Почему депортировали крымских татар?
Депортация крымских татар является колоссальным нарушением прав человека и большим преступлением с точки зрения современного международного права. Учитывая количество человеческих жертв, по мнению некоторых исследователей, депортацию можно приравнять к геноциду.
Вот как пишет автор одного из новейших исследований по истории принудительных миграций в СССР Павел Полян: «Несправедливость… ‒ в самом прецеденте «наказания народов», который подменял судебные разбирательства против конкретных лиц. Независимо от любой статистики, приписывание коллективной вины и применение коллективного наказания по признаку этнической принадлежности является серьезным преступлением против человечности, наравне со взятием и расстрелом заложников».
Но 75 лет назад депортация крымских татар не была чем-то особенным для общей людоедской политики СССР.
Сначала Ленин, а за ним Сталин объявляли «врагами советской власти» целые слои населения (как, например, украинских крестьян, которых назвали кулаками и выморили искусственным голодом), а затем сталинский режим начал наказывать депортацией целые народы.
Поэтому, по привычной для советских карательных органов (ЧК, НКВД) схеме, крымских татар объявили «предателями» и обвинили в «пособничестве врагу».
Формальной причиной для этого стало то, что пятьдесят первая армия (которая фактически не имела вооружения) не оказывала сопротивления противнику. Вот как описал ситуацию 24 сентября ‒ 16 ноября 1941 года, боец 476-го полка 51-й армии Абдураман Бариев в своих «Воспоминаниях о военных годах».
«Было роздано 18 винтовок. Остальные 700 солдат из батальона стояли перед немцами с лопатой и киркой. Минометы и пулеметы были сломаны и непригодны…» ‒ рассказал Бариев.
Севастополь, Крым, 1941 год
Также советская власть обвинила крымских татар в сотрудничестве с нацистами, потому что оккупанты заставили их создать так называемые отряды самообороны.
И вот 11 мая 1944 года выходит постановление Государственного комитета обороны СССР № ГОКО-5859. В частности, в нем отмечается, что «в период Отечественной войны многие крымские татары предали Родину, дезертировали из частей Красной армии, оборонявших Крым, и переходили на сторону противника, вступая в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной армии, в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличились своими жестокими расправами в отношении советских партизан, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного вывоза советских граждан в немецкое рабство и массового истребления советских людей».
Наказание ‒ выселение всех крымских татар из Крыма.
И это при том, что, только по официальным данным, более 20 тысяч крымских татар воевали в рядах Красной армии. Есть данные о том, что после окончания войны, в 1945 и 1946 годах, депортировали еще почти 9000 крымских татар, которые вернулись домой с фронта. Только «на спецпоселении» в Узбекистане насчитывалось, по данным НКВД, 6057 участников войны, многие из них имели высокие боевые награды.
БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:
«…Не будет Крыма, не будет Ай-Петри, для чего мне тогда жить?»
Однако большинство историков считает, что настоящей причиной депортации крымских татар было то, что СССР стремился захватить часть Турции и установить контроль над черноморскими проливами ‒ Босфор и Дарданеллы. Поэтому, готовясь к этому нападению, сталинский режим «зачищал» будущие плацдармы ‒ Крым и Кавказ ‒ от «ненадежного элемента». На Кавказе выборочно выселяли тюрков и калмыков, а из Крыма ‒ крымских татар.
То же советские каратели сделали с украинцами, живших на территориях, охваченных активными действиями Украинской повстанческой армии (УПА). Так, во время спецоперации «Запад» подразделения НКВД в течение суток 21 октября 1947 года вывезли из Западной Украины почти 78 тысяч человек в Казахстан и российскую Сибирь.
К тому же, все граждане «великой страны», попавшие в нацистскую оккупацию, автоматически считались «ненадежными», а их дети и внуки должны были во всех возможных анкетах ‒ при поступлении на учебу или при оформлении на работу ‒ обязательно отвечать на вопрос «находились ли вы или ваши родственники на временно оккупированной территории?».
Современная российская власть в аннексированном Крыму нарушает права крымских татар, проводит массовые обыски и аресты.
Украина собрала и передала в международные суды сотни томов доказательств незаконной аннексии Крыма и нарушения прав людей оккупационными властями.
БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:
«Вывезены все»
Как это ни парадоксально, строгая отчетность НКВД позволяет более или менее точно проследить судьбу послевоенного крымскотатарского населения. Итак, во время первой волны депортации 18-20 мая выселено 191044 человека (180 тыс. – «общие» спецпоселенцы, 6 тыс. – новобранцы в лагеря Главного управления формирования резервов в Казахстане и Сибири, 5 тыс. – спецконтингент на работу в Московском угольном тресте), не считая арестованных коллаборационистов, о чем говорилось выше. В июне, во время выселения армян и греков, дополнительно выселено 3141 крымского татарина, которому удалось спастись раньше (их позже переучли вместе с «общими» спецпоселенцами – и получилось 183155 человек).
Итак, совокупное количество изгнанников (без арестантов) из числа крымских татар составило 194 185 человек. Позже (в 1948 году) от полутысячи до тысячи женщин-поселенок, чьи мужья-русские остались в Крыму, были освобождены.
Кстати, в соответствии с учетом, проведенным НКВД в ноябре 1944 года, всех спецпоселенцев насчитывалось 193865 человек, что полностью подтверждает наши предыдущие выкладки. «Недосчитанных» 320 человек – это жертвы вследствие сверхсмертности при осуществлении депортации.
Отдельно также следует упомянуть 589 крымских татар, которые, в принципе, избежали депортации, и на 1949 год свободно проживали в СССР. Это были те крымчане, которые по стечению обстоятельств жили вне Крыма еще до войны, больше всего их было в Украине, на Кубани и Северном Кавказе, а вот на полуострове проживал только 1 (один!) представитель коренного народа (невозможно утверждать, но скорее всего, это был кто-то из семьи партизана С. Усеинова или самого Амет-Хана Султана, которому право на возвращение было даровано властью еще в 1945 году)
Впрочем, как было отмечено выше, при расчетах мы не принимали их во внимание
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Материя Информация Мера (5/2) |
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) (4/3) |
Контакт с “тонким миром” (5/4) |
Материя Информация Мера (5/2) |
Смена вод (информации) в жизни общества (5/1) |
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) (4/3) |
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? (3.5/4) |
Религиозность и её роль в жизни современного человека (1/1) |
О деятельности Фонда концептуальных технологий “Алтай” после 18.06.2018 года (5/11) |
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя (5/7) |
О создании фильма “Час Быка” (5/7) |
Сколько ещё будем праздновать День Победы (5/6) |
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности (5/6) |
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности (5/6) |
Коронавирус как средство инициирования глобализации нового типа (5/5) |
“Священное” право вымирать? О том, как наследники Великой Победы плебеями стали (5/5) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Выселение крымских татар при царе
Предшествовавшие 44-у году переселения можно назвать массовым исходом и вытеснением. Но это не делает эти события менее драматичными. В последней четверти 18 века, потеряв государственность, попав под юрисдикцию Петербурга и лишившись последнего хана, крымские татары не сразу сдались и попытались путем вооруженного сопротивления отвоевать независимость. Но к тому моменту народ уже был обескровлен, земля разорена русско-турецкой войной 1768-1774 гг. Не было лидеров и национальной элиты, а, значит, не было почти никаких шансов на победу.
Крымский полуостров имел огромное геополитическое значение для империи. Он рассматривался как своего рода форпост перед броском на Стамбул – завоевание Константинополя, Второго Рима, со времен Петра было навязчивой идеей российских самодержцев. Поэтому любые недовольства коренного населения Крыма жестоко подавлялись. Более того, в стратегию Петербурга входил план скорейшего его вытеснения с этой территории и замена более лояльными подданными, в том числе специально привлекаемыми иностранцами. Для осуществления этой цели применялся широкий арсенал отработанных методов: террор и систематические грабежи мирных людей, захват царскими вельможами наиболее плодородных земель и вытеснение крымских татар на непригодные для ведения хозяйства территории. Разумеется, происходило это все неофициально, дабы придать легитимности действиям имперской администрации Крыма.
Был и более хитрый способ освобождения земель. В народ внедрялись агенты, под видом мусульманских религиозных деятелей распространявшие ложные призывы от имени турецкого султана переселиться на земли единоверной Османской империи. Неудивительно, что началась массовая эмиграция, которая продолжалась долгие годы, то усиливаясь, то ослабевая в зависимости от ужесточения или смягчения политики России в отношении крымских татар.
Еще одной трагической страницей в истории народа стала Крымская война 1853-1856-х годов. Россия противостояла тогда Британской, Французской и Османской империям. Военные неудачи Петербурга тяжело сказались на коренном населении, подозревавшемся в нелояльности.
В результате, численность крымских татар, составлявшая в период Крымского ханства, по некоторым оценкам, около двух миллионов человек, меньше чем за сто лет упала до 186 тысяч. В схожей ситуации после Кавказской войны оказались и адыги, 90% которых покинули родные дома и переселились в Османскую Турцию. Сегодня Крымских Татар и их потомков в Турции в 10-20 раз больше, чем на территории родного полуострова.
Высылка и война с историей
По теме Великой Отечественной войны крымским татарам достается больше всего особенно в канун 18 мая — Дня депортации крымскотатарского народа. В феврале 2019-го в школы Крыма поступило учебное пособие «История Крыма» для 10-го класса (в 2 частях) под редакцией крымского историка С. В. Юрченко.Учебник содержал крайне враждебные и провокационные формулировки в отношении крымскотатарского народ. Оправдывался сам факт депортация. Например, в учебном пособии было указано:
«В Крыму в силу специфики национального состава населения германское командование оперативно приняло меры для того, чтобы расположить к сотрудничеству крымских татар, часть которых встречала оккупантов в некоторых городах и деревнях букетами, угощало фруктами и вином, видя их „освободителями“…»
«Большинство татарского населения лояльно относилось к немцам, а многие активно помогали. Среди татар разжигали религиозно-националистические чувства. Православные церкви и молитвенные дома открыты не были. Способствовали открытию мечетей, назначали мулл. Муллы выступали с речами: проклинали Советскую власть, отнявшую религию, только благодаря Гитлеру мы вновь получили ее, можем свободно выполнять свой долг…»
Учебное пособие продемонстрировало одностороннюю и тенденциозную выборочность в освещении исторических событий, в котором усматривается вполне определенная цель авторов — сознательное искажение образа крымских татар в военный период, создание образа коллаборантов, пособников нацистского режима, «предателей Родины». Учебник для учеников 10 класса, то есть детей 15–16 лет, который был издан на территории РФ, профинансирован из крымского бюджета, содержал грубейшие дискриминационные положения.Под давлением общественности из учебного пособия «История Крыма» были вырезаны унизительные и лживые страницы.
В целом тема о депортации крымскотатарского народа постоянно муссируется с завуалированным подтекстом по формуле «Крымские татары участвовали в войне и есть среди них некоторые герои, но в целом являются предателями Родины».
21 октября 2019 года в Кореизе залили краской мемориальную доску памяти депортации. Виновные не найдены.
Напомним, что 18 мая 1944 года по огульным обвинениям в пособничестве немецким войскам, положенным на стол товарищу Сталину, депортации подвергся весь крымскотатарский этнос. До и после этого по аналогичным обвинениям из Крыма депортировали другие этносы — армян, болгар, немцев. Депортированных расселяли в спецпоселениях казарменного типа, где вместо стен были очерченные мелом границы, а мох служил матрасом, подушкой и покрывалом, где младенцы и старики соседствовали с власовцами, а новорожденные автоматически получали статус «Враг народа» и тут же лишались всех гражданских прав.
В конце 60-х годов крымским татарам под давлением международной общественности и скрепя сердце разрешили возвращаться в Крым. Но чтобы затормозить процесс, формально и по-советски подошли к решению проблемы: нет прописки — нарушение режима пребывания в Крыму, как следствие — выдворение. Поэтому массовое возвращение народа на свою Родину началось только в 90-х.
Последствия для Крыма
После депортации татар та же участь постигла армян, болгар и греков, которые жили на Крымском полуострове. Крым перестал быть автономной республикой.
Южные районы полуострова, где жили крымские татары, опустели. Согласно официальным данным, в Алуштинском районе остались 2,6 тыс. жителей, в Балаклавском – 2,2 тыс. Позже опустевший Крым стали заселять людьми из Украины и России.
Кроме этого, полуостров подвергся “топонимическим репрессиям”: города, села, горы и реки лишились своих крымскотатарских, греческих или немецких названий и получили новые, русские. Не коснулись репрессии таких городов, как Бахчисарай, Джанкой, Саки, Судак, и села Ишунь.
Уничтожались все татарские памятники, книги и рукописи, даже тома Ленина и Маркса, переведенные на крымскотатарский. Мечети переоборудовали в магазины и кинотеатры.
«Местные жители очень боялись нас — им сказали, что приедут людоеды»
Нариман Ешевли, родился 19 ноября 1932 года в селе Дегирменкой(Запрудное) Ялтинского района
У нас был свой дом с садом. В семье жили отец, мать и четверо детей. Отец работал бригадиром табаководческой бригады. На второй год войны отец ушел воевать на фронт.
18 мая 1944 года ночью в дом сильно постучали. Мама открыла дверь, ворвались вооруженные солдаты. Они были очень злы, кричали и матерились. Мы ничего не могли понять, потому что не знали русского языка. Тогда они прикладами стали выгонять нас во двор. Собраться времени не дали вообще, и вещи брать не разрешили.
Мама думала, что ведут на расстрел, и шепнула мне, чтобы я отвел к козе только что родившихся козлят. Солдат увидел это и отшвырнул меня прикладом в сторону. Вытащили они нас из дому, в чем были — без вещей и продуктов. Из соседних домов жителей выводили так же под конвоем. Всех собрали возле сельской автостанции. Ничего не объяснили, и мы до самой станции Симферополя думали, что везут на расстрел.
Там уже наготове стояли товарные составы. Всехзабили» в скотские вагоны и закрыли досками. Не было места, чтобы прилечь. Не было ни воды, ни туалета. Мы сидели в битком набитых вагонах в страшной духоте. У нашей семьи не было продуктов, и соседи делились своими скудными запасами. Иногда нас кормили, но обязательно соленой пищей, от нее очень хотелось пить, а воду не давали. Люди начали болеть, но никакой медпомощи не оказывали. Из-за отсутствия туалета через несколько дней в вагоне нечем было дышать. Умерших закапывали в наспех вырытых ямах вдоль дороги во время стоянок, иногда по несколько трупов в одной.
Ехали очень долго, суток 20. Высадили нас на станции Хакулабад Наманганского района Узбекистана. Всех разместили в сельской школе. Местные жители вначале очень боялись нас, им сказали, что приедут людоеды. Помню одну старую женщину-узбечку с «заячьей» губой. Мы боялись ее, а она убегала от нас.
Потом нас разместили в какие-то кибитки. Работали в колхозе, в основном на полях. Мама работала от зари до зари, и ее скудный паек едва хватал на всех нас. Старший брат Мустафа в 14 лет пошел подрабатывать к местному мельнику, приносил немного муки. Когда убрали урожай зерна на полях, я со сверстниками пошел убирать колоски с земли. Нас увидел бригадир, стал избивать плеткой, мы еле спаслись. Мама почти всю еду отдавала нам, детям, сама много работала и почти ничего не ела. Она стала часто болеть.
Подкаст НВ: Джамала и Ахтем Сеитаблаев. Как возникли песня 1944 и фильм Хайтарма:
«По дороге поезд закидывали камнями и кричали «предатели»
Решат Абдурафиев, родился 28 сентября 1929 года в селе Махальдур(Нагорное) Куйбышевского района
Семья у нас была большая: отец — Абдурефий, мать Фатиме, братья Кемал, Сеиджелил, я, сестренки Диляра, Гуляра, братишка Нури. В 1941 году родилась сестричка Леннара, а самый младший Сеитвели родился в 1946 году в депортации, в Узбекистане.
17 мая 1944 года вечером два пожилых солдата пришли к нам в гости, мама накрыла на стол. Один из них посадил меня на колени и стал плакать. Когда отец спросил его, почему он плачет, тот ответил: «Вспомнил своих детей». В тот день мы всей деревней закончили посадку табака, а на следующий день решили отметить это событие, но вместо этого в 5 часов утра раздались громкие удары в дверь. Отец открыл дверь, но его тут же зажали автоматами в углу. Солдаты выпытывали, кто живет в доме. После этого ему разрешили одеться.
На сборы дали 15 минут. Наспех одетых, нас вытолкали на улицу и отогнали, как скот, за табачные сараи. Вся деревня была оцеплена военными. Нас сопровождали солдаты с автоматами. Подъехали грузовые машины и всех погрузили в них. Привезли на станцию Сюрень и, подогнав вплотную к вагонам, выгрузили. В вагоне было 102 человека: жители Балаклавы и Севастополя. Набив вагоны людьми, сразу закрывали засов. Еще не успели тронуться с места, всех начали заедать вши, мы выбирали их друг у друга всю дорогу до Узбекистана. Туалета, воды в вагоне не было. Медицинское обслуживание полностью отсутствовало. Кормили один раз в сутки: давали кусочек черствого хлеба и баланду. В нашем вагоне умерла бабушка, мы ее обмотали и оставили на станции у дороги. По дороге поезд закидывали камнями и кричалипредатели».
Депортированные из Крыма жители сел Отузы и Шелен в спецпоселении города Красновишерск (сейчас Пермский край РФ), 1948 год / Фото: Украинский институт национальной памяти
В пути мы пробыли 23 дня. Привезли нас на станцию Голодная степь города Мирзачуль Узбекской ССР. Там погрузили на арбы и повезли в колхоз Октябрь.
Зима в том году была очень холодная. В декабре в нашей семье появился еще один ребенок — Энвер. Но вскоре он заболел воспалением легких и умер. Мама работала уборщицей в школе — это спасло нашу семью от голодной смерти. Все переболели малярией.
«Никогда не забывали о Крыме»
«Помню, в году, наверное, в 42-ом, мы целый месяц жили в окопе. Бабушка выбегала, корову доила, нам молока приносила и убегала. А мы все в окопе – целый месяц!», – делится воспоминаниями Бахтияр.
«У нас было чисто, семья культурная. Вот к нам офицеров и подселили. Жили 2 недели. Приносили нам кушать. В один день сказали: «Сегодня собрание в колхозном дворе, идите все туда». Мамы наши пошли, и там им сказали: «Завтра такая работа, чтобы никто из дома ни шагу не сделал».
«Представляете, они 2 недели у нас жили и хоть бы слово сказали, хоть бы предупредили, что нужно собираться, что нас выселят завтра. НЕТ! Ни слова. Забрали лампы и ушли. Потом, часа в 3 ночи, прибегает соседка и кричит: «Меня высылают». А мама моя говорит: «Наверное, не тебя одну – нас всех». И стала мама собираться, тесто делать, мясо варить, масла наполнила топлёного 2 ведра. Еще тазик масла посреди дома остался. Машинку завернула мама – выкинули, сепаратор завернула – выкинули. Все! Вышли из дома, погнали нас в центр поселка, стоим просто на дороге. Нам сказали, чтобы мы отдали ключи от дома и замки. Закрыли дом, а мы на улице. Всю ночь простояли под дождем. Скотина домой пришла, а они ее всю в хоздвор загоняют. Утром только стало рассветать, видим – едут машины большие-большие, грузовые. И кидают туда вещи. Чьи попали, чьи не попали … И нас тоже буквально кидали. Вот так со своими советскими людьми поступили…»
«Это ужас был, деточка, какой же это был кошмар! Вот в вагоне сидим. Едет. Останавливается. Всем нужно и в туалет сходить, и покушать приготовить. Ставим два кирпича, разводим огонь, ставим кастрюлю, чтобы сварить картошку. Только до кипения дойдет вода, кричит солдат: «В вагоооон!». В горячей воде доходила картошка. Иногда даже закипать не успевала. А в туалет ходить… Вот едет поезд, и все ведра выливают, и все прямо на головы другим. Вонь, грязь, голод… Как много умирали!!! Как много болели… Тиф, дизентерия, малярия, ой…»
«Везде давали сухари, черный хлеб, по половнику баланды. А вот в Саратове, как сейчас помню, дали 2,5 булки белого хлеба на 5 человек. Белый хлеб! Это ж радость какая была, мы глазам своим не верили. Так давно не видели и не пробовали белого хлеба», – вспоминают Алтын и Бахтияр.
«Это ужас был, нас сначала на нефтепром привезли, потом в совхоз, потом в колхоз. Нужны были мужчины. А мама одна с детьми нигде не нужна. Ну, устроились с горем пополам», – вспоминает Алтын.
«Когда повезли в Узбекистан, мама работала в нефтегазодобывающем управлении. Она проработала до старости. Я пошел на работу в 48-м году на стройучасток. Потом его закрыли, и меня перевели на качалки монтажником. И там тоже учреждение закрыли. Меня перевели в подземный ремонт… Так я и отработал там 34 года. С 88-го года я не работаю. Вот даже сохранилось фото с Доски почета», – делится воспоминаниями Бахтияр Мамедов.
«Очень часто родители нам рассказывали о Крыме. Особенно когда кушать садились, они говорили, что в Крыму все вкуснее – хлеб, помидоры, арбузы…ВСЕ! Как цветет все весной, как пахнет. И море, конечно. Мы родились там и не понимали. А родители не забывали никогда о Крыме и мечтали вернуться домой», – рассказывает дочь Алтын Наилия Кадырова.
Читайте:Трагическая дата: в Керчи почтили память жертв депортации«Когда приехали, я пошла пешком, как в детстве, через поля. Просто ходила. Вспоминала. Все помню. Сейчас такая хорошая жизнь. Даже слов нет. Никакой нет нужды. Как мы тогда мучились, голод, холод. Помню 4-5 лет одну кукурузу ели. И вареную ели, и муку, и кашу делали. Вот зубы все целые. После войны я потом долго не болела. Только сейчас немножко начинаю болеть. И все равно, сейчас так хорошо – все есть! Никакой нет заботы. Деточка, чтобы тебе никогда не увидеть самой, что мы перенесли! Мира тебе, счастья тебе!».
Основные обвинения
Часть коллаборационистов после отступления гитлеровцы увезли с собой в Германию. Впоследствии из их числа был сформирован особый полк СС. Другая часть (5 381 человек) были арестованы чекистами после освобождения полуострова. Во время арестов изъяли много оружия. Правительство опасалось вооруженного мятежа татар из-за их близости Турции (последнюю Гитлер рассчитывал втянуть в войну с коммунистами).
По исследованиям российского ученого, профессора истории Олега Романько, в годы войны 35 тысяч татар Крыма так или иначе помогали фашистам: служили в немецкой полиции, участвовали в расстрелах, выдавали коммунистов и пр. За это даже дальним родственникам предателей полагалась ссылка и конфискация имущества.
Основным аргументом в пользу реабилитации крымско-татарского населения и его возврата на историческую родину стало то, что депортация фактически производилась не по реальным деяниям конкретных людей, а по национальному признаку.
В ссылку отправлялись даже те, кто никак не содействовал фашистам. При этом 15% мужчин-татар сражались вместе с другими советскими гражданами в Красной армии. В партизанских отрядах 16% составляли татары. Их семьи тоже были депортированы. В этой массовости как раз и отразились опасения Сталина, что крымские татары могут поддаться протурецким настроениям, поднять мятеж и оказаться на стороне врага.
Правительство хотело максимально быстро устранить угрозу с юга. Выселение производилось в срочном порядке, в товарных вагонах. В дороге многие гибли из-за тесноты, нехватки пищи и питьевой воды. Всего из Крыма в годы войны было выслано порядка 190 тысяч татар. 191 татарин умер во время транспортировки. Еще 16 тысяч погибли на новых местах проживания от массового голода в 1946-1947.
Какой статус они имели в Узбекистане?
Подавляющее большинство крымских татар перевезли в так называемые спецпоселения – окруженные военизированной охраной, блокпостами и огражденные колючей проволокой территории, скорее напоминавшие трудовые лагеря, а не поселения мирных людей.
Приезжие были дешевой рабочей силой, и их использовали для работы в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях. В Узбекистане они обрабатывали хлопковые поля, работали в шахтах, на строительстве, заводах и фабриках. Среди самых тяжелых работ было строительство Фархадской ГЭС.
В 1948 году Москва признала крымских татар пожизненными переселенцами. Тем, кто без разрешения НКВД выходил за пределы своего спецпоселения, например, чтобы навестить родственников, грозило 20-летнее заключение. Такие случаи были.
Все эти элементы есть ни что иное, как завуалированное рабство, а строй в СССР реально феодально-рабовладельческий.
Еще до депортации пропаганда разжигала среди местных жителей ненависть к крымским татарам, клеймя их как предателей и врагов народа.
Image captionАлиме Ильясова (справа) с подругой, имя которой неизвестно. Начало 1940-х годов
Как пишет историк Грета Линн Углинг, узбекам рассказывали, что к ним едут “циклопы” и “каннибалы”, и советовали держаться подальше от пришельцев. После депортации некоторые местные жители ощупывали головы приезжим, чтобы проверить, не растут ли на них рога.
Позже, узнав, что крымские татары одной с ними веры, узбеки были удивлены.
Дети переселенцев могли получить образование на русском или узбекском языке, но не на крымскотатарском. До 1957 года были запрещены любые публикации на этом языке. Из Большой советской энциклопедии (БСЭ) изъяли статью о крымских татарах. Эту национальность также запретили вписывать в паспорт.