Подготовка истребления армян
Возможно, турки геноцид армян начали, так как им нужно было искать новую идентичность после революции “Иттихат”, произошедшую в 1908 году. Имперское оттоманское единство было подорвано конституцией, которая уравняла в правах разного рода жителей Порты и лишила турок великодержавного статуса. Кроме этого, данная идеология пасовала перед агрессивными принципами исламской доктрины и пантюркизма. В свой черёд позиции исламского мировоззрения подрывали атеистические взгляды предводителей “Иттихат” и факт существования близлежащей шиитской страны Персии.
Поэт и социолог Гёкальп Зия сформулировал принципы, в соответствии с которыми Османское царство приняло участие в Первой мировой войне. Именно он был самым авторитетным идеологом младотурок. Его взгляды распространялись на страну Туран, которую населяли туркоговорящие мусульмане. Он считал, что территория Турана должна была вмещать весь ареал тюркского этноса. Данное учение фактически исключало нетюрок не только из правительства, но и из гражданского общества. Она была недопустимой для армян и иных национальных меньшинств Турции.
Для основных жителей империи наиболее удобным являлся пантюркизм, который в качестве базовых правил был принят почти всеми предводителями “Иттихат”. Армяне отождествляли себя, первым делом, с религиозной позиции. Вероятно, они ошибались, считая, что тюркизм лучше, чем ислам.
В период Балканской войны 1912 года этот народ в большинстве своём склонялся к принципам османизма, а армянские солдаты (более 8 000 добровольцев) играли важную роль в турецкой армии. Большинство воинов, по рассказам английского посла, обнаруживали необыкновенную храбрость. Кроме того, армянские блоки «Дашнакцутюн» и «Гнчакян» стали придерживаться антиосманской точки зрения.
Турки геноцид армян не желают признавать. А как он начинался? В 1914 году, 2 августа, Турция заключила секретное соглашение с Германией. Одним из его условий было преобразование восточных границ. Этот нюанс был необходим для образования коридора, ведущего к исламским народам России, что намекало на уничтожение армянского пребывания в реформированных владениях. Данная политика была озвучена при всём народе оттоманским руководством после вступления в войну в 1914 году, 30 октября. Обращение содержало предписание о непринуждённом слиянии всех представителей турецкой расы.
Через пару часов после подписания секретного германско-турецкого военного договора “Иттихат” сообщила о всеобщей мобилизации, результатом которой стал призыв почти всех здоровых армянских мужчин в армию. Далее, после вступления в Первую мировую войну, Османская империя оказалась втянута в боевые действия на многих фронтах. Набег турецкой армии на земли Персии и России увеличил ареал насилия над армянами.
Замуж за армянина: плюсы и минусы
Армения – это многострадальное государство, в которой издавна для того чтобы возвести свое жилье и собрать урожай, приходится приложить массу усилий. Может быть, именно поэтому мужчины, выросшие там, отдают предпочтение не пустым разговорам, а действиям.
Мало кому известно, что коренные жители Армении только на первый взгляд такие агрессивные и строгие. На самом деле за их обаятельной, привлекательной внешностью скрываются ранимые и довольно-таки тонкие натуры, которые уж точно умеют любить и порой совершать необдуманные поступки. Такие мужчины в действительности способны ценить каждый радостный момент и дарить свои искренние чувства женщинам.
Однако далеко не все понимают, что же на самом деле означает выйти замуж за армянина. Разумеется, первым делом стоит сказать, что такая семья чаще всего оказывается очень прочной, поскольку она строится на взаимном понимании и уважении. Армянские мужчины действительно умеют чтить свои традиции, и с достаточным уважением относиться к своим близким людям.
Где же можно познакомиться с таким человеком? Разумеется, можно отправиться прямиком в Армению в роли туриста. Наверное, мало кому известно, что эта страна действительно прекрасна. И не исключено, что именно на ее просторах вам удастся познакомиться со стоящим человеком, который сделает вас счастливой. Если у вас получится покорить его сердце, то очень скоро вы сможете выйти замуж за армянина.
Так, вы станете частью армянской семьи, и, скорее всего, вскоре поймете, как сильно вам повезло. Ведь люди, родившиеся в Армении, превыше всего ценят именно своих близких людей.
Есть ли у проблемы Нагорного Карабаха какое-то решение?
— Азербайджанская официальная линия: армяне наши братья, они должны вернуться, на то есть все необходимые гарантии, пусть оставят нам только внешнюю оборону и международные дела. Все остальное останется у них, включая вопросы безопасности. А какова позиция Армении?
Здесь все наталкивается на то, что у Армении и армянского общества это позиция исторической земли — “это наша историческая земля, и все тут”
Два будет государства, одно будет государство, не важно. Мы свою историческую землю не отдадим
Мы скорее умрем или уйдем оттуда, но мы в Азербайджане жить не будем. Никто не говорит, что народы не могут ошибаться. В том числе и армяне. И в дальнейшем, когда убедятся в своей ошибке, они, вероятно, придут к другому мнению.
Армянское общество сегодня, на самом деле, очень сильно разделено. Есть диаспоры, есть армяне Армении. Очень сильная поляризация, больше, чем в нашем обществе, олигархии, очень большой разброс между западниками и русофилами. Но в отношении Карабаха в нем существует полный консенсус. Диаспора тратит деньги на Карабах, идет мощное лоббирование интересов карабахских армян на Западе. Национально-патриотический подъем сохраняется, он подогревается и будет долгое время сохраняться.
Но все национальные проекты имеют свой момент истины. В нагорнокарабахском вопросе ни для одной из сторон этот момент истины пока не наступил. Армянская и азербайджанская стороны пока еще стоят на максималистских позициях, каждая из элит убедила свой народ, что победа возможна только на максималистских позициях, только выполнением всех наших требований. “Мы — все, наш противник — ничего”.
Люди, по сути, стали заложниками этой ситуации, отыграть назад уже сложно. И перед теми же посредниками, которые работают в Минской группе, стоит сложная задача: уговорить элиту, чтобы они обернулись к народу и сказали — нет, ребята, мы должны снижать планку. Поэтому и не наблюдается прогресса.
— Бертольд Брехт писал: “Национализмом не накормишь голодные желудки”. Азербайджанцы правильно говорят, что наиболее пострадавшим от конфликта является простой армянский народ. Элита наживается на военных поставках, а жизнь простых людей тем временем становится все хуже: Карабах — бедная земля.
— И Армения — не богатая земля. Но пока из варианта “пушки или масло” люди выбирают пушки. На мой взгляд, решение карабахского кризиса возможно. И это решение заключается в разделе Карабаха. Если просто разделить Карабах, хотя я понимаю, что это сложно, но тем не менее: одну часть одним, другую часть — другим.
Узаконить, сказать: “Международное сообщество принимает именно этот вариант”. Возможно, посчитать процентное соотношение населения на момент 1988 или 1994 года. Разделить, затвердить границы и сказать, что любой, кто развяжет конфликт, который будет нарушать сложившийся статус-кво будет наказан. Вопрос решится сам собой.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовал
Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в или в
Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…
Каков он – армянский характер
В России мужчины этой национальности пытаются адаптироваться в первую очередь территориально, ведь в противном случае они попросту не смогут здесь жить. С течением времени в юноше происходят очевидные перемены – по своей национальности он все так же остается армянином, но по своему поведению и мировоззрению он становится больше похож на славянина. И в этом нет ничего странного, ведь постепенно человек просто адаптируется в другой среде и менталитете.
В женском сознании поселился устойчивый образ рокового мужчины, славящимся пылким темпераментом и заботливым отношением к девушкам. В действительности же армяне не так уж сильно выделяются среди людей других национальностей. Отличает их лишь ревнивость, внезапная смена настроения, неоспоримая обаятельность, вспыльчивость, трудолюбие, верность традициям и обычаям, почитание семейных ценностей. Мужчины, живущие в России, обычно, более коммуникабельны, нежели их соотечественники, оставшиеся на родине. Правда, не стоит забывать, что каждый человек индивидуален, и армяне – не исключение из этого правила.
Пашинян поумнел или “Еркрамас” хитро врет?
https://youtube.com/watch?v=pSmg396b-uE
Пашинян, вернее его политические враги, предоставили нашему вниманию второе сенсационное разоблачение его натуры. Надеюсь, не последнее. Читайте отрывок, опубликованный в ереванской газете “Голос Армении”. Статья называется
ТАК ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С АРМЯНСКОЙ ИСТОРИЕЙ?
“…что завещали нам эти предки, что оставили после себя? Ничего, более чем ничего. Потому что “ничего” – это когда ты должен начать с нуля, а мы должны начать не знаю с какого минуса, так как наши предки оставили нам всего лишь такой запас геноцидов, унижений, предательств и безнравственности, преодолеть который, как выясняется, трудно, крайне трудно.
Я осуждаю наших предков, проклинаю их, потому что они ничего не сделали для того, чтобы мы сегодня жили более достойно и более гордо. Наши предки не заботились о своих потомках хотя бы так, как инстинктивно заботятся животные. Я осуждаю всех тех, кто восхваляет наших предков, так как этим всего лишь отказывают следующему поколению в праве иметь достойную и сильную родину, нас, живущих, наделяют правом ничего не завещать будущему поколению. Прославляя наших предков, они всего лишь придают новый размах тому порочному процессу, в котором мы находимся уже больше двух тысяч лет, начиная с того времени, когда Тигран, который был прозван Великим, сложил свою корону у ног римского наместника и которого предал собственный сын по той простой причине, что не получил примитивного воспитания подобно наглым щенкам современных армянских чиновников.
Я ПРОКЛИНАЮ НАШИХ ПРЕДКОВ за то, что они дали возможность иранскому провинциальному ученому, чтобы он, прогуливаясь по улицам города Исфахан, объяснял нам, что шах Аббас изгнал сюда из Джуги армян и призвал их построить здесь город. Какой урок мы можем извлечь из этой истории? Кому-то эта история внушает гордость: “Значит, армяне были строителями”, – говорят они. И никто не замечает, что этих строителей перегоняли, как стадо, с места на место и часть их осталась на дороге, превратив иранские степи в “армянские святые места”.
Какой урок мы можем извлечь из нашей истории? Иногда я понимаю тех историков, которые наше позорное и унизительное прошлое показывают исполненным героизма. Они думают, что реальная история может нас сломать, унизить. Но фальсификация приносит еще большие разрушения и не позволяет, чтобы мы остановились и переломили наше тысячелетнее унижение”, – писал Пашинян 9 декабря 2005 года.
Оригинал статьи здесь: http://golosarmenii.am/article/70926/tak-chto-nam-delat-s-armyanskoj-istoriej?fbclid=IwAR3sA24vzYTe1Xfuz-2DhuW1q0JPA6U8BHEh0EXsmY3E9DUWXzLhEn1FUrU
Критик армянских мифов Филипп Экозъянц пишет в ФБ, что теперь он иначе стал относиться к Николу.
Признаюсь, что я тоже. Понимаю теперь почему И.Алиев дает Николу возможность спокойно переизбраться. Нам нужен этот парень. Он то лучшее из двух зол
Для Азербайджана важно. чтобы в Армении правил армянин, а не шуртвац, это дает надежду на исправление форпоста, который может стать нормальной страной отрешившись от позорного прошлого и начав новую историю с нуля – с международно-признанных границ.
Заговорщики
Мы практически выяснили, почему турки убивали армян. В Бостоне в 1919 году на IX съезде «Дашнакцутюн» было решено истребить предводителей младотурок, принимающих участие в убийствах. Операцию наименовали именем древнегреческой богини мщения Немезиды. Большую часть заговорщиков составляли армяне, сумевшие спастись от геноцида. Они горячо желали отомстить за смерть своих семей.
Операция «Немезида» действовала достаточно эффективно. Самыми известными её жертвами стали один из членов турецкого триумвирата Талаат-паша и министр МВД Оттоманской империи. Талаат, вместе с остальными вожаками младотурок, бежал в Германию в 1918 году, однако был ликвидирован в Берлине Тейлиряном Согомоном в марте 1921 года.
Первые депортации
Турки, армяне, 1915 год… Что же случилось в то далёкое время? В середине марта 1915 года французско-британские силы напали на Дарданеллы. В Стамбуле началась подготовка перемещения столицы в Эскишехир и эвакуации местных жителей. Руководство Османской империи боялось слияния армян с союзниками, поэтому решило депортировать всё ненавистное население между Эскишехиром и Стамбулом.
В конце марта «Специальная организация» начала готовить массовое убийство этого народа в Эрзеруме. Она отправила в провинции самых радикальных эмиссаров “Иттихат”, которые должны были проводить антиармянскую агитацию. Среди них находился и Решид-бей. Именно он крайне бесчеловечными средствами, включая задержания и пытки, выискивал оружие в Диярбакыре, а затем превратился в одного из наиболее необузданных убийц.
Выселение армян началось 8 апреля с города Зейтун, жители которого веками пользовались частичной независимостью и находились в конфронтации с турецкими властями. Их изгнание даёт ответ на главный вопрос, связанный со сроками подготовки геноцида. Небольшая часть армян была депортирована в город Конью, расположенный недалеко от Ирака и Сирии – мест, куда немного позднее выселялись остальные люди.
Убийствам сопутствовала волна грабежей. Торговец Мехмет Али свидетельствовал, что Азми Джемаль (губернатор Трапезунда) и Асент Мустафа присвоили драгоценностей на сумму 400 000 золотых турецких фунтов (примерно 1 500 000 американских долларов). Консул США в Алеппо сообщал в Вашингтон, что в Османской империи функционировал чудовищный план расхищения.
Консул в Трапезунде докладывал, что каждый день видит, как орава ребятишек и турецких женщин идёт за полицией и захватывает всё, что может унести. Он также рассказывал, что дом комиссара “Иттихат” в Трапезунде завален драгоценностями и золотом, полученными в результате дележа награбленного.
К концу лета 1915 года большая часть армян, населявших империю, была убита. Османские власти пытались это скрыть, но добравшиеся до Европы беженцы доложили об истреблении своего народа. В 1915 году, 27 апреля, армянский католикос призвал Италию и США вмешаться, чтобы остановить убийства. Армянская резня была осуждена союзными державами, однако в условиях войны они ничем не могли помочь многострадальному народу.
В Англии после официальной проверки была издана документальная книга «Отношение к армянам в Османской империи», в США и Европе люди начали собирать средства для беженцев. Ликвидация армян в западной и центральной Анатолии продолжилась и после августа 1915 года.
Геноцид армян
— Давай сразу начнем с конфликтной темы… Ты мне сразу скажи, а вообще геноцид турками армян был или нет? Я знаю, что ты на эту тему писал много и разбирался в этой теме.
— Несомненно то, что в 1915 году в Турции была резня и что такие вещи не должны никогда повторяться. Мой же личный подход состоит в том, что официальная армянская позиция, согласно которой это был геноцид, вызванный страшной ненавистью турок к армянам, не верна по ряду позиций.
Во-первых, совершенно очевидно, что причиной произошедшего во многом явились сами армяне, устроившие перед этим восстание. Которое началось еще задолго до 1915 года.
Все это тянулось с конца XIX века и охватывало, в том числе, и Россию. Дашнакам было все равно, кого взрывать, турецких чиновников или князя Голицына.
Во-вторых, важно знать и то, что у нас обычно не показывают: армяне, по сути, вели себя как те же самые турки — устраивали этнические чистки, резню и так далее. И если всю имеющуюся информацию соединить вместе, получится комплексная картина происшедшего
— У турок есть свой музей геноцида, посвященный территории, которую с помощью английского золота и российского оружия “освободили” армянские дошнакские подразделения. Их командиры действительно рапортовали, что там не осталось ни одного турка. Другое дело, что дашнаков тогда спровоцировали на выступление англичане. И, к слову, турецкий суд в Стамбуле еще при султане осудил организаторов массовых преступлений против армян. Правда, заочно. То есть, факт массового преступления имел место.
— Конечно. И сами турки этого не отрицают, они приносят соболезнования. Но они не называют случившееся геноцидом. С точки зрения международного права, есть Конвенция о предотвращении геноцида, подписанная, в том числе, Арменией и Россией. В ней обозначено, кто имеет право признавать преступление геноцидом — это суд в Гааге, и только он.
Ни Армения, ни зарубежная армянская диаспора ни разу не обращалась в этот суд. Почему? Потому что понимают, что доказать этот геноцид в терминах юридических, исторических они не смогут. Более того все международные суды — Европейский суд по правам человека, Французский юстиционный суд и так далее, когда армянская диаспора пыталась поднять этот вопрос в них, ей отказывали. Только начиная с прошлого октября таких судов было три — и все армянская сторона проиграла.
Вернемся в первую половину ХХ века: уже тогда было очевидно, что и турецкая, и армянская стороны прибегали к этническим чисткам. Два американских миссионера, которых послал конгресс после поражения Османской империи, увидели картину этнической чистки, устроенной именно армянами.
Мы сами видели в 1918-м, и в 1920 году, пока еще не установилась прочно cоветская власть, либо армянские, либо азербайджанские чистки. Поэтому как только исчез “фактор СССР”, тут же получили Нагорный Карабах и те же самые чистки. Сегодня же эта территория зачищена по максимуму. В Азербайджане практически не осталось армян, а в Карабахе и Армении — азербайджанцев.
Регистрация брака в Армении
Можно ли выходить замуж за армянина в его родной стране? Да, но для этого должны быть соблюдены некоторые условия. Для заключения брака необходимо прежде всего обоюдное согласие обеих сторон. И мужчина, и женщина должны быть брачного возраста.
Не разрешается жениться в Армении:
- близким родственникам;
- двоюродным сестрам и братьям;
- разведенным людям;
- если кто-то из пары недееспособен.
Регистрацию брака проводит:
- территориальное представительство ЗАГСа;
- регистрационная палата рождения и бракосочетания.
Для подачи соответствующего заявления при себе надо иметь:
- собственно заявление, подписанное невестой и женихом;
- оба паспорта;
- справки, которые подтвердят отсутствие предыдущих и нынешних браков.
Иностранке дополнительно понадобится сделать копию паспорта и заверить ее у нотариуса.
Армянский вопрос и Турция
И всё же: почему турки не любят армян? Проживая в Османской империи, они не являлись мусульманами и поэтому считались зимми – второсортными подданными. Армяне платили колоссальные налоги, им не разрешалось носить оружие. А тот, кто принял православие, не имел права в суде давать показания.
Конечно, трудно ответить на вопрос, почему турки не любят армян. Известно, что 70% гонимого ими народа, проживавшего в Османском царстве, состояло из бедных крестьян. Однако у мусульман образ удачливого и хитрого армянина с внушительным коммерческим талантом распространялся на всех без исключения представителей национальности. Враждебность обостряли борьба за ресурсы в агросекторе и неразрешённые социальные задачи в городах.
Эти действия затруднялись притоком мусульман с Кавказа – мухаджиров (после турецко-русской и кавказской войн 1877-78 годов) и из новоявленных балканских стран. Беженцы, изгнанные христианами со своих территорий, срывали зло на местных православных. Притязания армян на коллективную и личную безопасность и параллельное ухудшение их положения в Османском царстве привели к появлению «армянского вопроса» как части более общей восточной проблемы.
Турки и армяне – противоборствующие нации. В Эрзерумской области в 1882 году была учреждена одна из первых ассоциаций Армении – «Сельскохозяйственное общество», призванная защитить народ от грабежей, совершаемых курдами и другими кочевниками. Первая политическая партия «Арменакан» была создана в 1885 году. Её платформа предполагала приобретение местного самоопределения людей при помощи пропаганды и просвещения, а также военной специализации для борьбы с государственным террором.
В 1887 году появился социал-демократический блок «Гнчакян», который стремился с помощью революции освободить турецкую Армению и создать независимое социалистическое государство. В Тифлисе в 1890 году был проведён первый съезд самого радикального союза – «Дашнакцутюн», программа которого оговаривала автономию в границах Османской империи, равенство и свободу всех жителей, а в социальном сегменте ссылалась на основание крестьянских коммун как базовых элементов нового общества.
Как заинтересовать армянина
В первую очередь стоит сказать, что не существует подтверждения тому, что мужчины этой национальности отдают предпочтение определенному типажу женщин. Так что перекрашивать свои волосы из белого цвета в черный, или набирать несколько килограмм лишнего веса абсолютно бессмысленно.
Армянина может заинтересовать загадочность дамы, наличие так называемой изюминки, которая видна, но остается неразгаданной. Только так можно привлечь его, вызвать к себе интерес и по-настоящему заинтриговать. Если вы встретились с ним случайно, не пытайтесь навязаться, попробуйте действовать непринужденно. А лучше всего проявить неприступность – так можно действительно подтолкнуть армянина к действиям и поступкам. Ведь по своей сути такие мужчины являются завоевателями.
Неприступность, загадочность и ухоженная внешность – должны стать вашими основными козырями в привлечении армянина.
Юридическая сторона
Османская империя и республика Армения своим противостоянием заинтересовали весь мир. Коллективная Декларация от 24 мая 1915 года союзных стран является тому подтверждением.
Осознание геноцида является важнейшей целью армянских лоббистких организаций, причём, кроме самого признания, оглашалось требование о выплате репараций Турцией и территориальные притязания. Чтобы достичь принятия, лоббисты привлекают к участию влиятельных лиц и парламентариев, основали институты, занимающиеся данной проблемой, оказывают давление на руководство разных стран, широко освещают этот вопрос в обществе. Почти все члены армянской диаспоры являются прямыми потомками жертв геноцида. Эта организация владеет достаточными материальными ресурсами, с помощью которых может противостоять давлению Турции.
Америка три раза принимала резолюции о массовом уничтожении армян. Этот геноцид признан Европарламентом, парламентской коалицией южноамериканских стран, Подкомиссией ООН по защите и предотвращению дискриминации меньшинств, парламентом Латинской Америки.
Признание уничтожения армянского народа не является обязательным пунктом для вступления Турции в ЕС, однако некоторые эксперты считают, что ей придётся выполнить это условие.
Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные
— А в Стамбуле между тем большая армянская колония, есть церкви. Это, кстати, аргумент против геноцида.
— Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные. На этническом уровне, на бытовом. Между Арменией и Турцией сейчас не существует реального территориального конфликта, а с азербайджанцами он есть. Во-вторых, одни события были 100 лет назад, а другие — сегодня. В-третьих, турки ставили перед собой цель не уничтожить армян физически, а призвать их к лояльности, пусть и диким средствами.
Поэтому в стране сохранилось много армян, которых попытались отуречить, так сказать, исламизировать, но они внутри себя остались армянами. Сохранилась часть армян, которых переселили подальше от зоны боев. После Второй мировой войны Турция стала восстанавливать армянские храмы.
Сейчас армяне активно едут на заработки в Турцию. В турецком правительстве были министры — армяне, что невозможно в Азербайджане. Конфликт сейчас идет по совершенно конкретным поводам — и главное это земля. Вариант компромисса, который предлагает Азербайджан: автономия высокой степени, но в составе Азербайджана. Так сказать, армяне должны стать Азербайджаном. Армяне на это категорически не согласны — это будет опять резня, лишение прав и так далее.
Есть, безусловно, и другие варианты урегулирования, например, как это было сделано в Боснии. Стороны создали очень сложное государство, состоящее из двух автономных образований со своими правами, армией и так далее. Но этот вариант сторонами даже не рассматривается.
Моногосударства, государства, созданные на основании этнического проекта, — это тупик. Вопрос в следующем: история не конечна, она продолжается
Для некоторых государств очень важно получить доминирование своего народа на этой земле. И после того, как оно будет обеспечено, уже можно развивать проект дальше, привлекая другие народы, но уже на основе какой-то подчиненности
На самом деле армяне сейчас, после распада Советского Союза, и азербайджанцы, по сути, находятся на этом этапе.
Условия
А сейчас выясним, какие же исторические предпосылки предшествовали геноциду древнего народа. Армянский этнос созрел к VI веку до н. э. на землях Армении и восточной Турции, в районе, охватывающем озеро Ван и гору Арарат. Ко II веку до н. э. армяне под властью царя Арташеса I объединились, сформировав государство Великая Армения. Самую большую территорию она имела в период царствования императора Тиграна II Великого, когда кордон его державы раздвинулся от Евфрата, Палестины и Средиземного моря на западе до Каспийского моря на востоке.
В начале IV в. н. э. (общепринятая дата – 301 год) эта страна (первая в мире) официально приняла православие как государственную религию. Армянский алфавит был создан в 405 году учёным Маштоцем Месропом, а в V веке на новом языке была написана Библия.
Установление православия стало решающим фактором, связавшим армянский этнос после потери государственного строя, а Апостольская церковь превратилась в важнейший институт национального быта.
В 428 году Великая Армения завершила своё существование, и до VII века её западными землями правили византийцы, а восточными – персы. С середины VII века внушительной частью этой страны распоряжались арабы. Армянское царство в 860-х годах под властью династии Багратидов восстановило свой суверенитет. Византийцы в 1045 году захватили Ани – столицу этой страны. Князь Рубен I в 1080 году основал Киликийское армянское государство, а князь Левон II в 1198 году принял титул царя.
Египетские мамлюки в 1375 году захватили Киликию, и независимая держава прекратило своё существование. Церковный конфликт армян, не желавших отказываться от христианства во время множественных вторжений мусульман (персов, огузских тюрков и сельджуков, арабских Аббасидов) на территорию исторической Армении, массовые переселения и опустошительные войны привели к снижению количества населения на этих землях.