No Image

Фрегаты (сторожевые корабли) проекта 11356р/м. досье

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

В целом, если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — фрегаты ПВО (радиус зоны обороны до 70 км) с ограниченными ударными возможностями. По большинству параметров (кроме цены) фрегаты 11356, задуманные как переходное, временное и «бюджетное» решение, значительно уступают фрегатам пр. 22350,а в чем-то, и даже корветам пр. 20380/20385.

Эксплуатация

Фрегат «Адмирал Григорович» в порту острова Мальта

Служба нового боевого корабля началась непосредственно во время его перехода к предстоящему месту постоянного базирования. На пути в Севастополь «Адмирал Григорович» прошел через Средиземное море, где отработал взаимодействие с дальним противолодочным самолетом Ту-142. Целью совместного маневрирования было обнаружение субмарин условного противника. Кроме того, фрегат нанес визит на остров Мальта.

9 июня 2016 года «Адмирал Григорович» прибыл в Севастополь, главную базу Черноморского флота, а уже в следующем месяце с его участием были проведены учебные артиллерийские стрельбы, после которых экипаж осуществил упражнения по отражению воздушных налетов и запуску противокорабельных крылатых ракет.

Следующие учения, проводившиеся в конце августа того же года, предусматривали поиск субмарины условного противника. В качестве цели была использована одна из дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка» (проект 636.3). Как известно, такие субмарины отличаются повышенной скрытностью, обнаружить их крайне трудно.

После этого «Адмиралу Григоровичу» пришлось принять участие в довольно печальной миссии: в декабре 2016 года близ Сочи разбился самолет Ту-154, на борту которого находились артисты знаменитого ансамбля песни и пляски имени Александрова. Фрегат, вместе с другими кораблями, был использован для поиска в воде обломков лайнера и тел погибших.

«Адмирал Григорович» у причала. Хорошо видна башенная артиллерийская установка

Весной следующего, 2017 года, в Черном море проводились совместные учения военно-морских сил Турции и России. «Адмирал Григорович» стал одним из участников этих маневров, во время которых на борт корабля поднимались командующие обоих флотов, Александр Витко и Вейсел Кёселе. После завершения учений фрегат был направлен к берегам Сирии на боевое дежурство, где и находился вплоть до середины июля.

Сентябрь 2017 года ознаменовался очередными учениями, во время которых проводились боевые стрельбы из артиллерийского оружия. Кроме того, отрабатывалось использование  вертолетов Ка-27ПС и Ка-27ПЛ, которые совершили не менее 10 посадок на палубу «Адмирала Григоровича». В конце этого же месяца фрегат убыл в Средиземное море, став частью постоянной группировки российского флота в этом регионе.

В январе 2020 года начался плановый ремонт корабля. Работы проводились на севастопольском подразделении «Севморзавода» вплоть до марта 2020-го

Во время этого ремонта произошёл несчастный случай: один из членов  экипажа по неосторожности упал с большой высоты и погиб. После завершения необходимых работ, уже в апреле, фрегат вновь отправился на службу в Средиземное море

31 августа «Адмирал Григорович» вернулся в Севастополь, где пробудет вплоть до получения следующего задания.

Проекты 1155 и 11351

В результате внедрение вертолетного ангара вылилось в создание БПК проекта 1155, возведением которых были заняты два балтийских судостроительных завода. На керченском судостроительном заводе начали выпускать модернизированные сторожевики проекта 11351, которые планировалось передать пограничникам.

Наличие вертолета позволяло вести поиск, преследование судов-нарушителей границы. Корма была освобождена для размещения ангара. В связи с этим кораблестроители перенесли в носовую часть судна одну АК-100. В итоге количество ЗРК и артустановок калибром 100 мм стало вдвое меньше. Для защиты кораблей от атак с воздуха на корме была установлена пара шестиствольных автоматов АК-630 калибром 32 миллиметра. Была установлена и новая гидроакустика. В части кораблей, построенных в рамках проекта 11351, радиолокационная система «Ангара» была заменена на новейшую – «Фрегат-М2».

Все это позволило кораблям проекта 11351 превосходить суда предыдущих проектов.

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот
«Адмирал Григорович» 494 ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) 01357 18.12.2010 14.03.2014 11.03.2016 ЧФ В строю
«Адмирал Эссен» 490 ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) 01358 08.07.2011 07.11.2014 07.06.2016 ЧФ В строю
«Адмирал Макаров» 499 ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) 01359 29.02.2012 02.09.2015 27.12.2017 ЧФ В строю
«Адмирал Бутаков» ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) 01360/ 01457 12.07.2013 02.03.2016 12.2023 ВМС Индии Строится
«Адмирал Истомин» ССЗ «Янтарь» (г.Калининград) 01361/ 01458 15.11.2013 11.2017 06.2024 ВМС Индии Строится
«Адмирал Корнилов» ССЗ «Янтарь»/ Goa Shipyard Limited (GSL) 01362 12.2013 11.2017 2024 ВМС Индии Ожидает буксировку в Индию для достройки на верфи Goa Shipyard Limited (GSL)

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Красный  — списан, утилизирован или потерян

Отличия от прототипа

Индийскому заказчику нужен был универсальный корабль, который может противостоять любому неприятелю. Так родился фрегат пр. 11356. Почти все оружие корабля было заменено. ЗРК «Оса-М» заменили на «Штиль-1». Появились ПУ для противокорабельных ракет Club. Обновлена была артиллерия среднего калибра – появилась артустановка А-190Э калибра 100 мм.

Из гидроакустики индийцы предпочли систему Humsa APSON. Все оборудование фрегатов управляется системой «Требование-МЭ».

Существенные отличия имеет и внешний вид. Фрегат пр. 11356 имеет меньшую заметность для радиолокаторов. Палубные постройки, исходя из опыта прошедших войн, сделаны стальными, а не алюминиевыми. Алюминий проявил малую стойкость при пожарах.

Строительство корабля

18 декабря 2010 года в Калининграде состоялась церемония закладки «Адмирала Григоровича» — головного фрегата проекта 11356Р. Своё название этот корабль получил в честь Ивана Константиновича Григоровича, адмирала, ставшего последним морским министром Российской империи.

Строительство фрегата «Адмирал Григорович»

Этот человек известен в первую очередь благодаря разработанной им амбициозной программе по строительству флота, в соответствии с которой в составе ВМС к 1930 году должно было насчитываться не менее сорока линкоров.

Изготовление «Адмирала Григоровича» фактически началось в 2011 году. Тогда же был заложен и следующий фрегат проекта 11356 – «Адмирал Эссен». В целом работы осуществлялись по утвержденному ранее графику. Стоит отметить, что строительство головного корабля проходило в основном еще до начала бурных «украинских» событий 2013-2014 года. Это позволило своевременно получить все компоненты газотурбинной энергетической установки, изготовленной на заводе «Зоря — Машпроект» в городе Николаеве. Впоследствии, уже в 2015-м году, украинская сторона, ссылаясь на некий «форсмажор», политический подтекст которого вполне очевиден, сорвала поставки.

В 2014 году фрегат «Адмирал Григорович» был спущен на воду. Начались испытания, в ходе которых на корабле побывал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Это произошло в конце 2014 года, причем по итогам данного визита состоялось закрытое совещание с руководителями судостроительного завода «Янтарь». Темы обсуждения не раскрывались.

Этап государственных испытаний нового корабля начался весной 2015 года и продолжался вплоть до конца декабря. На последнем этапе были протестированы системы вооружений – комплекс противовоздушной обороны, а затем и крылатые противокорабельные ракеты. В марте 2016 года, после подписания приемосдаточного акта, «Адмирал Григорович» официально вошёл в состав Военно-Морского флота России, начался этап эксплуатации фрегата.

Сравнение с проектом 22350

Проект 22350 реализуется наряду с проектом 11356. Произведем сравнение фрегатов проекта 11356 и 22350. В качестве системы ПВО вместо «Штиль-1» имеются стрельбовые комплексы 3С14У1 и комплексы ЗРК «Полимент-Редут». Для противокорабельной защиты вместо «Калибр-НК» используются комплексы «Оникс» или «Калибр-НКЭ». Эти вооружения дают возможность эффективно применять фрегат проекта 11356 против американских кораблей.

Противолодочное оснащение фрегатов проекта 22350 – пусковые комплексы “Медведка-2”. Артиллерийское вооружение корабля также претерпело изменения. На смену 100-мм артиллерийской установке A-190 пришла 130-миллиметровая А-192, стреляющая на 22 км. При этом у фрегатов проектов 11356 и 22350 много общего – оба проекта оснащены весьма современным оружием.

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек в одной УВП 3С14, универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установку А-190, УВП 3С90М1 (содержащая 24 9М317М), две шестиствольные скорострельные 30-мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000.

УКСК 3С14

Вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356 и 21631, имеет усеченные возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, то есть не позволяет размещение ПКР Оникс, в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов , и 1144.2М.

Точная дальность полёта ракет семейства Калибр в неэкспортном варианте до сих пор официально не озвучена. По сообщениям в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные и наземные цели на дальностях до 375 км и 2600 км соответственно. В боевой обстановке комплекс Калибр применялся кораблями Каспийской флотилии для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии на дальностях до 1500 км.

Артиллерийский комплекс


Артиллерийская установка А-190 на корвете «Стерегущий»

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

УВП 3С90М1 и ЗУР 9М317М

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет 9М317М). Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

По требованию предыдущего главкома ВМФ, состав ПВО кораблей неоднократно пересматривался.

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630М, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМФ Индии вооружались ЗРАК «Каштан»,а последующие три вооружены АК-630М.

Противолодочное оружие

РБУ-6000

2 спаренных 533мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2М») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение

Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

История проектирования фрегатов

В 1960-х годах решено было дорогостоящие большие противолодочные корабли дополнить в составе флота новыми сторожевыми кораблями. Несмотря на меньший, чем у БПК, размер, вооружены корабли были не хуже. Начиная с 1964 года, началась разработка проекта 1135 – фрегата, имеющего водоизмещение более двух тысяч тонн. Вооружить корабли планировалось противолодочной ракетной системой «Пурга», ЗРК «Оса-М», четырехтрубным торпедным аппаратом, двумя сдвоенными артсистемами АК-726 и комплексами РБУ-6000. Также судно планировалось оборудовать современной гидроакустической системой «Титан-2».

Правда проблемы, проявившиеся в ходе испытаний комплекса «Пурга» и слишком малая максимальная дальность (в 6 км), заставили отказаться от него в пользу счетверенной ПУ противолодочной системы «Метель» дальностью 50 км. Правда выяснилось, что дальность несколько избыточна, поскольку станция «Титан-2» имела значительно меньшую дальность обнаружения.

Кроме того, было удвоено количество торпедных агрегатов, зенитных систем. Суда проекта оснастили буксируемой гидроакустической системой «Вега». Водоизмещение судов проекта 1135 также увеличилось, достигнув 3200 тонн. Спущенные на воду суда с успехом выполняли свои боевые задачи. Благодаря использованию газотурбинных двигателей они развивали приличную скорость (32 узла) и способны были действовать на дальности до 4000 миль.

Корабли проектов 1135 и их модификации проекта 1135М понравились морякам. За 10 лет выпущено 32 корабля проектов 1135 и 1135М.

Правда суда отличались серьезным изъяном – в них не было вертолетного ангара. С развитием технологий во многих флотах задачи поиска и поражения субмарин легли, помимо корабельных средств, на авиацию, размещенную на кораблях.

Сдача заказа

Хотя испытания выявили небольшие проблемы совместимости некоторых систем оружия, индийские заказчики высоко оценили, какой потенциал имеет фрегат 11356.

За успешной реализацией первого заказа последовал контракт еще на три фрегата. Суда строились по видоизмененному проекту 11356М. Теперь корабли оборудовались сверхбыстрыми противокорабельными ракетами «БраМос», разработанными совместно российскими и индийскими специалистами, вместо системы Club. Корабли нового проекта заказчик получил в 2012-2013 гг. Ремонт фрегатов 11356 в Индии производит российская сторона.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продлённым полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трёхостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищённости и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учётом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага.

Суммарная мощность ГЭУ — 41 220 КВт (56 044 л. с.).

Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 КВт.

Комментировать
0