fbpx
No Image

В поисках «умеренной оппозиции»: силы боевиков в сирийском идлибе. инфографика фан

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Флаг

Практически все видели черный флаг джихада с изображением меча и надписью на арабском языке. Знамя, представленное в таких мрачных тонах, навевает мысли о войне, терроре и убийствах. Почему же у джихада черный флаг? В Священном Писании пророк упоминал, что в будущем на земле будет армия с черными знаменами. Поэтому флаг джихада — черный. Надпись на арабском языке переводится как: «Нет Бога, кроме Аллаха». Выполнена она в белых тонах как символ выделения единобожьей истины среди мирового куфра. Изображение меча символизирует «священную войну». У некоторых мусульман флаг джихада зеленый, но надпись на арабском языке и изображение меча тоже белые. Про зеленый цвет ислама упоминается в Коране. Поэтому флаги джихада можно увидеть как в черных, так и в зеленых тонах.

The internal Jihad

The internal Jihad

Learning the Qur’an by heart is considered engaging in Greater Jihad

The phrase internal Jihad or greater Jihad refers to the efforts of a believer to live their Muslim faith as well as possible.

All religious people want to live their lives in the way that will please their God.

So Muslims make a great effort to live as Allah has instructed them; following the rules of the faith, being devoted to Allah, doing everything they can to help other people.

For most people, living God’s way is quite a struggle. God sets high standards, and believers have to fight with their own selfish desires to live up to them, no matter how much they love God.

The five Pillars of Islam as Jihad

The five Pillars of Islam form an exercise of Jihad in this sense, since a Muslim gets closer to Allah by performing them.

Other ways in which a Muslim engages in the ‘greater Jihad’ could include:

  • Learning the Qur’an by heart, or engage in other religious study.
  • Overcoming things such as anger, greed, hatred, pride, or malice.
  • Giving up smoking.
  • Cleaning the floor of the mosque.
  • Taking part in Muslim community activities.
  • Working for social justice.
  • Forgiving someone who has hurt them.

The Greater Jihad controversy

The Prophet is said to have called the internal Jihad the “greater Jihad”.

On his return from a battle, the Prophet said: “We are finished with the lesser jihad; now we are starting the greater jihad.” He explained to his followers that fighting against an outer enemy is the lesser jihad and fighting against one’s self is the greater jihad (holy war).

This quotation is regarded as unreliable by some scholars. They regard the use of jihad as meaning ‘holy war’ as the more important.

However the quotation has been very influential among some Muslims, particularly Sufis.

Исламская академия из пивных кружек и фужеров для вина

Долгие годы Талгат Таджуддин вынашивал идею исламской академии. В 2011 году председатель ЦДУМ России в своей резиденции в Уфе сконструировал метровый макет храма-академии. В качестве строительного материала для модели была выбрана разноцветная посуда: хрустальные вазы для цветов, яркие салатницы, конфетницы, фруктовые тарелки, пивные бокалы и винные фужеры.

Изначально храм-вуз верховным муфтием планировалось расположить в Уфе в районе парка им. Калинина, затем — около Каменной переправы на берегу Уфимки.

В 2015 году, когда стало известно, что академия появится в Болгаре, Таджуддин поехал в Казань и предложил Минтимеру Шаймиеву новый вариант. Согласно эскизам, академия должна представлять собой семь зданий: в центре — основное, а вокруг него, как лепестки ромашки, — вспомогательные поменьше. Шейх-уль-ислам также предусмотрел цветовое решение: зеленый, белый и красный — главное здание будет выкрашено в цвета флага Татарстана. По форме оно напоминает гигантский ханский шатер.

Кстати, Болгарскую исламскую академию в итоге построили, но не по моделям Таджуддина.

Фото bashinform.ru

Взаимосвязь между формами джихада

Сравнивая виды джихада друг с другом, можно увидеть их сопряженность между собой, взаимозависимость. И если столпы ислама являются основой религии, то без джихада сердца, направленного на внутреннюю веру человека, попросту невозможно совершение каких-либо других его форм. Только после того как сформированы духовный мир мусульманина и его личность, верующий человек может проповедовать словом, исполнять закон или вести борьбу с врагами ислама. Без веры все это не имело бы смысла.

Здесь можно привести в пример пророка Мухаммеда, пережившего становление своей личности как человека, призванного к особому служению. Затем он несколько лет тайно проповедовал, результатом чего стало заложение основ будущего мусульманского общества – и только после этого он смог открыто начать возвещение божественной воли. Все то, что он создал, было необходимо сохранить. Для этого и нужен шариат – свод правил, с помощью которого можно было бы регулировать отношения мусульман друг с другом. В конечном счёте появляется надобность обеспечивать целостность мусульманской уммы и защищать ее от внешних врагов.

Очевидно, что понятие джихада имеет свое историческое развитие и сегодня представляет собой достаточно сложную систему.

Как Таджуддин раздавал свои должности

К концу нулевых открытая конфронтация Таджуддина и Гайнутдина зашла в скрытую фазу. И глава ЦДУМ стал призывать консолидироваться мусульманским лидерам и создать единую структуру. В декабре 2009 года он объявил, что готов уйти на пенсию, а свой пост уступить более молодому Равилю хазрату. Более того, дабы показать всю серьезность своих намерений, он пригласил в Уфу представителей СМР и Координационного центра мусульман Северного Кавказа. На встрече также присутствовал тогдашний кремлевский куратор по религиозным вопросам Алексей Гришин. Там был и будущий корреспондент «Реального времени», единственный журналист.

Таджуддин показал схему предполагаемого единого мусульманского центра, которая оказалась в форме шестиконечной звезды, чем уже удивил гостей из Москвы и с Кавказа. Каждый луч символизировал определенную сторону будущей структуры: верховный муфтий, общественный совет, совет улемов, председатель ЦДУМ, главный казый и совет аксакалов. В центре звезды он написал «шейхуль-ислам». Верховным муфтием он предложил назначить Равиля Гайнутдина, председателем ЦДУМ — Гусмана Исхакова (на тот момент — муфтий Татарстана), а главным казыем — Исмаила Бердиева (председатель КЦМСК). Когда журналист поинтересовался у Таджуддина, какую роль он отводит себе, то получил ответ: «Шейх-уль-ислам».

Фото Тимура Рахматуллина

После этого несколько раз собирались рабочие группы по объединению, обсуждались варианты. Но, как видим, объединения не произошло, а число муфтиев только выросло.

В 2012 году он предложил Минтимеру Шаймиеву должность председателя ЦДУМ России. Однако первый президент Татарстана отказался от такого поста.

Через 3 года, в декабре 2015-го, во время торжеств к дню рождения пророка Мухаммада (Мавлид) Таджуддин озадачил председателя ДУМ Республики Татарстан Камиля Самигуллина, объявив, что назначает последнего «баш муфтием» (верховным муфтием). Нашему корреспонденту он сообщил, что председателем ЦДУМ хочет поставить своего сына Мухаммада хазрата (возглавляет региональное ДУМ в Башкортостане). Татарстанский муфтий от такого щедрого подарка от старшего коллеги отказался.

Далеко не все понимают его юмор. Сам же верховный муфтий на вопрос, когда его слова и поступки серьезны, а когда он хохмит, ответил: «Если делаю какую-то шутку, в это время я не в чалме».

Существует ли женский джихад?

Исламские женщины освобождаются от некоторых обязанностей, которые касаются только мужчин, с целью их защиты и проявления уважения. Это относится и к джихаду. Однажды Аиша спросила у пророка: «Должна ли женщина соблюдать джихад?» И он ответил: «Только тот, который не подразумевает сражения». Поэтому у женщин в исламе нет обязанности делать джихад, сражаясь с кафирами. Для девушки джихад — это усердие для ее души. Однако известно, что многие мусульманские женщины участвовали в военных походах, сопровождая своих мужей. Там они не воевали, а помогали раненым, лечили и обслуживали воинов. Это тоже считается джихадом, к которому призывает женщин шариат.

Джихад как средство обороны

Священный Коран позволяет верующим использовать оружие в качестве самообороны:

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)

В этом кораническом тексте мусульмане рассматриваются как жертвы вероломного нападения. Последующий аят проясняет ситуацию ещё больше:

«Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: “Наш Господь – Аллах”…» (22:40)

В аяте суры «Бакара» чётко отмечено, что ведение оборонительной военной кампании не должно переходить через обозначенные Всевышним пределы:

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (2:190)

В Священном Писании рассматривается ещё один аспект военных действий:

«Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: “Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника”?» (4:75)

То есть мусульмане могут браться за оружие не только в целях самообороны, но и для защиты от агрессора единоверцев, которые объективно не способны противостоять нападкам в свой адрес. Более того, защита жертвы агрессии, если она не исповедует ислам, также возможна (см. сура 5, аят 32), равно как и дозволено противостояние другой группе мусульман, если та выступает в роли агрессора. В общем, всё предельно обоснованно, и отвечает тем общественным и международным реалиям, в рамках которых живут люди не только в настоящее время, но и в прошлом.

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха. Когда же она вернётся, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны…» (49:9)

К слову, данный аят в эпоху правления в качестве халифа Али (р.а.) служил обоснованием для подавления мятежей.

Таким образом, оборонительный принцип ведения военных действий в исламе имеет чёткий фундамент в виде коранического текста. Согласно этой теории, мусульмане могут вести военные кампании только в целях самообороны, для защиты угнетаемых мусульман, не могущих постоять за себя, для предотвращения гуманитарной катастрофы и ради подавления бунта, который грозится вылиться в разруху и никому не нужное кровопролитие.

Экстремистская деятельность

В мае 2009 года, после окончания Вестминстерского университета, вместе с двумя приятелями был задержан в Танзании и на следующий день выслан в Амстердам. Там его уже ожидали представители «Ми-5», которые, основываясь на электронных письмах, обвинили его в попытке пробраться в Сомали и примкнуть к группе боевиков «аш-Шабаб». Эмвази отрицал свою вину и утверждал, что агенты британских спецслужб пытались его завербовать. Вернувшись из Амстердама в Лондон, Эмвази вскоре уехал в Кувейт, где устроился на работу в компьютерную фирму. В 2010 году Эмвази полетел в Лондон и вновь был задержан британскими спецслужбами, которые не позволили ему вернуться в Кувейт.

В июне 2010 года служба по борьбе с терроризмом Британии задержала его в Лондоне, провела обыск и сняла отпечатки пальцев. На следующий день он не смог улететь в Кувейт. В электронном письме представителю британской организации по правам человека Асиму Куреши Эмвази написал: «У меня есть работа, которая ждёт меня, и запланированная свадьба. Но теперь я чувствую себя узником, только не в клетке, а в Лондоне».

В 2012 году приехал в Сирию для участия в гражданской войне на стороне антиправительственных войск. Эмвази был одним из трёх британских джихадистов, называющих себя Beatles. Он называл себя Джоном (по аналогии с Джоном Ленноном), в то время как двое его соратников были Полом (Пол Маккартни) и Ринго (Ринго Старр).

На записях казней говорил с британским акцентом и скрывал лицо маской. Первоначально о его личности поступала разная информация — назывались, например, имена некоего 23-летнего Абдель-Маджид Абдель Бари и Мухаммада Муазама. Личность Эмвази удалось раскрыть благодаря анализу голоса и показаниям бывших заложников ИГИЛ.

В сентябре 2014 года разведке США и британским властям стало известно имя палача. В феврале 2015 года была установлена и его фамилия. По данным «Би-би-си», британские спецслужбы не разглашали информацию об Эмвази по оперативным причинам.

В ноябре 2014 года The Daily Mail сообщила о том, что Эмвази был ранен в ходе бомбардировки американской авиации. Он был госпитализирован в городе Эль-Кайм на северо-западе Ирака, у границы с Сирией.

12 ноября 2015 года телеканал CNN сообщил со ссылкой на источник в Пентагоне, что Джихадист Джон уничтожен в результате авиаудара американского беспилотника.

Джихадистское единство

ХАД откололась от «Хайят Тахрир аш-Шам» в 2018 году из-за несогласия с действиями и политикой Абу Мухаммеда аль-Джулани. Чтобы усилить группировку, руководство «Аль-Каиды» направило в Сирию кадры из Афганистана, Пакистана и Ирака. Несмотря на разногласия с ХТШ и обвинения в адрес Джулани, которого «идейно стойкие» джихадисты считают коррумпированным и продавшимся Турции, главари ХАД неоднократно призывали к прекращению внутренних междоусобиц в ХТШ ради совместных операций против Сирийской арабской армии.

«Ансар аль-Ислам» (признана террористической группировкой ООН, Австралией, Канадой, Израилем, Великобританией и США) – небольшая группировка, которая также входит в сеть «Аль-Каиды». В составе группировки – менее 350 боевиков, которые отказались войти в состав ИГИЛ в 2014 году. В «Ва-Харид аль-Муминин» террористы «Ансар аль-Ислам» продолжают препятствовать деэскалации в Идлибе, отвергая любые варианты мирных переговоров и сдачи.

Численность «Ансар ат-Таухид» не превышает тысячи человек. Группировка, которую возглавляет Абу Дияб Сарин, также входит в сеть «Аль-Каиды», в нее вошли выходцы из «Джунд аль-Акса» после разгрома прежней группировки. Террористы «Ансар ат-Таухид» также отвергла любой формат примирения и деэскалации отношений с правительством Сирии и вошла в коалицию с другими группировками, связанными с «Аль-Каидой».

Различные точки зрения историков на понятие «джихад»

Существуют различные взгляды мыслителей и политологов на то, что же такое джихад. На сегодняшний день выделяются следующие точки зрения:

  • Идеолог Кутб уверен, что джихад это не что иное, как противоборства с теми, кто против ислама.
  • Известный русский политолог Хохлов относит джихад к глобальной проблеме экстремизма. Он уверен в том, что если когда-то давно любая борьба была основана на свержении правящего режима в стране, государстве, регионе, то теперь это явная война джихада с США и странами ЕС.
  • Доктор Боаз Гонар относится к числу тех, кто считает, что глобальный джихад – это, прежде всего организация, чья деятельность направлена на порабощение мира и навязывания ценностей, которые ею исповедуются. Кроме всего, прочего джихад не принимает возражения и рассматривает чужие интересы.

Взгляды других групп

Ахмадия

В исламе Ахмадии джихад – прежде всего личная внутренняя борьба и не должен использоваться яростно для политических побуждений. Насилие – последний выбор только, который будет использоваться, чтобы защитить религию и собственную жизнь в чрезвычайных ситуациях преследования.

Quranist

Quranists не полагают, что джихад слова означает священную войну. Они полагают, что это означает бороться или бороться. Они полагают, что это может включить и военные и невоенные аспекты. Когда это относится к военному аспекту, это понято прежде всего как защитная война.

Sufic

Представление Sufic классифицирует «джихад» в две части: «Больший джихад» и «Меньший джихад». Мухаммед поставил акцент на «Большем джихаде», говоря, «Святой воин, который находится в состоянии войны с собой». В этом смысле внешние войны и борьба замечены как, но сатанинская подделка истинного «джихада», против которого можно только бороться и выиграть в пределах. Нет никакого спасения для человека без его собственных усилий, добавляемых к работе самообработки. В этом смысле это – западное представление о Святом Граале, который прибывает самый близкий к идеалу Sufic, поскольку суфиям, совершенство – Чаша Грааля, и Святой Грааль для тех, кто, после того, как они становятся прекрасными, давая все, которое они имеют бедным тогда, становится «Abdal» или «измененными» как Инек, который был «взят» Богом, потому что он «шел с Богом» (Genesis:5:24). Здесь «Святые» получают фамилию «Hadrat» или «Присутствие».

Bahá’í

Bahá’ís полагают, что закон джихада был запачкан из scriptures

.http://reference.bahai.org/en/t/b/TB/tb-4.html

Джихад в Священном Писании

Что говорит Коран о джихаде? В святой книге написано, что джихад должен совершать каждый мусульманин. В суре 61 (аят 4) сказано, что Аллах любит тех, кто воюет рядами на Его пути так, будто они плотное здание. Коран призывает пропагандировать ислам среди «неверных». Если же кто-то оскверняет религию, то мусульманин обязан защищать слово Аллаха (сура 9, аят 12). В Священном Писании сказано, что если человек другой религии принимает ислам, то он должен быть с почетом принят в ряды мусульман. Для Аллаха большая радость видеть, что в него веруют (сура 9, аят 11). В Коране также сказано, что в религии нет принуждения. Но Всевышний поддерживает только тех, кто верует в него, а не поклоняется идолам. И если человек сам захочет стать мусульманином, это будет лучшим подарком для Создателя. Ислам для мусульман – это несокрушимая опора в их жизни (2:256).

Introduction

Jihad

The literal meaning of Jihad is struggle or effort, and it means much more than holy war.

Muslims use the word Jihad to describe three different kinds of struggle:

  • A believer’s internal struggle to live out the Muslim faith as well as possible
  • The struggle to build a good Muslim society
  • Holy war: the struggle to defend Islam, with force if necessary

Many modern writers claim that the main meaning of Jihad is the internal spiritual struggle, and this is accepted by many Muslims.

However there are so many references to Jihad as a military struggle in Islamic writings that it is incorrect to claim that the interpretation of Jihad as holy war is wrong.

Jihad and the Prophet

The internal Jihad is the one that Prophet Muhammad is said to have called the greater Jihad.

But the quotation in which the Prophet says this is regarded as coming from an unreliable source by some scholars. They regard the use of Jihad to mean holy war as the more important.

Казни заложников

В августе 2014 года Эмвази впервые появился на видеозаписи казни американского фотожурналиста Джеймса Фоли, который был похищен в Сирии в ноябре 2012 года.

Позже появились другие видео, на которых, предположительно, Эмвази обезглавил американского журналиста Стивена Сотлоффа, британского гуманитарного работника Дэвида Хэйнса, британского таксиста Алана Хеннинга и американца Питера (Абдуррахмана) Кассига.

Он командовал группой, которая обезглавила 21 пленного сирийского военнослужащего. Казни были сняты на видеокамеру.

В январе 2015 года в Интернете появились видеозаписи, на которых Эмвази стоял рядом с японскими заложниками Харуной Юкавой и Кэндзи Гото. Вскоре оба японца были убиты.

На записях он был одет в чёрную одежду, на лице была маска, скрывавшая всё, кроме глаз и переносицы. Под левой рукой носил кобуру.

23 августа 2015 года появилось видео, где Эмвази снимает маску. В видеоролике сообщалось, что он вместе с халифом скоро вернётся в Великобританию, чтобы там продолжить «резать головы». Отмечается, что запись была сделана тайно бойцом Свободной сирийской армии. До сих пор подлинность видео не доказана, но эксперты заявляют, что при сравнении записей с имеющимися изображениями Эмвази найден ряд схожих особенностей.

Перспективы

Сейчас «Боко Харам» представляет лишь тень той группировки, которой она была в 2014 году. Казалось бы, в таком случае можно с уверенностью говорить о победе над джихадистами в Нигерии. Но это не так.

Раскол «Боко Харам» породил создание других верных ИГ группировок. Они перешли от практики повсеместного вынесения такфиров и массового террора, которую использует «Боко Харам», к тактике завоевания умов и доверия на занятых территориях. Вместо убийств и расправ они отменяют налоги и поборы, становясь выгоднее коррумпированных чиновников в глазах местных жителей. Внедряемые ими меры и порядки далеко не всегда встречают отторжение: в северных штатах и так официально действуют законы шариата. «Боко Харам» вполне может пойти по их стопам и осуществить «перезагрузку», сменив или просто сдав властям своего лидера Абубакара Шекау, поставив во главе менее одиозного и разбирающегося в политтехнологиях командира.

Но едва ли сама по себе террористическая угроза в Нигерии исчезнет даже в случае полного разгрома всех джихадистских организаций, потому что это не решит социально-экономических проблем страны. Особую угрозу представляет низкий уровень образования в северных штатах страны. Из-за катастрофической нехватки школ и учителей 7 миллионам детей приходится учиться в альмаджири — сети исламских училищ, где ученики не только не получают даже минимального объема знаний о мире, но и вынуждены заниматься попрошайничеством и воровством для своего пропитания. Вместе с бедностью, укоренившимися традициями и растущим как на дрожжах населением все это представляет собой гремучую смесь, готовую воспламениться от любой, даже самой нелепой идеи, будь то радикальный ислам или неолуддизм в лице теории плоской Земли под эгидой борьбы «с разлагающими традиции предков» достижениями современной цивилизации. И как с этим будут справляться погрязшие в коррупции власти крайне неоднородной по религиозному, этническому и экономическому признакам страны — решительно непонятно.

Radix saepe mala producit pessima mala (От плохого корня часто бывают очень плохие яблоки).

* Организации «Аль-Каида», «Аль-Каида в Исламском Магрибе» (АКИМ), «Талибан», «Исламское государство»1 (ИГ, ИГИЛ1, «Исламское государство в Большой Сахаре», «Боко Харам», ISWAP) признаны Верховным судом Российской Федерации террористическими, их деятельность запрещена на территории страны.

1 Организация запрещена на территории РФ.

Расколы в рядах

Еще в 2012 году в «Боко Харам» произошел первый разлад: тогда часть боевиков под руководством Маммана Нура покинула организацию, основав группировку «Ансару». В своей деятельности «Ансару» руководствовалась идеологией «Аль-Каиды», сделав упор на атаки иностранцев и сравнительно меньшее число нападений на собственных граждан.

Отношения Маммана Нура с лидером «Боко Харам» Абубакаром Шекау были натянутыми по нескольким причинам. С одной стороны, Шекау не одобрил спланированное Нуром убийство зятя предыдущего лидера «Боко Харам», организованное из-за подозрений в работе на нигерийские власти. С другой стороны, Шекау видел в Нуре конкурента из-за его связей с «Аль-Каидой в Исламском Магрибе» «Аш-Шабаб». Однако главной причиной ухода Маммана Нура из группировки было то, что впоследствии неоднократно приведет к конфликту «Боко Харам» с другими террористическими организациями.

С начала активной террористической деятельности «Боко Харам» активно и четко придерживалась идеологии такфиризма. Согласно ей, выносить обвинение в неверии (такфир) можно даже мусульманам, которые, по мнению приверженцев идеологии, недостаточно верно следуют исламскому учению. Большинство последователей и вовсе считают это разумным основанием для убийства мусульман. Той же точки зрения придерживался Абубакар Шекау, развернув настоящую кампанию по безразборному вынесению такфиров всем подряд. По сути, «Боко Харам» не видела большой разницы в том, кого конкретно убивать за свои идеалы, потому что насилие в любом случае можно было бы оправдать записыванием жертв в «неверные». За годы развернутой войны группировкой в терактах в Нигерии были убиты тысячи мусульман.

Подобный размах не пришелся по вкусу даже ближневосточным террористическим организациям, которые выступали против такого массового выноса такфира и убийств мусульман. В 2013 году духовный лидер «Аль-Каиды в Исламском Магрибе» Абу Мундхир аль-Шинкити издал фетву, где назвал организованный «Боко Харам» теракт в студенческом общежитии противоречащим общим целям джихада. А в 2016 году уже ИГ попыталось отстранить Абубакара Шекау от командования группировкой, поставив вместо него Абу Мусаба аль-Барнави — сына первого главаря группировки Мухаммеда Юсуфа.

Сам Шекау не поддержал это решение, и группировка раскололась на верных ему «Боко Харам» и «Западноафриканскую провинцию ИГ» под командованием аль-Барнави.

Однако этим раскол в рядах джихадистов не закончился, и дальнейшие события напоминают сюжеты мафиозных разборок. В 2019 году Абу Муса аль-Барнави был арестован, смещен и понижен в звании своим же собственным братом Абу Абдуллой аль-Барнави, более известным как «Баа Идрисса». Такая личная инициатива Баа Идрисса не пришлась по нраву ближневосточному ИГ, и в феврале 2020 года он вместе со своими четырьмя командирами был убит.

Новым главарем западноафриканского филиала ИГ стал Амир Абба Гана, который и организовал это покушение. Таким поворотом событий возмутились уже сами сторонники убитого Баа Идрисса, заявив о непризнании нового лидера и выходе из группировки. Впоследствии и они раскололись на две более мелкие фракции: одна подчиняется Амиру Бако Боргозу и Моду Сулуму, другая — Амиру Каннами. Личности всех перечисленных командиров на текущий момент малоизвестны.

В итоге сейчас в Нигерии действуют целых четыре радикальные исламские группировки, каждая из которых претендует на роль самой «правильной» и основной в стране.

[править] Определение понятия

До возвышения Атрейдесов историки долго спорили, творят ли великие люди великие дела, или великие дела сотворяют великих людей. То огромное влияние, которое оказали на историю Муад’Диб и Император Лето, перевело этот вопрос в разряд академических, но и до рождения этих личностей задавать сей вопрос было более чем уместно. С этим вопросом сталкиваются, когда изучают поворотные исторические моменты, события вроде тех, что происходили в 200—108 годах Б. Г.: обширные изменения в мире породили Джеанн Батлер, или эта женщина сама двигала вперёд историю многих народов?

Даже слово, которое используется для обозначения этого исторического периода, заключает в себе ответ на этот вопрос. Использование термина «Батлерианский Джихад» есть согласие с историками, считающих «великими» тех индивидуумов, что двигают человечество вперёд в новом направлении. Но если используется термин «Великое Восстание», то здесь уже подразумевается, что лидеры находятся на передовой, несущей человечество к новым горизонтам.

Большой джихад

Понятие подразумевает борьбу со своими страстями. Что такое джихад в исламе? Это когда человек просыпается посреди ночи, чтобы поправить одеяло своему ребенку. Поступок этот считается большим джихадом. Война с самим собой самая сложная. Ведь так тяжело не поддаваться страстям! Но если человек не совершает блуд, который мог бы совершить, это его бесценная заслуга перед Аллахом. Большой джихад — это любой «красивый поступок». Например, человек, увидев, как у прохожего из кармана выпало 100 долларов, поднимает и отдает ему купюру. Это тоже большой джихад. Это значит, что мусульманин не поддался искушению — не забрал выпавшие деньги себе.

Использование термина

Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:

Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому».

Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности, выделяют следующие:

  • Джихад на поле боя («джихад руки»). Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
  • Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»). Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
  • Военный джихад (газават) («джихад меча»). Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
  • Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого.
  • Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
  • Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.

Анализ текстов, принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна), много писавшего о джихаде, показывает, что в 97 % случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3 % — о внутренней борьбе за нравственную чистоту.

Виды джихада

Арабское слово джиха̄д означает «усердие», «борьба». В широком смысле джихад — постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Под джихадом подразуме­ва­ют­ся любые усилия, предпринимаемые во имя религии и соответствующие духовной практике про­ро­ка Мухаммада ﷺ. Как сообщается в одном из хадисов, джихад — это основа и вершина ис­ла­ма. Наивыс­шей формой джихада считается борьба с собственными страстями, воспитание ду­ши и донесение истины до человечества. В самом Ко­ране разъяснение коранических знаний названо «великим джихадом» .

В узком смысле джихад — это священная война для защиты родной земли от агрессора, целостности государства и восстановления справедливости. Ислам — религия мира и согласия, призывающая разрешать любые конфликты мирным путём: Мирное решение — лучше . Во многих аятах Корана прощение обидчика описывается как добродетель. Более того, мусульманам предписывается отвечать на зло добром, ибо искоренить зло можно только любовью и великодушием. Но если страна, в которой проживают мусуль­ма­не, подвергается агрессии, если проливается кровь невинных граждан, женщин, стариков и детей, то остановить насилие можно то­ль­ко с оружием в руках. В таких случаях Аллах в Коране приказывает верующим встать на защиту Отечества и дать оккупантам достой­ный от­пор: Если кто посягнул на вас, то и вы посягните на него, подобно тому, как он посягнул на вас .

В исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада:

  1. Джихад против своих пороков. Индивидуальная борьба против пороков — самая сложная форма джихада, так как не поборов греховные страсти и духовные пороки, человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. В одном из хадисов гово­рит­ся, что пророк Мухаммад ﷺ, вернувшись из похода на Табук, сказал: «Мы вер­нулись с малого джихада, чтобы при­сту­пить к джихаду великому», т. е. назвал военный поход «малым джихадом», а борьбу с по­роками — «великим джиха­дом». В дру­гом хадисе он сказал: «Настоящий муджахид тот, кто ведёт борьбу со своими поро­ка­ми».
  2. Джихад своими познаниями. Изучение наук, эрудиция, учёность и использование этого для проповеди ислама обеспечивают совершенствование личности и противопоставляются невежеству, что расценивается как джихад: Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор наилучшими средствами .
  3. Джихад материальными средствами. Необходим в силу того, что многие проблемы в этом мире можно решить при помощи де­нег, имущества, недвижимости. Истинные мусульмане не должны жалеть средств, данных им Аллахом, для развития мусуль­ман­ского общества. Об этом виде джихад говорится во многих аятах Корана (например 8:72).
  4. Джихад на поле боя. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии обяза­тельно (фард̣) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, назы­ва­ются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане назы­ва­ются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в Рай. Живые участники войн называ­ют­ся газиями.

Таким образом, джихад — это и борьба со своими страстями, и устранение социальной несправедливости, и постоянное усердие в распространении религии Аллаха, и наконец ведение войны с агрессорами во имя Аллаха.

Комментировать
0