fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Легенда, вымысел или реальность

Каждый из летописцев трактует историю папессы Иоанны по-своему, но общие моменты, все же, имеются. Никто не оспаривает факт ее рождения около 818 года в семье английского миссионера в тот период, когда он вел свои христианские проповеди в Германии. После смерти матери отец девочки брал ее с собой в странствия, где она смогла проявить ораторский талант, рассказывая слушателям о христианстве. В целях безопасности, Иоанна уже в то время переодевалась в мужские одежды.

После смерти родителя девочка попала в монастырь, где познакомилась с молодым монахом и влюбилась в него.  Они покинули монастырь и, отправившись странствовать, оказались в Афинах. Здесь Иоанна получила образование, после чего решила добраться до Рима. Она оказалась в мужском монастыре, где никто не заподозрил переодетую девушку, представившуюся юным монахом, в обмане

На ее ум и стремление заниматься науками обратил внимание бывший в то время папой Лев IV. Он предложил «монаху» должность секретаря, а через время даже возвел Иоанну в кардинальский сан

Благодаря своим талантам и широкому кругозору, женщина смогла быстро завоевать всеобщее уважение и расположение среди кардиналов. Более того, Лев IV назначил «кардинала» единственным преемником. После смерти главы католической церкви, на папский престол единогласно была избрана женщина, о чем никто не догадывался. Она получила имя папы Иоанна VIII, правление которого оказалось недолгим и гуманным, а кончина – ужасной.

Папесса Иоанна в образе вавилонской блудницы

В списке пап римских под именем Иоанн VIII значится другой понтифик. Годы его правления приходятся на 872-882.

857 год оказался для папессы трагичным. Мало того, что на римских дорогах свирепствовали разбойники, прибрежные города подвергались постоянным набегам врагов, посевы на полях уничтожались полчищами саранчи, а городу грозила эпидемия, личная жизнь преподнесла Иоанне свои сложности. В результате влюбленности или, по другой версии, от страха перед разоблачением, женщина проявила слабость, итогом которой стало ожидание рождения ребенка. Папесса Иоанна хотела оставить все в тайне (широкие складки богослужебного одеяния прекрасно скрывали живот) и даже уехала перед родами в Остию, сделав вид, что заболела. Но жители Вечного города негодовали, думая, что папа Иоанн VIII бросил верующих в самый тяжелый момент и что он не такой могущественный, каким хочет казаться.

Папесса Иоанна приняла решение вернуться в Рим и провести крестный ход, чтобы успокоить и поддержать горожан. В тот роковой день, идя во главе процессии, она с трудом передвигала ноги, поэтому со всех сторон ее поддерживали кардиналы. В легенде говорится о том, внезапно началась гроза, и грянул гром, во время которого папа Иоанн VIII душераздирающе закричал и упал…, родив ребенка. Для окружающих это было шоком.

Гравюра, изображающая позор папессы Иоанны

Дальнейшие сказания расходятся. Одни утверждают, что Иоанна с ребенком тут же умерла, а похоронили ее на том месте, где она упала. В других заявляется, что она провела остаток жизни в монастыре, где к ней относились уважительно, а ее сын стал епископом. Третьи уверяют, что женщину с младенцем выгнали за стены города, а там забили камнями.

В заключение

Интересным фактом остается то, что и поныне папские процессии обходят стороной злополучную улицу, на которой случился ранее описываемый инцидент. Она соединяет Латеранский дворец с Колизеем и проходит через Базилику св. Климента. Но и это объяснимо – улица является слишком узкой для многолюдных шествий.
В истории случались не менее курьезные случаи, нежели появление на Святом престоле папессы Иоанны. Вполне возможно, что она на самом деле существовала или ее образ стал собирательным. Но фактов существования реальной женщины, выдававшей себя за папу Иоанна VIII, нет. А может быть, свидетельства уничтожили…

Автор статьи: 39rim.ru

Иоанн VIII (Иоанна – папесса?)

Иоанн (антипапа), 844.

Иоанн VIII, антипапа (Ioannes
Octavus). Годы жизни: ? – ? Годы понтификата: 844. Дьякон Иоанн был
поддержан группой священников после смерти Григория IV, но вскоре был смещен
и заточен в монастырь.

+ + +

Иоанна (Иоанн VIII), папесса (антипапа)
Constantinus Secundus
Мирское имя: Жильберта или Жанна
Происхождение: Майнц (Германия) или Англия
Годы жизни: ? – 858
Годы понтификата: 855 – 858

+ + +

История папессы Иоанны является одной из самых известных
средневековых легенд. По одной из версий Иоанна была уроженкой Майнца,
по другой – англичанкой. Облаченная в мужскую одежду, вместе со своим
возлюбленным она направилась в Афины, где постигла множество наук. Затем
она перебралась в Рим, где стала преподавателем свободных искусств и
добилась широкой известности. Благодаря своим талантам она сделала
быструю церковную карьеру, став сначала секретарем курии, а затем
кардиналом и папой. Через несколько лет Иоанна забеременела. Когда
пасхальная процессия двигалась от собора Святого Петра к Латеранскому
дворцу через узкий переулок между церковью Святого Климента и Колизеем
Нерона, у Иоанны начались схватки, она упала с лошади и разбилась. По
другой версии ее убили сами верующие, чьи религиозные чувства были
оскорблены.

Сведений о папессе Иоанне нет ни в одном источнике того времени.
Впервые о женщине на папском престоле упомянул в середине XIII в.
доминиканский монах Жан де Майи в книге “Chronica Universalis
Mettensis”, но он отнес эту историю к 1099 г. Несколько позже хронист
Мартин Поляк из Опавы в “Хронике понтификов и императоров” перенес ее в
середину IX в. Легенда прочно укоренилась в умах современников и
считалась правдивой историей. Долгое время римские папы избегали прямого
пути от собора Святого Петра до Латеранского дворца через место, где
якобы погибла Иоанна. Вплоть до XV в. существовал обычай, согласно
которому после избрания папа садился на особое кресло стул с прорезью в
сиденье, и один из кардиналов осматривал избранника на предмет наличия
мужского достоинства. Такое кресло (sedes stercoraria) до сих пор
хранится в Ватиканском музее. В 1601 г. папа Климент VIII особым
декретом объявил легенду о папессе Иоанне выдумкой. В середине XVII в.
протестантский историк Давид Блондель окончательно развеял миф, расценив
его как сатиру на правление папы Иоанна XI.

Использованы материалы сайта
http://monarchy.nm.ru/

Далее читайте:

История папства  (хронологическая
таблица).

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): |
I-IV | 
V-IX | 
X-XIV | 
XV-XIX | 
XIX-XXI | 

Ордена монашеские и ереси
(католические)

История создания и реакция

Сенсационная работа была опубликована в начале 1866 года. Проект Роидиса начинается предисловием в котором он утверждает, что впервые услышал средневековую легенду о Папессе Иоанне в Генуе — где он жил со своей семьей — когда был ещё ребенком. История впечатлила его и он в течение нескольких месяцев оставался в Германии (с 1855 по 1856 год), собирая материалы; после чего он отправился в путешествие по Италии, а также посетил Национальную библиотеку в греческих Афинах. Основным объектом его интереса были средневековые книги.

Миф (или легенда) о Иоанне был довольно широко распространен и занимал в прошлом немало историков и писателей, так что Роидис имел в своем распоряжении немало текстов, из которых он извлекал материала по предмету. Основными текстам, использованными автором, стали: работа кальвиниста Friedrich Spanheim «Disquisitio historica de papa foemina inter Leonem IV et Benedictum III», опубликованная в 1631 году и книга итальянского поэта Джамбаттиста Касти «Papessa» (1804).

После публикации книга немедленно подверглась критике со стороны представителей Церкви: особенное недовольство церковных иерархов вызвали «некоторые дерзкие сцены». Атаки на Роидиса первоначально вёл священник Макарий — используя статьи в прессе — но затем в процесс был вовлечён и Священный Синод. Книга была названа «злокачественной и богохульной»; синод призвал к вмешательству и государство, дабы запретить её распространение — чего не произошло. Роидис ответил на выпады против него и его работы рядом сатирических текстов.

Кроме того, критика книги шла не только со стороны церкви, но и от многих ученых того времени: как в Греции, так и за рубежом. Особенно резкая критика вышла из под пера француза Барбе д’Оревилия (Барб д’Оревилие): его газетная статья в парижской «Constitutionel» вышла 9 апреля 1878 года, то есть через двенадцать лет после первой публикации книги.

И в XX веке, в 1940 году, при подготовке издания собрания сочинений Роидиса правительство запретило переиздание романа.

Кроме критики «моральных сторон» работы, Роидис столкнулся и с обвинениями в адрес литературной стороны произведения: он был обвинён в «плагиате» из использованных им источников. Однако, позднее «Папесса Иоанна» была признана одним из самых «инновационных» романов греческой прозы XIX века — не только благодаря продуманному стилю, но и из-за «антиромантизма», который считали предшественником перехода к реализму, состоявшемуся в греческой прозе после появления нового поколения писателей в 1880-х годах.

Вариации легенды

Первая версия: Жан де Майи́

Первым писателем, узнавшим о легенде, был доминиканский хронист Жан де Майи (англ.)русск., от которого другой доминиканец — Стефан (или Этьен) де Бурбон (1180—1261) — позаимствовал её для своей работы о «Семи дарах Св. Духа» («Seven Gifts of the Holy Ghost»).

По его версии, предполагаемая папесса жила около 1104 года, имени же её не указано. Согласно тексту, чрезвычайно талантливая женщина, одетая мужчиной, стала нотариусом в курии, затем кардиналом и, в конце концов, папой; однажды ей пришлось выезжать верхом на коне, и по этому поводу она разродилась сыном; потом её привязали к конскому хвосту, таскали по городу, забросали камнями до смерти и похоронили там, где она умерла, надпись на её могиле гласит: «Petre pater patrum papissae prodito partum» («О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»). В её правление, как добавляет легенда, появились четыре трёхдневных поста (Ember days, по три дня зимой, весной, летом и осенью), названные в её честь папессиными постами («fasts of the popess»).

Однако Годфрид Буссерский, не сомневавшийся в реальности персонажа, помещает её на 100 лет раньше. В записи медиоланской хроники за 784 год значится:

Вторая версия: Мартин Поляк

Другая версия, появившаяся в третьей редакции «Хроники пап и императоров» Мартина Поляка (англ. Martin of Troppau, лат. Martinus Polonus), возможно, вставлена самим автором, а не последующим переписчиком. Посредством этой очень популярной работы легенда наиболее распространилась в следующей форме:

После Льва IV (847—855) святой престол 2,5 года занимал англичанин Иоанн из Майнца (англ. John of Mainz, лат. Johannes Anglicus, natione Moguntinus). Он был, как утверждается, женщиной. Ещё в детстве эта женщина была привезена своим другом в Афины, в мужской одежде, и там показала такие успехи в учёбе, что никто не мог с нею сравниться

Она прибыла в Рим, стала преподавать там науки и этим привлекла внимание учёных людей. Она пользовалась величайшим уважением за прекрасное поведение и эрудицию и в конце концов была избрана в папы

Забеременев от одного из своих верных слуг, она родила дитя во время шествия от собора св. Петра к Латерану, где-то между Колизеем и базиликой св. Климента. Она умерла почти в тот же момент, и говорят — похоронена на том самом месте. Теперь папы избегают этой дороги в своих процессиях; многие думают, что это из-за отвращения.

Здесь впервые появляется имя «Иоанна», которое и сейчас приписывают папессе. Мартин Поляк жил при курии в качестве папского капеллана (chaplain) и пенитенциария (penitentiary, исповедника) (ум. 1278), потому его папская история была широко читаема, и легенда получила всеобщее признание. Одна из рукописей его хроники повествует о судьбе папессы иначе: после родов Иоанна была тотчас низложена и отбывала епитимью много лет. Её сын, как добавляется, стал епископом Остии и похоронил её после смерти.

Более поздние версии

Последующие хронисты дали папессе и девичье имя: одни зовут её Агнессой (Agnes), другие Гильбертой (Gilberta). Ещё более далёкие вариации находятся в работах разных хронистов, например, в «Универсальной хронике Меца» («Universal Chronicle of Metz»), написанной ок. 1250, и в позднейших редакциях книги XII века «Чудеса города Рима» («Mirabilia Urbis Romae»). По последней, папессе было видение, где предлагалось выбрать либо временное бесчестие, либо вечную кару; она предпочла последнее и умерла при родах посреди улицы.

Ранние рукописи хроники Мариана Скотта не содержат известного фрагмента о папессе (под 854 годом), и в издании Monumenta Germaniae Historica он отсутствует. То же относится к Liber Pontificalis, хронике Сигеберта из Жамблу, Оттона Фрейзингского и Готфрида Витербоского.

Использованные материалы

  • Ф. М. Панфилов, Н. Л. “Иоанна Папесса” // Православная энциклопедия, т. 25, с. 32-35

  Historie de gestis Romanum Principium // MGH. Staatsschriften des späteren Mittelalters. Bd. 5. Tl. 2. S. 27

  Впервые об этом говорится у Э. де Бурбона в “Tractatus de diversis materiis praedicabilis” (Трактат о различных темах для проповеди, 1260)

  напр., в соч. “Flores temporum”, см. также отрывок неизданной хроники из аббатства Кемптен – Döllinger. 1863. S. 26

  ut potius videatur iacere quam sedere – цит. по: Dykmans M. Le cérémonial papal. Brux.; R., 1977. Vol. 1. P. 179

  Banck L. Roma triumphans, seu Actus inaugurationum et coronationum Innocentii X Pont. Max. brevis descriptio. Franekerae, 1645; утверждение, что на иллюстрации представлен реальный обряд, до наст. времени можно встретить в научной литиратуре – ср.: Bertelli S. The King’s Body. University Park (Penn.), 2001. P. 177-190

  Chronicon Salernitanum. 16 // MGH. SS. T. 3. P. 481

  PL. 143. Col. 760

  сюжет “женщина, становящаяся епископом/папой” включен под шифром К 1961 2.1 в Указатель фольклорных сюжетов Аарне-Томпсона – Thompson S. Motif-index of Folk-literature. Bloomington, 1955-1958. 6 vol.

  Boureau. 1984

  ut fatentur romani – Chronica minor. P. 184

  Döllinger. 1863. S. 13

  Pardoe R., Pardoe D. 1988. P. 12-14

  Der Briefwechsel des Eneas Silvius Piccolomini / Ed. R. Wolkan. W., 1918. Bd. 3. Tl. 1. N 68

  напр.: Dietrich von Niem. Dialog über Union und Reform der Kirche: (De modis uniendi et reformandi ecclesiam in concilio universali) / Hrsg. H. Heimpel. Lpz.; B., 1933. S. 55-56)

  напр.: Gerson J. Sermon “Apparuit” (1403) // Idem. Œuvres complètes / Ed. P. Glorieux. P., 1963. Vol. 5. P. 64-90

  Palacky F. Documenta Magistri Joannis Hus vitam, doctrinam, causam. Osnabrück, 1966. P. 59-61

  Joannes de Turrecremata. Summa de Ecclesia. II 4. 20. Venetiis, 1561. P. 395

  напр.: Calvin J. Vera Christianae Pacificationis et Ecclesiae Refarmandae Ratio // Idem. Opera. Brunswick, 1868. T. 7. P. 633

  напр.: Luther M. Werke: Tishreden. Weimar, 1919. Bd. 5. S. 667

  см.: Rustici. 2006. P. 85-105

  Platina B. Historia. 1600. P. 134-141

  напр., Д. Блондель – Blondel D. Familier Eclaircissement de la question, si une Femme a esté assise au siège papal de Rome entre Léon IV et Benois III. Amst., 1647

  Pardoe R., Pardoe D. 1988

  D’Onofrio. 1979; Boureau. 1988

  D’Onofrio. 1979

Папа Римский Иоанн XXIII: дипломатическая карьера, нунциатура, миротворчество

Успехи Ронкалли как папского посла (нунция) также заслуживают особого внимания. Высокая толерантность, интеллигентность и образованность дипломата помогли ему с успехом общаться с представителями разных конфессий, религиозных взглядов и традиций. Он утверждал, что с людьми нужно говорить не на языке догм, благих советов и табу, а на языке взаимоуважения, прислушиваться к разным мнениям, допускать существование нескольких истин во имя добра и мира.

За время епископства с 1925 года до 1953 он был нунцием в Софии, Анкаре, Афинах, Париже. Его дипломатическая деятельность развертелась в непростые годы, которые сопровождались военными действиями, переворотами, сменами власти и т. д. Он помогал мирно разрешать разного уровня конфликты – от межрелигиозных браков до политических интриг.

А в 1953 году Ронкалли был избран патриархом Венеции, кардиналом.

Примечания

  1. Jean de Mailly (Archiv der Gesellschaft fur altere deutsche Geschichte, xii, 17 sq., 469 sq.
  2. Vitae Pontificum, Venice, 1557
  3. David Blondel. Familier esclaircissement de la question si une femme a este assise au siege papal de Rome entre Leon IV et Benoit III. — Amsterdam: Blaeu, 1647.
  4. «Flores sparsae in tumulum papissae» в «Bibliotheca Historica», Göttingen, 1758, 267 sq.
  5. «Kirchengesch.», II, 2nd ed., Leipzig, 1895, 81
  6. Unknown. . www.users.globalnet.co.uk. Дата обращения: 28 февраля 2018.
  7. Hincmar, ep. xl in P.L., CXXXVI, 85
  8. Если только её пребывание на престоле не было сверхкоротким, как, например, у Сизинния или у Иоанна Павла I.
  9. Mansi «Concil.», XIX, 635 sq.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 апреля 2007.
  11. «Кристабель» — поэма С. Кольриджа

Стефан VI

Есть папы, прославившиеся за счёт своих любовных похождений. Есть те, кто вошёл в историю чрезмерной жестокостью. А есть те, кто удивил крайним идиотизмом, как, например, Стефан VI. Правил он всего год, но за этот год успел разгневать небеса и наглядно показать, как надо обращаться с трупами. В своей книге он написал, что месть особенно сладка после смерти. Видимо, этим объясняется его поступок. Дело в том, что Стефану казалось, что его предшественник, папа Формоза (у многих был такой компьютер) очень сильно обидел. Но то ли трусость, то ли природный идиотизм не дали Стефану возможности отмстить обидчику при жизни. Поэтому он решил глумиться над его трупом. Труп уже 9 месяцев поедался червями и никого не трогал, как тут поступил приказ эксгумировать тело, нарядить его в священные папские одежды и судить за все преступления, которые только возможны – от мужеложества до сатанизма.

Сам судебный процесс выглядел весьма экстравагантно. Сидит полуразложившийся труп в папских одеждах, а напротив – действующий понтифик с пеной у рта в бреду выдвигает всё новые и новые обвинения. Прямо суд над зомби-апокалипсисом. Может, это было большим сюрпризом для Стефана, но трупы разговаривать не умеют. Поэтому вместо него говорил ни черта не понимающий дьяк, вынужденный оправдываться за смердящий труп. Когда пошли абсурдные обвинения, ему пытались намекнуть, мол: «Стеша, угомонись. Тут дышать нечем, он воняет хуже роты немытых сарацинов! Он давно умер, и он точно не виноват в том, что Джона Сноу убили (просто, чтобы вы понимали абсурдность обвинений). В итоге, Стефан заявил, что титул Папы с Формозы снимается и повелел отрубить трупу те самые три пальца, которыми дают благословение. В итоге несчастное тело перезахоронили из престижной папской усыпальницы на кладбище для иностранцев.

Но нельзя так с трупами. Бог всё видит, и ниспослал на Рим кару небесную, и потрясло землетрясение древний город! Кстати, рухнула изящная папская базилика. Стефан, видимо, подумал, что это Формоза вызывает зомби-апокалипсис, и продолжил глумление над трупом. Его выкопали еще раз и бросили в реку, дабы его душа не нашла покоя, и тело не было предано земле. Но по некоторым источникам, несколько сострадательных людей выловили его и надлежащим образом захоронили, так как негоже доброму христианину таким вот образом терять своё тело. Каков итог всей этой истории? Народ понял, что у них папа идиот, а сторонники доброго и безобидного при жизни Формозы, рассерженные тем, как бессовестно и подло поступили с невинным телом, схватила Стефана и заперли в темницу, где он позже был найден задушенным. Мораль: если ты совсем тупой, в Ватикан ни ногой!

Доказательства мифичности

  • Ни один современный ей исторический источник — среди всех историй папства — ничего о ней не знает; более того, нет ни единого упоминания о ней до середины XIII века. Нельзя представить, что появление «папессы», будь оно историческим фактом, оказалось упущенным из виду всеми источниками X—XIII веков.
  • В современной истории папства нет периода, куда эта легендарная фигура могла бы поместиться.
    • Между Львом IV и Бенедиктом III, куда её помещает Мартин Поляк, она вставлена быть не может, поскольку Лев IV умер 17 июля 855 года, и сразу же после его смерти духовенством и римским народом был избран Бенедикт III; но из-за появления антипапы в лице снятого с должности кардинала Анастасия он не был рукоположен до 29 сентября. Существуют монеты, изображающие Бенедикта III с императором Лотарём, который умер 28 сентября 855 года; следовательно, Бенедикт был признан в качестве папы до этой даты. 7 октября 855 года Бенедикт III написал грамоту (charter) Корвейскому аббатству (Сев. Германия). Гинкмар, архиепископ Реймса, известил Николая I, что посланник, которого он направлял ко Льву IV, узнал по дороге о смерти этого папы, и поэтому вручил свою петицию Бенедикту III, который и принял по ней решение. Все эти свидетельства доказывают верность дат, указанных для Льва IV и Бенедикта III, — между ними не было интервала, так что не было и места для папессы.
    • Ещё менее вероятно, что папесса могла бы быть помещена в списке пап около 1100 года[источник не указан 1495 дней], между Виктором III (1087) и Урбаном II (1088—1099) или перед Пасхалием II (1099—1110), как предполагается в хронике Жана де Майи. Этот исторический период хорошо задокументирован.

Структура и описание

«Папесса Иоанна» имеет подзаголовок «средневековое исследование» или «средневековое время» (греч. μεσαιωνική μελέτη) и в книге — помимо самого повествования, в котором часто можно встретить сноски с дополнительными информационными материалами — присутствуют три дополнительных раздела: предисловия автора, направленное к читателям, в котором содержится информация по история проекта, исследованиям, источникам, стилю и критике, с которой Эммануил Роидис столкнулся со стороны церкви; объёмное введение, представляющее все известные автору доказательства существования Папессы Иоанны как реального исторического персонажа и её биография; и раздел с обширными примечаниями в конце «проекта», в котором перечислены другие исторические фигуры того времени и даны комментарии к тексту.

Основной нарратив пересчитывает жизнь Иоанны: он начинается рассказом о её родителях — двух миссионерах — и продолжается началом монашеской жизни героини, её знакомством и любовным отношениями к монахом Фрументием, поездками в Германию, Швейцарию и Францию, их совместным длительным пребыванием в Афинах и остановкой в Риме. Затем повествуется о постепенном подъеме Иоанны по церковной иерархии, который, в конечном итоге, приводим её к Папству. Завершается история ее любовными отношениями с камердинером, беременностью и, наконец, смертью.

Сюжет о папессе Иоанне в произведениях литературы

Сюжет о папессе Иоанне был неоднократно разработан в мировой литературе

Он привлек внимание и А. С. Пушкина, который предположительно в 1835 году написал наброски сюжета к пьесе «Папесса Иоанна» в трёх действиях. Эти наброски были на французском языке.
В качестве основного мотива поэт подчеркивал «страсть к знаниям» (la passion du savoir), в результате которой Иоанна, дочь простого ремесленника, убегает из дома учиться в университете, защищает диссертацию и становится доктором

Впоследствии она становится настоятелем монастыря, где вводит строгий устав, вызывающий жалобы монахов; затем она попадает в Рим и становится кардиналом, но, когда после смерти папы её избирают на папский престол, она начинает скучать. В третьем действии появляется испанский посланник, её старый товарищ по учёбе, который грозит ей разоблачением; она становится его любовницей и умирает во время родов, согласно традиционной легенде. Таким образом, предполагавшееся произведение примыкало к серии драматических замыслов Пушкина середины 1830-х годов, рисующих человека низкого происхождения, который пробивает себе дорогу в феодальном обществе.
В начало жизненного пути будущей папессы Пушкин включил диалог с «демоном знания»; завершив план, он сделал такую заметку (по-французски): «Если это драма, она слишком будет напоминать „Фауста“ — лучше сделать из этого поэму в стиле „Кристабель“ или же в октавах». Не исключено, что Пушкин разочаровался в своём замысле или счёл, что этот текст не может рассчитывать на публикацию по цензурным причинам; возможно, однако, что он просто не успел его осуществить до своей смерти.

  • В XIX веке каноник Игнаций фон Долингер в сборнике Die Papstfabeln des Mittelalters («Папские побасенки Средних веков») в центр своей книги помещает историю папессы Иоанны.
  • Немецкий романтик Ахим фон Арним написал книгу о судьбе Иоанны.
  • Роман классика греческой литературы Эммануила Роидиса «Папесса Иоанна» (1866, русский перевод 1991).
  • Роман Донны Вулфолк Кросс «Папесса Иоанна» (1996) / Donna Woolfolk Cross. Pope Joan. — Ballantine Books. — ISBN 0-345-41626-0. Основан на книге Э.Роидиса, стал основой для кинофильма «Иоанна — женщина на папском престоле».

Александр VI

Про них и говорить-то ровным счётом нечего. Эта семейка, как никакая другая, подорвала и без того шаткий авторитет пап в XV веке. В тогдашней Италии таких vip-семейств было более чем достаточно, наблюдался даже переизбыток благородных домов, которым всегда было мало их владений, а самое авторитетное кресло было совсем рядом – в Риме. Кстати, сами Борджиа (в девичестве Борха) были родом из не менее знойной Испании. Но в Италии у них всё было схвачено: двое из рода были папами, один причислен к лику святых, куча кардиналов происходила из этой же семейки. О семье папы Александра VI Борджиа, имевшего в народе ник «Аптекарь Сатаны» (за маниакальную склонностью к отравлению не нужных ему людей), ходили самые порочные слухи, но доказательств почти не осталось. Если, конечно, за доказательство не принимать замечательный фильм «Яды или всемирная история отравлений», где в фантасмагоричной реальности был изображён порочный папа. Да и Assasin’s Creed наверняка рассказал и показал, как всё было на самом деле. Для тех же, кто не любит много читать, но любит срамные картинки, рекомендуется франко-итальянский комикс о жизни семейства Борджиа и папы Александра VI. Историчности там немного, но материала для греховного наблюдения – в больших количествах. А для ещё более ленивых – замечательный сериал о нелёгких буднях папы Александра и его семейки. Впрочем, франко-германская вариация на тему не хуже.

Если брать грешноватого Родриго, отца семейства, то ему в вину ставят кровосмешение с родной дочерью Лукрецией, которая родила от него ребёнка, хотя сам батя признал её девственницей. Но народ шутил, что, мол, это было почти непорочное зачатие, только не от святого духа, а от отца, причём её собственного. Её выдавали замуж за представителей влиятельных фамилий Европы, а затем убивали её мужей ради новых связей и владений. Делали это сын и отец Борджиа соответственно. Ну, и конечно, имел огромную страсть к отравлениям, за что его прозвали «Аптекарем Сатаны». Примечательна его смерть. Поговаривают, что папа нечаянно съел отравленное яблоко, приготовленное его сыну Чезаре, который начал расстраивать его в качестве конкурента на руку и плоть Лукреции. Да-да, они там все молодцы. Но историки опровергают этот факт, уверяя, что папа просто простыл. А вздутие и тот смердящий аромат, который он издавал на смертном одре (из-за которого многие просто не рисковали к нему подойти) – просто выдумки. Так или иначе, в этом весёлом семействе самым интересным был даже не Александр, а его сын. Тот самый, про которого Макиавелли написал «Государя». Уж на сколько он был порочен!.. Но это совсем другая история. Говорят, что своего брата Хуана (любимца Родриго) тоже он убил. Кстати, это не единственный папа из их знатного порочного рода. У Родриго был дядя – Альфонсо, ставший папой Каликстом. Согласен, имя не очень, но тем не менее. По счёту он был III. Славный папа был, надо сказать. Активный борец с ересью и всем тем, чем занимались его нерадивые родственники. Но прежде чем закончить говорить о семье, про которую все знают, разреши внести одну ремарку. Дело в том, что Борджиа на своём веку почти разрушили два крупнейших римских клана, пользовавшихся колоссальным влиянием и ненавидевших испанских выскочек – Коллона и Орсини. Есть версия, что все слухи про яды и кровосмешение распускали именно завистливые и менее удачливые конкуренты. Тогдашняя церковная верхушка была сплочённой кастой, происходившей в основном из итальянской знати. Само собой, у этой публики не было причин любить Борджиа, в коих некоторые личности видели даже не испанцев, а жидов. Вот потому всех собак (подкуп, шантаж и прочие прелести) на несчастное семейство и спустили.

Биография святого до избрания на папский престол

Папа Римский Иоанн XXIII, в миру Анджело Джузеппе Ронкалли, выходец из бедной, многодетной крестьянской семьи. Он родился на севере Италии в живописной провинции Бергамо в 1881 году.

Уже в первые годы учебы в провинциальной начальной школе юный крестьянин готовился к поступлению в семинарию. При помощи местного священника мальчик выучил латинский язык. Он успешно окончил Бергамскую семинарию в 1900 году, а через четыре года и теологический факультет Папской семинарии в Риме. В 1904 году он принял сан священника и стал секретарем епископа Д. М. Радини Тедески. Также преподавал историю религии в той же семинарии в Бергамо.

В годы Первой мировой войны он служил в армии санитаром в госпитале, а затем военным капелланом. В 1921 году Анджело Джузеппе Ронкалли был одним из членов Священной конгрегации веры.

Происхождение легенды

Сюжет о Римской папессе, видимо, имеет более раннего двойника в Константинополе. Действительно, в письме к Михаилу Керуларию (1053) Лев IX говорит, что не может поверить тому, что слышал, а именно, что Константинопольская Церковь видела евнухов, а то и женщин, на епископском престоле.

Относительно происхождения всей легенды о папессе Иоанне предлагались разные гипотезы.

Беллармин (De Romano Pontifice, III, 24) думает, что рассказ попал в Рим из Константинополя.

Бароний (Annales ad a. 879, n. 5) предполагает, что сильно порицаемые женственные слабости папы Иоанна VIII (872—882) в отношениях с греками могли вырасти в эту легенду. Май (Mai) показал (Nova Collectio Patr., I, Proleg., XLVII), что Фотий Константинопольский (De Spir. Sanct. Myst., lxxxix) трижды многозначительно называет этого папу не то «мужественным», не то «мужеподобным» («the Manly»), как будто снимая с него клеймо женственности.
Другие историки указывают на деградацию папства в X веке, когда многие папы носили имя Иоанн; потому такое имя, чувствуется, вполне подходит легендарной папессе. Так, Авентин видит в рассказе сатиру на Иоанна IX; Блондель — сатиру на Иоанна XI, Панвинио (notae ad Platinam, De vitis Rom. Pont.) примеряет рассказ к Иоанну XII, тогда как Леандр (Leander) (Kirkengesch., II, 200) понимает его как оценку пагубного влияния женщин на папство в X в. вообще.
Прочие исследователи пытаются найти в различных происшествиях и сообщениях более определённую основу для происхождения легенды. Лев Аллатий (Leo Allatius) (Diss. Fab. de Joanna Papissa) связывает её с лжепророчицей Феотой (Theota), осуждённой на Синоде в Майнце (847); Лейбниц вспоминает историю о том, как Johannes Anglicus, якобы епископ, прибыл в Рим и там был признан женщиной. Легенду также связывали с лжеисидоровыми декреталиями, например, Karl Blascus («Diatribe de Joanna Papissa», Naples, 1779) и Gfrörer (Kirchengesch., III, 978).
Объяснение Дёллингера встречено гораздо большим одобрением («Papstfabeln», Munich, 1863, 7—45). Он расценивает сюжет о папессе Иоанне как пережиток некоторых римских народных сказок, оригинально связавшийся с определёнными древними памятниками и своеобразными обычаями. Древняя статуя, откопанная в правление Сикста V на улице возле Колизея, — фигура с ребёнком — была всенародно принята за изображение папессы. На той же улице был откопан памятник с надписью, оканчивающейся известной формулой «P.P.P.» (proprie pecunia posuit, «свои деньги положил») и с именем в начале, читающимся как: Pap. (Papirius?) pater patrum. Это легко могло породить надпись, указанную Жаном де Майи. Также было замечено, что папа не ходит по этой улице во время торжественного шествия (возможно, по причине её небольшой ширины)

Далее обратили внимание, что при формальной инаугурации перед Латеранским собором новоизбранный папа уселся на мраморное кресло с дырой посередине. Это кресло представляло собой древнее сиденье от туалета (bath-stool), каких было много в Риме; иногда оно использовалось папой для отдыха

Но простонародное воображение увидело в этом знак, что таким образом будто бы проверяют пол папы, в целях впредь предотвратить попадание женщины на престол св. Петра.

Бертран Рассел в «Истории западной философии» указывает на то, что в основу легенды легла история Мароции, дочери римского сенатора Теофилакта, из рода графов Тускулума, являвшихся в начале X века наиболее влиятельными римлянами, в роде которых титул папы стал почти наследственным. Мароция сменила нескольких мужей подряд и неведомое количество любовников. Одного из любовников она сделала папой под именем Сергия III (904—911). Сын её от этой связи был папой Иоанном XI (931—936); внуком её был Иоанн XII (955—964), который стал папой в 18-летнем возрасте и своей беспутной жизнью и оргиями, местом которых стал вскоре Латеранский дворец, окончательно подорвал авторитет папства.

Комментировать
0