Разница между суннитами и шиитами
Во всех течениях мусульманской веры халиф — это свидетель пророка Мухаммеда на Земле. Но проблема в том, что сунниты и шииты по-разному смотрят на то, кто может стать им.
Так, согласно традициям суннитов, лидером общины может стать любой мусульманин, чья кандидатура подходит под требования шариата (свод законов в Исламе). Большинство халифов в истории были суннитами, так как именно эта ветвь мусульманства насчитывает наибольшее количество приверженцев.
Шииты имеют свое мнение на этот счет, а точнее — властью халифа можно наделять лишь прямых родственников Мухаммеда. Именно поэтому из всех праведных халифов они признают только Али ибн Абу Талиба. За всю историю халифата немногие правители со стороны шиитов восседали на троне.
Династия Аббасидов
Третий халифат был основан в 750 году. Омейядов свергла династия Аббасидов, род которых происходил от Аль-Аббаса, дяди Мохаммеда. Они сумели победить в борьбе за власть, аргументировав свои претензии на престол принадлежностью к семейному клану пророка. Аббасиды удерживали контроль над арабской империей на протяжении следующих пяти веков. В период правления их династии ислам получил распространение далеко за пределами Аравийского полуострова и стал интернациональной религией. Они переместили политический центр халифата из Дамаска в Багдад. Династия Аббасидов не вела активной завоевательной политики, в результате чего арабская экспансия приостановилась. Политическая ситуация внутри империи не отличалась стабильностью. На территории многонационального халифата часто вспыхивали восстания.
Расцвет арабской империи в период правления династии Аббасидов продолжался около века. Последовавший за этим упадок был вызван ослаблением центральной власти. В отдалённых провинциях фактическими правителями становились местные эмиры, которые лишь формально признавали багдадских халифов своими сюзеренами. Они решали вопросы внешней политики и престолонаследия независимо от династии Аббасидов. В середине 10-го века наступила стадия распада халифата. Аббасиды утратили власть над всей территорией государства.
Презентация на тему: ” АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД.. Определите причины образования и распада арабского халифата? Задание.” — Транскрипт:
1
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД.
2
Определите причины образования и распада арабского халифата? Задание
3
Завоевания арабов. Арабский халифат. После смерти Мухаммеда власть перешла к Халифам(за- меститель).1-ые четыре халифа были его родственниками. При них начались завоевательные походы против Ирана и Византии.Они воевали друг с другом и поэтому арабы легко победили. В н. 8 века арабы обрушились на север Африки. В 711 г. арабы обрушились на Пиринеи и захватили полуост- ров.Дальше их продвижение было остановлено франками. Вскоре арабы обрушились на Закавказье и Среднюю Азию. Они покорили Северный Кавказ, но в Средней Азии они столкнулись с Китаем.В 751 г.арабы победили в битве у Таласа и подчинили Иран и Афганистан. Столицей халифата стал город Мекка.
4
В 7 веке мусульманство разделилось на 2 ветви- шииты и суниты. Шииты – признают только Коран.Их возглавил Али -кузен Мухаммеда.Ши- иты почитают и его. Суниты – признают не толь ко Коран, но и Сунну-со брание рассказов об изре чениях и делах Мухамме да.Их подержали халифы Омейяды Сначала в халифате правила династия Омейядов. Позже (в 750 году) к власти пришли Аббасиды – потомки дяди Мухаммеда – Аббаса. Все Омейяды были убиты или бежали в Испанию. Сунна.Рукопись 8 в.
5
Правление Аббасидов. Аббасиды расправились с народом и облагодетельствовали иранцев-из них стали назначать Визиров.Завоевания по- чти прекратились.В халифат вошли Сицилия,Кипр,Крит и Юг Италии.Земля принадлежала халифам, а эмиры(на- местники),жили за счет налогов.Ислам распространялся за счет налоговых льгот. Практически во всех завоеванных странах в качестве единой религии был утвержден ислам. Новая династия создала новую столицу- Багдад, на р. Тигр. Здесь пересекались торговые пути.Государство стало на- зываться Багдадский халифат. Арабы в походе.
6
Халифат при Харуне ар-Рашиде. Расцвет халифата пришелся на правление Халифа Харун ар-Рашида – героя «1000 и 1 ночи»,где он показан мудрым и справедливым политиком. Но он был деспотом. Опасаясь жить в городе, халиф поселился в соседней крепости. Его визирь был казнен из-за зависти к его богатству. Харун хотел продолжить войны, но потерпел неудачу. Миниатюра из «1000 и одна ночь».
7
Распад халифата. Борьба покоренных народов подрывала власть арабов.Из жи- телей Средней Азии халифы набирали гвардию,но скоро ее начальники стали назначать халифов.наместники-эмиры передавали свои престолы по наследству и не подчинялись халифам.В 8 в.возник Кордовский халифат, в 9 в.отдели- лись Египет,Северная Африка,Иран и Афганистан.в 1055 г. Турки-сельджуки захватили Багдад и халиф короновал их предводителя титулом султана. Распад Арабского халифата.
Список халифатов
Исторические халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халифы(династии) | |
---|---|---|---|---|---|---|
Арабский халифат |
630—656: Медина |
630 — 1517 | Аббасидскийхалифат |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана |
ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя). |
Праведные халифыОмейядыАббасиды |
Праведный халифат |
630—656: Медина |
630—661 |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя |
Омейядский халифат | Праведные халифы | |
Омейядский халифат | 661—750: Дамаск | 661—750 | Праведный халифат |
Аббасидский халифатКордовский эмират |
Омейяды | |
Аббасидский халифат |
750—762: Дамаск |
750—945 | Омейядский халифат | Аббасиды | ||
Кордовский халифат | Кордова | 929—1031 | Кордовский эмират | Тайфа | Омейяды | |
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды) |
Столица и резиденция халифов |
945—1055 | Аббасидский халифат | Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды | ||
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов) |
Столица — |
1055—1124 | Буиды | «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды. | ||
Аббасидский халифат |
1124—1258: Багдад |
1124-1258 | Государство Сельджукидов |
Государство ХулагуидовФатимидыГосударство ТулунидовИдрисидыАглабидыТахириды |
Аббасиды | |
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат) |
Столица и резиденция халифов – |
1259—1517 | Айюбиды | Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды. | ||
Идрисидский халифат |
786—828: Тлемсен |
786 —985 | Аббасидский халифат | Идрисиды | ||
Фатимидский халифат |
909—969: Махдия |
909—1171 | Аббасидский халифат |
АйюбидыАльмохады |
Фатимиды | |
Альмохадcкий халифат |
1145—1147: Севилья |
1121 — 1269 | Фатимидский халифат | Хафсидский халифат | Альмохады | |
Хафсидский халифат | 1229 — 1574 | Альмохадcкий халифат | Османская империя | Хафсиды | ||
Османская империя |
1299—1329: Сёгют |
1517—1923 |
Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина |
ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине |
Османы | |
Турция |
Столица — Анкара |
1923—1924 |
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире. Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк. |
Халиф-Абдул-Меджид II. | ||
Халифат Сокото |
1804: Гуду |
1809—1903 | Северная Нигерия и Камерун | Протекторат Нигерия | Халифы Сокото | |
Хиджаз | Мекка | 1923—1924 | Османская империя | Неджд и Хиджаз | Хусейн ибн Али аль-Хашими |
Непризнанные и самопровозглашённые халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халиф | |
---|---|---|---|---|---|---|
Исламское государство | Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 – настоящее время) | 2014 — н. в. | Сирия, Афганистан, Йемен | Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии, Ирака (до 2017), Йемена, Cомали (до 2016), Нигерии (до 2016) и Афганистана | Абу Бакр аль-Багдади |
Первый праведный халиф
Абу Бакр Сиддик носил полное имя Абдулла ибн Усман ибн Амир ибн Ка‘б. У него с Пророком Мухаммадом ﷺ есть общие родственные корни через Мурра ибн Ка‘ба. Год его рождения наступил спустя два года после наступления «года слона», то есть через 2 года после рождения Пророка Мухаммада ﷺ.
По роду своей деятельности он занимался торговлей, и сумел заработать очень много денег, расходуя заработанные средства на пользу Ислама. Он стал первым человеком, кто принял Ислам. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Абу Бакр был праведным, очень правдивым человеком, и именно из-за этого его и прозвали «Сиддиком».
Передано от Анаса ибн Малика, что, когда Пророк Мухаммад ﷺ поднимался на гору Ухуд, его сопровождал Абу Бакр, а также с ними были Усман ибн Аффан и Умар ибн аль-Хаттаб. В тот момент гора Ухуд сильно затряслась, и Пророк Мухаммад ﷺ сказал ей: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, правдивейший и два мученика!», в последствии Умар и Усман стали мучениками, погибшими от рук врагов.
Абу Бакр призывал людей к Исламу, и в этом он был первым среди людей. Он был тем, кто привлек в Ислам сподвижников Усмана ибн Аффана, Зубайра, Тальху, а также Абдуррахмана ибн Ауфа и Абу Убайду. Об Абу Бакре Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что он не только наиболее надежный в сподвижничестве человек, но и наиболее щедрый в своих богатствах. Имущество Абу Бакра принесло много пользы самому Пророку Мухаммаду ﷺ, который им распоряжался как своим собственным, и Посланник Аллаха ﷺ говорил, что никогда еще имущество столько пользы ему не приносило. Абу Бакр же говорил, что и он сам, и имущество его полностью принадлежит Посланнику Аллаха ﷺ. На свои деньги он выкупил из рабства Биляля, а также Амира ибн Фухайра и многих других мусульман.
В хадисе из сборников Абу Дауда и Тирмизи, который был передан Умаром, сказано, что Посланник ﷺ велел мусульманам делать пожертвования. По словам Умара, в то время у него было много денег, и он мог себе позволить делать настолько щедрые пожертвования в этом благом деле, чтобы опередить даже Абу Бакра. И тогда Умар отнес половину своего имущества Посланнику ﷺ, на что Посланник Аллаха ﷺ спросил, какую часть своего имущества оставил он своей семье? И тогда Умар ответил, что оставил семье половину. После него пришел Абу Бакр, принес деньги, и на такой же вопрос ответил Посланнику Всевышнего ﷺ, что принес все свои деньги, а семье оставил «..Всевышнего Аллаха и Его посланника», и в тот момент Умар понял, что он никогда не сможет опередить Абу Бакра.
Посланник Аллаха ﷺ женился на дочери Абу Бакра Аише, и она стала любимой женой Мухаммада ﷺ. Среди сподвижников и вообщем мусульманской общины Абу Бакр занимает самое значительное место, он заслуживает самого глубокого почтения. Именно Абу Бакр сопровождал Посланника ﷺ всю его жизнь, с самого начала пророческой миссии и до самой смерти Мухаммада ﷺ. В самые тяжелые моменты жизни Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр оставался рядом с ним, поддерживал его. В Коране Аллах упоминает о нем, указывая, что одним из тех двоих, кто был с Мухаммадом ﷺ в пещере, когда его изгнали неверующие, был именно Абу Бакр.
Из всей мусульманской уммы за всю ее историю самым богобоязненным человеком был праведный халиф Абу Бакр – об этом говорит Сунна, об этом сказано и в Коране, где приводятся слова Всевышнего Аллаха о нем: «самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» (сура Аль-Лайл (Ночь), 17-20-й аяты).
В своей повседневной жизни он был человеком праведным, неприхотливым, очень доброжелательным и спокойным, но и бесстрашным, и смелым. В сборнике хадисов Абу Дауда сказано, что Абу Бакр первым войдет в Рай.
Начало Халифата
После смерти Мухаммада ﷺ сподвижники избрали Абу Бакра в качестве халифа. Новый халиф обратился к людям в этот тяжелый момент, зачитав им слова Аллаха, которые он обращал к своему Посланнику ﷺ. Он обратился к мусульманам со словами просьбы поправлять его, если будет совершать дурное, и помогать ему, если он будет совершать благо. За время своего правления первый праведный халиф принес Исламу много блага. После смерти Мухаммада ﷺ он начал жесткую борьбу с вероотступничеством. Абу Бакру принадлежит заслуга собирания воедино Корана – весь Коран по поручению халифа был собран Зайдом ибн Сабитом в свитках. После халифа Абу Бакра эти свитки перешли по наследству Умару и Усману.
Абу Бакр был похоронен возле Пророка Мухаммада ﷺ, после него халифат перешел к Умару ибн Хаттабу.
Крах периода правления арабских халифатов
Уже к X веку количество полководцев тюркского происхождения, а также месопотамских эмиров, до такой степени увеличилось, что от ранее могущественных аббасидских халифов не осталось ничего. Они стали мелкими багдадскими князьками, единственной гордостью которых осталась лишь память о том, какая у них была империя. Это стало следствием феодальной раздробленности, разделения земель между многочисленными сыновьями арабской аристократии.
Дошло даже до того, что поднявшаяся западно-персидская буидская династия шиитского происхождения, собрала достаточное количество войск, с помощью которых был захвачен Багдад. Эта династия фактически привла в течение сотни лет, при том, что номинальным властителем все еще оставалась аббасидская династия. Больше унизить ее гордость было невозможно.
Однако уже в 1036 году для всего азиатского региона наступили чрезвычайно тяжелые времена. Турки-сельджуки начали беспрецедентные захватнические походы, которые послужили поводом для истребления арабского населения во множестве стран мусульманского цивилизованного мира, а к 1055 году были выбиты и изгнаны из Багдада правившие тогда Буиды. Таким образом, установилось полное господство турок-сельджуков.
Тем не менее, и их господству однажды наступил конец. Так, в самом начале XIII столетия по всей территории когда-то могущественного арабского халифата прошлись бесчисленные полчища захватчиков под командованием Чингисхана. Татаро-монгольские захватчики бесповоротно ликвидировали былые достижения восточной культуры за предыдущие столетия. Арабский халифат с его распадом до нынешней поры остался всего лишь страницей в учебниках истории.
Автор статьи:
Богуславский Сергей
Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.
Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата
Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.
Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.
Ислам
До прихода пророка Мохаммеда арабские племена поклонялись языческим божествам. Они вели кочевой образ жизни и часто совершали набеги друг на друга. Пророк Мохаммед не только основал новую религию, но и создал государство, объединив разрозненные арабские племена. Сложно разделить его проповедническую и политическую деятельность. Вне контекста религии, основанной пророком Мохаммедом, невозможно прийти к пониманию того, что такое халифат. В исламе определение сути государственной власти гласит, что главной задачей правителя является забота о соблюдении заветов, содержащихся в Коране. Халиф не рассматривался верующими как получатель божественных откровений. Он олицетворял волю общины и служил гарантом сохранения заповедей пророка. Но на протяжении веков постепенно менялись взгляды на то, что такое халифат. В исламе на ранней стадии существовала определённая форма демократии. Власть правителя не была наследственной. Он являлся религиозным лидером, но не имел исключительного права толкования Корана. Впоследствии возникла тенденция к расширению полномочий халифов и передаче власти по наследству.
Абу Бакр ас-Сиддик – первый халиф
Праведный халиф Абу Бакр, которого называют «правдивым».
Абу Бакр ас-Сиддик был первым преемником Пророка Мухаммада ﷺ после его смерти – именно к нему перешла власть над общиной мусульман. Абу Бакр был близким другом и сподвижником Мухаммада ﷺ, был женат на его дочери Аише Мухаммад ﷺ, то есть Абу Бакр приходился Мухаммаду ﷺ также тестем. Абу Бакра называют первым из праведных халифов. Поначалу, приняв руководство мусульманской общиной, Абу Бакр даже не подумал изменить привычный уклад жизни: он все также пас овец, торговал на базаре одеждой, но со временем он понял, что ему придется целиком сосредоточиться на своей должности.
Он жил в период с 572 по 634 гг. После вести о смерти Пророка Мухаммада ﷺ арабские племена подчиняться Абу Бакру не захотели, некоторые даже решили вернуться к язычеству, и новый халиф должен бы найти способ принудить их к покорности.
На начало эпохи праведных халифов пришлось подчинение халифатом всего Аравийского полуострова, разгром «лжепророков» и язычников, а также начало завоевания Ирака и Сирии. Позже была завоевана вся Персидская империя. Завоевательные походы начались уже при первом праведном халифе. Тому нимало способствовала и международная обстановка, которая была очень благоприятной для распространения ислама в соседних государствах.
И Византия, и Персидская империя были ослаблены войнами между собой, их силы были истощены. Абу Бакр умер, как гласят некоторые источники, от простуды, как раз в тот момент, когда арабами под командованием Халида ибн аль-Валида вовсю велась активная осада Дамаска – это был август 634 года. Абу Бакр дожил до преклонного возраста, а перед смертью сам назвал своего будущего преемника, которому присягнули все его поданные.
Династия Омейядов
Второй мусульманский халифат был создан в 661 году. Им правила династия Омейядов, основателем которой являлся Муавия, принадлежавший к знатному роду из Мекки. До прихода к власти он долгое время исполнял обязанности наместника Сирии. По этой причине Муавия, став халифом, перенёс столицу в Дамаск.
Государство при Омейядах по своей природе было светским. Часть мусульманской общины считала несправедливой систему налогообложения, введённую в период правления этой династии. По новым правилам люди, недавно обращённые в ислам, не освобождались от уплаты особой подати, которую должны были вносить все иноверцы. Населению, исповедовавшему христианство и иудаизм, было позволено сохранять автономию. Представители данных религиозных групп имели право решать дела в судах в соответствии со своими законами. Единственное требование, которое предъявлял им халифат, заключалось в уплате специального налога. Пророк Мохаммед многократно подчёркивал право представителей христианства и иудаизма продолжать придерживаться своей веры, ссылаясь на то, что эти религии признают единобожие. В период правления династии Омейядов межконфессиональные отношения оставались спокойными и стабильными. Многие важные посты в государстве занимали христиане.
Шииты
Эта деноминация объединяет верующих, которые признают четвёртого правителя Али и его потомков единственными легитимными наследниками духовной и светской власти. Отличительная черта учения шиитов заключается в том, что они отвергают идею избрания преемников пророка Мохаммеда. Что означает халифат в интерпретации приверженцев этого течения в исламе? По мнению шиитов, руководство общиной имеют право осуществлять только особые духовные лидеры из числа потомков Али, который был женат на одной из дочерей пророка Мохаммеда и являлся продолжателем его рода. Представители этой деноминации скептически относятся к правлению первых трёх халифов. Шииты считают, что избрание руководителя мусульманской общины является прерогативой Бога, а не совета, выражающего волю народа. По их мнению, особое положение потомков пророка Мохаммеда, дающее им исключительное право на духовную и политическую власть, предопределено свыше.
Список халифатов
Исторические халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халифы(династии) | |
---|---|---|---|---|---|---|
Арабский халифат |
630—656: Медина |
630 — 1517 | Аббасидскийхалифат |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана |
ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя). |
Праведные халифыОмейядыАббасиды |
Праведный халифат |
630—656: Медина |
630—661 |
Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя |
Омейядский халифат | Праведные халифы | |
Омейядский халифат | 661—750: Дамаск | 661—750 | Праведный халифат |
Аббасидский халифатКордовский эмират |
Омейяды | |
Аббасидский халифат |
750—762: Дамаск |
750—945 | Омейядский халифат | Аббасиды | ||
Кордовский халифат | Кордова | 929—1031 | Кордовский эмират | Тайфа | Омейяды | |
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды) |
Столица и резиденция халифов |
945—1055 | Аббасидский халифат | Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды | ||
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов) |
Столица — |
1055—1124 | Буиды | «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды. | ||
Аббасидский халифат |
1124—1127: Багдад |
1124-1227 | Государство Сельджукидов | Государство Зангидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы под покровительством Зангидов (Государство Зангидов). |
1127—1174: Багдад |
1127-1174 | Аббасидский халифат | Султанат Айюбидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы под покровительством Айюбидов (Султанат Айюбидов). |
1174-1194: Багдад |
1174-1194 | Государство Зангидов | Аббасидский халифат | Аббасиды | |
Аббасидский халифат |
1194—1158: Багдад |
1194-1258 | Султанат Айюбидов | Государство Хулагуидов | Аббасиды | |
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат) |
Столица и резиденция халифов – |
1259—1517 | Айюбиды | Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды. | ||
Идрисидский халифат |
786—828: Тлемсен |
786 —985 | Аббасидский халифат | Идрисиды | ||
Фатимидский халифат |
909—969: Махдия |
909—1171 | Аббасидский халифат |
АйюбидыАльмохады |
Фатимиды | |
Альмохадcкий халифат |
1145—1147: Севилья |
1121 — 1269 | Фатимидский халифат | Хафсидский халифат | Альмохады | |
Хафсидский халифат | 1229 — 1574 | Альмохадcкий халифат | Османская империя | Хафсиды | ||
Османская империя |
1299—1329: Сёгют |
1517—1923 |
Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина |
ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине |
Османы | |
Турция |
Столица — Анкара |
1923—1924 |
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире. Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк. |
Халиф-Абдул-Меджид II. | ||
Халифат Сокото |
1804: Гуду |
1809—1903 | Северная Нигерия и Камерун | Протекторат Нигерия | Халифы Сокото | |
Хиджаз | Мекка | 1923—1924 | Османская империя | Неджд и Хиджаз | Хусейн ибн Али аль-Хашими |
Непризнанные и самопровозглашённые халифаты
Название | Столица | Территория | Предшествующиегосударства | Последующиегосударства | Халиф | |
---|---|---|---|---|---|---|
Исламское государство | Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 – настоящее время) | 2014 — н. в. | Сирия, Афганистан, Йемен | Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии, Ирака (до 2017), Йемена, Cомали (до 2016), Нигерии (до 2016) и Афганистана | Абу Бакр аль-Багдади |
Али ибн Абу Талиб как халиф: оценка историков
Личность Али представляется специалистам крайне противоречивой. С одной стороны, он не обладал организаторскими способностями, талантами политика и гибким умом. Именно при нем наметились предпосылки к распаду халифата, а мусульмане разделился на шиитов и суннитов. Однако никто не может отрицать его фанатичной преданности делу Мухаммада и верности выбранному пути. К тому же безвременная смерть возвела его в ранг мученика. Ему приписывают множество подвигов и деяний, достойных святого.
Исходя из всего вышесказанного, историки делают вывод, что Али оказался истинным мусульманином, но так и не смог сдержать сепаратистский настрой в халифате.
Династии халифов
Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.
Омейяды
Омейяды – династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия I, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания) ; вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.) . Омейяды ввели наследственный принцип верховной власти в роде Омейядов (вместо избрания халифов после Мухаммеда) . Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат Омейядов иногда называется Дамасским халифатом) , Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой Омейядов была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой – крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (правил в 683-685). При Омейядах в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население (при Омейядах вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособности) , поземельная политика Омейядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу Омейядов и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших Омейядов Абдаррахману I удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.
Османы
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.
Махдистский Судан
Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.
Современные халифы
В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.
- Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Баязид Осман. Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
- Потомком халифов Сокото является султан Сокото — Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV
- В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов. Убит ориентировочно в начале июля 2017 г.
- У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.
Умар ибн Абдуль-Азиз – пятый праведный халиф
Период правления Умара ибн Абдуль-Азиза вошёл в историю как одно из самых спокойных времён, в котором буквально всё было пронизано справедливостью и благочестием, не только в мусульманской, но и в мировой истории. За это правителя даже сравнивали с праведными халифами, чьё правление полностью соответствовало Божественному порядку.
Правление Умара ибн Абдуль-Азиза оказалось очень коротким, меньше двух с половиной лет. В возрасте 40 лет Умар внезапно умер. Умар ибн Абдуль-Азиз правил всего 2 года и 5 месяцев, в месяце раджаб 101 года по хиджре он покинул этот бренный мир и перешёл к милости своего Господа. Похоронили халифа в Дамаске, в местечке, называемом Бидияр шарки.
Говорят, некий мусульманин, бывший в это время при дворе византийского императора, нашёл его задумчивым, в печальном настроении. Когда он спросил его о причине такого состояния, император ответил, что он получил известие о кончине очень добродетельного человека, халифа Умара ибн Абдуль-Азиза.
«Я не удивился бы, если мне рассказали об обычном человеке, который полностью отказался от мирского и посвятил себя Всевышнему. Но я был удивлён, глядя на жизнь человека, у ног которого лежали все блага мира, который, однако, прошёл мимо них с закрытыми глазами и прожил жизнь в благочестии и самоотречении», – промолвил император.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!