Введение
Актуальность рассматриваемой
темы заключается в том, что интерес
мирового сообщества к проблемам
безопасности неуклонно растет, что
связано с перманентными кризисными
явлениями конца XX-начала XXI в., острота
которых напрямую поставила вопрос о дальнейшей
судьбе всего человечества. Динамичные
изменения мировой геополитической ситуации,
международное положение России и условия
её внутреннего развития, активизация
международного терроризма, негативные
факторы социально-экономического развития
страны, новые тенденции в обострении
угроз интересам граждан, обществу и государству
ставят перед всеми органами государственной
власти актуальную задачу разработки
эффективных мер, направленных на практическое
разрешение ключевых проблем обеспечения
национальной безопасности. В России,
в условиях происходящих коренных изменений
в политической, экономической, социальной
и других сферах жизнедеятельности проблема
обеспечения национальной безопасности
приобретает значение одной из первостепенных
Задача создания системы обеспечения
безопасности личности, общества и государства
на основе комплексного исследования,
критического анализа опыта передовых
российских и зарубежных ученых является
особенно важной в современный период
формирования новой концепции национальной
безопасности
Что предстоит решить
Чтобы обеспечить национальную безопасность, народу и правительству необходимо пройти трудный путь. Слаженно взаимодействовать должны все органы, независимо от форм и уровня власти. Требуется постоянно проводить такую работу:
- Прогнозировать и выявлять внешние и внутренние государственные угрозы.
- Реализовать оперативные и долгосрочные меры, чтобы нейтрализовать опасность.
- Обеспечить суверенитет, территориальную целостность, безопасность приграничных областей.
- Поднять экономику в стране, реализовать независимый экономический курс независимый, ориентированный на социальное развитие.
- Преодолеть научно-техническую и технологическую зависимость.
- Обеспечить личную безопасность граждан.
- Совершенствовать систему государственной власти.
- Обеспечить соблюдение законов.
- Установить равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами.
- Поднять и поддержать военный потенциал.
- Укрепить режим по нераспространению оружия массового поражения.
- Принять эффективные меры по выявлению деятельности иностранных разведок, пресечь и предупредить подрыв государственных устоев.
От международных отношений зависит имидж государства в мире. Они укрепляют всеобщую безопасность.
Элементы национальной безопасности
Существенной составной частью национальной безопасности России является её военная безопасность, которую текущая Военная доктрина Российской Федерации определяет, как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять».
В число органов, занимающихся вопросами обеспечения военной безопасности России, входят её вооружённые силы и Минобороны, а одним из координирующих органов является Национальный центр управления обороной Российской Федерации.
Также, в состав национальной безопасности России входят её государственная и информационная безопасность и её культурная политика.
Ещё одной составляющей национальной безопасности России является её энергетическая безопасность, которой, в частности, занимается Фонд национальной энергетической безопасности.
Влияние основных факторов
Главные стремления Российской Федерации
Национальный интерес и национальная безопасность российского государства можно рассматривать в сбалансированной совокупности общих интересов, где сходятся стремления государственные, общественные и личностные. Рассматриваются такие сферы:
- Экономическая.
- Информационная.
- Военная.
- Пограничная служба.
- Экологическая.
- Внутренняя и международная политика.
Данные критерии имеют долгосрочный характер и определяют основную цель для решения стратегических и текущих задач, которые предоставляет политика государства. Национальными интересами и обеспечением интересов национальной безопасности занимаются определенные государственные институты. Конституция РФ и законодательство служат основой их функциональности во взаимодействиях с общественными структурами.
Национальная стратегия
Концепция национальной безопасности России была разработана в 1997 году. По Указу Президента и под влиянием времени в нее внесены изменения. Сейчас все вопросы, связанные с национальной безопасностью, соединены общей стратегией, которая утверждена Указом № 537 12.06.2009 г. со сроком действия до 2020 года. В документе подробно освещены:
- Взгляды на обеспечение безопасности каждого человека.
- Политические направления.
- Состояние экономических областей.
Документ подчеркивает основные угрозы для государства:
- Несовершенная система во властных и общественных структурах.
- Поляризация взглядов.
- Взаимоотношения с криминальными признаками.
- Организованная преступность.
- Терроризм.
- Сложные межнациональные и международные отношения.
Все перечисленные критерии подрывают безопасность страны.
Выработка политики в сфере национальной безопасности
Ключевая фигура в формировании политики в сфере национальной безопасности в России — президент, которому подчинены все силовые ведомства и вооруженные силы, при поддержке специального консультативного органа — Совета безопасности.
Именно президент определяет политический курс в этой сфере, принимает основные решения и утверждает концептуальные документы (прежде всего стратегию национальной безопасности), которые готовит Совбез. Он может объявить чрезвычайное или военное положение или ввести против других стран.
Совет безопасности
Совет безопасности — совещательный орган, который готовит решения президента по вопросам национальной безопасности, защиты конституционного строя и целостности России, вопросам обороны и оборонного производства, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами
Важность СБ демонстрирует уже то, что это единственный совещательный орган, напрямую названный в конституции.. Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности
Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.
Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности. Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.
Работа Совбеза проходит в форме заседаний и оперативных совещаний. Оперативные совещания по текущим вопросам проводятся примерно раз в неделю, заседания – примерно раз в квартал, хотя президент может созвать внеочередное заседание совета.
На Совет безопасности возложен широкий спектр обязанностей:
- анализ и стратегическое планирование в сфере национальной безопасности и выработка концептуальных документов;
- оценка угроз в сфере национальной безопасности (в том числе военных) и выработка мер по их нейтрализации;
- подготовка президенту предложений о принятии мер для ликвидации последствий катастроф, о введении и отмене чрезвычайного положения и о применении экономических санкций;
- подготовка президентских указов и постановлений в сфере национальной безопасности.
Кроме того, Совбез координирует работу всех органов власти в сфере национальной безопасности и контролирует за исполнением федеральных программ в этой области.
Выработка политики в сфере национальной безопасности
Ключевая фигура в формировании политики в сфере национальной безопасности в России — президент, которому подчинены все силовые ведомства и вооруженные силы, при поддержке специального консультативного органа — Совета безопасности.
Именно президент определяет политический курс в этой сфере, принимает основные решения и утверждает концептуальные документы (прежде всего стратегию национальной безопасности), которые готовит Совбез. Он может объявить чрезвычайное или военное положение или ввести против других стран.
Совет безопасности
Совет безопасности — совещательный орган, который готовит решения президента по вопросам национальной безопасности, защиты конституционного строя и целостности России, вопросам обороны и оборонного производства, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами
Важность СБ демонстрирует уже то, что это единственный совещательный орган, напрямую названный в конституции.. Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности
Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.
Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности. Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.
Работа Совбеза проходит в форме заседаний и оперативных совещаний. Оперативные совещания по текущим вопросам проводятся примерно раз в неделю, заседания – примерно раз в квартал, хотя президент может созвать внеочередное заседание совета.
На Совет безопасности возложен широкий спектр обязанностей:
- анализ и стратегическое планирование в сфере национальной безопасности и выработка концептуальных документов;
- оценка угроз в сфере национальной безопасности (в том числе военных) и выработка мер по их нейтрализации;
- подготовка президенту предложений о принятии мер для ликвидации последствий катастроф, о введении и отмене чрезвычайного положения и о применении экономических санкций;
- подготовка президентских указов и постановлений в сфере национальной безопасности.
Кроме того, Совбез координирует работу всех органов власти в сфере национальной безопасности и контролирует за исполнением федеральных программ в этой области.
Внешние угрозы национальной безопасности
Поползновения других государств помешать укреплению РФ в качестве одного из сильных центров формируемого многополярного мира являются серьезной внешней угрозой национальной безопасности.
Основные внешние угрозы в международной сфере зависят от следующих причин:
- желание некоторых государств и межгосударственных объединений снизить значение имеющихся механизмов обеспечения международной безопасности, таких как ООН и ОБСЕ;
- риск снижения экономического, политического, военного влияния РФ в мировом сообществе;
- усиление и рост военно-политических блоков и союзов, расширение НАТО на восток;
- вероятность возникновения в непосредственной близости к границам России крупных воинских контингентов и иностранных военных баз;
- увеличение количества оружия массового уничтожения;
- спад в Содружестве Независимых Государств интеграционных процессов;
- создание и обострение конфликтов рядом с государственной границей РФ;
- территориальные претензии к России.
Угрозы национальной безопасности России в международной сфере видны в попытках некоторых государств замедлить укрепление России в качестве одного из центров влияния в многополярном мире, блокировать реализацию национальных интересов и ослабить ее положение в Европе, в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Замечание 1
Терроризм – одна из самых серьезных угроз национальной безопасности любого государства. Международный терроризм открыто заявляет о начале кампании по дестабилизации ситуации в РФ.
Основные задачи обеспечения национальной безопасности:
- своевременное прогнозирование и раскрытие как внешних, так и внутренних угроз национальной безопасности России;
- осуществление долгосрочных и оперативных мер по предупреждению или нейтрализации внешних и внутренних угроз;
- гарантия территориальной целостности и суверенитета РФ;
- подъем экономической сферы страны, внедрение в жизнь социально ориентированного и независимого экономического курса;
- устранение научно-технической и технологической подчиненности РФ от внешних источников;
- гарантия личной безопасности, конституционных прав и свобод человека на территории РФ;
- развитие структуры государственной власти, федеративных отношений, законодательства РФ и местного самоуправления, построение гармоничных межнациональных отношений, усиление правопорядка и защита социально-политической стабильности социума;
- гарантия точного следования законодательству РФ всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, политическими партиями и т.д.;
- гарантия равноправной и взаимовыгодной совместной деятельности России, особенно с ведущими государствами мира;
- рост и удержание на высоком уровне военного потенциала страны; усиление системы нераспространения оружия массового поражения;
- осуществление действенных мер по установлению, предупреждению и прекращению подрывной и разведывательной деятельности иностранных государств, направленной против РФ;
- значительные меры по улучшению экологической ситуации в стране.
Выработка политики в сфере национальной безопасности
Ключевая фигура в формировании политики в сфере национальной безопасности в России — президент, которому подчинены все силовые ведомства и вооруженные силы, при поддержке специального консультативного органа — Совета безопасности.
Именно президент определяет политический курс в этой сфере, принимает основные решения и утверждает концептуальные документы (прежде всего стратегию национальной безопасности), которые готовит Совбез. Он может объявить чрезвычайное или военное положение или ввести против других стран.
Совет безопасности
Основная статья: Совет безопасности России
Совет безопасности — совещательный орган, который готовит решения президента по вопросам национальной безопасности, защиты конституционного строя и целостности России, вопросам обороны и оборонного производства, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами
Важность СБ демонстрирует уже то, что это единственный совещательный орган, напрямую названный в конституции.. Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности
Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.
Совет возглавляет и формирует президент России, а его текущую работу организует секретарь Совета безопасности. Совет включает постоянных (премьер-министр, спикеры палат парламента, глава администрации Кремля и руководители МИД и силовых ведомств) и непостоянных членов. Различие между ними в том, что непостоянные члены при принятии решений не имеют права голоса. Принятые решения президент утверждает своим указом.
Работа Совбеза проходит в форме заседаний и оперативных совещаний. Оперативные совещания по текущим вопросам проводятся примерно раз в неделю, заседания – примерно раз в квартал, хотя президент может созвать внеочередное заседание совета.
На Совет безопасности возложен широкий спектр обязанностей:
- анализ и стратегическое планирование в сфере национальной безопасности и выработка концептуальных документов;
- оценка угроз в сфере национальной безопасности (в том числе военных) и выработка мер по их нейтрализации;
- подготовка президенту предложений о принятии мер для ликвидации последствий катастроф, о введении и отмене чрезвычайного положения и о применении экономических санкций;
- подготовка президентских указов и постановлений в сфере национальной безопасности.
Кроме того, Совбез координирует работу всех органов власти в сфере национальной безопасности и контролирует за исполнением федеральных программ в этой области.
Глава II. Основные составляющие национальной безопасности
Сложность проблемы обеспечения
указанных национальных интересов
обусловливает необходимость постоянного
развития и совершенствования системы
национальной безопасности Российской
Федерации. Весь комплекс задач, с которыми
сталкивается Россия, как на международной
арене, так и во внутренней жизни, создает
широкий спектр внутренних и внешних угроз
национальной безопасности страны. В настоящее
время, при сохранении высокого уровня
внутренних угроз появилась тенденция
нарастания угроз, имеющих внешнюю природу
происхождения. Россия является слабым
участником международной конкуренции.
Поэтому вызванное глобализацией обострение
конкуренции оказывает на нее преимущественно
негативное влияние.
В практической работе основное
внимание уделяется следующим составляющим
национальной безопасности Российской
Федерации:
– военной безопасности, мобилизационной
подготовке и мобилизации;
– конституционной безопасности;
– экономической безопасности;
– оборонно-промышленной
безопасности;
– общественной безопасности,
борьбе с преступностью и коррупцией;
– пограничной безопасности;
– информационной безопасности;
– международной безопасности;
– экологической безопасности
и охране здоровья населения.
В современных условиях мощь
и благополучие любой страны, а, следовательно
– национальная безопасность, определяется,
прежде всего, состоянием экономики. Отсюда
задача обеспечения экономической
безопасности выходит на первый план.
В настоящее время превышены или находятся
в районе критических значений показатели
экономической безопасности по целому
ряду направлений.
Среди них:
– способность нашей экономики
функционировать в режиме расширенного
воспроизводства, как в обычных, так и
в экстремальных условиях;
– уровень жизни населения;
– устойчивость финансовой
системы;
– структура внешней торговли;
– научный потенциал;
– сохранение единого экономического
пространства;
– криминализация экономики;
– инвестиции в производство;
– доля импорта в потреблении
населения;
– объем обращения иностранной
валюты в наличной форме и
др.
Продолжается распад производственного
и научно-технического потенциала.
Нарушен процесс воспроизводства
основных фондов. Бюджетные расходы
на науку в несколько раз ниже
порога национальной безопасности. Сохраняется
опасность прогрессирующего экономического
отставания. Перед Россией в перспективе
может возникнуть реальная угроза потери
экономической независимости.
Экономическая безопасность России
Экономическая безопасность — основа национальной безопасности страны.
Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.
Угрозы экономической безопасности — такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним угрозам экономической безопасности России можно отнести:
- Усиление имущественного расслоения общества. По данным Минэкономразвития РФ, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан.
- Криминализацию экономики и общества. Оценки масштабов российской теневой экономики варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. В текущем году Президент РФ Дмитрий Медведев собственным примером показывает и предлагает всем чиновникам обнародовать налоговые декларации.
- Разрушение научно-технического потенциала страны. По абсолютным затратам на науку Россия сегодня примерно в 5 раз уступает Германии, в 7 раз — Японии и в 17,5 — 100 раз — США.
К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:
- Утечка умов за границу. К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. И речь в данном случае идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века.
- Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Обнародованы данные Банка России: за прошлый, 2008 год из страны утекло почти $130 млрд.
- Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Сегодня 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт.
В интересах реального социально-экономического подъёма России необходимо пересмотреть правительственный курс и провести реформы в структурной, промышленной, валютной политике и в использовании внешнеэкономических связей.
Безопасность России
Региональный аспект национальной безопасности зависит от изменения целей, задач и методов (или средств) государственной региональной политики. В государственной политике обеспечения национальной безопасности должны быть отражены роль и место каждого региона в достижении общегосударственных интересов. В свою очередь, региональные особенности предопределяют совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность не только данного региона, но и страны в целом.
Особый интерес представляют экономическая безопасность и важнейшая ее составляющая — региональный аспект экономической безопасности. Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как субъекта, так и Федерации в целом.
Внешние связи и отношения
Элементы национальной безопасности
Существенной составной частью национальной безопасности России является её военная безопасность, которую текущая Военная доктрина Российской Федерации определяет, как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять».
В число органов, занимающихся вопросами обеспечения военной безопасности России, входят её вооружённые силы и Минобороны, а одним из координирующих органов является Национальный центр управления обороной Российской Федерации.
Также, в состав национальной безопасности России входят её государственная и информационная безопасность и её культурная политика.
Ещё одной составляющей национальной безопасности России является её энергетическая безопасность, которой, в частности, занимается Фонд национальной энергетической безопасности.
Проблемы внутренней политики
Общественный расчет
В чем заинтересован каждый человек
Что означает независимость для государства
Под национальным суверенитетом следует понимать:
- Защиту страны от внешнего проникновения и внутреннего разложения.
- Устойчивость перед неблагоприятными внешними воздействиями.
- Обеспечение условий жизни для народа, возможность стабильного прогресса.
Национально государственные интересы и безопасность в нашей стране осуществляется на основе независимой многонациональной политики. Правительства других государств не могут диктовать России свои условия и требования по управлению страной, по развитию экономики. Каждая страна преследует свои экономические интересы, никому не нужна чужая воля.
Элементы национальной безопасности
Существенной составной частью национальной безопасности России является её военная безопасность, которую текущая Военная доктрина Российской Федерации определяет, как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой её применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять».
В число органов, занимающихся вопросами обеспечения военной безопасности России, входят её вооружённые силы и Минобороны, а одним из координирующих органов является Национальный центр управления обороной Российской Федерации.
Также, в состав национальной безопасности России входят её государственная и информационная безопасность и её культурная политика.
Ещё одной составляющей национальной безопасности России является её энергетическая безопасность, которой, в частности, занимается Фонд национальной энергетической безопасности.