fbpx
No Image

Танк amx elc bis в world of tanks

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

История создания

Первая попытка создать авиадесатный танк была предпринята французами сразу после войны. В ноябре 1946 года на свет появился проект 12-тонного танка, который предполагалось вооружить 75-мм пушкой. Авиадесантного танка в итоге не получилось, но дальнейшая эволюция машины привела к появлению AMX 13 — первого по-настоящему массового французского танка послевоенной постройки, чья служба в отдельных странах продолжается до сих пор.

В следующий раз вопросом создания авиадесантного танка французы озаботились спустя почти 10 лет. В 1954 году была запущена программа Engin Léger de Combat (лёгкая боевая машина), предполагавшая создание лёгкого танка боевой массы 6-тонного класса. Речь на этот раз шла скорее не о танке, а об истребителе танков. Программу ELC запустили на конкурсной основе. В борьбу включились две фирмы — Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux (AMX), входящая в концерн DEFA (позже GIAT, ныне Nexter), и Brunon-Vallette (EVEN) из Рив-де-Жье (небольшой город к юго-западу от Лиона).

Проект ELC впервые появился на бумаге 27 апреля 1954 года. Проект, изначально названный Chenillette biplace avec casemate tournante de 90 (2-местная танкетка с 90-мм пушкой, установленной в казематной башне), предполагал размещение обоих членов экипажа в башне. С одной стороны, это упрощало компоновочную схему. Двигатель разместили в носовой части, что позволило сделать боевую машину компактной.

С другой стороны, именно такое размещение создавало массу проблем. Круговое вращение башни обеспечивалось только при условии, что машина не двигалась. Вращать башней во время движения толком было нельзя, поскольку механик-водитель при этом терял обзор и доступ к органам управления. Проблему пытались решить: в декабре 1954 года появился проект размещения механика-водителя в рубке справа по ходу движения. Ради этого двигатель с трансмиссией пришлось переносить назад, а башню смещать вперёд.

Кстати, ездить в рубке предполагалось только в боевом положении — в походном режиме водитель всё равно ездил в башне. Впрочем, условия размещения в боевом положении оказались настолько бесчеловечными, что от такой схемы в AMX отказались и вернулись к двухместной башне.

На испытания первый прототип AMX ELC 90 вышел в 1955 году. Вместо истребителя танков у французов получился весьма специфичный, но всё же танк. Машина получила 90-мм пушку D915, размещавшуюся в двухместной башне TC 910 разработки FAHM (Forges et Aciéries de la Marine et d’Homécourt, более известна как Saint-Chamond). По итогам испытаний, продолжавшихся 2 года, на свет появился AMX ELC bis.

Испытания продолжались до 1961 года, когда программу Engin Léger de Combat закрыли. Специализированного авиадесантного танка французская армия так и не дождалась, хотя AMX ELC 90 bis был далеко не самой плохой машиной. Безусловно, недостатков у него хватало. Особенно это касается манёвренности огня и удобства вождения. Но для специфичных задач он вполне подходил.

До наших дней дожили оба прототипа AMX ELC 90. Судба первого из них, правда, под вопросом. В последний раз его видели на поросшей лесом площадке танкового музея в Сомюре в середине 80-х годов. Где он сейчас — неизвестно. Скорее всего, всё там же, но подтверждающих фотографий нет. Что же касается AMX ELC bis, то ему повезло гораздо больше. Он является одним из центральных экспонатов зала, посвящённого неординарным послевоенным разработкам.

Хорошая броня! Отличная защита… от пуль

К сожалению, это так. Слабое место любого танка-разведчика, его броня. Ей жертвуют, чтобы облегчить машину. Сделать ее максимально динамичной и маневренной. Чтобы мотору хватало лошадиных сил, а в башне помещалось больше снарядов.

Итак, корпус лобовой проекции прикрыт стыдливым железным листиком толщиной 25 миллиметров, по бортам – 10, а в корме – целых 15 мм. На башню отпущено той же скудной рукой – 20 миллиметров лобовой защиты, 15 мм по бокам, 10 мм задняя часть башни. Ну что ж, могло быть и хуже. А так… Комья мерзлой земли экипаж не покалечат, пули пехоты вреда не нанесут, и может, и осколки фугасов застрянут. Но не больше!

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Материал на Warspot
  • Записи боев на AMX ELC bis
В сети Интернет

ELC project (англ.) // Википедия

Техника Франции

Лёгкие танки I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua  • II AMR 35  • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57  • VII AMX 13 57 GF  • VIII Panhard EBR 75 (FL 10)  • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90  • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105
Средние танки III D2 • III Somua S35 • IV SARL 42 • V Renault G1 • VI Bretagne Panther  • VI M4A1 FL 10  • VIII Bat.-Châtillon Bourrasque  • VIII Lorraine 40 t  • VIII AMX Chasseur de chars  • VIII M4A1 Revalorisé  • IX AMX 30 1er prototype • IX Char Futur 4  • IX Bat.-Châtillon 25 t AP • X Bat.-Châtillon 25 t • X AMX 30 B
Тяжёлые танки IV B1 • V BDR G1 B • VI ARL 44 • VII AMX M4 mle. 45 • VIII AMX 50 100 • VIII AMX M4 mle. 49  • VIII AMX M4 mle. 49 Liberté  • VIII AMX 65 t • VIII Somua SM  • VIII FCM 50 t  • IX AMX 50 120 • IX AMX M4 mle. 51 • X AMX 50 B • X AMX M4 mle. 54
ПТ-САУ II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40  • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM  • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105  • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155)  • X AMX 50 Foch B
САУ II Renault FT 75 BS • III Lorraine 39L AM • IV AMX 105 AM mle. 47 • V AMX 13 105 AM mle. 50 • V 105 leFH18B2  • VI AMX 13 F3 AM • VII Lorraine 155 mle. 50 • VIII Lorraine 155 mle. 51 • IX Bat.-Châtillon 155 55 • X Bat.-Châtillon 155 58

Лёгкие танки

Техника СССР I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Техника Германии I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther  • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Техника США I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6  • II T2 Light Tank  • II T7 Combat Car  • III M22 Locust  • III M3 Stuart • III MTLS-1G14  • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI M24E2 Super Chaffee  • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92  • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan
Техника Франции I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua  • II AMR 35  • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57  • VII AMX 13 57 GF  • VIII Panhard EBR 75 (FL 10)  • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90  • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105
Техника Великобритании I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC  • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI A46  • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac  • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore
Техника Китая I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64  • VII Type 62  • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D  • IX WZ-132A • X WZ-132-1
Техника Японии I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke  • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho
Техника Чехословакии I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38
Техника Польши I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm  • II 7TP • III 10TP • IV 14TP
Техника Швеции I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60  • III Strv m/40L
Техника Италии I Fiat 3000 • II L6/40

Выбор оружия – дело серьезное

Для геймеров представлены три пушки. Ничем не выделяющийся стоковый экземпляр, предтоп и топовое орудие. На двух последних нужно остановиться подробнее.

Предтоп

Если сравнивать 75 mm SA44L с вооружением одноклассников, то ничего примечательного не произойдет. 100 миллиметров пробитие, 110 – урон. Грустная точность, 0,4 метра на сотню. Замечательная скорострельность, почти 14 выстрелов в минуту. На слабую четверку сведение, 2,1 секунды.

Топовая бабаха

Гораздо серьезнее выглядит 90 mm D. 915. Это орудие уже позиционируется как пушка шестого уровня. Впрочем, и параметры у нее соответствующие. 120 миллиметров вражеской брони не преграда для бронебойного снаряда, который наносит повреждения на 240 единиц жизни. Очень низкая скорострельность, на подготовку к выстрелу уходит 13 секунд! Установка орудийного досылателя чуть-чуть улучшит этот показатель. Зато она более точная, разброс составляет 0.38 метра на сотню. А сведение… 2,9 секунды! Без усиленных приводов наводки точно не обойтись!

Итак, почему стоит проблема выбора орудия?! Вся фишка в особенности устройства башни AMX ELC bis. Если игрок остановится на 75 mm SA44L, то башня сможет описывать круг, 360 градусов. Но стоит взять топовую D. 915, и башня будет давать ограниченный, всего 30 градусов, сектор обстрела, как противотанковая артиллерия. Поэтому каждый будет решать сам, какая пушка ему больше по душе. Хотя, выбор будет делаться в пользу тех или иных качеств этой уникальной машины.

История создания

В 50-х годах XX столетия министерство обороны Франции инициировало программу ELC, которая предусматривала создание авиатранспортабельной боевой машины поддержки десанта с экипажем из двух человек массой менее 7 тонн. Фирма AMX[источник не указан 2839 дней] создала танк на базе подвозчика боеприпасов CC-2.Всего было построено два прототипа: AMX ELC и ELC BIS.

AMX ELC

Прототипы AMX ELC были изготовлены компанией GIAT Industries под обозначением AMX (Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux),

Машина весила 6 тонн, а водитель и наводчик располагались по обе стороны от 90-мм пушки D. 915, установленной на башне. Поскольку, помимо того, что он был очень легким, танк также был очень коротким (на полметра короче, чем AMX-13), водитель должен находиться в середине корпуса, что ограничивает ход башни. AMX ELC имел двигатель SOFAM 8 Gxb. Несколько моделей башни (AMX ELC bis) были изготовлены компанией Hotchkiss.

Ходовая часть

Подвеска имела четыре катка и два верхних ролика с каждой стороны. Новое шасси начало разрабатываться в 1957 году и было завершено в 1961 году под обозначением ELC bis; у этого более нового прототипа было пять катков на каждой стороне. Прототип хранится в музее брони в Сомюре.

ELC EVEN

Эти прототипы исполнены с качающимися башнями (аналогично такому же дизайну на танке AMX с башенкой для стрелка, расположенной вдоль осевой линии башни. Сама башня была смещена влево, чтобы освободить место для водителя в корпусе.

ELC EVEN 30

ELC EVEN был вооружен двумя нарезными 30 — миллиметровыми автоматическими пушками Испано-Сюиза, установленными по обе стороны башни.

ELC EVEN 90

ELC EVEN 90 был разработан на базе
ELC EVEN 30, но заменил как 30-мм пушки, так и пулемет с правой стороны одной 90-мм пушкой MECAR низкого давления с правой стороны башни.

ELC EVEN 120

ELC EVEN 120 отличался от других прототипов четырьмя безоткатными пушками, расположенными в горизонтальных парах по обе стороны от башни. Вооружив танк этими орудиями, конструкторам удалось максимально эффективно использовать место водителя. Также конструкция башни позволяла наводчику перезаряжать пушки не выходя наружу.

Была предложена другая версия танка с двумя 120-мм орудиями, каждое с пятизарядным заряжающим устройством револьверного типа, но она так и не была сконструирована.

Транспортное средство, оснащенное четырьмя ПТУР СС-11 или двумя СС-12 установленными сбоку специальной сварной плоской башни с бронированным стеклом. Был создан прототип с комбинацией этого оружия (два СС-11 на правой стороне башни и один СС-12 слева).

И только ветер в лицо на крутом повороте

По традиции, обзор легендарной Ёлки начинается с рассмотрения скоростных показателей и данных о маневренности. Здесь есть чему порадоваться в хорошем смысле. Позади остался Луноход AMX 40, машина, названная разведчиком по недоразумению, и сейчас все становится на свои места, как и должно быть. Танк с забавным прозвищем на деле оказывается весьма и весьма шустрым товарищем. Он выдает максималку 60 километров в час.

И это совершенно реальные показатели, которые может получить абсолютно любой пользователь игры «Мир танков». При этом можно закладывать маневры 38 градусов в секунду. Нельзя сказать, что маневренность прямо ах! На «четверку», так скажем. Но и этого вполне достаточно, чтобы уворачиваться от вражеских снарядов, или поворачивать корпус в сторону неприятеля.

Комментировать
0