fbpx
No Image

Что на самом деле представляли собой штрафбаты?

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

[править] Источники

  1. В.Мединский. Война. Мифы СССР 1939—1945. М. Олма. стр.197. ISBN 978-5-373-04079-2
  2. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // ncyclopedia.mil.ru
  3. Сталин И. В. Cочинения. — Т. 18, стр. 615—620
  4. ↑ В.Мединский. Война. Мифы СССР 1939—1945. М. Олма. стр.204 ISBN 978-5-373-04079-2
  5. «Красная звезда» 16.01.2008
  6. Приказ № Орг/2/1348 от 01.08.1943
  7. ↑ Положения о штрафных батальонах и штрафных ротах
  8. ↑ Приказ № 004/0073/006/23 от 26 января 1944 года «ПРИМЕЧАНИЯ 2 К СТАТЬЕ 28 УК РСФСР (И СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТАТЕЙ УК ДРУГИХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК»
  9. Герой Советского Союза Карпов Владимир Васильевич
  10. Пересвет А. По ту сторону прицела, по эту сторону души // Хенс В., Пересвет А. По другую сторону войны. М., 2005. С.273-274
  11. 561 батальон очень жестоко дрался в России, под Ленинградом на Синявинских высотах, давшихся нам крайне дорогой ценой

Миф 2: В Красной Армии их было много

По окончанию Гражданской войны штрафные подразделения были упразднены и возродились после серии летних поражений 1942 года. Первоначально – как местная инициатива Ленинградского фронта. 25 июля в составе 42-ой армии была сформирована штрафная рота из пораженцев и дезертиров. Приказ № 227 от 28 июля 1942 года предписал распространить эту практику на все вооруженные силы. 28 сентября были утверждены Положения о штрафных ротах и батальонах и к началу 1943 года они воевали уже на всех фронтах – от Кавказских гор до Кольского полуострова.

В целом за годы войны в штрафные подразделения было направлено 427 910 человек. Цифра, что и говорить, впечатляющая!.. Однако нужно учесть, что в это же время через вооружённые силы прошло 34 476 700 человек. Доля штрафников в их числе – 1,24 %. Понятно, что не все военные сражались на фронтах. Но ведь и служба в штрафных частях, как правило, была временной. Туда обычно направляли на 1-3 месяца и могли освободить досрочно (за храбрость в бою или по ранению).

В 1944 году, когда система штрафных частей работала в полную силу, среднемесячная их численность по данным Генштаба составляла 27 326 человек. Всего же в действующей армии (включая воюющие подразделения флота) было около 11,2 миллиона человек. Доля штрафников в их числе – 0,24%. Конечно, не все эти миллионы постоянно находились на фронте. Одни дивизии убывали на отдых или переформирование, другие занимали их место. Кого-то держали во втором эшелоне, кого-то перебрасывали с одного участка на другой. Но ведь и со штрафными частями было то же самое. Их формировали и переформировывали в тылу. А поскольку «контингента» часто не хватало, отправка на передовую могла затянуться на несколько недель.

Генштаб знал об этой проблеме и пытался её решить. 24 марта 1943 года командующим фронтами была направлена директива №ГУФ/1902 за подписью маршала Жукова, которая требовала:
«1. Сократить число штрафных рот в армиях. Собрать штрафников в сводные роты и, таким образом, содержать их в комплекте, не допуская бесцельного нахождения в тылу…
2. В случае значительного некомплекта в штрафных батальонах вводить их в бой поротно, не ожидая прибытия новых штрафников из лиц начсостава…».

Так что реальное соотношение штрафников на фронте к общему числу воюющих в 1943-1945 годах достаточно близко к рассчитанным выше 0,24% (один штрафник на 400-420 военнослужащих).

В ролях

  • Алексей Серебряков — Твердохлебов Василий Степанович, командир штрафного батальона (1-11 серия)
  • Юрий Степанов — Глымов Антип Петрович, бывший вор в законе, позже — ротный (командир роты) в батальоне (1-11 серия)
  • Роман Мадянов — майор Харченко, начальник особого отдела (2-10 серия)
  • Юрий Шибанов — Павел Бурыкин
  • Павел Деревянко — Цыпа (1-3 серия)
  • Николай Мачульский — Хорь, «Амба, Витюня, отбегался» (1-3 серия)
  • Анна Асташкина — жена командира
  • Александр Баширов — Алексей Шустров, «Стира», опытный шулер (все серии, кроме 7)
  • Евгений Березовский — майор СС
  • Лев Борисов — дед Зои (7 серия)
  • Алексей Жарков — генерал-майор Илья Григорьевич Лыков (2-11 серия)
  • Илья Коврижных — Савелий Цукерман (4-11 серия)
  • Полина Кутепова — Катерина (6 серия)
  • Андрей Мерзликин — капитан Вячеслав Бредунов (5-6, 8 серия)
  • Дарья Мороз
  • Иван Моховиков — Виктор Редькин (1-3 серия)
  • Дмитрий Назаров — Отец Михаил (Менделеев Тимофей Александрович) (7-11 серия)
  • Юлия Сёмина — Вера Твердохлебова
  • Владимир Скворцов — Артём
  • Андрей Смоляков — командир роты Фёдор Баукин (1-4,6 серия)
  • Виктор Супрун — гармонист Шлыков (1-4, 6-11 серия)
  • Максим Коновалов — парень на воровской малине
  • Александра Чичкова — медсестра Галина
  • Надежда Маркина — хозяйка
  • Ольга Калашникова — медсестра Света (4-6,9-11 серия)
  • Владимир Кашпур — Зимянин (7 серия)
  • Кирилл Плетнёв — Дубинин (1-2 серия)
  • Тимофей Трибунцев — Чудилин (6-11 серия)
  • Алексей Пушкин — капитан Александр Владимирович Сазонов (1,7 серия)
  • Максим Литовченко — Виктор Кобылко (1-4,6 серия)
  • Владимир Капустин — Георгий Точилин (1-5 серия)
  • Михаил Еремеев — Родянский
  • Александр Никифоров — Анатолий Петрович Муранов (1-4 серия)
  • Владимир Топцов — полковник Иван Иванович Телятников
  • Сергей Цепов — Оглоблин (1-4,6 серия)
  • Сергей Перелыгин — Семён Яковлевич Дронский (4,6-11 серия)
  • Максим Дрозд — Степан Булыга (6-11 серия)
  • Владимир Яворский — Юрий Григорьевич Балясин, ротный
  • Наталья Ишутина — Зоя (7 серия)
  • Грегори-Саид Багов — генерал-майор Чепуров, начальник особого отдела армии (7-10 серия)
  • Владимир Приезжев — Рябинин
  • Алексей Горячев — следователь капитан Курыгин (8-9 серия)
  • Михаил Дементьев — шофер Толян (9 серия)
  • Тагир Рахимов — Мустафа Кулегенов
  • Давид Хугаев — Идрис Ахильгов (10-11 серия)
  • Анатолий Горячев — подполковник Зубарев
  • Дмитрий Медведев — немецкий солдат, пивший с Глымовым (9-10 серия)
  • Михаил Крылов — Степан Шутов (3-5 серия)
  • Василий Мищенко — Родион Светличный
  • Алексей Ошурков — ротный Шилкин Сергей Викторович (6-11 серия)
  • Олег Валкман — вор Мирон (7 серия)
  • Шота Гамисония — Вахтанг Микеладзе (3 серия)
  • Ольга Дегтярёва — Катюша
  • Николай Исаков
  • Надежда Каменькович — Надежда, дочь Катерины
  • Иван Лапин — переводчик
  • Александр Мякушко — Пётр Воскобойников
  • Андрей Невраев — начальник учебных курсов, лейтенант
  • Александр Цуркан — зэк Семён Дрожкин
  • Ирина Карева — старшая медсестра
  • Кирилл Бурдихин — пленный красноармеец
  • Григорий Багров — штрафник Журавль
  • Михаил Лукашов — Валерий Шальнов
  • Андрей Тубелис — пленный красноармеец
  • Игорь Мещерин — немецкий полковник
  • Георгий Шахет — военный врач в госпитале
  • Валентин Варецкий — немецкий генерал
  • Дмитрий Лямочкин — Лапиков
  • Олег Мазуров — Степан
  • Максим Зыков — пленный красноармеец
  • Михаил Самохвалов — подполковник, начальник тюрьмы
  • Виталий Зикора — врач-хирург
  • Николай Точилин — полковник, начальник разведки
  • Иван Тимченко — Степан
  • Геннадий Подшивалов — старшина в госпитале
  • Кирилл Болтаев — Андрей Рубашкин (4-5 серия)
  • Василий Дахненко — капитан Генрих Бенхов, пленный немецкий офицер (5 серия)
  • Дмитрий Бобров — комбат Головачёв Андрей Сергеевич (9-10 серия)
  • Леонид Громов — следователь капитан Сычёв (1 серия)
  • Александр Чернявский — капитан НКВД
  • Мария Шашлова — Маша
  • Евгений Косырев — повар с перевязанной головой
  • Денис Курочка — пленённый немецкий солдат
  • Юрий Пономаренко — старший лейтенант артиллерии
  • Евгений Сологалов — майор Андрей Витальевич, был представлен к званию Героя СССР
  • Екатерина Директоренко — Валентина
  • Павел Мисаилов (эпизод, в титрах не указан)
  • Владислав Котлярский — Белянов

На роль Цукермана режиссёр фильма изначально пригласил известного российского юмориста Максима Галкина, но под давлением руководства Первого канала Галкин вынужден был отказаться от этой роли[источник не указан 55 дней].

О зэках в штрафбатах

Есть авторы, которые сознательно формировали миф о том, что основу штрафных батальонов составляли зэки. Действительно, с июля 1942-го подразделения стали активно пополняться осужденными по уголовным статьям и политзаключенными, получившими срок по ст.58. Главное условие их призыва – добровольное желание.

Что толкало уголовников проситься на фронт? Этому способствовало много причин, но одной из основных было чувство патриотизма. За решеткой в конце 30-х – начале 40-х годов оказались не только политзаключенные, но и люди, нарушившие трудовую дисциплину и т. д. Они не были преступниками по своей сути.

Просились на фронт и реальные уголовники. Главное для них – это свобода. Они прекрасно знали о том, что пребыванием на фронте могут сократить свой срок. Месяц в штрафной роте соответствовал 4 годам тюремного заключения, 2 месяца – 7 годам, 3 – десяти.

“Обидно стоять у плиты бесплатно”: мама берет с гостей плату за праздничный ужин

Рис, мед и молоко. Маска, омолаживающая за ночь: делаю перед Новым годом

Простые средства в борьбе за чистоту кухонной плиты: гель для посуды и пылесос

Часто в фильмах показывались эпизоды о том, что в штрафных подразделениях действовали жестокие законы уголовного мира. Однако служившие в подобных частях эти факты отрицают. Командир во время боя мог легко оказаться спиной к любому солдату, поэтому он был заинтересован в том, чтобы в роте существовали нормальные, здоровые отношения. Никто не хотел получить в бою пулю от своего же бойца.

Ефим Гольбрайх, заместитель командира одной из штрафных рот вспоминал другие примеры, когда вместо раненого или убитого командира ответственность за личное подразделение брал на себя именно зэк. Им двигало огромное желание реабилитироваться перед страной и окружающими. Из заключенных получались не самые плохие начальники.

С 1 января вступят в силу новые требования к установке новогодней елки

Снег засыпал американский город Бингемтон: жители делятся фото пейзажей за окном

Зачем балерине 20 квартир: Анастасия Волочкова намерена “сократить” имущество

Миф 1: Штрафники – изобретение Сталина

На самом деле подобные подразделения появились в начале XIX века во Франции. Создание их было связано с резким ростом численности войск и переходом на призывную форму комплектования. В Англии, где армия увеличилась ещё быстрее, в то же время появились «батальоны осуждённых», причём сразу двух типов: для тех, кто еще способен исправиться, и для безнадёжных. Позже эту систему дифференциации штрафников скопировал у британцев Гитлер.

В Советской России аналогичные части – вначале их называли «опороченными» – были созданы в 1918 году по приказу Реввоенсовета № 62 от 20 ноября. Инициатором новшества стал глава этой структуры – Лев Троцкий. В июне 1919 года, после изданного им приказа № 997, система сложилась окончательно. Основной организационной единицей «опороченных» частей стала штрафная рота, состав которой делился на постоянный и переменный. К первому относились командные кадры из коммунистов и комсомольцев. Во второй зачисляли «…военнослужащих, осуждённых к сему за преступные деяния военного характера, в том числе и за дезертирство».

Насколько «жестокой» была созданная Троцким система – расскажет беспристрастная статистика. По её данным, с июня по декабрь 1919 года заградотряды задержали 1,5 миллиона дезертиров, из которых 95 тысяч были признаны «злостными», а остальных – на первый раз – простили. В штрафные роты угодили 55 тысяч человек. Дела ещё 10 тысяч направили в суды военного трибунала. Там к лишению свободы приговорили 6 тысяч человек, к расстрелу – 4 тысячи. Из них фактически казнили менее 600, для остальных расстрел решено было считать условным.

За что отправляли в штрафбат

В штрафчасти отправляли военных из различных родов войск. Причины тоже были самыми разными. Например, в штрафбат могли направить военнослужащего, уличенного во вредительстве и саботаже, небрежно относился к вооружению и технике.

Некоторые из тех, кто не хотел воевать, умудрялись симулировать заболевание или ранение. Но в ноябре 1941 года был издан приказ, согласно которому в штрафную часть отправлялись все симулянты и членовредители. А в 1941 году в штрафбат могли отправить и тыловиков. Формулировка была следующая: за бюрократическое и бездушное отношение к обязанностям.

Из тыла в штрафной батальон можно было попасть и за совсем незначительную провинность. Например, опоздание на работу более чем на 20 минут считалось прогулом. В первый раз за него могли объявить выговор. В случае повторного нарушения могли осудить на уголовный срок или направить в штрафбат.

История появления

Штрафбат СССР

Для начала окунемся в историю происхождения и разберемся с тем, что же это все-таки такое. Штрафные соединения войск представляли собой отряды, состоящие из провинившихся солдат, например, недисциплинированных, военных преступников, расхитителей имущества, дебоширов. Также они формировались из уголовных и политических преступников.

История создания этих соединений берет свое начало в Наполеоновской Великой армии. Но и в русской армии времен Отечественной войны 1812 года присутствовали такие соединения. Они не обошли стороной и США, и Великобританию, а также некоторые европейские страны. Позже, во время Второй мировой войны, штрафные батальоны стали неотъемлемой частью любой армии, будь то Германия или СССР.

В реальной жизни[править]

Штрафбат — весьма редкая и ценная птица. Согласно знаменитому приказу № 227, штрафбаты создавались по 1-2 на каждый фронт и предназначались для отбытия наказания «лицами командного и начальствующего состава (офицерами), осуждёнными военным трибуналом». Рядовые и сержанты отбывали срок в штрафных ротах при армиях. И если последние действительно порой использовались как малоценное пушечное мясо, то штрафбат — дело другое. Там, как ни крути, большинство — профессионалы, пусть и согрешившие.

Очень приблизительно их можно разделить на группы:

  • Большинство — фронтовые офицеры, погоревшие на пьянках, бабах и мордобое. Раскаялись. Готовы землю грызть чтобы вернуть звание. Хорошо подготовлены и мотивированы (на порядок лучше обычного красноармейца — профи как-никак).
  • Осужденные за трусость, панику и отступление. Реально на одного реального труса и паникера приходился как минимум один, попавший в безвыходное положение или просто назначенный козлом отпущения. Но даже справедливо осуждённые — не обязательно неисправимые трусы. Одно дело — в свое время растерялся и не смог удержать в руках батальон (полк, дивизию). Другое — сейчас отвечает только за себя и должен делать то, чего когда-то сам требовал от подчинённых. На это большинство способны.
  • Наконец, проворовавшиеся интенданты и прочие тыловики. Толку от них нет, но и было их в штрафбатах почему-то немного. А жаль.

В связи с вышеизложенным штрафбаты нередко применялись как элитные штурмовые подразделения — ибо и в стрельбе, и в рукопашном бою, и на марше они показывали себя на голову выше обычных частей. Потери? Немалые, ибо на лёгкие участки их не ставили. Но вот взять и уложить их «за просто так» — нереальная глупость. Людей на фронте всегда не хватает. Сегодня с какого-то бодуна отправишь «штрафников» на пулемёты, а кто завтра будет брать деревню Ольховку?

В мирное время штрафбат заменяется дисциплинарными воинскими подразделениями — дисциплинанрными батальонами («дисбат», «дизель»). Туда направляют рядовых/сержантов за мелкие правонарушения. От обычных частей отличается полным отсутствием свободного времени у личного состава и повышенными требованиями к дисциплине.

Исторический экскурс: штрафбаты появились впервые в Древнем Египте. Формировались из проштрафившихся военнослужащих, приговоренных к «лишению чести». «Восстановить честь» можно было путем совершения какого-либо подвига, так что египетские штрафники были хорошо мотивированы.

История создания

Автор сценария, Эдуард Володарский, использовал воспоминания живых на тот момент солдат штрафных подразделений (штрафников). Однако фильма они не увидели, потому что, по утверждению авторов картины, к моменту, когда фильм уже был готов, никого из них в живых уже не было.

Военные консультанты при создании телесериала не привлекались, были только технические консультанты по костюмам и эпохе. По словам режиссёра, военных консультантов «практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя».

Авторы телесериала изучали архивные материалы и военную хронику. Последняя серия завершается демонстрацией списка штрафных частей, которые с 1942 по 1945 годы воевали на советских фронтах.
По утверждению авторов телесериала, своей целью во время создания фильма они видели следующее:

[править] Штрафные формирования в Вермахте

  • 36-я гренадерская дивизия СС «Дирлевангер»
  • 999-е батальоны вермахта (Afrika-Brigade 999)

Ещё в 1936 году были созданы дисциплинарные части — так называемые «Особые подразделения» (Sonderabteilungen). Туда посылались солдаты, отбывшие срок лишения свободы, а также те, кому воинскую обязанность по тем или иным причинам меняли на «место службы, заменяющее военную службу».

После начала Второй мировой войны, в 1940 году, были созданы «Полевые особые подразделения», которые должны были размещаться в «зонах непосредственной опасности». Помимо сухопутных войск, аналогичные структуры были сформированы в авиации и на флоте. В штрафные подразделения вермахта переводили на неограниченный срок. То есть, в отличие от РККА, в вермахте осужденный не мог рассчитывать на перевод из штрафного подразделения в обычное — ни на основании ранения, ни за совершение героического поступка, ни по истечении определенного срока.

В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewaerungstruppe 500) — так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек.

Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей стали созданные 1 октября 1942 года так называемые «формации солдат второго класса» — 999-е батальоны, предназначенные для политических.

Наконец, существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

Миф 4: Они сражались только в пехоте

Юридической основой для создания штрафных частей стал упоминавшийся уже приказ № 227 от 28 июля 1942 года. В числе прочего он предписывал «…сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Кроме того, в каждой армии требовалось создать «…от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Эти батальоны и роты следовало поставить «…на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить свои преступления против Родины».

Приказ сразу вызвал возражения у командующих авиационными и механизированными соединениями. Ведь на подготовку опытного лётчика или танкиста нужен не один год, да и стоит она стране сумасшедших денег. Отправлять их, пусть и провинившихся, с винтовкой на передовую – не самое лучшее решение. Сталин согласился с этими доводами. 10 августа 1942 года он подписал директиву Ставки № 156595, которая позволяла сводить в штрафные танковые роты личный состав механизированных соединений, уличённый в саботаже или вредительстве, а «…безнадёжных, злостных шкурников из танкистов» предписывала направлять в штрафные пехотные роты.

Затем появилась директива № 170549, разрешавшая создавать штрафные эскадрильи. Их постоянный состав включал пять человек: командир, его заместитель, комиссар, старший техник и адъютант. Все остальные должности комплектовались летчиками и техниками, которые «…проявили саботаж, трусость и шкурничество».

Положение о штрафных эскадрильях, утверждённое Ставкой 6 сентября 1942 года по представлению командующего 8-ой воздушной армией, предусматривало формирование эскадрилий трех типов: штурмовой на Ил-2, истребительной на ЛаГГ-3 или Як-1 и легкобомбардировочной на У-2. Каждая из них содержалась сверх штата и подчинялась командиру дивизии, в которой была создана решением командарма.

Истребительные и бомбардировочные штрафные эскадрильи широкого распространения не получили. Ставка посчитала, что в них не выполняется главное условие приказа № 227: служба в штрафной части должна быть опаснее, чем в строевом полку. Другое дело – летчики-штурмовики. В то время их часто называли смертниками. Действительно, выходить к цели на низких высотах, под бешеным огнем зениток, в любую минуту ожидая удара истребителей – было опаснее, чем атаковать ДОТ с винтовкой наперевес. И потому к весне 1943 года в штате штурмовой авиадивизии, помимо трех обычных полков, появилась и отдельная штрафная эскадрилья.

Чтобы вина считалась снятой, от летчиков требовалось совершить определенное количество боевых вылетов или пробыть в составе штрафников 1-3 месяца. Понятно, что их отправляли на самые опасные задания. Туда, где ожидались максимальные потери. В случае гибели летчика-штрафника, его семья, согласно приказу наркома обороны № 298 от 28 сентября 1942 года, получала пенсию «…из расчета оклада денежного содержания по последней должности до направления в штрафное подразделение». Тех, кто отличился в воздушном бою, могли представить к наградам и досрочно восстановить в офицерском звании. После возвращения в строевые части они продолжали службу на общих основаниях. Некоторые из бывших штрафников к концу войны стали Героями Советского Союза.

“Банда” Рокоссовского на Курской дуге и битва за Днепр

«Банда Рокоссовского» — 8-й ОШБ

Отдельный штрафбат под восьмым номером, состоявший только из офицеров, которые были в плену, солдаты Вермахта прозвали “бандой Рокоссовского”. Во время битвы на Курской дуге они не отступали ни на шаг, в то время как остальные части советской армии теряли километр за километром обороняемой территории. Практически все офицеры, кто остался в живых, были восстановлены в своих правах и получили награды за героизм.

Во время страшной битвы за Днепр штрафные батальоны были брошены на штурм немецких укреплений. Они вплавь перебирались через реку под массированным огнем. Погибли тысячи солдат, но, несмотря на такие потери, Киев был освобожден. Штрафники также отличились в бою за высоту 228 под Псковом. Они сумели ее занять всего за сорок минут, сражаясь с гитлеровцами в рукопашном бою. Затем они четыре дня сдерживали контратаки немецких солдат.

[править] Ссылки

  • Юрий Рубцов, полковник запаса, доктор исторических наук, профессор Военного Университета МО РФ Проект «Реальная война — вопросы историкам» О штрафных ротах и штрафных батальонах
  • Арестантские роты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Положения о штрафных батальонах и штрафных ротах
  • ПРИКАЗ Народного комиссара обороны Союза ССР № 227
  • Приказ № 004/0073/006/23 от 26 января 1944 года «ПРИМЕЧАНИЯ 2 К СТАТЬЕ 28 УК РСФСР (И СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТАТЕЙ УК ДРУГИХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК)»
  • Юрий Веремеев. Штрафники («Анатомия Армии»)
  • Юрий Веремеев. Ложь и правда о штрафниках. (приведены выдержки из документов)
  • Пыхалов И. Штрафники: правда и вымысел
  • Пыльцын Александр Васильевич. Штрафной удар (Правда о штрафбатах-1)
  • Новиков В. Н. Штрафной батальон
  • Замятин С. С.. Временные бойцы
  • Андрей Мороз. Штрафной удар с неба — «Красная звезда»
  • История — Штрафные эскадрильи
  • Андрей Васильченко Штрафбаты Гитлера. «Живые мертвецы» Вермахта
  • д/ф «Штрафные батальоны» из цикла «Реальная война — вопросы историкам» (Россия, 2012)

Советские штрафные подразделения

В Красной армии существовало два типа штрафных подразделений: штрафной батальон (численность около 800 человек) и штрафные роты (обычно они насчитывали 150-200 бойцов). За все время войны на фронте существовало всего 65 отдельных штрафных батальонов (не единовременно, а вообще) и 1037 штрафных рот. Эти цифры нельзя назвать точными, так как данные подразделения постоянно (примерно через несколько месяцев) расформировывались и создавались вновь. С 1942 по 1945 год постоянно просуществовал только один-единственный штрафной батальон – 9-й отдельный.

В штрафные батальоны направлялись военнослужащие из числа среднего и старшего командного состава за совершение нетяжких воинских и уголовных преступлений. Отправка в штрафбат происходила по приговору военного трибунала, срок наказания варьировался от одного месяца до трех. Все офицеры, направленные в штрафные батальоны, подлежали разжалованию в рядовые, их награды передавались на хранение в отделы кадров. В пределах одного фронта обычно создавалось от одного до трех штрафных батальонов.

Военнослужащий мог покинуть ряды штрафников по истечении срока наказания либо по ранению. Выражение «искупить свою вину кровью» следует воспринимать в буквально смысле слова: ранение, полученное бойцом даже в первый день пребывания в штрафбате, возвращало его в обычную строевую часть в прежней должности. Известны случаи, когда фронт, на котором находился штрафбат, несколько месяцев не участвовал в боях и военнослужащие, отбыв срок наказания, опять возвращались в свои части, ни разу так и не поучаствовав в боях. Штрафникам, отличившимся в бою, могли уменьшить срок наказания. Иногда их даже представляли к наградам.

Штрафникам, получившим увечье, назначалась пенсия, исходя из оклада на последней должности. Родственникам убитых военнослужащих платились денежные пособия на общих основаниях.

В штрафные роты попадали солдаты или военнослужащие младшего командного состава. Обычно в армии существовало от пяти до десяти подобных подразделений. В остальном штрафная рота мало чем отличалась от батальона.

Следует отметить, что личный состав штрафных подразделений в СССР делился на две категории: постоянный и переменный. К постоянному составу относилось командование батальона (роты), в том числе штаб подразделения, командиры рот и взводов, политработники, санинструкторы, старшины, связисты и писари. Так что командир штрафбата (или штрафроты) не мог быть штрафником. Командному составу подобных частей полагались довольно существенные льготы: один месяц службы засчитывался за шесть.

Теперь несколько слов о личном составе советских штрафных подразделений. В штрафбаты попадали офицеры, а в штрафроты, кроме солдат и сержантов, могли быть отправлены и гражданские лица, совершившие те или иные преступления. Однако судам и военным трибуналам было запрещено направлять в штрафроты людей, осужденных за особо тяжкие преступления (убийства, грабежи, разбой, изнасилования). Не могли попасть в подобные части и воры-рецидивисты или люди, ранее привлекавшиеся к суду по особо тяжким статьям УК. Логика подобных действий понятна: профессиональные преступники имеют особую психологию, которая мало совместима с армейской службой.

Не отправляли в штрафроты и осужденных по политическим статьям, что тоже можно легко объяснить: эти люди считались «врагами народа», которым нельзя доверять оружие.

Впрочем, большое количество фактов, дошедших до нас, свидетельствуют, что в штрафные части все-таки попадали и матерые уголовники, и люди, осужденные по 58-й статье. Однако это нельзя назвать массовым явлением.

Вооружение штрафных подразделений ничем не отличалось от того, что использовалось в строевых частях. То же самое можно сказать и о продовольственном довольствии.

«Озверевшие соколы»

Журналист Виталий Карюков в беседе с маршалом авиации в отставке Александром Ефимовым узнал одну любопытную подробность. Оказывается, в годы войны существовали так называемые «штрафные эскадрильи». По словам военного, командование решило нецелесообразным отправлять всех проштрафившихся летчиков в обычный штрафбат, так как на подготовку их замены ушли бы многие месяцы.

Среди таких штрафников оказался будущий Герой Советского Союза Иван Федоров. Впрочем, он фактически добровольно напросился в штрафбат. В июле 1942 года, перегоняя как летчик-испытатель ЛаГГ-3 на передовую, он самовольно остался на Калининском фронте. А уже в августе он возглавил одну из только что созданных штрафных эскадрилий. За крутой нрав немцы наградили Федорова титулом «Красный дьявол», а его подопечных именовали «озверевшими соколами». В общей сложности на счету 64 летчиков эскадрильи Федорова 350 гитлеровских асов.

Но не все воевали добросовестно. Впоследствии к противнику на своих самолетах переметнулись 66 обиженных на советскую власть летчиков, и командование ВВС распорядилось расформировать штрафные эскадрильи, отправляя провинившихся в обычные штрафные части.

Премии и зрительское признание

Телесериал был отмечен на следующих конкурсах и фестивалях:

  • Финалист конкурса ТЭФИ-2005 в пяти номинациях.
  • Победитель конкурса ТЭФИ-2005 в номинации «Телевизионный художественный сериал».
  • Лучший телевизионный художественный фильм, награда «Золотой меч», II международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова, 2004 год.
  • Лучший сценарий к фильму, II международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова, 2004 год.
  • Исполнение главной роли, диплом жюри, II международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова, 2004 год.

Зрительские рейтинги:

  • Ruskino.ru: 3,404 из 6 — 23636 голосов.
  • IMDb: 7,1 из 10 — 768 голосов.

В произведениях искусства

Кинематограф
  • «Грязная дюжина» х/ф (The Dirty Dozen) (США, 1967)
  • «Гу-га» х/ф (СССР, 1989)
  • «Сто солдат и две девушки» х/ф (СССР, 1989)
  • «Штрафбат» телесериал (Россия, 2004)
  • «День Победы» х/ф (Россия, 2006)
  • «Штрафной батальон 999» х/ф (ФРГ, 1960)

также штрафники фигурируют в:

«Сталинград» х/ф (1993, Германия)

Литература
  • Антон Кротков. Воздушный штрафбат. — М. Астрель; Русь-Олимп, 2010. — ISBN 978-5-271-23964-9, 978-5-9648-0278-5 — роман о бойцах штрафной истребительной эскадрильи.
  • А. А. Васильченко. Штрафбаты Гитлера. — М. Яуза-Пресс, 2008, militera.lib.ru.
  • Александр Пыльцын. Правда о штрафбатах. Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. — М. Яуза, Эксмо, 2007.
  • Александр Пыльцын. Штрафбат. Наказание, искупление. Военно-историческая быль. — СПб. Алетейя, 2016.
  • Александр Пыльцын. Командир роты офицерского штрафбата свидетельствует. — СПб. НордМедИздат, 2017.
  • Александр Пыльцын. Мы не стояли за ценой. Штрафбатовские стихи. — СПб. НордМедИздат, 2015.
  • Александр Пыльцын. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. — М. Знание, 2003.
  • Игорь Пыхалов, Максим Кустов, Андрей Васильченко, Александр Пыльцын,Евгений Кугучин, Семен Басов, Михаил Смирнов. Штрафбаты по обе стороны фронта. Военно-публицистический сборник. — М. Яуза, Эксмо, 2007.
  • Герман Сергей. Штрафная мразь. Журнал Дон № 7-9 (2016) Журнальный зал — www.reading-hall.ru
  • Юрий Погребов, Евгений Погребов. В прорыв идут штрафные батальоны. — М. Яуза, Эксмо, 2016.
  • Юрий Погребов, Евгений Погребов. Штрафной батальон. — М. Яуза, Эксмо, 2016.
  • Андрей Орлов. Битва за Берлин последнего штрафного батальона. — М. Астрель, Времена 2, 2012.
  • Андрей Орлов. Чёрный штрафбат. — М. Времена 2, ВКТ, АСТ, Астрель, 2010.
  • Андрей Орлов. Штрафбат. Приказано уничтожить. — М. Времена 2, ВКТ, АСТ, Астрель, 2012.
  • Сергей Макаров. Морской штрафбат. Военные приключения. — Минск. Харвест, 2011.
  • Захар Артемьев. Штрафной бой отряда имени Сталина. — М. Астрель, Полиграфиздат, Времена 2, 2012.
Игры
  • Штрафбат (Россия, 2012)
  • Battlefield: Bad Company: герои игры служат в вымышленном штрафном батальоне американской армии
  • В настольной игре Warhammer 40,000 штрафные легионы (англ. The Penal Legions)являются одним из доступных отрядов фракции Имперская Гвардия.

Миф 3: Штрафники служили пушечным мясом

В прессе часто встречаются утверждения, что штрафные батальоны и роты были «военной тюрьмой, из которой один выход – на тот свет». Пишут, что их часто бросали в бессмысленные атаки, что именно для штрафников была придумана «разведка боем». Утверждают, что их отказывались снабжать боеприпасами и провиантом. Зато каждую штрафную часть с тыла подпирал заградотряд с пулемётами. Его бойцы открывали огонь при одном подозрении на самовольный отход с обороняемых позиций, при малейшей попытке снизить темп наступления в атаке.

Потери в штрафных частях, действительно, были велики. К примеру, за 1944 год они составили в среднем 14 191 человек в месяц, включая сюда убитых, раненых, заболевших и пропавших без вести. Это примерно 52% от штатной численности – в 4,5 раза больше, чем в среднем по армии. Но могло ли быть иначе, если штрафники сражались на самых опасных участках? Что касается заградотрядов, то приказ № 227 от 28 июля 1942 года предписывал «…ставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте трусов и паникеров». Таким образом, штрафные части и заградотряды не были связаны друг с другом, они могли решать свои задачи на разных участках фронта.

29 октября 1944 года Сталин подписал приказ № 0349, который констатировал, что «…необходимость в дальнейшем содержании заградительных отрядов отпала» и предписывал расформировать их к 15 ноября. Штрафные части продолжали воевать до конца войны. Отсутствие пулеметного заслона за спиной на их боеспособность не повлияло.

Главные мифы о штрафбатах — отличие фильмов от реальности

В фильмах часто преувеличивают происходившее в штрабатах и штрафных ротах

В фильмах тема штрафных батальонов освещается довольно часто, и показывают зрителю моменты не всегда правдивые.

К примеру, те офицеры Красной армии, которые оказывались в плену, не отправлялись в штрафбаты. Если они сумели вернуться «к своим», то затевалось расследование, которое проводило НКВД. Во время этого процесса самым тщательным образом проверялось, в действительности ли офицера пленили, или он всё-таки сдался. Если пленили, то его отправляли в штурмовой батальон, а не в штрафной. А вот если доказать свою невиновность у пленённого ранее офицера не получалось, он отправлялся в лагеря или на расстрел.

Командовали всеми штрафными подразделениями исключительно кадровые офицеры, штурмовыми батальонами — подполковники. А вот штрафники-офицеры могли быть только командирами взводов.

К слову, командиры никогда не называли своих солдат «штрафниками», как нам периодически показывают в фильмах. К командиру же солдаты обращались по форме «товарищ».

Ещё один интересный факт: штрафные роты, которые состояли из уголовников, не базировались в населённых пунктах. Всяческие контакты таких солдат с гражданскими пресекались, потому, когда они не были в бою, «штрафники» жили вне городов и сёл в блиндажах, окопах или землянках.

На фронт не отправляли политзаключенных и «идейных», хотя многие из них хотели воевать. В то же время, в офицерские штрафбаты не брали преступников и уголовников — им была дорога только в штрафные роты. Офицеры, которым трибунал оставил звание, тоже не отправлялись в штрафные роты — только в офицерские штрафбаты.

Так что в кино зрителю показывают, зачастую, излишнюю драму, хоты различные «ЧП» случались, конечно же, в любых ротах и батальонах — даже не штрафных. Если же говорить именно о последних, то на самом деле штрафники оказали большую поддержку армии и совершили немало подвигов.

Комментировать
0