No Image

Известные корабли, которые вошли в историю

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Северные мореходы

Несколько позже моря завоевывают викинги. Они создали лучшие виды парусных кораблей своего времени. Наибольшую славу снискали драккары – боевые морские плавсредства, отличавшиеся высокой быстроходностью, надежностью и легкостью. Они были приспособлены для захода в реки и причаливания к пологим берегам. При необходимости северные воины переносили их на руках. Вдоль бортов закреплялись щиты, а весла пропускались в специальные люки, что защищало гребцов во время боя. Для торговли и перевозки переселенцев викинги строили кнорры – более широкие и тихоходные, по сравнению с драккарами, суда. Кнорры обладали большей осадкой и вмещали до 40 человек. Парусная оснастка позволяла ходить под углом 60 градусов к ветру. Мачты были съемными.

Викинги могли долгое время находиться вдали от берега, ориентируясь по солнцу и ночным светилам. Они использовали наблюдения за повадками морских животных и птиц, учитывали морские течения, приливы и отливы. На своих лодках они достигли Исландии, Гренландии и Северной Америки. Проложили путь из варяг в греки, уверенно чувствовали себя в Средиземноморье.

Специализированные суда (Specialised Cargoes)

Большинство типов грузов могут рассматриваться как специализированные из-за особых требований к погрузке, разгрузке или укладке. Однако многие подобные грузы перемещаются с такой регулярностью и легкостью, что термин «специализированный» приобретает новое значение. Для целей данной статьи это относится к грузам, которые либо трудно классифицировать как сухие или жидкие, либо к грузам, которые относительно трудно обрабатывать.

Пассажирские суда (Passenger Vessels)

Эта категория включает в себя все: как маленькие паромы с вместимостью до 10 человек, так и круизные лайнеры, способные перевозить более 6 000 пассажиров. Пожалуй, люди – самый специализированный груз из всех. Именно потребности и желания пассажиров обусловили конструкцию современных паромов и круизных судов.

Паромы, когда-то считавшиеся просто транспортным средством (способом передвижения) для большинства, теперь щедро оборудованы зонами отдыха, ресторанами, магазинами и развлекательными заведениями, особенно если паром находится на относительно длинном маршруте. Сами суда тоже стали больше. Например, Ulysees, курсирующий между Холихедом и Дублином, способен перевозить более 2 000 пассажиров.

Первые примеры того, как корабли совершали общественный «круиз», можно найти в девятнадцатом веке, но массовую популярность круизы приобрели лишь в конце двадцатого века. Многие круизные суда изначально были лайнерами, которые отправлялись в теплый климат во время сезонной непогоды на своих регулярных маршрутах. Возможно, последним из лайнеров является Queen Mary 2, который до сих пор регулярно ходит по трансатлантическому маршруту.

Сегодня пассажиры круизных судов требуют и ожидают широкий спектр услуг, включая казино, спортзалы, магазины, театры, кинотеатры, бассейны, рестораны и бары. Самые большие круизные суда могут быть до 360 м в длину и до 60 м в ширину. Популярными круизными районами являются Средиземноморье, Карибский бассейн и Скандинавия.

Суда для перевозки скота (Livestock Carriers)

Эти корабли часто переоборудуются из других типов судов и оснащены загонами для большого количества животных. Важнейшими критериями и при перевозке скота является обеспечение адекватной вентиляции, еды и воды. Также способность приемных сооружений в порту назначения обрабатывать груз. Некоторые перевозчики могут перевозить до 120 000 голов скота. Общий маршрут для перевозчиков скота – из Австралии и Новой Зеландии на Ближний Восток.

Эти суда, в основном построенные на заказ и специализируются на перевозке чрезвычайно тяжелых или громоздких объектов, таких как другие суда и крупные промышленные объекты. Некоторые тяжелые суда оснащены кранами большой грузоподъемности для погрузки в портах без возможности большой грузоподъемности. Другие типы являются полупогружными, что позволяет грузу перемещаться на место до того, как судно-тяжеловес снимает балласты, чтобы поднять груз из воды.

Известные случаи, когда использовались полупогружные тяжеловесные суда, — это возвращение в Великобританию десантного корабля «Сэр Тристрам» после Фолклендского конфликта и возвращение эсминца «Коул» в Соединенные Штаты после бомбардировки в Адене. Суда большой грузоподъемности также перевозили морские платформы со своей строительной площадки на буровую площадку.

Буксиры (Tugs)

Даже с появлением очень маневренных судов, буксир по-прежнему жизненно важен для морской промышленности. Современные буксиры обладают высокой маневренностью и силой тяги (тяговым усилием) свыше 100 тонн. Такие суда имеются в портах по всему миру, чтобы помочь в швартовке, развале и перемещении крупных или менее маневренных судов в пределах порта. Буксиры также используются для помощи наиболее маневренным судам в периоды плохой погоды или при перевозке опасных или загрязняющих грузов. Портовые буксиры также часто используются для перемещения внутри порта барж, плавучих кранов и персонала. Более крупные из них ожидают в стратегически важных местах, чтобы действовать в качестве спасательных буксиров, в том числе и в глубоководных районах.

Парусные суда

С началом эпохи династий фараонов (3200-2240 гг. до нашей эры) в Египте появилось и стало развиваться деревянное судостроение. Внешне лодка была похода на папирусную лодку.

Судно имело примитивный четырехугольный парус, с которым могло идти по ветру. Вооружение судна завершали гребковые весла, а также одно или несколько весел-рулей, прочно закрепленных в уключинах на корме.

Древнейшее наборное судно египтян было найдено в 1952 г. в южной части пирамиды Хеопса (Хуфу). Его возраст – почти 4,5 тыс. лет! Серповидный корпус судна водоизмещением 40 т имел длину 43,4 м при ширине 5,9 м.

Суда эпохи Нового царства разорительно отличались от своих предшественников. Профиль судна стал заметно острее, еще выше приподнялись нос и корма. Навеки ушел в прошлое обвязывающий пояс, но, во избежание продольного изгиба судна, корабелы все же продолжали натягивать трос между балками на носу и корме.

                                                   Парусное судно древнего Египта 

Древняя Греция

Не исключено что древние греки, первыми научившиеся обтягивать свои лодки звериной кожей, придумали и парус – самый важный, после весла, инструмент управления кораблем.

Опираясь на собственные достижения в технике, греки позаимствовали все лучшее из конструкции эгейских и финикийских судов. Древнегреческий флот строился в основном для войны на море, а потому именно у греков впервые четко обозначились различия между торговыми и военными судами – выносливыми и маневренными. Корпус судна красили и натирали жиром, а ниже ватерлинии его смолили или обшивали свинцовыми листами.

Первые корабли-воины были сравнительно легкими судами и имели длину всего 30-35 м. В зависимости от количества рядов весел поначалу строили однорядные униремы и двухъярусные биремы. Обычная легкая унирема имела 12-15 м. имела по 25 гребных весел с каждой стороны. Роль металлического тарана на этих суднах выполняло гигантское копье приблизительно 10-метровой длины.

Постепенно время изменило внешний вид военных кораблей. Основными судами большинства средиземноморских флотов стали триремы (греки называли из триерами). Три яруса весел им это название дали. Общее количество весел на таком судне достигало 170. 

Торговые суда греков (лембы, келеты и керкуры) совершенствовались быстрее, чем военные. При длине 20-25 м они имели грузоподъемность 800-1000 тонн. На торговом судне нередко устанавливали две мачты. Главная мачта несла четырехугольный парус, укрепленный на рее. В качестве балласта использовался песок.

                                                          Парусное судно древней Греции

 Европейское кораблестроение

Первые парусные корабли средневековья появились во времена крестовых походов. В это время появились парусные нефа. Первые нефы были одномачтовыми. Впоследствии их стали оснащать двумя мачтами-однодеревками. Высокая фок-мачта устанавливалась на самом носу корабля. Грот мачта находилась посредине корпуса, и были длиннее киля.

На нефах было три шлюпки и очень много якорей – обычно до двадцати. Поднять якорь, который весил больше тонны, было почти невозможно. Поэтому мореходы предпочитали расставаться с выполнившим свою миссию якорем, без сожаления обрубая якорный канат.

Экипажи некоторых нефов насчитывали по 100-150 матросов. Такие суда могли брать на судно до тысячи пассажиров. Нефы пестро раскрашивались и расцвечивались яркими флагами и вымпелами. Кроме всего этого оформлялись резными украшениями, скульптурами русалок и богов. Паруса были цветными: от алых до черных.

Самый сильный флот XVI века

Самой крупной военно-морской флотилией XVI века считается «Непобедимая армада». Она была собрана Испанским правительством в 1586-1588 годах. Ее ряды насчитывали порядка 130 кораблей, экипаж составлял 30,5 тысяч людей, а корабли несли на себе порядка 2500 орудий. Испанский монарх решил создать столь огромный флот специально для борьбы с английскими пиратами. Только в 1582 году потери испанцев от нападения англичан составили грандиозную сумму в 1900000 дукатов.

Вдобавок к этому, была еще одна причина для войны – духовная. Испанский король поместил на суда Непобедимого флота около 180 священослужителей, чтобы помочь христианским католикам английской империи искоренить псевдо веру, по их мнению, – протестантство.

Адмирал Альваро де Базан

Адмиралом самого сильного флота стал Альваро де Базан. Но, перед самым отплытием, в 1588 году он скончался на 63м году жизни. Вместо него был назначен молодой и неопытный военачальник – Алонсо Перес де Гусмана.

Замысел испанского монарха был таковым: воссоедениться с 30000 войском герцога Пармы в проливе Ла-Манш, которые тогда находились во Флоренции, отправиться с объединенными войсками в графство Эксесс, а оттуда напасть на Лондон. Не удалось совершить даже первый пункт этого плана.

Испанскому флоту не было равных на морских просторах. Их корабли отвечали последнему слову техники. На кораблях имелось огромное количество пушек, но пушки отличались малой дальнобойностью. Сам флот состоял из больших кораблей, на носу и корме которых были установлены башни, идеально приспособленные для абордажного боя. Испанцы надеялись именно на ближний бой с противником, это было их козырем в битвах на море. Но англичане так и не дали им подплыть на достаточное для атаки расстояние. Филипп не учел того, что чтобы подойти к Парме необходимо будет плыть на мелководье.

29 мая 1588 года флотилия вышла из Лиссабона. Вскоре, испанский флот настиг шторм, экипаж большей частью болел, и адмирал стал беспокоиться об удачном исходе битвы. Он писал монарху о своих подозрениях, но тот был непоколебим. Спустя два месяца Испанцы смогли доплыть до Ла-Манша.

Английские корабли поджидали их на побережье графства Плимут. Количество судов было равное, но английские корабли были меньшего размера, они были легче и отличались гораздо большей способностью маневрировать на мелководье, нежели испанские. Пушки, установленные на английских кораблях, стреляли гораздо дальше.

На мелководье английскому флоту не было равных, и испанцам так и не удалось достичь Пармы. В первых двух небольших стычках испанцы заняли оборону, и английскому флоту не удалось уничтожить ни одного корабля.

Но адмирал, следуя распоряжениям монарха, решил все же отправиться за войском и встал на якорь в окрестностях Кале. Это и было их последней и решающей ошибкой.

Той же ночью, к ним было отправлено 8 нагруженным взрывчаткой судов. Военачальники в панике пытались сняться с якоря и уплыть, но им это не удалось. Брандеры хорошо справились со своей задачей, хорошенько потрепав испанский флот.

Следующим утром испанцы снова выстроились полумесяцем в оборонительной позиции, но шторм отнес их суда в сторону Зеландии. Затем ветер поменялся и понес их обратно в сторону английского флота. Адмирал, опасаясь потерять еще большее количество кораблей и экипажа, решил свернуть компанию и отступать домой.

Удача не сопутствовала им с самого начала. Не изменилось это и при отступлении. Постоянные шторма, отсутствие провизии и воды, уничтожило еще больше людей и кораблей, нежели Англия. 6 сентября 1588 года в Испанию вернулось на 70 кораблей меньше, чем отплыло. Испания понесла потери в лице 11000 человек и 60 кораблей.

Но Испания не сдавалась. В 1589 году произошла битва, в которой уже английская Армада пыталась вторгнуться в Испанию. Англичане были разбиты. Помимо этого, спустя еще два года, испанским военно-морским флотом было выиграно еще одно сражение с англичанами в Атлантическом океане.

Хоть самый крупный испанский флот и был повержен англичанами, он до сих пор считается сам сильным флотом мира XVI века.

После этого поражения Испания уже смогла занять лидерства на морских просторах. К 1763 году Англия стала мировым лидером в плане коммерческой деятельности, внешнеполетическим связям и развитию судостроения в целом.

Экзотические плавсредства

Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes.

Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.

Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках

(гидроциклах или водных мотоциклах).

Краткая история парусников

Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.

В 12 — 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.

Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Ве­ли­кий Гар­ри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».

Судно «Ве­ли­кий Гар­ри»

Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи — Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники — пираты.

Эра парусников 17 века

С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены дредноутамиДредноут и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.

Самый сильный флот 18 века

Определившие расстановку военно-морских сил столетия, войны англичан за испанское престолонаследие относятся к 1704 году, где основной целью являлось утвердить британское господство вдоль побережья Франции — Испании, взять под контроль ключ Средиземноморья Гибралтар и обозначить превосходство Королевской флотилии на Средиземном море до африканских берегов.

К концу столетия Британия приобрела статус мощнейшей военно-морской державы. Если на суше наполеоновской армии не мог противостоять никто, то британская армада из 146 только линейных кораблей надёжно контролировала европейское побережье, образуя неприступный щит для островной империи, и угрожая любому противнику на море.

Англия стала безусловной морской державой, занимая первое место. Флот стал силой, обеспечивавшей победу при появлении эскадры под британским флагом. Давление флота и риск молниеносной высадки морского десанта при огневой поддержки линейной артиллерии позволяли решать военные задачи за счет неоспоримого могущества на море.

Касаясь различий испанских, французских и кораблей британского флота, очевидна разница в  проектировании корабельного пространства. Испанские навио и французские лин.корабли не были приспособлены к крейсированию на протяжении длительного периода времени, ввиду отсутствия требуемого под хранение провианта места, и исключали долгое нахождение в открытом море. Предполагалось для этих целей использовать корабли сопровождения.

Британские военные корабли имели возможность к длительным экспедициям и нахождению в открытых морях достаточно долго. Что давало предпосылки для затяжной осады и блокады портов силами нескольких кораблей. Что было продемонстрировано при осаде Тулона (1793), когда лишь артиллерийский талант Бонапарта и отвага превзошли тактику англичан.

Карточка

Чтобы использовать карточку типа кораблей в какой-либо статье, необходимо вставить в тело статьи код карточки. После этого в статье появится конструкция, которую необходимо заполнить информацией о типе кораблей. Для вставки такой карточки используется шаблон {{Тип корабля}}.

Незаполненный шаблон Заполненный шаблон Как это выглядит
{{Тип корабля
|Название типа = 
|Картинка = 
|Предшественники = 
|Дочерние типы = 
<!--

Постройка и служба

-->
|Заказано = 
|Построено = 
|Годы постройки = 
|Годы службы = 
|Место строительства = 
<!-- 

Общие данные

-->
|Водоизмещение = 
|ВодоизмещениеПолн = 
|Длина = 
|Ширина = 
|Осадка = 
|ДлинаКВЛ = 
|ДлинаМакс = 
|ШиринаКВЛ = 
|ШиринаМакс = 
|ОсадкаМин = 
|ОсадкаМакс = 
|Энергетическая установка = 
|Скорость хода = 
|Дальность плавания = 
<!--

Экипаж

-->
|Общая численность = 
|Офицеры = 
|Мичманы = 
|Матросы = 
<!--

Бронирование

-->
|Пояс = 
|Борт = 
|Палуба = 
|Траверз нос = 
|Траверз корма = 
|Барбеты = 
|Башни = 
|башня лоб = 
|башня бок = 
|башня тыл = 
|башня крыша = 
|Казематы = 
|Боевая рубка = 
|Румпельное отделение = 
<!--

Вооружение

-->
|Вооружение = 
|Построенные корабли = 
}}
{{Тип корабля
|Название типа = Линейные корабли типа Bismarck
|Картинка = Bismark в цвете.jpeg
|Предшественники = Линейные корабли типа Scharnhorst
|Дочерние типы = Линейный корабль 1938 года (проект H)
<!--

Постройка и служба

-->
|Заказано = 2
|Построено = 2
|Годы постройки = 1936-1939
|Годы службы = 1940-1944
|Место строительства =Blohm + Voss,<br />Wilhelmshaven.
<!-- 

Общие данные

-->
|Водоизмещение = 41700
|ВодоизмещениеПолн = 50900
|Длина = 251, 253.6
|Ширина = 36
|Осадка = 8,6 — 10,6
|Энергетическая установка = 3 ТЗА Blohm & Voss,<br /> 
12 котлов Wagner
|Скорость хода = 29
|Дальность плавания = 8525
<!--

Экипаж

-->
|Общая численность = 2092 — 2608
|Офицеры =
|Мичманы = 
|Матросы = 
<!--

Бронирование

-->
|Пояс = 320
|Борт = 170
|Палуба = 80-110
|Траверз нос = 220—145
|Траверз корма =
|Барбеты = 340
|башня лоб = 360
|башня бок = 150-220
|башня тыл = 320
|башня крыша =
|Боевая рубка = 200-350
|Румпельное отделение =
<!--

Вооружение

-->
|Вооружение = 
{{КорабльКарточкаСписок
|Артиллерия главного калибра:
|8 (4×2) — 380-мм/47 орудия SK C/34
}}
{{КорабльКарточкаСписок
|Противоминная артиллерия:
|12 (6×2) — 150-мм/55 орудия SK C/28 
}}
{{КорабльКарточкаСписок
|Зенитная артиллерия:
|16 (8×2) — 105-мм/65 LC/31 
|16 (8×2) — 37-мм/83 SK C/30
|12 (12×1) — 20-мм/66 MG C/30
|8 (2x4) — 20-мм MG C/38
}}
{{КорабльКарточкаСписок
|Авиагруппа:
|6 — гидросамолётов Arado Ar 196
}}
|Построенные корабли = Bismarck, Tirpitz.
}}

Описание полей в карточке

  • Название типа — полное название типа кораблей.
  • Картинка — изображение в самом начале карточки.
  • Предшественники — предшествующий тип кораблей.
  • Дочерние корабли — последующий тип кораблей.

Постройка и служба

  • Заказано — количество заказанных кораблей.
  • Построено — количество построенных кораблей.
  • Годы постройки — даты с начала закладки первого корабля и до окончания строительства последнего корабля типа.
  • Годы службы — даты с начала службы первого корабля типа и до окончания службы последнего корабля типа.
  • Место строительства — заводы и верфи, на которых строились корабли.

Общие данные

При заполнении карточки параметры измерения (метры, узлы, миллиметры) указывать не нужно! Они проставляются автоматически, лишь учитывайте это при заполнении.

  • Водоизмещение — водоизмещение типа кораблей в тоннах.
  • ВодоизмещениеПолн — полное водоизмещение типа кораблей в тоннах.
  • Длина — длина типа кораблей в метрах.
  • Ширина — ширина типа кораблей в метрах
  • Осадка — осадка в метрах.
  • Энергетическая установка — тип установки.
  • Скорость хода — скорость хода в узлах.
  • Дальность плавания — дальность плавания, морские мили.

Экипаж

  • Общая численность — общая численность экипажа.
  • Офицеры — численность офицеров.
  • Мичманы — численность мичманов.
  • Матросы — численность матросов.

Бронирование

Все параметры бронирования указываются в миллиметрах! Учитывайте это.

  • Пояс —
  • Борт —
  • Палуба —
  • Траверз нос —
  • Траверз корма —
  • Барбеты —
  • башня лоб —
  • башня бок —
  • башня тыл —
  • башня крыша —
  • Боевая рубка —
  • Румпельное отделение —

Вооружение

Для правильного форматирования этого раздела используйте шаблон {{КорабльКарточкаСписок}}.

Вооружение — Используя приведённый шаблон перечислите вооружение типа кораблей.

Построенные корабли

Построенные корабли — Через запятую укажите построенные корабли типа. (Например, при заполнении информации о Линейных кораблях типа Bismarck, в этом поле нужно указать корабли Bismarck и Tirpitz.)

Основные боевые парусные корабли

Военно-морской флот в эпоху Ренессанса играл важную роль для любого государства, а его мощь определяла мировую политику того времени. Развитие кораблей продолжалось два столетия прежде, чем они получили четкую классификацию. Основными военными кораблями парусного флота были:

  • Бригантина. 2-мачтовое судно с прямой фок-мачтой и косой грот-мачтой. Появилось в 17 веке и использовалось для разведывательных операций. На борту размещалось 6 — 8 пушек.
  • Бриг. 2-мачтовый корабль 7-го ранга с водоизмещением до 400 т. Являлся основным разведывательным посыльным судном во всех флотах мира. Также на борту имел от 8 до 24 пушек, которые использовались для отстрела при уходе от погони. Появился в качестве более практичного и простого варианта бригантин, однако не вытеснил их полностью.
  • Галион. Самое крупное судно времен 15 — 17 веков. Могла включать от 2 до 4 мачт, а водоизмещение составляло до 1600 т. Галионы были господствующими суднами в сражениях до появления линкоров.
  • Каравелла. 3 — 4 мачтовое универсальное судно водоизмещением до 450 т. Более широкое применение получило в экспедициях. Хорошая мореходность достигается благодаря разносторонним мачтам и надстройками на носу и корме. Несмотря на высокий борт, каравеллы были только однопалубными суднами. В боях часто служили грузовым судном, способным отстреливаться от небольших кораблей и при абордаже.
  • Каракка. Крупное 3-мачтовое судно ранних времен. Имело водоизмещение до 2000 т. и 30 — 40 пушек на борту. Корабль мог перевезти большое число пассажиров, до 1300 человек. Каракка хорошо зарекомендовала себя в 13 — 16 веках в качестве мощного судна, способного в одиночку дать отпор. Однако с формированием флотов и появлением крупных кораблей они утратили свое значение.
  • Корвет. 2 — 3 мачтовое судно с водоизмещением до 600 т для решения тактических задач. Появился в 18 веке и один из двух (наряду с фрегатом) классов кораблей, сохранившихся до наших дней. Использовался для крейсерской охоты или уничтожения одиночных целей, реже для разведки. Оснащался открытой или закрытой артбатареей с десятками орудий.
  • Линейный корабль. Крупнейшее 3-мачтовое судно с тремя артиллерийскими палубами (в основном с закрытыми батареями). По стандарту линкорами считались судна водоизмещением до 5000 т., однако известно в истории много кораблей этого типа и до 8000 т. Вся батарея могла включать до 130 пар орудий, расположенных вдоль бортов. Использовались в основном для борьбы с такими же крупными кораблями и обстрела береговой линии. Линкоры одни из немногих боевых парусников, которые служили в морских силах до начала 20 века.
  • Флейт. 3-мачтовый транспортный парусник. Водоизмещение было произвольным, но зачастую не превышало 800 т. Имели до 6 пушек и отличались высокой маневренностью. Часто использовались корсарами для грабежей. В России первые флейты появились в Балтийском флоте в 17 веке.
  • Фрегат. 3-мачтовое судно с водоизмещением до 3500 т. Следующий по мощности после линкора и имел на борту до 60 пар пушек. Использовался в качестве крупного корабля поддержки на всей линии фронта или выполнения коммуникационных задач (охрана торговых кораблей). Являлся основной боевым кораблем парусного флота Российской империи.
  • Шлюп. 3-мачтовый корабль с низкими бортами. Имел водоизмещение до 900 т. и 16 — 32 арторудия. Служил в качестве дальнего разведывательного или экспедиционного судна. Шлюпы были популярны в 17 — 19 веках среди российских экспедиторов для кругосветных путешествий.
  • Шнява. Небольшой парусник с 2 прямыми мачтами, получивший распространенность в скандинавском регионе. В России активно использовались Петром I для разведывательных операций перед сражениями. Водоизмещение до 150 т., а число орудий колебалось от 2 до 18.
  • Шхуна. Судно с произвольным, в основном крупным водоизмещением. Могло включать до 16 орудий и распространялось в составе парусного флота Российской империи. Боевые шхуны были исключительно 2-мачтовыми, а посыльные судна имели произвольное число мачт.

В отдельных странах были уникальные типы боевых суден, которые не получили распространение. Например, португальские корабли, сравнимые по водоизмещению с фрегатом, но имевшие несколько орудийных палуб, назывались крейсерами, хотя такой тип закрепился уже за более современными кораблями.

Суда для перевозки наливных грузов (Liquid Cargo Ships)

Новое время

В последующие десятилетия происходило дальнейшее развитие идей, заложенных корабелами Ренессанса. Виды кораблей 18 века впечатляют своим разнообразием, функциональностью и эстетическим совершенством.

В 18 веке линейные суда достигли предельно возможных для деревянных плавсредств размеров. Они были защищены броней, получили пушечное вооружение разных калибров. Отдельные линкоры несли до 130 пушек. Наиболее мощным был Британский флот, имевший в своем составе до 100 линкоров. В это же время Россия заявила о себе как о великой морской державе, захватив господство на Балтике и в Черном море. В эпоху Петра было построено около 60 линейных кораблей.

Основными видами парусных военных кораблей были фрегаты, корветы и шлюпы. Фрегаты, имевшие задачи захвата водных пространств, стали впоследствии самыми распространенными. От линкоров их отличало наличие одной орудийной палубы. Отдельной ветвью их развития стали корветы – более быстроходные единицы с меньшим пушечным вооружением. Дозорную службу, разведку и борьбу с пиратами вели шлюпы. На них также возлагались транспортные и экспедиционные задачи. Для борьбы с другими военным водным транспортом они не привлекались.

В торговом флоте широко использовались шхуны. Их отличительной особенностью было наличие не менее двух мачт с косыми парусами. Крупные перевозки грузов возлагались на барки. Для особо важных персон начали строить яхты – быстроходные комфортные суда. Они трансформировались в современные виды кораблей. Фото выше демонстрирует одну из элитных яхт тех времен.

Барки

Виды парусных кораблей нашим современникам известны мало, но кое-какие из них все же знакомы по регулярно проходящим парадам и международным регатам. В России сохранены барки «Седов» и «Крузенштерн». Эти корабли не только демонстрируют всему миру свою красоту, но и способствуют воспитанию молодых моряков, проходящих на них практику, в традициях Флота Российского.

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки – суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два гребных винта постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века – доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Новые технологии военного флота

Развитие артиллерии позволило продолжать гонку производства дредноутов в начале 20 века. Позднее скорострельные большие пушки стали применяться и на других боевых кораблях, а также в качестве береговой обороны.

Огромные тяжелые установки, расположенные на палубе, позволяли осуществлять выстрелы из пушек большого калибра. Самыми мощными были японские 460-мм орудия Типа 94, установленные на линкорах «Ямато» времен Второй мировой войны.

Вместе с размером артиллерии важным показателем была скорострельность. Советская установка АК-130 осуществляет до 45 выстрелов в минуту. С 1985 года она состояла на вооружении эсминцев проекта 956.

Палубная авиация – реактивные самолеты

В годы Первой мировой войны морская авиация находилась в зачаточном состоянии. В качестве техники использовались гидросамолеты. Проводились первые испытания, в дальнейшем разрабатывались механизмы для взлета и посадки самолета на палубу движущегося корабля. Вторая мировая война уже активно использовала данный вид вооружения. Боевая авиация показала свое превосходство над всеми остальными видами морской техники.

Появление реактивных самолетов ускорило процесс создания морских платформ в лице авианосцев. Большинство крупных морских стран начали проектировать гигантские судна нового типа.

Ракетное вооружение

На каждый вид нового оружия необходимо было искать противодействие. Когда стало понятно, что пушки не работают против самолетов, началась разработка ракетного вооружения. Страны, входящие в состав НАТО, выдвинули идею начать «ракетную войну в море». Так, со второй половины 20 века началась разработка новых видов техники, которые разделяли на 3 группы:

  • Система зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО);
  • Управляемое ракетное оружие (УРО);
  • Противолодочное управляемое ракетное оружие (ПЛУРО).

Система ПВО и ПРО

Появление ЗУРО, УРО и ПЛУРО в одной стране вело к созданию аналогичных устройств в других государствах. Необходимо было искать методы защиты от агрессивной техники. Так появилась система Противоракетной обороны (ПРО). Для обеспечения безопасности со стороны воздуха использовались установки противовоздушной обороны (ПВО).

Морские мины

Морские мины получили свое распространение в годы Первой и Второй мировых войн. Они устанавливались в местах наиболее вероятного прохождения противника. Боевое судно, в том числе незаметная вражеская подводная лодка, являлись целью морских мин. Для их расстановки применяли специальные корабли, называемые тральщиками. Позднее были разработаны торпедные аппараты, которые имели возможность устанавливать минные заграждения.

Атомный реактор

Использование атомных реакторов на военных кораблях стало очередным рывком в сфере военно-морского флота. Ядерная корабельная энергетическая установка обеспечивала движение боевой единицы, а также функционирование всех электрических и паровых устройств.

  • В 1954 году США построили первый в мире корабль с атомным реактором на борту. Им стала подводная лодка «Наутилус».
  • В 1958 году СССР ответил на американский вызов, введя в строй атомную субмарину «Ленинский комсомол».
  • В 1961 году США получили на вооружение первый военный надводный атомоход – ракетный крейсер «Лонг Бич».
  • В этом же 1961 году США стали обладателями первого в мире атомного авианосца «Энтерпрайз». Все последующие американские авианосцы оснащались атомным реактором.
  • В 1980 году СССР поставил на вооружение свой первый военный атомоход – крейсер «Киров». Гражданский атомный ледокол «Ленин» начал свою службу в далеком 1959 году.

Беспилотники

В конце 80-х годов 20 века США первыми начали применять тактические беспилотные летательные аппараты (БЛА). Впервые они были использованы в 1990 году во время операции «Буря в пустыне».

Позже начали создаваться беспилотники, движущиеся по воде, под водой и гибридные образцы. Такие устройства выполняют различные боевые задачи, при этом отсутствует риск гибели человека, управляющего данным вооружением. Дальнейшее развитие техники продолжилось в следующем 21 веке.

Судно и корабль

Давайте прежде всего определимся с термином. Судно, как вы убедились, — чрезвычайно широкое понятие. В него входят все самоходные и несамоходные сооружения, передвигающиеся в промысловых, спортивных, транспортных, военных, исследовательских и иных целях. Другими словами, это искусственно созданный людьми плавучий предмет, предназначенный для пребывания человека на воде, под водой, либо над нею, как-то при этом контактируя с водной поверхностью.

А вот корабль — это более узкое понятие:

  • Только крупное судно.
  • Только военное судно.
  • Парусное судно.

Традиционно кораблем принято называть только военный морской транспорт и никак гражданский. Плавучие средства в составе ВМФ не будет также ошибкой назвать военным судном, а вот «военный корабль» — это уже тавтология.

8.

Броненосец «Монитор»
Этот корабль не имел триумфальной истории и просуществовал не долго, но все же остался в памяти, причем несколькими фактами. Во-первых, он был первым из ряда броненосцев такого типа. Во-вторых, его построили всего за сто дней, и, несмотря на конструктивные недостатки, считался лучшим судном северян во время гражданской войны в Америке. И в третьих, одно его название символично: «Монитор» означало «наставник», который должен был преподать урок южанам.

Броненосец имел ряд достоинств: мощная броня, низкая осадка, позволяющая ходить в мелководье, и малая высота бортов, делающая его малозаметным. Последнее и стало для броненосца фатальным, но победила его не армия, а природа. «Монитор» вступил в битву с судном южан «Вреджинией» и сумел нанести ей повреждения. Но и сам броненосец после этих событий просуществовал меньше года: те самые низкие борта увеличивали заливаемость корабля волнами, и в конце-концов он затонул во время шторма.

Комментировать
0