История возникновения
Аксессуары
Волосы[править | править код]
Женский парик (1479—1425 до н. э.) из гробницы Менхет, Менуи и Мерти, Музей Метрополитен
Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Большинство египтян из-за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос.
Нередко египтяне сбривали волосы с тела из гигиенических соображений. Особенно это касалось жрецов, чей статус предполагал постоянное соблюдение чистоты. Согласно Геродоту, «в других странах жрецы богов носят длинные волосы, а в Египте они стригутся… каждые три дня жрецы сбривают волосы на своём теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов».
Всё свободное население Египта носило парики. Их форма, размеры и материал указывали на социальное положение владельцев. Парики изготовлялись из натуральных волос, шерсти животных, растительных волокон и даже верёвок. Их окрашивали в тёмные тона, причём самыми модными считались тёмно-коричневый и чёрный цвета.
Рыжие волосы мумии Рамсеса II окрашены хной.
Судя по сохранившимся изображениям, известно было множество фасонов париков. Чаще всего они доходили до плеч, но в торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Причёски обильно пропитывались душистыми маслами, эссенциями, клейкими составами.
Изображение Аменмоса и его жены Депет, Саккара, XVIII династия. Лувр, 26 зал
Женские причёски во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые. Древнеегипетские аристократки, как и их мужья, нередко брили голову и надевали парики. Самыми типичными причёсками на париках были две: первая — все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах; верх парика был плоским. Вторая причёска имела форму шара. Со временем получил распространение большой завитой парик, три пряди которого спускались на грудь и спину. Причёски делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине и украшая концы кисточками или шариками из ароматических смол. Широко применялась завивка, которая делалась при помощи холодной укладки (для этого пряди волос наматывали на деревянные палочки и обмазывали илом, а когда он высыхал, его стряхивали, а волосы расчёсывали). Часто волосы завивали кудрями — такая завивка получалась после расчёсывания мелких тонких косичек.
Дворецкий Кети с усами (IV династия), Лувр
В медицинских папирусах сохранились рецепты от морщин и облысения (Папирус Эберса, Папирус Эдвина Смита).
Детям — мальчикам и девочкам — сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей (девочкам — на темени, мальчикам — по бокам головы). Эти пряди закручивали в локон (такая причёска называлась «локон юности») или заплетали в косу на левом виске.
Усыправить | править код
Мода на усы и бороду менялась из века в век, уступая в целом по популярности гладко выбритым лицам. Судить о такой моде можно по сохранившимся скульптурным портретам (например, Рахотепа и фараона Микерина) и погребальным маскам. При этом, в период траура бриться запрещалось.
Накладная цилиндрическая бородка фараона была одной из царских регалий, символизировала мужественность и силу. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.
Одежда
Платье из нитей и бусин V династии (ок. 2400 до н. э.). Музей Египетской Археологии Питри
В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже — облегающая, но никогда не распашная. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялся медленно; долгое время одежда разных сословий различалась только по качеству ткани и отделке.
В эпоху Древнего царства (3000 — 2400 годы до н. э.) единственной одеждой мужчин, являющаяся единой для всех сословий на протяжении всей истории была набедренная повязка — схенти (норв.). Она представляла собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. Судя по изображениям, существовало множество способов повязывания схенти, различавшихся в зависимости от длины ткани и расположения складок, благодаря чему и эта скромная одежда могла выглядеть нарядной и даже изысканной. Вместе со схенти (а иногда и без неё) носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный по форме. Никакой другой одежды даже фараоны долгое время не использовали.
В эпоху Нового царства основной одеждой фараона становится Сусх. Он состоял из рубашки и Синдона из тонкой плессированной ткани, который драпировался вокруг бёдер.
Синдоном называлась часть мужской одежды эпохи Нового царства. Это был кусок драпированной или плиссированной ткани, который обёртывали поверх калазириса вокруг бёдер и спереди завязывали.
Одежда разных сословий не отличалась по крою, но сильно различалась по качеству используемых тканей и отделки.
Разным санам жрецов предписывались запреты и указания на ношение той или иной одежды. Геродот (V век до н. э.) и Апулей (II век н. э.) отмечают, что жрецам не дозволялось носить шерстяную одежду, но лишь льняную. А sem-жрецы (егип. Sm / Stm) накидывали на плечи леопардовую шкуру и оставляли на голове юношеский локон.
В эпохи Древнего, Среднего и Нового царств распространённой женской одеждой был облегающий калазирис. До эпохи середины XVIII династии он представлял собой сарафан на бретельках длиной от груди до лодыжек. На статуях широкие бретельки прикрывают грудь, а на некоторых рисунках и рельефах она обнажена. В отличие от изображений женщин в тесно облегающих платьях сохранившиеся экземпляры свидетельствуют о льняных мешковатых одеждах, скрывающих, но не обнажающих наготу. Старейшее из известных сегодня платьев (англ. Tarkhan dress) найдено в египетском Тархане в 1913 году и датируется 3482 — 3102 годами до н. э.
Плиссированные накидки, ок. 1279—1257 годы до н. э. (правление Рамсеса II)
Калазирис из тонких тканей был привилегией исключительно знатных египтян.
А в эпоху Нового царства появляется калазирис из плессированной ткани, калазирис с заложенной крупными складками широкой оборкой, а также расшитый сверху сеткой из керамических бус.
Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Традиционные схенти и калазирисы сохраняются лишь в обиходе простолюдинов; в костюме знати они начинают играть роль нижнего белья. У мужчин входит в обычай надевать по нескольку схенти, причём верхнее нередко делается из прозрачной ткани и ниспадает почти до земли. В эпоху Нового царства у мужчин и женщин в моду вошёл заимствованный у сирийцев нарамник — длинная и широкая накладная одежда из тонкой ткани. Его покрой был очень простым: полотнище ткани, прямое или расширенное на концах, длиной в два человеческих роста, складывали пополам и на месте сгиба делали прорезь для головы, а по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук. Его надевали поверх схенти или калазириса и подпоясывали таким образом, что получались как бы широкие рукава. Иногда к нарамнику пришивали настоящие рукава, и он превращался в рубашку. Мужчины обычно носили нарамник с синдоном — длинным шарфом, который обёртывали поверх нарамника вокруг бёдер и завязывали спереди так, что концы свисали вниз. Женщины поверх нарамника накидывали тонкий плащ, затянутый узлом на груди и оставлявший открытым правое плечо. Лёгкие, полупрозрачные ткани, окутывавшие тело человека словно бы дымкой, придавали ему черты изящества и изнеженности. Такая одежда видоизменяла облик своего хозяина, украшала его, позволяла скрывать недостатки фигуры. В качестве отделки для нарядов древние египтяне использовали плиссировку, бахрому, золотые блёстки и фаянсовый или стеклянный бисер.
Влияние египетского меча хопеша на другие культуры
Ткани
Косметика и парфюмерия[править | править код]
Инсталляция в музее, изображающая древнюю египтянку, накладывающую макияж
Косметическая коробочка дворецкого Кемени, ок. 1814 −1805 годы до н. э., XII династия. Метрополитен-музей
Использование косметики древними египтянами прослеживается с Додинастического периода, однако профессии косметолога, судя по известным находкам, в Древнем Египте не было. На стенах гробниц, в папирусах присутствуют сцены приготовления благовоний, нанесения косметики, сохранились многочисленные косметические предметы, свидетельствующие о развитой индустрии и большой роли в жизни египтян средств по уходу за собой.
Древние египтяне придавали большое значение гигиене и уходу за собой. Трепетное отношение египтян к чистоте (особенно жречества) отметил Геродот в своей «Истории» (ок. 440 год до н. э.), заметив, что они «предпочитают опрятность красоте». Для омовения использовали воду, очищенную путём добавления солей натрия, и особую моющую пасту, состоявшую из смеси золы и сукновальной глины, которая обладала обезжиривающим и отшелушивающим эффектом.
«Зубными щётками» им служили веточки, палочки или кусочки тканей, а «зубную пасту» изготавливали из дроблённых кореньев растений. Для свежести дыхания полость рта полоскали травяными отварами. Зубы чистили содой. Чтобы устранить неприятный запах изо рта, жевали шарики кифи — ароматического вещества, в состав которого входили 16 компонентов (сухой ладан, семена сосны, дыня, фисташки, можжевельник, корица, мёд и др.). Кожу умащали благовонными маслами (в сухом и жарком климате это не только придавало телу приятный запах, но и предохраняло кожу от обезвоживания). Известны были мази, очищающие и омолаживающие кожу, удаляющие пятна и прыщи, а также средства для эпиляции.
Женщины и мужчины подводили глаза (что уберегало от палящего солнца), красили губы и румянили щёки. Краску подводки для глаз делали из мёда, перемолотой охры, галенита, серого или чёрного сульфида свинца, малахита, зелёного дигидроксокарбоната меди, а также из технического углерода, реже — антимонита и сульфида сурьмы. Палетки с краской нередко изготавливались в виде зверей, птиц и рептилий. Согласно исследованиям Американского химического общества (American Chemical Society), древние египтяне намеренно добавляли в косметику свинец, который в соединении с солью способствует выделению в организме оксида азота, что стимулирует иммунную систему и предупреждает конъюнктивит.
Обнаруженные в гробницах косметические коробки включали различные предметы ухода за телом (баночки, чашечки, бритвы, аппликаторы). Главное отличие современной косметики от древнеегипетской заключается в используемых материалах её приготовления: современная содержит масла эссенций и спирт, а древние — масла и жир, пропитанный эссенциями растений, цветов и специй. Самые дешёвые благовония представляли собой просто воду, в которой вымачивались раздавленные цветы лотоса, а самые дорогие могли включать в себя десятки разнообразных ароматических веществ. Ароматические масла защищали кожу от обезвоживания и солнечных ожогов, поэтому воинов и ремесленников снабжали ими наравне с провиантом.
На изображениях головы знатных египтян и их супруг очень часто увенчаны небольшими беловатыми конусами, сделанными, вероятно, из воска или твёрдого жира, смешанного с благовониями. В ходе праздника или пира конус постепенно таял, придавая волосам своего владельца изысканный аромат.
Лютнистка под виноградом с татуировкой Беса на бедре (ок. 1400—1300 годы до н. э.). Национальный музей этнологии (Нидерланды)
Производство парфюмерии продолжалось в Египте и в эллинистический период. Знаменитая царица Клеопатра (69-30 годы до н. э.) владела даже настоящей парфюмерной фабрикой на побережье Мёртвого моря. При раскопках археологи нашли в этом месте не только остатки строений, но и котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев. Свои познания по данному вопросу Клеопатра изложила в книге «О лекарствах для лица». Это был первый известный в истории косметический справочник, где приводились рецепты приготовления губной помады, румян, пудры и т. д. Некоторые из этих рецептов дошли до наших дней[источник не указан 703 дня].
Татуировкиправить | править код
О татуировках древних египтян можно судить по обнаруженным с ними мумиям, по декоративным изображениям. Обычно татуировки были простыми (точки, кружки) на руках, бедре, животе, подбородке. Их делали себе танцоры, артисты или служители отдельных культов (Хатхор, Бес).
Также на ряде мумий обнаружены рисунки хной, что может указывать на попытку бальзамировщиков придать телу натуральный вид, либо на украшение себя при жизни.
Фигура
Новости
Головные уборы
Слева: Аменемхет III в клафте (XII династия) |
Ввиду того, что большинство египтян носило парики, их головные уборы были довольно простыми. Рабы и крестьяне, работая в поле, покрывали головы косынками или маленькими полотняными шапочками. Знатные люди носили такие шапочки, вышитые бисером, под париками.
Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок (клафт, или немес). Его повязывали поверх парика таким образом, что уши оставались открытыми. Два конца платка свисали на грудь, третий — на спину (иногда его перехватывали лентой или обручем). Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые, и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Он назывался клафт-ушебти и обычно дополнялся металлическим обручем с уреем или лентой. Однако во время различных торжеств он надевал корону — точнее, ту её разновидность, которая предписывалась придворным церемониалом для данного случая.
Были известны следующие виды корон: 1) белая корона Верхнего Египта (хеджет), напоминающая по форме кеглю или бутылку; 2) красная корона Нижнего Египта (дешрет), которая представляла собой усечённый перевёрнутый конус с плоским днищем и высокой приподнятой задней частью; 3) двойная корона (пшент), сочетавшая в себе две первые и символизировавшая единство страны; 4) синяя с красными лентами «боевая корона»; 5) «корона Амона» из двух перьев с золотым диском между ними; 6) корона атеф; 7) «тростниковая корона» (хемхемет)— сложное сооружение из золотых перьев, бараньих рогов, змеек и солнечных дисков; и др. Судя по сохранившимся скульптурам и рельефам, существовало до 20 разновидностей корон (к сожалению, ни одна подлинная древнеегипетская корона до нашего времени не дошла).
Обязательной принадлежностью любого царского головного убора был урей — золотое изображение кобры, которая являлась символом богини Уаджит, покровительницы Нижнего Египта. Его помещали надо лбом и иногда дополняли золотой головой коршуна — знаком Нехебт, богини Верхнего Египта.
Жрецы в храмах во время совершения обрядов надевали гипсовые раскрашенные маски, изображавшие богов. Так, жрецы бога Тота носили маски в виде головы священной птицы ибиса, жрецы Анубиса — в виде головы шакала, и т. п.
У женщин самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом. Жёны фараонов часто изображаются в короне, имеющей вид коршуна с распростёртыми крыльями, выполненного из золота с инкрустацией из драгоценных камней или цветной эмали. Иногда поверх этой короны водружали высокие золочёные перья — шути (атрибут богини истины Маат) и изображение лунного диска — знак Хатхор, богини красоты и любви. Такой убор, разумеется, предназначался лишь для особых случаев. Вообще, создаётся впечатление, что головные уборы цариц не так уж строго определялись дворцовым ритуалом и больше отражали их личные вкусы. К примеру, прекрасная Нефертити отдавала предпочтение простому синему венцу цилиндрической формы, который позволял подчеркнуть изящную посадку головы и стройную шею.
Примечания
- ↑ Чизлохм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации = Ancient World (Illustrated World History) / пер. с англ. А. М. Голова. — Росмен, 1994. — С. 37. — 95 с. — 12 000 экз. — ISBN 5-257-00678-2.
- Zecchi, Marco. The god Hedjhotep // Chronique d’Égypte. — 2001. — Т. LXXVI, № 5. — С. 19.
- ↑ , с. 536.
- , с. 535.
- , с. 9.
- ↑ Emily Teeter. Religion and Ritual in Ancient Egypt. — Cambridge University Press, 2011. — С. 19—37. — 267 с. — ISBN 9780521848558.
- ↑ Геродот. Книга вторая // Евтерпа. — История.
- Richard H. Wilkinson. The Complete Temples of Ancient Egypt. — Thames & Hudson Publication, 2000. — С. 91—94. — 256 с.
- Tierney, Tom. Ancient Egyptian fashions. — Mineola, N.Y.: Dover, 1999. — С. 2. — ISBN 9780486408064.
- (англ.). Hyperallergic (29 February 2016). Дата обращения: 13 марта 2019.
- UCL. (англ.). UCL CULTURE (30 August 2016). Дата обращения: 13 марта 2019.
- , с. 528.
- Alfred Lucas et al. Ancient Egyptian Materials and Industries. — Dover, 1934. — С. 30—31.
- ↑ William H. Peck. The Material World of Ancient Egypt. — Cambridge University Press, 2013. — С. 58—61. — 229 с. — ISBN 9780521886161.
- , с. 529.
- Dr Maarten J. van Raven. (англ.). Archaeological Museum. Leiden: Farlang. Дата обращения: 8 декабря 2018.
- ↑ Donald B. Redford. The Oxford encyclopedia of ancient Egypt. — Oxford University Press, 2001. — С. 136. — 656 с. — ISBN 978-0-19-510234-5.
- Геродот. II. Евтерпа // История в девяти книгах / Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский. — Л.: Наука, 1972.
Описание оружия и особенности его боевого применения
Украшения
Организация Египтского войска в эпоху Среднего царства
История появления оружия хопеш
Макияж
Артефакты
Древние костюмы Египта
Египетские танцовщицы
Египтяне носили туники из льна с бахромой, расклешенной у колен. Такой покрой назывался «каасирис». Также встречались плащи из шерстяной ткани.
В гробнице фараона Тутанхамона было найдено множество предметов одежды Древнего Египта: клетчатые юбки, туники, рубашки, пояса, фартуки, носки, головные уборы, руковицы, перчатки, шарфы и шапки. А также нижнее белье в виде треугольной набедренной повязки.
По традиции, представител царской династии всегда должны были закрывать все части тела, хотя глядя на статуи и рельефы мы видим их в трапецевидных юбках, называемых «килт» и с диадемой.
Из-за жаркого климата древние египтяне носили как можно меньше одежды. Если посмотреть на изображения слуг и рабынь, то можно увидеть, что они были одеты чаще всего только в нижнее белье и украшены ювелрными изделиями. Женщины, занятые на производстве или в сельском хозяйстве, чаще всего носили тунику каласирис.
Мужчины, занятые на сложных физических работах, носили набедренную повязку и широкую одежду – галабею. А если они работали в воде – то были без одежды. В течение жарких летних месяцев дети бегали в нижнем белье. В зимний сезон температура могла опускаться ниже 10С, поэтому в обиходе появлялись плащи.
При посещении религиозных мест было принято хорошо одеваться. Только небольшому количеству высших жрецов разрешалось войти в храм, где находилась статуя идола, без костюма. В обязанности Несухора, коменданта крепости на острове Элефантина на юге Египта, входило обеспечение культов все необходимым: слугами, ткачами, горничными и омывателями.
Костюмы были достаточно простыми: короткая набедренная повязка для женщин с ремнем. Одежда в Древнем Египте отражалась социальный статус и состоятельность граждан на протяжении всей истории существования государства.
Мужская и женская одежда Древнего Египта периода Древнего и Среднего царства
Древние Египетские художники и скульпторы учились искусству стилизации в дворцовых школах при храмах. Оно было предписано определенными канонами, установленными традициями и точными нормами, которые никогда не нарушались. Эта ясность и точность изображения во всем касалась и изображения одежды. Отсюда вытекает и главная особенность одежды древнего Египта.
Дело в том, что египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в четвертом тысячелетии она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Хотя и здесь действовали точные законы.
Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции “фартука” (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, “положенная” сильным мира сего — королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами.
В живописи и скульптуре красиво контрастируют белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен. В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета — желтого. Все здесь четко предписано и строго выполняется. Женское платье Древнего и Среднего царства также чисто функционально. Это платье “сшито по мерке” из тонкого полотна. Оно представляет собой как бы тесно облегающий “футляр” (позднее эта одежда стала называться (каласирис – kalasiris), точно обрисовывающий фигуру, поэтому существует предположение, что платья были вязанными).
Обычная, повседневная одежда жителей Древнего Египта. Разнообразие женских нарядов (вернее способов носки наряда), естественно, было значительно большим, чем мужских
Одежда разделилась на юбку и жилет. Юбка своей длиной (доходит до половины икры) и высоким поясом подчеркивает стилизованную женскую фигуру: идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных, как правило, только на плечах, оставляя грудь обнаженной; но эта натуралистическая подробность не выставляется напоказ (как, например, позднее в критской моде), натурализм сдержан и в первый момент ускользает от внимания.
Строгая стилизация фигуры и наряду с этим натуралистическая деталь — такое сочетание в истории моды встретится ещё неоднократно; чем более стилизована одежда, тем более выразительна натуралистическая деталь.
Египетские стилизация и натурализм особые. По сравнению с позднейшими аналогиями кажется, что в данном случае речь идет о каком-то завершающем этапе предшествующего развития. Не является ли египетская мода как бы высшей стадией не сохранившейся предшествующей “моды неолита”?
Обратим внимание на все изящные детали египетской моды. Мужская и женская одежда основана на контрасте как цвета, так и материала
На мягком гладком материале женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные полосы фаянсовых бус (чаще всего синих и зеленых цветов), которые образуют как бы воротник и дополняют мужскую и женскую одежду.
Красочные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом одежды, колоннообразные фигуры — с густыми черными волосами или париками, геометрически обрамляющими лицо. Египтяне гримировались, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции подкрашивали глаза, брови и губы.
Образ знатной женщины Древнего Египта – наряд очень простой по крою, из тонкой, полупрозрачной ткани, облегающий фигуру
Украшения[править | править код]
Воротник ок. 664—332 годов до н. э. (XXVI—XXX династии), Художественный музей Фитчберга
Для изготовления ювелирных изделий чаще всего применяли золото, богатые месторождения которого были открыты в Египте ещё в глубокой древности. При этом, больше всего ценили не столько стоимость материала, сколько его живописные свойства. Египетские мастера умели с помощью различных присадок придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром; из него изготовляли повседневные предметы, а также крепления и связующие элементы в браслетах и ожерельях.
Серебро было редким и экспортировалось из Азии, отчего нередко ценилось дороже золота. В восточной пустыне добывали яркие полудрагоценные камни (сердолик, аметист яшма), на Синае — бирюзу; лазурит насыщенного синего цвета в Египет попадал с территории современного Афганистана. Стекло и фаянс (глазурь на основе камня или песка) нередко заменяли камни, поскольку могли окрашиваться в различные цвета. Тех камней, которые сейчас считаются драгоценными — рубинов, сапфиров, алмазов, изумрудов — древние египтяне не знали[источник не указан 747 дней].
Усех придворного Ваха из его фиванской гробницы (XII династия). Метрополитен-музей
Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. усех — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине. Бусины самого нижнего ряда чаще всего имели каплевидную форму, остальные — круглую или овальную. Нередко бусины перемежались с золотыми рыбками, раковинками, скарабеями. Зачастую такое ожерелье было настолько широким, что целиком закрывало плечи и верхнюю часть груди, и очень тяжёлым — царское золотое ожерелье могло весить несколько килограммов. Чтобы оно красиво лежало, его обычно закрепляли на подкладке из кожи или полотна, так что оно превращалось в своеобразный воротник. Ожерелья были не только частью наряда — они служили также почётными знаками. Фараоны награждали золотыми ожерельями особо отличившихся военных и чиновников.
Помимо ожерелий, любимыми украшениями и мужчин, и женщин были браслеты, которые носили на руках (на предплечьях и запястьях) и на щиколотках. Браслеты могли быть самыми разнообразными — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили также кольца со вставками из полудрагоценных камней. В ходу были кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов. Чрезвычайно популярны были кольцевидные серьги (с подвесками или без них). Они иногда были такими большими и тяжёлыми, что деформировали ухо.
Браслет из Фив. XVIII династия. Музей Рёмера и Пелицеуса
Конечно, украшать себя золотом и самоцветами могла только знать. Но и люди скромного достатка любили украшения ничуть не меньше. Их украшения делались, как правило, из сравнительно дешёвых материалов — керамики, стекла, кости и т. п. Но по красоте и изяществу они порой ничуть не уступали ювелирным изделиям. Например, фаянсовым бусинам для ожерелий придавали форму бутонов и лепестков лотоса, васильков, маргариток, виноградных гроздьев, листьев и т. д., и окрашивали их в разные цвета. Чаще всего использовались различные оттенки голубого и зелёного, а также белый цвет. Такие ожерелья, надо полагать, очень красиво смотрелись на смуглой коже.
В качестве украшения древние египтяне охотно применяли живые цветы, из которых делали букеты, венки и гирлянды. Больше всего любили белые, голубые и розовые лотосы. Египетские дамы вставляли цветы лотоса в свои причёски так, чтобы они свисали надо лбом, и вдыхали их аромат.
Древнеегипетские украшения служили одновременно и амулетами, призванными защищать от болезней и дурного глаза, отгонять злых духов и т. п. Самой большой магической силой, как считалось, обладали «око Гора» уаджет (символ солнечного божества), «анх» — крест с петлёй наверху, обозначавший жизнь, а также фигурка жука-скарабея (символ воскрешения, мира и солнца).
Как стирали одежду в древнем Египте?
@Нил, Асуан
Геродот, посетивший Египет около VII в до н.э., рассказывал: «Чистота, по-видимому, стояла рядом с благочестием в Древнем Египте. Кто мог быть ближе к Небу, чем сам фараон. Одной из самых важных должностей при дворе был держатель королевской одежды, обязанностью которого было отбеливание царской одежды» (Эвтерпа, 2.37.1)
Ручная стирка была достаточно тяжелым физическим трудом. Состав мыла стал известен благодаря смешиванию касторого масла и селитры. Одежду тщательно намыливали, отжимали под паром. Около 1200 г. до н.э. были изобретены прачечные, которые облеглачи процесс стирки.
Бедные люди не имели доступа к таким услугам и стирали вещи на берегу реки или канала. Вода доставлялась в тяжелых глиняных сосудах. Особая опасность заключалась в том, что встретить мимо проплывающего крокодила. Отмечались несчастные случаи.
До появления промышленных технологий, труд в прачечной оценивался в гроши. Древние египтяне бережно относились к своей одежде, которой впрочем было не много относительно нарядов европейцев. Если платье рвалось, то хозяйка брала нитку и иголку, и начинала шить заплаты. В ходе археологических раскопок было найдено множество вещей, которые зашивались несколько раз.