его руки художник вложил холодное оружие – лук, стрелы которого способны пронзить любую цель с дальнего расстояния. У Алеша романтическая натура, которую можно определить по наличию музыкального инструмента – гуслей. Конь его имеет рыжий окрас.
Природная зарисовка в картине создает налет тревоги. За спинами богатырей виднеются нависшие грозовые тучи. Развивающиеся конские гривы и трава говорят о наличии ветра. При первом взгляде на картину можно подумать, что герои стоят как вкопанные, это происходит засчет их монументальности, которую создает художник. На самом деле каждый из них стоит на чеку и судя по оружию, которое у всех наготове, богатыри в любую минуту сорвутся с места.
Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.