No Image

Виталий попков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Примечания

  1. Ныне Россия.
  2. Попков Виталий Иванович // Авиационная энциклопедия в лицах / Отв. А. Н. Ефимов. — Москва: Барс, 2007. — С. 484. — 712 с. — ISBN 978-5-85914-075-6.
  3. Широко известны фотографии В. И. Попкова последних лет жизни в форме генерал-полковника. Однако данное звание ему официально не присваивалось. Согласно публикациям в прессе, это звание было «присвоено» ему некими общественными организациями, а не в установленном порядке присвоения воинских званий в СССР и в Российской Федерации.
  4. Чуев Ф. И. Солдаты империи. Беседы. Воспоминания. Документы. — М.: «КОВЧЕГ», 1988. С. 217.
  5. М. Ю. Быков. Все Асы Сталина 1936—1953 гг.. — Научно-популярное издание. — М.: ООО «Яуза-пресс», 2014. — С. 961—962. — 1392 с. — (Элитная энциклопедия ВВС). — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0712-3.
  6. Военная энциклопедия в 8 томах. Т. 6: Огарков — «Прогресс» / Гл. ред. комиссии С. Б. Иванов. — М.: Воениздат, 2002. — 639 с. — ISBN 5-203-01873-1. — С.518.
  7. Коллектив авторов. История командного факультета Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина / В.Е. Зенков. — Москва: ЗАО СП «Контакт РЛ», 2007 год. — С. 248. — 368 с. — ISBN 5-902908-02-7.
  8. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 14 мая 2016.
  9. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 14 мая 2016.
  10. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 14 мая 2016.
  11. Награжден в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1956 года “За полеты в сложных метеоусловиях”
  12. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 14 мая 2016.
  13. Награжден в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1955 года “За полеты в сложных метеоусловиях”
  14. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 14 мая 2016.
  15. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 14 мая 2016.
  16. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 14 мая 2016.
  17. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 14 мая 2016.
  18. ↑ Награждён в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1944 «О награждении орденами и медалями за выслугу лет в Красной Армии»
  19. Награжден в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1982 года “За высокие показатели в боевой и политической подготовке”
  20. Награжден в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1976 года “За высокие показатели в боевой и политической подготовке и освоение сложной боевой техники по итогам 1975 года”

Командир Маэстро

В конце 1942 года Попкова, сбившего уже 13 вражеских самолетов, сделали командиром эскадрильи и дали старшего сержанта. При этом у него в подчинении были летчики с офицерскими звездами. Младшего лейтенанта Виталий Иванович получил через год, когда сбил 16 самолет противника. На земле Виталий Попков руководил музыкальным ансамблем из летчиков и технической обслуги. На музыкальные вечера приходили офицеры из других эскадрилий, пехотинцы и танкисты. Вот только свое прозвище командир получил не на земле, а в небе.

Во время воздушного боя над Днепропетровском эскадрилья Попкова уничтожила 10 нацистских самолетов, 3 из которых были на счету комэска. Летя на аэродром, один из подчиненных по радио спросил у Виталия Борисовича разрешения запеть песню. Настроение у всех было отличное, и Попков разрешил. Хор летчиков запел песню «Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч…». Когда они закончили с земли женский голос сказал: «Большое спасибо, маэстро!», Попков спросил: «Это за что? За концерт или за бой?» девушка ответила: «И за то и за другое…» После этого эпизода командира прозвали Маэстро.

В «музыкальной эскадрильи» из 14 летчиков 11 были Героями Советского союза, а сам Виталий Борисович за всю войну сделал 117 вылетов, сбил 47 нацистских самолетов лично и 13 в группе. В 1968 году он стал генерал-лейтенантом авиации и ушел в отставку в 1989 году. Служил не только в СССР, но и на Западе и в Корее.

Однако во время службы в жизни Попкова были не только песни. Первый раз его сбили в 1942 году во время битвы за Москву. Летчик успел выскочить из полыхающей машины и на парашюте приземлится на землю. 60% тела Виталия Попкова обгорело и после 6 пластических операций, он ввернулся в строй. Второй раз его сбили на Донбассе, а третий уже в 1944 году над Польшей. Истребитель говорил: «на мне нет живого места. Когда подожгли, мясо на ногах обгорело кое-где до костей, рукам тоже досталось, а лицо вообще было не узнать. Так и остались на память от той войны обгоревшие губы без границ и не совсем правильный нос».

Биография

Виталий Попков родился 16 июня 1983 года в городе Новоселица Черновицкой области Украинской ССР. Впоследствии переехал на постоянное жительство в Симферополь, проходил подготовку в местной Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по велоспорту № 1. В разное время был подопечным таких специалистов как В. В. Черченко, Л. Н. Полатайко, В. В. Климов, Р. В. Кононенко.

Первого серьёзного успеха на взрослом международном уровне добился в 2002 году, когда вошёл в основной состав украинской национальной сборной и побывал на этапе Кубка мира в Москве, откуда привёз награду серебряного достоинства, выигранную в командной гонке преследования. Также в этом сезоне стал чемпионом Европы среди андеров в той же дисциплине.

В 2003 году вновь был лучшим на молодёжном европейском первенстве, добавил в послужной список золотую медаль, полученную в командном преследовании на этапе Кубка мира в Кейптауне. В то же время проявил себя и на шоссе, одержав победу на втором этапе «Тура Венгрии».

Благодаря череде удачных выступлений удостоился права защищать честь страны на летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах. Стартовал здесь в командной гонке преследования вместе с Владимиром Дюдей, Романом Кононенко и Сергеем Матвеевым — их команда расположилась в итоговом протоколе на шестой строке. Помимо этого, Попков в третий раз подряд стал чемпионом Европы среди андеров, выиграл серебряную медаль на этапе Кубка мира в Москве.

В 2005 году стал на молодёжном европейском первенстве вторым, пропустив вперёд команду из России. На одном из этапов Кубка мира в Москве взял бронзу, тогда как на другом одержал победу.

В 2006 году выиграл серебряную медаль в командном преследовании на этапе Кубка мира в Сиднее.

На трековом чемпионате мира 2007 года в Пальма-де-Мальорке совместно с Любомиром Полатайко, Максимом Полищуком и Виталием Щедовым завоевал в командной гонке преследования серебряную медаль — в финале их обошли только спортсмены из Великобритании. При этом на этапе Кубка мира в Лос-Анджелесе одержал победу сразу в двух дисциплинах: индивидуальном преследовании и командном преследовании. Начиная с этого времени состоял в донецкой континентальной команде ISD.

Находясь в числе лидеров украинской национальной сборной, благополучно прошёл отбор на Олимпийские игры 2008 года в Пекине. На сей раз выступал в индивидуальной гонке преследования и занял итоговое 14 место.

С 2009 года Попков больше внимания уделял гонкам на шоссе, в составе ISD одержал победу в генеральной классификации многодневной гонки «Тур Секейского края» в Румынии, финишировал вторым на «Мемориале Олега Дьяченко», проехал несколько других гонок второй категории.

В 2010 году стал чемпионом Украины по шоссейному велоспорту одновременно в групповой гонке и гонке с раздельным стартом. Выиграл «Гран-при Донецка», «Гран-при Адыгеи», «Гран-при Сочи», отметился победой на одном из этапов многодневной гонки «Пять колец Москвы», тогда как в генеральной классификации стал третьим. Побывал на трековом чемпионате мира в Копенгагене, где занял девятое место в индивидуальном преследовании и пятое место в командном преследовании.

Пытался защитить звание чемпиона Украины на шоссе в 2011 году, но на сей раз в обеих дисциплинах финишировал лишь пятым. Принимал участие в шоссейном чемпионате мира в Копенгагене.

В 2012 году выиграл «Гран-при Москвы» и Race Horizon Park, стал лучшим в генеральной классификации «Тура Секейского края». На трековом чемпионате мира в Мельбурне занял в командной гонке преследования тринадцатое место.

Сезон 2013 года оказался для Попкова достаточно успешным, последовали победы сразу на нескольких шоссейных гонках: были выиграны отдельные этапы «Гран-при Сочи», «Гран-при Адыгеи», «Тура Азербайджана» и других многодневных гонок.

На трековом мировом первенстве 2014 года в Кали вновь стал в командном преследовании тринадцатым.

Впоследствии представлял сборную команду Республики Крым, в составе которой неоднократно занимал высокие места на различных шоссейных соревнованиях.

За выдающиеся спортивные достижения удостоен почётного звания «Мастер спорта Украины международного класса».

Сержант Кузнечик

До того, как Виталий Иванович получил прозвище «Маэстро», сослуживцы называли его «Кузнечиком». Попков был курсантом предвоенного выпуска, прозванным в авиации «невезучим». В это время нарком обороны приказал отправлять в армию, окончивших обучение летчиков не офицерами, а сержантами. На место службы они приходили в обычных солдатских шинелях, и отношение сослуживцев к молодняку было соответствующее. Когда Попков хотел сесть в самолет его выгнали, сказав “ты не летчик, а обычный сержантик, вот и сиди на аэродроме”.

За первым учебным полетом Виталия наблюдал командир 5-го авиаполка Василий Зайцев, и молодой летчик решил показать на что способен. Тем более, в часть прибыли молодые радистки. Попков проносился в метрах над землей и выполнял фигуры высшего пилотажа, хотя требовалось подняться в небо, два раза облететь аэродром и приземлиться.

Когда довольный сержант оказался на земле, разъяренный командир прокричал, что тот теперь будет вечным дежурным по аэродрому и слово сдержал. Когда парню было скучно дежурить, он ловил кузнечиков. Другие летчики заметили это и дали ему прозвище «Кузнечик». Услышав историю от Виталия Ивановича, Леонид Быков понял, что такой образ не должен пропасть и внес в сценарий молоденького и слегка задиристого лейтенанта Александрова.

Уважение сослуживцев Попков заслужил в марте 1942, когда все опытные летчики были на боевом задании. В это время на аэродром совершили налет два немецких пикирующих бомбардировщика юнкерс и пара истребителей мессершмитт. Кроме сержантов и техников в эскадрильи никого не было и тогда Кузнечик решил принять бой.

Добежав до самолета под огнем противника, он запрыгнул в кабину и как был, без парашюта, пошел на взлет. Только-только взлетев, он совершил маневр разворота и из крайне неудобного положения на предельной дистанции дал залп по несущемуся навстречу юнкерсу. Никто не ожидал попадания, но вражескую машину окутало пламя и она рухнула на землю. В это время с аэродрома поднялся ещё один самолет, в который запрыгнул в одном исподнем, брившийся и умывавшийся тут же на аэродроме, командир полка. Увидев такое дело, остальные враги поспешили убраться.

Командир Маэстро

В конце 1942 года Попкова, сбившего уже 13 вражеских самолетов, сделали командиром эскадрильи и дали старшего сержанта. При этом у него в подчинении были летчики с офицерскими звездами. Младшего лейтенанта Виталий Иванович получил через год, когда сбил 16 самолет противника. На земле Виталий Попков руководил музыкальным ансамблем из летчиков и технической обслуги. На музыкальные вечера приходили офицеры из других эскадрилий, пехотинцы и танкисты. Вот только свое прозвище командир получил не на земле, а в небе.

Во время воздушного боя над Днепропетровском эскадрилья Попкова уничтожила 10 нацистских самолетов, 3 из которых были на счету комэска. Летя на аэродром, один из подчиненных по радио спросил у Виталия Борисовича разрешения запеть песню. Настроение у всех было отличное, и Попков разрешил. Хор летчиков запел песню «Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч…». Когда они закончили с земли женский голос сказал: «Большое спасибо, маэстро!», Попков спросил: «Это за что? За концерт или за бой?» девушка ответила: «И за то и за другое…» После этого эпизода командира прозвали Маэстро.

В «музыкальной эскадрильи» из 14 летчиков 11 были Героями Советского союза, а сам Виталий Борисович за всю войну сделал 117 вылетов, сбил 47 нацистских самолетов лично и 13 в группе. В 1968 году он стал генерал-лейтенантом авиации и ушел в отставку в 1989 году. Служил не только в СССР, но и на Западе и в Корее.

Сегодня по календарю



27 декабря

1919 г. В Нижнеудинске был арестован А.В. Колчак.
1929 г. Сталин заявил о начале сплошной коллективизации и о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса».
1932 г. Вышло постановление ЦИК и СНК о введении в СССР паспортной системы и обязательной прописки.
1938 г. Венгры Й. Ладисла и Г. Биро получают патент на изобретение шариковой ручки. Для производства готового изделия потребовалось несколько раз улучшать первоначальную конструкцию.
1979 г. Состоялся штурм спецподразделениями ГРУ и КГБ СССР резиденции афганского лидера Хафизуллы Амина в Кабуле.
Родились:
1571 г. Иоганн Кеплер – немецкий астроном, один из творцов астрономии нового времени. Открыл законы движения планет, заложил основы теории затмений, изобрел телескоп.
1761 г. Михаил Барклай де Толли – русский генерал-фельдмаршал.
1822 г. Луи Пастер – французский ученый, основоположник микробиологии и иммунологии.
1832 г. Павел Михаилович Третьяков – русский предприниматель-меценат, основатель Третьяковской галереи.
1901 г. Марлен Дитрих (Мария Магдалена фон Лош) – американская киноактриса и певица.

Воспитанник аэроклуба

В 30-е годы прошлого столетия дети советской страны имели возможность выбрать любую профессию. Тогда даже в песне пелось, что молодым везде у нас дорога. По комсомольскому призыву многие юноши и девушки записывались в аэроклубы, чтобы освоить технику управления самолетом. Виталий Иванович Попков оказался в числе молодых людей, которые мечтали стать летчиками. Будущий летчик-истребитель появился на свет 1 мая 1922 года в рабочей семье. Родители проживали в Москве. Отец работал механиком в гараже. Мать занималась домашним хозяйством.  

 

Мальчик рос энергичным и любознательным. В школе, где Виталий учился, действовал авиамодельный кружок. Попкову еще не исполнилось и десяти лет, когда он собрал свою первую модель планера. Затем появилась модель самолета с резиновым моторчиком. Детское творчество послужило толчком к выбору жизненного пути. В старших классах Виталий приступил к занятиям в аэроклубе, который располагался на Тушинском поле. Школу он окончил в 1940 году, и в это же время получил удостоверение пилота в аэроклубе. Осенью его призвали в Красную Армию.  

Комментировать
0