fbpx
No Image

Когда белоруссия объединиться с россией в одно государство: белорусы обратились к путину

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

СССР 2.0 возможен?

— Нам не хватает работы, пропагандистской в хорошем смысле слова, чтобы мы понимали: объединение приведет только к хорошему. Предположим, интеграция состоялась. Какие перспективы? Например, присоединение Донбасса в рамках Союзного государства возможно? Северной Осетии, Абхазии, Приднестровья?

— Донбасс — точно возможно, потому что там и сейчас все стремятся получить российское гражданство. Это означает:

  • решение демографических проблем,
  • расширение трудового рынка,
  • появление нового экономического субъекта.

Например, на Донбассе производят горнопроходческие комбайны. В России они востребованы, но покупать их мы долгое время не могли, потому что правовой статус этого предприятия в ДНР был не урегулирован: республика не признана — как туда перечислять деньги?

— Это начало Советского Союза № 2 или местечковый вопрос — Союзное государство с Белоруссией? В западных СМИ пишут: “Путин задумал воссоздать СССР. Путин после союза с Белоруссией пойдёт дальше”. Что об этом думает российское руководство?

— Воссоздания СССР не будет. Он совершенно на других принципах создавался. У нас многие считают, что были республики, которые соединили вместе, и получился СССР. В реальности происходило наоборот: была большая страна, которую потом начали делить на республики.

Если удастся объединить Донбасс (и, в случае распада Украины, другие территории, всё Левобережье), Белоруссию, Россию и, может быть, некоторые другие территории, то это будет восстановлением исторической России.

Необязательно включать Таджикистан или Киргизию в состав России. Достаточно проводить эффективную политику в области государственного, военного строительства, международных отношений, чтобы Киргизия и Таджикистан были для нас дружественными государствами и не стали базами для стран, которые стремятся Россию выдавить из конкурентной гонки, остановить ее развитие.

Беседовала Любовь Степушова

К публикации подготовила Марина Севастьянова

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…

Куратор: Наталия Красовская

Почему Москва захотела интегрировать Минск

Беларусь имеет слишком привелигированное, по мнению российских чиновников, положение: ей открыты обширные рынки РФ, она пользуется внутренними ценами на сырье. При этом в свою экономику Лукашенко российских олигархов не пускает и весь сверхдоход распределяет по своему усмотрению.

Такая ситуация могла устраивать Москву в фазе роста экономики. Но после истории с Украиной и санкциями, ресурсы РФ начали сокращаться. Это поставило вопрос, а оправданны ли такие льготы для Минска? Напомним, попытки тем или иным способом “обрезать” белорусские привилегии (например, в цене на газ) участились как раз после наступления украинского кризиса. 

Тем более, что Беларусь, пользуясь санкциями против России, начала откровенно зарабатывать на них, ввозя европейскую запрещенку в РФ под белорусскими этикетками (между странами действует зона свободной торговли). Так появились знаменитые белорусские креветки или минский хамон. 

То есть – Минск занялся тем, чем планировала заняться Украина после подписания договора об ассоциации с ЕС. Но РФ тогда остановила эти поползновения контрсанкциями против Украины. С Беларусью же этого сделать было нельзя – Минск является членом Евразийского экономического союза. Кроме того, это ближайший военный союзник и партнер России.

Впрочем, как видим, уже и военный союз в последнее время не является для Москвы решающим фактором. Ведь он может быть легко разрушен, если белорусская элита решит сыграть в “украинскую игру” – и киевская история это показала со всей отчетливостью. Единственная гарантия, что этого не случится – это более тесное слияние двух стран. При котором действия отдельно взятого Лукашенко или его окружения уже ни на что во внешней ориентации Минска не поменяют. 

Еще одна причина, почему Москве стал нужен более тесный союз с Минском – это возможность заявить, что создано новое государство. Это однозначно поднимет падающий рейтинг российской власти и будет воспринято как “новый Крым”.

Причем здесь открываются возможности для изменений в Конституцию, которые позволят тому же Владимиру Путину возглавлять новое образование дольше, чем это положено по действующей конституции РФ. Таким образом власть может решить “проблему 2024” – очередных выборов президента России. 

Поэтому тему союзного государства, о котором в России до 2014 года вообще не вспоминали, вдруг начала педалировать сама Москва. 

А Лукашенко, который еще несколько дней назад обличал россиян в попытке поглотить Беларусь, внезапно замолчал и провел уже две многочасовые встречи с Владимиром Путиным. 

Андрей Пионтковский: 14 сентября в Москве объявят о присоединении Беларуси к России

Политический кризис в Беларуси, похоже, достиг своего «плато» и собственной «критической точки». Фактически на данный момент сдвинуть ситуацию с места и пустить ее развитие в то или иное русло можно, предприняв лишь очень выверенные и довольно серьезные шаги. Силовой разгон протестующих у властей, и это очевидно, не вышел, а если нажать на белорусский протест еще сильнее, может выйти настоящая кровавая бойня.

Впрочем, у сторонников оппозиции, продолжающих выходить с протестами на улицы городов Республики, выходов тоже немного: официальный Минск откровенно не идет ни на какие из их требований, при этом, угрожая «помощью Москвы» по стабилизации ситуации в стране и стараясь переключить внимание общественности на «угрозу с Запада»

Эксперты уверены, что Путин дожал Лукашенко

На этом фоне большинство политологов резонно обратили внимание на то, что у Москвы появился фантастический шанс добиться того, от чего белорусский президент Александр Лукашенко уклонялся в последние годы и дожать Минск на окончательное подписание договоров о глубокой интеграции в рамках Союзного государства. И эту самую интеграцию в экспертных кругах давно называют попыткой присоединить Беларусь к Российской Федерации

На подобные мысли политологов наводит и тот факт, что в последнее время Александр Лукашенко резко увеличил частоту своих переговоров с российском коллегой Владимиром Путиным, тем более, что от последнего по большому счету зависит судьба «последнего диктатора Европы», как Александра Григорьевича не совсем тактично называют на Западе.

Более того, не так давно стало известно о том, что главы двух государств договорились в ближайшие дни провести встречу в России, и планы Лукашенко отправиться в Москву. Большинство экспертов восприняли как свидетельство того, что Путину все же удалось дожать своего белорусского коллегу и уговорить его на самый выгодный для Москвы сценарий выхода из тяжелого политического кризиса в Республике. Речь, разумеется, все о той же интеграции.

«В Москве объявят о присоединении Беларуси к России»

Наконец, в определенных кругах даже звучит вполне конкретная дата встречи Путина и Лукашенко — 14 сентября. Именно в этот день, считают специалисты, будет решаться будущее не только Союзного государства, но еще и фактически суверенитета Республики Беларусь. К примеру, как считает известный российский политик, журналист и бывший член Координационного совета российской оппозиции Андрей Пионтковский, уже «14 сентября в Москве объявят о присоединении Беларуси к России».

По словам журналиста, уже 14 сентября Александр Лукашенко прибудет в Москву, где будет вынужден поставить свою подпись под фактически отказом от суверенитета страны, которую возглавляет. Более того, эксперт уверен и том, что если прежде белорусский лидер уклонялся от таких шагов, то сейчас он, как и российские власти, стремится именно к такому исходу.

После этих событий, убежден эксперт, конституционная реформа в Беларуси, в поддержку которой синхронно выступили и Лукашенко, и Лавров и даже находящийся в тюрьме потенциальный «лидер оппозиции» Бабарико, плавно превратится в процесс разработки Конституции Союзного государства, того самого «Общего отечества, от Бреста до Владивостока», о котором ранее говорил сам Александр Григорьевич.

В связи с этим, утверждает Пионтковсксий, попытка присоединения Беларуси, замаскированная под конституционную реформу, является серьезнейшей угрозой для всего гражданского общества в Республике. При этом эксперт не сомневается в том, что 14 сентября в Москве, Лукашенко подпишет необходимые документы ради своего благополучия и благополучия своей семьи.

Речь Посполитая

Ко второй половине XVI в. сложились условия для более тесного государственного объединения ВКЛ с Польшей. Первая группа причин этого объединения связана с внешнеполитическими обстоятельствами. Соперничество между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским за восточнославянские земли вылилось в первой половине XVI в. в целый ряд русско-литовских войн, в результате которых ВКЛ потеряло четверть своих территорий. С 1500 по 1569 г. в пределы Великого княжества Литовского 45 раз врывались полчища крымского хана, в том числе 10 раз опустошали территорию Беларуси. Борьба ВКЛ, Польши и Московского государства за Ливонию привела к длительной Ливонской войне (1558–1583). Чтобы более успешно противостоять внешней агрессии, польские паны предложили ВКЛ объединиться в единое государство под эгидой Польши.

Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта, недовольная властью великого князя литовского и магнатов, считала положение польской шляхты лучшим, чем собственное, и поэтому активно выступала за объединение с Польшей, для того чтобы получить еще больше привилегий. Можно назвать и еще одну причину возникновения нового государства. После трех браков у польского короля и великого князя литовского Жигимонта II Августа не было наследников. Поляки опасались, что после смерти Жигимонта II Августа личная уния, объединявшая два государства, окончательно прекратится. Они были заинтересованы в разводе и новом браке. Жигимонт II Август решил развестись с третьей женой и жениться в четвертый раз. Развод и разрешение на четвертый брак можно было получить только у папы римского. В этой ситуации Жигимонт II Август начал выслуживаться перед Ватиканом, папой римским и католическим духовенством, добросовестно исполнять их приказы и предложения по усилению католицизма на территории ВКЛ и присоединению последнего к Польской Короне. В таких условиях 10 января 1569 г. в Люблине собрался общий сейм ВКЛ и Польши с целью заключения более тесной унии между государствами. Поляки выставляли разные условия, вплоть до ликвидации белорусско-литовской государственности. Послы же ВКЛ хотели сохранить союз с Польшей, но при этом не утратить свою самостоятельность и независимость. Переговоры затягивались. В конце февраля 1569 г. послы ВКЛ покинули Люблин. Такое поведение представителей ВКЛ вызвало возмущение со стороны польских магнатов. Под их давлением Жигимонт II Август начал осуществлять план расчленения и аннексии отдельных частей ВКЛ. 5 марта 1569 г. он объявил о присоединении к Польше Подляшья и приказал подляшским послам присягнуть Польше под угрозой лишения должностей и привилегий. 26 апреля 1569 г. была объявлена аннексия Волыни. Но волынские послы не ехали в Люблин. Тогда король пообещал лишить их поместий и угрожал изгнанием. Под страхом расправы сенаторы и послы Волыни присягнули на верность Польше. Таким же образом к Польше были присоединены Подолье и Киевщина.

В составе ВКЛ остались только Беларусь и Литва. Несмотря на противостояние представителей высшей знати ВКЛ, они также были вынуждены подписать унию. 1 июля 1569 г. согласно Люблинской унии ВКЛ и Польша соединились в единое государство – Речь Посполитую. Был выбран единый господарь – король польский и князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемойтский, киевский, волынский, подляшский и лифляндский. Отменялись избрание великого князя ВКЛ и его пожизненное владение княжеством. Выбирался единый сейм, который должен был созываться в Польше. Вводились единое налоговое пространство, денежная единица, проводилась общая внешняя политика. Все жители Речи Посполитой имели право приобретать поместья и землю в собственность в любой части страны. Отменялись все постановления, законы, противоречившие унии, а также отдельный сейм ВКЛ. Высшая знать и должностные лица должны были присягать королю и Короне Польской.

Древняя Русь

Археологические находки, сделанные на территории Полоцка, подтверждают, что люди здесь жили уже в IV–V веках нашей эры. В VIII–IX веках развитие сельского хозяйства и ремёсел способствует формированию феодальных отношений, расширению торговли, возникновению городов. Наиболее древними из них стали Полоцк (впервые упомянут в летописях под 862 годом), Витебск (дата основания по городской легенде 18 века – 974 год) и Туров (первое упоминание в летописи – 980 год). В X–XI веках практически все восточнославянские союзы племён были объединены в рамках Киевской Руси. К этому времени относится Моховский археологический комплекс. Наиболее известные феодальные государственные образования в данный период на территории современной Белоруссии – Полоцкое, Турово-Пинское и Городенское княжества.

Полоцкое княжество периодически попадало под власть Киева, но вскоре стало фактически самостоятельным государством со всеми соответствующими атрибутами – суверенной властью князя, администрацией, столицей, войском, фискальной системой. Полоцкое княжество расширяло своё влияние в Прибалтике, подчинив себе ряд балтских племён. В X–XII веках Полоцкое княжество охватывало обширную территорию, включающую север и центр современной Белоруссии, а также часть земель современных Латвии, Литвы и Смоленской области России.

Полацак. 12 столетие

Вопрос о правомерности рассмотрения Полоцкого княжества в составе Киевской Руси оспаривается рядом белорусских историков. При этом считается, что первыми центрами консолидации восточнославянских племенных союзов, где рождались княжеские династии, были не только Киев и Новгород, но и Полоцк.

К середине Х века Полоцким княжеством правил князь Рогволод, не имеющий отношения к династии Рюриковичей. Около 980 года Рогволод вместе с двумя своими сыновьями был убит князем Владимиром, дочь же его Рогнеду Владимир силой взял в жены. От Рогнеды у Владимира родились три сына: Изяслав (ок. 978–1001), Ярослав (ок. 978–1054) и Всеволод (983/984-до 1013). Изяслав впоследствии (около 989 г.) стал править Полоцким княжеством, от него пошла линия Изяславичей Полоцких, которая являлась ответвлением династии Рюриковичей. Их также называют Рогволодовичи, или, вслед за летописью, «Рогволожи внуци». Князья этой ветви были обособлены среди остальных Рюриковичей, владея уделами только в Полоцкой земле (эта территория примерно соответствует современной центральной и северной Белоруссии) и время от времени враждуя с прочими князьями Руси. Среди них были употребительны княжеские имена, не принятые у других ветвей Рюриковичей – Рогволод, Всеслав, Брячислав.

Постепенно возникают новые города – Волковыск (впервые упоминается в 1005), Брест (1019), Минск (1067), Орша (1067), Логойск (1078), Пинск (1097), Борисов (1102), Слуцк (1116), Гродно (1128), Гомель (1142). Города становятся политическими, экономическими и культурными центрами. В конце X столетия с крещением Руси в восточнославянских княжествах на территории современной Белоруссии начинает распространяться письменность на основе кириллического алфавита. При Всеславе Брячиславиче Полоцкое княжество достигло пика своего могущества. Однако после его смерти начался упадок княжества. После распада Киевской Руси Полоцкое княжество фактически стало независимым, но очень скоро раздробилось на отдельные княжества.

Независимость, которой нет

— Великобритания не испугалась провести референдум о выходе из Евросоюза. Они выслушали мнение народа и сделали так, как проголосовали люди. Причем отрыв был небольшой: 52% — за, 48% — против. Почему мы не проводим референдум в России и Белоруссии по поводу интеграции?

— Это зависит не только от России. Это зависит от Лукашенко. Он не согласится проводить референдум, потому что объединение Белоруссии с Россией будет означать лишение его личной власти. Он занимается, как сказал один социолог, самосохранением. Желание сохранить свои достижения похвально, но в качестве правителя стоит задуматься и о народе. Странно, что в России Лукашенко считают народным социалистическим президентом, а он свой народ называет “крысами”, “народцем”. Какой же он тогда Батька?

Если он согласится, и референдум проведут, это будет основанием для интеграции или, наоборот, для того, чтобы перейти на новый этап отношений, означающий конец Союзного государства. Предсказать результат референдума невозможно. Если бы его проводили 20 лет назад, подавляющее большинство граждан высказалось бы за объединение России и Белоруссии.

Но в Белоруссии запрещено проводить любые соцопросы, подсчеты, голосования. Они проводятся контрабандным путем, поэтому их результаты столь различны. Кто-то считает, что выиграла Тихановская с большим отрывом, а кто-то утверждает, что Лукашенко получил 80%. Я не верю в 80%.

— Противники объединения говорят, что Белоруссия потеряет суверенитет. Это так?

— Я убежден, что Белоруссия только выиграет. Давайте скажем прямо: маленькие государства, такие как Белоруссия, особым суверенитетом и не обладают. Значимого места в мире у нее тоже нет. Если бы не поддержка со стороны России, то, скорее всего, Белоруссию ждала бы судьба Ливии. Там бы действовали группы интервентов, оказывалось резкое давление в сферах:

  • экономической,
  • дипломатической,
  • медийной и других.

Режим Лукашенко давно бы пал. Только потому, что Европа не хочет ссориться с Россией и повторять украинский сценарий, к Лукашенко не применяются жесткие санкции.

Так что опасения за суверенитет и независимость Белоруссии — отговорка. Суверенитет и независимость Белоруссии (которых и так мало) обеспечивает Россия. Объединившись, наши страны смогут образовать новый субъект мировой политики, гораздо более влиятельный и независимый, чем Россия и Белоруссия по отдельности.

— Я вас поддерживаю. Необязательно включать Белоруссию в состав России (может быть, потом), но конфедерацию на основе 12 наднациональных институтов можно создать. Думаю, около 30 % россиян считают, что Белоруссия — нахлебник, поэтому не хотят с ней объединяться.

— Отчасти я этих граждан России могу понять. Мы вложили в Белоруссию сотни миллиардов долларов, ничего не получив взамен. При этом от нас постоянно требуют денег, субсидий, преференций, расширения доступа на наш рынок, снижения цен на наши товары. Более того, иногда Белоруссия самостоятельно устанавливала цены на наши товары, энергоносители (нефть, газ), потому что считает такие цены справедливыми. Если граждане России, которые выступают против объединения, считают, что продолжать нынешнюю политику в отношении Белоруссии невозможно, то я с ними согласен. Лучше вложить деньги в свои регионы и институты. Вкладывать деньги стоит, если будет реальное исполнение союзного договора и создание единых:

  • инвестиционного центра,
  • института гражданства,
  • валюты,
  • вооруженных сил,
  • парламента,
  • налогового и таможенного законодательства.

Но пока абсолютно ничего не сделано. Все Союзное государство выражается в том, что между Россией и Белоруссией нет пограничной линии, а граждане Белоруссии могут приезжать в Россию и устраиваться на работу на льготных основаниях, от них не требуют миграционную карту. Чрезвычайно скромные успехи за 20 лет.

Если от нас белорусский лидер (Лукашенко или другой) будет по-прежнему требовать денег, но не будет идти навстречу, то это будет одностороннее финансирование определенной страны и политического режима. А если будет реальное объединение, то это будет означать для нас:

  • расширение рынка сбыта,
  • увеличение торгово-экономических цепочек,
  • военно-стратегические приобретения и многое другое.

Мы, по сути, одна страна, один народ. Для нас это достижение — возвращение к нашему единству, к которому так стремились на Донбассе. На Донбассе очень многие на Украину возвращаться не хотят. Они хотят снова войти в состав России, как Крым.

С чего все началось

С 1 января Россия меняет схему продажи нефти: постепенно обнуляет экспортную пошлину и увеличивает налог на добычу. Эта манипуляция никак не отразится на цене для зарубежных покупателей нефти: налог зеркально заменит пошлину в конечной стоимости продукта. 

А вот для тех, кто получал “черное золото” без экспортной пошлины – а это, конечно, Беларусь – его цена возрастет пропорционально росту налога. 

Вводить внутренний “налог на нефть” планируют в течение шести лет – постепенно снижая экспортную пошлину и повышая внутренний тариф. 

Но уже на первом этапе этого процесса в Беларуси запаниковали, оценив свои потери до 2024 года в 10,5 миллиардов долларов. И вспомнили, что из-за предыдущих российских налоговых маневров потеряли на нефти почти пять миллиардов. 

Ранее Минск, получая нефть по внутрироссийской цене (то есть, без экспортной пошлины) перерабатывал ее в топливо и продавал за рубеж по рыночным ценам. В том числе и Украине. Да и в целом дешевая нефть давала серьезное конкурентное преимущество белорусской экономике, влияя на конечную цену товаров, которыми, кстати, завалена и наша страна. 

С введением налога эти преимущества обнуляются – причем с эффектом бумеранга по всей экономике Беларуси, которая строится на перерабатывающей промышленности и ориентирована на экспорт. 

Поэтому реакция президента Беларуси была апокалиптической. Он заговорил о разрушении своей страны и попытке затянуть ее в состав РФ. 

“Получите нефть, но давайте разрушайте страну и вступайте в состав России. Я всегда задаю вопрос: такие вещи во имя чего делаются? Вы подумали о последствиях? Как на это посмотрят в нашей и вашей стране и международное сообщество? Не мытьем, так катаньем инкорпорируют страну в состав другой страны”, – возмущался Лукашенко.

Что интересно, в РФ не отрицали планов инкорпорации, хотя и в не такой радикальной форме, о которой говорил Бацька. Еще раньше глава правительства Дмитрий Медведев даже очертил, чего именно хотят от Беларуси.

“Есть два сценария интеграции, – сказал на заседании Совета министров РФ 13 декабря Медведев. – Один – консервативный, при сохранении контуров того союзного государства, которое было создано, без повышения уровня интеграции до тех пределов, которые установлены в договоре от 8 декабря 1999 года, без формирования всех институтов, которые заложены в этот договор. Второй вариант сотрудничества, продвинутый вариант, основан на повышении уровня интеграции до пределов, которые установлены в договоре, с одновременным повышением взаимозависимости экономик и возможностью оказания помощи и поддержки в ходе союзного строительства, решения самых разных вопросов, которые относятся к интеграции. Россия готова и дальше продвигаться по пути строительства союзного государства, включая создание единого эмиссионного центра, единой таможенной службы, суда, счетной палаты”.

Судя по действиям России и словам Лукашенко, “консервативный” вариант Москву устраивать перестал. Попробуем разобраться, почему. 

Лукашенко не остановить протесты

По мнению журналиста, политический кризис в Беларуси достиг своего пика. Разогнать недовольных итогами президентских выборов граждан силовыми методами не получается. Если Александр Лукашенко продолжит и дальше закручивать гайки против собственного народа, то в стране может начаться кровавая бойня, в результате которой пострадают не только мирные люди, но и вся страна в целом.

Очевидно, что Минск не пойдет на поводу недовольных белорусов. Тем более, действующая власть зареклась поддержкой из России. Владимир Путин сообщил, что создана армия из полиции, готовая помочь Лукашенко в любой момент.

Будущее отношений между Минском и Москвой

Протесты в Минске продолжаются, инаугурация президента Лукашенко прошла тайно. Удастся ли нынешнему президенту стабилизировать ситуацию и что будет, если на его место придут другие, менее дружелюбные по отношению к России политики? По словам Андрея Суздальцева, страна в кризисе, но опасаться вероятности прихода пропольских политиков не стоит. 

По словам Суздальцева, любое руководство, которое придет к власти в Белоруссии, в любом случае будет искать контакта с Москвой. Поскольку экономика Белоруссии настолько сильно завязана на России, что надо быть самоубийцей, чтобы разрушить эту связь. 

Белорусская Народная Республика

Белорусская Народная Республика, БНР – политическое образование, провозглашённое 25 марта 1918 года 3-ей Уставной Грамотой Рады Всебелорусского Конгресса (1872 делегата) в сложных и неопределённых условиях немецкой оккупации и бегства представителей большевиков из Минска. Существовало в период Первой мировой войны (1918) на территории Белоруссии, а после неё – в эмиграции. Историки спорят о том, можно ли называть БНР государством или это была только попытка создания государства.

С июля 1917 в Белоруссии активизировались белорусские национальные силы, которые по инициативе Белорусской социалистической громады провели II съезд белорусских национальных организаций и приняли решение добиваться автономии Белоруссии в составе демократической республиканской России. На съезде была сформирована Центральная Рада, которая после октября 1917 была преобразована в Великую Белорусскую Раду (ВБР). ВБР не признавала власти Облискомзапа, который считала исключительно фронтовым органом, и выступала за бесплатную передачу земли крестьянам. В декабре 1917 по приказу Облискомзапа был разогнан Всебелорусский съезд.

3 марта 1918 между Советской Россией и Германией был заключен Брестский мир, по которому земли, лежащие к западу от линии Двинск – Пружаны, принадлежавшие ранее России, передавались Германии и Австро-Венгрии, которые были уполномочены решать дальнейшую судьбу этих земель. Это привело к росту в белорусском национальном движении устремлений к независимости. 9 марта 1918 Исполком принял вторую Уставную грамоту, в которой объявил Белоруссию Народной Республикой – БНР. Исполком был переименован в Раду БНР, Президиум которой возглавил представитель БСГ Иван Середа, cекретарём Президиума был назначен Семён Крывец. Рада БНР провозглашалась законодательным органом до созыва Учредительного собрания.

Провозглашение 25 марта 1918 года в 8 утра в здании Крестьянского поземельного банка на улице Серпуховской (ныне – Володарского, 9), в Минске, Рада Белорусской Народной Республики приняла Третью Уставную грамоту, в которой провозглашалась независимость Республики: Официальным языком был объявлен белорусский, а столицей – Минск. Территория БНР в соответствии с Уставной грамотой включала Могилёвскую губернию и части Минской, Гродненской (включая Белосток), Виленской, Витебской, Смоленской губерний, то есть территории, большинство населения которых составляли белорусы (кроме Смоленской). Наиболее тесным было сотрудничество БНР с Украинской Народной Республикой. Между БНР и УНР произошел обмен консульствами, в Киеве была открыта Белорусская торговая палата. УНР оказывала БНР финансовую помощь. Однако БНР так и не получила официального признания ни со стороны Центральной Рады УНР, ни со стороны гетманата Скоропадского. Также остался нерешённым вопрос о государственной границе из-за спорного статуса Полесья.

Деятели БНР неоднократно пытались привлечь внимание мировой общественности к «белорусскому вопросу» на различных послевоенных конференциях, однако эти попытки были безуспешными. Ведущие державы мира не рассматривали даже возможности предоставления белорусам автономии

На Парижской конференции французские дипломаты откровенно заявили Антону Луцкевичу: «Если бы Вы имели хоть клочок земли, где бы Вы были хозяевами, вопрос о международном признании независимости был бы решен положительно и Вам была бы дана помощь».

Белоруссия в Первой мировой войне

В Первую мировую войну (1914–1918) территория Белоруссии вновь стала ареной кровопролитных боевых действий: в 1915 году германскими войсками были оккупированы западные её земли, с которых русскими властями были демонтированы или вывезены в Россию 432 промышленных объекта, ряд учебных заведений. Также из прифронтовых Минской, Могилевской и Витебской губерний вывезли 29 предприятий, а летом 1915 года в местностях, находящихся под угрозой оккупации провели уничтожение посевов и запасов сельскохозяйственной продукции с выплатой крестьянам компенсации по государственным расценкам.

Из Белоруссии был также эвакуирован в Россию и в Украину ряд учебных заведений: например, кадетский корпус из Полоцка перевели в Сумы. Война имела также некоторые положительные последствия, выразившиеся в росте объемов промышленного производства, ориентированного на снабжение армии – например, производство одежды в Могилевской и Витебской губерниях в 1916 году превысило уровень 1913 года почти в 4 раза.

Война принесла инфляцию, значительное использование женского и детского труда, в прифронтовой полосе мирное население мобилизовывалось на военные работы (например, в конце 1916 года в Минской губернии мобилизовано было 219,3 тыс. мужчин и женщин). Западные земли, оккупированные немцами в 1915 году (около 50 тыс. км. кв.), были разделены на военно-административный округ Обер-Ост, военно-операционную полосу и Брест. Оккупированные в 1915 году территории были подчинены военному германскому командованию, которое ввело ряд ограничений для местного населения (паспорта с отпечатками пальцев даже для детей, система пропусков при выезде с места жительства). Также практиковались реквизиции сельскохозяйственной продукции, запрет без специального разрешения убивать домашний скот и птицу (разрешение предполагало сдачу части мяса властям). В 1915 году были введены принудительные оплачиваемые работы для женщин 18 – 45 лет и мужчин 16 – 50 лет. Немецкие оккупационные власти пытались развить местную лесную промышленность – в 1915 году в Беловежской пуще начали работу 7 лесопилок. Вместе с тем германские оккупационные власти открыли ряд белорусских, литовских и еврейских школ, где также было введено обязательное изучение немецкого языка (учить детей на русском было запрещено).

Хотят ли белорусы стать частью России?

При обсуждении вопроса объединения двух стран нельзя было не поинтересоваться и тем, что думают в самой Белоруссии об этой идее. Для этого редакция обратилась к директору Института политических исследований «Политическая сфера» и доктору политических наук Андрею Казакевичу. Эксперт рассказал, что согласно последним социологическим исследованиям, вступление Белоруссии в состав России — крайне непопулярная идея, всего около 2–5% респондентов согласны на такой вариант. Около половины опрошенных хотят быть в союзе с Россией, но это должен быть союз двух суверенных государств. По словам Казакевича, желающих вступить в Европейский союз около 25%. Он также уточнил, что абсолютное большинство граждан Белоруссии говорят о том, что подразумевается не конфедерация и не вхождение в состав России, а именно близкие отношения двух суверенных государств. Белоруссия хочет оставаться независимой.

По мнению Юрия Светова, белорусскому народу, который по историческим понятиям не так давно обрел собственное независимое государство, это объединение не нужно.

https://vk.com/video_ext.php

Андрей Казакевич в завершение также упомянул, что громкие заявления политиков в духе «Родина от Бреста до Владивостока» являются словами на экспорт. Это не голос населения, они говорятся, просто чтобы создавать благоприятный имидж Лукашенко в России как поборника интеграции. 

Комментировать
0