fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Modules

Guns

Gun Penetration(mm) Damage(HP) Rate of fire(rounds/minute) Dispersion(m/100m) Aiming time(s) Weight(kg)

Price( )

IV 7,5 cm Kanone L/24 43/87/38 110/110/175 15.38 0.55 1.7 780 10450
IV 7,5 cm Stu.K. 40 L/43 103/139/38 110/110/175 15.38 0.39 1.8 1437 25000
V 7,5 cm Pak 39 L/48 110/158/38 110/110/175 15.38 0.36 1.7 1520 27380
V 10,5 cm Stu.H. 42 L/28 64/104/53 350/350/410 6.67 0.55 2 2100 28000

Engines

Engine Engine Power(hp) Chance of Fire on Impact(%) Weight(kg)

Price( )

IV Maybach HL 108 TR 320 20 450 9460
IV Maybach HL 120 TR 350 20 510 10430
IV Maybach HL 120 TRM 440 20 510 19900
Suspension Load Limit(т) Traverse Speed(gr/sec) min Weight(kg)

Price( )

StuG III Ausf. B 1800
StuG III Ausf. E 4740

Боевое применение

Основной задачей штурмовых орудий являлась поддержка пехоты и уничтожение танков противника из засад и при обороне. Штурмовые орудия предназначались для тесного взаимодействия с пехотой, подавления фланговых огневых точек противника, уничтожения танков и бронетехники.

Штурмовые орудия Sturmgeschütz IV применялись в различных частях вермахта: штурмовой артеллерии и противотанковых. Много StuG IV использовалось в ротах истребителей танков.

В 1944 году в ходе боёв в Курляндии отметились 184-я, 226-я и 912-я бригады штурмовых орудий, которые комплектовались батареями полностью укомплектованными StuG IV. Одна батарея StuG IV 226-й бригады штурмовых орудий за два дня боёв вывела из строя более 35 танков противника и потеряла одну машину.

Paste links to sources and external resources, such as:

  • topic on the official game forum;
  • encyclopedia page on the tank;
  • other literature.
Germany tank destroyers
Based on Pz.38(t)  Marder III · Marder III H · Jagdpanzer 38(t)
Based on Pz.I  Panzerjäger I
Based on Pz.II  15cm sIG 33 B Sfl
Based on Pz.III  StuG III A · StuG III F · StuG III G · StuH 42 G
Based on Pz.IV  Jagdpanzer IV · Panzer IV/70(V) · Panzer IV/70(A) · Brummbär · Dicker Max · Nashorn
Based on Pz.V  Jagdpanther · Bfw. Jagdpanther
Based on Pz.VI  Sturer Emil · Ferdinand · Jagdtiger
  JPz 4-5 · Waffenträger · VFW · VT1-2
Wheeled/Half-track  Sd.Kfz.251/10 · 8,8 cm Flak 37 Sfl. · Sd.Kfz.234/3 · Sd.Kfz.234/4
Rocket/Missile  15 cm Pz.W.42 · RakJPz 2 · RakJPz 2 (HOT)

Производство StuG III

После внесения в конструкцию ряда изменений в феврале 1940 года на заводе компании «Daimler-Benz» была выпущена первая партия из 30 боевых машин, которые отличались от опытных главным образом ходовой частью и двигателем. Они были изготовлены на базе танка Pz Kpfw III Ausf E/F, приводились в движение двигателем «Maybach» HL 120ТЯи имели лобовую броню толщиной до 50 мм. 28 марта 1940 года эти САУ получили официальное обозначение «7,5 cm Sturmgeschutz III (сокращенно — StuG III) Ausf А». Немногим более чем через месяц четыре батареи штурмовых орудий этой модификации приняли участие в боевых действиях во Франции и по их результатам получили самые высокие оценки как со стороны командования, так и со стороны экипажей.

Вскоре серийное производство самоходок StuG III было переведено с перегруженного военными заказами завода концерна «Daimler-Benz» на предприятие «Aikett», где оно достигло объема 30 машин в месяц, что позволило еще в 1940 году ввести в строй 184 САУ StuG III, а до конца 1941 года выпустить 548 этих крайне нужных фронту машин.

На этом снимке хорошо видна конфигурация модифицированной рубки StuG III Ausf D. Командир машины выдвинул бинокулярный перископ перед орудийным прицелом просматривается пулеотражатель.

Штурмовые орудия StuG III различных модификаций стали самыми массовыми боевыми гусеничными машинами германской армии периода Второй мировой войны. После вооружения их в 1942 году обладавшей очень высокими бронебойными характеристиками 75-мм длинноствольной пушкой они стали основным противотанковым средством вермахта.

Всего в период с февраля 1940 по апрель 1945 года на заводах фирм «Aikett» и MIAG было выпущено более 10 500 САУ StuG III и штурмовых гаубиц StuH 42.

StuG III на подступах к Сталинграду. Осень 1942 года. САУ StuG III оказались одними из наиболее эффективных средств, способных бороться не только с живой силой, но и с различными укрытиями, и даже с бронетехникой противника.

Как и все немецкие танки, выпускавшиеся на протяжении продолжительного времени, StuG III в процессе производства постоянно модернизировалось как в целях повышения боевых качеств, так и для упрощения и удешевления конструкции. В результате внесения в последнюю большого числа изменений, по большей части не очень существенных, свет увидело восемь различных модификаций (А, В, С, D, Е, F, F/8 и G).

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на StuG III Ausf. G
В сети Интернет
  • StuG 3 // Википедия
  • Фотографии в категории «StuG III» // Военный альбом
  • Штурмовые орудия StuG III, StuG 40 // Броне-сайт

Техника Германии

Лёгкие танки I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther  • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Средние танки III Großtraktor – Krupp  • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f)  • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K  • V Turán III prototípus  • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat.  • V Pz.Kpfw. V/IV  • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25  • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm  • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10  • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71  • VIII Panzer 58  • VIII Schwarzpanzer 58  • VIII Panzer 58 Mutz  • VIII M48A2 Räumpanzer  • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A  • IX Kampfpanzer 50 t  • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1
Тяжёлые танки IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131  • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03  • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P)  • VIII VK 168.01 Mauerbrecher  • VIII VK 75.01 (K)  • VIII E 75 TS  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) 
ПТ-САУ II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC  • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
САУ II G.Pz. Mk. VI (e) • III Sturmpanzer I Bison • III Wespe • IV Pz.Sfl. IVb • IV Sturmpanzer II • V Grille • VI Hummel • VII G.W. Panther • VIII G.W. Tiger (P) • IX G.W. Tiger • X G.W. E 100

Противотанковые САУ

Техника СССР II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
Техника Германии II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC  • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
Техника США II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78  • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion  • VII T28 Concept  • VII Super Hellcat  • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5  • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4
Техника Франции II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40  • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM  • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105  • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155)  • X AMX 50 Foch B
Техника Великобритании II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur  • VII Challenger • VII AT 15A  • VII AT 7 • VIII GSOR 1008  • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I  • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183)  • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger
Техника Китая II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT  • IX WZ-111G FT • X WZ-113G FT
Техника Швеции II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1  • IX Strv 103-0 • X Strv 103B

StuG IV в игре

Исследование и прокачка

Эта машина является техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше опыта за каждый бой, а также обладает рядом других особенностей.

Боевая эффективность

StuG IV с 75-мм орудием превращается в отличного засадного снайпера — этому способствуют точность, высокая бронебойность и скрытность. Слабый обзор несколько затрудняет игру при такой тактике, но установка стереотрубы отчасти компенсирует этот недостаток.

При всём этом важно помнить: в ближний бой идти крайне рискованно — несмотря на номинально хорошее лобовое бронирование, оно составляет 80 мм только на нескольких маленьких частях лба с малыми углами наклона, поэтому бронирование почти не работает против танков 5-6 уровня, а запаса прочности хватит буквально на 2-4 выстрела от одноклассников. Воевать в ближнем бою можно лишь в группе тяжёлых или средних танков, за которыми всегда можно укрыться

Крайне не рекомендуется «светиться» перед советскими ТТ 5-6 уровней (КВ-85, КВ-2), так как они уничтожают StuG IV одним выстрелом. Поэтому в случае ближних столкновений с противником необходимо атаковать те танки, которые связаны боем и отвлечены союзниками, а также пользоваться укрытиями на местности и в городе, дабы избегать ответного огня.

Среди недостатков самоходки можно отметить низкую скорость заднего хода. Часто «Штуг» просто не успевает вернуться в укрытие после выстрела и бывает уничтожен. В связи с этим необходимо правильно рассчитывать время и собственные возможности. Например, в затруднительной ситуации нередко можно застать противника врасплох, бросившись на него, вместо того чтобы медленно пятиться назад. Медленные танки, такие как КВ-1, часто бывают не готовы к такому повороту событий, их легко закружить. Такие манёвры вблизи от противника рискованны, но в отдельных случаях они позволяют выиграть время или даже уничтожить врага.

Достоинства:
  • точная и скорострельная пушка с быстрым сведением;
  • низкий силуэт, превосходная маскировка;
  • большой боекомплект;
  • льготный уровень боёв.
Недостатки:
  • посредственное бронирование;
  • малая дальность обзора;
  • низкая скорость заднего хода;
  • частые поломки двигателя при попаданиях в лоб.

Экипаж

  • Боевое братство увеличит характеристики танка.
  • Маскировка повысит незаметность машины.
  • Комбинация Орлиный глаз + Радиоперехват даст прибавку к обзору в 5%.
  • Комбинация Плавный поворот башни + Плавный ход позволит меньше терять время на сведение при движении и повороте башни.
  • Шестое чувство поможет определить, обнаружен ли танк или нет.
  • Снайпер повысит убойную силу пушки.
  • Король бездорожья повысит подвижность по слабым грунтам.
  • Отчаянный повысит ДПМ в жарких схватках.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

ББ40

БПспец30

ОФ5

Оборудование
  • Досылатель немного ускорит перезарядку.
  • Стереотруба даст приличный бонус к обзору в стоячем положении.
  • Маскировочная сеть повысит незаметность машины.
Снаряжение

Снаряжение стандартное – Ремкомплект, Аптечка, Огнетушитель.

Боекомплект

Основные снаряды – бронебойные. Подкалиберные стоит заряжать для встреч с бронированными противниками. Осколочно-фугасные снаряды пригодятся для сбития захвата базы или добивания противника с малым запасом прочности.

Оценка StuG IV

  • Воин — за отличные характеристики орудия и высокую подвижность.
  • Защитник — за высокие ходовые качества, позволяющие вовремя вернуться на базу и сбить захват.
  • Захватчик — за малую заметность, позволяющее успешно доехать до базы врага.
  • Поддержка — за невысокий разовый урон 75-мм орудия.
  • Бронебойщик — за высокую бронепробиваемость 75-мм орудия.
  • Неуязвимый — за возможность вести снайперский бой на дальней дистанции.

История изменений

Основная статья: История изменений StuG IV

История изменений

Обновление 0.9.4

Участникам Супертеста выдана немецкая ПТ-САУ V уровня StuG IV.

Обновление 0.9.5

Немецкая ПТ-САУ V уровня StuG IV введена в качестве награды за первую операцию личных боевых задач.

Обновление 1.9
  • Боезапас изменён с 61 до 75 снарядов.
  • Стоимость ремонта уменьшена на 23%.
  • Прочность изменена с 360 до 470 единиц.

Modules

Guns

Gun Penetration(mm) Damage(HP) Rate of fire(rounds/minute) Dispersion(m/100m) Aiming time(s) Weight(kg)

Price( )

IV 7,5 cm Stu.K. 40 L/43 103/139/38 110/110/175 15.38 0.39 1.7 1437 25000
V 7,5 cm Pak 39 L/48 110/158/38 110/110/175 15.38 0.37 1.7 1520 27380
VI 7,5 cm Pak 42 L/70 150/194/38 135/135/175 13.33 0.33 1.7 1740 53000
V 10,5 cm Stu.H. 42 L/28 64/104/53 350/350/410 8.33 0.53 1.7 2100 28000

Engines

Engine Engine Power(hp) Chance of Fire on Impact(%) Weight(kg)

Price( )

IV Maybach HL 108 TR 320 20 450 9460
IV Maybach HL 120 TR 350 20 510 10430
IV Maybach HL 120 TRM 440 20 510 19900

Suspensions

Suspension Load Limit(т) Traverse Speed(gr/sec) min Weight(kg)

Price( )

III StuG III Ausf. F 22.94 39 5350 1660
IV StuG III Ausf. G 25.69 47 5850 4740

Боевое применение

Впервые StuG III участвовали в боях в Голландии и Франции, весной и летом 1940 года. В целом они хорошо себя проявили, но стало ясно, что для эффективной поддержки пехоты нужно увеличить количество подразделений Штугов.

Обычно из Штугов составляли батареи – по шесть машин, среди которых были боевые САУ и командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, а также транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252.

К концу осени 1940 Штугов произвели достаточно для создания дивизионов. В этот период они воевали в Югославии и Греции, и до кампании на Восточном фронте немцы потеряли только один Sturmgeschutz III.

После 1941 года

В 1941 ситуация серьезно поменялась, и подразделения со Штугами стали нести потери, хотя их количество в армии только увеличивалась за счет активного производства. StuG III в 1942 воевали в Африке, и после поражения под Эль-Аламейном потеряли почти все САУ.

Специально подготовленные для условий пустыни StuG.III Ausf.F/8 в начале 1942 года отправили в Неаполь, а потом в Тунис, где они активно воевали, но в итоге сдались союзникам.

Разумеется, третьи Штуги активно участвовали в операции Барбаросса, причем в достаточно большом количестве. Затем они постоянно воевали на Восточном фронте – в основном это были машины модификации В. Достаточно эффективны они были при штурме укрепленных районов. Танки и противотанковые орудия Красной армии пробивали лобовое бронирование с трудом, а низкий силуэт затруднял попадание. Так что до конца 1941 на Восточном фронте вермахт потерял меньше ста САУ. Примерно тогда же трофейные StuG III стали использоваться Красной армией.

StuG III Ausf E, захваченный Советской армией

Очень важную роль сыграли StuG III/40 в третьем штурме Севастополя, после которого город пал. Именно экипажи Штугов прорвались к зданию «Панорамы» и поставили на нем флаг Третьего Рейха. Правда, потери в этой битве тоже были понесены большие.

Много Штугов немцы потеряли и при Сталинградской битве. После этого батареи стали комплектовать машинами разных модификаций, добавляя StuН 42 для эффективной борьбы с полевыми укреплениями.

В битве на Курской дуге участвовало 455 StuG III/40. Было потеряно достаточно много машин, причем многие из них не поддавались ремонту. Тогда же советские войска стали создавать СУ-76И из трофейных Штугов, но вскоре это прекратили делать в пользу своих САУ из-за нестабильного потока трофеев и сложного ремонта.

В 1944-1945 годах военная промышленность Германии уже не могла производить достаточно Штугов, чтобы восполнить их потери – заводы были разрушены авиацией союзников. Так что в итоге к концу Второй мировой этих машин осталось очень немного.

Вообще САУ StuG III, по оценкам специалистов, оказалась очень удачной. Она эффективно боролась с танками из засады благодаря низкому силуэту, а бронирование позволяло ей уничтожать танки противника намного раньше, чем противник мог подбить саму САУ.

Уже после Второй мировой StuG III активно использовали на Ближнем Востоке и в некоторых странах Европы. Последние боевые действия, в которых участвовали Штуги – это Шестидневная война 1967 года.

Разрушенный StuG III

Armaments

Main armament

Main article: StuK40 (75 mm)

The 7,5 cm StuK 40 L/43 is almost identical to the 7,5 cm KwK 40 L/43 on the PzKpfw IV Ausf. F2. It is one of the best guns in the game for its rank, combining excellent penetration, lethal APHE shells, high velocity, high rate-of-fire, and high accuracy, complementing the StuG’s playstyle as a medium/long range tank destroyer. Unfortunately, the StuG III does not have the gun depression of the PzKpfw IV F2, and thus is not so good at taking advantage of terrain.

The StuK 40 also has access to an APCR round with excellent penetration, but its lethality is a lot worse than the APHE shell and it is very rare that the extra penetration is needed. The HEAT round is not worthy of consideration since its penetration is inferior to the APHE round’s penetration at ranges up to 2,000 m.

75 mm StuK40 Turret rotation speed (°/s) Reloading rate (seconds)
Mode Capacity Vertical Horizontal Stabilizer Stock Upgraded Full Expert Aced Stock Full Expert Aced
Arcade 44 -6°/+17° ±10° N/A 13.2 18.3 22.2 24.6 26.1 7.67 6.79 6.25 5.90
Realistic 8.9 10.5 12.8 14.1 15.0

Ammunition

Penetration statistics
Ammunition Type ofwarhead Penetration @ 0° Angle of Attack (mm)
10 m 100 m 500 m 1,000 m 1,500 m 2,000 m
PzGr 39 APCBC 137 135 123 110 98 88
Hl.Gr 38B HEAT 80 80 80 80 80 80
PzGr 40 APCR 163 159 143 126 110 96
Sprgr. 34 HE 10 10 10 10 10 10
Shell details
Ammunition Type ofwarhead Velocity(m/s) ProjectileMass (kg) Fuse delay(m) Fuse sensitivity(mm) Explosive Mass(TNT equivalent) (g) Ricochet
0% 50% 100%
PzGr 39 APCBC 740 6.8 1.2 14 28.9 48° 63° 71°
Hl.Gr 38B HEAT 450 4.4 0.1 872.1 62° 69° 73°
PzGr 40 APCR 919 4.1 N/A N/A N/A 66° 70° 72°
Sprgr. 34 HE 550 5.74 0.1 0.1 686 79° 80° 81°
Smoke shell characteristics
Ammunition Velocity(m/s) ProjectileMass (kg) Screen radius(m) Screen deploy time(s) Screen hold time(s) Explosive Mass(TNT equivalent) (g)
K.Gr.Rot Nb. 540 6.2 13 5 20 50

Ammo racks

Ammo racks of the StuG III F

Fullammo 1strack empty 2ndrack empty 3rdrack empty Visualdiscrepancy
44 22 (+22) 17 (+27) (+43) No

Front right empty: 22 (+22)

Аналоги StuG III

Ко времени вторжения во Францию в опытную эксплуатацию в вермахт поступили так называемые «штурмовые орудия», их боевой дебют оказался весьма успешным, они прочно заняли своё место в вермахте. Этот успех не остался незамеченным в СССР, и в конце  — начале 1941 года вновь был поднят вопрос о создании их аналога. Однако на тот момент среди советских военных теоретиков ещё не было окончательно решено, какой вид должна иметь боевая машина непосредственной поддержки пехоты и танков — безбашенной САУ, как StuG III, или более привычного для СССР «артиллерийского танка» по типу серийных БТ-7А. Начало Великой Отечественной войны положило конец этим предварительным идеям. По результатам анализа первого полугодия боевых действий советскими специалистами вновь была отмечена эффективность немецких штурмовых орудий, —15 апреля 1942 года состоялся пленум артиллерийского комитета, на котором обсуждался, в том числе, и вопрос о создании собственного безбашенного «штурмового танка». Но в гораздо большей степени на его развитие оказали влияние другие причины. За 1941 год танковые войска РККА понесли катастрофические потери в материальной части, а быстрое продвижение вермахта вглубь территории СССР привело к захвату части советских сырьевых баз и производственных мощностей. Ряд предприятий оборонной промышленности был успешно эвакуирован, но в условиях развёртывания производства на новых местах и разрушенных связей со смежниками ожидать быстрого увеличения выпуска танков не приходилось. А поскольку для них это было самым приоритетным требованием Государственного комитета обороны (ГКО), одним из важнейших путей его исполнения являлось упрощение и удешевление конструкции выпускаемых танков. Именно по этой причине на УЗТМ после пленума конструкторы Н. В. Курин и Г. Ф. Ксюнин разработали проект безбашенного штурмового танка У-33 с полным сохранением ходовой части Т-34 и вооружением в виде 76-мм дивизионной пушки ЗИС-22 (вариант орудия Ф-22УСВ выпуска военного времени) на тумбовой установке. За счёт отказа от башни удалось на 27 % снизить трудоёмкость изготовления, а полученный резерв по массе порядка 1,8—2,1 тонны можно было использовать для усиления лобового бронирования до толщины 75 мм и более. Проект получил высокую оценку, но остался нереализованным в металле из-за большой занятости УЗТМ заданием по освоению серийного выпуска Т-34.

Эвакуация танковых заводов и большая потребность Красной армии в танках не позволили сразу же выполнить это задание, однако в ноябре — декабре 1942 года в весьма сжатые сроки советские конструкторы разработали среднее штурмовое орудие СУ-122 и тяжёлое СУ-152. Эти машины сразу же хорошо зарекомендовали себя в боях, однако большая надобность в истребителях танков вынудила прекратить серийный выпуск и дальнейшее развитие средних штурмовых орудий. Тяжёлые штурмовые орудия показали себя незаменимыми при прорыве заранее укреплённой обороны противника и штурмах городов, поэтому с появлением нового танка ИС его базу сразу же использовали для создания тяжёлого штурмового орудия ИСУ-152. После устранения «детских болезней» конструкции эта технологичная, надёжная, неприхотливая, хорошо бронированная и мощно вооружённая машина стала лучшей в своём классе.

Хорошая эффективность StuG III сразу же стала предметом пристального внимания союзников и противников. Итальянские военные, недовольные боевыми характеристиками своих устаревших танков семейства M13/M14/M15, потребовали создать на их базе аналог StuG III. Фирма «Фиат-Ансальдо» успешно справилась с заданием, разработав САУ Semovente da 75/18 и впоследствии ещё более мощные штурмовые орудия. Эти машины стали самой боеспособной итальянской бронетехникой, нанёсшей серьёзные потери войскам Великобритании и США в боях в Северной Африке и в Италии.

Историческая справка

Основная статья: История StuG IV

Sturmgeschütz IV в музее бронетехники в Познани

23 и 26 ноября 1943 года союзная авиация произвела бомбардировки завода Алкетт, на котором выпускались самоходки Stug III, под Берлином в результате чего он был полностью разрушен. Дабы не допустить снижения темпов производства самоходок было решено подключить к производству заводы Круппа, где по генеральному подряду производились средние танки Pz IV. И неудивительно, что инженеры Круппа решили использовать для производства самоходных орудий шасси данной машины, а точнее — Pz IV G, на шасси которого была установлена рубка от Stug III G. Изменениям подверглось лишь место механика водителя — из-за длины Pz IV, большей, чем Pz III, оно оказалось вне пределов рубки и было оборудовано броневой кабиной с люком и двумя перископическими приборами наблюдения на крыше. Новая самоходка получила обозначение Sturmgeschutz IV и индекс Sd.Kfz.163 по сквозной системе обозначений подвижных средств Вермахта. Боевая масса машины составляла 23 тонны, экипаж — 4 человека. Боекомплект возрос, по сравнению с Stug III, до 63 выстрелов. Вспомогательное вооружение состояло из пулемёта MG 34, устанавливавшегося на крыше рубки, за откидным щитком.

Серийное производство машины началось в декабре 1943 года и закончилось в марте 1945 года. В общем и целом было выпущено 1163 самоходки. В это число не входит 31 Stug IV, которые были переделаны из почти готовых Pz IV. На штурмовых орудиях поздних выпусков использовались шасси Pz IV J. В страны-союзники Третьего Рейха Stug IV не передавались.

Штурмовые орудия Sturmgeschütz IV применялись в различных частях вермахта: от танковых до пехотных. Много StuG IV использовалось в ротах истребителей танков. В 1944 году в ходе боёв в Курляндии отметились 184-я, 226-я и 912-я бригады штурмовых орудий, которые комплектовались батареями полностью укомплектованными StuG IV. Одна батарея StuG IV 226-й бригады штурмовых орудий за два дня боёв вывела из строя более 35 танков противника и потеряла одну машину. По состоянию на 1 марта 1945 года в частях Вермахта насчитывалось 540 Sturmgeschütz IV. До нашего времени сохранилось всего три таких самоходки (одна в Латвии и две Польше), одна из которых работает (В музее бронетанковой техники Учебного центра польских сухопутных сил).

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Achtung Panzer!. Дата обращения: 12 февраля 2014.
  2. .
  3. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 118. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.
  4. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 142. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.
  5. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 188, 189. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.

Предпосылки

В 1935 Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты.
После проработки подробных запросов, 15 июня 1936 года фирма Daimler-Benz получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты, вооружённых 75-мм пушкой, с углом горизонтального наведения по крайней мере 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от огня неприятеля, а полная высота не должна была превышать рост среднего солдата. Для разработки новой САУ Daimler-Benz решил использовать шасси нового среднего танка PzKpfw III.

Первые пять прототипов были произведены в 1937 году на шасси PzKpfw III Ausf. B. Они были вооружены короткоствольной (L/24 — длина ствола 24 калибра) 75-мм пушкой Sturmgeschütz 7,5 cm Kanone (Stu.G. 7,5 cm K.) с низкой начальной скоростью снаряда. После столкновения в СССР с танками Т-34 было решено оснастить StuG III длинноствольной пушкой с более мощным зарядом в гильзе, способной пробивать броню советских танков.
С весны 1942 года стали использовать 75-мм пушки Stu.K. 40 L/43, а осенью этого года ещё более длинноствольные версии этой пушки — L/48.

Более поздние модели StuG III также были оснащены пулемётом MG-34 калибром 7,92 мм, установленным перед командирским люком (так как другого способа установки пулемёта не имелось).

Все машины из серии Sturmgeshutz были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. StuG III стоил 82,5 тысяч марок, в то время как PzKpfw III стоил более 103 тысяч марок (буксируемый вариант той же 75-мм пушки, используемой в Sturmgeschütz III, стоил 12 тыс. марок).

Всего до конца войны было произведено свыше 10 500 экземпляров в разных модификациях.

ТТХ и описание

  • Броня: 10—80 мм
  • Пушка: 7,5 cm StuK 40 L/48 калибра 75 мм
  • Боекомплект: 63 снаряда

Рубка

Толщина рубки 80 мм, съёмная. Крепление к корпусу болтами и уголками. На крыше имелась командирская башенка, толщиной брони 30—50 мм. На крыше размещался зенитный пулемёт MG 42 калибра 7,92 мм.

Двигатель

Двигатель Maybach HL 120 TRM, V12, жидкостного охлаждения. Мощность 300 л.с. Использовал в качестве топлива этилированный бензин OZ 74. Бензин размещался в трёх баках общей ёмкостью 430 л. Расход топлива составлял 195 л на 100 км. Запас хода по шоссе 210 км, 130 км по пересечённой местности.

Кроме электрического стартера двигатель можно было запустить с помощью ручки. Кроме того, для пуска мотора можно было использовать двигатель кюбельвагена.

Ходовая часть

Ходовую часть составляли восемь опорных катков размером 470×75×660, собранных в четыре тележки. Верхний участок гусеницы поддерживали четыре (Ausf. Н и ранние Ausf. J) или три (Ausf. J) поддерживающих катка. Цельнометаллические опорные катки стали появляться к концу войны.

Направляющее колесо с механизмом натяжения располагалось сзади, а ведущее колесо с 20 зубьями — спереди.

В зимних условиях на гусеницы можно было надевать антипробуксовочные зубья и специальные накладки, увеличивающие ширину гусеницы. Гусеница состояла из 99 траков.

Вооружение

Главный калибр был представлен 75-мм пушкой StuK 40 L/48 производства Rheinmetall-Borsig. Пушка могла вести огонь всеми основными типами снарядов, используемых в вермахте. Боекомплект 63 выстрела. Ствол нарезной с 32 нарезами глубиной 7,8 мм. Электрический спуск.

Противопехотное вооружение состояло из пулемёта MG 42 калибра 7,92 мм. Боекомплект 600 патронов. Пулемёт устанавливался на крыше рубки на лафете, вести пулемётный огонь можно было из боевого отделения.

Радио

Две радиостанции — FuG 16. Радиостанция имела штыревую антенну длиной 2 метра. Антенна крепилась к задней стенке рубки. Машина также была оборудована системой внутренней связи.

Оптическое оборудование

Использовались прицелы Sfl ZF 1а и RblF 36. Откалиброваны на дальность от 0 до 2000 метров для бронебойных снарядов и от 0 до 1500 для кумулятивных.

Командир машины имел стереотрубу SF 14z. В башенке было установлено семь перископов. Место механика-водителя оборудовалось двумя перископами.

Дополнительное оборудование

Сапёрные инструменты: топор, молот, лом, лопата и ножницы для резки колючей проволоки. Перевозились на крыльях. На правом крыле также имелась рукоятка стартера, а на левом — орудийный банник. Запасные опорные катки хранили на левой стороне рубки.

Комментировать
0