Большегрузы большого семейства
Тягач нового поколения только начинает покорять дороги России, а в Набережных Челнах уже занимаются расширением линейки К5. В сентябре этого года на заводе был собран первый самосвал перспективного семейства − КАМАЗ-6595. Он будет использоваться на крупных объектах промышленности, в горных и песчаных карьерах.
В силу своей специализации машина отличается от родственного тягача. Двигатель для самосвала разработан на основе того же Р6, но с учетом особенностей работы большегруза – мощность форсирована до 550 л.с., и увеличен крутящий момент. Серийный выпуск двигателя для тяжелых грузовиков начнется в следующем году. Ведущие мосты машины способны выдержать осевую нагрузку до 16 тонн. Колесная формула – 6х4. КАМАЗ-6595 сможет перевозить около 26 тонн грузов.
Отличается и кабина самосвала. Она уже, чем у тягача, и без спальных мест – в карьере спать не приходится. Спереди грузовик защищен массивным бампером из штампованной стали, сзади – усиленным брусом, радиатор и фары закрыты сеткой от попадания камней. По словам представителей КАМАЗа, в новой модели много оригинальных деталей и решений. Например, часть выхлопных газов будет направлена на подогрев кузова, что должно избавить самосвал от налипания груза. Доля же оригинальных комплектующих составляет 80% от всего объема.
Как и для тягача КАМАЗ-54901, для всего поколения грузовиков К5 характерны топливная экономичность и увеличенный межсервисный интервал. На подходе новые модели семейства − четырехосный самосвал повышенной грузоподъемности КАМАЗ-65951 и полноприводный большегруз повышенной проходимости КАМАЗ-65952.
X-2 (Япония)
Попытка создания искусственного интеллекта
Единого определения, для чего нужен искусственный интеллект не существует. Каждый автор предлагает свои задачи. Выделяют два направления в развитии рассматриваемого явления:
- вероятность приближения искусственного интеллекта к человеческим возможностям;
- изобретение искусственного разума на основе созданных систем искусственного интеллекта для решения глобальных проблем человечества.
Сегодня в разработке искусственного интеллекта задействованы различные подходы, но ни один из них не привел к созданию искусственного разума в реальности. Однако, стоит отметить наиболее удачные примеры разработок в данной области:
Deep Blue — победитель в шахматном матче против чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
Watson — разработка известной компании IBM, выполняющая поиск по речи человека. Система продемонстрировала свои возможности в интеллектуальной телеигре «Jeopardy!» и стала победителем.
Перспективы 5G в России
Переход на новые стандарты связи в масштабах страны – это всегда большие трудозатраты и гигантские финансовые вложения. По данным аналитиков развитие сетей 5G в 2020–2027 гг. обойдется каждому сотовому оператору в России в 130–165 млрд руб. Финальные суммы зависят от того, на какой уровень кооперации пойдут участники процесса.
Другой важный момент – выделение частотного диапазона под новый стандарт. Российские мобильные операторы считают приоритетными для разворачивания 5G частоты 3,4–3,8 ГГц. В этом диапазоне сегодня обмениваются данными силовые структуры. По мнению специалистов, расчистка нужных частот займет 2–2,5 года, этот вопрос контролируется на самом высоком уровне.
Все вложения в развитие 5G должны окупиться с лихвой. По данным концепции развития 5G, разработанной Министерством цифрового развития, совокупный эффект от внедрения данной технологии в период 2019–2024 гг. составит 2,5 трлн рублей в области информатизации и связи, 644 млрд рублей – в сфере производства, 55 млрд рублей – в ЖКХ, 311 млрд рублей – в торговле, 195 млрд рублей – в сфере транспортировки и хранения, 79 млрд рублей – в сельском хозяйстве.
Концепция развития 5G в России находится в процессе формирования. Недавно она была дополнена пожеланием Правительства РФ к операторам 5G использовать преимущественно отечественные оборудование и софт. При этом власть готова поддерживать импортозамещение льготами. Сейчас в тройку лидеров по поставкам входят зарубежные компании Cisco, Huawei и Nokia. Но в перспективе картина должна поменяться. Российские компании, в том числе холдинги Ростеха, ведут интенсивные разработки в этом направлении. Часть разработок будет представлена на конференции ЦИПР-2019. Российские операторы подчеркивают, что готовы перейти на отечественные решения, если они будут конкурентоспособны.
Задачи исследования[править | править код]
Главные направления исследований были следующими:
- Технологии логических заключений (inference) для обработки знаний
- Рабочие станции с высокой производительностью
- Компьютерные технологии с распределёнными функциями
- Суперкомпьютеры для научных вычислений
Ход разработок представлялся так, что компьютерный интеллект, набирая мощность, начинает изменять сам себя, и целью было создать такую компьютерную среду, которая сама начнёт производить следующую, причём принципы, на которых будет построен окончательный компьютер, были заранее неизвестны, эти принципы предстояло выработать в процессе эксплуатации начальных компьютеров.
Далее, для резкого увеличения производительности, предлагалось постепенно заменять программные решения аппаратными, поэтому не делалось резкого разделения между задачами для программной и аппаратной базы.
Ожидалось добиться существенного прорыва в области решения прикладных задач искусственного интеллекта. В частности, должны были быть решены следующие задачи:
- печатная машинка, работающая под-диктовку, которая сразу устранила бы проблему ввода иероглифического текста, которая в то время стояла в Японии очень остро
- автоматический портативный переводчик с языка на язык (разумеется, непосредственно с голоса), который сразу бы устранил языковый барьер японских предпринимателей на международной арене
- автоматическое реферирование статей, поиск смысла и категоризация
- другие задачи распознавания образов — поиск характерных признаков, дешифровка, анализ дефектов и т. п.
От суперкомпьютеров ожидалось эффективное решение задач массивного моделирования, в первую очередь в аэро- и гидродинамике.
Эту программу предполагалось реализовать за 10 лет, три года для начальных исследований и разработок, четыре года для построения отдельных подсистем, и последние четыре года для завершения всей прототипной системы. В правительство Японии решило дополнительно поддержать проект, и основало Институт Компьютерной Технологии Нового Поколения (ICOT), объединив для этого инвестиции различных японских компьютерных фирм.
Преимущества и недостатки Су-57
Учитывая, что самолет всё еще не прошел полную программу испытаний, а информация о его боевом применении в Сирии не раскрывалась, оценить как положительные, так и отрицательные особенности истребителя Т-50 довольно сложно.
В число плюсов следует включить:
- Самолет сделан с опорой на собственные силы. В нем нет импортных деталей. В частности, вся элементная база электронного оборудования – российская;
- По своей скорости, как максимальной, так и крейсерской сверхзвуковой, Су-57 уверенно опережает своего главного соперника — американский истребитель F-35;
- Унифицированность бортовой электроники с Су-35 упрощает обучение пилотов;
- Заявленная стоимость самолета намного ниже, чем у иностранных конкурентов.
Су-57 в Сирии, аэродром на базе Хмеймим
С минусами всё сложнее. К примеру, известно, что Индия из программы по созданию Су-57 вышла, заявив, что бортовое оборудование этой машины не отвечает требованиям к истребителям пятого поколения. Кроме того, говорилось и о том, что российский самолет не является малозаметным, что ставит его в заведомо уязвимое положение. Все эти заявления, радостно подхваченные западной прессой, не были подтверждены никакими доказательствами. С уверенностью можно отметить лишь один главный минус – Су-57 всё еще не встал в строй, в то время как F-35 уже активно поставляется на экспорт.
J-20 (Китай)
Азиатский дракон, ещё один новичок.
Сначала зарубежные эксперты заявили(а потом и китайские государственные СМИ подтвердили), что новый истребитель уже активно эксплуатируют не только в учебных и испытательных центрах, но и в строевых частях. Известно, что его разместили в юго-восточной части страны, у Южно-Китайского моря, полного спорных островов(и иностранных военных кораблей).
Внешний вид ряда элементов самолёта вызвал в отечественных патриотических кругах ассоциации с МиГ 1.44, нереализованным советским проектом истребителя пятого поколения. Впрочем, в американских кругах он вызвал такие же ассоциации, но уже с F-22.
J-20(фото: Ruimin YAN)
Всё просто — китайцы внимательно изучили весь мировой опыт, апохожесть» появилась в первую очередь благодаря схожим требованиям. Кстати, при первой демонстрации ПАК ФА в американском околоавиационном сообществе сложилось мнение, чтопроклятые русские украли наш YF-23».
Если с происхождением J-20 всё сложно, то в качестве подхода к развитию китайцы, похоже, взяли американскую методу(сейчас её реализуют на F-35).
J-20 полетел на год позже Су-57, в 2011-м. Но самолёт явно всё еще не доделали — летает он на наших двигателях от Су-27, а с китайскими движками только проходит испытания.
В ближайшие годы обещают поднять радикально доработанную версию J-20B.
Мировые тенденции
Но, как обычно бывает в таких историях, реальность оказалась не столь радужной. Перепрыгнуть целую ступеньку не вышло. Освоение технологий, используемых в пятом поколении, затянулось. А противники догоняли США быстрее, чем ожидалось.
Сосредоточить все средства и усилия на шестом поколении так и не получилось. Но это не означало, что работы не велись. К началу 10-х годов нашего века и флот, и ВВС США достаточно активно финансировали разработкушестёрок». Требования к ним, правда, немного поменялись.
Лазерное оружие превратилось в лазерные комплексы самозащиты для уничтожения ракетвоздух-воздух». Отказались и от саморемонта. Зато добавили требование большей дальности. По задумке, истребители шестого поколения должны иметь боевой радиус не меньше, чем у стратегических бомбардировщиков.
Программа NGAD переросла в PCA(Penetrating Counter Air,истребитель прорыва»). Под это дело поменялись и показываемые прессе красивые картинки. Выше вариант PCA отЛокхид-Мартин»
Постепенно американцев нагоняют и другие страны. Информация о работах над шестым поколением появляется всё чаще и чаще по всему миру. При этом концепции машин часто отличаются от американских.
Так, разрабатываемые в Европе самолёты шестого поколения скорее стоит отнести к пятому по ЛТХ(лётно-техническим характеристикам). Машины также создаются в расчёте на опциональную беспилотность или как лидеры беспилотников специальной конструкции. Это, а также желание попиариться, и позволяет с натяжкой относить их кшестёркам».
Анонсированный недавно британский истребитель шестого поколенияТемпест». Скорее выглядит машиной пятого поколения, но за счёт потенциальной беспилотности дотягивает до шестого
Немецко-французский истребитель шестого поколения. По сути, обычное пятое поколение, но с возможностью вести в бой целую стаю беспилотников. Оттого и записан в шестое
О работе над шестым поколением заявляют и в России. Пока известна только общая концепция, и она мало отличается от американской. Хотя иногда проскакивают утверждения о необходимости крейсерского гиперзвука для такой машины. Отголоски ли это разных проектов или наши просто окончательно с требованиями ещё не определились — не ясно.
Как обычно, меньше всего данных о Китае. Слухи о ведущихся работах есть, но ничего более.
Тем не менее шестое поколение из размытой концепции всё больше приближается к реализации в металле. Сколько времени пройдёт до первого полёта этих совершенных машин, сказать сложно. Как показывает опыт, разработка легко может затянуться на десятилетия. При этом и концепция, и тем более внешний вид, могут легко измениться до неузнаваемости. Остаётся лишь с интересом следить за развитием событий.
Смартфон вместо ЭВМ?
Аналитики часто рассуждают, каким будет персональный компьютер будущего – не суперкомпьютер для масштабных задач, а именно ПК. Нынешний этап развития информационно-коммуникационных технологий характеризуется чрезвычайно быстрым и почти одновременным развитием компьютерных сетей (особую роль сыграло возникновение всемирной сети Internet, на основе которой работает Всемирная паутина – World Wide Web) и мобильной связи. Причем современный смартфон вобрал в себя, по сути дела, все функции персонального компьютера.
Как сетевые компьютерные технологии, так и технологии мобильной радиосвязи постоянно совершенствуется, поэтому грядущие перемены в краткосрочной перспективе серьезные аналитики видят в минимализации устройств без потери производительности. Если в настоящее время преобладают настольные (стационарные) ПК, которые постепенно вытесняются ноутбуками, лэптопами, ультрабуками и планшетными компьютерами, то вскоре всех их могут заменить компьютеры нового поколения на базе модернизированных смартфонов.
Особую роль здесь должно сыграть появление гибких дисплеев, которые уже производятся в США и Японии с 2008 года. Кстати, гибкие гаджеты, которые складываются, как книга, либо их дисплеи сворачиваются в трубочку, уже созданы (в статье вы видите их фото).
KF-X (Южная Корея)
Разница между процессорами Intel i5 в 8- м, 9- м и 10- м поколениях
В то время как вы можете не видеть большой разницы в качестве между процессорами i5 8- го поколения и i5 9- го поколения, процессоры 10- го поколения — это отдельный класс.
Чип Sky Lake был представлен в 2015 году как процессор 6- го поколения. Таким образом, 7- й , 8- й и 9- й (все они являются процессорами Sky Lake с 14-нм технологическим процессом) являются обновленными версиями 6- го поколения с некоторыми постепенными улучшениями.
Процессоры 8- го поколения предлагают весь спектр процессоров, тогда как 9- е поколение предлагает только высокопроизводительные процессоры.
Давайте теперь сравним процессоры i5 8- го , 9- го и 10- го поколения и поймем разницу.
Параметры для сравнения:
При сравнении процессоров 8- го , 9- го и 10- го поколения мы рассмотрим только основные функции, не вдаваясь в технические детали.
Литография
Литография — это полупроводниковая технология, используемая для изготовления процессора. Обозначается в нанометре (нм). Чем меньше число, тем компактнее и энергоэффективнее ваш процессор
Ядра процессора
Core, аппаратный термин, обозначает количество независимых центральных процессоров в чипе.
Threads
Программный термин Threads обозначает последовательность функций, которые могут обрабатываться одним ядром ЦП.
Базовая частота
Это рабочая частота времени обработки центрального процессора. Измеряется в ГГц.
Максимальная турбо частота
Это максимальная одноядерная частота, на которой процессор может работать с использованием технологий Turbo Boost и Thermal Velocity (если есть).
CPU Cache
CPU Cache — это область быстрой памяти, расположенная на процессоре.
Используя эти критические параметры, мы теперь сравним четыре процессора, каждый из процессоров 8- го , 9- го и 10- го поколения.
8- е поколение процессоров i5 | ||||
Модель | 8265U | 8400T | 8300H | 8269U |
Литография | 14 нм | 14 нм | 14 нм | 14 нм |
Кол-во ядер | 4 | 6 | 4 | 4 |
Threads | 8 | 6 | 8 | 8 |
Базовая частота | 1,60 ГГц | 1,70 ГГц | 2,30 ГГц | 2,60 ГГц |
Максимальная турбо частота | 3,90 ГГц | 3,30 ГГц | 4,00 ГГц | 4,20 ГГц |
Кэш | 6 МБ | 9 МБ | 8 МБ | 6 МБ |
Память | 64 ГБ | 128 ГБ | 64 ГБ | 32 ГБ |
Интегрированный видеочип | Intel UHD Graphics 620 | Intel UHD Graphics 630 |
Intel UHD Graphics 630 |
Intel Iris Plus Graphics 655 |
Процессоры i5 9- го поколения | ||||
модель | 9600 | 9400T | 9500T | 9300H |
Литография | 14 нм | 14 нм | 14 нм | 14 нм |
Кол-во ядер | 6 | 6 | 6 | 4 |
Threads | 6 | 6 | 6 | 8 |
Базовая частота | 3,10 ГГц | 1,80 ГГц | 2,20 ГГц | 2,40 ГГц |
Максимальная турбо частота | 4,60 ГГц | 3,40 ГГц | 3,70 ГГц | 4,10 ГГц |
Кэш | 9 МБ | 9 МБ | 9 МБ | 8 МБ |
Память | 128 ГБ | 128 ГБ | 128 ГБ | 128 ГБ |
Интегрированный видеочип | Intel UHD Graphics 630 | Intel UHD Graphics 630 | Intel UHD Graphics 630 | Intel UHD Graphics 630 |
10- е поколение процессоров i5 | ||||
модель | 10210U | 10310Y | 1035G7 | 1035G1 |
Литография | 14 нм | 14 нм | 10 нм | 10 нм |
Кол-во ядер | 4 | 4 | 4 | 4 |
Threads | 8 | 8 | 8 | 8 |
Базовая частота | 1,60 ГГц | 1,10 ГГц | 1,20 ГГц | 1,00 ГГц |
Максимальная турбо частота | 4,20 ГГц | 4,10 ГГц | 3,70 ГГц | 3,60 ГГц |
Кэш | 6 МБ | 6 МБ | 6 МБ | 6 МБ |
Память | 64 ГБ | 16 Гб | 64 ГБ | 64 ГБ |
Интегрированный видеочип | Intel UHD Graphics | Intel UHD Graphics | Intel Iris Plus Graphics | Intel UHD Graphics |
Чем отличаются процессоры Intel i3, i5, i7 и i9
Японский самолёт
X-2 (ATD-X) Shinshin в первом полёте
В Японии в 2004 году было принято решение о создании собственного истребителя пятого поколения X-2 (ATD-X) Shinshin, построенного с применением технологии малозаметности. В 2006 году этот проект получил статус перспективной разработки, которая по завершении может быть принята на вооружение. Разработкой Shinshin занимается японская компания Mitsubishi.
Как ожидается, в Shinshin будет использовано несколько технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму, радиопоглощающие материалы и широкое применение композитов. В перспективном истребителе будет реализована технология оптико-волоконной системы дистанционного управления с многократным дублированием каналов обмена данными. Такое решение позволит сохранить управление самолётом в случае повреждения одной из подсистем, а также в условиях радиоэлектронного подавления. В середине 2000-х годов сообщалось, что в ATD-X планируется реализовать технологию самовосстановления управления полётом (SRFCC, Self Repairing Flight Control Capability). Это означает, что бортовой компьютер истребителя будет автоматически определять полученные повреждения и перенастраивать работу системы управления полётом за счёт включения в цепь резервных исправных подсистем. Кроме того, предполагается, что компьютер также будет определять степень повреждения различных элементов конструкции самолёта — элероны, рули высоты, рули направления, поверхность крыльев — и корректировать работу оставшихся целых элементов, чтобы практически полностью восстановить управляемость истребителем.
В апреле 2010 года правительство Японии объявило тендер на поставку реактивных двигателей для прототипов ATD-X Shinshin. Согласно требованиям, реактивные двигатели должны обладать тягой в 44-89 килоньютонов в бесфорсажном режиме. Силовые установки планируется доработать для установки на них системы всеракурсного управления вектором тяги, который планируется реализовать не при помощи подвижного сопла, а при помощи трёх широких пластин. Такая технология была впервые реализована в США в 1990 году на самолёте Rockwell X-31. Импортные двигатели будут использованы только для испытания прототипов, а серийные истребители получат двигатели XF5-1 разработки японской компании Ishikawajima-Harima Heavy Industries.
8 марта 2011 года генерал-лейтенант Хидеюки Есиоки, руководитель отдела развития перспективных систем ВВС самообороны министерства обороны Японии, заявил, что испытания первого прототипа ATD-X запланированы на 2014 год. По оценке западных экспертов, в случае, если Япония не откажется от реализации программы Shinshin, новый самолёт сможет поступить в войска в 2018—2020 году.
Правительство Японии официально объявило 20 декабря 2011 года, что в качестве нового основного боевого самолёта своих ВВС выбрало истребитель пятого поколения F-35. Такое решение принято на состоявшемся в Токио заседании Совета национальной безопасности под председательством премьер-министра страны Есихико Ноды. В бюджет на 2012 финансовый год заложены предварительные расходы на закупку первых четырёх F-35. Всего Япония намерена приобрести не менее сорока таких самолётов. В дальнейшем речь может идти и о более крупной партии, поскольку Токио придётся постепенно полностью заменять на новые машины все 200 имеющихся у Японии F-15.
Cсылки[править | править код]
- Edward A.Feigenbaum and Pamela McCorduck, The Fifth Generation: Aritficial Intelligence and Japan’s Computer Challenge to the World, Michael Joseph, 1983. ISBN 0-7181-2401-4
- Ehud Shapiro. The family of concurrent logic programming languages ACM Computing Surveys. September 1989.
- Carl Hewitt and Gul Agha. Guarded Horn clause languages: are they deductive and Logical? International Conference on Fifth Generation Computer Systems, Ohmsha 1988. Tokyo.
- Shunichi Uchida and Kazuhiro Fuchi Proceedings of the FGCS Project Evaluation Workshop Institute for New Generation Computer Technology (ICOT). 1992.
- What is FGCS Technologies? – The main page of the project. Includes pictures of prototype machines.
- Fifth Generation Computing Conference Report
- ICOT home page (now AITRG)
- ICOT Free Software
- FGCS museum
- KL1 to C compiler homepage
- Conference proceedings on FGCS
|
Выделить Компьютеры пятого поколения и найти в:
|
|
|
- Страница – краткая статья
- Страница – энциклопедическая статья
- Разное – на страницах: , , ,
Оборудование ПАК ФА
Сверхновые истребители, созданные в России, оснащаются уникальным бортовым оборудованием. Его особенность в том, что можно обмениваться данными в режиме онлайн, причем связь осуществляется как с наземными системами управлениями, так и внутри авиационной группы. Благодаря применению современных материалов и уникальных технологий военные самолеты России 5 поколения отличаются аэродинамической компоновкой и низким уровнем различных степеней обнаружения. Благодаря этому повышается боевая эффективность действия самолетов по разным видам целей. Конструкция модели выполнена так, чтобы максимально снизить заметность самолета. Двигатель ПАК ФА на 80% состоит из новых деталей, что позволило увеличить надежность и долговечность работы ресурса.
Т-50 – самолет 5 поколения, который относится к тяжелому классу. Новинкой российского двигателестроения является плазменная система зажигания, что обеспечивает бескислородный запуск мотора. Также впервые на самолетах отечественного производства использовано цифровое управление: эта система отличается мобильностью и гибкостью. Что касается вооружения, то ПАК ФА планируется оснащать вооружением снаружи и внутри подвески.
TF-X (Турция)
Су-35: между четвертым и пятым
Многоцелевые истребители четвертого поколения обладают отличными скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость около 2,5 тыс. км/ч, летают на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну минуту. Эти самолеты могут поразить сразу до десятка целей. Первыми отечественными представителями этого поколения стали легендарные Су-27, МиГ-29 и МиГ-31.
Некоторые из отечественных самолетов четвертого поколения удовлетворяют большинству требований к истребителям пятого поколения. Это дало все основания для разделения четвертого поколения и поколений 4+ и 4++. В частности для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости, являющийся одним из требований к истребителю пятого поколения.
Именно к таким машинам относится Су-35, который признан самым мощным в мире истребителем четвертого поколения. За исключением технологии малой заметности и активной фазированной антенной решетки (АФАР), «тридцать пятый» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения.
В частности, новые двигатели АЛ-41Ф1С позволяют Су-35 развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Также «тридцать пятый» оснащен радиолокационной станцией «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Несмотря на отсутствие АФАР, «Ирбис» производства КРЭТ может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них.
Российские самолёты
Су-57 в полёте
МАПО МиГ с начала 1980-х годов готовило проект, известный как «1.44». Первый полёт «1.44» (также иногда называют МФИ) состоялся 29 февраля 2000 года на аэродроме в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Герой России В. Горбунов. По словам лётчика, «полёт, которого мы все так ждали, прошел на удивление буднично. Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам это принципиально новый самолёт. Так что вся работа ещё впереди». 27 апреля 2000 года «1.44» совершил второй 22-минутный испытательный полёт. В полёте был проведен ряд испытаний самолётных и двигательных систем, кроме того, в отличие от первого полёта, на истребителе выпускалось и убиралось шасси. Из-за недостаточного финансирования в 1990-е годы технологии, применявшиеся на новом истребителе, стали устаревать и все больше уступать американским. Под действием экономических, политических и других факторов программа была закрыта.
В июне 2015 года на авиасалоне в Ле-Бурже гендиректор Российской самолётостроительной корпорации (РСК) «МиГ» Сергей Коротков сообщил о том, что РСК «МиГ» продолжает работать над лёгким истребителем пятого поколения, хотя не имеет соответствующего заказа. В качестве платформы для лёгкого истребителя пятого поколения «МиГ» рассматривается модель МиГ-35.
На данный момент выполнением проекта заказанного истребителя пятого поколения занимается ОКБ Сухого, проект имеет полное название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА), его платформа получила название «Т-50». Первый полёт новый истребитель совершил 29 января 2010 года на Дальнем Востоке, где расположено предприятие-производитель — КнААПО. Опытный образец провёл в воздухе 47 минут и совершил посадку на взлётно-посадочной полосе заводского аэродрома, сообщила пресс-служба «Сухого». Истребитель пилотировал заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан. Всего в КнААПО было выполнено 6 полётов, после чего истребитель был транспортирован в ЛИИ им. Громова, где было выполнено ещё два испытательных полёта. Длительные задержки между каждым испытательным полётом можно объяснить тем, что в лётных испытаниях на начальном этапе участвовала только одна машина. 3 марта 2011 года к первому лётному образцу (б/н 51) присоединился второй лётный экземпляр (б/н 52), имеющий некоторые доработки относительно первого прототипа. Полёт продолжался 44 минуты, пилотировал самолёт Сергей Богдан. 14 марта 2011 года в ходе испытаний самолёт впервые преодолел звуковой барьер. 3 ноября 2011 года состоялся сотый полёт по программе испытаний. 22 ноября 2011 года в Комсомольске-на-Амуре первый полёт совершил третий самолёт Т-50. Всего перед началом серийного производства планируется выполнить не менее 2000 испытательных полётов.
Премьер-министр Владимир Путин в начале 2010 года заявил, что установочная партия авиационного комплекса пятого поколения должна быть поставлена министерству обороны в 2013 году, а с 2015 года должны начаться серийные закупки.
В 2017 году объявлено, что серийные ПАК ФА T-50 будут поступать в войска с 2018 года[источник не указан 426 дней].
В 2017 года с ОАЭ достигнута договорённость о создании совместного лёгкого истребителя пятого поколения[источник не указан 426 дней].
Американские самолёты
F-22 Raptor в полёте
F-35 на взлёте
В 1980-е годы ВВС США объявили конкурс на создание самолёта ATF (Advanced Tactical Fighter), призванного заменить F-15. На первом этапе были отобраны фирмы Локхид и Нортроп, которые построили по два экземпляра предложенных ими самолётов — Локхид YF-22 и Нортроп YF-23. При этом один экземпляр каждой машины был оснащён двигателями Дженерал Электрик YF120, а другой — Пратт-Уитни YF119. Оба самолёта впервые поднялись в воздух в 1990 году. По итогам испытаний ВВС США в апреле 1991 года объявили о победе в конкурсе YF-22 с двигателями Пратт-Уитни.
Поставки серийных машин начались в 2003 году. Первая эскадрилья F-22 вступила в строй 15 декабря 2005 года.
Кроме F-22, в США по программе JSF разработан и принят на вооружение с 2015 года более лёгкий однодвигательный истребитель F-35 «Лайтнинг» II в трёх вариантах — обычный, с вертикальным взлётом и с укороченным взлётом и посадкой — для ВМС США.
Российская авиация после распада СССР
– Анатолий Николаевич, хотелось бы начать разговор о нашей российской военной авиации в контексте изменений после распада СССР и нынешнего состояния. Что произошло за это время и к чему движемся сейчас?
— Создавались реально перспективные самолеты. “Су-35” уже на выходе. “Т-50” — несколько лет как идут испытания. Это все положительные сдвиги, потому что в середине 90-х годов никто даже думать не мог, что такое может быть. Четкая тенденция к началу выхода из штопора, как говорят наши “штопорники”, специалисты по испытаниям на штопор, обозначилась где-то с середины 2000-х годов. И сейчас происходит реализация, поэтому четкие сдвиги есть. С точки зрения авиации.
Но авиация — это такая сложная вещь, такая отрасль, что только в Советском Союзе могли делать могучие самолеты, вертолеты самостоятельно. Но когда Союз разделился, значительная часть предприятий авиационной промышленности (например, авиационные заводы) остались за рубежом. В частности, крупнейшее предприятие “Мотор Сич” (ныне Запорожское акционерное общество “Мотор Сич” — одно из крупнейших в мире и единственное на Украине предприятие по производству, испытанию, сопровождению в эксплуатации и ремонту 55 типов и модификаций экономичных и надежных двигателей для десятков типов самолетов и вертолетов различного назначения, эксплуатируемых в 106 странах мира – авт.), крупнейшее конструкторское бюро (КБ) Антонова, где делали отличные самолеты, в том числе и самые большие в мире (“Ан-124”, “Ан-224” “Мрия”).
Остались многие предприятия авиационной промышленности на юго-востоке СССР, теперь это отдельное государство. Например, в Ташкенте крупнейший завод, который производил военно-транспортный и гражданские самолеты “Ил-76”, а также танкеры-заправщики “Ил-78”. Таких примеров можно много приводить.
Что это значит для нас, для России? Это значит, что промышленная кооперация как-то работает, но хромает, потому что это уже не между предприятиями отношения, а между государствами. Цена вопроса возрастает, нужно поддерживать межгосударственные отношения, а они складываются тяжело, сложно, во всяком случае.
У нас есть конкуренты — при этом понятно, что у конкурентов таких перемен не было. Во Франции, являющейся одной из лидеров авиастроения, например, вообще все прекрасно. Великобритания продолжает работать. Включились немцы очень активно — так как у них когда-то была авиационная промышленность, с помощью которой они чуть было не захватили Советский Союз.
И это все восстанавливается. Это наш конкурент. Мы значительное время потеряли. А время в конкурентной борьбе — один из определяющих факторов. Это не только деньги, а упущенные идеи, упущенные возможности, а главное — ушедшие из отрасли специалисты.