fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

История средних веков охватывает период с конца V до середины XVII века – почти 12 столетий.

Страны победившей демократии

Примечания

  1. Юртаева Е. А. Рабство / гл. редактор Данилов-Данильян В. И., Некипелов А. Д. и др.. — Новая Российская энциклопедия. — М.: ООО “Издательство Энциклопедия”, 2014. — Т. 13(2). — С. 358. — 480 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-94802-056-3.
  2. Popovic, A. The Revolt of African Slaves in Iraq in the 3rd/9th Century. Princeton: Markus Wiener, 1999.
  3. Alan Fisher «Muscovy and the Black Sea Slave Trade», Canadian American Slavic Studies, 1972, Vol. 6, стр. 575—594.
  4. Лев. 
  5. Втор. 
  6. Лев. 
  7. Быт. 
  8. Быт. 
  9. Быт. 
  10. Втор. 
  11. Втор. 
  12. Лев. 
  13. Исх. 
  14. Исх. 
  15. Исх. 
  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, см. викисловарь
  17. Горюшкин Захарий Аникеевич. Руководство к познанию российского законоискусства, сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным, преподавателем сей науки в Императорском московском университете и в Благородном пансионе, при нём учреждённом. — Москва: Университетская типография, 1811. — С. 247. — 385 с.
  18. Горюшкин З.А. Руководство к познанию российского законоискусства, сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным, преподавателем сей науки в Императорском московском университете и в Благородном пансионе, при нём учреждённом. — М.: в Университетской Типографии., 1811.. — С. 248. — 385 с. с.
  19. Горюшкин З.А. Руководство к познанию российского законоискусства, сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным, преподавателем сей науки в Императорском московском университете и в Благородном пансионе, при нём учреждённом. — М: в Университетской Типографии, 1811. — С. 263. — 385 с. с.
  20. Oxford English Dictionary, 2nd edition 1989, s. v. ‘slave’

Ошибка в сносках?: Тег с именем «bbc-16-July-2015», определённый в , не используется в предшествующем тексте.

Источники рабства – откуда брали рабов?

Пленные воины и трофейные невольницы во время походов завоевателей на соседние земли – основной источник поставки рабов на невольничьи рынки. Поэтому преимущественно это были иноземцы, притом из разных слоёв общества, вплоть до правителей разного ранга.

Другие источники захвата рабов:

  • Жертвы пиратов (морской разбой на галерах) и кораблекрушений;
  • Хронические кредиторы (определял суд), которые обязаны были отрабатывать долги  много лет наравне с невольниками – долговое рабство;
  • Maxima capitis diminutio – осужденные за тяжкие преступления (обслуживающие тюрьмы рабы, гребцы на галерах, работники каменоломен);
  • Беженцы с других земель после голода и природных катаклизмов;
  • Рожденные от наложниц и рабынь дети – классическое рабство.

Торговать невольниками было выгодно, сделки облагались налогом, и это была прибыльная статья городской казны. Дороже стоили покоренные, специально обученные и образованные рабы, знавшие несколько языков. Расценки на них всё время менялись. Как известно из Библии, за Иисуса (свободного проповедника) фарисеи дали Иуде 30 сребреников, соответственно, раб стоит дешевле. Но это в пределах Римской империи, а в самом Риме, учитывая доставку, пленники становились в разы дороже.

Статистическая справка:

  • Только за 209 г до н.э. в Риме было продано 30 тысяч жителей Апулии;
  • В 167 г. до н.э. завезли 150 тысяч из Греции и Македонии;
  • 146 г. до н.э. в плен попали свыше 50 тысяч жителей Коринфа и Карфагена;
  • Почти 1 миллион галлов захватили в походах при Юлии Цезаре в 58-50 гг. до н.э.;
  • Жители многих городов с территории Испании попали на невольничьи рынки Рима в I в. до н.э.;
  • Даки (румыны) при императоре Трояне пополнили списки рабов – еще 50 тысяч.

Со временем рабство пришло в упадок, стало тормозом для развития общества и трансформировалось в феодальные отношения.

Определение «рабства».

Определение рабства имеет первостепенное значение для международного сообщества в его усилиях по эффективному искоренению этого явления.

Первым международным соглашением, содержащим определение рабства, была Конвенция о рабстве, заключенная под эгидой Лиги Наций в 1926 г. Она определила рабство как «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности» (ст. 1, п. 1).

Кроме того Конвенция определила работорговлю как «все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов» (ст. 1, п. 2).

Римский статут Международного уголовного суда (МУС), в статье 7 которого «порабощение» включается в перечень преступлений против человечности, определяет порабощение как «осуществление любого или всех правомочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми, и в частности женщинами и детьми».

Международная организация труда (МОТ) определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.

Основные международно-правовые документы по борьбе с рабством и работорговлей.

Основными международными договорами, касающимися работорговли и рабства, являются Конвенция о рабстве 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом 1953 г., и Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.

Согласно ст. 99 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. каждое государство должно принимать эффективные меры для предотвращения и наказания перевозки рабов на судах, плавающих под его флагом, и для предупреждения противозаконного пользования его флага для этой цели. Раб, нашедший убежище на борту любого судна независимо от его флага, ipso facto свободен. Кроме того, согласно ст. 110 военные корабли и другие суда, находящиеся на государственной службе, имеют право останавливать, посещать и обыскивать любое торговое судно в открытом море, если существуют разумные основания подозревать, что данное судно занимался работорговлей.

В последнее время свобода от рабства или подневольного состояния стала частью международной системы защиты прав человека. Она гарантируется в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; в ст. 6 Американской конвенции о правах человека 1969 г.; и в ст. 5 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.

Конвенции, направленные на защиту прав женщин и детей, в частности, обязывают государства-участники принять все необходимые меры для пресечения торговли женщинами и детьми во всех их формах.

Одним из последних документов в этой области является Протокол 2000 г. о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

Рабство и работорговля также запрещаются статьей 4 Дополнительного к Женевским конвенциям 1949 г. протокола II 1977 г., касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов.

См. также

  • Работорговля
  • Рабство у первобытных народов
  • Рабство в Вавилоне и Ассирии
  • Рабство в Германии
  • Рабство в Греции
  • Рабство в Египте
  • Рабство в Индии
  • Рабство в Китае
  • Рабство в Мидии и Персии
  • Рабство в Риме
  • Рабство у мусульман
  • Рабство в иудаизме
  • Рабство у славян
  • Рабство в США
  • Рабство в Бразилии
  • Рабство в Румынии
Формы, переходные к крепостничеству
  • илоты
  • колоны
Воины-рабы (боевые холопы)
  • Гулямы
  • Мамлюки
  • Янычары
  • Афинская полиция (полиция в древних Афинах состояла из государственных рабов)
Профессии
  • Гладиатор
  • Ланиста
  • Работорговец
  • Охотник за беглыми рабами
Законы о рабстве
  • Гортинские законы
  • Вольноотпущенник
Прочее
  • Драпетомания
  • Dysaethesia Aethiopica
  • Принудительный труд
  • Торговля людьми

Историческая перспектива рабства

После завоеваний Ульпия Траяна в начале II века приток военнопленных прекратился. Жители провинций по своему статусу все больше приближаются к гражданам Рима. Притока новых рабов больше нет, а благодаря системе вольноотпущенников, число уже бывших рабами стремительно сокращается. Весь I век н. э. рабов становилось все меньше, в II-III веках рабы уже не только в провинциях, но и в самой Италии и в Риме составляют самый незначительный процент населения.

Рабы становятся дефицитом. По сравнению с IV веком до н. э. средняя цена раба увеличилась в 8 раз. Дорогостоящий раб перестает применяться в ремесле и в сельском хозяйстве. Позволить себе купить и содержать рабов могли только очень богатые римляне, в качестве домашней прислуги.

«Античного рабства» в Римской империи нет со времен императора Адриана.

Не обсуждая «революции рабов» и прочую фантастику, со II века н. э. вообще нелепо говорить об экономическом строе Римского государства как о «рабовладельческой формации».

Ко II веку н. э. рабство выполнило свою историческую функцию, помогло латинизировать часть населения многонациональной империи, влило в жилы римлян новую кровь, и начало последовательно отмирать.

Надгробие человека, который был
и владельцем рабов, и рабом

Сущность рабства и положение раба

Появление рабовладения

Арабская работорговля, Восточная Африка, XIX век

Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда. При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни), военнопленных, которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращенные в собственность господина, стали рабами.

Положение раба

С точки зрения философа Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права — res, то есть вещь). Рабы обычно используются как рабочая сила в сельскохозяйственном и другом производстве, в качестве слуг, либо для удовлетворения иных потребностей хозяина. Вещный характер раба, прежде всего, выражается в том, что все продукты рабского труда становятся собственностью владельца; зато и забота о прокормлении и о других нуждах рабов лежит на хозяине. Раб не имеет своей собственности, он может распоряжаться лишь тем, что господин пожелает дать ему. Раб не может вступать в законный брак без разрешения господина, продолжительность брачной связи — если она дозволена — зависит от произвола рабовладельца, которому принадлежат также и дети раба. Как и всякая составная часть имущества, раб может стать предметом всевозможных торговых сделок.

Рабство в Древнем Риме

Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства — медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-«производителей», поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.

Раб не является субъектом права как личность. Ни в отношении к своему господину, ни в отношении к третьим лицам раб не пользуется никакой правовой защитой как самостоятельное лицо. Господин может обращаться с рабами по своему усмотрению. Убийство раба господином — законное право последнего, а кем-то другим — рассматривается как покушение на имущество господина, а не как преступление против личности. Во многих случаях за ущерб, нанесённый рабом интересам третьих лиц, также несёт ответственность хозяин раба. Лишь на поздних этапах существования рабовладельческого общества рабы получили некоторые права, но весьма незначительные.


«Торг в стране восточных славян» Картина Сергея Иванова.

На первых стадиях развития единственным, а в дальнейшем весьма существенным источником рабов у всех народов служила война, сопровождаемая пленением воинов противника и похищением людей, проживающих на его территории. Институт рабства возникал у разных народов одновременно с развитием классового общества, то есть по мере перехода от собирательства и охоты к сельскому хозяйству и скотоводству (см. неолитическая революция). Охотники-собиратели побежденных в плен не брали, поскольку в этом не было экономического смысла. У современных охотников-собирателей, таких как аборигены Австралии или североамериканские индейцы рабства не наблюдалось[источник не указан 463 дня].

Прекращение работорговли и отмена рабства

Число рабов и место их применения

Трудно подсчитать общее число людей, ставших рабами за века расширения Римского государства: для этого просто нет достаточных данных.

Чаще всего источники сообщают об однократных событиях. Известно, что Квинт Фабий Максим Веррукоз Кунктатор в 209 году до н. э. продал в рабство 30 тысяч жителей Тарента — пожалуй, первый в римской истории случай массовой продажи в рабство побежденных.

Луций Павел Эмилий в 167 году до н. э. уничтожил 70 городов в Эпире и вывел оттуда 150 тысяч рабов. Марий обратил в рабство кимвров и тевтонов — целые небольшие народы, переселявшиеся в Италию — не менее 150 тысяч человек. Тит Флавий после взятия Иерусалима захватил 97 тысяч рабов.

По данным Плутарха, Юлий Цезарь обратил в рабство миллион галлов.

Жителей покоренных стран обращали в рабство и потом: при сборах налогов откупщиками-публиканами местные жители обращались в рабство в счет неуплаты налогов. Публиканы сознательно устанавливали неимоверно высокие налоги, которые большинство местных жителей заведомо не могли уплатить. Когда у Никомеда, царя Вифинии потребовали выделить отряд вспомогательных войск для римской армии, он ответил, что у него нет здоровых подданных, они все забраны в рабство римскими откупщиками налогов.

Обращение в рабство провинциалов. Рельеф из Смирны

По мнению знаменитого историка античности Мозеса Финли, в Италии в эпоху «расцвета» рабства было около 2 миллионов рабов.

По оценке историка П. Бранта, в Италии в ту эпоху было 2-3 миллиона рабов и еще 4-5 миллионов свободных граждан. В крупных городах — в Риме, в Помпеях, рабов могло быть до 40% или до половины населения.

Если распространить эту картину на ВСЮ Римскую империю, получаются совершенно фантастические цифры. Гиббон исходил из данных переписи императора Клавдия и считал, что в Римской империи жило 120 млн человек, из которых 60 млн были рабами.

Но даже применительно к Риму утверждение, что в «Риме рабов во много раз больше чем свободных», и что «все римляне имели рабов. Даже у самого бедного римского гражданина были слуги» можно отнести только к категории исторических анекдотов. Причем цель этих анекдотов — изобразить римлян «народом господ», угнетателями всех остальных.

Интересно, а у обитателей римских инсул тоже было много рабов?

За пределами Италии, Сицилии и некоторых областей Испании, рабов практически не было или они были в незначительном количестве; они не играли практически никакой роли в экономической и социальной жизни.

Обидно, что это исследования римского рабства первым уже давно провел наш соотечественник, историк античности и археолог Михаил Иванович Ростовцев. Но в СССР ничего не знали о Ростовцеве — эмигранте с 1918 года, участнике написания «Кембриджской истории древнего мира». Вместо блестящих исследований М.И.Ростовцева нас потчевали мочалкой из Карла Маркса и дилетантских бредней Сталина про «революцию рабов». Вывод о почти нулевом значении рабства вне Италии был неоднократно повторен при исследовании отдельных провинций — и самим Ростовцевым, и другими историками. В том числе и по отношению к такой близкой к Италии провинции, как Галлия.

Если принять за основу реальные данные, то получается: за время активного строительства Империи, со II века до н. э. по конец I века н. э. было превращено в рабов примерно 2-5% населения завоеванных Римом областей. И почти все рабы были сконцентрированы в Италии и в Сицилии.

Судьбы этих миллионов можно разделить на три типа.

  1. Попавшие на работы, предполагавшие быстрое истощение и гибель работника: на свинцовые рудники в Испании, каменоломни Северной Африки, золотые прииски в предгорьях Альп.
  2. Домашние рабы, которых изначально предполагалось использовать как личных слуг или как «интеллигентов». Ведь захватывали в плен и людей с очень высоким социальным статусом, и хорошо образованных. Когда такие люди овладевали латинским языком (а часто они уже его знали, пусть недостаточно), образованным рабам поручали выполнять функции секретарей, библиотекарей, а то и воспитателей детей хозяина. Марк Лициний Красс говорил, что образованные рабы — самая важная часть его богатства, и с этим мнением было согласно большинство.
  3. Основная масса рабов, ввезенные в Италию или в Провинции Римского государства для работы в сельском хозяйстве, в ремесленном производстве или на создании инфраструктуры.

Похожие термины:

  • Руководимое демократической партией правительство поддерживало работорговлю (хотя последняя официально была запрещена еще в 1808 г.). В 50-х годах в США ввозилось ежегодно около 25 тыс. рабов – больше,

  • В 1832 г. Джексон начал борьбу против чрезмерного усиления банка США который сосредоточил в своих руках огромные средства и наносил ущерб более мелким банкам отдельных штатов. Главную силу банка СШ

  • В конце II — начале I тысячелетия до н. э. рабовладельческое общество в ряде стран древнего Востока вступает в полосу временного кризиса. Внутреннее развитие этих стран задерживается. Внутри рабов

  • в формационной теории первая в истории человечества классовая антагонистическая общественно-эконом. формация. Возник в результате разложения первобытнообщинного строя. Основные классы – рабовл

  • Завоевания Александра Македонского и возникновение эллинистических государств, а затем образование Римской средиземноморской державы — не могли не оказать влияния на развитие племен и народов,

  • Образование рабовладельческих империй породило некоторые новые черты в развитии экономики, социальных отношений и в политическом строе рабовладельческих обществ Передней Азии. Создание импери

  • Распад державы Александра Македонского, совершившийся в ходе борьбы диадохов, привел к возникновению ряда новых государств, оказавшихся относительно более устойчивыми, чем «мировая монархия» Ал

  • На президентских выборах 1860 г. развернулась ожесточенная борьба. Республиканская партия выступала с требованиями ограничения территории рабства, принятия закона о гомстеде (бесплатном наделени

  • Развитие рабовладельческих отношений в западной части Средиземногоморя привело к тому, что здесь уже в VIII—VI вв. до н. э. завязался чрезвычайно сложный узел противоречий. Напряженная борьба, кипев

  • Образование Восточной Римской империи С конца III в. в результате кризиса рабовладельческого способа производства стало сильней проявляться экономическое и политическое обособление восточных об

  • Возникновение в истории Греции VI—IV вв. до н. э. наиболее заметную роль древней Спарты играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно наблюдать черты, типичные для ис

  • Могущественной державой древней Индии была империя Гуптов (Гупт) — один из наиболее крупных центров цивилизации в Азии. Упадок этой рабовладельческой державы является тем историческим рубежом, к

  • С распадением общества на классы, на угнетенных и угнетателей, в конце IV—начале III тысячелетия до н. э. в Египте и Двуречье создается система органов насилия, призванных обеспечивать господство кл

  • В истории человечества IV тысячелетие отмечено возникновением рабовладельческого общества. К этому вело развитие производительных сил. Первые рабовладельческие общества сложились в Египте и Дв

  • Экономический в культурный упадок Для всех городов Северного Причерноморья с 30-х годов III в. характерны экономический упадок, сокращение торговых связей, известный регресс в ремесленной технике

  • Китайское общество в период XII—VI вв. до н. э. сделало большой шаг вперед в своем развитии. По сравнению с периодом Шан (Инь) поднялись на более высокую ступень производительные силы — улучшилась те

  • обществ. — экономич. формация, базирующаяся на рабстве. Возникло в результате распада первобытнообщинного строя, незадолго до образования др.-вост. общества. Периодизация Р. о. позволяет выделить 4

  • Негры были освобождены без земли. Сохранение земли в руках плантаторов означало продолжение экономического порабощения негров: вынужденные арендовать землю у бывших рабовладельцев, но не распо

  • Как уже было сказано, победа над персами особенно усилила Афинское государство. Начинается наиболее блестящий период в его истории, ознаменованный ростом внешнеполитического могущества, развити

  • Демократические преобразования в Афинах. Перикл После организованного олигархами убийства Эфиальта при знанным р уковод ителем афинской демократии стал Перикл Перикл был одним из наиболее ярки

Изменение юридического положения рабов

Закон консула Мания Аквилия (101 год до н. э.) не делает разницы между нанесением раны домашнему животному и рабу. На суде раба допрашивали лишь по требованию одной из сторон; добровольное показание раба не принималось.

Ни он никому не может быть должен, ни ему не могут быть должны. За вред или убыток, причиненный рабом, ответственности подлежал его господин. Союз раба и рабыни не был браком, а только сожительством, которое господин мог терпеть или прекратить по своему произволу. Обвиненный раб не мог обратиться за защитой к трибунам. Но даже во временам Мания Аквилия рабы уже не носили специальные ошейники с именем хозяина или с надписью «лови меня».

А с тех пор было издано более 30 законодательных актов, которые обязывают хозяина заботиться о рабе, и ограничивают его права.

Клавдий в 47 году н. э. дает свободу тем рабам, о которых господа не заботились во время их болезни. Закон Петрония 67 года запрещает посылать рабов на публичные бои со зверями.

Император Адриан запрещает под страхом уголовного наказания самовольное убийство рабов господином, заключение их в тюрьмы, продажу для проституции и гладиаторских игр.

Император Антонин (117138) легализировал обычай, позволявший рабам искать спасения от жестокости господ в храмах и у статуй императоров. За убийство раба он предписал подвергать господина наказанию по закону Корнелия. Если господин плохо обращается с рабом, надо продать раба другому. Запрещалось продавать и закладывать детей при получении займов. Диоклетиан запретил свободному человеку отдавать себя в рабство за денежную ссуду или за долги. Кастрация раба, клеймение и нанесение увечий теперь каралось изгнанием, ссылкой в рудники, даже смертью. Брачное сожительство раба признавалось законным браком, членов семьи рабов запрещалось продавать порознь.

С момента же принятия христианства положение рабов менялось стремительно.

Уже Константин приравнял умышленное убийство раба к убийству свободного человека. Законы императоров Льва, Феодосия и Юстиниана запрещали принуждение рабынь к проституции и даже насильственную отдачу их в театр (тут стоит вспомнить крепостной театр, классику Российской империи XVIII века).

За разными категориями рабов все чаще признавали все больше гражданских прав: на защиту себя в суде, на завещание имущества.

В I веке до н. э. пекулий, то есть свое особое хозяйство, имели лишь немногие рабы. Теперь, с III века н. э., раб имел свое имущество, вел особый счет своим доходам, сам вступал в те или другие экономические отношения. Юридически его хозяйство считалось отдельным от хозяйства господина.

См. также

Литература

  • Валлон А. История рабства в античном мире. Пер. с фр. С. П. Кондратьева. — М.: Госполитиздат, 1941. — 664 с.
  • Васильевский М. Г., Липовский А. Л., Тураев Б. А. Рабство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Зайков А. Отмена рабства: европейский и американский опыт // Права человека. Энциклопедический словарь. — М.: Норма, 2009. — С. 72—73.
  • Каутский К. Диктатура пролетариата: От демократии к государственному рабству: Большевизм в тупике. — М.: Антидор, 2002.
  • Нуреев Р. М. // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 66-69. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
  • Youval Rotman. Byzantine Slavery and the Mediterranean World. — Harvard: Harvard University Press, 2009.
  • А. Валлон. История рабства в античном мире. Греция. Рим. — М.: Соцэкгиз, 1936.

Сущность рабства и положение раба

Рабство было?

О существовании рабов, а следовательно, и рабовладельцев в сочинении «Аль-Алак ан-нафиса» прямо говорит персидский учёный Ахмет Ибн-Даста, живший в X веке, который описывает поселение русов на большом заболоченном острове.

Рассказывает он о том, что предводителем русов является каган, а живут они грабежами и захватом в плен рабов, которых затем отвозят на рынки рабов в города Хазаран и Булкар и там сбывают за деньги.

Перс отмечает, что городов у русов много, «с рабами обращаются хорошо и заботятся о них», правда историк тут же уточняет, что если жрецы приказывают принести богам человеческую жертву, то им не перечат, берут рабов и вешают их на столбах, «пока те не задохнутся».

Весьма подробно об отношении к рабам пишет «Русская правда» – свод законов, который действовал на Руси, начиная с 1016 года: убивший раба человек должен был заплатить его владельцу 5 гривен, а за рабу («робу») – 6 гривен, за княжеского холопа, убитого без вины – платили уже 12 гривен князю. Сам же холоп мог освобождаться от провинности по воле владельца — тогда его хозяин должен был дать за проступок раба «виру» – денежный штраф.

Здесь же говорилось и о различных действиях при побеге холопа, об ответственности господина при различных проступках раба. Здесь же указывалась ответственность людей, которые накормили беглого раба или указали ему путь: они тоже должны были платить рабовладельцу виру в 5 или 6 гривен.

По «Русской правде» рабами на Руси становились не только пленники, но и должники, преступники; мужчины или женщины, выразившие желание жениться или выйти замуж за раба; а в крайней нищете можно было продать в рабство самого себя.

Советский историк Пётр Николаевич Третьяков в своих работах высказывал мнение, что в Древней Руси были и рабы, и рабовладельцы, но указывал, что у славян рабом часто становился член другого племени, либо захваченный на войне пленник; особенно ценились женщины и дети, которые были важной частью добычи. При этом историк уточнял, что рабство в Древней Руси не носило патриархального характера и было частью социально-экономической жизни

Историк Евгения Ивановна Колычева считает, что рабство на Руси не было необычным, и для него были характерны те же черты, что и для рабовладения в античном мире.

Советский историк Борис Александрович Романов в работе «Люди и нравы Древней Руси» высказывал мнение, что рабство на Руси вообще играло огромную роль и оказывало «разлагающее» воздействие на нравственность населения. По мнению учёного, «свободный муж» на Руси не представлялся без раба, а те, у кого их не было, во что бы то ни стало стремились ими обзавестись.

Романов считал, что уже в XI веке произошла «демократизация» рабовладельцев, то есть им мог быть любой свободный житель Руси, а в XII веке рабами владели чуть ли не все поголовно.

Начало британской работорговли

Характеристика рабовладельческого общества

В эту эпоху существовало два класса: рабы и их владельцы. Новое общество некоторое время сосуществовало с другими видами, но постепенно их вытеснило. Ярким представителем такого строя является Древний Рим. Здесь рабство имело самые жестокие его проявления и дольше всего длилось.

Хозяева не были однородны. У них были разные по площади земли и количество недвижимости также. От этих показателей зависело количество необходимых рабов. Чем больше было земель, тем сильнее была нужда в рабочей силе. Также количество рабов указывало на благосостояние хозяина.

С развитием такого строя имело место образование государства, как аппарата принуждения и составления унизительных законов. По их нормам рабовладельцы имели право продать, наказывать и даже убить своих подчиненных.

Развитие социального неравенства среди первобытных людей

Еще в древние времена, когда человечество только начало постепенно налаживать быт, стало проявляться превосходство определенных племен и отдельных людей. Это было связано с развитием труда и орудий для него.

У кого-то получалось лучше изготавливать инструменты, и этот человек начинал заметно отличаться от других. Для получения желанного орудия другие первобытные люди готовы были трудиться ради чужого интереса.

Таким образом постепенно развивалось социальное неравенство и образовывались касты у населения. Затем племена начали воевать друг с другом. Сначала пленные убивались. Но с развитием сельского-хозяйства началось разделение труда на более легкий и тяжелый. Люди стали понимать, что трудная физическая работа менее привлекательна, и ее заставляли выполнять военнопленных.

Таким образом, первые упоминания о насильном принуждении к труду на чужих территориях наблюдались еще в 3 тысячелетии до нашей эры.

Официальные определения

Комментировать
0