Арсенал «Сапсана»
В тяжеловооруженный и бронированный «летающий танк» превратят легедарный Ми-8. С увеличенной боевой нагрузкой вертолет заметно потяжелеет. Для компенсации дополнительного веса машину оборудуют более мощной модификацией двигателя, чем ставят на Ми-8АМТШ сегодня.
По своей огневой мощи «Сапсан» превзойдет даже нынешние ударные вертолеты. Одним из типов вооружений для него заявлено «изделие 305». Ранее в открытых источниках появилась информация, что под этим обозначением скрывается перспективная сверхдальнобойная управляемая ракета «Гермес-А» с дальностью до 20 км. Это вдвое больше, чем у любых других вертолётных ПТУР, имеющихся сейчас на вооружении ВКС. Такими боеприпасами ещё только планируется оснастить модернизированные Ка-52М и Ми-28НМ.
Универсальный вертолет, сочетающий широкие боевые и десантные возможности, жизненно необходим подразделениям ССО и спецназа, уверен зампредседателя Союза десантников России полковник Валерий Юрьев.
ми-8
Ми-8АМТШ на генеральной репетиции военного парада в небе над Москвой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
По словам эксперта, в Афганистане, доставив бойцов к месту назначения, Ми-8, как правило, уходили. Прикрывали десантирование обычно пара вертолетов Ми-24, которые выстраивались в «карусель».
— Современный вертолет должен иметь достаточную огневую мощь, большой боекомплект и хорошие транспортные возможности, — добавил Валерий Юрьев. — Желательно, чтобы он высадил группу, а затем, пока бойцы подходят в назначенное место, начал уничтожать объекты. Нужен своего рода летающий танк. Это эффективнее, чем поддерживать бойцов из БМП или танков — с воздуха лучше видно обстановку. Но такая машина должна иметь достаточно мощный двигатель.
Ми-8 — уникальный вертолет, потенциал которого далеко не исчерпан, уверен заслуженный летчик-испытатель Герой России Игорь Маликов.
— При необходимости из него можно сделать всё что угодно, в том числе и универсальный транспортно-боевой вертолет, — рассказал он «Известиям». — С учетом многочисленных локальных войн, которые идут сейчас в мире, нам очень нужна такая машина, чтобы защитить наших ребят.
ми-8
Противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Атака» на вертолете Ка-52 «Аллигатор» на территории Летно-испытательного комплекса холдинга «Вертолеты России»
Фото: ТАСС/Сергей Карпухин
Кроме дальнобойных «Гермесов» новый «Сапсан» сможет применять и обычные для ударных вертолётов ПТУР 9М120 «Атака» в вариантах с кумулятивной, осколочно-фугасной и термобарической боевой частью. Их дальность составляет порядка шести километров.
Помимо управляемых ракет Ми-8АМТШ-ВН оснастят обычным для военно-транспортных машин набором из блоков неуправляемых реактивных снарядов, крупнокалиберных пулеметов, подвесных контейнеров с авиационными пушками и автоматическими гранатомётами. Сможет он применять и авиабомбы калибром от 50 кг до 500 кг.
В самом тяжеловооруженном варианте вертолет будет нести до четырех дальнобойных «Гермесов», до восьми «Атак» или до 2 т авиабомб. Один из вариантов подвески боеприпасов предполагает использование четырех современных ракет воздух-воздух малой дальности «Верба».
Отдельная часть опытно-конструкторской работы — создание дополнительной защиты. Грузовая кабина «Сапсана» получит быстросъемное бронирование, спасающее от стрелкового оружия. Серийные Ми-8АМТШ имеют защиту только для пилотов, задней пулеметной установки и жизненно важных систем. В новой модификации броней прикроют и спецназовцев.
Организационная структура
Основные активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных государственных холдингах: «Объединённая авиастроительная корпорация» (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и «Оборонпром» (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.
Крупнейшими научными центрами авиастроения являются:
- Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ);
- Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ);
- Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ);
- Лётно-исследовательский институт (ЛИИ);
- Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС).
- Национальный институт авиационных технологий (НИАТ);
Основные производственные площадки:
- Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (выпуск самолётов Су-30, Су-35, Су-57, Sukhoi Superjet 100)
- Иркутский авиационный завод (выпуск самолётов Су-30, Як-130, Як-152, МС-21)
- Новосибирский авиационный завод (выпуск самолётов Су-34)
- Авиастар-СП (выпуск самолётов Ил-76 и Ту-204)
- Казанский авиационный завод (выпуск самолётов Ту-214)
- Воронежское акционерное самолётостроительное общество (выпуск самолётов Ил-96)
- Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (выпуск самолётов Бе-200)
- Роствертол (выпуск вертолётов Ми-28, Ми-35, Ми-26)
- Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» (выпуск вертолётов Ка-52)
- Казанский вертолётный завод (выпуск вертолётов серии Ми-8, Ми-38, Ансат)
- Улан-Удэнский авиазавод (выпуск вертолётов серии Ми-8)
- Кумертауское авиационное производственное предприятие (выпуск вертолётов Ка-226, Ка-32, Ка-28, Ка-31)
См. также: Список авиационных заводов России
Во сколько обойдется собственный вертолет
Стоимость нового вертолета
Самые продаваемые модели:
- Robinson R44 Raven I ~ $500 тыс.
- Robinson R66 Turbine ~ $1,200 млн
- Bell 505 ~ $1,6 млн
- Airbus Helicopters H130 ~ $3,3 млн
- AgustaWestland AW139 ~ $16,6 млн
Стоимость ресурсного вертолета
- Robinson R44 Raven I 2013 года выпуска ~ $ 270 тыс.
- Robinson R66 Turbine 2012 года выпуска ~ $ 580 тыс.
- AgustaWestland AW119 MKII ~ $1,5 млн
- Airbus Helicopters H130 2012 года выпуска ~ $2,5 млн
- Bell 407 GX 2014 года выпуска ~ $ 2,6 млн
от 800 тыс. рублей
В цену обучения часто входят затраты на аренду вертолета и инструктора, а также на авиатопливо.
Хранение
Стоимость зависит от модели вертолета:
- Ангарное хранение R-44, R-66, Bell 206 ~ 85,8 тыс. руб./месяц
- Ангарное хранение Augusta ~ 396 тыс. руб./месяц
Транспортный налог
Стоимость зависит от региона.
- В Москве — 250 рублей за лошадиную силу
- В Екатеринбурге — 82,4 рубля
Точную сумму можно рассчитать на сайте ФНС.
Ми-28Н Ночной охотник
Российская армия обладает одним из лучших, а возможно и лучшим, подбором боевых вертолетов, способных выполнять самые серьезные задачи. Самым, пожалуй, известным советским боевым вертолетом был Ми-24, разработанный еще в 70-ых годах прошлого века. Однако время не стоит на месте и уже в 80-ых годах была начата разработка более современной ударной машины на базе Ми-24, тем более 24-ка это не чисто ударный вертолет, а он так же использовался как десантный. Свой первый полет опытный образец Ми-28 совершил уже 1982 году, однако проект сильно затянулся и первый опытный образец обновленного Ми-28Н был показан широкой публике лишь 14 лет спустя. Несмотря на непростую ситуацию в стране, коллектив предприятия смог довести боевую машину до ума, однако у военных просто не было денег на обновление парка вертолетов. Первый госзаказ был получен лишь в 2005 году, и то покупка 67 машин была растянута на 7 лет и все это время велась его доработка и улучшение. Ми-28Н принят на вооружение министерством обороны 27 декабря 2013. На текущий момент ВВС России располагает порядка 90 Ми-28 и планирует дальше продолжать обновлять парк ударных вертолетов.
Журнал
На страницах журнала будет рассказано о самых известных и интересных моделях, которые, прежде всего, проявили себя как лучшие военные вертолеты. Каждый номер состоит из трех разделов.
- Страницы истории Перед вами откроется непрерывная технологическая эволюция вертолетов, начиная с первых несовершенных моделей до самых современных машин, представляющих собой грозное оружие, способное сыграть решающую роль в военных конфликтах.
- Главный герой В каждом номере будет подробно рассказано о конструктивных особенностях конкретной модели вертолета, а также приведены ее летно-технические характеристики. Кроме того, вы узнаете много интересного о возможных вариантах вооружения данной боевой машины и способах его применения в различных боевых условиях.
- В строю Современные вертолеты превратились в символ военных конфликтов и коренным образом изменили традиционную стратегию и тактику боевых действий. В этом разделе журнала будет представлена информация об использовании вертолетов в боевых условиях.
Ключевые направления вертолетного бизнеса
Производство вертолетов и комплектующих
Единственный отечественный разработчик и серийный производитель вертолетов — холдинг «Вертолеты России». Он объединяет пять заводов: Улан-Удэнский авиационный завод, Ростовский вертолетный производственный комплекс «Роствертол», Казанский вертолетный завод, Арсеньевскую авиационную компанию «Прогресс» и Кумертауское авиационное производственное предприятие.
То есть вертолетостроительная отрасль страны сосредоточена в одной корпорации и находится практически под прямым государственным управлением.
Но кроме непосредственного вертолетостроения, существует сектор авиационного приборостроения, а также производства бортового и наземного оборудования для летательных аппаратов.
Инфраструктура
Важный сегмент для авиабизнеса — строительство посадочных площадок для вертолетов. Мы вышли на этот рынок шесть лет назад, когда конкурентов среди частных компаний почти не было.
В связи с ростом отрасли этим сегментом стали интересоваться крупные игроки — строители аэродромов. Как правило, это строительные компании и проектные институты, которые не заточены на узкую вертолетную нишу.
Проектирование вертолетных площадок подразумевает не только строительно-монтажные работы, но и оснащение объекта технологическим оборудованием, сертификацию, ввод в эксплуатацию. Поэтому новым игрокам приходится обращаться за услугами к специализированным компаниям, ориентированным на оказание услуг «под ключ».
Также к инфраструктурному сегменту можно отнести производителей оборудования (светосигнального, метеорологического, светодиодного и др.) для вертодромов и посадочных площадок.
Продажа
Сегмент продаж новых и ресурсных вертолетов иностранного производства разделен между несколькими компаниями. У них можно приобрести технику брендов Robinson Helicopters, Bell, Airbus, AgustaWestland, RotorWay. Новые вертолеты обычно поставляются на заказ. Ожидание может занять от полугода до трех лет, в зависимости от выбранной модели. В этом смысле выгоднее обращаться к официальным дилерам — обычно они заказывают вертолеты заранее.
Также на рынке продаж нужно выделить компании, предоставляющие авиатехнику в лизинг. В России лизинг вертолетов доступен только для юридических лиц.
Страхование
В России обязательно страхование гражданской ответственности и пилотов от несчастного случая. Без такого полиса пользоваться техникой запрещено.
А вот авиакаско — добровольный вид страхования, который покрывает риски повреждения или гибели вертолета во время полетов, стоянки или транспортировки.
Хранение
Хранить вертолет можно дома на зарегистрированной вертолетной площадке. А можно арендовать место у компаний, предоставляющих ангары и вертодромы.
Ремонт и сервис
Вертолеты, как и автомобили, время от времени требуют ремонта, а также ежегодно проходят техосмотр. Для этих целей созданы компании, предоставляющие техническое обслуживание авиатехники.
Также в этой нише работают бизнесы, которые специализируются на авиатопливообеспечении вертолетной техники, поставке смазочных материалов для вертолетов российского и зарубежного производства.
Аренда
Из-за высокой стоимости покупки и обслуживания вертолетов, некоторые предпочитают брать их в аренду. Здесь им на помощь приходят авиаброкеры.
Обучение
В России два главных вуза, где учат гражданских летчиков: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Кроме того, в этих заведениях обучают диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей.
Частные обучающие курсы предлагают во многих центрах продаж. Курсы должны иметь сертификат Росавиации.
Обмен опытом
В России создана Ассоциация вертолетной индустрии (АВИ), куда входят ключевые игроки рынка. Силами ассоциации на регулярной основе проводятся профессиональные форумы, выставки, митапы.
Винтокрылые помощники
Армейская авиация разделяется на боевую, военно-транспортную и транспортную. Боевые вертолёты предназначены для огневого прикрытия сухопутных войск и уничтожения бронетехники, вертолётов и укреплений противника. Транспортные вертолёты обеспечивают переброску грузов, техники и личного состава.
Военно-транспортные вертолёты отличаются от транспортных наличием специализированного военного оборудования. Военно-транспортные вертолёты подразделяются на транспортно-боевые (многоцелевые, общего назначения) и транспортно-десантные.
В этой кампании СССР потерял большое количество вертолётов (по данным генерал-майора Александра Ляховского, 332 машины). Однако нужно сказать, что армейская авиация хорошо себя зарекомендовала. Винтокрылые машины выполняли широчайший спектр боевых задач — от разведки и обнаружения противника до бомбардировок и ракетных атак техники и укреплений моджахедов.
- Вертолёты «Ми-24» на аэродроме Кабула
- РИА Новости
В Афганистане применялись военно-транспортные вертолёты Ми-6 и Ми-8, транспортные Ми-10 и ударные Ми-24.
После 1991 года армейская авиация участвовала в Первой (1994—1996) и Второй (1999—2001) чеченских кампаниях, грузино-осетинском конфликте (2008) и операции российских ВКС в Сирии (с сентября 2015 года).
В САР российская группировка использует ударные Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник». Армейская авиация выполняет поисково-спасательные задачи, сопровождает вылеты боевой авиации, обеспечивает безопасность военной базы Хмеймим и оказывает огневую поддержку с воздуха.
«Ми-171А3: новый покоритель шельфа».
«Вертолетам на шельфе довольно сложно найти альтернативу — самолеты-амфибии боятся больших волн, а корабли слишком медлительны. Кроме того, им не пройти в случае сложной ледовой обстановки. Сегодня свыше трети всех офшорных операций выполняется с помощью винтокрылых машин. По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, первые серийные Ми-171А3 будут переданы заказчику в 2022 году».
Здесь уже не скажешь, что — это Ми-8, носовая часть которого больше похожа на Ка-92 и в целом – аэродинамичный вертолет, который оставляет хорошее впечатление. Выпусти такой вертолет 20 лет назад – это был бы действительно технологический прорыв. Данное произведение классического вертолета хоть и высококачественное, но после Ка-32-10АГ смотрится бледно, значительно уступая ему как в грузоподъемности, так и в безопасности полетов, что всегда стоило дорогого! Но «эффективным» менеджерам, как мне кажется, личные откаты важнее интересов Государства. В противном случае на шельфах давно бы трудились Ка-32-10АГ, а высокоскоростные Ка-92 и Ка-102 уже заканчивали бы испытания в воздухе и готовились к серийному выпуску. По факту получается, что американцам намеренно дают фору в создании высокоскоростных вертолетов:
«15 октября 2020 Перспективный многоцелевой скоростной вертолет SB>1 Defiant, разрабатываемый консорциумом компаний Sikorsky и Boeing, впервые совершил полет на двух третьих мощности двигателя. Как сообщает Flightglobal, вертолет смог разогнаться до скорости 211 узлов (390,7 километра в час).
Разработчики вертолета испытали машину при двух третьих мощности двигателя в два этапа. На первом этапе вертолет пролетел по прямой и смог достигнуть скорости в 211 узлов. На втором этапе машину испытали в снижении так же при работающем на две третьих мощности двигателем. На этом этапе удалось достигнуть скорости 232 узла (428,8км/час). Испытания признаны успешными.
Согласно требованиям американской армии, новый вертолет должен перевозить 12 полностью экипированных пехотинцев с крейсерской скоростью не менее 230 узлов (~ 430 км/ч) на дальность не менее 229 морских миль (424 км). (Военное обозрение Новости).
Тут не лишнем будет напомнить трёп трехлетней давности от «специалиста» по вертолетостроению:
«Андрей Богинский, доказывая уникальность результатов, полученных в ОКБ, Миля, говорит о том, что Х-2 — это, по сути, дорогая игрушка, которая может найти очень ограниченное применение. Поскольку максимальный взлетный вес Х2 — 3,6 тонны. Российская летающая лаборатория превышает эти показатели в 4 раза. То есть речь идет о наработках технологий для построения мощного многоцелевого вертолета, который сможет решать и ударные задачи».
На данный момент эта «дорогая игрушка» уже переросла Ми- Х1 и будет весом=13-14т, а крейсерская скорость его будет не 270км/ч, но 430км/час!
Интересен сам ход повествования у А. Богинского в подмене истины: «Ка-92 и Ми-Х1: Догнать и перегнать Сикорского». В действительности всё наоборот: благодаря усилиям таких авиационных «специалистов»» как А. Михеев, А. Богинский и Д. Мантуров обеспечили конструкторов «Сикорский» достаточным временем не только догнать, но и далеко перегнать Ка-92, объясняя свое вредительство нашим летчикам сначала нехваткой финансов, а потом, привыкшие к безнаказанности и вовсе без всяких объяснений: «Проект перспективного скоростного боевого вертолёта для нужд российского Минобороны будет воплощать в жизнь конструкторское бюро Миля. Об этом сообщил гендиректор холдинга «Вертолёты России» Андрей Богинский» (Технологический рывок: Минобороны выбрало разработчика российского перспективного скоростного вертолёта. 23 ноября 2018).
Привычный транспортный вертолет Ми-38 они строили почти 40лет, а скоростной Ми-Х1 будут строить и того дольше в той же манере: показывать макеты на всех выставках и форумах; пророчить ему большое будущее (хотя он устарел уже в проекте) и хвалить самих себя, заверяя россиян, что этот «высокоскоростной» боевой вертолет уже скоро пойдет в серию, а может даже раньше?!
Курсанты не торопятся садиться за «летающую парту» Ансата
Еще одной горячей темой, которую активно обсуждали в кулуарах форума HeliRussia-2018, стал возможный перевод подготовки пилотов на вертолет «Ансат». Росавиация предложила его в качестве замены устаревших Ми-8Т, на которых курсанты летных училищ проходят подготовку сейчас. По словам руководителя одного из крупных центров подготовки вертолетчиков, училища хотели бы получить новую технику, потому что Ми-8Т уже перешагнул 30-летний возраст.
Еще одной горячей темой стал возможный перевод подготовки пилотов на вертолет «Ансат»
— Если «Роснефть» ставит для себя ограничение — не старше 25 лет, то для нас, к сожалению, нет таких решений, — поясняет он. — Нашим вертолетам по 35 лет, и мы вынуждены продлевать их ресурс. Однако вертолеты Ми-8Т скоро выйдут из эксплуатации. Я думаю, это произойдет в течение 3—5 лет, если не будет кардинального решения по продлению срока по ресурсу. Они уже достаточно длительное время эксплуатируются в вооруженных силах и в гражданской авиации. Ми-8 — это рабочая лошадка, которая может работать без перерывов на сервисную эксплуатацию. «Ансат» нам интересен, смотрим на него, но пока мы не приобретали. Почему? Тут возникает трудность: если курсант будут обучаться на «Ансате», которых в авиакомпаниях раз-два и обчелся, то ему будут трудно трудоустроиться. Ему придется переучиваться на Ми-8/17, из которых состоит флот авиакомпаний. Это понимают в Росавиации, поэтому мы пока не торопимся садиться за летающую парту «Ансата».
Луиза Игнатьева, фото helicopter.su
ПромышленностьОПК Татарстан
И вот как это было в Чечне
«Ужас неожиданных ударов» с вертолетов Ка-50.
«Но самым большим впечатлением от работы “акул” в Чечне стала новая боевая тактика. Даже самый прекрасный вертолет уязвим. И сбить ту же “акулу” большого труда не составит. Но это – если следовать наставлениям, писанным еще в середине прошлого века, и летать прямо над полем боя. А вот по новой тактике ударные вертолеты барражируют в безопасном районе, ожидая команды на атаку. Получив целеуказание, они стремительно выходят в район атаки, наносят снайперский удар – и сразу же уходят из зоны боя.
Но кто наводит новейшие винтокрылы на цель? Раньше это делали наземные наблюдатели по радио. Нынче это опасно: боевики оснащены сверхсовременными системами радиоперехвата. Подслушав переговоры наводчика с вертолетами, они либо ускользают от удара, либо уничтожают вертолет метким огнем.
А вот Ка-50 в Чечне стал для бандитов сущим ужасом. Ведь наводились его удары не с земли и не голосом, а с летающего командного пункта-вертолета, причем в виде кодированных цифровых сигналов. Перехватить и расшифровать эти сигналы бандиты не могли, и потому удары обрушивались на них, подобно грому среди ясного неба. Летающий командный пункт должен быть оборудован самыми современными системами наблюдения, получать дополнительную информацию со спутников, с самолетов типа АВАКС и от наземных авианаводчиков, тоже связанных с системами воздушно-космической разведки.
…Группа из трех вертолетов действовала как единый боевой организм. Воздушный пункт наблюдения и целеуказания – Ка-29ВПНЦ – летал на высоте, недосягаемой для переносных зенитно-ракетных комплексов типа “Игла”. Он держал закрытую телекодовую связь с “акулами”. На экранах дисплеев Ка-50 высвечивалась вся информация о местонахождении, рельефе местности, координатах целей. Ка-50 оборудовали отечественной спутниковой навигационной системой “Абрис”, позволявшей летать по цифровой карте местности с огибанием рельефа фактически вслепую и выходить на цель с точностью в несколько метров (“Крокодилы” против “Акул”. ufo-online.ru)
На передовой
В период с 1997 по 2016 год число стран, эксплуатирующих боевые вертолёты, увеличилось, как и количество их видов в производстве. Однако флот боевых вертолётов сократился почти на треть. Это связано с постепенным выводом из эксплуатации вертолётов Ми-24 и AH-1.
По данным Международного института стратегических исследований (IISS), в 1997 году 42 страны имели на вооружении 4800 ударных вертолётов, а в 2016 году у 78 государств было в общей сложности 3100 машин подобного типа.
- Вертолёт Ка-52 «Аллигатор» во время боевой операции в окрестностях освобождённого от боевиков города Эль-Карьятейн
- РИА Новости
Разведывательно-ударный вертолёт Ка-52 стал заменой Ка-50 «Чёрная акула», являясь, по сути, его модернизированной двухместной версией. Данная машина предназначена для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолётов противника на переднем крае и в тактической глубине, в любых погодных условиях и в любое время суток.
«Аллигатор» снабжён устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия, самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и мощным наступательным вооружением, которое может конфигурироваться под различные боевые задачи. На Ка-52 установлены два газотурбинных двигателя ВК-2500, обеспечивающих возможность полётов на высотах свыше 5000 м.
Недостаток финансирования в 1990-е годы негативно сказался на вертолётной отрасли. Парк армейской авиации состоял преимущественно из устаревших Ми-24 и требовал обновления. В качестве замены Ми-24 и ответа США на создание ударного AH-64 Apache в России был разработан вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник».
Также по теме
Учебно-боевые «Ночные охотники» готовы поступить на вооружение ВКС России
Предприятие «Роствертол» изготовило вертолёты Ми-28УБ с двойным управлением для Министерства обороны. Машины, разработанные для ВКС…
В 2009 году Ми-28Н был принят на вооружение в качестве нового основного боевого вертолёта. Машина оснащена современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и необычайно манёвренна (в частности, способна выполнять целый ряд фигур высшего пилотажа).
Ещё одно достоинство Ми-28Н заключается в высокой живучести, которая обеспечивает не менее высокий уровень безопасности экипажа. Ми-28Н вооружён ракетами класса «воздух — воздух», комплексами управляемых и неуправляемых ракет, 30-мм пушкой 2А42. На вертолёте предусмотрены четыре точки подвески вооружений.
Одним из самых популярных российских вертолётов за рубежом остаётся многоцелевой Ми-8. Вертолёт претерпел множество модификаций и до сих пор является надёжной многофункциональной машиной.
Вертолёты Ми-8МТВ-5/Ми-17В-5 и Ми-8АМТШ/Ми-171Ш предназначены для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске. Они могут использоваться для спасательных операций, а также нести вооружение.
«Большие перспективы»
Отметим, современная машина создаётся на базе семейства вертолётов Ми-8/17, находящихся в строю с 1965 года. Они считаются одним из наиболее массовых аппаратов в истории мирового вертолётостроения и эксплуатируются более чем в 90 странах мира. В общей сложности было выпущено свыше 12 тыс. машин этого типа.
Также по теме
«Безопасность при экстремальных ситуациях»: чем уникален многоцелевой российский вертолёт Ми-38
В России завершились испытания многоцелевого вертолёта Ми-38 в условиях горной местности и экстремально высоких температур. Об этом…
Всего до последнего времени было разработано свыше 130 модификаций Ми-8, в том числе и гражданского назначения.
По данным аналитического центра Flight International, на момент 2015 года в мире эксплуатировалось 2555 вертолётов семейства Ми-8/17, что составляет 13% от всего мирового вертолётного парка.
Ранее вертолёты Ми-8/17 приобретали даже США. В 2011 году на средства американской стороны был заключён контракт на поставку в Афганистан партии этих машин. Сумма сделки составила $1,3 млрд. Таким образом Вашингтон решил укрепить правительственную армию Афганистана.
По словам Юрия Кнутова, создаваемый на базе Ми-8 вертолёт Ми-8АМТШ-ВН можно назвать машиной нового поколения.
«Вертолёт уже окрестили летающим танком для спецназа. В Ми-8АМТШ-ВН изменены двигатели, на него можно установить реактивные снаряды в дополнение к пулемётам. Кабина из бронестекла обеспечивает хороший обзор. Благодаря более точным приборам он может совершать полёты ночью. Это серьёзная машина, такой пока у России не было», — отметил эксперт.
Это мнение разделяет и Виктор Баранец.
«У Ми-8АМТШ-ВН есть свои достоинства, например то, что огромная доля нагрузки ложится на интеллектуальную технику. Благодаря этой машине армия сможет совершать быстрый рывок в заданную точку с выбросом десанта. Вертолёт также способен обеспечивать прикрытие с воздуха. У машины большие перспективы, это очевидно», — подытожил эксперт.
Характеристики
Летно-технические характеристики
Нормальная взлетная масса
10900 кг
Максимальная скорость полета
300 км/ч
Крейсерская скорость полета
265 км/ч
Статический потолок (МСА, вне влияния земли)
3600 м
Динамический потолок (МСА, вне влияния земли)
5600 м
Тип двигателей
ВК-2500-02
Взлетная мощность
2х2200 л.с.
Основное вооружение
Комплекс управляемого ракетного вооружения «Атака-В» класса «воздух-поверхность»
Комплекс управляемого ракетного вооружения «Стрелец» класса «воздух-воздух»
Несъемная подвижная пушечная установка с пушкой калибра 30 мм
Блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР)Б-8В20А с ракетой типа С-8 калибра 80 мм
Блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР)Б-13Л1 с ракетой типа С-13 калибра 130 мм.
Возможности
Круглосуточное действие в простых и ограниченно-сложных метеоусловиях;
Поражение бронированных объектов противника с применением управляемых и не управляемых средств поражения;
Полет в ручном и автоматическом режиме с огибанием рельефа местности;
Автономное одиночное базирование;
Надежная бронезащита, повышенная боевая живучесть в сочетании с высокой боевой эффективностью.
Комплекс мер повышения боевой живучести:
Разнесение двигателей;
экранирование двигателей элементами конструкции планера;
Использование композитных материалов при изготовлении лопастей несущего и рулевого винта;
Дублирование топливных, гидро- и пневматических магистралей;
Экранирование жизненно-важных агрегатов менее важными;
Заполнение пустот конструкции пористыми материалами;
Бронирование кабины экипажа;
Противопожарная защита пожароопасных отсеков;
Защита топливных баков от взрыва;
Защита топливных емкостей от вытекания топлива через пробоины.
Собственники и руководство
Руководство холдинга:
- генеральный директор — Богинский Андрей Иванович
- первый заместитель генерального директора — Фомин Сергей Валерьевич
- заместитель генерального директора – руководитель аппарата — Корицкий Юрий Анатольевич
- заместитель генерального директора по научно-технической политике и разработке вертолетной техники — Короткевич Михаил Захарович
- заместитель генерального директора по программам и стратегии — Пахоменко Алексей Владимирович
- заместитель генерального директора по продажам военной вертолетной техники — Савельев Владислав Юрьевич
- заместитель генерального директора по инфраструктурному развитию — Лигай Вадим Александрович
- заместитель генерального директора по послепродажному обслуживанию — Чечиков Игорь Валерьевич
- заместитель генерального директора – генеральный конструктор — Павленко Николай Серафимович
- заместитель генерального директора по безопасности — Грязнов Николай Иванович
Совет директоров холдинга:
- Артяков Владимир Владимирович — председатель
- Богинский Андрей Иванович — генеральный директор
- Михеев Александр Александрович
- Леликов Дмитрий Юрьевич
- Скворцов Сергей Викторович
- Федоров Кирилл Валерьевич
- Минниханов Рустам Нургалиевич
- Лалетина Алла Сергеевна
- 14 декабря 2015 года в Совет директоров назначен Анатолий Сердюков
- Савенков Александр Николаевич
- Чистяков Александр Леонидович
Предназначение военной авиации
Перечень основных задач, которые решаются при помощи военных самолетов и вертолетов:
- Проведение всех видов воздушной разведки;
- Корректировка огня артиллерии;
- Уничтожение наземных, морских, воздушных и космических целей, малоразмерных и крупных, стационарных и подвижных, площадных и точечных;
- Минирование участков местности;
- Защита воздушного пространства и наземных сил;
- Перевозка и десантирование войск;
- Доставка различных военных грузов и снаряжения;
- Эвакуация раненых и больных;
- Проведение агитационных акций;
- Обследование местности, обнаружение радиационного, химического и бактериологического заражения.
Таким образом, военная авиация способна принести огромную пользу, конечно, при условии её грамотного применения.
Ми-28 Ночной охотник
Ми-28 «Ночной охотник» — по сути глубоко переработанный и модернизированный Ми-24. В новой машине полностью избавились от грузовой кабины и значительно изменили носовую часть. Первый вертолет Ми-28А появился в 1987 году. А в 1996 году поднялся в воздух его вариант улучшенный Ми-28Н, получивший название «Ночной охотник».
Ми-28Н – боевой ударный вертолет, предназначенный для борьбы с танками и другой бронетехникой, а также уничтожения живой силы противника. Вертолет способен действовать в любое время суток и при любой погоде.
Главное отличие «Ночного охотника» от Ми-28А – это комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Над втулкой винта находится РЛС «Арбалет», которая и превращает вертолет во всепогодную машину, способную выполнять задачи в любое время суток. Все электронное оборудование Ми-28 объединили в единый вычислительный комплекс, на который приходит вся информация от тепловизорных и оптических датчиков и надвтулочной РЛС. Это дает возможность создать для пилотов целостную картину окружающей обстановки. В памяти машины есть большой банк картографической информации, что облегчает пилотирование вертолета на малых высотах с огибанием рельефа. Перед пилотами формируется трехмерное изображение участка, где находится вертолет, с указанием возможных препятствий и целей.
Надвтулочная РЛС позволяет Ми-28 «прятаться» за складками местности – достаточно «выставить» антенну и получить полную информацию об окружающей обстановке. На вооружении Ми-28Н стоит 30-мм пушка, также есть четыре точки подвески, на которые можно установить четыре пакета неуправляемых ракет или ПТРК «Штурм» или «Атака».
Явным образцом для создателей Ми-28Н стал американский . Советским конструкторам удалось создать вертолет с аналогичными характеристиками за гораздо меньшие деньги. Ми-28Н «Ночной охотник» является аналогом AH-64 Apache Longbow и по своим характеристикам не уступает ему.
Идея строить новый вертолет на базе Ми-24 оказалась не так уж плоха. Наиболее удачные решения, использованные в конструкции Ми-24, применены и на Ми-28. Часть узлов вертолета уже хорошо знакома техническому персоналу, изготавливать такой вертолет гораздо дешевле.