fbpx
No Image

Летчик апакидзе тимур

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021

Крейсер “Адмирал Кузнецов”

В начале 90-х годов в биографии, семье Тимура Апакидзе, как и у всех военных, особенно у тех, кто служил в Крыму, начались непростые времена. Страна разделялась. Армии предстояло выбрать, кому служить. Как известно, в результате российский Черноморский флот в Крыму удалось сохранить. Но тогда, в 1991 году, было совершенно неизвестно, чем все закончится.

Сейчас широко известно, что именно Апакидзе сыграл важную роль в том, чтобы сохранить крейсер “Адмирал флота Советского Союза Кузнецов” при отечественном военно-морском флоте. Это мощный авианесущей крейсер, в задачи которого в первую очередь входит поражение практически любых надводных целей, а также сопротивление противнику на море. В настоящее время он остается частью Северного флота.

Во время распада советского государства украинская сторона рассчитывала предъявить собственные претензии на этот корабль. Поэтому, по решению Апакидзе, корабль в срочном порядке передислоцировался из Севастополя на Северный флот.

Туда же были передислоцированы летчики, техники и инженеры, входившие в состав истребительного полка. Позже его знакомые, которые были свидетелями тех событий, вспоминали, что Апакидзе вообще хотел перебросить в Россию весь полк целиком. Остановили его только кадры, показанные по телевизору, на которых Ельцин в Ялте целовался с Кравчуком. Тогда Апакидзе понял, что не нужно подставлять своих подчиненных и становиться игрушкой в руках политиков. Когда было предложено повторно принять присягу, на этот раз на верность украинской армии, Апакидзе отказался это сделать.

Он продолжил службу в городе Саки в качестве начальника воздушно-огневой подготовки авиационного полка. Только в 1992 году был переведен на Северный флот. Там он стал начальником военного аэродрома Североморск-3.

Стоит признать, что в то время отечественная авиация переживала не лучшие времена. Средства на содержание военных практически не выделялись. Особенно мало денег направлялось на палубную авиацию, с которой тесно был связан Апакидзе. Учебно-тренировочные полеты практически не проводились, строительство новых машин не финансировалось, личный состав постоянно сокращался. Многие сами уходили из армии, понимая, что реальные деньги заработать практически невозможно.

В этих непростых условиях перед героем нашей статьи была поставлена задача начать сажать корабли на палубу. В противном случае авианосец могли списать и отправить на металлолом.

В 2000 году Апакидзе стал выпускником академии Генерального штаба, получил звание генерал-майора, был назначен заместителем командующего военно-морским флотом.

За свою карьеру он провел в воздухе около трех тысяч часов, освоив полтора десятка типов самолетов. Около трехсот раз он садился на палубы крейсеров в Средиземном, Черном морях, в Атлантическом океане. В 1995 году получил почетное звания Героя Российской Федерации.

Гибель

Погиб 17 июля во время показательных выступлений на празднике в честь 85-летия ВМА в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом. Апакидзе, выполнив все фигуры высшего пилотажа, заходил на посадку, когда его самолёт, находившийся в нескольких километрах от взлётно-посадочной полосы, «повёл себя неустойчиво». После доклада об этом на пункт управления полётами, лётчику поступила команда катапультироваться. Однако, Апакидзе решил не катапультироваться и оставался в пилотской кабине до момента удара самолёта о землю и его взрыва, стремясь сохранить самолёт. Однако по мнению госкомиссии, Апакидзе погиб «вследствие психофизической перегрузки». Пилот отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа. В результате во время одного из маневров он испытал восьмикратную перегрузку и потерял контроль над машиной.

Личностные характеристики по воспоминаниям современников

Заместитель командyющего военно-моpской авиации ВМФ России Тимyp Апакидзе во вpемя авиашоy в Остpове pазбился, спасая самолет. Один из дpyзей погибшего, летчик-испытатель ОКБ им. Сyхого Игоpь Вотинцев, pассказал «Газете.Ru», что Апакидзе был очень yвлеченным летчиком.

– Как Тимyp Апакидзе пpишел в авиацию?

– Он с детства мечтал стать моpским летчиком. С детства был целенапpавленным, целеyстpемленным человеком. Учился в Hахимовском моpском yчилище. В 70-е годы в Ейском высшем военном yчилище. Hедавно окончил академию Генштаба. Он был yвлечен своей пpофессией. Множество книг пpочел о летчиках-испытателях – геpоях Великой Отечественной. Встpечался с ними, pасспpашивал о тактике, котоpyю они пpименяли, об их летных пpиемах. Все, что считал полезным для своей пpофессии, записывал – y него до сих поp сохpанилось много тетpадей. В них выдеpжки из книг, из личных бесед с летчиками-испытателями. Он с головы до пят был летчиком, воспитанным в дyхе геpоев.

– Чем он выделялся по слyжбе?

– После yчебы он слyжил в частях моpской авиации в гоpоде Саки. Там он командовал полком. Сильно гонял своих летчиков, каждого заставлял заниматься физкyльтypой, споpтом. Сам занимался каpате. Вел детскyю секцию. В итоге его военные летчики стали одними из самых пpофессионально подготовленных в стpане. Только они могyт вести в воздyхе свободные гpyпповые бои – не обговаpивая заpанее свои маневpы. Им было дозволено без огpаничений летать на пpедельно малых высотах (обычно командование запpещает такие полеты, огpаничивает pиск) – пpи скоpости истpебителей тысяча километpов в час они снижались над землей до 200 метpов. Hy а тепеpь yж всех летчиков Севеpного военно-моpского флота России можно назвать yчениками Тимypа Апакидзе.

– А чем он выделялся сpеди коллег?

– Тимyp пеpвым в 1989 годy в Саках посадил Су-33 на коpабль. Он пеpвым из военных сделал «кобpy Пyгачева». Он один из немногих, кто yмеет ее выполнять. Даже в Кyбинке известная гpyппа «Витязь» вpоде бы не делает «кобpy». Выполнять «кобpy Пyгачева» Тимyp yчился y самого летчика-испытателя Виктора Пугачева. Тимyp был одним из лyчших и любимейших его yчеников. Кстати, сам Пугачев сейчас находится на авиашоy в Остpове, где пpоизошла тpагедия с Тимypом.

– Когда вы виделись c Тимypом Апакидзе последний pаз?

– В апpеле в Комсомольске. Участвовали в демонстpационных полетах двyхместного самолета Су-30. Тимyp летал с заводским летчиком. Hе помню, в пеpвой или во втоpой кабине. Тогда он жаловался, что на командиpской должности летать мало yдается. То дела, то кеpосина нет, то нет pесypса самолетов. Hо, тем не менее, он yспевал все.

– А как емy дали Геpоя России? Говоpят, Тимyp Апакидзе вывез из Кpыма 15 летчиков, отказавшихся пpисягнyть Укpаине?

– Именно так. Тогда он попpосил y командования пеpевести его в любyю дpyгyю часть. За ним yшли его летчики. Кажется, в Калинингpадскyю область.

– Уникальный летчик, надежные Су-33… И все-таки, как же пpоизошла тpагедия?

– Подpобностей пока не знаем. Бывает, что отличные летчики в стpемлении показать пpедел возможностей машины пеpеходят гpань. Во вpемя pаботы на пpедельных pежимах летчик постоянно коppектиpyет движение самолета, как бы испpавляет свои ошибки. Малейшее запаздывание? и выпpавить авpальнyю ситyацию невозможно. Даже пpи ювелиpной pаботе, если идешь на пpеделе, не ошибиться очень сложно.

– Тимypy Апакидзе было 47 лет. Вы сказали, что в этом возpасте военных летчиков списывают по здоpовью.

– Возpаст? Это не пpо Тимypа! Он всегда был свеж, бодp, быстp. Мы много пеpежили потеpь. А тепеpь потеpяли летчика, котоpый действительно был самым лyчшим и по-честномy заботился о сyдьбе отечественной авиации. Он был очень пеpспективным летчиком. Hе знаю, почемy до сих поp он не полyчил генеpал-лейтенанта, легко мог дослyжиться и до маpшала.

Сотый корабельный истребительный полк

В 1986 году командир Сотого корабельного истребительного полка Центра корабельной авиации ВМФ (базовой аэродром — Саки, Украина), а потом и его начальник. 26 сентября 1991 года первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33. 11 июля 1991 года из-за отказа системы дистанционного управления потерян один из первых серийных Су-27К-Т-10К-8. Пилотировавший его Апакидзе катапультировался.

После распада Советского Союза сыграл ключевую роль в сохранении «Адмирала Кузнецова» в составе Военно-Морского Флота России. В связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года крейсер был экстренно и тайно выведен из Севастополя и переведён на Северный флот. Вместе с ним на Север перевелись около восемнадцати лётчиков и сотня из инженерно-технического состава Сотого полка. По воспоминаниям лётчиков, «у Апакидзе была идея поднять полк и увести его в Россию целиком. Но когда по телевизору показали Кравчука, целующегося в Ялте с Ельциным, он понял, что не стоит подставлять людей и становиться заложником продажных политиков». При повторном принятии присяги на верность новому государству — Украине, Апакидзе вышел из строя и сказал: «Я своей Родине давно принес присягу. Военные второй раз не присягают…» Прослужил до июня 1992 года в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки авиационного полка в городе Саки.

В 1992 году переведён на Северный флот на военный аэродром Североморск-3 и назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки — старшим лётчиком смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС СФ. Однако в те годы у российской армии не было средств на содержание палубной авиации: на горючее для учебно-тренировочных полётов, на постройку новых машин, происходили сокращения личного состава. В тех условиях перед Апакидзе поставили задачу сажать самолёты на палубу, иначе авианосец должен был разделить участь своих недостроенных собратьев — пойти под нож.

В 2000 году по окончании Военной академии Генерального штаба генерал-майор Апакидзе назначен заместителем командующего авиацией Военно-Морского Флота России. Налетал 3 тысячи часов на 13 типов самолётов. На счету Апакидзе 300 посадок на палубу крейсера в Чёрном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере. Входит в пятёрку пилотов, освоивших известную во всем мире «кобру Пугачёва» и «колокол».

Одним из первых среди авиаторов-североморцев удостоен звания Героя Российской Федерации (17 августа 1995 года).

Герой России Тимур Апакидзе

Тимур Автандилович Апакидзе – советский и российский военный пилот, герой России. Дослужился до генеральского звания. Погиб во время авиационной катастрофы.

Родился 4 марта 1954 года в Тбилиси. Мать по национальности русская, а отец – грузин. В младенческом возрасте вдвоём с мамой перебрался на новое место жительства в нынешний Петербург, где взрослел и обучался в обычной школе в течение 8 лет. По завершении восьмилетки поступил в Нахимовское училище, планируя стать военным моряком.

Будучи курсантом училища, отправил тогдашнему главкому ВМФ послание с настоятельной просьбой зачислить его в военно-авиационное училище, расквартированное в городе Ейске. После завершения обучения Апакидзе обещал связать свою жизнь с флотом.

Окончив обучение, Тимур был отправлен проходить службу на Балтику. Там он становится лётчиком авиационного полка. Молодой пилот достаточно успешно проходил службу и вскоре стал замом командира данного авиационного подразделения. В это время Апакидзе управлял самолётом-истребителем Су-17М.

Когда случился распад Советского Союза, Тимуру Апакидзе и его сослуживцам предложили принять украинскую присягу. Это связано с тем, что в начале девяностых годов полуостров Крым оказался в юрисдикции независимой Украины.

Помимо этого, Апакидзе поступило предложение возглавить военно-воздушные силы независимой Грузии. Военный лётчик с честью отклонил эти предложения, сославшись на то, что присягу принимают лишь один раз в жизни. Все его мысли были только о России.

Североморск – это столица Северного флота, закрытый городок на Кольском полуострове в Мурманской области. Именно здесь, за полярным кругом, в полной мере проявился талант военного лётчика Апакидзе.

В девяностых годах он первым в истории совершает посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов», управляя истребителем Су-27. Причём это был именно палубный вариант данного самолёта. Сегодня он известен как Су-33.

В дальнейшем пилот оттачивал своё мастерство, активно участвовал в подготовке молодых лётчиков корабельной авиации флота. За достигнутые успехи в 1995 году специальным указом военный лётчик Апакидзе был награждён золотой звездой Героя России.

Огромная заслуга Апакидзе состоит в том, что на протяжении своей службы в ВМФ он сумел организовать работу корабельной авиации на высоком уровне в условиях очень скудного финансирования. За свою жизнь лётчик налетал более трёх тысяч часов лётного времени. Ему удалось полностью освоить 13 видов воздушных судов военного назначения.

Тимуром собственноручно было совершено свыше трёхсот посадок самолётов на палубу авианосца. При этом это происходило в совершенно разнообразных погодных условиях и климатических зонах, начиная от заполярных широт и заканчивая тропиками и субтропиками.

Жизнь выдающегося военного лётчика Т. Апакидзе неожиданно оборвалась 17 июля 2001 года. В этот день вблизи населённого пункта Остров, который расположен в Псковской области, проходил смотр военной техники.

Он был приурочен к празднованию 85-летия формирования ВМФ России. Выполнив несколько пилотажных фигур, Апакидзе готовился к посадке на ВПП военного аэродрома.

Во время восьмикратной перегрузки, как в дальнейшем установит государственная комиссия, Апакидзе окончательно перестал контролировать самолёт. Воздушное судно рухнуло на землю.

Пилот был жив, хотя и находился без сознания. Апакидзе умер по пути в местную больницу в карете скорой помощи от полученных травм. Герой России Тимур Апакидзе погребён на Троекуровском кладбище в Москве.

На путь военного

Важное событие в биографии Тимура Апакидзе произошло, когда он поступил в военно-морское училище, расположенное в Ленинграде, которое носило имя Нахимова. Герой нашей статьи туда перевелся, еще не окончив средней школы

В 1971 году, прямо перед выпуском из училища, он обратился к главкому ВМФ СССР. Апакидзе послал телеграмму, в которой попросил в качестве исключения перевести его в высшее авиационное училище, которое базировалось в Ейске. При этом он обещал при первой же возможности вернуться на флот. Так сильно он мечтал о полетах, карьера летчика его полностью поглотила.

Адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков отдал личное распоряжение, в котором разрешил этот перевод Апакидзе. Следующие четыре года летчик Апакидзе Тимур, биографию которого вы сейчас читаете, учился в летном училище в Ейске. А после его окончания в 1975-м был направлен служить на Балтийский флот.

Герой нашей статьи получил специальность летчика морского штурмового авиационного полка. На службе он проявлял усердие и инициативу, что неоднократно было отмечено командованием. В 1983 году он был назначен заместителем командира авиационного полка.

Комментировать
0