fbpx
No Image

О русских немцах, троице и о жизни

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Новые попытки

«В январе 1992 года Ельцин был в Саратовской области и сказал, что никакой автономной республики тут не будет. «Пусть немцы едут в Астраханскую область на военный полигон, выковыряют из земли все бомбы и снаряды и там создают свою автономию».

Портить выгодные отношения с Германией не хотелось, и уже в том же месяце вышел указ о реабилизации российских немцев, где говорилось о поэтапном восстановлении Республики немцев Поволжья. Создали специальную российско-германскую комиссию: цель — сократить количество уезжающих в Германию немцев, улучшив качество жизни здесь. Предполагалось построить поселки компактного проживания немцев, организовать рабочие места, создать немецкие культурные центры…

Германия приняла свою программу и выделила деньги. Началось строительство домов. В Волгоградской области планировалось построить три поселка, в Саратовской области — восемь. В Марксовском районе в чистом поле выросло село Степное: кирпичные дома, коммуникации, канализация, очистные сооружения — российская сторона потребовала от немецкой всего того, чего никогда не было в обычных наших селах. Также построили сто домов в поселке Бурный Энгельсского района на базе существовавшего ранее военного совхоза.

А строительство поселков, финансируемых российской стороной, шло плохо. В селе Кривояр Ровенского района с 1995 по 1997 годы построили всего восемь домов. Слышал, что дома строились за счет налогов от германских инвестиций: допустим, Германия выделяла на проекты сто процентов, несколько процентов шло в российскую казну в качестве налогов — вот на них Россия и выполняла свои обязательства…

Мы, представители землячества немцев Поволжья, создали фонд переселенцев — около ста тысяч семей с других регионов России и постсоветского пространства выразили готовность вернуться. Но домов они так и не дождались. А те первые немцы, вернувшиеся в Поволжье, столкнулись с безработицей: да, часть из них получили дома, но в отдаленных поселках, где рядом не было никаких предприятий. В итоге новоселы уехали на заработки в крупные города. Это была бездумная политика. Финансирование строительства прекратилось в 2000 году.

Село Кривояр (бывшая немецкая колония Брунненталь) Ровенского района Саратовской области. Старое немецкое училище. Сейчас в этом здании располагается сельская школа. Фото 2009 г. (archiv.wolgadeutsche.ne)

Также с 1995 года работала программа по экономическому стимулированию: предоставлялись беспроцентные займы на создание рабочих мест. Но у людей не было большого интереса организовывать что-то в России, потому что перспектив для себя практически не видели. В 2005 году и эта программа завершилась.

После этого Германия стала выделять деньги только на поддержку немецкой культуры, чем занимается и до сих пор. Центры национальной немецкой культуры были учреждены в Энгельсе, Саратове, Марксе, Красноармейске, Ровном, Вольске, Балашове и других населенных пунктах.

Сегодня прямого сотрудничества между Саратовской областью и Германией по проблемам российских немцев нет. Немецкая сторона не проявляет интереса, от российской исходит враждебность».

На фронтах Великой Отечественной

Сложнейшие испытания ожидали поволжских немцев в 1941 году. «В первые недели войны советское руководство рассчитывало быстро остановить вермахт, и поэтому никаких санкций против немцев Поволжья предпринято не было. Однако когда стало ясно, что война принимает затяжной характер, позиция Москвы изменилась. 28 августа 1941 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». На территорию автономии вошли войска НКВД, которые за 24 часа организовали депортацию поволжских немцев в Сибирь, на Алтай и в Казахстан», — рассказал в интервью RT историк-методист Музея Победы Дмитрий Суржик.

  • Поволжские немцы уезжают в Германию под опекой работников Красного Креста. 2 декабря 1929 года, Свинемюнде

Автономия была ликвидирована. Из неё выселили около 440 тыс. человек. Депортацию немцев Поволжья историки сегодня называют совершенно неоправданной.

По словам Дмитрия Суржика, с началом войны мобилизация в Красную армию советских немцев проводилась осторожно, в очень ограниченном количестве и в строго индивидуальном порядке. Как правило, это были коммунисты, которые направлялись на специальную политическую работу

Также по теме


Век славы: как создавалась Красная армия

23 февраля 1918 года в России появилась новая военная сила — Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА). Боевое крещение участники…

«Одновременно на фронте оказались немцы, призванные на военную службу перед войной. Их в начале 1941 года насчитывалось 33 561 человек, из которых 1609 были офицерами. Всего в Великой Отечественной войне в советских воинских частях воевали 64 644 российских немца: офицеров — 3178, сержантов — 8351, представителей рядового состава — 53 115 человек. Подавляющее большинство этих людей были призваны из республики немцев Поволжья», — продолжил эксперт.

В июле 1941 года советское руководство постановило снять советских немцев с ответственных должностей в войсках. Многие из них были направлены в тыловые части и впоследствии влились в состав Трудовой армии. В то же самое время многие командиры РККА ходатайствовали перед своим руководством о сохранении в строю опытных военнослужащих из числа немцев Поволжья, которые были столь патриотично настроены, что зачастую скрывали свою национальность и даже меняли фамилии.

  • Первые трудармейцы Бакалстроя на расчистке снега под строительство, март 1942 года

В бой с гитлеровцами советские немецкие военнослужащие вступили с первых минут войны. В частности, выходцы из АССР НП входили в гарнизон Брестской крепости. Несмотря на ликвидацию республики и депортацию, советские немцы проявили себя на фронте как доблестные воины. Так, звания Героя Советского Союза был удостоен Роберт Клейн, служивший в РККА с 1932 года.

В сентябре 1941-го в ходе боёв за Черниговщину старший лейтенант Клейн был тяжело ранен, остался на поле боя и был спасён местными жителями. На оккупированных территориях он создал подпольную группу, а затем воевал в рядах партизанского соединения имени Чапаева. Однажды, переодевшись в немецкого полковника, он заблокировал переправу сил вермахта через реку и создал затор, по которому затем нанесла удар советская авиация. В 1944 году Клейн был назначен начальником разведки 1-й Украинской партизанской дивизии. Помимо звезды Героя, он получил ещё целый ряд советских и польских наград.

По словам Аркадия Германа, война и послевоенные годы принесли немцам Поволжья тяжёлые испытания.

«Великая Отечественная война и последовавшее за ней десятилетие стали самым сложным периодом жизни немцев в России — периодом ограничения гражданских прав. Однако в дальнейшем отношение к поволжским немцам изменилось. Тем, кто позиционировал себя как советских граждан, в послесталинский период не чинилось абсолютно никаких препятствий», — отметил эксперт.

До развилки (1812) и до Республики (1825)

Этнические немцы появились на Руси уже к IX веку – это были профессиональные воины, ученые, купцы, лекари и ремесленники. В Новгороде с 1184 года существовала “немецкая” церковь Святого Петра, которая, очевидно, была центром притяжения католиков северного города. 

Более массовое переселение пошло при великих князьях и государях – Иване III и его сыне, Василии III. А уже со времен Ивана IV иноземцев было так много, что возникали места их компактного проживания – т.н. “немецкие слободы”, самая знаменитая из которых, разумеется, Московская. Разумеется, в первую очередь русское правительство проявляло интерес к военным специалистам – оружейникам, саперам. Офицеры-немцы служили в царских войсках, передавая свой опыт организации, владения оружием и воинской тактики. Большим спросом пользовались зарубежные инженеры и горняки. 

В Российской Империи же, однако, началось полноценное переселение немцев из Германии, которая продолжала оставаться разъединенной и слабой. По указу Екатерины II, которая сама была чистопородной немкой, началось переселение немецких крестьян на земли Степного края и Поволжья – а многие из этих семей и до сих пор остаются на своих местах, тщательно сохраняя образ жизни, обычаи и нравы своих далеких предков. Здесь стоит также отметить, что, если в Поволжье селились в основном выходцы из северной, лютеранской Германии, то Причерноморье осваивали католики-швабы, баварцы да баденцы. Основными районами заселения были среднее и нижнее Поволжье, северное Причерноморье, Закавказье, Крым – и, до 1812, Волынь. 

Совершенно отдельную группу представляют из себя столичные, петербургские немцы. Со времен отца-основателя как самой Империи, так и ее главнейшего города, сюда стекались представители интеллектуальной элиты, среди которых было немало немцев. Причем, в большинстве своем, новоприбывшие сохраняли как родной язык, так и конфессиональную принадлежность, национальное самосознание и стремились проживать отдельно от основной массы. Да даже правящая до 1825-го года всей Россией династия Романовых начиная с Петра III была скорее немецкой, чем русской; консервативный историк М. Бакунин отмечал, что эпоха с 1761 по 1825-й является временем “немецкого правления”. 

В 1812-м году многие немцы служили в императорской армии и покрыли себя славой во время боев на границе; впрочем, их храбрости было явно недостаточно, чтобы остановить армию всей Европы, ведомую лучшими генералами своего времени. По условиям мирного договора в Смоленске, Россия потеряла Волынь в пользу Польши: оттуда съехало большинство немецких поселенцев. Кто вернулся на Родину, а кто-то отправился восточнее, не желая жить в странном Герцогстве Варшавском. 

Великое переселение

4 декабря 1762 года Екатерина II подписала Манифест, разрешающий иностранцам беспрепятственно селиться на необжитых территориях России. Это был дальновидный шаг императрицы, позволявший осваивать свободные земли «вверенной от Бога пространной Империи», а также умножать «в оной обитателей». Наверное, не возникает сомнения, что Манифест был в первую очередь адресован немцам: кому, как не Ангальт-Цербстской принцессе знать о трудолюбии и хозяйственности этой нации.

Почему же тысячи немцев так неожиданно стали переселяться с насиженных мест в необжитые степи Поволжья? На то были две причины. Первая заключалась в очень выгодных условиях, которые предоставляла переселенцам Екатерина II. А это снабжение колонистов путевыми деньгами, выбор на свое усмотрение мест для поселений, отсутствие запретов на вероисповедание и отправление обрядов, освобождение от налогов и военной службы, возможность брать у государства беспроцентную ссуду на обустройство хозяйства.

Вторая причина связана с тем, что на родине многие немцы, в первую очередь жители Гессена и Баварии, подвергались притеснению и ограничению свобод, а местами испытывали хозяйственные нужды. На этом фоне условия, предложенные российской императрицей, казались решением насущных проблем. Не последнюю роль здесь сыграла и агитационная работа «вызывателей» – читай, вербовщиков, засылавшихся в германские земли.

Раскулачивание, депортация, трудармия

«Отец, Эдуард Генрихович Арндт, родился 6 января 1921 года в селе Иссенбург Гмелинского кантона (теперь Волгоградская область). Дедушка в свое время переехал туда из села Альт-Варенбург Зельманского кантона (село Привольное Ровенского района). Семья дедушки была зажиточная — ну, как зажиточная: две лошади, четыре коровы. И восемь детей в семье. Этого хватило, чтобы попасть под раскулачивание: родителей отца арестовали весной 1933 года, той же осенью их не стало.

Отцу было тогда 12, он предпоследний в семье. Вместе с сестрой они перезимовали в кошаре с колхозными овцами, за которыми присматривали казахи. Потом, как рассказывал отец, вдвоем со старшим братом они уехали в Тамбовскую область: ходили по поездам и перепродавали молоко. Повзрослев, отец переехал в Питерку, выучился там на тракториста. Оттуда отца и депортировали в колхоз Коминтерн Кзылтуского района Кокчетавской области.

10 января 1942 года вышло постановление о создании трудармий. Призыву подлежали переселенные немцы в возрасте от 17 до 50 лет. Отца отправили на строительство металлургического завода в Челябинске. Там были репрессированные разных национальностей, но большинство — этнические немцы. Жили на нарах, на работу водили строем под охраной. Отец рассказывал, что одна треть трудармейцев умерла от голода, болезней и непосильного труда.

Когда война кончилась, рабочие колонии еще продолжали существовать. В 1948 году 27-летний отец вернулся из трудармии в колхоз Коминтерн Кзылтуского района. Он встретил маму, жившую в Кзыл-Ту, через год они поженились. Правда, свидетельство о браке получили только спустя два года, когда я уже родился. Оказывается, немцам нельзя было покидать места спецпоселения, а родители жили в разных населенных пунктах и поженились неофициально. Позже им разрешили перемещаться, но продолжал действовать указ от 1948 года о том, что немцы должны оставаться в местах депортации «навечно, без права возврата к их прежним местам жительства». За нарушение — 20 лет каторжных работ.

Отец всю жизнь работал в совхозе бригадиром тракторной бригады — получил много знаков отличия (орден Ленина, два ордена Трудового Красного знамени, орден «Знак почета», несколько медалей), пользовался уважением в селе».

«Этот ваш памятник закидают яйцами»

Переселение немцев на Алтай

Первые немецкие поселения на Алтае появились в 1890-х годах. Основная причина переселения — малоземелье и высокая стоимость земли в Поволжье и на Украине.

Массовое переселение в Сибирь началось в конце XIX — начале ХХ вв. Переселенцы получали денежное пособие и ссуду,освобождались от несения государственных повинностей на 3 года и от налогов на 5 лет. Наличие свободной и недорогой земли и льготы привлекли большое количество желающих переехать на Алтай.

Следующим толчком к переселению послужила столыпинская реформа с ее благоприятной переселенческой политикой. Немецкие колонисты заселили обширные пространства в Славгородском и Омском уездах. Наиболее притягательным районом для переселенцев являлся Омский уезд,где к 1914 году проживали больше 20 тысяч немцев.

Появились крупные немецкие села: Неудачино,Ново-Николаевка(Блюменфельд), Романовка(Пришиб), Трубецкое,Ребровка,Гофнунгсталь,Литковка и др. Особенностью немецких поселений являлось то,что крупные села окружало множество хуторов.

Немцы селились компактными группами,изолированно от окружающего населения. Немецкие села обособлялись и между собой(чаще всего по конфессиональному признаку).

Октябрьская революция. У ворот Смольного.

Мультимедиа арт музей,Москва / Московский дом фотографии

Омская область

Сейчас в Омской области проживает 50 055 этнических немцев. Большинство из них — потомки колонистов, которые заселили эти земли в конце 19-го века. Сюда переселялись из Ставрополья, из Саратовской и Самарской губерний. Перед войной в Омскую область были депортированы жители Автономной Республики немцев Поволжья и немцы из некоторых других районов Центральной части СССР.

Азовский немецкий национальный район был образован осенью 1991 года, когда стало ясно, что возрождения немецкой республики в Поволжье не произойдет. Центром района стало село Азово. В немецкий район вошли двадцать сел и деревень, в шестнадцати из которых немецкое население составляло подавляющее большинство.

Сейчас население АННР живет сельским хозяйством, есть птицефабрики, АТПР, строительные фирмы. Местные уделяют много внимания сохранению традиций. В двенадцати детских садах и в девятнадцати школах района преподают немецкий язык, выходит билингвальная газета Ihre Zeitung, ежегодно проходят фестивали немецкой культуры.

История[править]

Немецкое население появлялось в России и СССР различными путями и очень давних времён. Известны случаи переселения на Русь в период правления Ивана Грозного и в более ранние сроки. В XVIII веке широко практиковалось приглашение в Россию иностранных учёных, военных, дипломатов, деятелей искусства, и многие из них были немцами (что не удивительно, если учесть, что правящая династия Романовых, начиная с Петра III, имела преимущественно германское происхождение). Потомки этих людей зачастую оседали в России, однако в большинстве случаев не сохраняли немецкий язык в качестве основного и немецкое национальное самосознание.

В XVIII веке по приглашению Екатерины II произошло переселение немецких крестьян (так называемых колонистов) на свободные земли Поволжья и Украины — многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде), веру (как правило, лютеранскую) и элементы национального менталитета. Исходным пунктом миграции немецкого населения по территории России были также окончательно присоединенные к ней в XVIII веке прибалтийские земли, особенно Эстляндия и Лифляндия. Наконец, в 1920-е гг. немецкая диаспора в СССР пополнилась некоторым количеством немецких коммунистов, перебравшихся в единственное в мире социалистическое государство.

По состоянию на 1913 год в Российской империи жило около 2 400 000 немцев.

Основную часть нынешнего немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов. История их формирования охватывает период с XVIII по XX вв. Основными местами расселения являлись среднее и нижнее Поволжье, северное Причерноморье, Закавказье, Волынь (северо-запад Украины), с конца XIX в. — Северный Кавказ и Сибирь. В силу их территориальной разобщенности и различных особенностей исторического и этнического развития в среде российских немцев сформировался ряд этнических (локальных) групп — поволжские немцы, украинские немцы (выходцы из Причерноморья, зачастую разделяющие себя по конфессиональному признаку на лютеран и католиков), волынские немцы, бессарабские немцы, кавказские немцы (или швабы, по месту своего выхода из Германии — Швабии, или Вюртембурга) и меннониты (особая этноконфессиональная общность).

Представители различных этнических групп немецкого населения долгое время имели и сохраняли особенности в языке, культуре, религии, быту — говорили на своих, зачастую значительно различающихся, диалектах, праздновали по особому народные и религиозные обряды и праздники — Рождество, Пасха, Троица, Праздник урожая, Праздник забоя скота (Schlachtfest) и др. В настоящее время многие различия уже стерлись, у большинства молодого поколения немецкого населения России и других стран СНГ родным языком является русский

Советский период[править]

В первые десятилетия Советской власти возрождение национальной идентичности российских немцев приветствовалось, что привело в 1918 г. к образованию одной из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России — Трудовой коммуны Автономной области Немцев Поволжья, в 1922 г. переоформленной в Автономную Советскую Социалистическую республику немцев Поволжья со столицей в городе Покровск (позже Энгельс).

По мере обострения отношений между СССР и Германией отношение к немцам в СССР изменялось: в конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования — немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский. В 1935—1936 гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан. В 1937—1938 гг. НКВД была проведена, в числе прочих, «немецкая операция». Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. Всего было арестовано 65—68 тыс. человек, осуждено 55.005, из них: к ВМН — 41.898, к заключению, ссылке и высылке — 13.107. С наибольшей силой она затронула приграничные зоны и окружение столичных городов, сама АССР пострадала непропорционально слабо. Согласно директиве наркома обороны СССР 200ш все немцы, в числе представителей всех национальностей, не входящих в состав Советского Союза, были уволены из армии (часть впоследствии восстановлена) (подробнее см. ). С началом Великой Отечественной войны началось депортация российских немцев в отдаленные регионы страны (Казахстан, Узбекистан, Сибирь) с ликвидацией немецких школ и техникумов, библиотек, изданий и т. п.

После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. АССР немцев Поволжья была упразднена, а ее территория включена в состав Саратовской и Сталинградской (позже Волгоградской) областей. Немецкое население ликвидированной АССР НП в полном составе было переселено в Сибирь и Казахстан. Вслед за немцами Поволжья подверглись массовой депортации и остальное немецкое население еще не оккупированной территории Европейской части СССР.

В сентябре 1941 года многие военнообязанные лица немецкой национальности были отправлены с фронта в тыловые части. В сентябре же 1941 г. было предпринято поголовное выселение немецкого населения из районов их компактного проживания. Для этой цели заранее (по воспоминаниям жителей АССР НП еще 26 августа) на территорию АССР НП были введены войска НКВД.

С начала 1942 года мужчины в возрасте от 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, у которых дети старше 3 лет, были мобилизованы в так называемые рабочие колонны, позже получившие название Трудармия. Трудармия была расформирована только в 1947 году. Выжившим немцам разрешалось вернуться в места выселения: Урал, Сибирь, Казахстан, где находились их родственники. До 1956 года все без исключения немцы в местах своего проживания находились на спецпоселении и вынуждены были отмечаться ежемесячно в комендатуре. Они не имели права без разрешения коменданта покидать территории проживания, за нарушение режима спецпоселения им грозило наказание вплоть до 25 лет каторжных работ.

Немцы как этнос

Происхождение

Германские племена между 100 и 400 годами нашей эры

Основу формирования немецкого этноса составили такие германские племена, как алеманны, бавары, франки, саксы, лангобарды, маркоманы, готы, неметы, швабы и другие, заселившие в Средние века территорию нынешней Германии.

После раздела Франкской империи в 843 году образовалось Восточно-Франкское королевство, с X века оно стало называться Тевтонским (лат. Regnum Teutonicorum, от германского племени тевтонов).

Долгое время Германия была феодально раздробленной, поэтому до сих пор в ней сохраняется много областных самоназваний — швабы, баварцы, саксонцы, франконцы и так далее. Решающую роль в объединении нации сыграло наиболее сильное во второй половине XIX века немецкое государство — Пруссия.

Немецкая нация была окончательно сформирована после объединения в 1871 году. Индустриализация и связанный с ней отход населения в города способствовали нивелированию региональных и этнографических различий.

Субэтносы

По языковому признаку среди немцев Германии наиболее выделяются следующие субэтносы:

  • Собственно немцы, говорящие на стандартном немецком языке, включая средненемецкие и восточно-нижненемецкие диалекты — около 50,3 млн чел. в северо-восточной и средней частях Германии
  • Нижнесаксонские немцы, говорящие на нижненемецких (нижнесаксонских) диалектах — около 7,2 млн чел. на северо-западе Германии (Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Северный Рейн-Вестфалия и др.)
  • Баварцы, говорящие на баварском диалекте — около 6,0 млн на юге Баварии (округа Верхняя Бавария, Нижняя Бавария, Верхний Пфальц)
  • Франконцы, говорящие на франконских (восточно-франкских) диалектах — около 4,9 млн на севере Баварии (округа Верхняя Франкония, Нижняя Франкония, Средняя Франкония)
  • Саксонцы (верхнесаксонцы), говорящие на саксонском языке (верхнесаксонском диалекте) — около 2,0 млн чел. в Саксонии — по языку вместе с тюрингцами объединяются в тюрингско-верхнесаксонскую группу диалектов (вместе с которыми расселены также в Тюрингии и Саксонии-Анхальт)
  • Швабы, говорящие на швабском диалекте — около 0,8 млн чел. на юге Германии, в Баден-Вюртемберге и юго-западе Баварии (округ Швабия)

Язык

Немецкий язык относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. По́зднее образование единого немецкого государства способствовало откладыванию кодификации норм немецкого языка, общего для всех немцев, и сохранению сильных различий между субэтническими группами немцев. По этой причине в Германии существует широкое диалектное разнообразие, в котором большинство диалектов зачастую значительно отличаются в произношении, грамматике и словоупотреблении от общепринятого литературного языка (нем. Hochdeutsch) и друг от друга вплоть до проблем взаимопонимания между носителями диалектов.

Век XX. Послевоенная жизнь

Большой отпечаток на судьбу немцев в России, конечно, наложила Великая Отечественная война. После событий 1941-1945 годов на территории СССР находились 2 389 560 немцев (это по советским данным, в Германии были другие цифры – более трех миллионов). Тема их жизни в послевоенном СССР была закрытой для разговоров. Они восстанавливали разрушенные города, жили в лагерях. Стоит отметить, что их работа была доброкачественной – они даже не могли понять значение слова «халтура».

Временное размещение поволжских немцев в Канзасе, 1875

Фото: Общественное достояние, Википедия

В годы хрущевской «оттепели» картина немного меняется. В это время даже начали восстанавливаться институты национальной культуры. Но полной свободы немцы все еще не чувствовали. Например, им разрешали проводить свои культурные мероприятия, но лишь те, которые не противоречили политике партии.

Свободу немцы вдохнули в период перестройки. Показательным в этот период стало то, что о них стали писать в газетах.

Быт и культура

Традиционное хозяйство

В строительстве являются классическими каркасные (фахверковые дома), среди более крупных сооружений — готические соборы. Фахверковые дома часто встречаются и в городах.

Выделяется 4 типа сельских домов:

  • Нижненемецкий дом — одноэтажный, каркасный, все помещения — под одной крышей, для отопления использовался очаг, в XIX веке он заменён камином. Жилище было разделено на несколько комнат.
  • Средненемецкий дом — двухэтажный, каркасный, внизу — жилая часть, вверху — подсобные помещения; хозяйственные постройки — во дворе. Внутри — очаг и печь.
  • На юге Германии распространён альпийский дом, характерный также для австрийцев.
  • В земле Баден-Вюртемберг — шварцвальдский, переходный от средненемецкого к альпийскому.

Местные различия выражены и в мебели: если на севере в украшении преобладает резьба, то на юге — роспись.

Традиционная немецкая одежда сложилась в XVI—XVII веках, но вышла из употребления уже в XIX веке. Женщины носили корсажи, кофты, разной длины юбки, передники, наплечные платки, в Верхней Баварии — платье. Мужчины носили рубахи, короткие и длинные штаны, безрукавки, жилеты, шейные платки. Обувь — кожаные башмаки с пряжками, сапоги, изредка — деревянные башмаки. Позже на юге стал популярен тирольский костюм — короткие штаны на подтяжках, белая рубаха, красная безрукавка, чулки до колен, туфли, шляпа с пером.

Пища — в зависимости от типа хозяйства. На севере — картофель и блюда из него, ржаной хлеб, на юге — мучные изделия, лапша, клёцки, пшеничный хлеб. Сосиски и колбасы считались общенемецкими продуктами. Один из классических напитков — пиво. Праздничная пища — свиная голова, свинина, гусь, карп, квашеная капуста, много мучных — торты, пряники, печенье.

Праздники

Главные праздники — общие, Рождество и Новый год. В январе и феврале проводятся карнавалы (широко известен Кёльнский карнавал).

Вальпургиева ночь — это наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию. Вальпургиева ночь отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны.

Название Вальпургиевой ночи связано с именем святой Вальпурги, уимбурнской монахини, приехавшей из Англии в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и её очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых её день — 1 мая.

В Средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом.

Вальпургиева ночь в чём-то схожа с Хэллоуином.

Расселение в мире

Около половины немцев живёт за пределами Германии. Большая часть населения Австрии, Швейцарии, Лихтенштейна и Люксембурга, где распространён немецкий язык в собственных национальных вариантах, в последнее время считает себя не немцами, а австрийцами, швейцарцами и лихтенштейнцами.

Значительные общины немцев живут в Бельгии (около 70 тысяч, имеют культурно-языковую автономию), Дании, Франции (Эльзас и Лотарингия (северо-восток департамента Мозель)), Италии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии (румынские немцы), России (российские немцы), Казахстане (также причисляемые к российским немцам в силу общности происхождения и культурно-языковой близости), а также в Бразилии, других странах Латинской Америки, Намибии и США (при этом по данным переписи населения лица немецкого происхождения представляют в США наиболее многочисленную группу, опережая по численности выходцев из Англии).

Немцы в России

Немцы внесли заметный вклад в развитие российской науки и культуры. Многие из них отличились, находясь на государственной и военной службе в период объединения земель вокруг Москвы и особенно в Российской империи.

Немцы в США

Население США по доминирующим этническим корням. Немецкое происхождение — голубой цвет.

Одной из крупнейших (но не единственной) и наиболее ранней из немецких общин в США являются пенсильванские немцы, сохранившие своеобразный диалект. Значительный процент лиц немецкого происхождения наблюдается в северно-центральных штатах США (Висконсин, Иллинойс, Огайо и др.), а их максимальная концентрация — в штатах Северная Дакота и Южная Дакота: есть также крупные общины на юге (Техас, Миссури). По вероисповеданию американские немцы — почти целиком протестанты разных конфессий.

В целом число лиц, сохранивших немецкую идентичность и тем более язык, в США относительно мало, в то время как германское происхождение имеет весьма значительная часть его населения.

Русские немцы и Великая Отечественная война

Комментировать
0