СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Примечания

  1. ↑ (HTML) (15 марта 2012). Дата обращения: 24 марта 2020.
  2. (HTML). (30 мая 2014). Дата обращения: 24 марта 2020.
  3. ↑  (недоступная ссылка). itar-tass.com (22 сентября 2011). Дата обращения: 23 сентября 2011.
  4.  (недоступная ссылка). rnd.cnews.ru (11 декабря 2009). Дата обращения: 12 декабря 2009.
  5. The Military Balance 2018,p.56
  6. The Military Balance 2018,p.52
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 марта 2014.
  8. полковник А. Кузьмин. Совершенствование стратегических БЛА-разведчиков «Глоубал Хок» // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (635), 2000. стр.57-58
  9. . Дата обращения: 20 июня 2019.
  10. . Дата обращения: 20 июня 2019.
  11. Д/ф «Атомный бомбардировщик» из цикла «Самолёты, которые никогда не летали» /Planes That Never Flew: The Atomic Bomber (2003—2005, Discovery Channel).

Огромные перспективы

Да, имеющий за плечами многолетний стаж эксплуатации и значительное число модификаций RQ 4 Global Hawk на наш «Альтиус» пока смотрит свысока. Количественно и качественно «Ястребы» пока действительно впереди. Потребуется время, чтоб наши дроны смогли потягаться в небесах с лучшими мировыми образцами.

Упор на отечественные материалы, система радиоэлектронной борьбы и радиолокация российского производства делают наш «Альтиус У» как минимум вдвое дешевле заокеанского конкурента. Но, чтобы всерьез конкурировать с дронами Дяди Сэма, нужно, чтобы «Альтиус У» до последнего винтика собирался из отечественных компонентов: от двигателя до программного обеспечения и систем навигации. Без этого «Альтиус У» повторит печальную судьбу всех своих предшественников — останется перспективным, но все-таки штучным образцом.

С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

Есть уверенность, что рынок беспилотников класса HALE будет расти. Это обусловлено как сохраняющейся неспокойной геополитической ситуацией в ряде регионов мира, так и обусловленной этим необходимостью воздушного патрулирования больших территорий и акваторий с высокой эффективностью и минимальными риском для экипажей. Наиболее близким для нас примером здесь являются участившиеся в последнее время наблюдательные полеты американских беспилотников “Глобал Хок” вдоль российских границ, в частности, в районе Крыма, а также над восточной частью Украины.

Среди вызовов, которые стоят перед разработчиками беспилотных систем подобного класса, можно отметить не только расширение их разведывательных возможностей с приближением к возможностям пилотируемых летательных аппаратов, но и развитие их ударных возможностей. Кроме того, как показал инцидент с Ираном, актуальность приобретает задача развития средств защиты беспилотников от воздействия управляемого оружия “воздух–воздух” и “земля–воздух”, а также от воздействия различных средств радиоэлектронной борьбы.

Несмотря на существенный отрыв компании Northrop Grumman от ряда других компаний, работающих в данном направлении, есть основания полагать, что по критерию стоимость–эффективность ряд участников рынка смогут составить конкуренцию лидеру. В том числе и другие разработчики из самих США. Компетенции Израиля, как второго после США поставщика систем БЛА в мире, в части беспилотников класса HALE пока также не вызывают сомнений в силу отработанности предлагаемых потребителям решений. Доведение же планируемых контрактов до подписания обусловлено главным образом политическими обстоятельствами.

Среди новых игроков в данной области наиболее предпочтительные шансы имеются у Китая, высокими темпами развивающего направление беспилотной авиации практически по всем возможным типам и классам. В случае если используемые пока для нужд НОАК системы будет предложены на экспорт, они, как и ранее предложенные беспилотники класса MALE, с большой долей вероятности смогут найти здесь заинтересованных заказчиков.

Вследствие высокой заинтересованности российского Министерства обороны в беспилотных авиационных системах в целом и в БЛА тяжелого класса в особенности есть основания предполагать успешное завершение работ по созданию российского БЛА “Альтаир”. При сохранении данного внимания и соответствующей поддержке он, несмотря на имевшие место сложности, может в ближайшие годы быть доведен до удовлетворяющих заказчика характеристик. А вслед за основным заказчиком, вполне возможно, будет предложен также иностранным потребителям из числа традиционных партнеров России в области военно-технического сотрудничества.

Денис Вячеславович Федутинов – эксперт в области беспилотных авиационных систем.

Применение

Global Hawk является первым БПЛА, который получил разрешение федерального управления гражданской авиации США на самостоятельную отправку полётного задания и полёт с использованием гражданских воздушных коридоров на территории США без дополнительных уведомлений.

15 октября 2016 года и 14 мая 2017 года БПЛА совершил по разрешению властей Украины разведывательные полёты вокруг полуострова Крым и Донбасса, вылетев с сицилийской базы Сигонелла. Так же начиная с 25 ноября 2018 года, после инцидента с украинскими кораблями в районе Керченского пролива, беспилотники RQ-4B периодически производят полеты вдоль побережья Крыма и линии разграничения на Донбасе.

Эксплуатанты[править | править код]

  •  США

    • ВВС США — 29 RQ-4B, по состоянию на 2018 год
    • ВМС США — 4 RQ-4А, по состоянию на 2018 год, заказано 70 MQ-4C Triton
    • НАСА
  •  НАТО — в мае 2012 года руководство НАТО заключило контракт на поставку пяти RQ-4 Global Hawk Block 40. Сумма сделки составила 1,7 млрд долл., покупка совершена в рамках программы НАТО Alliance Ground Surveillance (AGS).
  •  Австралия — в марте 2014 года ВВС Австралии получили первый RQ-4 Global Hawk Triton. БПЛА размещены на авиабазе Эдинбург в штате Южная Австралия.
  •  Германия — в октябре 2011 года ВВС Германии получили первый RQ-4 Euro Hawk из заказанных пяти (официальное принятие на вооружение запланировано на 2012 год), оставшиеся 4 БПЛА поставлены в 2015—2016 гг.. 14 мая 2013 года официально сообщено о прекращении программы из-за отсутствия разрешения на полёты.
  •  Республика Корея — ВВС Республики Корея 3 декабря получили 2 комплекта БПЛА «RQ-4 Global Hawk», ещё один комплект планируется поставить в 2019 году.

Потенциальные операторыправить | править код

Канада — потенциальный покупатель, желающий использовать Global Hawk для наблюдения за удалёнными районами Арктики; при этом Global Hawk полностью заменит или дополнит патрульный самолёт CP-140 Aurora.[источник не указан 1790 дней]

Испания также имеет планы (2007) по закупке Global Hawk и уже подписала контракты с Northrop Grumman.

Япония заинтересована (2010) в покупке трёх Global Hawk.

Новая Зеландия — вооружённые силы страны рассматривают Global Hawk в качестве потенциального средства наблюдения за Южным океаном и тихоокеанскими островами; также для этих целей могут быть выбраны израильские IAI Heron и беспилотник собственной разработки «Kahu».[источник не указан 1790 дней]

Скромные результаты

Обычно эксперты сравнивают наш «Альтиус У» с ударным американским MQ 9 Reaper, он же «Жнец». Но Reaper — откровенный легковес в сравнении с российским аппаратом. «Чистая» масса, без бомб и ракет, «Жнеца» — чуть больше двух тонн. Изначально заявленная масса «Альтиуса» — пять тонн.

В процессе создания аппарат слегка набрал вес: в разные периоды разработки назывались цифры в шесть, семь и даже 7,5 тонны. По этому показателю он ближе RQ 4 Global Hawk.

Большинство информации по «Альтиус У» засекречено. Но даже те сведения, что обнародованы, дают повод для оптимизма. Российский дрон изготовлен целиком из отечественных комплектующих. Корпус — из композитного сплава повышенной прочности: углепластик со специальными смолами.

Местность зорко сканируют камеры в высоком разрешении FullHD в связке с тепловизором. Цель от такого тандема не ускользнет ни днем, ни ночью. Плюс «Альтиус У» может прихватить на борт пару радаров — они позволят мгновенно передавать информацию на спутники и наземные серверы.

Полезная нагрузка дрона — до двух тонн, что в полтора раза выше, чем у RQ 4 Global Hawk! Еще один жирный плюс в копилочке «Альтиуса» — длительность полета. Россиянин может не приземляться двое суток кряду. Спутниковая система навигации превращает «Альтиус» в автономную единицу, способную уходить в «одиночное плавание» на долгие часы.

А вот остальные показатели в сравнении с американским визави пока скромнее. Размах крыла у россиянина меньше — чуть-чуть не дотягивает до 30 метров. Дальность полета без дозаправки не более 10 тыс. км. Максимальный потолок тоже ниже, чем у американца.

Еще один минус в активе «Альтиуса У» — скорость. Предел немецких моторов RED A03/V12, которые пока ставят на «Альтиус», — 250 км в час, больше не выжать. Но разработчики обнадеживают: мощный «доморощенный» движок уже на подходе. Скорее всего, это будут движки на основе турбовального ВК 800С, который стоит на вертолетах «Ансат» и Ка 226.

Дроны «Туполева»

СССР в гонку беспилотников включился с опозданием. Наш первый беспилотный разведчик Ла 17Р дебютировал лишь в 1963 м. Поначалу в Минобороны отнеслись к проекту скептически: что за моделька из Дворца пионеров? Но все изменил Вьетнам. Американские беспилотные разведчики хорошо показали себя в небе над джунглями. В московских кабинетах военные чины серьезно задумались: намечалось отставание от геополитического противника.

Долгожителем стали «Рейсы», несшие боевую вахту до конца 90 х. Могли бы и больше, но экономические трудности подрезали крылья. Беспилотные аппараты «Пчела 1Т», созданные в ОКБ Яковлева в 90 е, налетали в первую чеченскую кампанию лишь 7,5 часов.

Потуги вернуться в игру были предприняты на стыке веков. В 1999 году ОКБ Камова представило беспилотный вертолет Ка 137. В 2007 м в беспилотной тематике попробовала себя корпорация «МиГ». Она разработала ударный стелс-беспилотник «Скат».

Тогда же КБ «Луч» представило комплексы разведки «Типчак», оснащенные дистанционно пилотируемыми аппаратами. Дроны успешно испытали и включили в гособоронзаказ на 2008 год.

Однако безденежье так и не позволило поднять в небо российские дроны в большом количестве. Все это аукнулась в августе 2008 го. В условиях горной Южной Осетии нехватка маленьких дронов-разведчиков ощущалась особенно остро.

Оценив проблему, уже в следующем году на разработку российского беспилотника нового поколения спешно нашли деньги. Однако первое время дела шли из рук вон плохо — тестовых испытаний не выдерживал ни один представленный образец.

Тем временем в США продолжали клонировать «Ястребов» — RQ 4.

Без пилота и штурмана

О беспилотной авиации задумались тогда же, когда человек сел за штурвал первого самолета. Тогда все верили: поднять в воздух аппарат без человека труда не составит: крылья делать научились, двигатели тоже — осталось решить вопрос радиоуправления. Но именно оно и «тормознуло» взлет первых беспилотников на три десятилетия.

Боевое крещение дроны получили лишь в финале Второй мировой — 30 июля 1944 го американский радиоуправляемый Interstate TDR 1 торпедировал японское судно Yamazuki Maru.

По-настоящему возможности дронов начали раскрываться в 90 е, когда стремительный рывок совершили компьютерные технологии. Операционные системы Windows и Linux, новые процессоры и накопители, беспроводной Bluetooth сделали из беспилотников серьезное оружие. Плюс развитие спутниковой навигации, обеспечившей точный выход дронов на цель в любой точке планеты.

«Беспилотный» прорыв начался с операции «Буря в пустыне» в Ираке в 1990–1991 годы. Американо-израильские RQ 2 Pioneer с GPS на борту совершили более 300 вылетов. Они стали настоящим кошмаром для войск Хусейна.

Дроны собирали разведданные, корректировали огонь артиллерии. Спасения от жужжащих где-то в облаках разведчиков не было. Доходило до того, что, едва завидев дрон, иракские солдаты выбрасывали белый флаг — появление RQ 2 Pioneer над позициями значило лишь одно: вскоре их накроет массированный налет или ракетный удар. Это были первые случаи в истории, когда люди фактически сдавались в плен роботам!

Окрыленный успехом дронов, Пентагон в мае 1995 го объявил конкурс на создание боевого беспилотника нового поколения. Победителем стал проект фирмы TRA. Именно ее дроны AQM 34 Firebee работали во время вьетнамской войны.

Так появился проект Global Hawk, который сегодня знает весь мир под аббревиатурой RQ 4. Правда, с реализацией не спешили — прототипы поднялись в воздух в 1998 м, а на первое боевое дежурство американский «Ястреб» заступил лишь в 2006 м. Особо спешить американцам было незачем — беспилотники США безраздельно господствовали в небе.

История программы

Беспилотный разведывательный летательный аппарат Euro Hawk создавался на базе модели RQ-4 Global Hawk американской корпорации Northrop Grumman. Он представляет собой один из самых крупных беспилотников, существующих в настоящее время. Аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Фюзеляж типа полумонокок – из алюминиевых сплавов. Крыло и V-образное хвостовое оперение изготовлены из композиционных материалов на основе углеволокна. Использованные технические решения позволили создать БЛА, способный выполнять полеты продолжительностью до 30 часов на высотах порядка 20 тысяч метров.

Global Hawk оснащен интегрированным комплексом разведки и наблюдения. Комплекс включает РЛС с синтезированной апертурой и режимом селекции подвижных целей, а также оптический и инфракрасный сенсоры. РЛС, дневная и инфракрасная камеры могут работать одновременно, что позволяет получить существенный объем информации. Для передачи сведений на землю могут быть использованы несколько каналов связи, включая спутниковый.

Первый полет БЛА Global Hawk начальной версии, получившей обозначение Block 10, совершил 28 февраля 1998 года. Последние беспилотники версии Block 10 поставлялись Министерству обороны США вплоть до июня 2006-го. На основе этого БЛА компанией Northrop Grumman было создано еще несколько модификаций.

Версия Block 20 отличалась от начальной увеличенными размахом крыла и грузоподъемностью. Первый полет беспилотника данной модификации состоялся в апреле 2007 года, а первая поставка ВВС США – в июне 2008-го.

Модификация Block 30 отличается большим размахом крыла и возросшей продолжительностью полета, которая достигла 32 часов. Еще до момента официального принятия на вооружение ВВС США в августе 2011 года БЛА версии Block 30 был использован в ходе ливийской кампании, где приступил к выполнению полетов еще до первых авиационных ударов. По имеющимся данным, всего должно было быть выпущено 42 БЛА данной модификации. Из них 18 единиц построены и использовались или используются ВВС Соединенных Штатов.

Версия Block 40 – наиболее современная на настоящий момент модификация БЛА, оснащенная мультиплатформенной радиолокационной системой MP-RTIP (Multi-Platform Radar Technology Insertion Program). Она позволяет вести разведку в широкой зоне и производить поиск движущихся целей на больших удалениях. При этом, как утверждают разработчики, время отклика РЛС типа MP-RTIP в девять-десять раз меньше, чем штатного радара, а дальность ее действия превосходит радиолокационную станцию APY-7. Первый полет беспилотник версии Block 40 совершил 16 ноября 2009 года.

Возвращаясь к европейской, а точнее, немецкой модификации БЛА RQ-4, необходимо отметить, что в ее основу положена версия Block 20, на базе которой европейским авиакосмическим концерном EADS совместно с американской компанией Northrop Grumman создан аппарат, представленный публике в октябре 2009 года. На борту европейской версии БЛА была установлена аппаратура радиотехнической разведки фирмы EADS, а на наземной станции управления – аппаратура обработки информации также европейской разработки.

Программа создания Euro Hawk финансировалась правительством Германии, которое потратило на нее около 559 миллионов долларов. В общей сложности ВВС Германии должны были получить пять БЛА Euro Hawk. Однако планам этим не суждено сбыться – в мае текущего года министр обороны страны Томас де Мезьер объявил о закрытии программы. На тот момент один БЛА уже получен, а четыре оставшихся должны были поступить до 2016 года.

Российский дрон с непростой судьбой

Российских военных отставание в беспилотной сфере не устраивало. В 2011 году Минобороны объявило конкурс на тяжелый беспилотник для армии. Его выиграло ОКБ «Сокол» (ныне ОКБ имени Симонова). В рамках научно-исследовательской работы «Альтиус» началась разработка аппарата большой продолжительности полета «Альтаир». На разработку выделили миллиард рублей. Летом, по сообщениям СМИ, дрон совершил тестовые полеты. Однако потом дело застопорилось. «Альтаир» угодил в заголовки газет в связи с обвинениями в пропаже средств бюджета, арестом главного конструктора, приостановкой работ. В конце 2018 го проект передали Уральскому заводу гражданской авиации. Сроки разработки перенесли. И вот летом 2019 го наследник «Альтаира» — «Альтиус У» — поднялся в воздух.

Фото из архива автора
«Альтиус У» во время полета.

Загоризонтные РЛС — ответ новейшим дронам НАТО

По словам эксперта, подобного рода беспилотники уже летали не раз в акватории Балтийского и Черного морей, по территории Украины, “пытаясь прощупывать наши территории, которые примыкают к Украине”. Однако, уверяет Алексей Леонков, “у нас есть комплексы радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного подавления, которые специализируются по работе с такими объектами, с такими самолетами-разведчиками или беспилотниками-разведчиками”.

Он продолжил, что РЛС загоризонтного обнаружения видят такой объект, когда он только летит в нашу сторону, и его встречает уже хорошо подготовленная контратака.

Global Hawk UAV development

In March 2001, the US Department of Defense awarded Northrop Grumman a contract for the Engineering and Manufacturing Development (EMD) phase of the programme which concluded in February 2003 with the final delivery of the seventh pre-production (block 0) vehicle.

In June 2001 a contract was placed to begin low-rate initial production (LRIP) for two production air vehicles and the mission control element of the system’s ground station, to be completed by December 2003.

The first production vehicle (block 10) rolled out in August 2003. A further LRIP contract for four vehicles was placed in February 2003 and a third in October 2004 for two vehicles. Block 10 deliveries were completed in June 2006.

The US Navy had two RQ-4A air vehicles delivered in 2005. In April 2008, the USN selected the RQ-4N marinised variant of the Global Hawk RQ-4B Block 20 for the broad-area maritime surveillance (BAMS) unmanned aircraft system (UAS) requirement.

The system design and development (SDD) contract awarded to Northrop Grumman saw the delivery of two UAVs with mission payloads and communication suites, one forward operating base mission control system, one systems integration laboratory and one main operating base mission control system.

The RQ-4N is equipped with Northrop Grumman active electronically scanned array (AESA) radar, Raytheon electro-optic / infrared sensors, L-3 communications suite and Sierra Nevada Corp. Merlin electronic support measures (ESM).

The contract for the lot 11 production of RQ-4B Global Hawk was awarded in August 2014.

Global Hawk’s record-breaking flights

In April 2001, Global Hawk made aviation history when it completed the first non-stop flight across the Pacific Ocean by an unmanned, powered aircraft, flying from Edwards AFB, California, to the Royal Australian Air Force Base, Edinburgh, South Australia.

Global Hawk successfully participated in a series of exercises with the RAAF, the Royal Australian Navy and the US Navy. Guinness World Records has recognised the flight as the longest (13,840km) by a full-scale unmanned aircraft.

In August 2003, Global Hawk became the first UAV to receive authorisation from the US Federal Aviation Administration (FAA) to fly in national airspace.

Потери[править | править код]

Дата Бортовой номер Место аварии Военный конфликт Описание
06.12.1999 RQ-4A  США авария при совершении посадки на авиабазе Эдвардс
30.12.2001 нет данных  Пакистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
10.07.2002 нет данных  Пакистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
20.08.2011 04-2017  Афганистан Война в Афганистане (с 2001) Разбился в связи с техническими неисправностями.
11.06.2012 нет данных  США, штат Мэриленд, недалеко от Солсбери
Разбился в связи с техническими неисправностями.
21.06.2017 RQ-4B  США, штат Калифорния
Разбился в связи с техническими неисправностями.
26.06.2018 нет данных  Испания,Средиземное море Разбился в связи с техническими неисправностями
20.06.2019 нет данных Ормузский пролив
Сбит ракетой класса «земля-воздух» ПВО Ирана. Модификация MQ-4C Triton.

Unmanned reconnaissance capability

Global Hawk can carry out reconnaissance missions in all types of operations. The 14,000nm range and 42-hour endurance of the air vehicle, combined with satellite and line-of-sight communication links to ground forces, permits worldwide operation of the system.

“Global Hawk is a high-altitude, long-endurance, unmanned aerial reconnaissance system.”

High-resolution sensors, including visible and infrared electro-optical systems and synthetic aperture radar, will conduct surveillance over an area of 40,000nm² to an altitude of 65,000ft in 24 hours.

Six Global Hawk demonstrator vehicles were deployed in support of Operation Enduring Freedom in Afghanistan since 2002 and Operation Iraqi Freedom since 2003, completing over 4,300 combat hours.

Two ex-USAF Global Hawk demonstrators were transferred to NASA’s Dryden Research Center at Edwards AFB, California in January 2008, for use as airborne science research platforms.

Оборудование

Комплект самолета состоит из наземного и воздушного сегмента, сегмента обслуживания и обученного персонала. Что касается воздушного сегмента, то он включает БЛПЛА с разными сенсорами, системы передач данных и авионику. Наземный сегмент складывается из обслуживания и оборудования запуска, системы наземного управления с оборудованием наземной связи. Все наземное оборудование для повышения мобильности находится на специальных трейлерах или в контейнерах.

RQ-4 Global Hawk оборудован интегрированной системой разведки и наблюдения HISAR. Это более дешевая, упрощенная версия ASARS-2, созданного компанией Hughes для самолета-разведчика Lockheed U-2. Этот комплекс применяется на борту БПЛА RC-7B и направлен на международный рынок. Также комплекс включает инфракрасные и оптические сенсоры, радар SAR/MTI. Данные подсистемы могут использоваться одновременно, а их данные обрабатываются одним процессором. Они могут передаваться в режиме реального времени на землю через спутниковый канал или в пределах прямой видимости (50 Мбит/с).

Разработкой радара занималась компания Raytheon (Hughes). Он способен работать без сбоев в любых погодных условиях. Он позволяет получить радиолокационное изображение в нормальном режиме работы с разрешением 1 м. По статистике за сутки можно получить изображение с территории 138 тыс. кв. м на расстоянии 200 км. В точечном режиме съемка области 2х2 километров, за сутки можно получить больше 1900 изображений, имеющих разрешение 0,3 м Global Hawk. Подсистема SAR/MTI функционирует в Х-диапазоне и способна обеспечить:

  • обнаружение и сканирование движущейся цели в пределах 100 км;
  • в режиме деталировки разрешение 1,8 м на площади 10 кв. км;
  • наблюдение в комбинированном режиме с разрешением 6 м за полосой длиной от 20 до 110 км, шириной 37 км.

Радар может выявить наземные подвижные объекты и обеспечить передачу данных о них (скорость и координаты) в текстовых сообщениях.

Электронно-оптическая камера сделана компанией Hughes. С ее помощью можно получить высококачественные изображения. Датчик сопряжен с телеобъективом, имеющим телеобъектив с расстоянием 1750 мм. Применяется 2 режима работы: сканирование 10 км полосы, изображение области 2х2 км.

Изображение с ОЭ/ИК сенсоров и радара обрабатывается на борту БПЛА и в виде отдельных кадров передается на наземную станцию. В свою очередь наземная станция состоит из кадров изображения и подготавливает их для последующего использования.

Инерциальная система с поправками используется для навигации. Global Hawk применяют для автономного полета и передачи разведывательных данных посредством спутниковых каналов на наземную станцию (диапазоны УКВ и Ku). Если самолет будет использован в зоне прямой видимости, есть возможность передавать данные напрямую на подходящую наземную станцию.

RQ-4 Global Hawk видео

Наземный сегмент, складывающийся из оборудования обслуживания, запуска и системы наземного управления, тоже выпускается компанией Raytheon. МСЕ предназначены для постановки задач, контроля и управления, передачи и обработки изображения. LRE используется для запуска RQ-4 Global Hawk, а также поиска. В составе есть оборудование LRE для вычисления поправок системы GPS, позволяющее дать определение точного положения БПЛА во время посадки и взлета. В остальное время главное навигационное средство – инерциальная система. Во время миссий LRE и MCE могут находиться в различных местах (обычно МСЕ находится в расположении командования). Эти системы размещаются в укрепленных убежищах, имеют наружные антенны для спутниковой и прямой связи.

RQ-4B next generation reconnaissance drone

Northrop Grumman developed the next-generation, RQ-4B, having a 50% payload increase, larger wingspan (130.9ft) and longer fuselage (47.6ft), and new generator to provide 150% more electrical output. Three RQ-4B air vehicles (block 20) were initially ordered plus a further five ordered in November 2005. Block 20 aircraft also have an upgraded sensor suite.

The first block 20 Global Hawk completed a maiden flight in April 2007 and the first was delivered in June 2008.

The block 40 Global Hawk, with the multi-platform radar technology insertion programme (MP-RTIP), was selected by NATO for the alliance ground surveillance (AGS) programme. The original proposal had manned and unmanned elements but the Alliance decided to go ahead with a UAV-only programme in September 2007. The production of the first NATO AGS block 40 Global Hawk aircraft began in 2013 and the first of the five aircraft completed successful flight in November 2019.

The MP-RTIP-equipped block 40 Global Hawk completed its first full system flight in July 2011.

The Australian Defence Force has plans to purchase a squadron of Global Hawks to replace a number of P-3C Orion maritime patrol aircraft.

Истина где-то рядом

Причины, на которые сослался Томас де Мезьер, указавший на нерешенность вопросов эксплуатации этого БЛА в европейском воздушном пространстве, а также возросшие расходы по программе, не вполне серьезны. Первое – эта проблема вполне решаема, что показывает опыт использования других БЛА в европейском воздушном пространстве. Второе – сумма превышения расходов не выглядит чрезмерно большой. По подсчетам производителей Euro Hawk, дополнительные расходы, связанные с допуском беспилотников к полетам, составляют не 600 миллионов евро, как сообщалось ранее, а 160–193 миллиона евро.

Думается, что главной причиной отказа от Euro Hawk стало спровоцированное экономическим кризисом сокращение военных бюджетов, заставившее военных лучше считать деньги и по-новому расставить в связи с этим обстоятельством приоритеты. По ту и по эту сторону океана.

Во-первых, за время реализации программы Euro Hawk она успела несколько морально устареть. Во-вторых, Германия участвует еще в одном проекте, подразумевающем широкое применение беспилотных систем, – натовской программе наблюдения наземных целей (AGS). В ней также было принято решение использовать БЛА на основе Global Hawk. Однако она стартовала несколько позднее программы Euro Hawk, поэтому в ней применяется более современная модификация этого аппарата – Block 40, а не Block 20.

В мае 2012 года руководство НАТО заключило контракт на поставку пяти RQ-4. Причем, несмотря на формально общеевропейский характер этой программы, бремя основных затрат по ней легло именно на Германию. В этой связи решение об отмене контракта по Euro Hawk выглядит достаточно логично, он просто превратился в своеобразный «чемодан без ручки». Вероятно, понимание этого обстоятельства начало приходить ранее, однако окончательно дозрело уже при нынешнем германском министре обороны, который рассудил, что лучше принять непопулярное, но необходимое решение поздно, чем оттянуть неизбежное еще на год-два. Не зря Томас де Мезьер пользуется в Германии репутацией чрезвычайно надежного и эффективного менеджера, готового к решительным действиям по наведению порядка. При этом думается, что электронное разведывательное оборудование, созданное EADS в рамках этого проекта, будет использовано в других разработках.

Возвращаясь к финансовой подоплеке отмены программы, стоит отметить, что сами США, также сокращающие расходы на оборону, провели пересмотр своих беспилотных программ, включая Global Hawk. В частности, еще в начале 2012 года было решено в целях экономии полностью отказаться от дальнейшего приобретения и эксплуатации ранних версий БЛА RQ-4. При этом планировалось приостановить закупки новых беспилотников, а уже полученные аппараты – законсервировать и убрать в резерв.

Разумеется, подобные решения не могли быть положительно встречены в американском ВПК. В качестве спасительной меры здесь было предложено поставлять БЛА Global Hawk предыдущих версий на экспорт. Интерес к системам Global Hawk помимо Германии проявляли также Япония, Корея, Канада, Испания. Как видно, круг потенциальных заказчиков весьма узок, что обусловлено как ограничениями по экспорту этих систем из США, так и немалой стоимостью данных беспилотников. Вероятно, из-за этого в Northrop Grumman восприняли отказ Германии весьма нервно.

Для Northrop Grumman в данной ситуации неприятно выпадение из числа заказчиков такого стабильного партнера, как Германия, а также то, что на фоне отказа были публично озвучены некоторые претензии технического характера. Это может негативно отразиться на имидже системы и соответственно на перспективах дальнейших экспортных поставок.

Комментировать
0