fbpx
No Image

День военного автомобилиста

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Литература

  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), Москва (М.), Военное издательство (ВИ), 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах;
  • Во Имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание / учебное пособие по общественно-государственной подготовке (ОГП) для офицеров и прапорщиков Вооружённых Сил Российской Федерации / Под редакцией: В. А. Золотарева, В. В. Марущенко, С. С. Автюшина. — М.: издательство «Русь-РКБ», . — 336 с. + вкл.
  1. Под редакцией: В.А. Золотарева, В.В. Марущенко, С.С. Автюшина. Во Имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. — М.: “Русь-РКБ”, 1999. — С. 336 + вкл.. — ISBN 5-86273-020-6.

Автомобильные войска ВС России

Имперский период

Отряд автомобилей русской армии, 1915 год

В вооружённых силах России появились в конце XIX века. В 1896 году началось поступление первых отечественных автомобилей. Уже в 1897 году на Белостокских манёврах были проведены испытания автомобилей, а в 1906 году в инженерных войсках были созданы первые автомобильные команды по 10—15 автомобилей, явившиеся прообразом автомобильных войск. В 1910 году в Санкт-Петербурге была создана первая учебная военная автомобильная рота с задачей обучения и стажировки специалистов для автомобильных частей русской армии. Здесь очень быстро образовался центр автомобильно технического (автотехнического) обеспечения войск Русской армии. Это подразделения стали образцом для создания автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения вооруженных сил России.

В первую мировую войну Русская армия вступила, имея в своем составе пять отдельных автомобильных рот. В ходе боевых действий автомобильными подразделениями регулярной армии пришлось выполнять мобилизационные и снабженческие перевозки грузов и личного состава. Закончили войну, уже с двадцатью двумя подразделениями и общим парком около 10 000 автомобилей различной грузоподъемности.

Формирования

Некоторые формирования АВ ВС РИ:

  • 1-я автомобильная пулемётная рота
  • и другие.

Советский период

Нарукавный знак по роду войск: Автомобильные и дорожные (до 4 марта 1988 года) войска

В составе Тыла Вооружённых Сил СССР.
В Советских ВС появились в период Гражданской войны.
К началу Великой Отечественной войны —1945 годов состояли из подразделений и частей.

В Республике Афганистан военным автомобилистам отводилась решающая роль в обеспечении ОКСВА всеми видами материальных средств. Автомобильными частями и подразделениями осуществлялась перевозка грузов не только для войск, но и мирного населения страны.

Формирования

Некоторые формирования АВ ВС СССР:

  • 58-я отдельная автомобильная бригада
  • отдельные автобатальоны 59 брмо
  • и другие.

Послевоенное время

После окончания ВОВ остро стал вопрос об оснащении армии полноприводным автотранспортом, в том числе и специального назначения. В связи с этим с конца сороковых годов советская промышленность начала выпуск армейских автомобилей, которые имели колесную платформу 6х6 ЗИС-151. В 1953 году с конвейеров завода имени Лихачева сходят первые ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164, а Горьковский завод начинает выпуск ГАЗ-53. В период шестидесятых – семидесятых годов двадцатого века продолжается работа по оснащению автомобильных войск новыми видами техники. Так, на вооружение поступают УАЗ-469, Урал-375, ГАЗ-66, ЗИЛ-131. В 1975 году в Советской армии создается автомобильная служба, которая в просторечии практически сразу была прозвана «автобат». В этом же году в войска поступают первые представители Камского автозавода – КАМАЗ-5310.

Судьба военных автомобилистов после ВОВ

После победы над фашистами перед правительством СССР остро встал вопрос о переоснащении войск автомобилями, имеющими полный привод. Также военные грузовики требовалось обновить, поскольку находящаяся на вооружении техника оказалась безнадежно устаревшей. Инженеры завода имени Сталина не заставили себя долго ждать, и спустя несколько лет после завершения Второй мировой войны уже создали и запустили в производство новейший автомобиль – ЗИС-151. Примечателен он тем, что все три оси машины являлись ведущими.

В 1953 году советская промышленность активно выпускала крупными партиями новинки в виде грузовиков ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, а также ГАЗ-53. Также в результате проведенных реформ форму автомобильных войск заменили на более современную и качественную.

Известные представители профессии

Героям-автомобилистам СССР был создан памятник под руководством профсоюза транспортников. Он расположен возле станции метро «Тропарево» в Москве. Монумент представляет собой фигуру водителя, который опирается на рулевое колесо. За его спиной находится гранитная стена, где высечены 17 фамилий со званиями «Герой СССР» и 53 – «Герой Социалистического труда».

Из списка можно выделить следующих за их большой вклад в развитие автомобильной техники и подвиги перед отечеством:

  • Артюх В.К.;
  • Перов Д.М.;
  • Гривцов А.И.;
  • Ефимов В.М.;
  • Земляных Ф.И.;
  • Назаренко П.И.;
  • Смирнов А.Т.;
  • Лютиков В.Н.;
  • Федюнин Е.П.;
  • Попов А.Е.

Рисунок 4. Памятник героям-автомобилистам

Великая Отечественная война

Новым этапом развития автомобильных войск стала Великая Отечественная война. Быстрое изменение оперативной обстановки, нарастающий динамизм ведения боевых действий вызвали необходимость переброски в кратчайшие сроки большого объема материальных средств и личного состава армии. Все это требовало увеличения числа автомобильных войск и более совершенной формы их организации. В результате в июле 1941 года создается автодорожное управление, которое подчиняется тылу РККА. Такие отделы создаются при управлениях всех фронтов. Количество автотранспорта в рядах Красной Армии в этот период составило 272 600 единиц. Их основу составили легковые ГАЗ-61 и ГАЗ-М1, а также грузовые и специальные автомобили на базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-6 и ЗИС-5. В первые месяцы войны автомобильные войска понесли катастрофический урон как в личном составе, так и в материальной части. Частично эти потери были компенсированы за счет мобилизации техники из отраслей народного хозяйства, а частично – за счет производства новых, однако из-за оккупации промышленных районов страны общее производство было невысоко. Кроме того, комплектование отрядов происходило и в результате поставок техники из-за рубежа. Помимо этого, широко использовалась трофейная автотехника (в период с 1942 по 1943 года РККА досталось в качестве трофеев 123 тысячи автомобилей). Все это позволило существенно увеличить возможности военных перевозок. Сразу после окончания военных действий в армии насчитывалось более 664 тысяч автомобилей, из них 33 процента составила ленд-лизовская техника, а 10 процентов – трофейная. В период ВОВ десятки тысяч бойцов автобата были удостоены государственных наград, а многие – высокого звания Героя Советского Союза.

День военного автомобилиста

В 2000 году министр обороны учредил День автомобильных войск, который каждый год отмечается 29 мая. Данный праздник относится ко всем российским автобатам. Его празднуют во многих городах России. Люди знают песни автомобильных войск, с удовольствием их поют. В этот знаменательный день солдаты получают от своих командиров поздравления. Военнослужащие, выполняющие воинские обязанности, 29 мая получают поздравления также от своих родных и близких. В этот день поздравляют ветеранов и офицеров, которые находятся в запасе. Принимают поздравления автомобильные войска и с 23 февраля, в канун праздника Дня защитника Отечества.

Как уже говорилось, в 2010 году данный род войск отпраздновал столетие со дня основания. В честь знаменательной даты была организована выставка в городе Бронницы. На ней были представлены самые современные военные автомобили, которые только собираются внедрять в войска. Многие посетители, побывавшие на этом праздничном мероприятия, узнали, как выглядит знак автомобильных войск (на знаке изображена передняя ось автомобиля с рулем, также к конструкции прикреплены крупные крылья).

В наши дни огромное количество молодых людей призывного возраста мечтают попасть на срочную службу в ряды военных водителей и механиков, поскольку она считается более легкой, чем в других родах войск. Это мнение ошибочно, ведь служба в автобате подразумевает не только комфортное пребывание в кабине грузового автомобиля. Молодые ребята, попавшие в армию, обязаны уметь маршировать в строю, ремонтировать тяжелую технику, знать ее характеристики. Кроме того, маршевые походы автоколонн на далекие расстояния выдерживает не каждый призывник. Солдаты инженерных войск обязаны уметь наводить понтонные переправы через реки, что является тяжелым трудом.

Стоит заметить, что специализированных училищ для подготовки молодых специалистов, готовых служить в автомобильных войсках, не существует в России. Большинство офицеров, служащих в этом роде войск, заканчивали военно-инженерные училища, либо обучались в гражданских вузах, где есть военная кафедра.

Многие граждане задаются вопросом – какой флаг у автомобильных войск. У данного рода войск знамя черного цвета. На его фоне размещена круглая эмблема автомобильных войск, а также девиз: «Всегда готовы к броску».

Традиции дня военного автомобилиста

В этот день виновники торжества принимают поздравления от друзей, знакомых, близких и родных людей. Начальство обращается к подчиненным с поздравлениями, предложениями, вручаются награды, звания. В профильных учебных заведениях проходят концерты и различные конкурсы, создаются стенгазеты. Активно участвуют в мероприятиях как учителя, так и студенты.

В некоторых учебных заведениях принято собирать выпускников, вспоминать лучшие годы учебы. Концерты, посвященные военной теме, тоже стали для такого дня традиционными. Поскольку праздник не освещается широко в СМИ и не имеет большого масштаба, каждое заведение и каждая военная часть могут выбирать собственную программу празднования, не подчиняясь никаким рамкам.

Современный водитель в армии

Автомобильные войска организационно находятся в подчинении Главного автобронетанкового управления МО РФ. В России на вооружении состоят десятки тысяч легковых и грузовых автомобилей. Помимо этого, есть огромное число видов специализированной техники:

  • цистерны для перевозки воды, ГСМ и топлива;
  • полевые кухни;
  • пассажирские автобусы;
  • тягачи и платформы, способные перевозить тяжелую технику;
  • боевая колесная техника (ЗРК «Панцирь-С», бронеавтомобили «Тигр»);
  • специализированный инженерный транспорт (от трубоукладчиков и ямобуров до различных передвижных лабораторий).

В наше время подготовка военного водителя занимает не один день. Учебные части готовят специалистов, способных не только управлять техникой, но и ремонтировать ее в полевых условиях, а также готовых с оружием в руках отражать нападение врага. В ходе подготовки водители проезжают сотни километров в колоннах в дневных и ночных маршах.

К службе на военном автотранспорте активно привлекаются контрактники, причем в армии будет востребован водитель любой категории. Для тех, кто желает попасть в автомобильные войска по призыву, стоит задуматься об обучении в структуре ДОСААФ: российский призывник может попросить в военкомате направление на льготное обучение.

Автомобильные войска (их аналоги) ВС других государств

Белоруссия

11 мая 2006 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 312 «О некоторых мерах по совершенствованию транспортного обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь». Документ принят в целях создания единой системы транспортного обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Беларуси, что предусмотрено Планом строительства и развития Вооруженных Сил на 2006—2010 годы. Согласно Указу на базе существующих железнодорожных, автомобильных и дорожных войск создаются транспортные войска Беларуси, которые являются специальными войсками и предназначены для транспортного обеспечения воинских формирований Беларуси. Соответственно на базе Департамента железнодорожных войск и структурного подразделения Министерства обороны, ведающего вопросами военных сообщений, автомобильных и дорожных войск, создается орган военного управления транспортных войск — Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны. В положениях, утверждённых Указом, определены задачи и организационные основы деятельности транспортных войск, задачи и функции Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны. В частности, на транспортные войска возлагаются такие основные задачи, как техническое прикрытие, восстановление, повышение живучести и пропускной способности железных и автомобильных дорог в районах ведения боевых действий, обеспечение воинских перевозок железнодорожным, автомобильным, воздушным транспортом. Основными задачами Департамента транспортного обеспечения являются управление транспортными войсками, поддержание их в постоянной боевой и мобилизационной готовности, организация транспортного обеспечения Вооруженных Сил, других воинских формирований. Предусмотрено, что по вопросам технического прикрытия железных и автомобильных дорог данный Департамент осуществляет координацию деятельности организаций железнодорожного и автомобильного транспорта (Белорусской железной дороги и др.). Общее руководство транспортными войсками будет осуществлять Министр обороны, а непосредственное — начальник Департамента транспортного обеспечения, назначаемый на должность Президентом Республики Беларусь.

Болгария

1 сентября 1943 года в составе болгарской армии было создано первое моторизованное соединение: автомобильный полк (болг. Общовойскови камионен полк). В сентябре 1944 года, когда правительство Болгарии объявило войну Германии, Болгарская армия имела 300 автомашин, в период с октября 1944 по июнь 1945 года автомашины в Вооружённые силы Болгарии — 1256 после мобилизации армию. В марте 1945 года СССР передал Болгарии 400 трофейных автомашин, а также 200 мотоциклов немецкого производства и 120 советского производства. Болгарская армия использовала эти транспортные средства для ведения военных действий в Югославии, Венгрии и Австрии в 1945 году. В 1946—1947 годах СССР предоставил Болгарии 799 автомашин и 360 мотоциклов. В 1955 году болгарская армия была полностью моторизована советской военной техникой.

США

Колонна «Студебекеров» корпуса в персидской пустыне на пути в СССР, март 1943 года

Транспортный корпус США (англ. United States Army Transportation Corps (USATC)) — составная часть вооружённых сил США, ответственен за транспортировку военнослужащих, техники и ресурсов по воздуху, суше (железнодорожным путям, автомобильным дорогам) и по воде (океаны, моря, реки).

Значение авторот в Афганской войне

С началом войны в Афганистане появилась острая необходимость в быстрой доставке материальных средств войскам, находящимся на передовой. Эту задачу с успехом выполняли тринадцать батальонов автомобильных войск. В основном перевозку осуществляли большими колоннами, в состав которых входили около 50 грузовиков, 10 автомобилей обеспечения, а также с базы передвигались колонны рефрижераторных установок. В качестве охраны технику военного назначения сопровождали легкие танки (БМП, БТР и прочее).

Согласно официальной статистике, благодаря автобатам во время афганского конфликта было перевезено порядка 10 миллионов тонн грузов различного назначения.

Начиная с 1987 года, автомобильные войска подчинялись Центральному министерству обороны. Отныне соединения данного ряда войск разделились на подразделения, которые обеспечивали личный состав продовольствием, медикаментами и вещами первой необходимости. Для выполнения стратегических и оперативных целей создали бригады, оснащенные специализированными автомобилями. Все военные, служащие в нем, находились в центральном и фронтовом подчинении.

Новые достижения в автомобилестроении

Когда к власти пришел Сталин, страна начала переживать период активной индустриализации, в результате чего строились новые и реконструировались старые автозаводы.

В 30-х годах прошлого века конструкторы создали большой трехтонный грузовик ЗИС-5, а также легендарную полуторку ГАЗ-АА, которые не раз выручали наших соотечественников в годы ВОВ.

Одновременно с обновлением техники реформе подверглось и управление автомобильных войск. Со дня создания мобильные части подчинялись военно-инженерному управления.

С начала 1924 года управление подверглось масштабной реконструкции, в результате которой было создано управление для снабжения Красной Армии. Спустя пять лет у данного рода войск сменилось руководство на организацию под названием «Управление механизации и моторизации».

В 1935 году автомобильные войска вновь подверглись переорганизации. На этот раз правительство страны создало Автобронетанковое управление, которое проработало не более 4 лет, в дальнейшем его переименовали в Главное автобронетанковое управление.

Конкурсы

Собери волю в кулакКаждому участнику конкурса выдается по листу А4, на которых большими буквами написано слово «ВОЛЯ». Конкурсанты должны по команде одной рукой смять лист и зажать его в кулаке, чтобы не было видно бумаги. Побеждает тот участник, который быстрее справится с заданием.

Военная техникаУчастники конкурса делятся на две команды. Каждой команде выдается ватман и фломастер. По команде по очереди участники начинают рисовать военную технику. Ведущий засекает время, после истечения которого, подсчитывается, сколько единиц военной техники у каждой команды. Побеждает команда с более широким арсеналом.

Обезвредь гранатуДля конкурса необходимо заранее подготовить спелые плоды граната, миски и ножи, количество которых должно соответствовать числу участников. Каждому участнику выдается по гранату и дается задание очистить его. Побеждает тот конкурсант, который быстрее справится с заданием.

Поздравления военным автомобилистам в прозе и стихах

В день военного автомобилиста хочется пожелать представителям этой сложной профессии доставлять только хорошие посылки точно в срок, груз довозить в целости, полного бака вам, надёжных шин и проверенных тормозов. С праздником!
***

Еще дитем мечтал всегда водить,
И форма идеально на тебе сидит,
И без машины, жизнь, это не жизнь,
Теперь на службе, за рулем своим сидишь.

И в день военного автомобилиста от души,
Тебе желаю здравия, добра,
Смотри, ты сильно не гони,
Чтобы не встретилась в пути беда.

Еще тебе фортуны, ясных дней,
Чтобы «железный друг» твой не ломался никогда,
Чтобы служба проходила веселей,
Чтобы в порядке было все всегда.
***

Ревет мотор, колеса крутятся синхронно, в руках уверенно баранка крутится — в дороге наш уважаемый военный автомобилист. Ты отдал всего себя на службу Родине и это заслуживает уважения. Пускай твой путь будет чист, как бумажный лист, а тысячи километров не отображаются на здоровье. Желаем бодрости, бдительности и счастливого пути.
***

Военные автомобилисты — сильные люди,
Работают в разных ситуациях хорошо!
Мы ваше дело не забудем,
Желаем служилось чтобы легко!

Пусть этот день и этот праздник
Наполнит сердце красотой,
Чтоб радость длилась бы подольше,
И был чудесным пир горой!
***

Уже как будто сотни миль
Военный мчит автомобиль,
Полковник ли, иль офицера
Везёт водитель к цели!

Сегодня ты герой, спасатель
Эвакуируешь народ.
А завтра, вдруг, стоишь некстати
С доставкой груза у ворот!

Желаю храбрости, терпения
На службе Родине быть верным,
Удачи, крепкого здоровья,
Смотри на мир всегда с любовью!
***

Автомобиль военный —
Твой самый верный друг,
Помощник твой бесценный!
Пусть знают все вокруг,
Какой ты сильный, смелый,
Отважный наш солдат!
Водитель ты умелый,
Тобой все дорожат!
Желаю мира, лада,
Успехов впереди,
Пусть ни одна преграда
Не встанет на пути!
***

Твой профессионализм, как водителя, не поддается никакому сомнению. Твоя профессия — профессия защитника Родины очень нужна и важна и именно от тебя зависит доставка всех грузов и людей в армии. Счастья тебе, здоровья, пусть руки твои и глаза всегда будут крепкими!
***

В трудный час суровых будней
Мы надеемся на Вас.
Смелость точно не отступит,
Исполняете приказ.

Вывезете всех из плена,
В срок доставите паек,
Сделаете все умело
Даже, если путь далек.

Пусть дорога ровной будет,
Пусть удача лишь ведет.
Дома ждут и пылко любят,
А душа весь день поет.
***

Военный твой автомобиль
Исколесил немало миль.
Его пора сдавать в утиль,
Машину, не шофера.

Его водитель — просто ас.
Без асфальтированных трасс,
По бездорожью как Пегас
Летал легко и скоро.

Доставить груз любой ценой,
Опасность чувствовать спиной,
Любить машину всей душой —
Вот главное уменье.

Уметь рулить, уметь чинить,
Запчасть в дороге заменить,
Уметь дорогу подчинить
Врагам на удивленье.
***

Приходилось тебе много
Ездить по большим дорогам:
По военным, тыловым,
Ты везде необходим.

Груз любой доставить можешь,
Даже, если нелегко,
Ну а те, кто всех дороже,
В это время далеко.

Так желаем тебе ровной
И дороги, и судьбы,
Чтоб тебя дождались дома
Все-все близкие твои.

Автомобильные войска ВС России

Имперский период

В вооружённых силах России появились в конце XIX века. В 1896 году началось поступление первых отечественных автомобилей. Уже в 1897 году на Белостокских манёврах были проведены испытания автомобилей, а в 1906 году в инженерных войсках начали создаваться первые автомобильные команды по 10—15 автомобилей, явившиеся прообразом автомобильных войск. В 1910 году в Санкт-Петербурге была создана первая учебная военная автомобильная рота с задачей обучения и стажировки специалистов для автомобильных частей русской армии. Здесь очень быстро образовался центр автомобильно технического (автотехнического) обеспечения войск Русский армии. Это подразделение стало образцом для создания автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения вооруженных сил России.

В Первую мировую войну Русская армия вступила, имея в своем составе пять отдельных автомобильных рот. В ходе боевых действий автомобильными подразделениями регулярной армии пришлось выполнять мобилизационные и снабженческие перевозки грузов и личного состава. По окончании войны имелось уже двадцать два подразделения с общим парком около 10 000 автомобилей различной грузоподъемности.

Советский период

В составе Тыла Вооружённых Сил СССР.
В Советских ВС появились в период Гражданской войны.
К началу Великой Отечественной войны —1945 годов состояли из подразделений и частей.
За время Великой Отечественной войны за образцовое выполнение заданий командования 15 автомобильных соединений и частей получили почетные наименования, а 94 — были награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного знамени и Красной звезды. За героические подвиги и самоотверженный труд более 21 000 автомобилистов награждены орденами и медалями, а одиннадцати было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Республике Афганистан военным автомобилистам отводилась решающая роль в обеспечении ОКСВА всеми видами материальных средств. Автомобильными частями и подразделениями осуществлялась перевозка грузов не только для войск, но и мирного населения страны.

  • 58-я отдельная автомобильная бригада (58 оавтбр)
  • 59-я бригада материального обеспечения (59 брмо)

Федеральный период

Военная кафедра при Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) проводит обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса автомобильных войск, в частности по специальности 261400 Применение подразделений, частей и соединений по ремонту автомобильной техники.

Военная кафедра при Алтайском государственном техническом университете им.И.И. Ползунова (АлтГТУ) также проводит обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса автомобильных войск, в частности по специальности 560201 Эксплуатация и ремонт автомобильной техники многоцелевого назначения.

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном горном университете (СПГГУ) проводит обучение студентов по программам подготовки офицеров запаса по двум военно-учётным специальностям войсковой ПВО и одной военно-учётной специальности автомобильных войск (ВУС 261000 Применение автомобильных соединений, воинских частей и подразделений)

Военная кафедра при Саратовском государственном техническом университете (СГТУ) также проводит обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса автомобильных войск, в частности по специальности 560200 Эксплуатация и ремонт автомобильной техники.

Военная кафедра при Московском государственном индустриальном университете (МГИУ) также проводит обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса автомобильных войск, в частности по специальности 560200 Организация эксплуатации и ремонта автомобильной техники.

Военная кафедра при Московской сельскохозяйственной академия имени К. А. Тимирязева (РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева) проводит обучение студентов по программам подготовки офицеров запаса автомобильных войск по следующим специальностям: ВУС 26100 «Применение автомобильных соединений, воинских частей и подразделений», ВУС 560200 «Эксплуатация и ремонт автомобильной техники», 261400 «Применение соединений воинских частей и подразделений ремонта автомобильной техники», так же осуществляется обучение по программам подготовки младших специалистов (солдат и сержантов запаса)

Дата для праздника была выбрана не случайно. В этот день в 1910 году согласно указа императора Николая II, в Санкт-Петербурге была образована первая в Российской империи учебная автомобильная рота.

Основной задачей роты была подготовка специалистов для автомобильных частей русской армии. За короткий срок она фактически стала центром автотехнического обеспечения войск Российской армии и явилась прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных Сил. Автомобильная рота стала первым испытательным, исследовательским и учебным автомобильным центром в России. Возглавил роту незаурядный человек капитан Пётр Иванович Секретев, сыгравший впоследствии большую роль в формировании первой автомобильной пулемётной роты.

 Пётр Иванович Секретев

В июле 1911 года учебной автомобильной ротой был успешно проведен испытательный пробег военных грузовых автомобилей. Испытывалась не только пригодность машин к военной службе, но и выносливость отдельных узлов и агрегатов. По инициативе Секретева осенью 1912 года был проведен второй пробег грузовых автомобилей. Был получен бесценный опыт обращения с техникой производства лучших автомобильных фирм мира. По результатам обоих пробегов было проведена «заготовка» автомобилей для Военного ведомства. Комиссия приобрела 354 грузовых и 42 легковых автомобиля. Эти автомобили были распределены во вновь сформированные автомобильные роты при железнодорожных батальонах.

Пробеги и маневры 1911-1912 годов дали богатый опыт в деле моторизации армии и позволили военному руководству сформулировать четкие представления об областях использования, номенклатуре, типажах и количествах автомобилей, необходимых Военному ведомству.

 

Личный состав первой учебной автомобильной роты

Стало очевидно, что армии нужны не только универсальные автомобили, но и узко специализированные. Несмотря на малочисленность в годы первой мировой войны, автомобильная техника уже тогда была признана эффективным, маневренным и весьма перспективным средством погрузки войск и грузов. Русская армия вышла из войны, имея в своем составе 22 отдельные автомобильные роты. Общий парк автомобилей в армии насчитывал в то время около 10 тысяч единиц. Индустриализация страны, создание собственной автомобильной промышленности позволили перед второй мировой войной обеспечить армию необходимым количеством отечественной автомобильной техники – на укомплектование войск было поставлено свыше 40 тысяч автомобилей. Во время Великой Отечественной войны автомобильная техника широко использовалась для оперативных и снабженческих перевозок, буксировки артиллерийских систем, монтажа и передвижения реактивной артиллерии и др. Она являлась основным видом транспорта практически во всех оперативных звеньях. Роль автомобильного транспорта определялась не только гигантскими масштабами перевозок, но и тем, что он доставлял боеприпасы, горючее, продовольствие непосредственно на поле боя. Доставляя грузы в сложной боевой обстановке, днем и ночью, в распутицу и в тяжелых условиях снежных заносов, воины-автомобилисты проявляли массовый героизм и мужество.

В начале 1950 годов перед автостроителями встала новая задача – обеспечить подвижность создаваемого ракетно-ядерного вооружения. Эта задача была успешно решена ‑ были созданы специальные колесные шасси под монтаж комплексов РВСН, до сих пор не имеющие аналогов в мире.

С развитием вооружения и автомобильной техники непрерывно возрастал уровень моторизации войск, военная автомобильная техника стала материальной основой подвижности войск.

Автомобиль из средства подвоза стал носителем вооружения, его неотъемлемой составной частью. Специальность «военный автомобилист» ‑ одна из самых распространенных в Вооруженных Силах РФ.

Без военных автомобилистов в настоящее время не обходится практически ни одно подразделение. Военная автомобильная техника состоит на оснащении всех видов Вооруженных Сил, родов войск, специальных войск и служб и является важнейшим составным звеном в системе ВиВТ, а также остается самым распространенным средством для монтажа, буксировки, транспортировки военной техники и перевозки воинских грузов.

В этот праздник хочется пожелать военным автомобилистам, чтобы они были всегда востребованы в своем деле, с их огромным опытом и профессионализмом и им сопутствовал мир на дорогах!

Интересные факты

Если вы думаете, что плохо водите машину, вспомните – в американском штате было всего два первых авто. И да, они столкнулись на широкой дороге. Эта шутка – не анекдот, реальность. А вот еще интересные факты:

  • самая большая пробка образовалась в 2010 году на шоссе №110 в Китае и длилась с 14 по 25 августа;
  • первый серийный российский автомобиль выпущен в 1909 году;
  • легковая машина Москвич-400 собрана в 1946 году;
  • мужчины попадают в ДТП чаще всего в возрасте 24–28 лет, женщины 29–33 года;
  • после 55 лет количество водителей, попавших в ДТП минимально;
  • в мире больше миллиарда машин;
  • самые опасные автомобили – черного цвета, они чаще попадают в аварии, безопасные – белые и оранжевые;
  • правила ДД разработал У. Фелпс, американец никогда не водил и не имел авто.

Если потенциальный преступник въезжает на территорию штата Вашингтон, он обязан уведомить властей, что он намерен совершить преступление.

Комментировать
0