fbpx
No Image

Вильгельм густлофф (судно)

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Я не раскаиваюсь

Ведущие газеты всего мира немедленно сообщили о том, что произошло в Давосе. Пропагандистский аппарат Германии сразу же использовал убийство Густлоффа как подтверждение нацистской теории о «заговоре мирового еврейства против немецкого народа». Вильгельм Густлофф, пребывавший доселе в весьма скромном чине ландесгруппенляйтера, был возведён в ранг «мученика нацизма». По всей Германии объявили траур, на помпезных похоронах в Шверине присутствовала вся нацистская верхушка во главе с Гитлером. А власти Швейцарии представили покушение как заурядное уголовное преступление, старательно затушевав его истинные причины. На суде в декабре 1936 года присутствовали десятки журналистов из многих стран, включая Германию. В заключительном слове Давид Франкфуртер заявил: «Я совершил убийство Густлоффа в полном сознании того, что я делаю, и я не раскаиваюсь. Я хотел убить бациллу нацизма, а не человека!» Франкфуртера приговорили к 18 годам лишения свободы. В швейцарской тюрьме Франкфуртер благополучно дожил до Дня Победы, в июне 1945 года был досрочно освобождён. Мучившая его много лет «неизлечимая» болезнь загадочным образом прошла сама собой. Оказавшись на воле, Давид уехал в Палестину (государства Израиль как такового ещё не существовало). Он поселился в Хайфе, вступил в «Хагану» — подпольную военизированную сионистскую организацию, участвовал в Арабо-израильских войнах 1947-1949 годов, служил офицером израильской армии, обзавёлся семьёй, в которой родились сын и дочь. Умер Франкфуртер в Тель-Авиве 19 июля 1982 года. Сегодня в Израиле Давида Франкфуртера чтут как национального героя, хранят память о нем, его именем названы улицы и школы.

Злополучный лайнер

В своём стремлении чуть ли не канонизировать «подвижника национал-социалистической идеи» геббельсовская пропаганда не знала границ. Дошло до того, что спущенный на воду в мае 1937 года крупнейший для своего времени круизный лайнер получил имя «Вильгельм Густлофф». Присутствующий при спуске судна на воду Гитлер заявил, что имя Густлоффа останется в веках. И пророчество фюрера сбылось: с «Вильгельмом Густлоффом» неразрывно связана история одной из самых трагических и масштабных морских катастроф. Ночью 30 января 1945 года лайнер, на борту которого находились, по данным немецких историков, 10 300 человек, в том числе порядка 9000 беженцев из Восточной Пруссии (преимущественно женщин и детей), был атакован советской подлодкой С-13 под командованием Александра Маринеско. В судно попали три торпеды. В штормовом море при температуре воздуха около -20°С погибли почти все, кто находился на борту, включая до 5000 детей. Переоборудованный с началом войны под нужды кригсмарине, «Вильгельм Густлофф» был военным кораблём, и о беженцах на нём советскому командованию не было известно. Это отдаёт мистикой, но лайнер погиб точь-в-точь в то день, когда Вильгельм Густлофф, будь он жив, отмечал бы свой полувековой юбилей. Кроме того, Гитлер считал 30 января знаковой для себя датой: в этот день нацисты в Германии пришли к власти.

Метки: нацизм, Все загадки мира, суд, арест, убийство, подлодка, Швейцария, Израиль, НСДАП, Маринеско, Франкфуртер, Густлофф,

Фанатик

Вильгельм Густлофф, страдавший заболеванием лёгких, приехал в Давос в 1917 году по рекомендации своих врачей. Член гитлеровской национал-социалистической партии (НСДАП) с 1929 года, Густлофф в сентябре 1930-го создал и возглавил её отделение в Швейцарии. Дополнительный вес его персоне придавало то, что его жена Хедвиг до ноября 1923 года служила личным секретарём Гитлера. Под руководством Густлоффа в Швейцарии возникло 14 ячеек НСДАП, ряд молодёжных, студенческих, женских и спортивных организаций нацистского толка. В столице страны Берне начала выходить нацистская газета. В начале 1930-х годов в Швейцарии уже насчитывалось не менее 5000 нацистов. Густлофф сумел наладить тесные контакты с руководителями многих правительственных учреждении, полиции, редакторами газет и журналов, политиками, подкупал, иногда запугивал, а при случае и шантажировал их. О фанатизме этого нациста можно судить по его словам, сказанным в одном из интервью: «Больше всех в мире я люблю свою мать и жену. Но если фюрер прикажет их застрелить, я это сделаю без колебаний».

лайнера «Wilhelm Gustloff» фото

 
торжественный спуск на воду лайнера «Wilhelm Gustloff»

лайнер «Wilhelm Gustloff»

лайнер «Wilhelm Gustloff»

лайнер «Wilhelm Gustloff»

 

лайнер «Wilhelm Gustloff» вышел из гавани

на лайнере «Wilhelm Gustloff» пассажиры чувствовали себя в безопасности

 
атака

 
катастрофа лайнера «Wilhelm Gustloff»


 

лайнер «Wilhelm Gustloff» на дне

Советские подводные лодки прорывались на запад Балтийского моря. За предыдущие годы они не добились значительных результатов, но немцы недооценивали опасности подводных лодок. Лайнер «Wilhelm Gustloff» не дожидаясь конвоя, вышел из гавани и взял курс в Киль.
 
подводная лодка С-55

Советская подводная лодка С-13 курсировала рядом с лайнером «Wilhelm Gustloff» она осуществляла патрулирование с 11 января 1945 года. Целью подводной лодки было уничтожение крупных транспортов противника.  На субмарину поступил сигнал об эвакуации немецких кораблей на запад. На лайнере люди пели, разговаривали и смеялись. Было ощущение, что войны не существовало, они чувствовали себя в безопасности. 
 
Командиры опасались столкновения с другими немецкими кораблями, и было принято решение включить ходовые огни на один час. Именно это нарушило все правила оставаться незамеченным. Подводная лодка С-13 засекла судно и бросилась в погоню, но ее скорости было недостаточно в сравнении с «Wilhelm Gustloff». Субмарина всплыла, чтобы увеличить скорость. Командиром подводной лодки был Александр Маринеско. Из экипажа субмарины никто не мог предположить, что на транспорте находится множество людей. Подлодка описывала круги вокруг пассажирского судна, а на нем пассажирам напомнили по громкоговорителям о 12-й годовщине прихода Адольфа Гитлера к власти.  С лодки запустили три торпеды. На лайнере прогремел взрыв и скрежет металла. Все удары пришлись в нижние палубы. За считанные секунды там все погибли. Лайнер начал быстро набирать воду и кренится на левый борт. На корабле воцарилась паника. На верхних палубах экипаж лайнера помогал посадить в спасательные шлюпки женщин и детей. Много людей тонуло в ледяной воде Балтийского моря. Спасательные шлюпы чудом успевали отойти от тонущего корабля. Через 62 минуты сверкающий огнями лайнер ушел под воду. Температура воздуха была минус 20 градусов по Цельсию, температура воды чуть выше 0. Большинство людей умирали от переохлаждения. Некоторым удалось забраться в спасательные шлюпки. Дети в спасательных жилетах из-за отсутствия навыков держаться на воде, голова перевешивала тела и оказывалась в воде, захлебывались. Рядом прошел крейсер «Адольф Гитлер» – гордость нацистского военно-морского флота, и ничего не предпринял, опасаясь торпедной атаки. Торпедный катер, сопровождающий крейсер остался и начал спасать людей, рискуя своим экипажем. Капитан лайнера и командир курсантов подводников оказались на мостике катера самыми первыми, на них даже не намокла одежда. Оставаясь в опасности, с катера запустили глубинные бомбы, и субмарина покинула район. Катер спас 564 человека. На поверхности воды было безмолвно и много трупов, когда пришли спасать корабли и суда. После войны многих детей разыскивали родители. Из более 10 тысяч человек выжило всего 1239 пассажиров и членов экипажа.
 

Никто не объявлял торпедирование военным преступлением, так как лайнер «Wilhelm Gustloff» шел с погашенными огнями и находился в зоне боевых действий, на нем стояли зенитные орудия и на борту, и находилось 1000 подготовленных подводников. Экипажу подводной лодки С-13 не принесло славы потопление лайнера «Wilhelm Gustloff».
 

Последствия

Юридическая оценка потопления

Исследователь катастрофы Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками — красным крестом, не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. Также на их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства.

Wilhelm Gustloff был военным кораблём, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь с того момента, как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом, можно считать что Wilhelm Gustloff являлся законной военной целью советских подводников ввиду следующих фактов:

  1. Wilhelm Gustloff выполнял операции в зоне боевых действий и не являлся гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;
  2. Wilhelm Gustloff осуществлял переброску военнослужащих действующей армии;
  3. Wilhelm Gustloff являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии;
  4. Wilhelm Gustloff шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец Löwe);

Советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, и «Армения», как и Wilhelm Gustloff, нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью).

Реакция на трагедию

В Германии реакция на потопление Wilhelm Gustloff на момент трагедии была довольно сдержанной. Немцы не разглашали масштабы потерь, чтобы не ухудшать моральное состояние населения ещё сильнее. Кроме того в тот момент немцы несли тяжёлые потери и в других местах. Однако по окончании войны в сознании многих немцев одновременная гибель стольких мирных людей и особенно тысяч детей на борту Wilhelm Gustloff осталась раной, которую не заживило даже время.[источник не указан 257 дней] Из четырёх капитанов, которые спаслись после гибели корабля, самый молодой — Колер вскоре после войны совершил самоубийство.

По результатам похода Маринеско Александр Иванович был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, однако вышестоящее командование в этом отказало, заменив его награждением орденом Красного Знамени. Мотивом отказа стал допущенный им ряд дисциплинарных нарушений. В конце 1945 года по этим же мотивам он был сначала понижен в должности до командира тральщика, а затем уволен из рядов ВМФ. Работал на гражданских должностях. Умер в 1963 году.

В поздней советской историографии данное событие получило название «Атаки века». 5 мая 1990 года указом Президента СССР Горбачева М. С. Маринеско Александру Ивановичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему поставили памятники в Калининграде, в Кронштадте, в Петербурге и в Одессе. В советской военной историографии он считался подводником № 1 по суммарному тоннажу потопленных кораблей противника.

Исследование обломков корабля

Иллюминатор Wilhelm Gustloff, поднятый в 1988

В отличие от длительных поисков «Титаника» найти Wilhelm Gustloff было легко. Его координаты на момент потопления () оказались точными, к тому же корабль находился на сравнительно небольшой глубине — лишь 45 метров. После войны германские (ФРГ), польские и советские специалисты посещали остатки корабля. Во время этих посещений средняя часть утонувшего корабля была подорвана, и остались только корма и нос. За послевоенные годы некоторые предметы с корабля оказались в частных коллекциях как сувениры. Правительство Польши законодательно провозгласило это место братской могилой и запретило посещение остатков частными лицами. Исключение было сделано для исследователей, наиболее известным среди которых является Майк Боринг, который в 2003 году посетил обломки корабля и снял документальный фильм о своей экспедиции. На польских навигационных картах место обозначено как «Препятствие № 73».

В 2006 году колокол, поднятый с места кораблекрушения, а затем использовавшийся в качестве украшения в польском рыбном ресторане, был выставлен на выставке «Forced Paths» в Берлине.

Литература

  • Каюс Беккер. Бегство через море. Ольденбург, 1959.
  • Каюс Беккер. Проклятое море. Ольденбург, 1971.
  • Иван Баграмян. Как мы завоевывали победу. М., 1978 (на русском языке).
  • Фриц Брустат-Наваль. Операция по спасению. Херфорд, 1970.
  • Е. X. Кукридж. Гелен — шпион века, Лондон, 1971.
  • Владимир Дмитриев. Атакуют подводники. М., 1964 (на русском языке).
  • Карл Дёниц. Немецкая стратегия на море во Второй мировой войне. Франкфурт-на-Майне, 1970.
  • Карл Дёниц. Десять лет и двадцать дней. Бонн, 1958.
  • Джеймс Данниген. Русский фронт. Лондон, 1978.
  • Хельмут Фехтер, Гюнтер Шумакерс. Война на море в картах 1939—1945. Преетц, 1967.
  • Эрнст Фредманн. Они шли через море. Кёльн, 1971.
  • Райнхард Гелен. На службе. Майнц, 1971.
  • Виктор Геманов. [razym.ru/naukaobraz/istoriya/131875-gemanov-v-podvig-s-13.html Подвиг «С-13»]. Калининградское книжное издательство, Калининград, 1976.
  • Арсений Головко. На Красном флоте. Лондон, 1965.
  • Большой освободительный марш. Москва, 1972 (на русском языке).
  • П. Д. Грищенко. Мои друзья-подводники. Л., 1966 (на русском языке).
  • Эрих Грёнер. Корабли военно-морского флота и авиация Германии в 1939—1945 годах. Мюнхен, 1954.
  • Ганс Херлин. Проклятая Атлантика. Мюнхен, 1971.
  • Артур Хецлет. Подводные лодки и военно-морские силы. Лондон, 1967.
  • Андрёас Хилльгруббер, Герхард Хюммельхен. Хроника Второй мировой войны. Франкфурт-на-Майне, 1966.
  • Роберт Джексон. Красные соколы. Лондон, 1970.
  • Лев Копелев. Хранить вечно! Гамбург, 1976.
  • Петер Жлепш, Зигфрид Брейер. Иностранные флоты во Второй мировой войне и их судьба. Мюнхен, 1966.
  • Александр Крон и др. На стороне героев. М., 1967 (на русском языке).
  • Эдгар Ласе. Бегство: Восточная Пруссия. Бад Наухайм, 1964.
  • Ганс граф Лендорф. Восточный дневник. Мюнхен, 1961.
  • Вальтер Ломан, Ганс Хилъдебрандт. Германский военно-морской флот 1939—1945. Организация — боевое применение — кадровые вопросы: В 3 Т. Бад Наухайм, 1956.
  • Рой Медведев. Наша сила в правде. Франк-фурт-на- Майне, 1973.
  • Йорг Майстёр. Война на море в восточно-европейской акватории 1941—1945. Мюнхен, 1958.
  • Бернард Лей Висконт Монггомери. От Нормандии до Балтики. Берн, 1948.
  • Эдвард П. фон дер Портен. ВМС Германии во Второй мировой войне. Штутгарт, 1975.
  • Краснознаменный Балтийский флот в решающий период Великой Отечественной войны 1944—1945. М., 1975 (на русском языке).
  • Юрген Ровер, Герхард Хюммельхен. Хроника войны на море 1939—1945. Ольденбург. 1968.
  • Стивен В. Роскилл. Война на море 1939—1945. Лондон, 1954.
  • Ги Сайер. Страшные муки тех дней. Вена-Мюнхен—Цюрих, 1969.
  • Леонард Шапиро. История Коммунистической партии Советского Союза. Франкфурт-на-Майне, 1961.
  • Гецнц Шён. Гибель «Вильгельма Густлофа». Гёттинген, 1951.
  • А. Силвуд. The Damned Don’t Drown. London, 1974.
  • Николай Смирнов. Моряки защищают Родину. М., 1973 (на русском языке).
  • И. П. Шоуэл. Подлодки под знаком свастики. Лондон, 1973,
  • Юрген Торвальд. Это началось на реке Вайксель. Штутгарт, 1949.
  • Джон Туленд. Конец. Мюнхен — Цюрих, 1968.
  • Иван Травкин. Лишь презрение к смерти. М., 1976 (на русском языке).
  • Барбара Тухман. Август 1914. Берн — Мюнхен, 1964.
  • Герхард Вагнер (издатель). Доклады по обстановке командующего ВМС Германии Гитлеру 1939—1945. Мюнхен, 1972.
  • Шарль Вайтинг. Конец Фленсбурга. Лондон, 1973.
  • Альфред М. де Цайс. Англо-американцы и депортация немцев. Мюнхен, 1975.
  • Добсон К., Миллер Д., Пейн Р. Правда о «Вильгельме Густлофе». — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. 256 с ISBN 5-7654-3876-8

Месть

Гибель «Вильгельма Густлоффа» стала ударом для всего немецкого общества, а высших чиновников Третьего Рейха привела в ярость. В стране объявили трёхдневный траур, хотя количество погибших публично не разглашалось. Для Адольфа Гитлера это событие имело ещё и символическое значение. Как раз 30 января 1945 года исполнилось бы 50 лет «мученику НСДАП» Вильгельму Густлоффу, которого в 1936 году в Швейцарии убил сын еврейского раввина. Первым делом фюрер отдал приказ расстрелять командира торпедного катера, который должен был обеспечивать безопасность лайнера.

За этим последовала акция возмездия, причём пострадали от неё люди, не имевшие к советскому подводному флоту никакого отношения. Опубликованные в последние годы немецкие документы свидетельствуют, что карательное мероприятие было спланировано функционерами СС и СД.

В ночь на 1 февраля 1945 года в районе Пальмникена (теперь поселок Янтарный Калининградской области) немцы вывели на морское побережье тысячи измождённых евреев. Это были заключённые концлагеря Штуттхоф и нескольких его «филиалов», которых ранее согнали в здание канатопрядильной фабрики в Кёнигсберге. Первоначально немцы планировали утопить евреев в заброшенной янтарной шахте, но по ряду обстоятельств это оказалось невозможно сделать, после чего заключённых погнали «маршем смерти» через Пальмникен в Пиллау.
31 января из Кёнигсберга поступил приказ – уничтожить узников. Надзиратели вывели евреев на берег, а затем группами по 50 человек, начиная с хвоста колонны, стали сгонять их на лёд и там расстреливать.

Флагман круизного флота


Группа немецких работниц и служащих во время круиза на борту пассажирского лайнера «Вильгельм Густлофф» организации «Сила через радость» (КДФ). Фото НСДАП, 1938

После торжественного спуска судна на воду прошло 10 месяцев, прежде чем «Вильгельм Густлофф» прошёл ходовые испытания в мае 1938 года. За это время была закончена отделка и обустройство интерьера лайнера. В качестве благодарности строителей судна взяли на двухдневный круиз по Северному морю, который квалифицировался как испытательный. Первый официальный круиз состоялся 24 мая 1938 года, и почти две трети его пассажиров были гражданами Австрии, которую Гитлер двумя месяцами ранее присоединил к Германии. Незабываемое путешествие имело целью ошеломить уровнем сервиса и удобств австрийцев — участников круиза — и убедить других в преимуществах союза с Германией. Круиз стал настоящим триумфом, свидетельством достижений новой власти Германии. Мировая пресса восторженно описывала впечатления участников круиза и невиданную роскошь на борту лайнера. Даже сам Гитлер прибыл на лайнер, символизировавший все лучшие достижения страны под его руководством. Когда же ажиотаж вокруг этого символа гитлеровского режима несколько стих, лайнер начал выполнять задание, ради которого был построен, — предоставлять доступные, комфортабельные круизы рабочим Германии.

Средство пропаганды


Пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф». Фотография сделана около 1938 года

Хотя «Вильгельм Густлофф» предлагал действительно незабываемые и дешёвые путешествия и круизы, в истории он также остался как яркое средство пропаганды нацистского режима. Первый удачный, хоть и не запланированный, случай произошёл во время спасения моряков английского судна «Пегуэй», терпевшего бедствие 2 апреля 1938 года в Северном море. Отвага и решительность капитана, который оставил процессию из трех судов, чтобы спасти англичан, была отмечена не только мировой прессой, но и английским правительством — капитан был награждён, а на судне позже установили памятную доску. Благодаря этому случаю, когда 10 апреля «Вильгельм Густлофф» используют в качестве плавучего избирательного участка для немцев и австрийцев Великобритании, участвующих в плебисците о присоединении Австрии, о нём уже благосклонно писала не только британская, но и мировая пресса. Для участия в плебисците почти 2000 граждан обеих стран и большое количество корреспондентов отплывали в нейтральные воды вблизи побережья Великобритании. Лишь четверо из участников этого события воздержались. Западная, и даже британская коммунистическая пресса была в восторге от лайнера и достижений Германии. Задействование такого совершенного судна в плебисците символизировало то новое, что нацистский режим внедрял в Германии.

Круизы и перевозка войск

Как флагман круизного флота «Вильгельм Густлофф» провел в море всего полтора года и выполнил 50 круизов в рамках программы «Сила через радость» (КДФ). На его борту побывали около 65 000 отдыхающих. Обычно в теплый сезон лайнер предлагал путешествия по Северному морю, побережью Германии, норвежским фьордам. Зимой лайнер ходил в круизы по Средиземному морю, побережью Италии, Испании и Португалии. Для многих, несмотря на такие незначительные неудобства, как запрет на выход на берег в странах, которые не поддерживали нацистский режим, эти круизы остались незабываемым и самым лучшим временем из всего периода нацистского господства в Германии. Многие рядовые немцы воспользовались услугами программы «Сила через радость» и были искренне благодарны новому режиму за предоставление возможностей отдыха, несравнимого с другими странами Европы.

Помимо круизной деятельности, «Вильгельм Густлофф» оставался судном в государственной собственности и вовлекался в различные мероприятия, проводимые правительством Германии. Так 20 мая 1939 года «Вильгельм Густлофф» впервые перевозил войска — немецких добровольцев легиона «Кондор», принимавшего участие в гражданской войне в Испании на стороне Франко. Прибытие судна в Гамбург с «героями войны» на борту вызвало большой резонанс по всей Германии, и в порту устроили специальную церемонию встречи с участием лидеров государства.

Урон от «Атаки века»

Большинство погибших на «Густлоффе» были жителями Восточной и Западной Пруссии, которые погрузились на корабль в Готенхафене, чтобы эвакуироваться вглубь Германии. Лайнер был набит под завязку, поскольку немцы торопились покинуть Данциг и его окрестности до подхода Красной Армии. По подсчётам исследователей, на судне находилось около 9 тысяч гражданских лиц, в т.ч. 5 тысяч детей, остальные – женщины и старики. Также лайнер перевозил в Киль раненых бойцов Вермахта. Советские историки утверждали, что значительную часть пассажиров «Густлоффа» составляли военные, из которых 1000 человек (по другим данным, 2500 или даже 3700) были офицерами-подводниками, т.е. непосредственными противниками Маринеско. Стоит отметить, что немцы нарушили гуманитарные правила перевозки беженцев, поместив их на одном корабле с военнослужащими.

Характеристики

С технологической точки зрения «Вильгельм Густлофф» не был исключительным кораблем, его двигатели были средней мощности, и он не был построен для быстрых путешествий, а скорее для медленных, приятных круизов. Но с точки зрения удобств, оборудования и приспособлений для отдыха этот лайнер действительно был одним из наилучших в мире. В отличие от других судов такого класса, «Густлофф», в подтверждение «бесклассового характера» нацистского режима, имел каюты одинакового размера и одинакового отличного удобства для всех пассажиров. Лайнер имел десять палуб. Одной из новейших технологий, применённых на нём, была концепция открытой палубы с каютами, которые имели на неё прямой выход и ясный обзор пейзажей. Лайнер был рассчитан на 1 500 человек. К их услугам были предоставлены шикарно украшенный бассейн, зимний сад, большие просторные залы, музыкальные салоны, несколько баров..

Кроме сугубо технических нововведений и наилучших приспособлений для незабываемого путешествия «Вильгельм Густлофф», стоимостью в 25 млн марок, являл собой своеобразный символ и средство пропаганды властей Третьего Рейха. По словам Роберта Лея, возглавлявшего Немецкий трудовой фронт, эти лайнеры могли:

Атака века

30 января 1945 года лодка «С-13» под командованием Александра Маринеско находилась в своём третьем походе. После безрезультатного дежурства на выходе из бухты Кольберга, когда не удалось приблизиться ни к одному конвою из-за грамотной противолодочной обороны, капитан решил попытать счастья северо-восточнее, и в соответствии с полученной радиограммой планировал выйти на пути движения транспортов, эвакуировавших войска Вермахта из Восточной Пруссии. Около 19:00 «С-13» всплыла на поверхность. В толще моря тишина и покой, а наверху лодку встретили сильное волнение, температура -18 С и ослепляющий снегопад. В 21:10 на горизонте были замечены яркие огни. Маринеско не поверил вахтенному и сам поднялся на мостик, чтобы убедиться, что это не мираж. На горизонте в ярком свете палубного освещения и ходовых огней медленно шёл огромный корабль, за ним чуть поодаль миноносец. В эту секунду «Вильгельм Густлов» был обречён, но никто из его экипажа и пассажиров этого еще не знал. Вскоре освещение выключили, но было уже поздно.

Комментировать
0