Становление войск в СССР
Французские танки
Придуманный Уэллсом термин «сухопутный броненосец» оказался популярным не только в Великобритании. Его использовал, в частности, полковник Жан Батист Эжен Этьен (Jean Baptiste Eugene Estienne), направив в конце 1915 года генералу Жоффру, главнокомандующему французской армии, предложение о создании новой боевой машины, предназначенной для прорыва вражеской обороны. Эта инициатива получила полное одобрение.
Следует отметить, что во Франции хорошо знали о том, что в Англии планируют использовать гусеничные трактора Холта в военных целях. Эжен Брилье, главный конструктор компании Schneider-Creusot, сам наблюдал за испытаниями этих машин в начале 1915 года. После возвращения во Францию он приступил к разработке бронированной модификации одного из таких тракторов – малогабаритного Baby Holt. Но полковник Этьен полагал, что следует использовать более длинное шасси, и его мнение в конечном счете возобладало.
Первый французский танк получил название Char d’Assault-1 (CA-1), что можно перевести как «штурмовая колесница». Спроектировали его всего за два дня: 20 декабря 1915 года Этьен побеседовал с Брилье, а 22 декабря чертежи уже были готовы.
Французский танк Schneider CA-1.
При взгляде на CA-1 хорошо заметно, что он во многом похож на «маленького Вилли». Это вполне естественно, если учесть, что использовано одно и то же гусеничное шасси. Но если англичане затем отказались от него, то французы подвергли эту исходную основу сравнительно небольшим изменениям. Причин этого было две:
- Французским конструкторам приходилось «догонять» — работы в Британии начались намного раньше. Времени на переделку шасси просто не было.
- Полковник Этьен рассматривал новую машину прежде всего как мобильный носитель артиллерийского орудия, а не средство буквального «продавливания» оборонительных линий.
Получившийся в результате CA-1 оказался, пожалуй, самым неудачным из всех танков Первой Мировой войны. Размещение пушки в передней лобовой части, причем даже не по центру, а с правой стороны, резко огранило угол обстрела. Это обозначало, что в ходе боя танк придется то и дело поворачивать всем корпусом в сторону цели. Носовой выступ, предназначенный для прорыва проволочных заграждений, оказался слишком тяжелым, машина «клевала носом» при движении.
В дальнейшем танк, созданный компанией Schneider, попытались улучшить. Были разработаны модификации, получившие название CA-2 (облегченная машина с 47-мм орудием) и CA-3 (вариант с усиленным бронированием и более мощным двигателем), но успеха добиться не удалось – исходный проект оказался тупиковым.
Восстановленный французский танк «Сен-Шамон».
Как и CA-1, «Сен-Шамон» представляет собой скорее самоходную артиллерийскую установку, чем танк. Правда, орудие на сей раз установили по оси машины, что всё же несколько лучше.
Проходимость и маневренность «Сен-Шамона» были не на высоте. Танк оказался слишком тяжелым для своего двигателя и непомерно длинным. Последнее во многом было связано с размещением в задней части машины дублирующего поста управления. В ходе «доводки» конструкцию танка пришлось упростить, заменив поворотные башенки командира и водителя на обычные бронеколпаки. Кроме того, были сняты экраны, защищавшие ходовую часть.
В итоге и CA-1, и «Сен-Шамон» оказались явно хуже своих английских «собратьев». Но полковнику Этьену всё же удалось взять реванш – ведь именно он стал инициатором создания лучшего и самого перспективного танка Первой Мировой войны – Renault FT-17.
Впервые Этьен повстречался с Луи Рено еще до того, как обратился к услугам компании Schneider. Но в декабре 1915 года этот предприниматель отказался участвовать в создании танков, сославшись на полное отсутствие какого-либо опыта этой сфере. Но в июле 1916-го Этьен всё же смог переубедить Рено. На этот раз речь шла о создании несколько иной машины, а именно простого по конструкции лёгкого танка, на который можно было бы поставить обычный автомобильный двигатель.
В качестве исходной «базы» был использован CA-2, разработанный ранее инженерами компании Schneider, однако конструкцию все же пришлось в значительной степени переделать. Автором проекта новой боевой машины стал Родольф Эрнст-Мецмаир, однако в работах, особенно на начальном этапе, активно принимал участие и сам Луи Рено. Результатом этих усилий стал первый в мире танк классической компоновки.
Пулеметный вариант французского легкого танка Renault FT-17.
Современная история
Россия унаследовала от СССР могучие танковые войска. В 2005 году на вооружении 23 тыс. танков различных модификаций. В 2009 году осталось в строю всего 2 тыс. машин.
Перед страной стояла задача модернизации танкового парка. С 2005 по 2010 гг. танковые части пополнялись машинами Т-90.
Параллельно разрабатывались новые образцы. В 2011 году все силы были сконцентрированы на разработке танка нового поколения — Т-14 «Армата».
Танк Т-14 «Армата»
На вооружении Российской федерации с 1991 года находятся танки Т-72БА, Т-80БА, Т-80УА, Т-80У-Е1 и Т-90А, которые постоянно модернизируются и совершенствуются.
На Параде Победы 2015 года впервые был представлен танк «Армата», являющийся продуктом новой концепции танкостроения. Взять хотя бы тот факт, что башня «Арматы» необитаема, что позволяет уменьшить её размеры и сделать танк менее заметным на поле боя. А его экипаж расположен в нижней части машины. На платформе «Арматы» планируется создать целый кластер новых боевых машин.
Немецкие танки и первый встречный танковый бой
Причины создания первого танка и его предназначение
Танки 1965–1985 гг.
К 1960-м гг. стало ясно, что массовое применение ядерного оружия приведет человечество к гибели. США и СССР стали рассматривать ядерное оружие как средство взаимного «сдерживания», не исключая и возможности применения точечных ядерных ударов в локальных военных конфликтах. Война во Вьетнаме (1965–1975) и другие локальные войны показали, что надо уделять больше внимания «обычным» вооружениям. Основные боевые танки (ОБТ) оставались главным оружием сухопутных войск, и в их развитие вкладывали много сил и средств.
Калибр танковых пушек рос, снаряды становились все тяжелее, и работа заряжающего (член танкового экипажа, который закладывает снаряд в казенник пушки) становилась непосильной. Человек быстро уставал, и скорострельность танковой пушки падала. Кроме того, рабочее место заряжающего требовало объема 2 м3 , и, сократив этот объем, танк можно было сделать компактнее и легче. Попытки автоматизировать заряжание танковой пушки начались сразу после Второй мировой войны. Но первый серийный танк с автоматом заряжания (АЗ) – советский Т-64 – появился лишь в 1969 г., за ним последовал Т-72. А вот за границей к АЗ отнеслись скептически, и даже сейчас пушки большинства западных танков заряжаются вручную. Одна из причин – автоматика сложна, дорога и может отказать. Кроме того, без заряжающего членам экипажа втроем (командир танка, наводчик пушки и механик-водитель) трудно справиться с техобслуживанием боевой машины.
Т-64. 1969 г.
Т-72. 1973 г.
С ростом мощности традиционного для танков дизеля проявлялся общий недостаток поршневых двигателей – непропорционально большой рост массы. Поэтому в 1976 г. в СССР был создан танк Т-80 с газотурбинным двигателем (ГТД), подобный тем, которые использовались на вертолетах. При небольшой массе он имел высокую мощность, а также легко запускался в мороз, а его ресурс (время работы двигателя до ремонта) был в 2–3 раза больше, чем у танковых дизелей. Но у ГТД есть недостаток – большой расход топлива, поэтому, кроме Т-80 и американского М1 «Абрамс», современные танки все же имеют дизельные двигатели.
«Чифтен». Великобритания. 1965 г
Главным средством поражения танков были кумулятивные и бронебойные снаряды. Пушки становились мощнее, броню приходилось делать все толще, в результате танки становились все тяжелее. Выход был найден в замене монолитной брони на броню комбинированную (многослойную). В пространстве между двумя слоями брони размещался наполнитель – стеклотекстолит (стекловолокно, залитое пластиком), резина, бетон, стекло, керамика. Первым серийным танком с комбинированной броней стал все тот же Т-64. Западные конструкторы ответили появлением брони «Чобхэм» с наполнителем из керамики и нейлона. Первым новую защиту получил британский танк «Чифтен». А вот немецкий «Леопард-1» (1965 г.), один из самых удачных танков второй половины XX в., имел традиционную литую броню. «Обычную» броню могли дополнять комплексы активной защиты (КАЗ). Первым серийным КАЗ стал советский «Дрозд» (1963 г.). Он состоял из радиолокатора, вычислителя и пусковых установок неуправляемых ракет с осколочными боевыми частями (БЧ).
«Леопард-1». Германия. 1965 г.
М1 «Абрамс» – единственный современный зарубежный танк с ГТД. США, 1980 г.
Успехи противотанковых управляемых ракет (ПТУР) побудили конструкторов оснастить ими танки. Однако попытка замены снаряда на ракету не удалась – стрельба традиционной пушки была намного дешевле. Ракетный танк ИТ-1 (истребитель танков), созданный на базе Т-62 и не имевший пушки, оказался единственным в мире и продержался на вооружении недолго.
Выходом стало создание управляемого снаряда для гладкоствольной танковой пушки. В 1976 г. в СССР был принят на вооружение танковый снаряд 9М112 «Кобра» (не путать с ПТУР того же имени). Он был активно-реактивным (выбрасывался из пушки пороховым зарядом, затем запускался твердотопливный ракетный двигатель) и наводился по радиокомандам. Пушка все того же танка Т-64 могла стрелять и обычными, и управляемыми снарядами, используя дорогой управляемый боеприпас только по важным целям.
Т-80. СССР. 1976 г.
Брусиловский прорыв
Брусиловский прорыв был на тот период времени новым видом фронтовой наступательной операции Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова.
Генерал Алексей Алексеевич Брусилов
Эта операция была проведена 3 июня — 22 августа 1916 г., и в ходе неё было нанесено тяжёлое поражение армиям Австро-Венгрии и Германии, заняты Буковина и Восточная Галиция.
Брусиловский прорыв
На южном фланге Восточного фронта против армий Брусилова австро-германские союзники создали мощную, глубоко эшелонированную оборону. Самой сильной была первая из 2-3 линий окопов общей длиной 1,5-2 км. Её основой были опорные узлы, в промежутках – сплошные траншеи, подступы к которым простреливались с флангов, на всех высотах – доты. Окопы были с козырьками, блиндажами, убежищами, врытыми глубоко в землю, с железобетонными сводами или перекрытиями из бревен и земли толщиной до 2 м, способными выдержать любые снаряды. Для пулемётчиков устанавливались бетонные колпаки. Перед окопами тянулись проволочные заграждения, на некоторых участках через них пропускался ток, подвешивались бомбы, ставились мины. Между полосами и линиями окопов устраивались искусственные препятствия: засеки, волчьи ямы, рогатки.
Австро-германское командование считало, что такую оборону без значительного усиления русским армиям не прорвать, и потому наступление Брусилова для него было полной неожиданностью.
Русская пехота
В результате Брусиловского прорыва Юго-Западный фронт нанёс поражение австро-венгерской армии, фронты продвинулись от 80 до 120 км вглубь территории противника.
Австро-Венгрия и Германия потеряли более 1,5 миллиона убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Русские захватили 581 орудие, 1795 пулемётов, 448 бомбомётов и миномётов. Огромные потери подорвали боеспособность австро-венгерской армии.
Войска Юго-Западного фронта потеряли убитыми, ранеными и без вести пропавшими около 500 000 солдат и офицеров.
Для отражения русского наступления Центральные державы перебросили с Западного, Итальянского и Салоникского фронтов 31 пехотную и 3 кавалерийские дивизии (более 400 тыс. штыков и сабель), что облегчило положение союзников в сражении на Сомме и спасло терпящую поражения итальянскую армию от разгрома. Под влиянием русской победы Румыния приняла решение о вступлении в войну на стороне Антанты.
Итог Брусиловского прорыва и операции на Сомме: окончательный переход стратегической инициативы от Центральных держав к Антанте. Союзникам удалось добиться такого взаимодействия, при котором в течение двух месяцев (июль-август) Германии приходилось направлять свои ограниченные стратегические резервы и на Западный, и на Восточный фронт одновременно.
С точки зрения военного искусства это была новая форма прорыва фронта одновременно на нескольких участках, которая получила развитие в последние годы Первой мировой войны, особенно в кампании 1918 г. на Западно-Европейском театре военных действий
Битва при Сомме и дебют английских танков
Марк I
Что же представлял из себя Большой Вилли? Это был тридцатитонный стальной ящик на ромбовидных гусеницах, длинной в восемь и высотой в два с половиной метра. Он не имел привычной нам вращающейся башни, так как считалось, что она сделает танк слишком заметным, поэтому вооружение было установлено в спонсонах по бортам машины.
Первые английские танки разделялись на «самцов» и «самок». «Самцы» имели две 57-мм пушки, «самки» же — только пулеметы. Броня была противопульной, доходила до десяти миллиметров. Ну, а скорость танк развивал просто «гоночную» — 6,4 км в час по шоссе.
Но и неповоротливость, и малая броня не помешали танкам до смерти напугать немецких солдат в битве при Сомме 15 сентября 1916 года, когда 32 боевые машины атаковали вражеские укрепления, разрывая колючую проволоку, ужасно грохоча, и расстреливая солдат противника из пушек и пулеметов.
Хотя тут же выяснились и минусы быстрого введения танков в эксплуатацию — ведь изначально их было 49, но 17 сломалось еще до начала битвы. А из 32, ушедших в атаку, 5 застряло в болоте, а 9 просто сломалось без участия противника. Тем не менее, дебют посчитали отличным, и всего за время войны было создано 3177 танков Mark различных модификаций.
Первый французский танк — «Шнейдер»
Французские инженеры-танкостроители поначалу пошли по пути своих английских коллег и начали с производств «цистерн» на гусеницах. Позже они создали просто выдающийся танк, который состоял на вооружении и в России. В целом истории войн предстояло измениться раз и навсегда. Военные инженеры стран мира предоставили в распоряжение своих армий новое оружие. Дело было лишь за тем, чтобы опробовать это оружие в бою.
Танк «Шнейдер»
Французы назвали свои танки словом «char» — «повозка». Первую боевую повозку построила одноименная фирма «Шнейдер», установив бронекоробку корпуса на шасси американского трактора «Холт». В корме «Шнейдера» сделали удобные дверцы для погрузки боекомплекта, входа и выхода экипажа. Наклонная лобовая броня повышала бронестойкость. Правда, имелось несколько серьезнейших недостатков: шасси и мотор от сельскохозяйственной машины совершенно не подходили для потребностей танкостроения.
Основным вооружением «Шнейдера» стала 75-мм мортира. Из-за очень короткого ствола она могла стрелять лишь на 600 м (у англичан танки били на дистанцию до 1800 м). Однако она обладала большей разрушительной мощью своих фугасных снарядов, чем британские 57-мм пушки. Правда, английские танки из-за наличия двух пушек могли стрелять в обе стороны, а «Шнейдер» — лишь по правому борту.
Нарочская операция
На гусеницах и на колесах
Во все времена генералы мечтали о том, чтобы их армии могли совершать стремительные переходы на большие расстояния. Вот только как можно совершать такие марш-броски в условиях современной войны без поддержки танков? А танки в начале своей истории были малоподвижными и тихоходными. Специальных автомобильных трейлеров, способных быстро доставить танк в нужное место, тогда ещё не было. Тогда инженеры предложили сделать гусеницы съёмными. Считалось, что по хорошей дороге танк сможет двигаться на своих катках, как на колёсах. Первым такое необычное колёсно-гусеничное шасси создал американский конструктор, инженер и изобретатель Дж. У. Кристи. Некоторые образцы его опытных машин на колёсах разгонялись до скорости 100 км/ч!
Советский танк БТ-5 без гусениц передвигался по шоссе со скоростью до 70 км/ч
В 1930 г. советское правительство купило у Кристи два усовершенствованных опытных образца шасси танка, именуемого автором М.1930 (Модель 1930 г.) и лицензию на производство шасси по его образцу. После существенной переработки проекта в нашей стране с 1931 г. начали выпускать колёсно-гусеничные танки БТ-2 (аббревиатура БТ означала «быстроходный танк»). Первые танки типа БТ-2 оснащались маленькой 37-мм пушкой и имели противопульную броню толщиной 13 мм. Эту машину весом 11 т обслуживал экипаж из трёх человек. БТ-2 развивал скорость 52 км/ч на гусеницах и 72 км/ч на колёсах. Продолжая совершенствовать колёсно-гусеничный ход, советские конструкторы сумели создать ещё более мощные танки БТ-5 и БТ-7 с 45-мм и даже с 76-мм пушками.
Последние модификации танка БТ-7 с конической башней, аналогичной танку Т-26, оснащались мощными и экономичными дизельными моторами, а их скорость на колёсном ходу достигала 80 км/ч
Дизельный БТ-7М являлся одним из самых скоростных танков в мире, так как даже на гусеницах развивал скорость свыше 60 км/ч. При этом без дозаправки БТ-7М мог пройти на гусеницах расстояние в 600 км, а на колёсах — даже и 700! И это в то время, когда все остальные лёгкие и средние танки имели пробег порядка 200-250 км. Главным недостатком БТ являлась его слабая броня. Однако эти танки прекрасно проявили себя на Халхин-Голе в боях против японской армии, на вооружении которой состояли в основном более слабые лёгкие танки. Но они уже никак не могли противостоять германской армии, оснащённой более мощными танками, сухопутные войска которой были оснащены противотанковыми средствами.
Современные танки
К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»
В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность
Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.
Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.
С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.
Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.
Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.
AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.
Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.
Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.
Поделиться ссылкой
Т-34 – лучший танк столетия
К концу 1930-х гг. танкисты, казалось, знали, какие танки им нужны и как их использовать. Так было до появления Т-34 («тридцатьчетвёрка») – машины, перевернувшей представление о том, каким должен быть танк. Т-34 не был ни самым быстрым, ни самым мощным. Однако все качества, определяющие мощь боевой машины, в нём сочетались наилучшим образом. В Т-34 всё было особенное: подвижность не хуже, чем у лёгких танков, а противоснарядная броня и длинноствольная 76-мм пушка – как на тяжёлых танках.
В начале войны Т-34 расстреливали немецкие танки всех типов с предельных дистанций прямого выстрела
Непобедимый
Бронелисты корпуса и башни Т-34 имели большой наклон. Установка лобовых бронелистов под большим углом увеличила эффективность бронирования. Расположение брони под углом позволяет увеличить её толщину. Снаряды противотанковых пушек летят по настильной траектории (по прямой линии, над землёй). Если такой снаряд попадёт в наклонный металлический лист, то его путь в нём будет дольше, чем в вертикальном листе такой же толщины. Кроме того, снаряд может срикошетировать – отскочить от обтекаемого корпуса. Заднюю часть корпуса Т-34 занимало моторное отделение с дизельным двигателем В-2. Перед войной на танки ставили двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине. Часто это были мощные авиационные двигатели, доработанные для установки на бронетехнику. Бензин огнеопасен, поэтому легко поджечь такой танк зажигательным снарядом или пулей. Дизельный танк труднее поразить в бою. Дизель «питается» соляркой, поджечь её труднее, чем бензин.
Германские пехотинцы, прошедшие всю Европу и умевшие эффективно бороться с французскими и английскими танками, впервые встретившись с Т-34, были в шоке
Основное оружие Т-34 – башенная 76-мм пушка. На первых танках ствол орудия едва выступал за пределы корпуса, но в 1941 г. на Т-34 стали монтировать длинноствольные орудия. Хотя эти пушки имели прежний калибр 76 мм, но за счёт большей начальной скорости (вот что значит длинный ствол) её снаряды пробивали более толстую броню. Конструкторы сделали Т-34 простым и технологичным. Это позволило даже в тяжёлом 1942 г. выпустить 12,5 тыс. «тридцатьчетвёрок».
Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.
За годы войны советская промышленность выпустила более 60 тыс. танков Т-34. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения
Новая «тридцатьчетвёрка»
Первые бои Великой Отечественной войны выявили у Т-34 несколько серьёзных недостатков. Командир танка одновременно оценивал обстановку на поле боя, искал цель и стрелял из пушки. Причём обзор у командира был не очень хорошим. В 1942 г. появились Т-34 с новыми шестигранными литыми башнями, оснащённые командирской башенкой. Все новые танки получали приёмо-передающие радиостанции. К началу 1943 г. противник ответил на появление новых Т-34 модернизацией «четвёрок» и созданием новых танков «Тигр» и «Пантера». К лету 1943 г. немцы имели тяжёлые танки, которые могли расстреливать Т-34 с большого расстояния.
Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.
Т-34-85 долгие годы состоял на вооружении армии Египта
Т-34-85 сражался в рядах вьетнамской народной армии в 1971 г.
Последнюю модернизацию «тридцатьчетвёрки» прошли уже после окончания войны. Корпус и ходовая часть Т-34-85 мало изменились по сравнению с первыми образцами легендарного танка. В 1950-е гг. на Т-34 стали устанавливать двигатели и опорные катки от новейших танков Т-54. День Победы не поставил точку в боевой биографии лучшего танка Второй мировой войны. Военная карьера легендарного советского танка Т-34 продолжилась в самых разных уголках земного шара, не завершилась она и по сей день.
Британская «гончая»
Первые британские танки (от Mk.I до Mk.V) были очень тяжёлыми и малоподвижными. Они неплохо прорывали проволочные заграждения, перебирались через широкие траншеи и воронки от снарядов, давили пулемётные гнёзда. Но когда противник обращался в бегство и его надо было преследовать, танки этого сделать не могли из-за своей малой скорости и низкой проходимости по бездорожью. По изрытой снарядами земле они ползли, как черепахи, преодолевая за час всего 3 км.
Мk.V
Было ясно, что, кроме тяжёлых танков, армии требуются ещё и лёгкие, быстроходные танки. Вскоре такие танки были созданы. В британской армии они получили буквенное обозначение — марка «А» (Мк. А).
Новые танки были относительно небольшими и весили всего 14 т. Зато они были оснащены двумя двигателями общей мощностью 90 л. с. и по сравнению с тяжёлыми Mk.I оказались куда более маневренными. В отличие от своих предшественников, Мк. А («Уиппет») оказались очень вёрткими. Они могли развернуться на одном месте. Для этого одна гусеница пускалась вперёд, а другая назад. 8 августа 1918 г. в бою под Амьеном «Уиппеты», сопровождаемые кавалерией, прорвались сквозь линию обороны немцев и устроили в их тылах настоящий разгром.
Танк «Уиппет» обладал очень большим запасом топлива, которого хватало на 100 км пробега, что позволяло ему совершать рейды по тылам противника
Особенно отличился Мк.А, прозванный экипажем «музыкальным ящиком». Им командовал лейтенант Арнольд. «Музыкальный ящик» пробился далеко в расположение немцев. Сначала он обстрелял из пулемётов какую-то часть, отступающую с фронта. Затем разогнал немецкий резерв, готовящийся к контрнаступлению. Следуя дальше, танк настиг обоз какого-то полка и начисто его разгромил. Одиннадцать часов этот танк находился в непрерывном бою.
Конечно, стальные «борзые собаки» могли бы наносить противнику и более сильные «укусы», но их вооружение было недостаточно мощным. Оно состояло только из четырёх пулемётов. Пушек на этих танках не было. Не было у МкА и привычной сегодня поворотной башни.
Все три члена экипажа размещались в хвостовой части танка в небольшой рубке, из которой в разные стороны торчали пулемёты. Это было страшно неудобно, ведь противник, как правило, находился с какой-то одной стороны. Вот и приходилось стрелять по нему лишь из одного пулемёта, в то время как ещё три оставались ненужным грузом. Это в свою очередь подсказало конструкторам идею установки на танк поворачивающейся во все стороны башни.