Позднеминойский период ($1580 – 1450$ гг. до н.э.)
Это период высшего расцвета минойской культуры, к которому относятся основные археологические находки критских дворцов: Кносс, Фест, Закро, Маллия. В начале позднеминойской эпохи центр был перенесен в Закро. Два типичных города этого времени найдены в Гурнии и Псире. Для них характерны широкие, мощеные улицы. Дома построенные из небольших камней, смазанных глиной или скрепленных деревянными перегородками. И лишь дом правителя, расположенного на вершине холма, строился из отесанного камня. Дома располагались ярусами по горным склонам, от каждого из них на улицу вели ступени, по которым можно было сразу попасть в гостиную. Для этого периода времени характерен высокий уровень благоустройства: существовал водопровод, канализация, для которой использовались глиняные трубы, скрепленные узкими манжетами. Была разработана отличная система вентиляции и освещения с помощью окон и световых колодцев.
Во время наивысшего расцвета на острове главенствовал Кносс. О его процветании рассказывает богатый дворец с огромными светлыми залами, широкими лестницами, обширными кладовыми и изысканными росписями. Скорее всего, главным источником процветания Кносса было не столько использование внутренних ресурсов, сколько развитая международная торговля. Крит поддерживал тесные связи с Египтом. Основными статьями экспорта были шкуры, масло, фрукты, лес, драгоценные металлы, вино. Обширные торговые связи существовали в районе Эгейского моря. Об этом говорит основание в $1600$ году до н.э. минойских колоний на Родосе, и на побережье Малой Азии в Милете. На Западе моряки добирались до Липарских островов, и Мальты.
Замечание 4
Своим процветанием Крит обязан в первую очередь выгодному географическому положению в сложной системе высокоцивилизованных государств.
В этом ряду главенствовал Египет, который и в более поздний период привлекал торговцев из всего средиземноморского региона. Водные пути в Египет пролегали через цепь зависимых от минойцев островов. И пока они господствовали в море, процветание острову было обеспечено. Такая ситуация складывалась до $1450$ года до н.э., затем, остров резко приходит в упадок и с его господством было покончено. В это время минойские колонисты уходят из Ялиса на Родосе. Крит еще какое-то время оставался процветающим регионом, западная его часть продолжала свое развитие, но дух минойской цивилизации уже растворялся, а спустя некоторое время исчез навсегда. Причины этого явления доподлинно неизвестны.
Теории угасания минойской цивилизации:
- Восстание населения против власти Кносского дворца и его разрушение. Однако, с другой стороны были разрушены все дворцовые комплексы и маловероятно, что это была гражданская война между оседлыми народами.
- Природная. Извержение вулкана на острове Фера, из-за которого, по всей видимости, на берега Крита обрушилось цунами, разрушившее большинство строений.
- Нашествие греков-ахейцев. После природной катастрофы, на ослабленный разрушенный остров приходят ахейские племена, которые расселяются по всей его территории. Однако греческая устная традиция ничего не рассказывает об этом завоевании. И разрушения, после прихода микенцев были минимальны, что говорит скорее в пользу мирного расселения, нежели военного похода.
- Разграбление городов вследствие крупного морского набега. Возможно, его предприняли пираты восточного Средиземноморья с целью сокрушить морское господство Крита и ограбить богатый остров.
Так или иначе, но цивилизация постепенно погибает. До $1380$ года до н.э. критская экономика снова наметила путь к возрождению и развитию. Но спустя некоторое время, произошло новое разрушение всех дворцовых комплексов, после которого, Микенское государство приходит в окончательный упадок и больше не восстанавливается. Эта территория осваивается ахейскими а позднее и дорийскими племенами. И здесь вырастает новая мощная мировая культура.
Новости
- 26-06-2015, 18:06
-
Просмотров: 33 539
Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.
Подробнее…
- 3-06-2015, 17:18
-
Просмотров: 22 552
Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края
Подробнее…
- 15-04-2015, 09:52
-
Просмотров: 18 333
Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата
Подробнее…
Происхождение и внешние связи[править | править код]
Анатолийское происхождение минойской культурыправить | править код
Основная статья: Западноанатолийская цивилизация
Цилиндрическая печать из Арслантепе
Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы и многие другие особенности минойской культуры.
Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.
Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати. За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).
Кура-Араксинское происхождение минойцев
Одна из гипотез предполагает, что минойцы были выходцами из культуры Кура-Аракс.
Влияние материковой Греции (пеласгов)править | править код
С другой стороны, на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции («пеласгов»). Гомер упоминает пеласгов как народ, населявший Крит наряду с собственно критянами. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры. Кроме того, в названиях населённых пунктов древнего Крита встречаются характерные для материковой Греции суффиксы -ss-, -nth- и др.
Морские контактыправить | править код
Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н. э.
В древнейший период (конец 3 тыс. до н. э.) минойцы, по-видимому, поддерживали контакты с культурой Оциери на Сардинии. Античная традиция считала жителей Сардинии выходцами с Крита, что, однако, даёт историкам мало информации, поскольку на Сардинии сменилось несколько различных по происхождению культур.
По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Ещё в первой половине XX в. многие известные исследователи Крита, несмотря на столь ясное указание, путали пеласгов с собственно критянами. Позднее на остров проникли ахейцы (греки).
Принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели (язык, по-видимому, не является ни индоевропейским, ни родственным этрусскому). Не поддаётся расшифровке Фестский диск, а также всё, что написано линейным письмом «А».
Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы.
Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите ассимилированы семитами.
В хетто-лувийских надписях Малой Азии Крит не упоминается; по-видимому, Крит контактировал не с хеттами, а с малыми государствами, расположенными вдоль западного побережья Анатолии. Надписи предположительно критского происхождения обнаружены в Трое. Критяне колонизировали ряд островов Эгейского моря (в частности, Киклады), однако их экспансия, вероятно, столкнулась с соперничеством пеласгов.
Контакты с материковой Грецией, по-видимому, были незначительными и сложились уже после захвата Крита ахейцами.
Общая характеристика крито-микенского периода
Историю культуры Древней Греции делят на несколько важных этапов, самым ранним из которых является крито-микенский период, охвативший 3-2 тысячелетие до н. э.
Центрами цивилизации были город Микены в материковой Греции и остров Крит. К концу 3 тысячелетия до н. э. Критское царство, занимавшее весьма выгодное географическое расположение, было одним из самых могущественных на территории Греции. В дальнейшем цивилизацию, проживавшую там, назвали минойской, в честь прославленного местного царя Миноса.
Рис. 1. Остров Крит.
Центром сосредоточения жизни на Крите были многочисленные дворцовые постройки. Несмотря на свою разрозненность, вместе они составляли удивительно гармоничный ансамбль. Характерной чертой дворцов Крита была полное отсутствие планировки внутренних помещений и их хаотичное расположение. Эффект лабиринта дополняло необычное освещение. В стенах не было проемов, а свет поступал в помещение через отверстия в потолке, создавая причудливую игру света и тени.
Дворец служил и своего рода огромной кладовой: в его чуланах хранились огромные запасы продовольственных товаров, которые в качестве налога приносили земледельцы. Часть снеди служила запасом на случай неурожайных лет, часть шла на обеспечение ремесленников, а часть – на продажу.
Таким образом, дворец в крито-микенскую эпоху выполнял множество функций:
- административный и торговый центр;
- мастерская;
- главное зернохарнилище.
Дворец Миноса впечатлял своим размахом: в нем было множество комнат, лестниц, коридоров, перегородок. Именно этот дворец и послужил прототипом лабиринта в древнегреческом мифе о Минотавре. Критские дворцовые постройки действительно напоминали огромный лабиринт, поскольку имели сотни помещений с беспорядочной внутренней планировкой.
Рис. 2. Дворец Миноса.
Достижения крито-микенской цивилизации:
- Изготовление бытовых предметов из меди бронзы.
- Появление гончарного круга и развитие керамики.
- Строительство вытянутых в длину быстроходных гребных судов.
- Утонченное ювелирное искусство: изготовление изящных золотых украшений в виде насекомых и цветков, с использованием сложной техники эмали.
- Развитие живописи и скульптуры.
Гибель острова Тира
Основные города древнего острова Тира навсегда стерты с лица Земли. Но раскопки Акротири, поселения эпохи Бронзового века на окраине Санторини, свидетельствуют о том, что это был не единственный город на уничтоженном острове. Об этом рассказывают фрески.
Акротири был погребен под слоем пепла, подобно римской Помпее, но жители успели покинуть город до наступления катастрофы. Поселение сохранилось в отличном состоянии, но остатков людей в нем не обнаружено. В домах нет ювелирных украшений и прочих ценностей, которые видны на фресках с элегантными дамами.
Можно предположить, что вулкан просыпался постепенно. Так жители города получили преварительное предупреждение и предусмотрительно покинули поселение. Возможно, они успели доплыть до Крита и спастись в одном из городов на возвышенности.
Учитывая масштаб катастрофы, совсем неудивительно, что память о разрушении Тиры живет в легендах об Атлантиде, рассказанных Платоном тысячу лет спустя.
Территория и население
Официальной датой обнаружения минойской цивилизации считается $16$ марта $1900$ года, когда известнейший археолог Артур Эванс открыл миру развалины кносского дворца и минойское письмо, за что в $1911$ году и был посвящен в рыцари.
Самое же раннее поселение критское поселение датируется $6100$ годом до н.э. Откуда пришли переселенцы неизвестно, но они принесли с собой развитое гончарное ремесло и применяли в строительстве обожженный кирпич. Дома ставили на каменный фундамент, а крышу покрывали хворостом. Пищу готовили на открытом огне, в костровых ямах. Основным материалом для изготовления предметов труда служил обсидиан, который вероятно поступал сюда из Милоса.
Замечание 1
Расселившиеся по территории острова народы не были родственны племенам, проживавшим на материковой части Греции.
Немногим позднее археологи открывают здания, построенные из необожженного кирпича, вероятно, это было связано с изменением климата, который стал менее влажным.
В начале $III$ тысячелетия до н.э., благодаря мощной миграционной волне, заселяются Киклады, восточный и центральный Крит. Судя по образцам посуды, сюда пришли представители малоазийских народов, которые позднее ассимилировались с аборигенным населением. В это время, на Крите проживали худощавые люди с узкими лицами и удлиненными черепами. Средний рост мужчин составлял $157$ см., женщин – $148$ см. Новые племена предпочитали расселяться в восточной части острова на побережье, где климат был более мягким. Они принесли на новое место культуру внутридомовых очагов, строили многокомнатные дома, создавали отдельно стоящие погребения.
Замечание 2
Цивилизация просуществовала до $1400$ года до н.э. Ее назвали минойской по имени царя Крита – Миноса, известного нам, благодаря античной мифологии.
В истории минойской цивилизации принято выделять следующие периоды:
- Раннеминойский $(2900 – 2100 гг. до н.э.)$
- Среднеминойский период $(2100 – 1580 гг. до н.э.)$
- Позднеминойский период $(1580 – 1450 гг. до н.э.)$
Письменность и язык.
Наиболее раннее критское письмо – пиктограммы, как правило, на глиняных табличках, датируемые временем приблизительно до 2000 до н.э. Эти пиктограммы принято называть критскими иероглифами. По-видимому, они в основном местного происхождения, хотя некоторые символы аналогичны египетским. Особенное и единственное в своем роде пиктографическое письмо, надо полагать более позднего типа, мы находим на т.н. Фестском диске, круглой глиняной табличке (диаметр 16 см), на обеих сторонах которой с помощью печатей выдавлены пиктограммы. Расшифровка в будущем связанного с этими пиктограммами линейного письма заставляет надеяться на разрешение загадки диска.
На смену иероглифам пришло линейное письмо, разработанное на их основе, в Кноссе это произошло ок. 1700 до н.э., в Фесте несколько ранее. Это письмо, которое называют линейным письмом А, все еще сохраняет следы своего пиктографического происхождения; оно встречается на ряде глиняных табличек, относящихся ко времени с 1750 по 1400 до н.э.
Около 1450 до н.э. в Кноссе наряду с линейным письмом А стало употребляться и линейное письмо Б. Тексты, написанные линейным письмом Б, были обнаружены также в континентальной Греции, и это навело многих ученых на мысль, что этой письменности соответствовала какая-то форма греческого языка.
Темы, которым посвящены минойские тексты, написанные как на глиняных табличках, так и на каменных культовых объектах, – в основном хозяйство и религия. Около 20 культовых объектов происходят из разных мест, разбросанных по центральному и восточному Криту. Более 200 хозяйственных табличек, преимущественно расписки в получении и описи, были найдены в нескольких местах в восточной половине острова. Далеко превосходит все прочие коллекция табличек из Агиа-Триады – ок. 150 хозяйственных и административных глиняных документов.
Архитектура.
Наиболее примечательные образцы минойской архитектуры мы находим среди остатков дворцовых городов, таких, как Кносс и Маллия на севере, Фест и Агиа-Триада на юге Крита. Городской планировкой минойцы, по сути, не занимались. Глава общины выбирал для своего дворца лучшее место, а его родичи и свита отстраивали дома вокруг дворца. По этой причине города имели радиальную планировку, с улицами, берущими начало от дворца в центре и связанными между собой более или менее концентрическими переулками.
Дворцовые города обычно располагались в глубине суши, а с портовыми городами соединялись мощеными дорогами. Примечательным исключением из этого правила является Маллия: прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом.
Самые большие минойские дворцы представляют собой колоссальные лабиринтообразные системы помещений; возможно, они-то и послужили образцом для лабиринта Минотавра. Такой «накопительный» принцип строительства сделался характерным, вероятно, еще с позднего неолита, когда на Крите появились первые деревни. Минойские здания имели несколько этажей в высоту (такими они и сохранились на Фере) и плоские крыши. Дворцы могли быть возведены из тесаного камня, но нижние этажи обычных домов, как правило, строили из необработанного камня. Для верхних этажей использовался кирпич-сырец, иногда даже при возведении дворца. В некоторых случаях, чтобы обеспечить хотя бы частичную защиту от землетрясений, стены дворцов укрепляли переплетающимися деревянными связями.
Среди минойских дворцов самый знаменитый – Кносский (Дворец царя Миноса). Первоначальный облик дворца угадывается по тому виду, который дворец приобрел ок. 1700 до н.э., когда его разрушило землетрясение или ряд землетрясений, а затем он был восстановлен. Дворец, возведенный вокруг большого прямоугольного открытого двора, был почти квадратным в плане, каждая сторона имела в длину ок. 150 м. Залы и парадные покои располагались по крайней мере двумя этажами выше двора. Красивая и величественная, образованная многими маршами лестница, построенная после первого разрушения дворца, вела от этих покоев вниз в открытый дворик, по бокам которого были возведены два ряда довольно коротких колонн, плавно сужавшихся от широкой вершины к узкому основанию. Световой колодец в этом дворике является типично минойским решением проблемы освещения большого числа внутренних помещений. Проложенная от дворца мощеная дорога была по виадуку из громадных каменных глыб переброшена через глубокий овраг и соединялась с большой пересекавшей остров дорогой, которая вела из Кносса в Фест.
В Тронном зале возвышается уникальный в своем роде трон из гипса, по бокам от которого – фрески, изображающие грифонов. Деревянный трон стоял когда-то и в находившемся в жилой части дворца Зале двойных топоров (названном так потому, что на камнях его светового колодца обнаружена метка каменщика – топор с двумя лезвиями). Фактически это был глубокий портик, выходивший фасадом на восток. Узкий проход ведет из него в небольшую изящно отделанную комнату, называемую Мегарон царицы, с двумя световыми колодцами – с западной и восточной стороны. Рядом с ней имелся небольшой бассейн для омовений, а по длинному коридору можно было попасть в туалетную комнату: сюда были подведены водопровод и канализация.
Землетрясения, разрушившие Кносский дворец, не причинили значительного ущерба дворцу в Маллии, и потому его перестройка была куда менее существенной. Фестский дворец, который был возведен в период с 1900 по 1830 до н.э., был так поврежден землетрясениями ок. 1700 до н.э., что к его восстановлению даже не приступали, он был просто заброшен, а неподалеку, в Агиа-Триаде, построили новый дворец.
искусство
Найденные остатки минойского искусства внесли большой вклад в их цивилизацию. Фактически, его дворцы служили для того, чтобы разделить его историю на этапы: древний минойский или препалациальный, средний минойский или протопалацкий, поздний минойский или неопалациальный
Паласиос
Кто-то считает, что хотя сто процентов не было доказано, что они были резиденциями королей и резиденциями правительств, монументальные здания, найденные на Крите, были крещены, как дворцы. Наиболее важными структурами этого типа, все с внутренними двориками, являются Кноссос, Фестос, Малия, Като Закрос и Гурния.
Великие критские города начали расти примерно в 2000 году. В них, как самом внушительном центре, были построены внушительные дворцы. Предполагается, что сельское хозяйство и распределение ресурсов регулируется оттуда. Кроме того, они служили для хранения продуктов питания.
Дворцовые структуры были очень сложными. Они были построены из камня прямоугольной формы, а их интерьер был построен вокруг патио и комнат, украшенных краской. Они также включали в себя склады, большие лестницы и высокие платформы. С другой стороны, никаких остатков оборонительных стен обнаружено не было.
Эксперты отмечают, что дворцы выполняли несколько различных функций, от центра правительства до административного штаба, проходя через свои функции в качестве святилищ, мастерских или складских помещений..
Некоторые историки не согласны с использованием термина «дворец» для этих сооружений и предпочитают называть их «придворными зданиями». Однако это предложение никогда не укоренилось.
Минойская колонна
Минойская колонна является еще одним наиболее характерным вкладом минойских. Это более широкий тип колонны в верхней части, чем в нижней. По этой причине он также получает имя перевернутого столбца..
Они были сделаны из дерева и раньше были окрашены в красный цвет. Основание было каменным и очень простым. Со своей стороны столица имела форму круглого молдинга, напоминающего подушку.
металлургия
Минойцы приобрели большое мастерство с металлами. Они еще не обнаружили железо, поэтому их наиболее яркими творениями были золотые, бронзовые и медные украшения..
керамика
Наряду со дворцами керамика – самое известное художественное проявление, реализованное гербами того времени. Их отличали линейные рисунки различных геометрических фигур, таких как спирали, треугольники или кресты..
Во втором периоде его цивилизации также появились натуралистические рисунки, птицы, растения или кальмары.
скульптура
В ранней минойской культуре не было слишком много свидетельств скульптур. Только некоторые довольно грубые гуманоидные фигуры были найдены.
Уже в палеопациальный период скульптура стала более тонкой. Многие были связаны с религией, например, маленькие мужские и женские идолы, которые появились во время раскопок.
Во время неопациального, когда этот вид искусства прогрессирует замечательным образом. Он начал использовать слоновую кость, терракоту и бронзу в качестве наиболее распространенных материалов. Он подчеркивает, главным образом, представление о «богине змей», нескольких фигурах из глазурованной керамики, фаянса или, в меньшей степени, слоновой кости религиозного характера..
Эти женские фигуры носят типичные минойские одежды и получают свое имя от змей, которые появляются в их телах.
Литература[править | править код]
- Ирмшер Й., Йоне Р. // Словарь античности. — М.: Проргесс, 1989.
- Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — нач. I тысячелетия до н. э.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 864 с. — ISBN 5-86007-273-2.
- Ардзинба В. Г., Янковская Н. Б. Хеттское царство и Эгейский мир // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — Ч. II. Передняя Азия, Египет. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. — С. 118-201.
- Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). — М.: Изд-во АН СССР, 1961.
- Ильинская Л. С. Легенды и археология. Древнейшее Средиземноморье. — М.: Наука, 1988. — 176 с.: ил. — (Из истории мировой культуры). — ISBN 5-02-008991-5.
- Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. — М.: Наука, 1980. — 120 с.: ил. — (Из истории мировой культуры).
- Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: Терра, 1997. — 168 с.: ил. — (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»). — ISBN 5-300-00871-0.
Крах минойской цивилизации
Царям Крита удалось создать прекрасный военный флот, благодаря которому они подчинили себе соседние острова и стали властителями всего Эгейского моря.
Однако в самом расцвете минойской цивилизации, в середине 15 века до н. э. на острове, расположенном неподалеку от Крита, произошло невероятно мощное извержение вулкана. В результате все прекрасные дворцы и жилые постройки на Крите были разрушены.
Рис. 3. Извержение вулкана.
Причиной угасания древней культуры послужили и частые набеги враждующих народов, а также несколько неурожайных лет. В совокупности все это послужило причинами краха экономической системы некогда прославленного Крита.
Интересной особенностью Крита древнего периода является полное отсутствие оборонительных укреплений. Это говорит о том, что критяне были настолько уверены в мощи своего военного флота, что не считали нужным как-то укреплять собственные поселения.
Впоследствии критская культура уже не смогла вернуть утраченное великолепие, и центр цивилизации переместился в материковую Грецию.
Что мы узнали?
При изучении темы «Крито-микенский период» мы узнали кратко о крито-микенском периоде. Мы выяснили, какой промежуток охватывал данный период, какими достижениями и особенностями он характеризовался. Также мы узнали причины угасания минойской цивилизации.