Особенности концепции
Исламское государство обладает своими характерными чертами. Главной особенностью является подчинение всей его деятельности главенствующим принципам мусульманства. Здесь же предполагается контроль народа над деятельностью государственных органов. Это предписано исламским правом. Таким образом, государство несет ответственность перед своими гражданами.
Особенности концепции построения исламского общества заключены в необходимости создания целого ряда институтов. Мусульманский принцип «консультации» соблюдается в тех странах, где во главе находится совещательный орган. Примером тому может стать Катар. В этом государстве существует Консультационный Совет, который назначается эмиром. Каковы его основные функции? Он дает советы правителю государства. Законы в Катаре принимаются только после консультационных бесед с этим органом.
Основная конституционная концепция мусульманских стран – признание ислама в качестве государственной религии, которая проповедуется почти в сорока странах. Этот принцип является ярким отображением влияния догм, содержащихся в Коране, на законодательное право. Данные положения отражены в конституциях ОАЭ, Иордании, Пакистана и т.д.
Базовой концепцией многих исламских государств является закрепление высшей юридической силы за Кораном. Здесь помимо норм, предписывающих светское право, параллельно действует право мусульманское. При этом они оба имеют обширную сферу распространения, затрагивающую не только отношения личного характера, но и те, которые находятся в рамках административного, уголовного и гражданского статуса. Эта концепция характерна для стран, расположенных на Аравийском полуострове, а также для Пакистана.
Стоит сказать о том, что, несмотря на светский путь развития, мусульманские государства не отказываются от исламского права как от важнейшего фактора, формирующего правовое сознание, менталитет народа, а также поведение мусульман.
Идейные течения Ислама
С самого становления исламской религии разногласия по различным вопросам вероубеждения возникали среди мусульман достаточно часто, и эти вопросы можно разделить на несколько общих групп:
- К первой группе можно отнести вопросы, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов, возможное или невозможное среди Его качеств, сама возможность толковать качества Его сущности и качества Его действий. В таких вопросах имеют расхождения течения саляфитов, каррамитов, ашаритов, мутазилитов, муджассимитов.
- Ко второй группе вопросов можно отнести те, которые связаны с Божественной справедливостью, предопределением жизненного пути, свободной волей и принуждением человека, понятием касба. Расхождения в этих вопросах имеют такие исламские течения, как наджжариты, каррамиты, кадариты, джабариты и ашариты.
- К третьей группе относятся вопросы, которые связаны с покаянием и верой, условиями отсрочки и угрозы наказания, случаями обвинения в заблуждении и неверии. По таким вопросам расходятся во мнении такие направления ислама, как мурджииты, каррамиты, ашариты и мутазилиты.
- Еще к одной группе вопросов можно отнести те, которые связаны со Священной Книгой Коран, понятиями зла и добра, разума и Божественной благодати, а также непогрешимости в пророчестве и имамата, условий его установления и передачи. По таким вопросам расходятся во взглядах хариджиты, шииты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.
Как сложилось исторически среди ашаритов преобладает число последователей шафиитского мазхаба (Чечня, Дагестан, Ирак, Сирия, частично Египет, Индонезия) и маликитского мазхаба (Север Африки). Матурдиты же в большинстве своем являются последователями ханафитского мазхаба – Южная Азия, Турция, Средняя Азия, Башкортостан, Татарстан. По своим взглядам они ближе к ашаритам.
Страны с мусульманским населением
Среди стран мира насчитываются тридцать девять государств, где мусульмане составляют большинство населения – более восьмидесяти процентов жителей, а также есть тринадцать государств, где мусульманское население преобладает. Среди остальных государств можно выделить пятнадцать таких, где мусульманское население играет значимую роль, то есть составляет от двадцати до сорока девяти процентов, а еще в тридцати трех государствах представители исламской веры являются влиятельным меньшинством. То есть в 100 государствах мира мусульмане составляют значимую часть общества.
Но в остальных странах мусульманское население также представлено: в сорока странах мусульмане в меньшинстве, а еще в пятидесяти семи государствах существуют немногочисленные мусульманские общины.
Откуда взялся Ислам в Европе и проживали ли мусульмане на территории Средневековой Европы?
10 самых преобладающих стран с мусульманским населением
Можно выделить десять стран с самым большим числом мусульман среди населения. В эту десятку входит:
- Индонезия (231 миллион);
- Пакистан (195 миллионов);
- Индия (191 миллионов);
- Бангладеш (150 миллионов);
- Нигерия (100 миллионов);
- Египет (89 миллионов);
- Иран (80 миллионов);
- Турция (80 миллионов);
- Алжир (42 миллионов);
- Эфиопия (36 миллионов).
Поскольку ислам является на планете Земля второй по численности религией, мусульманская умма включает в себя сто двадцать государств, являясь государственной религией в двадцати восьми странах, среди которых Саудовская Аравия, Египет, Кувейт, Марокко, Пакистан, Ирак и Иран, а также многие другие. Преобладающей религией ислам является в Азербайджане, в Албании, Исламской Республике Афганистане и Алжире, Бангладеше и Королевстве Бахрейн. Исламская религия преобладает в Боснии и Герцеговине, Демократической республике Буркина Фасо, в Брунее и Гамбии, а также в Гвинее-Бисау.
Если сравнить статистические данные о том, сколько мусульман в мире на 2016 год и сколько стало в 2019 году, то можно увидеть значительный прирост, но если сравнивать в ракурсе большего промежутка времени, то можно увидеть что за последние полвека количество мусульман в мире увеличилось на 235%.
Мусульмане в России
Россия в списке государств, в которых среди населения есть мусульмане, находится на двадцать первом месте – в Российской Федерации проживает больше восемнадцати миллионов мусульман, но это количество в России растет в последние годы за счет высокой рождаемости среди мусульманских народов, а также за счет выросшего уровня миграции из мусульманских стран Средней Азии.
Согласно проведенной в последний раз в 2002 году переписи населения, мусульмане в России составляют 11% от всего населения и представлены сорока народами, традиционно исповедующими ислам: это аварцы, чеченцы, даргинцы, азербайджанцы, казахи, лакцы, башкиры, киргизы, узбеки, татары, таджики, лезгины, абадзины, адыги, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ингуши, табасараны, турки-месхетинцы, рутульцы, цахуры и агулы, а также другие народности. По неофициальным данным доля россиян относящих себя к исламской религии составляет от 20 до 30%.
Суть миссии Мухаммада
Первое, что Мухаммад поведал людям, — это что Бог един и что теперь он божий посланник. Среди арабов в те времена процветало падение нравов. Те, кто был сильнее, обижали сирот, стариков, калек. Существовала работорговля, люди предавали и обманывали друг друга. Одна за другой шли войны между племенами. У прекрасного пола почти не было прав.
Мухаммад, обращаясь к людям, начал говорить о том, что начинается новая эпоха. Он поведал народу о слове Аллаха, и называлось оно Коран. На арабском языке это звучит как «альКур’ан». В Коране 114 глав. На арабском языке — суры. Главы написаны в стихотворной форме. Стихотворения имеют название «аяты». Стихи и главы зачастую имеют свои названия, например, самая большая глава Священного Писания именуется сурой «Аль-Бакара» («Корова»).
Мусульманский закон и шариат основаны на Священном предании и мусульманском писании.
Компетентные богословы у мусульман зовутся имамами. Община мусульман имеет имя «умма».
Исламской религии более полутора тысячи лет, за это время появилось множество самозванцев. Они используют идеологию, которая в корне расходится с мусульманским течением. Самым распространенным лжеучением является ваххабизм.
Исламские партии
В современном мире роль ислама отражают многочисленные религиозные партии и движения. Некоторые из них занимают радикальную позицию. Другие, напротив, видят опасность в росте мусульманского радикализма и стараются препятствовать его распространению.
Среди них выделяется наиболее крупная религиозная партия «Исламская конференция», которая была образована в 1962 году. Она также имеет статус наблюдателя при Организации Объединенных Наций. Главным органом этой партии является собрание правителей мусульманских государств. Функционирует также Исламский банк, отвечающий за перспективное развитие. Это делает партию влиятельным членом мирового сообщества, а мнение ее членов – весомым и важным.
Имеются также и неправительственные исламские организации, выступающие против излишнего радикализма: «Лига исламского мира», «Мировой исламский конгресс» и др. Эти движения занимаются пропагандой и всесторонним изучением мусульманской религии, единением и международным сотрудничеством исламских государств, поиском мирных путей решения проблем, возникающих на религиозной почве.
Действия вышеперечисленных партий оказывают положительное влияние на развитие мусульманской религии во всем мире. Кроме того, они уменьшают влияние радикально настроенных приверженцев и ищут способы устранения ортодоксальной ситуации, сложившейся в мире на сегодняшний день.
По субъектам РФ
По данным переписи населения 2002 года, основное количество мусульман в России сосредоточено в семи субъектах, в том числе Северного Кавказа – население Ингушетии на 98 % состоит из мусульман, в Чечне высокий процент численности – 96 % граждан – мусульмане, в Дагестане 94 % населения составляют мусульмане, в Кабардино-Балкарии 63 %, в Башкортостане 54,5 %, а в Татарстане проживает 54 % российских мусульман. Поскольку процесс переписи населения не предполагает вопрос о вероисповедании, это следует учитывать, ведь не все этнические мусульмане на территории современной России могут исповедовать ислам на самом деле. Если суммировать все данные как выборочных исследований, так и социологических опросов, касающихся этнического состава, то можно предположительно выявить, что из этнических мусульман в России от десяти до пятнадцати процентов мусульманских народов могут придерживаться другого вероисповедания, преимущественно христианства. Известно также достаточное количество случаев, когда в Ислам обращались россияне, которые этническими мусульманами не являлись. Ислам в России могут проповедовать от двадцати тысяч человек русских, ставших мусульманами – таково мнение специалистов в области религии.
Мусульмане в России увеличиваются в своем количестве путем естественного прироста и за счет мигрантов, которые прибывают в Россию из среднеазиатских стран и Азербайджана. Поскольку в основном в России население сокращается, доля мусульман при таких факторах значительными темпами увеличивается, однако процессов исламизации российского общества, которым пугают население ученые “исламоведы”, не происходит.
Основные принципы, суть ислама
Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.
Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».
Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.
Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.
Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).
Главные предметы веры в Исламе:
- Вера во Всевышнего
- Вера в ангелов Всевышнего
- Вера в Писание Всевышнего
- Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
- Вера в предопределение Всевышнего
- Вера в жизнь после смерти
Столпы Ислама:
- чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
- пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
- соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
- паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
- пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).
Ислам в России
На территорию, принадлежащую сейчас Федерации, ислам попал в VII веке, то есть с самого первого столетия своего возникновения. Сначала он проник на территорию современного Северного Кавказа, но не смог там укрепиться. Исламизация населения длилась столетиями. В Волжской Булгарии ислам получил широкое распространение в конце X века, а проник даже раньше этого времени. В XIV-XV веках мусульманство стало проникать в слои тюркоязычных народов, проживавших в Сибири. Там он получил меньшее распространение.
В современном мире ислам в России стал господствующей религией на территории Северного Кавказа, Сибири, Урала, а также в Поволжье. После распада СССР большие группы исламского населения мигрировали в остальные города страны, находящиеся в других регионах.
Народами Российской Федерации, традиционно считающимися мусульманскими, сегодня принято считать татар, чеченцев, ингушей, башкир, аварцев, адыгейцев, кабардинцев и т. д. В общем числе в стране проживает около 15-20 миллионов жителей, которые исповедуют ислам.
Сегодня ислам играет значительную роль в политическом устройстве и общественной жизни населения Российской Федерации. Исламские движения и организации принимают активное участие в разработке и принятии некоторых законопроектов, обсуждают проблемы по политическим, экономическим и образовательным вопросам, занимают позиции в поиске путей их решения.
Кроме того, мусульмане, проживающие на территории России, принимают участие в деятельности миротворцев. Они занимаются поиском мирных путей по регулированию международных столкновений, которые до этого не угрожали безопасности и прежнему ходу жизни населению государства.
История появления
После того, как ислам появился на территории современной России впервые, он сразу же распространился в Поволжье и на Кавказе, а затем и по всей российской территории, с тех пор и по сей день ислам играет в жизни российского государства значимую роль.
Началось распространение ислама в России со взятия арабами-мусульманами в 651 году города Дербента в Дагестане, где была построена первая мечеть еще в восьмом веке.
На территориях, которые сейчас являются частью России, существовали независимые исламские государства в течении тысячелетия – от начала Волжской Булгарии до самого завершения Кавказской войны: мусульмане проживали в течение всего этого периода как на территории русских княжеств, так и на территории Российской империи.
Вассальная зависимость христианских княжеств от мусульманских ханств и улусов сохранялась на протяжении всего периода правления Золотой Орды с 1312 год по 1480 год. Когда Иван III и его преемники объединили русские земли, частично исламские ханства перешли в зависимость от православного царства, некоторые же из них были Российским государством аннексированы. В тот момент ислам в России стал религией, которую исповедовало большое число царских подданных.
На чем построен ваххабизм?
Учение ибн Абдуль-Ваххаба, основателя ваххабизма, построено на жестокости. Его приверженцы считают неверными всех, кто не принимает их учение как свое, и призывают их уничтожать таких людей.
Уже несколько столетий существует лжеучение — «ваххабизм». За это время оно распространилось на континентах:
Европа;
Северная и Южная Америка;
Австралия.
Под властью ваххабитов еще с 20-х годов ХХ века находятся святые земли ислама — города Мекка и Медина. Больше всего ваххабитов спонсирует Саудовская Аравия. Здесь делается большая часть переводов Корана на более чем 40 языков, искажая смысл. Целью таких действий является создание просаудовского лобби на планете.
Ислам в Советском Союзе
После того, как Российская Империя пала, на короткое время до того, как было установлено правление Советской власти, в учрежденных временно северокавказских государствах-эмиратах действовали нормы шариата.
В самом начале существования Советского Союза государство проводило достаточно благоприятную политику в отношении мусульманства, чем была эта политика по отношению к другим религиозным группам. Мусульманское население активно привлекали для революционной деятельности по свержению царского режима, а после для поддержания Советской власти. Первыми мусульманскими советскими республиками стали Туркестанская, Татарская, Башкирская и другие.
Впервые Всероссийский съезд мусульман прошел в сентябре 1920 года в Уфе, и председателем съезда стал Г. Баруди. На этом съезде было основано ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман, которое стало правопреемником Оренбургского магометанского духовного собрания на территории Казахстана, Сибири и Европейской России.
Устав ЦДУМ был утвержден в 1923 году НКВД РСФСР, и этим Уставом полномочия организации распространялось на Сибирь, Европейскую часть РСФСР и Казахскую АССР. В 1925 году была создана инструкция Наркомпроса, которая разрешала преподавать в мечетях только людям старше четырнадцати лет и после окончания начальной советской школы.
Давление на ислам и атеистическая пропаганда усилились в Советском Союзе в двадцатых годах двадцатого века: она была направлена не только на мусульманскую веру, но на все религиозные учреждения – было закрыто большинство храмов, религиозных учреждений и мечетей. К 1930 году в Татарстане из двенадцати тысяч мечетей было закрыто десять тысяч, а 97 % муэдзинов и мулл лишились возможности выполнять свои обязанности.
Управление духовными делами мусульманской общины было разделено между четырьмя независимыми центрами: ДУМ Средней Азии и Казахстана находился в Ташкенте, ДУМ Закавказья –в Баку, ДУМ Северного Кавказа – в Буйнакске, а ДУМ Сибири и Европейской части СССР – Уфе.
Разрешение издавать Коран и выпускать лунные календари, а также заниматься обеспечением учебными пособиями и предметами для совершения культа в исламских заведениях, мечетях было дано духовным управлениям только в шестидесятых – восьмидесятых годах, и в это же время началось создание журнала для мусульман «Мусульмане Советского Востока». Когда в период СССР насаждался атеизм, ислам более энергично сопротивлялся государственной политике, чем православие, но в советские времена ислам являлся религией, которое исповедовало национальное меньшинство, поэтому он являлся для них не только духовным путем, но и механизмом этнического самосознания и этнической самоидентификации.
В южных республиках в конце семидесятых годов и начале восьмидесятых исламские религиозные настроения и призывы к борьбе начали активизироваться как следствие произошедшей в Иране революции и Афганской войны. Радикальное учение стало широко распространяться среди узбекской и таджикской молодежи. В результате ЦК КПСС принял постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях» в 1981 году, а в 1983 году оно было дополнено постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей». После этого официальное отношение к исламу стало более благоприятным, особенно в период перестройки и гласности и после того, как в 1989 году было отпраздновано 1100-летие принятия Ислама в России.
Революции начала XX века
Турция
В последней трети XIX в. Турция находилась под деспотическим гнетом султана Абдул-Хамида II. Его заветной целью было уничтожить всех, кто боролся за конституцию. Жестоким преследованиям подвергались младотурки, спасавшиеся бегством в Египет и Европу.
Бесчинствовал султан на Балканах, но особенно в Восточной Турции, где в 1894—1896 гг. во время армянских погромов было убито и ранено около 300 тыс. человек. В Европе Абдул-Хамида II называли «великим убийцей». Турки считали его правление самым мрачным периодом своей истории.
Султан Абдул-Хамид II, прозванный «кровавым султаном»
В начале XX в. младотурки, находившиеся в Европе, приняли решение о вооруженном восстании. Их целью было восстановление конституции. Для этого предполагалось использовать армию. Летом 1908 г. турецкие офицеры, находившиеся под сильным влиянием младотурок, организовали открытое выступление. Султан, испугавшись, тотчас объявил о созыве парламента, но это не спасло его. В апреле 1909 г. он был устранен от власти. На место «кровавого султана» пришел его дряхлый и безвольный брат. Реальная власть перешла в руки младотурок, которые сформировали свое правительство. Эти события вошли в историю под названием «младотурецкой революции».
Вскоре лидеры младотурок установили режим, мало чем отличавшийся от султанского. Это хорошо видно на примере их отношения к армянам, грекам, арабам и представителям других национальностей. Стремясь во что бы то ни стало сохранить Османскую империю, они беспощадно наказывали за любое неповиновение. Так, в 1915 г. было уничтожено более одного миллиона армян из Восточной Турции.
В области внешней политики младотурецкое правительство ориентировалось на Германию. Это привело к тому, что в первой мировой войне Турция выступила против Англии, Франции и России. В результате Османская империя, потерпев поражение, прекратила свое существование. На ее развалинах возникли независимые турецкое и арабские государства.
Иранская революция
В Иране революционные события охватили период 1905—1911 гг. В движении протеста против произвола шахских властей приняли участие широчайшие слои населения — от высшего духовенства, купечества и либерально настроенных помещиков до городской бедноты. И все же монархический строй, хотя и был поколеблен, сохранился. Важнейшим завоеванием иранской революции было принятие конституции.
Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама
В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.
Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.
Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана “Слон”.
Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама
Темпы развития конфессии
У христианства и ислама практически одинаковые темпы распространения. В 2016 году число приверженцев мусульманства в мире достигло около 1,8 миллиарда человек. И каждый год это число последователей этой религии увеличивалось. Среди экспертов существует мнение, что ислам в будущем может занять доминирующие позиции по численности. Уже на данный момент популярность этой конфессии увеличивается. Так кого больше: мусульман или христиан? На данный момент больше приверженцев христианства. Но долгосрочные прогнозы научных центров говорят о том, что мусульманство является самой быстрорастущей религией по числу последователей.
Имеет значение и уровень рождаемости в верующих семьях. У католиков и православных рождается в среднем 2,3 ребенка на каждую женщину, у приверженцев ислама это число составляет 3,2. Американские исследователи говорят, что в мире очень быстро уменьшается число людей неверующих, а также лиц, которые не определились с религиозными взглядами. Ученые предсказывают, что в 2045 году число христиан и мусульман на нашей планете сравняется. Данные мировые религиозные направления имеют гораздо больше приверженцев, чем все другие религиозные течения.
Национально-освободительное движение
Алжир
В начале XIX в
свое внимание на североафриканской стране — Алжире, который лишь номинально входил в состав Османской империи, сосредоточила Франция. Она рассматривала Алжирское государство как будущую свою добычу
Было бы желание, а повод найдется. В 1827 г. французский консул в Алжире спровоцировал конфликт. В беседе с правителем страны он намеренно оскорбил его и в ответ получил удар опахалом. «Удар опахалом» был использован Францией для блокады Алжира, а через три года, в 1830 г., в страну вторглась французская армия.
Интервенты захватили столицу, изгнали правителя (дея) и разграбили Алжир. Но французы рано торжествовали победу. Изгнание правителя еще не означало покорения народа.
Свободолюбивые племена, поднявшиеся против французов, избрали в 1832 г. своим вождем талантливого полководца и поэта Мухаммеда Абд аль-Кадира. Он нанес ряд поражений французам и заставил их заключить в 1834 г. мир, по которому Западный Алжир признавался независимым арабским государством во главе с эмиром Абд аль-Кадиром. Однако французы вероломно нарушили мир. Война возобновилась и продолжалась тринадцать лет. Неравенство сил было слишком велико. В 1847 г. эмир Абд аль-Кадир был вынужден сдаться на милость победителей. Алжир превратился во французскую колонию и оставался ею до 1962 г.
«Египет для египтян»
Во второй половине XIX в. взоры Англии и Франции обратились к Египту. Значение этой страны для европейских держав особенно возросло после открытия в 1869 г. Суэцкого канала, который намного сокращал морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии. Поэтому Англия и Франция стремились установить над Египтом контроль.
В ответ на это в 1881 г. произошло выступление египетской армии под лозунгом «Египет для египтян». Восстание возглавил полковник Ораби-паша.
Переход власти в руки египетских патриотов вызвал недовольство Англии и Франции. Англия предприняла бомбардировку Александрии и высадила свои войска под предлогом защиты законной власти хедива — правителя Египта. Ораби-паша объявил войну Англии. Однако организовать оборону страны не сумел. Египетская армия была разбита, и в сентябре 1882 г. в Каир вошли войска интервентов. Хедив восстановил свою власть. Но подлинными хозяевами долины Нила стали англичане. Египет находился под их оккупацией до 1952 г.
Открытие Суэцкого канала
Завоеватели Египта у подножия сфинкса
Хариджиты
Хариджиты – это представители религиозно-политического движения Хариджизм, и название этого течения в переводе с арабского означает «покинувшие» или «выступившие». Это движение преимущественно имело радикальный характер и зародилось во время правления халифа Али после того, как состоялась битва Сиффин. Основателями движения стали некоторые воины халифа Али, которых не удовлетворил результат третейского суда, они считали себя врагами Муавии и Али, после чего встали на путь войны и перешли к активным диверсионным и военным действиям против них.
К концу восьмого века в среде хариджитов произошла череда расколов, и движение распалось на несколько течений – суфритов, ибадитов, аджрадитов, байхаситов, надждатитов, азракитов, мухаккимитов и некоторых других. К концу двадцатого века численность хариджитов стала составлять до трех миллионов человек. В Омане хариджизм имеет господствующий характер – в этом государстве его представляет группа ибадитов, которые к иноверцам утратили активную нетерпимость.
Традиции и адаты мусульманских народов
Мусульмане на территории России являются представителями народов, у которых культурные ценности и традиции были сформированы в течение нескольких столетий до появления Ислама и которые этно-конфессионально гармонируют с Исламом, но в ряде моментов противоречат ему. Эти сложившиеся традиции и культурологические особенности называются адатами, и адаты могут вступать с мусульманской верой как в непримиримую борьбу, так и находиться в полной гармонии.
Относительно цвета и формы национальной одежды, в плане национальной кулинарии, а также искусства и архитектуры противоречий не возникает, если они не противоречат понятию «халяль» и являются дозволенным, добрым, полезным и Исламом одобряемым. Если же адаты с точки зрения Ислама считаются харамом, то есть злым, вредным и недозволенным, а также запрещенным, то такие адаты исламской культуре противоречат. Существуют древние традиции, которые противоречат Исламу – обряд выкрадывания невесты, проведение пышных свадеб с алкогольными возлияниями, исполнение запрещенных танцев, а также похоронный ритуал, при котором родственники плачут над покойным, использование языческих амулетов и заговоров.
Современный ислам
Ислам быстро развивающаяся религия. Статистика мусульман показывает, что с каждым годом количество приверженцев религии увеличивается. Сегодня в мире насчитывается до 1,5 млрд. мусульман. Представители ислама проживают в 120 странах, а в 28 из них религия является государственной.
Наибольшее распространение мусульманство получило в Азии и Северной Африке. В 2010 году статистика мусульман выглядела следующим образом:
- Европа – 25,8 млн. (4,95%).
- Азия – 913 млн. (26%).
- Африка – 334 млн. (40,5%).
- Северная Америка – 5,7 млн. (1,6%).
- Латинская Америка – 1,65 млн. (0,3%).
- Австралия – 422 тыс. (1,6%).
По-разному складывается ситуация с распространением ислама и в других крупных странах. Например, в Китае мусульманство не получило особого распространения. По статистике его исповедует около 2% граждан, преимущественно национальные меньшинства. Однако в Индии мусульман значительно больше. На сегодняшний день около 13,5% (165 млн.) населения страны являются приверженцами ислама, что уже сейчас вызывает недовольство последователей индуизма.
Увеличивается количество мусульман и в США. За 50 лет (1950–2000 гг.) их стало больше в 14 раз.
Статистика мусульман в Украине недостаточно конкретна. Специалисты называют цифры в диапазоне от 500 тыс. до 1 млн.
Количество последователей учения мусульман во Франции за 50 лет увеличилось на 770%. С такими темпами, вопрос о том, кого больше христиан или мусульман – перейдет в разряд риторических.