СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Почему мы не ходим на митинги и санкционированные мероприятия?

До поры анархисты не брезговали публичными мероприятиями, на проведение которых необходимо получение санкции властей – митинги, шествия, пикеты.

Однако со временем от этой практики было решено отказаться по следующим причинам:

  1. Неэффективность митингов и пикетов. Они служат лишь способом “выпустить пар” – люди, удовлетворившись выражением протеста, покидают подобные мероприятия с чувством что они “что-то делают”. В действительности, митинги и пикеты в большинстве случаев не будут иметь никакого значения. Власти игнорируют все просьбы и требования, озвученные на таких мероприятиях. Власть может пойти на уступки обществу только под напором широкой народной волны, выходящей за пределы митингов и шествий. Митинги служат своеобразным способом слива протеста. К тому же, как анархисты, мы считаем неправильным что-то просить у власти, и спрашивать у неё разрешения на осуществление каких-либо действий. Вместо этого мы предлагаем методы прямого действия, которые могут действительно решить те или иные проблемы, радикализировать методы протеста и настроения протестующих, и способствовать созданию низовых структур самоорганизованного протеста. Как анархисты, мы отрицаем какие-либо соглашения с властью.
  2. Анархистская деятельность должна способствовать развитию низовой инициативы, опыта и организаторских навыков как можно большего числа участников. Митинги, на которых большая часть присутствующих являются серой массовкой, не соответствуют этим задачам. Нам нужна не массовка, но инициативные люди, организаторы и активисты. А потому более правильно призывать к проведению самостоятельных небольших акций, из которых вырастут активистские группы и инфраструктура.
  3. В условиях массовых репрессий против анархистов анонимность и конспирация являются лучшей защитой для активистов от государственного террора. На публичных мероприятиях же ведется видеофиксация всех участников мероприятий, что приводит к засветке активистов, внесению их в базы экстремистов, и установлению социальных связей между анархистами, что в дальнейшем облегчает проведение репрессий и делает активистов беззащитными. Потому публичные мероприятия мы рассматриваем не как способ выражения протеста, но как мышеловку – государство объявляет, что каждый может выйти и заявить протест на определенной площадке, и на этой площадке фиксирует недовольных для составления экстремистских списков и проведения репрессий. Выйти на митинг – значит не просто выразить протест государству, а значит заявить себя государственным органам, несравненно более сильным и настроенным на подваление несогласных. Гораздо более правильной тактикой является всяческое скрытие личности активистов и людей, участвующих в анархистских группах, для затруднения проведения репрессий государством.

В своей деятельности анархисты применяют разные методы – от уличной агитации и медиа-активизма до уличного акционизма и борьбы с рейдерами. Помимо указанных выше направлений деятельности, которая носит систематический регулярный характер, анархисты также участвуют в различных социальных конфликтах, поддерживают забастовки работников, проводят различные разовые акции акционистского или социального характера. В зависимости от опыта и навыков, каждый найдет, чем заняться в анархистском движении. Даже если у вас совсем отсутствует какой-либо опыт – вы можете наработать его, приступив к уличной агитации и акционизму – деятельности, в ходе которой вы выростите как организатор и сможете сформировать группу активистов. Если у вас нет такой возможности, если вы живёте в маленьком городке и у вас совершенно нет товарищей – вы можете проявить себя в медиа-активизме, вложившись в развитие анархистской инфраструктуры и распространении анархистских идей. Если вы уже являетесь опытным организатором, и участвуете в устоявшейся группе активистов, борьба с рейдерами, мошенниками и недобросовестными работодателями, участие в социальных конфликтах – то, что может вывести вас на новый уровень.

Участвуйте в анархистском сопротивлении, действуйте, и координируйтесь с другими группами. Контакты для связи: [email protected].

Михаил Бакунин

Михаил Бакунин, как и Пётр Кропоткин вырос в аристократической среде. Он родился в 1814 году в дворянской среде. Бакунин служил в российской армии.

Он был артиллерийским офицером. Но постепенно ему наскучила армейская служба, и он вышел в отставку. Ещё в 15-летнем возрасте Михаил с головой окунулся в изучение философии. Он читал в основном сочинения Георга Гегеля. Позднее учения этого автора назвали «Алгеброй революции». Чтобы ещё плотнее изучить гегелевскую философию, Михаил Бакунин отправился в Германию.

Там он поселился в Берлине. В середине XIX века он принял участие в европейских революциях. Знаменитый анархист был участником восстания в Дрездене. Вместе с ним бунтовал и известный композитор Рихард Вагнер. В Дрездене уличные потасовки длились в течение четырёх дней. Почти все участники их были рабочими с местных фабрик и заводов. Иностранец Михаил Бакунин стал для них хладнокровным лидером, обладающим незаурядными способностями. Об этот писал в своих работах Карл Маркс.

Позднее Бакунин и Маркс яростно спорили на Первом Интернационале. Анархиста-революционера дважды приговаривали к смертной казни, за то, что он хотел объединить славянские народы для борьбы с австрийским правлением династии Габсбургов.

Ему выносили смертный приговор и в Саксонии, и в Австрии. Но оба раза смертную казнь заменяли пожизненным заключением. В конце концов Бакунина выслали назад в Россию. Но на родине его снова заключили в острог, где он провёл несколько лет, а затем сослали в Сибирь. Когда ещё Бакунин находился в австрийской тюрьме, его держали прикованным по рукам и ногам. А в российском остроге революционер лишился всех зубов из-за цинги.

В начале 1860-х годов Михаилу Бакунину вновь удалось покинуть Россию. За границей он опять заговорил о революции. Находясь в Польше в 1863 году, русский революционер стал подготавливать польское восстание против российского правления. Но это восстание быстро было подавлено.

После этого Бакунин быстро бежал в Италию. Там он познакомился с Гарибальди. Вместе они организовали Международное братство, тайную организацию революционеров. Братство имело ячейки во многих странах Европы. Именно в Италии Михаил Бакунин разработал своё анархистское учение. Оно было направлено против государства. Он считал, что ни один класс не должен господствовать над другим. Революционер считал это одной из форм рабства. Бакунин был настоящим врагом государства. На этой почве он столкнулся с марксистами, считая, что если человека бьют палками, то он от этого не становится счастливым.

Окончательный разгром российских анархистов

В январе 1919 года в Москве произошел крупный террористический акт: в помещение комитета РКП (б) была брошена бомба, от взрыва которой погибло 12 человек, и многие из присутствовавших были ранены. В ходе следствия удалось установить причастность к случившемуся членов партии анархистов в России.

Это дало толчок к началу жестких репрессивных мер. Очень многие из анархистов оказались за решеткой, и даже на похороны своего идейного руководителя – Кропоткина, скончавшегося в феврале 1921 года, были отпущены властями под честное слово. Кстати, после завершения траурной церемонии, все до единого добровольно вернулись в камеры.

Следующим удобным предлогом для тотального уничтожения движения анархистов стало участие ряда его членов в Кронштадтском мятеже. После этого последовала сплошная полоса арестов, расстрелов и принудительной высылки за рубеж десятков, а впоследствии и сотен сторонников отмены всех форм государственной власти. Некоторое время в Москве еще продолжал действовать их центр, созданный на базе музея Кропоткина, но в 1939 году и он был ликвидирован.

Многоликий анархизм: виды и направления

Анархисты, выступая против власти как принуждающей силы, по-разному трактуют, что считать за принуждение – в зависимости от конкретного направления.

Единого мнения об устройстве идеального человеческого общества и о том, какими путями достичь анархического идеала, среди них нет.

Приверженцы анархо-индивидуализма ставят в центр личный интерес и считают, что он не должен ограничиваться коллективом или властным органом.

Право свободно распоряжаться собой, присущее каждому от рождения – наиглавнейшее перед другими «посторонними» факторами (такими как идеология, социальные устои, т.д.). В отличие от анархистов иных направлений, индивидуалисты ратуют за частную собственность (это как?).

Выделяется нетривиальное направление индивидуалистического анархизма, основанное немецким философом Максом Штирнером – эгоизм. В центре внимания здесь – человек, взаимодействующий миром с точки зрения удовлетворения собственных потребностей.

Он имеет право делать то, что ему нравится, невзирая на государственные, божественные, моральные нормы.

Анархист Штирнер считал, что общество как таковое – всего лишь иллюзия, есть только «единичные личности», на основе уважения силы друг друга образующие «союзы эгоистов».

Социальный анархизм, в противовес индивидуалистическому, призывает к отказу от частной собственности, базируется на сотрудничестве, кооперации и взаимопомощи.

Среди сторонников этого направления нет единства, их пути-дороги разошлись, породив несколько течений.

  1. Коллективистский анархизм (его еще называют революционным). Связан с деятельностью Михаила Бакунина – сторонника революционного преобразования общества, коллективизации частной собственности.

    Денежное обращение предполагалось сохранить (это стало поводом для критики сторонников Бакунина другими социал-анархистами, считавшими, что деньги – это зло). Зарплату планировали выплачивать исходя из времени, затраченного на труд.

  2. Анархо-коммунизм. Общество, сформированное из самоуправляющихся коммун и общин, в которых процветает прямая демократия (никаких депутатов!). В ходу только коллективные средства производства, денежная система ликвидирована – вот идеал, к которому нужно стремиться.

    Согласно концепции Петра Кропоткина, теоретика направления, всю работу люди станут выполнять добровольно, потому что осознают «приятность» общественного владения предприятиями. Впрочем, кое-кто из приверженцев этого направления протестовал против даже такой демократии, видя в ней намек на государственность.

  3. Анархо-синдикализм, сосредоточившийся в большей степени на рабочем движении. Главная сила, на которую возложены радикальные общественные преобразования – профсоюзы (это что?).

    И далее по плану: отказ от наемного труда, уничтожение частной собственности, установление системы самоуправления рабочих. Образованные союзы должны принимать решения всем коллективом на общих собраниях.

  4. Отчасти одним из течений социального анархизма является мутуализм – порождение массовых движений английских и французских рабочих в 18 веке. Основывается на взаимопомощи, свободе ассоциаций, добровольных контрактах и федерализме.

С последователями Бакунина и Кропоткина не согласны приверженцы анархо-капитализма (его еще называют анкапом).

Выступая за свободные рыночные отношения, построенные на добровольных началах, и свободно создаваемые ассоциации, они уверены, что только так можно достичь идеального социального устройства, при котором воцарится стабильность при отсутствии государственной власти.

Анархо-феминисты в качестве главной проблемы общества рассматривают патриархат, ведь на нем базируется традиционная концепция семьи и государства.

Представители зеленого анархизма акцентируются на проблемах окружающей среды, критикуют современные технологии и заодно – анархистов других направлений.

Они пропагандируют возвращение к истокам, воссоединение с окружающей средой, выступают за создание небольших экопоселений. Среди «зеленых» анархистов есть сторонники возвращения к образу жизни древних охотников и собирателей (анархо-примитивисты).

Анархисты одновременно могут быть сторонниками нескольких течений. Например, известный практик этой идеологии, Нестор Махно, заявлял о своей приверженности идеям Бакунина и Кропоткина.

Партия анархистов России в 21 веке

Объединившиеся под знаменем борьбы со всеми формами управления человека человеком, последователи князя П.А. Кропоткина так и не смогли создать ничего кроме политического движения, лишь косвенным образом влиявшего на происходившие исторические события. Тщетно будет искать в справочниках год образования партии анархистов. Она так и не была официально учреждена, и само ее название существует лишь в силу установившейся традиции, не имея на то юридических прав.

Тем не менее определенные признаки развития анархического движения заметны. В 2000-х годах на его базе была создана международная антикапиталистическая организация левого толка, получившая название «АнтиФа». Ее участники во многом разделяют взгляды марксистов. Кроме того, в 2002 году появилось на свет либерально-коммунистическое полуанархическое движение «Автономное действие», стоящее на крайне левой платформе. В целом же, эти направления серьезного влияния на политику России не оказывают и носят характер молодежной субкультуры.

Различия между анархизмом, коммунизмом и анархо-коммунизмом

Анархизм — это понятие довольно всеобъемлющее. Анархизм стремится к отказу от государства, и это можно сделать применяя разные стратегии. Поэтому анархизм имеет такое большое количество вариаций.

Коммунизм — это идеология и социальное устройство, которые борются против классового расслоения общества и частной собственности, и поддерживают социальное равенство. В коммунизме человек трудится за благополучие всего общества.
На практике внедрение коммунизма подразумевало укрепление роли государства в жизнях людей.

Можно сказать, что государство даже взяло под контроль огромную часть человеческой жизни. А в анархизме главная идея — отдать бразды правления людям.

Анархо-коммунизм же выступал за ликвидацию государства, частной собственности и капитализма, против каких-либо руководителей или иерархии. И призывал к контролю над средствами производства. Управление и производство должны осуществляться путём горизонтальной сети добровольных объединений, рабочих советов и т. д.

К вопросу об общественном управлении

Но как же можно, отрицая всякую власть, осуществлять общественное управление? Анархист – это тот, кто видит решение данной проблемы в коллективном правлении и развитии низовой инициативы. То есть при осуществлении каких-либо общественных проектов инициатива идет снизу вверх, а не сверху, как это принято сейчас (простейший пример – выборность руководства на предприятиях).

Подобный подход к общественному устройству многими рассматривается как идеалистичный. Он требует от членов общества, построенного по принципам анархизма, особой самоорганизации и высочайшего уровня культуры. Ведь человек, отрицающий власть извне, должен уметь не только свободно выстроить собственную жизнь, но и наладить мирное бесконфликтное сосуществование с другими людьми, жаждущими, как и он, полной неограниченной свободы. Нужно ли говорить о том, что в современном, не самом совершенном обществе, это почти нереально? И. А. Покровский, известный российский правовед начала 20 века, так и писал: «Если есть учение, которое поистине предполагает святых людей, так это именно анархизм; без этого он неизбежно вырождается в звериное».

Дмитрий (26 лет)

Считать себя анархистом я начал еще в отрочестве. Повлияли папины полушутливые рассказы – в том числе, о махновцах во время Гражданской войны. Вскоре, опять же фактически с папой за ручку, я очутился в книжном магазине Фаланстер, где ко мне в руки попал журнал «Автоном». Интернета у меня тогда ещё не было, и я написал им бумажное письмо на почтовый адрес, указанный в журнале. Месяца через три получил ответ. Так всё и закрутилось. Надо сказать, что называться анархистом я начал несколько раньше, чем более-менее врубился в суть анархистских идей. Началось всё «неправильно» – больше нравилось слово, форма, а не содержание. Но постепенно форма наполнилась смыслом, а главное, она дала правильный вектор спонтанной революционности: стремлению вырваться из угнетающей повседневности и неприятию любых попыток подчинить меня и окружающих чьей-либо воле.

Первым моим знакомством с движением было участие в «Беспартшколе» – довольно интересном кружке лекций и дискуссий, проходившем много лет назад в Клубе имени Джерри Рубина. Первой акцией – какой-то арт-перформанс возле Росатома (если не путаю), куда мы со школьным другом явились с самодельным чёрным флагом с панковской анархией, намалёванной красным баллончиком. Лет с пятнадцати стал активно взаимодействовать с организацией «революционных анархо-синдикалистов» и тогда же написал первую статью о суровых реалиях школьной жизни в их журнал «Еретик». С тех пор было много разных инициатив и задумок, акций и кампаний, и планов, как движению достичь успеха.

Мы часто обращали внимание на то, что происходит в революционном движении за рубежом. У этой «внимательности к загранице» есть как свои сильные, так и слабые стороны

Сильно повлияли  в своё время массовые волнения 2008 года в Греции, где анархисты шли в авангарде борьбы. Сейчас очень вдохновляет революция в Рожаве – Сирийском Курдистане. Пожалуй, это наиболее серьёзный пример современности – принципы прямой демократии и кооперативной экономики воплощаются в жизнь в регионе с населением в несколько миллионов человек.

Ещё из значимых вех моего пути как анархиста надо выделить участие в городских протестах: как экологического плана, так и связанных со строительной политикой властей. В своё время в Москве было активно и хорошо заметно движение против «точечной застройки», также москвичи выступали против строительства мусоросжигательных заводов. Мы с товарищами считали, что это движение – хороший способ вести массовую пропаганду, а в перспективе – расширить наши ряды и, может, даже создать сеть протестных групп, действующих на либертарных принципах в разных районах города. Определённые связи мы действительно установили, однако само движение оказалось недостаточно решительным и организованным, а главное – непостоянным, лишь немногие из обычных «рассерженных горожан» становились постоянными активистами движения протеста. Неверен был и наш подход. О том, как анархистам организовать работу с социальными движениями более эффективно, я размышляю до сих пор.

Последний год львиную долю моей политической активности занимает солидарность с Курдистаном: в основном, информационная поддержка революции в русскоязычном сегменте Интернета

С одной стороны, я убеждён, что это действительно важно сейчас. Опыт революции имеет большое значение для всего мира

С другой, – такая «устремлённость в даль» симптоматична. Ведь в России наше движение сейчас находится в состоянии полузамирания, как и весь левый протест в России после подъёма 2011-2012 годов. Однако кризис этот несёт в себе потенциал нового витка развития, выхода на новый уровень и – победы. На мой взгляд, всё будет зависеть, в первую очередь, от веры в осуществимость антиавторитарного проекта – не «когда-то в будущем», а в ближайшей исторической перспективе. Это фундамент, на основе которого необходимо выработать верную стратегическую и тактическую линии. Постоянно ревизовать их эффективность, чутко ориентироваться в конкретных обстоятельствах. Решающие моменты впереди.

Неправильное представление[править]

По мнению сторонников анархизма, понятия «анархизм» и «анархия», безусловно, принадлежат к числу тех, которые наиболее часто представляются в искажённом виде и ошибочно используются в значении «хаос» или «беспорядок» — при этом утверждается, что анархисты якобы желают общественного хаоса и возврата к «законам джунглей».

Греческую приставку αν- в слове «αναρχία» следует понимать как «отсутствие», т.е. безвластие, а не «противостояние» или «противоположность» (власти).

Сторонники анархизма считают, что в последнее время эта философия, несмотря на представление анархии как стремления к хаосу и полному насилия беспорядку, получает всё большее распространение. По их мнению, этому во многом способствует популярность движения за свободное распространение компьютерных программ и исходного кода, свободный доступ к произведениям искусства и результатам научных исследований, а также анархические по своей сути проекты, вроде Freenet.

Нестор Махно

Нестор Махно известен как анархист времён русской революции и гражданской войны, которые были в начале прошлого века. Он был одним из пятерых детей, которых поднимала одна мать. И в этой ужасной нищете и отчаянии смог вырасти вождь анархистов. Махно связался с политическими движениями, существовавшими в те неспокойные годы в России.

Он воевал за власть между красными (большевиками) и белыми (сторонниками монархии). Знаменитый анархист становился лидером третьей силы русской революции. Его деятельность происходила на территории современной Украины и южных районах России. Под его знаменем было много выходцев из крестьянской среды и горожан. Махно периодически примыкал то к белым, то к красным. Но в конце войны его отряды были разгромлены большевиками.

По своей сути Махно всегда был против большевиков, несмотря на то, что иногда вставал под их знамёна. Это было оттого, что он поддерживал анархо-коммунистические идеи. В армии Махно было десятки тысяч идейных анархистов. В своей борьбе он использовал партизанскую тактику. Его огромные полки могли быстро исчезать после сражения и также быстро появляться в самом неожиданном месте.

Его идеалом было создать свободные самоуправляющиеся Советы. Они должны были, по убеждениям Махно, обладать всей политической властью. А это возможно было только при отсутствии сильного правительства. Проиграв, Нестор Махно вынужден был эмигрировать. Он закончил свои дни во Франции в середине 1930-х годов.

1921—1988

В феврале 1921 года умер П. Кропоткин. Был создан Комитет анархических организаций по устройству похорон. Проводить Кропоткина в последний путь в Москве пришли тысячи людей. Для участия в похоронах ВЧК согласилось освободить из тюрьмы семерых арестованных анархистов, которые после похорон добровольно вернулись в тюрьму. После смерти Кропоткина верхушка анархистского движения раскололась на несколько направлений.

Похороны Кропоткина

В частности, в 1921 году появилась концепция биокосмизма (лидер — А. Ф. Агиенко), основными принципами и целями которого были максимальная свобода личности и её творчества вплоть до свободы передвижения в космосе, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную, достижения физического бессмертия, способности создавать и пересоздавать Вселенную, управлять временем, воскрешать умерших людей и т. д.

Свыше 20-ти видных анархистов было арестовано только в Москве в ночь с 7 на 8 марта 1921 г. в связи с Кронштадтским восстанием. Во время конгресса Коминтерна 4 июля 1921 года заключенные-анархисты в Таганской тюрьме объявили голодовку, требуя освобождения. В результате было решено освободить и выслать из страны 10 анархистов, включая В. М. Волина.

29 сентября 1921 года 10 заключённых-анархистов, включая Фаню Барон и Льва Чёрного, были расстреляны.

Значительное число анархистов заявило о кризисе движения, его перерождении и вступило в РКП(б). По данным партийной переписи 1922 года, в рядах РКП(б) насчитывалось 633 бывших анархистов. До конца 1920-х годов существовало анархо-синдикалистское издательство «Голос Труда», выпустившее в свет большое количество литературы.

Последним очагом легального анархизма в СССР был музей Кропоткина и действовавший при нём Всероссийский общественный комитет по увековечению памяти П. А. Кропоткина (ВОК), существовавший до 1939 года. В 1925 году А. М. Атабекян и его сторонники вышли из Кропоткинского комитета. А. А. Боровой в течение 1927 неоднократно обращался к анархистам различных направлений, убеждая их вернуться в Комитет. Летом 1929 в Москве были арестованы сторонники Борового (А. Андреев, В. Бармаш, Н. Рогдаев, Ф. Гецци и др.), а также И. В. Хархардин и другие остававшиеся на свободе анархисты. Большинство из них было отправлено в Верхне-Уральский и Суздальский политизоляторы. Сам Боровой был сослан на 3 года в Вятку. Анархическая секция ВОК практически перестала существовать.

После 1988

В период Перестройки, в конце 1980-х годов, анархистское движение в СССР стало возрождаться[почему?], а крупнейшим объединением[кого?] рубежа 1980—1990-х годов стала Конфедерация анархо-синдикалистов (КАС). В июне 1990 года, после раскола КАС[почему?], была образована[как?] Ассоциация движений анархистов, существующая[как?][где?] до настоящего времени.

Libertatis Equilibritas (баланс свобод), символ правых анархистов-«либертарианцев» времен Перестройки[источник не указан 94 дня]

Во время Перестройки анархическое движение в СССР оказалось расколото на два противоположных враждующих лагеря по вопросу о пути движения к Анархии: на «правых» («либертарианцев», использовавших в качестве символа своего движения знак перечеркунутого доллара) и «левых» анархистов (использовавших в качестве общего флага своего движения «Веселый Роджер», традиционный флаг русских анархистов со времен революции и гражданской войны).[источник не указан 94 дня]

Весёлый Роджер, символ левых анархистов времен Перестройки[источник не указан 94 дня] и традиционный символ русских анархистов со времен революции и гражданской войны

Значительная часть анархистов и организаций анархистов[какие?] выступала за путь к Анархии через возвращение к капитализму и буржуазной демократии; другая, тоже очень значительная часть анархистов[какие?], придерживались пути к Анархии «напрямую», без реставрации капитализма — через устранение диктатуры КПСС, переход к многопартийной советской демократии с участием в органах власти анархистов и коммунистов, отстранение от власти обуржуазившейся клики партноменклатуры, проведение демократизации и децентрализации власти, переход к добровольному коммунному советскому самоуправлению и объединению профсоюзов.

Традиционный красно-чёрный флаг анархо-синдикалистов и анархо-коммунистов, используется и в России

Часть левых анархистов вошла в оргструктуры «Левой оппозиции в КПСС и ВЛКСМ» (больше известной как «Движение Коммунистическая Инициатива» (ДКИ) или «Коммунистическая Платформа в КПСС»).[источник не указан 2324 дня]

В 2000-е годы в России было организованно[кем?][где?][зачем?] интернационалистическое антикапиталистическое левое движение «АнтиФА», стоящее на анархической и коммунистической идейной платформе.

В 1995 г. была создана[кем?][где?][зачем?]Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ). В 2002 году было создано[кем?][где?][зачем?] полу-анархистское[почему?] (либертарно-коммунистическое) объединение Автономное действие.

Виды анархизма

Анархо-индивидуализм

Последователи индивидуалистического анархизма начиная с середины 19-го века выступали за движения: антиавторитарное, прорабочее и антиколлективистское.

Традиционно индивидуалистический анархизм считал себя частью левого анархизма (хотя и не социального анархизма), более широкого движения, которое противостоит как капитализму, так и государству, и он видит их как двойные силы угнетения.

Сторонники индивидуалистического анархизма, однако, всегда придерживались гораздо более позитивных взглядов на частную собственность, чем любые другие представители левых. Они принимали рыночную экономику и отвергали полномасштабный капитализм.

Анархо-коммунизм

Анархистский коммунизм, также известный как анархо-коммунизм, коммунистический анархизм или иногда либертарианский коммунизм. Он выступает за отмену правительства, которое он называет государством, частной собственности, особенно средств и активов массового производства, и самого капитализма.

Вместо этих учреждений и систем он призывает, как и его идеологический конкурент марксизм, к общей собственности или, по крайней мере, к контролю над средствами производства.

Анархо-коммунизм утверждает, что только посредством такого коллективного контроля люди смогут стать свободными от государственного господства и экономической, то есть капиталистической, эксплуатации.

При анархистском коммунизме реальные задачи правления и производства будут осуществляться непосредственно через горизонтальную сеть добровольных объединений, рабочих советов и экономики даров.

Экономика дара (экономика дарения) — это система, в которой ценные товары и услуги не обмениваются, нет “услуги за услугу”, они дарятся безвозмездно.

При анархо-коммунизме каждый участвовавший будет что-то делать исключительно для удовлетворения своих реальных потребностей. Однако, в отличие от марксизма, который защищает диктатуру пролетариата, анархистский коммунизм выступает против всех руководителей, иерархии и господства.

Анархо-капитализм (анкап)

Политическая система, в которой государство заменяется частными компаниями, они конкурируют за предоставление социальных услуг и инфраструктуры, которые обычно предоставляются правительством.

Эта точка зрения также называется анархизм свободного рынка, ещё либертарианский анархизм, рыночный анархизм или анархизм частной собственности.

Она основана на идее, что свободный рынок может предоставлять услуги и поддерживать порядок лучше, чем “навязанное” правительство, финансируемое за счёт налогообложения.

Минархизм

Минархизм — это либертарианская капиталистическая политическая философия, которая утверждает, что государство необходимо, но что его единственной законной функцией является защита людей от агрессии, нарушений контрактов и соглашений, мошенничества и т. д.

Единственными законными правительственными учреждениями являются военные, полиция и суды (также включаются пожарные управления, тюрьмы, исполнительная власть и законодательные органы, как законные правительственные функции).

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм — это слияние между анархизмом и пацифизмом

Анархо-пацифисты могут подчёркивать либо потенциал для бесконфликтного будущего мира без правительства, либо (чаще) важность принятия анархических и неиерархических структур внутри пацифистских движений для достижения мира во всём мире

Эта форма пацифистского выражения имеет тенденцию появления из работ творческих или экспериментальных пацифистов, таких как Лев Толстой, Бертран Рассел, Джон Леннон, Йоко Оно, Аллен Гинзберг и других.

Зелёный анархизм (экоанархизм)

Экоанархизм — это политическая доктрина, которая берёт некоторые из своих ключевых компонентов у анархической мысли и применяет их к взаимодействиям людей с нечеловеческим миром (животные и растения).

Зелёный анархизм предлагает разрушить все иерархии, которые являются следствием человеческой деятельности, независимо от того, содержатся ли они в нашем собственном обществе или нет, т. е. освободить все формы жизни от иерархического господства.

Главными темами зелёного анархистского мышления считаются права животных и социальная экология (идеология, которая призвана реконструировать и трансформировать нынешние взгляды как на социальные проблемы, так и на факторы окружающей среды).

Другие виды анархизма более специфичны, они направлены на разрушение иерархических человеческих отношений. В то время как зелёный анархизм является более общим, потому что он стремится удалить всю иерархию в целом (в мире людей и нелюдей).

Разрушать или созидать?

Известные анархисты сетуют на то, что в обществе их идеология часто воспринимается неверно; анархизму приписывают не свойственное ему желание вернуть мир к диким законам и погрузить его в хаос. Но давайте разбираться.

Анархизм как теория существует уже сотни лет и состоит из десятков направлений, зачастую противоречащих друг другу, а то и вовсе противоположных. Анархисты не могут определиться не только в своих отношениях с властями и другими партиями. Они не могут достичь единства даже в своем понимании цивилизации и технического прогресса. Поэтому в мире почти не существует примеров успешного построения, а затем и стабильного поддержания анархистами каких-либо значимых проектов. Зато примеров разрушений (впрочем, иногда полезных), осуществленных сторонниками анархии, более чем достаточно. Так что, если вернуться к песне Цоя, анархия и стакан портвейна – вполне реальное сочетание, анархизм и наган – тоже. А вот представить себе созидающего анархиста уже несколько сложнее.

Комментировать
0