fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Анархистское движение современности

В нынешнее время анархизм достиг таких стран как Нигерия, Турция, Ливан. Идеология несколько поменялась.

Заключаются изменения в следующем:

  1. Появлением новых течений: автономистов, ред-скинов.
  2. Пропагандируется устранение патриархата и установления равенства полов.
  3. Ведутся выступления против фашизма и неоколониализма.
  4. Анархизм постепенно возрождается в Северной Америке.

В конце 1980 годов стал вновь появляться анархизм в СССР.

Изучая исторические факты видно, что идеология анархизма не стоит на месте, она постоянно меняется, в зависимости от реформирования общества.

Виды анархизма

Виды анархизма

Под термином «социальный анархизм» обычно подразумевается сотрудничество. Последователи этой философии отрицают частную собственность на средства производства и капиталистические отношения.

Базовый принцип анархо-индивидуализма заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.

Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.

Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.

Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.

Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.

Закон как посредник

Анархическая теория часто рассматривалась социалистами как нечто заранее утопическое и недееспособное. Анархисты отчаянно боролись с таким предубеждением, но никаких аргументов, кроме ссылок на своё видение природы человека, они привести не могли. Если социалисты в той или иной степени пытались ориентироваться на сформулированные ими законы общественного развития, то анархисты – на выводы из собственных рассуждений о сущности человеческой личности и роли свободы в жизни социума. Убеждённость социалистов произрастала из веры в истинность результатов их исследований, убеждённость анархистов – из веры во всемогущество стихийности жизни, волну которой, как они считали, им удалось «поймать». Антиинтеллектуализм, о котором говорит Пол Эврич, характерен анархистам не столько в вопросе о возможности построить научный коммунизм, не столько в дискуссиях с марксистами о существовании объективной логики истории, сколько в самой сущности анархизма как особого рода философии. Анархисты не терпят никаких посредников ни в области политики, ни в области познания. Закон – это всегда нечто сформулированное, выражающее постоянство связей между явлениями, и единовременно он нечто, что накладывает сетку ограничений на действительность.

Как уже показал Бакунин, понятие закона появилось благодаря разрастающейся в культуре роли юриспруденции. Закон внушал человеку веру в постоянство явлений природы, но вместе с тем, являл собой образ посредника между нами и миром. Природа, рассматриваемая сквозь призму законов – это нечто упорядоченное, имеющее иерархию, власть и границы того, на что человек имеет право, и на то, что права не имеет. Именно это анархистов и не устраивало. Бакунин страстно протестовал против концепции общества по Конту, в котором власть отдаётся в руки учёным, Штирнер видел в формулировании законов производство очередных призраков и пустых абстракций, Кропоткин же пытался вывести науку из пыльных кабинетов в лоно жизни, чтобы, таким образом, разрушить науку как нечто закостенелое и не имеющее отношение к действительности. Словом, закон, каким бы он ни был, всегда если не отрицался, то вызывал чувство глубокого раздражения у анархистов. В этом вопросе стихийность анархизма часто совсем не уживалась со стремлением многих социалистов построить свою картину мира, в котором присутствовали бы ими «одобренные» природные и ими выведенные общественные законы.

Уильям Годвин

Уильям Годвин (1756-1836) – первый мыслитель, систематически изложивший и подробно обосновавший анархическое мировоззрение в своей книге «Исследование о политической справедливости и ее влиянии на всеобщую добродетель и счастье» (1793). Эту книгу известный историк анархизма Макс Неплау охарактеризовал как «замечательный труд, первое полное изложение анархизма в одной из его прекраснейших форм».

Звездный час в жизни и творчестве Годвина – 90-е годы XVIII века, на которые приходится написание его главного труда и наиболее талантливых романов (в частности, романа «Калеб Вильямс»), счастливый союз с замечательной женщиной, классиком феминизма Мэри Уолстонкрафт (дочь Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт, Мэри Шелли, станет возлюбленной английского поэта Перси Бисси Шелли, – ученика и последователя Годвина, – и основательницей жанра научной фантастики, автором знаменитого романа «Франкенштейн»), широкая известность и активное участие в демократическом движении в Великобритании. За этим коротким счастливым периодом следует смерть любимой женщины и многих детей, десятилетия творческого упадка, материальных лишений, травли в печати, заброшенности и безвестности, новые компромиссы и новые неудачные романы и пьесы. И сам Годвин, и его учение, на полвека опередившее свое время, были забыты. Правда, под огромным влиянием «Политической справедливости…» творил поэт Шелли, писал свои сочинения Роберт Оуэн, формулировалась идеология чартистского движения. Но, опередив свое время, Годвин оказался вне столбовой дороги развития мировой анархической мысли. Штирнер, Прудон, Бакунин практически не были знакомы с его идеями. И лишь Кропоткин, уже сформулировав основы собственного учения, в зрелые годы вновь «открыл» Годвина для анархизма и обнаружил в нем великую предтечу анархической мысли. И все же именно Годвин первым в мировой общественной мысли выразил анархическое мировоззрение не как отдельную фразу или сбивчивую мысль, не как благую декларацию или экзальтированное пророчество, но как развернутую и аргументированную систему ценностей и идей.

Годвин завершает собой английское Просвещение, и его труд является своеобразным либертарным ответом на Великую Французскую революцию, – ответом, признающим правду ее целей и отрицающим ложные пути, по которым она пошла.

Истоки идей Годвина – в английском Просвещении. Оригинальность его не столько в самих его мыслях (он постоянно ссылается то на Локка, то на Пейна, то на Гельвеция), сколько в педантической систематичности и масштабности его построений, в логических выводах, их четкости, радикальности, последовательности и аргументированности. Такие общие места для всех деятелей просвещения, как культ Разума и вера в его всемогущество, этический фундаментализм и вера в прогресс – выразились в трудах Годвина. Наибольшее влияние на него оказали английские просветители (Д.Локк, Д.Пристли, А.Смит, И.Бентам, Т.Пейн), английские социалистический и эгалитарные авторы (Т.Спенс, Р.Уоллес, В.Огилви), французские просветители (П.Гольбах, И.А.Гельвеций), английские моралисты (Ф.Хатчинсон, Б.Мандевиль, А.Шефтсбери) и диссентерские (нонконформистские) религиозные течения в Англии (сам Годвин – сын священника и первоначально был диссентерским священником).

Непосредственным толчком и поводом, подтолкнувшим Годвина к написанию его главного труда, были события Великой Французской революции и связанная с ними бурная полемика в английской общественно-политической литературе (сочинения Т.Пейна, Дж.Макинтоша, Э.Берка).

1
из
13

След. стр. →

Вперед: Известнейшие юристы России.
Назад: Анархизм

Кто такие анархисты?

Из уроков истории мы знаем различные виды власти. Например, демократия, капитализм или абсолютная монархия.

Но, как показывает практика, идеальной системы не существует. Рано или поздно правительство начинает давить на народ, тот в свою очередь протестует.

Этот процесс происходит по кругу, независимо от того, какая форма правления используется. А что будет, если отменить власть совсем?

Понятие анархизма

Анархизм — это форма общественного строя, при котором отсутствует любая система управления, то есть власть. Кроме того, это идеалистические взгляды, направленные на отсутствие любого принудительного влияния на общество.

Другими словами, анархисты отрицают абсолютно все формы правления.

Ошибочным является мнение, что анархисты чествуют хаос и беспредел. Напротив, сторонники анархизма имеют четкие представления о том, как должно выглядеть общество, кто какие роли будет занимать.

Вообще, все анархистское движение делиться на две основные группы: активное и пассивное.

Пассивная деятельность заключается в точном соблюдении всех принципов и порядков анархического строя, изучении соответствующей литературы, обсуждение политических вопросов с единомышленниками.

Активные анархисты проводят акции и митинги, агитационные работы для привлечения в свои сообщества новых людей.

Нередко активисты совершают попытки попасть в политические ряды, а также решают различные административные и общественные вопросы на городском уровне.

Фундаментальные принципы анархизма

Как мы уже говорили, анархисты не призывают к хаосу. Сейчас, в век многообразия течений и субкультур, анархия ассоциируется с образом панк-рокера, желающего ввергнуть мир в пучину дикости и первобытного строя.

Такой себе бунтарь с портвейном, который идет против системы, чинит вокруг себя разруху и отрицает любые правила.

Основополагающими принципами анархизма являются равенство и братство. Первый подразумевает абсолютное отсутствие иерархической системы, одинаковые права, обязанности и возможности для удовлетворения своих потребностей.

Принцип братства говорит о том, что все граждане государства являются равными, и никто не имеет права ставить себя выше других.

Но вся анархия призывает к одному — отсутствие принуждения во всех его проявлениях. Никто никому не навязывает свое мнение и не принуждает к действиям.

Каждый человек сам отвечает за свои поступки и принимает решение, которое считает правильным и необходимым.

Из этой аксиомы вытекают еще два важнейших принципа анархизма: разнообразие и взаимопомощь.

Под разнообразием понимается стремление человека к собственной индивидуальности.

Принцип взаимопомощи объясняет систему, предлагаемую анархистами. Никто не стремится к хаосу, поэтому правительство необходимо заменить другой системой.

В этом случае анархистское учение призывает создавать ассоциации людей, которые добровольно объединяются ради одного дела.

Таким образом, не будет абсолютно никакого принуждения к чему-либо, и каждый будет выражать себя как личность. А взаимовыручка и поддержка сплотит население и поможет добиться гораздо более высоких результатов.

Анархисты в истории

Как и любой другой общественный строй, анархия имеет своих основателей и великих деятелей.

Одним из самых известных анархистов считается Нестор Махно. По сути бандит, он презирал как нынешнее правительство, так и грядущее, и пытался доказать, что во главе всего стоят просто люди, без званий и чинов.

В России анархизм развивали Петр Кропоткин и Михаил Бакунин. Эти люди сделали весомые вклады в развитие теории анархизма.

Кропоткин стал основоположником анархо-коммунизма, при котором народ объединяется в независимые коммуны.

А Михаил Бакунин, который был ярым противником марксистской теории, разработал концепцию анархо-коллективизма, который также называют революционным социализмом.

Современный анархизм

В наши дни анархистское движение стало возрождаться. Это сильно заметно в современных общественных движениях, особенно в тех, которые пропагандируют горизонтальные структуры взаимоотношений в обществе. Особенно теории анархизма используют альтерглобалистские организации. Они верят в глобальное мышление, при этом не принимают экономическую глобализацию. В 1999 году в Сиэтле произошла анархическая битва. Это стало началом возрождения современного анархизма. Дальше пошли другие формы этого движения.

Это различные экологические направления, защитники животных и другие им подобные. Они оказывают значительное влияние на общественное мнение. Сейчас преобладают в большей мере социалистические формы анархизма. Зелёные анархисты предпочитают жизнь в лесу небольшими общинами. Они отвергают жизнь в городе. Феминизм – это ещё одна из форм анархизма, отвергающий брачные отношения. Феминистки не признают главенство мужчины в браке. У этого направления были и приверженцы мужчины, например, Жозеф Дежак.

Но анархистским организациям нужно больше практики и масштаба. Они действуют на уровне одного района или небольшого поселения. Анархическая организация с социалистическим направлением не может существовать на большом территориальном пространстве. Им трудно поддерживать формы прямой демократии среди большого количества населения. И всё же, с развитием цифровых технологий, это становится возможным. Сейчас анархизм находится на подъёме своего развития.

Пять базовых принципов[править]

Теория анархизма вращается вокруг пяти базовых принципов:

  1. отсутствие власти
  2. свобода от принуждения
  3. свобода ассоциаций
  4. взаимопомощь
  5. разнообразие

Отсутствие власти имеет в виду как отказ анархического сообщества от процедуры принятия решений большинством голосов, так и принципиальную невозможность для анархистов использовать принуждение и насилие иначе как в виде ответных мер воздействия по отношению к агрессорам. Анархизм исключает призыв к построению общества тоталитарного типа, при котором все должны были бы выглядеть одинаково и делать одно и то же. Анархизм, наоборот, предполагает разнообразие, при котором освободившиеся от принудительно-властных отношений сообщества будут в состоянии решать вопросы самообороны, самообеспечения и коллективной безопасности собственными силами. Различные формы демократии — как формы власти — для анархического сообщества рассматриваются как неприемлемые.

Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения людей к участию в общественных мероприятиях или структурах против их воли. В случае анархических взаимоотношений ассоциации для удовлетворения потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее своего сообщества.

Свобода ассоциаций предполагает отказ от принуждения людей к участию в общественных мероприятиях или структурах против своей воли. В анархическом обществе ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.

Анархисты полагают, что власть должна распределяться на низовом уровне, что ассоциации людей должны расти снизу вверх, а не наоборот. В качестве более крупных форм организации (вплоть до всемирных) анархисты предлагают создание федераций свободных коллективов, которые могут брать на себя управление сбором и утилизацией отходов, развитием компьютерных технологий, использованием природных ресурсов, самообороной или промышленным производством. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Представители (делегаты), в анархическом понимании, являются не профессиональными политиками, а членами своих коллективов, выбираемыми лишь на время, чтобы представлять свой коллектив в определённых вопросах на уровне федерации.

Два последних принципа взаимосвязаны. Взаимопомощь — синоним сотрудничества. Когда люди работают вместе, они в ряде случаев могут достичь гораздо больших результатов. Разнообразие — ключ к выживанию в будущем. Стремление власти нормировать всё и применить принцип конвейера ко всем сторонам общественной жизни отчуждает и разобщает людей. Это стремление также во многом является причиной разрушения окружающей среды. Разнообразие является более экологичной формой организации. Отказываясь от того, чтобы загонять реальность в государственно-бюрократические рамки понятий о порядке, навязываемые верховной властью, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы своих участников, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда люди живут разнообразно, они взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие людей приводит к тому, что их становится сложнее контролировать.

Анархизм возможен лишь при так называемой «пространственной неопределенности», то есть когда невозможен никак тотальный контроль «сверху». К сожалению развитие современных технологий лишь усиливают данный контроль, как бы, не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределенность: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современном обществе возможен.

Окончательный разгром российских анархистов

В преддверии октябрьского переворота

Первая мировая война внесла раскол в ряды анархистов. Это было вызвано тем, что Кропоткин, находившийся тогда в эмиграции, и ближайшие его единомышленники требовали ее продолжения «до победного конца», тогда как набравшее к тому времени силу крыло анархистов-интернационалистов выступало за немедленное подписание мирного договора. В этот период общая численность партии анархистов, в начале 20 века объединявшей в своих рядах до 7 тыс. человек, по разным причинам катастрофически уменьшилась, и, вероятно, едва достигала 200 – 300 человек.

После февральской революции из эмиграции возвратились многие видные политические деятели России, в числе которых находился и Кропоткин. По его инициативе в Петрограде и Москве из оставшихся анархических групп была создана конфедерация, в состав которой вошли 70 человек – в основном, представители радикально настроенного студенчества. Ими был налажен выпуск московской газеты «Анархия» и петербургской «Буревестник».

В этот период члены партии анархистов активно выступали за социальную революцию и свержение временного правительства, представлявшего, по их словам, лишь интересы буржуазии. После создания в большинстве крупных городов Советов рабочих и крестьянских депутатов, они всеми силами пытались ввести в их составы своих представителей.

Обзор

Разновидности индивидуалистического анархизма имеют некоторые общие моменты. К ним относятся:

  • Концентрация на индивидуальности и её превосходство над любой социальной или внешней реальностью или такими конструкциями, как мораль, идеология, социальные устои, религия, метафизика, идеи или желания других людей.
  • Отрицание или принятие с оговорками идеи революции, которая рассматривается как массовое восстание, способное привести в том числе и к новому иерархическому порядку. Вместо революционного пути индивидуалисты предпочитают скорее эволюционные методы распространения анархии, такие как альтернативные опыты и эксперименты, а также просвещение и образование, с помощью чего можно было бы добиться видимых результатов уже сейчас. Это объясняется и тем, что индивидуализм не видит необходимости для отдельной личности в том, чтобы ждать глобальных революционных изменений и приобретать альтернативный опыт обязательно за пределами существующей социальной системы.
  • Представление, что отношения с другими людьми или вещами могут также представлять собственный интерес и могут быть столь же преходящими как и абсолютно необходимыми, с самого момента возникновения анархическим индивидуализмом обычно отвергается. Макс Штирнер рекомендовал образование «союзов эгоистов». Поэтому индивидуалистами всегда подчёркиваются личный опыт и самостоятельное исследование.

Существуют следующие различия. В отношении экономических вопросов индивидуалисты исторически были приверженцами мютюэлизма (французы Пьер-Жозеф Прудон и Эмиль Арманд) и собственниками-эгоистами (немец Макс Штирнер, его английский последователь Джон Генри Маккай, русский анархист Лев Чёрный (Павел Турчанинов)). В конце XIX века американский теоретик анархизма Бенджамин Такер соединил прудонистскую концепцию мютюэлизма и эгоистическую философию Штирнера. В середине XX века американский анархист Мюррей Ротбард, основываясь на теоретических разработках австрийской экономической школы и американской традиции индивидуалистического анархизма (Джошуа Уоррен, Лисандр Спунер, Бенджамин Таккер), обосновал свою концепцию частнособственнического анархизма. В настоящее время анархо-индивидуалисты в своих взглядах на экономику преимущественно опираются на работы Ротбарда[источник не указан 95 дней] (анархо-капиталисты, агористы, волюнтаристы), менее распространёнными являются взгляды неомютюэлистов.

Эгоистическая форма индивидуалистического анархизма, произошедшая из философии Штирнера, поддерживает право индивида делать именно то, что ему нравится — не обращая внимания на бога, государственные законы или моральные нормы. Согласно Штирнеру, права являются «призраками» ума, поэтому он считал, что общества как такового не существует, но «действительностью являются единичные личности» — он выступает за собственность, поддерживаемую способностью к её защите, а не основанную на праве. Штирнер выступает за защиту своих прав и требований «союзами эгоистов», образованных на основе уважения их участников к мощи друг друга.

В начале XX века наиболее известным печатным органом анархо-индивидуалистов в Европе был журнал «Анархия», под редакцией Альберта Либертада. В России в это же время наиболее заметными идеологам анархо-индивидуализма являлись Алексей Боровой и Лев Чёрный.

Различия между анархизмом, коммунизмом и анархо-коммунизмом

Происхождение термина «анархизм»

Слово «анархия» имеет греческие корни. Это означает «без правителей». Поэтому анархия отвергает присутствие правителей, закона, власти одних над другими. При анархизме власть и господство одних над другими должны замениться неиерархическими горизонтальными связями. Должны возникнуть добровольные соглашения между людьми.

При этом будет всеобщая свобода, равенство, демократия и взаимопомощь. Беря за основу эти принципы, анархисты отвергали и капиталистическую экономику, так и национальное демократическое государство. Конечно, это является утопическим проектом, который включает в себя часть принципов коммунизма и либерализма. От либерализма анархизм взял принцип индивидуальной свободы, а от коммунизма – равноправие людей в обществе. Синди Мильштейн так определяет анархизм: свободное общество свободных людей. Анархисты положительно относятся к развитию личности.

Партия анархистов России в 21 веке

На что готовы анархисты

Что же такого радикального во взглядах анархистов, кроме самой идеи отказа от любой власти? Представители анархистского движения не скрывают, что готовы пойти на силовой протест.

— Если люди будут готовы к решительным шагам, то и анархисты не останутся в стороне. Но все зависит от конкретной ситуации, настроения и решительности простых людей, — говорит сторонница анархистского движения Анастасия.

Из ответа Николая Дедка на вопрос, как далеко анархисты готовы зайти в силовом протесте, становится ясно: в случае чего потасовкой в троллейбусе дело не ограничится.

— Анархисты не одобряют насилие ради насилия, но мы готовы поддержать восставший народ в самых радикальных действиях, — объясняет Иван. Он считает, что народ «имеет право защищаться».

При этом Иван замечает, что белорусские анархисты понимают под революцией не смену Лукашенко на одного из лидеров оппозиции, а полную перестройку общественных отношений согласно своим принципам.

— Нам нужен переход власти от государственных институтов к органам общественного самоуправления, советам трудящихся. Ликвидация любой иерархии в обществе. Социализация средств производства. Вот это в нашем понимании — революция. И именно к этому мы будем стремиться.

Анархия на практике: возможна ли

Анархические постулаты (это что?) заманчивы: жизнь без принуждающего начала кажется раем. Возможно ли построение подобного в реальности, или это утопия?

Анархию принято считать не моделью государственного устройства, а философской системой. Однако попытки выстраивания анархических сообществ в истории случались.

  1. Парижская Коммуна, возникшая в 1871 году. После свободных выборов у руля оказался совет коммуны, который так и не сумел выработать четкой программы действий. В него вошли представители нескольких течений, не имевшие опыта для решения подобных вопросов.

    В основном это были успешные агитаторы. Когда дело коснулось финансов, продовольствия, военных действий, выяснилась их полная несостоятельность. Анархия стала не матерью порядка, а напротив – породила хаос. Коммуна пала под натиском правительства.

  2. Вольная территория, созданная на Украине Нестором Махно и просуществовавшая с 1918 по 1921 годы. Махно захватил территорию, на которой проживало 7 млн человек, и попытался выстроить общество, управляемое рабочими и крестьянскими Советами.

    Решения по важнейшим вопросам принимались общим голосованием. На селе анархическая модель оказалась более-менее жизнеспособной, но в городе провалилась.

    В целом Нестор Иванович уставил деспотичную власть и даже печатал банкноты с изображением своего лика. Вторжение Красной Армии прекратило этот эксперимент.

  3. Провинция Шинмин, объявленная в 1929 году независимой от Китая в результате активных действий корейской коммунистической федерации анархистов.

    Здесь была создана свободная ассоциация многоуровневых местных советов, которые, принимая независимые решения, по финансовым, хозяйственным и другим важным вопросам сотрудничали друг с другом. В 1931 году этой области была отменена.

На Земле и сегодня есть место, где построено общество, по многим параметрам подходящее под анархическое. Это Зомия – труднодоступная гористая и лесистая местность с населением в 100 млн человек, включающая территории нескольких азиатских государств.

Здесь проживают самоуправляемые этнические меньшинства, сохранившие свою самобытность. Местные горцы хранят равенство в своих сообществах и противостоят государственному вторжению в их жизнь.

Есть мнение, что в ряде стран (как правило, с невысокой плотностью населения) отмечаются признаки анархического устройства.

Например, в Швейцарии сложилась мощная система местного самоуправления, где каждый прежде всего – гражданин своей коммуны, потом кантона, и только затем страны.

Неправильное представление[править]

Многоликий анархизм: виды и направления

Комментировать
0