Введение юлианского календаря
Юлианский календарь был введён эдиктом Юлия Цезаря и основывался на современном ему римском календаре. Римский календарь состоял из двенадцати месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина года, время от времени после 23 февраля вставлялся дополнительный месяц (Mensis Intercalaris). Решение о вставке дополнительного месяца принималось понтификом. В период смуты это происходило нерегулярно, кроме того, понтифик порой принимал решения по политическим мотивам, желая удлинить или укоротить правление тех или иных консулов (два консула избирались на год и правили от января до января следующего года).
На момент прихода к власти Цезаря календарные даты заметно отличались от ожидаемых времён года. В 46 году до н. э. Цезарь провел календарную реформу, целью которой было восстановить синхронизацию календаря с временами года и избежать подобных проблем в будущем. Цезарь реформировал календарь, изменив длины месяцев так, чтобы в сумме они составили 365 дней. Раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день. Плиний пишет, что эта реформа была разработана с помощью александрийского астронома Созигена. Календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э.
Чтобы восстановить соответствие календаря временам года, Цезарь вставил 67 дополнительных дней между ноябрем и декабрем, разделив их на два месяца (Intercalaris Prior и Intercalaris Posterior). Вместе с Mensis Intercalaris 46 год до н. э. длился 445 дней.
Цезарь переименовал месяц квинтилис (Quintilis) в свою честь, дав ему имя Iulius (июль). Впоследствии несколько императоров называли месяцы своими именами, но, помимо июля, лишь август, названный в честь преемника Цезаря, остался до сих пор.
Перенос Нового года на 1 января
В 1699 году Петр 1 издает указ, согласно которому новый 1700 год наступит не 1 сентября, а 1 января. Это указ известен под названием «О реформе календаря в России». Это был один из первых шагов русского царя после возвращения из Европы. Как известно Петр 1 был явный почитателем и подражателем всему, что делалось в Голландии и Англии. А поскольку там Новый год наступал уже 1 января – значит и в России нужно было сделать точно также. По традиции Петра навязывание нового праздника шло с большой жестокостью – наказать могли любого, кто ослушался бы приказа царя. Именно в это время впервые начинаются использоваться такие атрибуты Нового года, как:
- Салюты. Как известно Петр 1 лично запустил первый салют на праздник.
- Массовые застолья и пьянство, которое так одобрял царь.
Очень хорошо об этих событиях рассказывается в романе Алексея Толстого «Петр первый». Рекомендую почитать. Там, конечно, много субъективизма, но общие процессы описаны очень даже объективно.
Из истории календаря в России
Между тем России доводилось и прежде менять свой календарь. До конца XV века Новый год на Руси отмечали с началом весны в соответствии с языческими представлениями о смене природных сезонов. Начиная с 1492 года возобладали христианские представления о календаре: русские верили, что Бог сотворил землю в сентябре, и потому праздновали не Новый год, а Первый день в году. Великий князь Иоанн Васильевич III своим указом утвердил в качестве Первого дня 1 сентября.
Два столетия спустя, 1 января 1700 года, Петр Великий ввел в стране Юлианский календарь в соответствии с европейским летоисчислением, «перескочив» в него из российского 7208 года «от сотворения мира». Правда, Европа к тому времени уже более века жила по Григорианскому календарю, однако Русская Православная Церковь не пожелала пойти на поводу у папы римского. Россия предпочла компромисс и не проиграла.
Предпосылки и введение григорианского календаря
Большое влияние на реформирование календаря оказала католическая церковь в связи с тем, что основные церковные праздники приходились на определенные календарные даты. Так как продолжительность юлианского календаря составляла 365,25 дня, а тропический год составлял 365,2422 дня, разница при этом была 11 минут и 14 секунд. Принятый на тот период юлианский календарь опаздывал на эту величину каждый год. Опоздание на один день накапливалось за 128 лет. На Никейском соборе в 325 году были приняты основные символы веры, и установлены церковные праздники такие, как Пасха. Проблема, возникающая из-за неточности календаря, влияла на правильное определение даты праздника Пасхи. Эта дата тесно связана с такими небесными событиями как весеннее равноденствие и полнолуние. Пасху было принято праздновать в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним первого полнолуния. В год проведения собора день весеннего равноденствия наступал 21 марта. Но, в связи с разницей в длительности юлианского и тропического годов, к шестнадцатому столетию накопилась ошибка в 10 дней. День равенства дня и ночи плавно переместился на 11 марта. Это послужило толчком к тому, что папа римский Григорий XIII с помощью ученого Луиджи Луио осуществил реформу юлианского календаря. Основные постулаты введения нового летоисчисления заключались в следующем: День весеннего равноденствия переносился опять на 21 марта, т.е. убрались 10 дней. Из промежутка в 400 лет из 100 високосных годов убираются 3, и их остается 97. Введение нового летоисчисления произошло в 1582 году, и многие католические державы перешли на новое летоисчисление. Остальные страны переходили в течение нескольких десятков лет, а некоторые и в течение сотен лет. Не во всех странах введение нового летоисчисления проходило гладко. Принятие григорианского календаря в Риге привело к возникновению народного бунта, который продолжался не один год, пока зачинщики не были осуждены и казнены. В России переход на григорианский календарь произошел после октябрьской революции. Указом правительства после 31 января 1918 года стали считать приход 14 февраля. Этим была убрана накопившаяся разница в 13 дней. До прихода к власти большевиков введению нового летоисчисления в России препятствовала православная церковь. А в монархической России степень влияния церкви на власть была очень высока. На сегодняшний день почти все страны мира перешли на новое летоисчисление. Исключение составляют такие страны как Таиланд и Эфиопия. Православная церковь также использует старый юлианский календарь
Насколько важно использование одинакового летоисчисления в соседних странах можно понять на следующем примере. Существует научное исследование, касающееся сражения при Аустерлице, когда Наполеон одержал победу
Некоторые ученые утверждают, что именно использование различных календарей в русской и австрийской армии послужило причиной несогласованных действий на поле боя, что привело к поражению. На сегодняшний день точность Григорианского календаря довольно высока. В последние несколько лет выдвигались проекты пересмотра действующего календаря. Это касалось, в основном, изменения количества дней в месяцах, но эти предложения так и остаются только проектами.
https://youtube.com/watch?v=wIcCR8QbJGo
Кельтский календарь (Ирландский)
Долгое время пользовался в Северо — Скандинавских странах именно ирландский календарь, а также в современной Ирландии. Год делился на четыре сезона. В году 13 месяцев и один день. Месяцы синхронизированы по Лунному циклу. Названия месяцев соответствуют гласным Огама – Кельтского древесного алфавита.
То есть это и есть знаменитый календарь Друидов – очень сложная система, где расчет времени учитывает и лунные и солнечные циклы.
Отрезкам времени, примерно равным нашим месяцам, давались названия деревьев. Самыми большими праздниками считались дни равноденствия и солнцестояния. Однако по поводу Кельтского календаря современные исследователи ведут жаркие споры. Многие ученые считают, что сведения о Календаре Друидов основаны на заблуждении нескольких авторов, чьи труды получили слишком большое распространение.
Мы не беремся судить, лишь хотим познакомить читателя с некоторыми существующими или существовавшими системами летоисчисления.
В статье, посвященной мировым системам летоисчисления, невозможно умолчать о знаменитом «Календаре Майя».
Летоисчисление на Руси
Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.
Реформа Петра Первого
Старое летоисчисление «от сотворения мира» было изменено императором Петром Первым на летоисчисление от Рождества Христова. это было сделано с первого января 1700 года (или в 7208 году «от сотворения мира»). Почему поменяли летоисчисление? Считается, что Петр Первый сделал это для удобства, для синхронизации времени с Европой. Европейские страны уже давно жили по системе «от Рождества Христова». А так как император вел много дел с европейцами, то этот шаг был вполне целесообразен. Ведь разница в годах в Европе и в Российской Империи в то время составляла 5508 лет!
Древнерусское летоисчисление, таким образом, отличалось от современного точкой отсчета времени. А летоисчисление до Рождества Христова называлось летоисчислением «от сотворения мира».
Как все начиналось
А когда началось летоисчисление? Есть данные, что в 325 году нашей эры произошел первый собор христианских епископов. Именно они решили, что летоисчисление должно вестись от сотворения мира. Причиной такого отсчета была необходимость знать, когда отмечать Пасху. Дата сотворения мира была предложена исходя из соображений и рассуждений о жизни Иисуса Христа.
После собора епископов Римская империя приняла это летоисчисление. А через пару сотен лет было предложено перейти на летоисчисление от Рождества Христова. Эту идею высказал Дионисий Малый – римский монах, в 532 году. Когда родился Иисус точно неизвестно, но произошло это примерно во втором-четвертом году нашей эры. Именно с этого года и начали отсчет времени, который теперь называется от Рождества Христова. Эта точка разделяет новую эру (нашу) от прошлой (соответственно обозначения н.э. и до н.э.).
Но мир долго переходил на новый вариант отсчета времени. Для этого потребовалось около половины тысячелетия, а для России – более тысячи лет. Переход был постепенным, поэтому часто в скобках даты указывали еще и год «от сотворения мира».
Арийское летоисчисление и славянское летоисчисление
Летоисчисление ариев велось от сотворения мира, то есть отлично от существовавшего в мире. Но арии не считали, что мир был сотворен именно в 5508 году до нашей эры. По их мнению, точкой начала стал год, когда был заключен мир между Славяно-Ариями и Аримами (древнекитайскими племенами). Другое название этого летоисчисления – Сотворение Мира в Звездном Храме.
После победы над китайцами появился символ – всадник на белом коне, убивающий дракона. Последний в данном случае символизировал Китай, который был побежден.
Старославянское летоисчисление велось согласно Даарийскому Круголету Числобога. Подробнее об этом календаре Вы можете прочесть в соответствующей статье. После реформы Петра Первого стали говорить, что «он украл у славян 5508 лет». Вообще нововведение императора не нашло положительных отзывов от славян, они противились ему долгое время. Но летоисчисление древних славян и их календарь были запрещены. На сегодняшний день ими пользуются лишь староверы, инглинги.
Летоисчисление по славянскому календарю имело свои интересные особенности:
- У славян было лишь три времени года: весна, осень, зима. Кстати, весь год у древних славян носил название «лето».
- Месяцев было девять.
- Дней в месяце было сорок или сорок один.
Таким образом, летоисчисление у древних славян, которые были язычниками, шло вразрез с общепринятым, христианским. Ведь многие славяне, даже приняв христианскую веру, продолжали оставаться язычниками. Они были верны свои мировоззрениям и не принимали летоисчисления «от Рождества Христова».
Летоисчисление стало отражением религии, которая занимала и продолжает занимать главенствующее положение в государстве, в обществе, в мире. Христианство на сегодняшний день исповедует более тридцати процентов населения мира. Неудивительно, что именно Рождение Христа было выбрано в качестве его начала. Также стало удобным разграничивать прошлую эры от новой. Петр, изменив систему летоисчисления на Руси, сделал возможным координировать всю деятельность страны с остальным миром. Трудно представить, что сегодня была бы пропасть между странами в более чем пять с половиной тысяч лет! Также положительным моментом общего для всех летоисчисления является удобство в изучении истории и других наук.
Григорианское время
Смена календаря была вызвана не только астрономическими, но
скорее религиозными обстоятельствами. В 325 году Никейский собор издал декрет о
единой дате Пасхи для всей христианской церкви. А день ее празднования в
юлианском календаре постоянно смещался, что вызывало особенно сильное
недовольство у католической церкви. Реформа должна была вернуть дату реального
весеннего равноденствия (пасхальную границу) на 21 марта, как это было во
времена Никейского собора, установившего пасхалию.Нумерология года: узнай свое число удачи
С 1582 года в католических государствах стал вводится
григорианский календарь, принятый на основе постановления папы римского
Григория XIII. Реформа заключалась в том, что десять лишних дней просто
вычеркнули, и следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.
Систему исчисления времени привели в соответствие
циклическому обращению Земли вокруг Солнца. Продолжительность года была принята
равной 365,2425 суток, то есть 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Правило
високосных лет изменили, и средний календарный год стал больше соответствовать тропическому году.
Начиная с 1582 года високосным, когда вводится
дополнительный день (29 февраля), год является в двух случаях: либо он кратен
4, но при этом не кратен 100, либо кратен 400. Так, 2016 год — високосный.
Следующим високосным годом будет 2020 год. Правда, распределение високосных лет
таково, что несоответствия с протяженностью тропического года все равно не избежать.
Однако оно ничтожно: по итогам подсчетов, за 10 тысяч лет разница составит
всего лишь одни сутки.
Православный календарь – “икона времени”
Календарь – это система измерения времени. Но что такое время?
«Я знаю, что такое время, когда не спрашивают об этом, а когда спрашивают, то чем больше думаю, тем более недоумеваю и теряюсь» (Блж. Августин). Нашему земному восприятию доступна лишь текущая сторона времени, “настоящее”, тогда как для Бога в Его Царствии Небесном время имеет еще непостижимое для нас целостное измерение “вечности”, охватывая единым смыслом прошлое, настоящее и будущее.
«Хранительницей тайны времени выступает Церковь. Она показывает нам источник времени. Его начало – это само міроздание… Церковь учит нас, что время – это условие становления личности, условие самоопределения человека как богоподобного существа… В Церкви освящается само время… Богослужения – цикличны. Круг – символ вечности… Церковный календарь должен передавать дух воцерковленного времени. Поэтому он должен обладать строгой ритмикой, четкими периодами и цикличностью…» (архимандрит Рафаил (Карелин). “Мистика земного времени”).
Книга Бытия указывает одновременно три ориентира для измерения времени – солнце, луну и звезды: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт. 1:14-16).
Однако на практике составить календарь, абсолютно точный по этим чисто физическим параметрам, оказалось невозможно даже на основе современной науки. Например, если заглянуть в астрономический учебник (К.У. Аллен. Астрофизические величины. М., 1977. С. 35), – может возникнуть вопрос: относительно чего и как можно наиболее точно измерять продолжительность года?
В астрономии для этого существует несколько понятий. Самым точным можно считать сидерический год (годовой цикл перемещения земли относительно неподвижных звёзд) продолжительностью 365,25636556 суток. Время изменения прямого восхождения среднего Солнца, измеренного относительно неподвижной эклиптики, равно 365,2551897 суток. Аномалистический год (время между последовательными прохождениями через перигелий) 365,25964134 суток. Тропический год (от одного весеннего равноденствия до другого) составляет 365,242199 средних солнечных суток – он как наиболее наглядный, разумеется, наиболее удобен на практике. (Подобные различные понятия и цифры существуют и для измерения продолжительности месяца.)
Наибольшая же практическая сложность составления календарей заключается в том, что продолжительность суток (оборот Земли вокруг оси), лунного месяца (оборот Луны вокруг Земли) и года (оборот Земли вокруг Солнца) в любом случае не имеют точной соизмеримости друг с другом в виде целых чисел. Попытки найти наиболее гармоничное согласование между собою суток, месяца и года дали в истории несколько типов календарей в зависимости от того, какой параметр положен в основу.
Месяцы
Согласно григорианскому календарю, год делится на 12 месяцев, продолжительностью от 28 до 31 дня:
№ | Месяц | Кол-во дней |
---|---|---|
1 | Январь | 31 |
2 | Февраль | 28 (29 — в високосном году) |
3 | Март | 31 |
4 | Апрель | 30 |
5 | Май | 31 |
6 | Июнь | 30 |
7 | Июль | 31 |
8 | Август | 31 |
9 | Сентябрь | 30 |
10 | Октябрь | 31 |
11 | Ноябрь | 30 |
12 | Декабрь | 31 |
Правило запоминания количества дней в месяце
Счёт по костяшкам рук. «Бугорок» — 31 день, «впадинка» — 30 дней (для февраля 29 или 28 дней)
Существует простое правило запоминания количества дней в месяце — «правило костяшек».
Если выставить перед собой составленные вместе кулаки так, чтобы видеть тыльные стороны ладоней, то по «костяшкам» (суставам пальцев) на краю ладони и промежуткам между ними можно определить, является какой-либо месяц «длинным» (31 день) или «коротким» (30 дней, кроме февраля). Для этого нужно начать считать месяцы с января, отсчитывая костяшки и промежутки. Январю будет соответствовать первая костяшка (длинный месяц — 31 день), февралю — промежуток между первой и второй костяшками (короткий месяц), марту — костяшка, и т. д. Два следующих подряд длинных месяца — июль и август — попадают как раз на соседствующие костяшки разных рук (промежуток между кулаками не считается).
Существует также мнемоническое правило «Ап-юн-сен-но». Слоги этого слова указывают на названия месяцев, состоящих из 30 дней; февраль, в зависимости от года, содержит 28 или 29 дней; остальные 7 месяцев содержат 31 день. Удобство данного мнемонического правила заключается в отсутствии необходимости «пересчитывания» костяшек рук.
Также для запоминания количества дней в месяцах существует англоязычная школьная поговорка: Thirty days have September, April, June and November. Аналог на немецком языке: Dreißig Tage hat September, April, Juni und November.
В тайском языке месяц имеет составное название, состоящее из названия соответствующего ему знака зодиака и суффикса: -คม (-khom), если в месяце 31 день, и -ยน (-yon), если в месяце 30 дней. Февраль же именуется как กุมภาพันธ์ (kumphaphan) (месяц Водолея).
День Х
Оказывается, да. Этих дней в российском календаре просто нет. Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря. 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток.
Декрет был издан большевиками и подписан В.И.Лениным «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Православная церковь выступила против, поэтому на заседании 23 января 2018 года специальным декретом церковь была отделена от государства, и привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.
На том историческом заседании были предложены два варианта перехода на «цивилизованный», григорианский, календарь. Один из них предусматривал постепенный переход , то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа. Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и православная церковь. Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Интересы церкви при этом не учитывались. Поскольку Ленин был сторонником второго варианта, решение приняли единогласно.
После 31 января 1918 года в стране был введен календарь нового стиля (григорианский), и в России наступило сразу 14 февраля. Даты стали сопровождаться круглыми скобками, в которых обозначена дата по другому стилю. До 1 февраля 1918 года в круглых скобках размещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 года — дата юлианского календаря.
При пересчете дат со старого, юлианского, на новый, григорианский стиль: От 5 октября 1582 года по 28 февраля 1700 года — добавляется 10 дней. С 1 марта 1700 года по 28 февраля 1800 года — +11 дней С 1 марта 1800 года по 28 февраля 1900 года — +12 дней С 1 марта 1900 года по 28 февраля 2100 года — +13 дней.
Но Православная церковь все еще не сдается и крепко держится за юлианскую систему и в наши дни. Именно поэтому западные страны празднуют Рождество 25 декабря, а православные России — 7 января, с разницей в 13 дней. Кстати, белорусы и украинцы, к примеру, уже официально ввели празднование Рождества 25 декабря в государственном порядке в качестве выходного дня, наряду с православной датой.Историк религии Алексей Юдин отмечает, что говорить о том, что кто-то празднует Рождество 25 декабря, а кто-то 7 января — некорректно. Все отмечают Рождество 25-го, но по разным календарям. И в ближайшие сто лет, с его точки зрения, никакого объединения празднования ждать не приходится.
Интересно, что мало кто вникает в тот факт, что григорианскую систему ввел христианский священник, а юлианскую — древнеримский язычник.
Примечания
- Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 97. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
- Городецкий М. Л. К вопросу о точности григорианского календаря и лунного цикла // Историко-астрономические исследования, Вып. XXXV. —М.: Физматлит, 2010, C. 289—293.
- Селешников С. И. История календаря и хронология. — М.: Наука, 1970. — С. 70—72. — 224 с. — 11 000 экз.
- Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 308—309. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
- Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. — М.: Наука, 1991. — С. 140—146. — 288 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-02-014563-7.
- Nautical almanac offices of the United Kingdom and the United States. Explanatory Supplement to the Astronomical Ephemeris and The American Ephemeris and Nautical Almanac. 1961 page 417. (англ.)
- В. С. Непомнящий. Пушкин Александр Сергеевич // Большая советская энциклопедия (). — Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Нестеренко Ю. В. Диофантовы приближения, церковные календари и пасхалия // Историко-астрономические исследования, Вып. XXXV. — М.: Физматлит, 2010, C. 215—288.
- Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 455. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
- ↑
- Україна від найдавніших часів до сьогодення: Хронологічний довідник. — К., 1995 . — С. 261
- Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 455. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
- Всемирная история. Т. 11, С. 100—101. Минск: Литература, 1997.
- Настольный календарь на 1919 год. — Томск, Министерство народного просвещения, 1919. — С. 3.
- Климишин И. А. Календарь и хронология. — изд.3. — М.: Наука, 1990. — С. 308—318. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
- Chandler, David G. From the Rhine to the Danube // The Campaigns of Napoleon. — New York : Scribner, 1 March 1973. — P. 383. — ISBN 0-02-523660-1. (англ.)
Григорианский и юлианский календарь: отличия и сходства
Оба они состоят из трехсот шестидесяти пяти дней в обычный год и трехсот шестидесяти шести в год високосный, имеют 12 месяцев, 4 из которых по 30 дней и 7 по 31 дню, февраль – либо 28, либо 29. Разница заключается только в периодичности наступления високосных лет.
По юлианскому календарю високосный год наступает через каждые три года. В этом случае получается, что календарный год длиннее астрономического на 11 минут. Другими словами, через 128 лет появляется лишний день. Календарь григорианский тоже признает, что четвертый год является високосным. Исключение составляют те годы, которые кратны 100, а также те, которые можно разделить на 400. Исходя из этого, лишние сутки появляются лишь через 3200 лет.
Календарь предков славян
Википедия утверждает, что происхождение слова «календарь» имеет латинские корни. «Календае» — первый день месяца. Раньше в календы наступал срок платежа по долгам. Поэтому, как нам объясняют, «бухгалтерские книги» постепенно стали календарем в современном понимании.
Другое мнение, что происхождение слова от «Каляды даръ» и оно затем уже распространилось по миру и «дошло» и до Древнего Рима. В пользу этого мнения следующие умозаключения: в латинском языке «долг» — «дебитум». Узнаете знакомое «дебет»? Книга на латыни – «либра» или «либеллус». Записка – «нота», «албум» или «литерае». Для обозначения понятия ссуда у древних римлян было также отдельное слово – «фаенерор». Почему же тогда записки о долге, который записывался и требовался к возврату, начали называть именно по первому дню месяца – «календ»? Получается, что «календариум» и ссуды – довольно нелогичное объяснение происхождение слова «календарь» в его последующем понимании.
О том, что предсказывали нам в 2020 году наряду с ясновидящими и астрологами, читайте в статье «Предсказания на 2020 год для России…»
Самое время подвести итоги за год…
Более логичным представляется происхождение именно от дара Каляды. Рассмотрим это утверждение. Круглолет Числобога – другое наименование Каляды дара, основывается на 9-ти и 16-ти численной системе счета. Также для славян священной цифрой является 3.
За десятки тысячелетий Каляды Дар «не забежал» вперед и «не отстал» ни на день! Причиной точности Круголета в том, что он основывается на матиакальной модели Вселенной. В нем учтена галактическое место Земли и ее осевая централизация.
Календарь отображается Рунами. Сороковники – это месяц в сорок дней. Сороковник – первый по счету обозначался одной Руной, а последующие – сочетанием Руны первого Сороковника со второй Руной, которая обозначала часть вращение Земли вокруг Ярилы (Солнца).
Один цикл вращения Земли вокруг Ярилы составляло Лето. Если умножить 40 (дней) на 9 (месяцев), мы получим 360 дней. Неделя состояла из девятин – 9 дней.
«Лето» имеет в русском языке множество понятий. «Сколько тебе лет?», а не «годов». А также: летопись, летоисчисление, в летах (немолодой), по молодости лет, кануть в Лету…
«Лет» — лететь без опоры, а «о» — круг, «лето» — лететь по кругу.
Даты в Летописях записывались буквами, а не цифрами, как велел Петр Первый.
Итак, вот какое велось исчисление лет (на момент введения календаря от Рождества Христова, т.е. 1700):
Лето 7208 от Сотворения Мира в Звездном Храме;
12708 от Великой Стужи;
44244 от Сотворения Великого Коло Рассении;
106478 от Основания Асгарда Ирийского;
111813 от Великого Переселения из Даарии;
И далее, до Лета 604 074 от Времени Трех Солнц…
Напомним, это по состоянию на 1700 год, т.е. прибавляем к этим датам 320 лет, прошедших с петровской реформы.
В марте 2020 года наступает 7528-е лето от Сотворения Мира в Звездном Храме.
Как пересчитывать прошлые даты?
Если бы историки всего мира не договорились о том как и какой календарь использовать для датировки исторических событий, это привело бы к разнобою и сумятице в определении дат.
Какие бывают ошибки пересчета дат?
- В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, иногда говорится, что Инка Гарсиласо де ла Вега, Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли в один день — 23 апреля 1616 года. На самом деле Шекспир умер на 10 дней позже, чем Инка Гарсиласо, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году, и на 11 дней позже чем Сервантес (который умер 22 апреля, но был похоронен 23 апреля).
- Есть и другого рода ошибки, когда для получения даты исторического события по григорианскому календарю зачем-то добавляют число дней, составлявших разницу между календарями на момент перехода страны на новый стиль календаря. То есть распространяют разницу числа дней календарей в глубь веков.
Такую ошибку продемонстрировала наша госдума, назначив государственный праздник на 4 ноября – депутаты к дате взятия Китай-Города 22 октября 1612 года прибавили 13 дней, хотя разница между календарями тогда составляла лишь 10 дней. Это уже не говоря о том что собственно Кремль, а вернее кремлевский гарнизон польских войск сдался еще много позже и этой даты.
Кроме этого госдума также бесдумно назначила некоторые памятные воинские даты:
• Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года, памятную дату назначили на 28 апреля (разница опять 13 дней);
• День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года, дату зачем-то назначили на на 21 сентября (13 дней);
Причем эти ошибки выборочные, большая часть дат верно подсчитаны, что особенно подчеркивает небрежность пересчета ранее упомянутых дат:
• День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня 1709 года, дату справедливо назначили на 8 июля (11 дней);
• День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа 1812 года, дату правильно назначили на 5—7 июля (12 дней); - Если в историческом событии участвовали две страны в разные века перешедшие на новый стиль, небрежные историки обоих стран могут внести еще большую сумятицу, по незнанию пересчитывая старинную дату каждый по своему. Те же шведы дату невской битвы (15 июля 1240 по юлианскому календарю) могли бы неправильно пересчитать в 26 июля по григорианскому календарю (+11 дней), а наши такие же горе-историки пересчитали бы в 28 июля (+13 дней).
Во избежание подобной путаницы приняты правила перевода дат:
- Для обозначения всех дат до 1582г н.э. чаще всего используется юлианский календарь, введённый с 1 января 45 года до н.э.
- Даты до введения юлианского календаря 1 января 45 года до н. э. обозначаются по т.н. пролептическому юлианскому календарю. Пролептический (от греч. “предвосхищающий”) календарь – календарь, расширенный на период до его введения. Проще говоря, даты считают по юлианскому календарю, несмотря на то что календарь еще не был даже придуман.
- Для пересчета дат после 1582г в тех странах где на момент исторического события продолжал действовать юлианский календарь, дату пересчитывают в григорианский календарь добавляя то число дней, на которое отличались календари на момент совершения события.
- В регионах, где вообще не использовался юлианский календарь, датировка всех событий производится по пролептическому григорианскому календарю (определяющему датировку событий по правилам григорианского календаря до его появления 15 октября 1582 года).
Юлианский календарь
Итак, Юлианский календарь стал завершенной картиной гармонизации лунного и солнечного календарей. Он был объявлен государственным календарем Римской империи Юлием Цезарем в 46 г. до Р.Х. Римляне начинали год первым месяцем после самой долгой ночи (зимнего солнцестояния), то есть январем. Правда, в Юлианском календаре год оказался на 0,0078 суток длиннее тропического года. Эта разность за 128,5 лет достигает целых суток.
Заметим, однако, что составитель Юлианского календаря Созиген знал более точные астрономические цифры. Уже греческий астроном Гиппарх, живший столетием раньше, составил астрономические таблицы, где звездный и солнечный год были вычислены с точностью вплоть до секунд. И в Вавилонских таблицах точность обезпечивалась в пределах 2 секунд. Математически удивительно точен был и календарь индейцев Майя в центральной Америке… Созиген не мог не знать таблицы Гиппарха, – отмечает архм. Рафаил, – но его целью было создать не “линейку” для измерения времени, а способ его гармонизации, положив в основу календаря цикличность и ритм, – это для Созигена было важнее всего. Мы видим здесь более высокую культуру мышления, восприятие времени не только как протяженности, но как гармонии и ритма. То есть созданный Созигеном календарь творчески упорядочивает время, а не скрупулезно и сложно подлаживается под природные арифметические показатели движения объектов Вселенной.
Вот гармоничные циклы Юлианского календаря: четырехлетний цикл, который заключает три простых и один високосный год; 28-летний цикл, когда совпадают число месяца и дни недели; великий Индиктион – 532-летний период, в котором повторяются все особенности предыдущих циклов (он получается в результате перемножения круга Солнца в 28 лет и круга Луны в 19 лет).
Что такое Старый Новый год?
История Нового года в России была переписана в 1918 году, когда большевики решили перейти с юлианского календаря на григорианский. Особой необходимости в этоv не было. Но тут достигалось сразу несколько целей в связи с этим переходом:
- Полное отделение государства от церкви. Церковь осталась с юлианским календарем, а государство – с григорианским. Не забываем, что большевики презирали религию и старались максимально от нее отдалиться.
- Изменение укладов жизни. После религии большевики еще больше не любили Российскую Империю, поэтому меняли все, что только можно.
- Введение единого стиля со всеми странами Европы. Европа была католической, а, следовательно, вся базировалась на григорианском календаре.
Российская Империя была глубоко религиозным государством, которое не отделяло себя от церкви. Поэтому императоры никогда даже не задумывались о том, что разделить церковный и «мирской» календарь. Все жили по церковным уставам и канонам. Поэтому Новый год отмечался 1 января, но по юлианскому стилю. А с 1918 (переход, кстати, произошел 1 февраля) был введен григорианский стиль календаря, который отличался на 14 дней. Собственно именно с таким укладом мы живем и сегодня.
Именно большевики сделали Новый год таким, какой он нам известен сегодня. Именно при них начали наряжать елки, дарить подарки, появились атрибуты в виде салата ольвье и мандарин, поздравления от деда Мороза и Снегурочки и так далее.