No Image

Гордость, ставшая позором. как сложилась судьба советских авианосцев?

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Примечания

  1. Численность экипажа приводится без учёта авиагруппы и штаба соединения.
  2. Приведён один из типовых составов авиагруппы; крейсер мог принимать до 36 ЛА (самолётов Як-38 и вертолётов Ка-25 или Ка-27) в любых сочетаниях.
  3. Эту дату – 8.11.1975 – можно отмечать, как возникновение палубной авиации вертикального взлёта и посадки, поскольку в тот день строевой лётчик впервые в мире вертикально посадил на палубу серийный штурмовик. До Матковского все подобные полёты, не исключая и эксперименты англичан с предшественниками будущего СВВП «Харриер» на палубе авианосца «Арк Ройал» в 1963 году, выполнялись лётчиками-испытателями на экспериментальных самолётах.
  4. Покрытие из АК-9Ф обеспечивало защиту от воздействия газовых струй вертикально взлетающих самолётов с температурой до 750 град. Цельсия.
  5. Условное обозначение в НАТО – TRAP DOOR.
  6. Условное обозначение в НАТО – PUNCH BOWL
  7. Условное обозначение в НАТО – HEAD LIGHT-С.
  8. Условное обозначение в НАТО – POP GROUP.
  9. Условное обозначение в НАТО – OWL SCREECH.
  10. Условное обозначение в НАТО – BASS TILT.
  11. Условное обозначение в НАТО – SUW-N-1.
  12. Условное обозначение в НАТО – FRAS-1.
  13. Из Белого моря через перешеек полуострова Канин в Чешскую губу.
  14. Датой начала третьей БС крейсера часто называют 16 января 1979 года; более достоверная дата – 15 декабря 1978 года – приведена в книге Г. П. Белова «Атлантическая эскадра» и соответствует воспоминаниям участников похода, утверждающих, что новый 1979 год они встречали в Средиземном море.
  15. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, а расформировывались уже после списания, поэтому для первого и последнего командиров даты нахождения в должности не совпадают с формальными датами службы крейсера.
  16. Бобраков Н. А. – старший помощник командира, c 1992 и до самого расформирования экипажа в августе 1993 года был временно исполняющим должность командира ТАКР «Киев». Командир тогда не назначался, так как крейсер был уже выведен в резерв.

ТАВКР «Минск»

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.2 ВМФ СССР, а позже — ВМФ России. Создан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора А. В. Маринича. Второй корабль в серии, заводской № 102. При строительстве был учтён опыт постройки ТАВКР «Киев» и отменён ряд ограничений главного конструктора, в частности, по спусковому весу.

История

28 марта 1972 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 декабря заложен на Черноморском судостроительном заводе № 444 в Николаеве.

30 сентября 1975 года корабль спущен на воду, в отличие от «Киева», с полностью смонтированной по высоте надстройкой.

С 15 октября 1977 по 18 февраля 1978 года прошли швартовые испытания.

19 февраля был впервые поднят Военно-морской флаг СССР.

21 февраля корабль ушёл в Севастополь, где через 3 дня начались заводские ходовые испытания.

5 мая начались государственные испытания.

27 сентября 1978 года корабль вступил в строй и был временно зачислен в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота.

В ноябре 1978 года был включён в состав Тихоокеанского флота.

13 января 1979 года он был включён в состав 175-й бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота.

В феврале-июле 1979 года корабль совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с заходами в Луанду, Мапуту, Порт-Луи, Аден.

Летом 1980 года, боевой поход во Вьетнам, порт Камрань.

В 1986-1988 годах старшим помощником командира ТАВКР «Минск» служил Владимир Высоцкий, будущий адмирал и Главнокомандующий ВМФ РФ.

Во время походов боевой службы в декабре 1982 года «Минск» посетил с визитом Бомбей, в июле 1986 года — Вонсан.

С начала 1991 года началась подготовка «Минска» к переходу в Николаев для проведения на Черноморский судостроительный завод неотложного среднего ремонта, который не был проведён.

В 1993 году было принято решение о разоружении «Минска», его исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 года после торжественного спуска Военно-морского флага он был расформирован.

В конце 1995 года «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. После авианосец был перепродан китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне.

22 марта 2006 года авианосец был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года авианосец снова был выставлен на аукцион и был продан за 128 миллионов юаней.

ТТХ

Основные характеристики

-Водоизмещение: 30 535 т полное; 41 380 т стандартное
-Длина: 272 м, по КВЛ — 236 м
-Ширина: 31,0 м (по КВЛ), 51,2 м (ширина полётной палубы)
-Высота: 61,6 м
-Осадка: 8,94 м
-Мощность: 4 х 35 500 л. с.
-Скорость хода: 32 узла (59 км/ч)
-Экипаж: 1435 человек, в том числе 430 человек авиагруппы

Вооружение

-Артиллерия: 2х2 76,2-мм АК-726
-Зенитная артиллерия: 8 х 6 АК-630
-Ракетное вооружение: 4х2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт»
-Противолодочное вооружение: 2 х 10 РБУ-12000
-Авиационная группа: 26 самолётов, 26 вертолётов

Осадка 8,94 м
Скорость хода 32 узла
Водоизмещение 41380 т

Использование корабля после списания

«Минск» в качестве аттракциона

В конце 1995 года корабль был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Но корабль не успели разрезать, он был перекуплен китайской компанией Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd за 5 млн долларов и в 1998-м отбуксирован в порт Шэньчжэнь, где прошёл ремонт и переоборудование.

В 2000 году состоялось торжественное открытие музейного комплекса «Minsk World»

22 марта 2006 года корабль был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года корабль снова был выставлен на аукцион и продан за 128 миллионов юаней.

До февраля 2016 года тематический парк Minsk World, созданный на базе корабля, находился в Шэньчжэне. Затем парк был закрыт, а корабль отбуксирован в Чжоушань для ремонта, после которого он перемещён в новый тематический парк в Наньтуне. Его можно увидеть на реке Янцзы при входе в город.

… так он и поплывет

Один из самых старых (если не совсем самый старый) примеров того, где прописались названия в честь Минска, — это морской флот. В 1858 году на судоверфи Palmer Bros. в Ньюкасле построили грузовой пароход Schwan («лебедь») для бременского отделения судоходной компании Lloyd. Сорок лет спустя корабль перепродали норвежскому пароходному обществу из города Мосс, которое переименовало его в Minsk, а в 1905 году корабль списали и пустили на слом.

В 1884 году шотландская верфь Scott&Co построила по заказу датчан пароход Hekla. За следующие двадцать лет его несколько раз перепродавали и переименовывали, а в 1909–м продали русским владельцам, которые переименовали его в «Минск». Впрочем, в следующем году корабль списали.

В 1911 году на датской судоверфи Burmeister & Wain’s Maskin & Skibsbyggeri построили корабль, который сразу и назвали Minsk. В марте 1940–го его потопила немецкая подлодка. Кроме того, похоже, о гибели именно этого корабля Minsk по ошибке сообщали американские газеты зимой 1915–го.

А еще «Минск» это лидер эскадренных миноносцев, который спустили на воду в 1935 году. Судно успело принять участие в Советско-Финской и Великой отечественной войнах на Балтике, а в 1958-м из него сделали плавучую мишень и потопили.

Но самый известный корабль с названием «Минск» — это тяжелый советский авианосец проекта 1143 «Кречет», который спустили на воду в 1975 году. На нем могли одновременно размещаться 16 самолетов и 18 вертолетов, а экипаж составлял почти полторы тысячи человек. Корабль вступил в строй три года спустя и совершил несколько боевых походов, заходя в порты Африки и Азии. А уже в 1994­–м экипаж корабля расформировали, позже авианосец отправили в Корею, затем его выкупила китайская фирма и устроила на нем тематический парк Minsk World в городе Шэньчжэнь. Авианосец принимал посетителей до прошлого года, а потом его отправили на ремонт.

Предпосылки к созданию

Планы по восстановлению морского флота, после гражданской войны пребывавшего в плачевном состоянии, возникли в СССР в начале 20-х годов. Уже тогда предпринимались попытки по созданию проектов новых эсминцев и лидеров, которые по основным параметрам (скорости и вооружению) должны были превосходить знаменитые «Новики». Увы, сильно разрушенная промышленность не позволяла начать строительство новых кораблей, поэтому дальше эскизов дело тогда не пошло. Однако теоретическая работа продолжала вестись, и во второй половине 20-х годов в СССР была выработана новая доктрина морской войны. Главную роль в ней играли малые силы – катера, подлодки, эсминцы. При этом эсминцам стала отводиться роль носителей как можно более сильной артиллерии, в то время как удары торпедами должны были наносить торпедные катера и подлодки.

Схема лидера проекта 38. (Качур П.И., Морин А.Б. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР. – СПб.: Остров, 2003)

Межвоенный период

Летом 1940 года «Минск» в составе отряда лёгких сил Балтийского флота принимал участие в многочисленных учениях и боевой подготовке. 18 июля он прибыл в Ригу и встал прямо напротив президентского дворца, демонстрируя советское военное присутствие президенту и парламенту Латвии. После образования Латвийской ССР лидер ушел в базу для ремонта, а затем участвовал в крупных учениях Балтийского флота по отработке обороны устья Финского залива.

Лидер «Минск» в Рижской гавани, 1940 год.

В период осенних штормов на Балтике дала знать о себе недостаточная прочность корпуса, присущая лидерам проектов 1 и 38. Во время перехода из Кронштадта в Таллин «Минск» попал в сильный шторм. Во время следования против волны со скоростью 30 узлов и при встречном ветре в 8–9 баллов на полубаке лидера образовались гофры, что послужило причиной для капитального ремонта с усилением носовой части, продлившегося всю зиму 1940–1941 годов. Весной лидер приступил к учениям, а 17 июня 1941 года перешел в новую базу флота – Таллин.

Техническое задание и проектирование

В 1927 году началось проектирование эсминцев нового типа. Уже через год в требованиях к новым проектам калибр главного вооружения возрос до 130 мм при числе стволов не менее четырёх-пяти, а в качестве одной из возможных задач будущих эсминцев обозначалась «возможность боя с легкими крейсерами противника». Исходя из этого, водоизмещение кораблей решили не огра­ни­чивать, а одним из компонентов вооружения будущего эсминца стал гидросамолёт.

В итоге техническое задание на новый лидер (по сути, проектируемый корабль им и являлся) включало в себя вооружение из пяти 130-мм орудий с большими углами возвышения, два 100-мм орудия, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, скорость не менее 40 узлов и дальность плавания не менее 6 часов полного хода при водоизмещении в 2000 т. 1 ноября 1928 года это техническое задание утвердили, что стало отправной точкой в создании нового лидера.

В дальнейшем разработку проекта поручили Бюро специального проектирования судов (БСПС) под руководством В. А. Никитина. Ответственным исполнителем был назначен инженер-корабле­строитель П. О. Трахтенберг, главная энергетическая установка разрабатывалась под руковод­ством А. В. Сперанского – опытного специалиста, принимавшего участие ещё в создании эсминцев типа «Новик». 7 декабря 1930 года общий проект лидера был утвержден. Согласно проекту, получившему индекс 1, в 1932 году начиналось строительство трёх кораблей для Чёрного и Балтийского морей (будущие «Ленинград», «Москва», «Харьков»). Следующая серия лидеров строилась по несколько измененному проекту, получившему индекс 38, и включала в себя корабли «Минск», «Баку» и «Тбилиси». Головной корабль серии – «Минск» – был заложен в октябре 1934 года.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»: в боевом составе ВМФ России

Данный корабль носил следующие названия — «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания).

Крейсер считает кораблем проекта 1143.5. Его предшественники, соответственно, в своем коде имели цифры от 1 до 4.

«Адмирал Кузнецов» предназначается для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок; имеет также задачу поддержки десантных операций. Строительство корабля был начать в сентябре 1982 года.

От предшественников корабль отличался впервые обеспеченной возможностью взлёта и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, чтобы дать возможность лётчикам провести цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов. Первым летчиком, посадившим самолет на корабль по классической схем стал летчик-испытатель Виктор Пугачев.

Авиационная группа корабля составляет около 50 самолетов и вертолетов.

4 октября 1990 года корабль переименован в очередной раз, получив свое нынешнее название.

20 января 1991 года корабль был официально сдан и зачислен в состав Северного флота.

На сегодняшний день «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — единственный действующий авианосец в составе ВМФ России. Это единственный в мире авианесущий корабль который может находиться в Чёрном море, так как по конвенции Монтрё проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён, а обладающий ракетным вооружением «Адмирал Кузнецов», как уже неоднократно говорилось, считается «авианесущим крейсером».

История создания

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР), был разработан как развитие откорректированного проекта противолодочного крейсера проекта 1123М в Невском ПКБ, главный конструктор А. В. Маринич.

Разработка скорректированного проекта крейсера пр.1123М под базирование СВВП типа Як-36 была начата в 1968 году. Закладка крейсера проекта 1123.3 «Киев» состоялась 20 февраля 1968 года, но Постановлением Совмина СССР №685-521 от 2 сентября 1968 г. строительство было прекращено в связи с решением на стапеле №0 ССЗ в Николаеве строить крейсер «Киев» по новому проекту 1143.

Постановлением предписывалось Министерству Обороны СССР в течение месяца выдать ТТЗ на новый корабль, а Минсудпрому СССР и Невскому ПКБ разработать в 1968 г. эскизный проект и в 1969 г. – технический.

Продольный разрез ТАКР «Киев»

Разработка эскизного проекта начата до выхода Постановления. Разработано девять вариантов эскизного проекта (I – IX), в том числе шесть проектов согласно ТТЗ и три инициативных проекта. Так же проработаны варианты компоновки кораблей с учетом использования перспективных систем вооружений. Для дальнейшего проектирования выбран вариант I.

ТТЗ на проектирование противолодочного крейсера пр.1143 «Кречет» было утверждено Главкомом ВМФ СССР 16 октября 1968 г. Начато техническое проектирование с водоизмещением 28000 г. и ПКР П-500 «Базальт». Летом 1969 г. техпроект откорректирован под изменившиеся условия размещения ПКР «Базальт» с водоизмещением до 29000 т. Техпроект 1143 утвержден ВМФ и Минсудпромом 30 апреля 1970 г. В феврале 1971 г. утверждён план строительства и создания основных элементов корабля.

По проекту 1143 планировалась постройка кораблей «Киев» и «Минск» с последующим переходом на строительство полноценных авианосцев.

Фото: главный конструктор и первый командир крейсера «Киев»

Первый командир ТАКР «Киев», капитан 1 ранга Юрий Соколов (слева) и главный конструктор корабля Аркадий Маринич (справа)

Постройка и испытания

Корпус головного корабля проекта («Киев») был заложен 21 июля 1970 года в городе Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Торжественный спуск будущего «Киева» на воду был проведён 26 декабря 1972 года. «Окрестила» корабль при спуске, разбив традиционную бутылку шампанского об его форштевень, работница Черноморского завода Галина Дончевская. Название крейсер получил в честь лидера эсминцев «Киев».

В апреле 1975 года достроенный крейсер приступил к заводским, затем к государственным испытаниям. Перед их началом, 15 апреля 1975 года, на «Киеве» был поднят Военно-Морской флаг СССР. В ходе испытаний – 18 мая 1975 года – на палубу крейсера была совершена первая посадка самолёта (Як-36М под управлением лётчика-испытателя Олега Кононенко). 8 ноября 1975 года была выполнена первая посадка на палубу «Киева» на самолёте под управлением уже строевого лётчика – командира 279 ОКШАП подполковника Феоктиста Матковского.

После завершения основной части испытаний, корабль был принят ВМФ (28 декабря 1975 года).

В 1972 году, ещё во время постройки «Киева», силами Черноморского ССЗ по документации Невского ПКБ изготовили и смонтировали на аэродроме ЛИИ в Жуковском натурный отсек корабля с участком полётной палубы. На данном макете ВПП проводились испытания самолёта Як-36М, что выявило недостатки в тепловой защите конструкции и потребовало разработки нового типа термостойкого покрытия: обычный стальной настил коробился под воздействием раскалённых выхлопных газов. С учётом проведённых исследований, достроенный крейсер получил металлокерамическое покрытие полётной палубы, выдерживающее нагрев реактивными струями двигателей.

В июне 1977 года противолодочные крейсера проекта 1143 переклассифицировали в тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР).

Новое поколение

На базе проекта 1123 началась разработка нового корабля — хорошо вооруженного противолодочного крейсера, на котором в качестве авиационной группы предполагалось использовать самолеты, а не вертолеты.

Мощное вооружение является отличительной чертой всех без исключения советских авианесущих кораблей. Если во флоте США авианосец выполняет исключительно роль плавучей авиабазы, а его прикрытие осуществляет мощная группа боевых кораблей, то в ВМФ СССР предпочтение отдавали авианесущим крейсерам, способным самостоятельно за себя постоять.

В задачи кораблей проекта 1143 «Кречет» должны были входить:

  • противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
  • обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
  • поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
  • обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение высадки морского десанта.

Корабли проекта 1143 относили к классу тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР).

Описание конструкции

Схема общего вида с левого борта

Схема общего вида с правого борта

При проектировании корабля решены вопросы создания беспиллерсовой конструкции ангарного покрытия (площадь около 3000 кв. м), специального термостойкого покрытия АК-9Ф для полётной палубы, изготовления и установки звукопрозрачного и прочного обтекателя антенного поста ГАС диаметром 8,4 м, обеспечения взрывопожаробезопасности и эксплуатационного обслуживания авиационного вооружения, упорядочивания воздушных потоков над верхней палубой.

Набор корпуса по всей длине продольный, в оконечностях – поперечный. Надстройка высотой 9 ярусов. Корпус и два нижних яруса надстройки изготавливались из стали АК-25 (толщиной до 30 мм) и АК-27 (свыше 35 мм). Надстройка, начиная с 3-го яруса и выше, выполнялась из алюминиево-магниевого сплава АМГ.

С целью снижения РЛ-заметности вертикальные поверхности надстройки, дымовой трубы и корпуса выполнены с наклоном от вертикали (до 10 град.). Корпус изготовлен с 18-ю главными поперечными и 2-мя продольными водонепроницаемыми переборками. В средней части находится 6 палуб и 2 подъёмные платформы. Непосредственно под ангаром расположены машинные отделения.

Машинные отделения, погреба авиабоезапаса, погреба запасных ракет комплекса «Ураган-1143» оснащены подводной конструктивной защитой (ПКЗ). Сплошное по длине двойное дно на достаточно большом протяжении (район машинных и котельных отделений, ЦКП и погребов боезапаса) переходило в двойной борт, где размещались бортовые цистерны, поднимавшиеся по высоте до 6-й палубы.

По требованиям противоатомной защиты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взрыве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м. При этом непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых четырёх смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляемости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).

Энергетическая установка и ходовые качества

Котлотурбинная ГЭУ, 8 котлов КВН 98/64 в 4-х автономных турбокотельных группах в двух отдельных машинных отсеках, 4 х ГТЗА ТВ-12-3 мощностью по 45000 л.с. (всего 180000 л.с.). Создана на базе ГЭУ крейсеров проектов и . Мощность энергоустановки была подведена к 4 валам с винтами фиксированного шага.

Устройство лидера

Лидеры проектов 1 и 38 были очень близки по своему устройству и внешнему виду. Проект 38 отличался от предшественника более полными обводами кормы, наличием кронштейнов гребных валов (это уменьшило кавитацию гребных винтов) и слегка изменённой носовой надстройкой. Помимо этого, инженеры убрали стрелу для гидросамолёта и отменили возможность его разме­щения на корабле. Лидеры проекта 38 должны были нести усиленное зенитное вооружение – три 76,2-мм орудия вместо двух, однако третье орудие было установлено лишь на «Тбилиси». Итальян­ская система управления огнём главного калибра (фирмы «Галлилео») была заменена на отечест­венную «Мина» с центральным аппаратом стрельбы ЦАС-2.

Внешний вид корабля говорил о том, что он строился для достижения высокой скорости: острые обводы, сильно наклонённый форштевень, выраженный полубак, транцевая корма. Две дымовые трубы имели разные размеры, причём первая труба значительно отстояла от носовой надстройки, чтобы дать место для размещения 130-мм артустановки.

Три главных паровых котла размещались каждый в своём котельном отделении и приводили в действие три турбозубчатых агрегата (ТЗА), каждый из которых работал на свой вал. Силовая установка – механическая, трёхвальная, с тремя двухкорпусными турбозубчатыми турбинами мощностью по 22 000 л.с. каждая. Две турбины располагались побортно в носовом машинном отделении, ещё одна находилась в кормовом МО. Нормального запаса топлива в 210 т мазута при полном ходе хватало примерно на 300 миль плавания, при экономическом ходе – на 780 миль. Полного запаса в 600 т хватало на 835 и 2100 миль соответственно.

Артиллерийское вооружение состояло из пяти 130-мм установок Б-13 1-й серии (Б-13-Iс), располо­женных по диаметральной плоскости корабля. По две из них были установлены линейно-возвы­шенно в носу и корме, пятая устанавливалась между носовой надстройкой и первой дымовой трубой. Боезапас состоял из 150 выстрелов на ствол (200 в перегрузку), масса снаряда составляла 33,5 кг, максимальная дальность стрельбы – 139 каб (25,6 км). Каждое орудие защищалось противо­пульным щитом коробчатой формы, имевшим 13 мм в толщину.

Зенитное вооружение корабля состояло из двух 76,2-мм установок 34-К (досягаемость по высоте – 9,5 км, масса снаряда – 6,61 кг, скорострельность – до 20 выстрелов в минуту) установленных на кормовой надстройке, двух 45-мм установок 21-К на носовой надстройке и шести (по другим данным, четырёх) 12,7-мм пулемётов ДК.

Система управления огнём «Мина» с центральным аппаратом стрельбы ЦАС-2 создавалась специально для малых кораблей (эсминцев и лидеров) на основе итальянской системы фирмы «Офиччини Галилео». Отечественный прибор управления стрельбой был существенно упрощён, но, тем не менее, позволял вести точную стрельбу на большие расстояния, пользуясь показаниями двух командно-дальномерных постов Б-42, оснащённых четырёхметровыми дальномерами. Система «Мина» позволяла артиллерии главного калибра вести огонь даже по временно скрыва­ющейся морской цели.

Торпедное вооружение состояло из двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов Н-7, распо­ложенных в диаметральной плоскости корабля. Использовались парогазовые торпеды 53-38 (вес боевой части составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1615 кг). Боезапас корабля состоял из 16 торпед, из них 8 размещались в погребе, остальные – в торпедных аппаратах. Для управления торпедной стрельбой также использовался прибор «Мина», позволявший производить залпы, а также пускать торпеды по одной с интервалами от 0,5 до 3 сек.

Основные технические характеристики лидера «Минск» приведены в таблице в конце этой статьи.

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»: разделан на металл в Корее

«Новороссийск» был заложен на заводе в Николаеве в сентябре 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. В результате авиационная группа «Новороссийска» составила 18 самолетов и 18 вертолетов.

В боевой состав ВМФ СССР корабль вошел в ноябре 1982 года, получил «распределение» на Тихоокеанский флот.

Первый боевой поход корабля состоялся в 1983 году, последний — в 1991-м. Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов. Из-за сокращения финансирования в 1991 году, был поставлен на отстой в бухте Постовая близ Советской Гавани Хабаровского края.

30 июня 1993 года «Новороссийск» разделил судьбу собратьев — он был исключен из состава ВМФ России.

В 1994 году продан южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314 миллиона долларов США. В 1997 году утилизирован как металлолом в южнокорейском Пхохане.

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск». Фото: РИА Новости/ Владимир Родионов

…а голову в холоде

А еще «Минск» — это и известные на весь Советский Союз компьютеры. Их выпускали с 1959 по 1975 годы, всего изготовили 4 042 штуки, а каждый такой компьютер занимал почти целую комнату. Их использовали для обработки статистики, плановых задач, прогнозов погоды и спутниковых данных, распознавания отпечатков пальцев, продажи билетов «Аэрофлота» и так далее. В то время компьютеры семейства «Минск» составляли две трети всех советских компьютеров! Но разработку этого семейства свернули, и потом в столице БССР выпускали компьютеры уже с другими названиями – «Немига», «Сантака», «Вектор», «ЕС».

В 1959 году на базе завода газовой аппаратуры начали готовиться к выпуску первых холодильников – и уже в 1962–м появился первый встроенный холодильник «Минск–1». А потом пошли массовые и передовые модели: «Минск–2», первый в СССР двухкамерный холодильник «Минск–7» и безусловный хит – двухкамерный «Минск–15», который производился 17 лет. Сейчас холодильники называются по имени самой компании – «Атлант», но многие покупатели до сих пор говорят «Минск».

Выживание через страдание

В 1979 году советский астроном Николай Черных в Крымской астрофизической обсерватории открыл астероид. Собственно, за свою жизнь ученый открыл более пятисот астероидов, но нам милее именно этот, под номером 3012, ведь он получил имя «Минск». Его диаметр – от 16 до 32 километров, а сам он находится на расстоянии этак в пятьсот миллионов километров от Солнца.

В 2002 году в городе Пеория в американском штате Иллинойс организовалась музыкальная группа под названием Minsk – и имя они выбрали в честь именно нашего Минска, не какого-то другого. Команда описывает свой стиль как «психоделический метал», опытный слушатель разглядит в творчестве оттенки дума, сладжа и пост-метала. Основной мотив текстов – выживание через страдание. Группа выпустила пять альбомов, а последний, вышедший два года назад, продается в том числе и на кассетах вот в таком изящном оформлении.

Участие в советско-финской войне

В середине ноября 1939 года, в преддверии войны с Финляндией, «Минск» был возвращён в Крон­штадт для приведения в боевую готовность. Лидер вошел в отряд кораблей особого назначения, предназначавшийся для занятия островов в Финском заливе, в составе 2-го дивизиона эсминцев («Гневный», «Гордый», «Грозящий»).

Первой боевой операцией, в которой участвовал «Минск», стало выявление местонахождения финской береговой батареи на острове Кильписаари. 6 и 7 декабря лидер вместе с эсминцами «Карл Маркс» и «Володарский» безуспешно обстреливал остров, пытаясь выяснить, где находятся огневые точки финнов.

На следующий день «Минск» принял участие в операции против шестиорудийной 254-мм батареи Сааренпя на острове Бьёрке, обеспечивая охранение тральщиков и эсминцев 3-го дивизиона. На этот раз финны обстреляли «Минск», взяв его в «вилку», однако попаданий не добились. Лидер ответил огнём из своих орудий, потратив 14 снарядов. В результате боя советским морякам удалось установить приблизительное местонахождение финской батареи.

12 декабря было решено повторить разведку боем. Лидеры «Минск», «Ленинград» и эсминец «Стерегущий» должны были отвлечь береговые батареи противника от эсминцев 3-го дивизиона и канонерских лодок, поддерживавших огнём части 7-й армии. В условиях семибалльного шторма задача была выполнена, потерь и повреждений на кораблях не имелось. Всего на обстрел этой батареи корабли Балтийского флота выходили шесть раз, по ней было выпущено 417 305-мм и 596 130-мм снарядов. Обстрелы оказались малорезультативными, подавить батарею так и не удалось, хотя были достигнуты попадания в командный пункт и убежища личного состава.

Деятельность надводных сил Балтийского флота прекратилась в начале двадцатых чисел января 1940 года в связи с сильным обледенением Финского залива. В последний раз «Минск» выходил в море 20 января на поиски подлодки С-2, подорвавшейся 3 января на финской мине. Проведя в море двое суток, лидер вернулся в базу в условиях сильнейшего обледенения – толщина ледового покрова доходила до полуметра!

Модернизации и переоборудования

Испытания 1980 года выявили, что на ходу крейсера над полётной палубой возникают завихрения воздуха, осложняющие групповую эксплуатацию летательных аппаратов (последовательный взлёт с короткого разбега сразу нескольких самолётов и вертолётов был затруднён). Для устранения этих завихрений в 1981 году «Минск» – первым из кораблей своего типа – получил наделки-обтекатели на передние кромки полётной палубы и малого спонсона под ней, а также щиты выравнивающих устройств (ВУ). По результатам дальнейших испытаний выявили, что достаточным является обтекатель только на кромке палубы (без переделок малого спонсона), а также более простая конфигурация щитов ВУ. Упрощённая конфигурация обтекателя и ВУ впервые была опробована на строящемся ТАКР «Новороссийск», а впоследствии таким же образом модернизировали головной «Киев».

Минск уже не торт

А на сладкое – торт. «Минский» это тот самый, из детства, с тремя грибочками и густой посыпкой арахисом, который все так и называли – «С грибочками». Правда, сейчас название «Минский» досталось другому торту – и он, как говорится, уже не торт, но и «с грибочками» до сих пор выпускается, хоть и носит бездушное название «Песочно-ореховый» .

А еще в честь Минска назвали немало архитектурных зданий и сооружений – и часть из них за пределами самой Беларуси. Это и кинотеатр в Москве (заброшен больше десяти лет), и гостиница в той же Москве (снесли в 2006–м), и синагога в канадском Торонто (работает), и шикарный ресторан с террасами в немецком Потсдаме (заброшен с девяностых), и станции метро в Киеве и Москве (работают, соответственно, с 1982 и 2017 года).

Текст: Александр Лычавко

Фотографии: 1 — uboat.net, 2 — wikimedia.org, 3 — drive2moto.ru, 5 — malchish.org, 6 — remonthols.ru, 7 — thesoundofminsk.com, 8 — minskhleb.by, 9 и 10 —

Комментировать
0