fbpx
No Image

«воздушный охотник» jnaam. первые итоги от задержки проекта рвв-ае-пд

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Совместимость

Носители

Ракетой Р-77 могут быть оснащены модернизированные истребители семейства Су-27 и МиГ-29. В начале 1990-х годов она успешно прошла государственные испытания и в 1994 году была принята на вооружение российских ВВС. Серийный выпуск ракеты Р-77 для ВВС Советского Союза налаживался в Киеве на ГАХК «Артем» и после развала СССР был прекращён после выпуска опытных партий. Серийное производство Р-77 для российских ВВС не велось, а на экспорт ракеты РВВ-АЕ изготавливались опытным производством ГосМКБ «Вымпел». Дальнейшее развитие Р-77 — РВВ-СД — на 2009 год проходила государственные испытания, после чего должна начаться закупка ракет данной модификации для ВВС России. Ракета закупалась небольшими партиями для прошедших модернизацию строевых Су-27СМ (основная опция модернизации — возможность применять ракеты семейства Р-77), а также для новых Су-27СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ, недавно поставленных ВВС РФ. В настоящее время Р-77-1 серийно производится ГосМКБ “Вымпел”.

Версии 27-Р

Указанная модель представляет собой разновидность штатной ракеты, обладающую управлением инерциального типа с коррекцией посредством применения определенных радиочастот. Кроме того, в систему наведения входит полуактивный радиолокационный блок, активирующийся на финишной стадии полета.

Система наведения ГСН 9Б-1101К также разрабатывается конструкторами НИИ «Агат». Указанный узел ориентирован на захват объектов на высотах от 20 до 25 000 метров. При этом предельное завышение или занижение мишени при скорости до 3500 км/ч, составляет 10 км. Допускается старт пары зарядов по двум целям. Готовность ГСН к применению обеспечивается через одну секунду после получения указания мишени от блока управления носителя типа Су-33 или МиГ-29.

К-7 / К-75

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)Ракета К-7Ракета К-75
  Опытная ракета “воздух-воздух”. Разработка ракеты задана Постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1954 г. и велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне – МКБ “Вымпел”), главный конструктор – И.И.Торопов. Изначально ракета проектировалась для вооружения перехватчика Т-3 ОКБ П.О.Сухого. Первой ракетой, разработанной по проекту была К-7Л с наведением по лучу РЛС и более мощной, чем у К-5 боевой частью, для минимизации недостатков точности наведения. В связи с выбором уже распространенной системы наведения по лучу РЛС разработка К-7Л продвигалась существенно быстрее других вариантов ракеты.В 1956 г. переоборудован и прошел заводские испытания самолет-носитель Як-25 (серийный №01-09). Самолет был оснащен макетом РЛС “Алмаз”. В 1956 г. с самолета проведены пуски управляемых по лучу ракет К-7Л, а в 1957 г. испытания были продолжены. Всего за два года выполнено 99 полетов, проведено 38 пусков ракет К-7Л.Уменьшенный вариант ракеты К-7Л для отработки системы наведения и оборудования – К-75 – на испытания вышел раньше полноразмерного аналога. Ракета наводилась на цель РЛС “Изумруд-2” – аналогично ракете К-5. Пуски ракет К-75 начаты в 1956 г. с переоборудованных самолетов-носителей Як-25К (серийные №№16-08 и 18-08). С 5 марта по 10 июня на Як-25К (сер.№16-08) с модернизированной РЛС “Изумруд” выполнили 23 полета и провели три пуска ракет на высотах 5 и 12 км. Ракета К-75 не имела ощутимого превосходства над технологически более предпочтительной К-5М – модернизированной К-5. В ноябре 1957 г. Як-25К (сер.№16-08) возвратили в ЛИИ ВВС и переоснастили для проведения испытаний неуправляемых авиационных ракет ТРС-85.До конца сентября 1958 г. с самолетов МиГ-19 / СМ-6 (зав.№№2100101 и 2100102 – те же, что использовались при испытаниях ракеты К-6) проведено 25 пусков ракет К-7. Подтверждена правильность заложенных в ракету основных технических решений. Результаты испытаний также подтверждали возможность применения ракет с носителей типа Т-3 и Як-25. Неготовность основного носителя – Т-3 – не позволяла приступить к совместным испытаниям, так же уже в 1957 г. разработчики Т-3 стали склоняться к переходу на более перспективную самонаводящуюся ракету К-8, отрабатывавшуюся в ОКБ-4 М.Р.Бисновата.Кроме ракет с наведением по лучу РЛС велись работы и над вариантами К-7 с полуактивным радиолокационным наведением К-7С-3 и с ИК ГСН К-7СТ. Эскизный проект и рабочая конструкторская докуентация на ракету К-7С-3 выпущены в 1957 г., а в 1958 г. начаты её испытания. Кроме прототипа Т-3 в испытаниях был задействован носитель Як-25 (серийный №02-21). В итоге из 38 намеченных пусков с Т-3 и Як-25 был произведен только 1 пуск с Як-25.  Так же в 1958 г. произведено 3 испытательных пуска ракет К-7СТ с тепловыми ГСН разработки ОКБ-393 и НИИ-10. Так же по Постановлению Совмина СССР от 7 марта 1957 г. для вооружения перехватчика Е-150 (по 2 ракеты) с РЛС “Ураган-56” начата разработка еще одного варианта ракеты К-7 – ракеты К-70 с ГСН разработки ОКБ-287.В 1958 г. в связи с успешными испытаниями более универсальной самонаводящейся ракеты К-8, а так же в связи с заданием ОКБ-134 на копирование ракеты “Сайдвиндер” (К-13), разработка ракет семейства К-7 была прекращена.

Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7Л (Павлов В. Сверхзвуковые трубы “всесоюзного оркестра” ПВО. // Авиация и время. №6 / 1998 г., http://crimso.msk.ru).Ракета К-7Л под крылом Як-25К (Гордон Е. Большое семейство. // Авиация и время. №6 / 1997 г., http://crimso.msk.ru).

Модификации авиационной ракеты Р-27

Указанное оружие изготавливается в нескольких версиях. Между собой они отличаются разновидностью головок наведения (полуактивный тип радиолокационного действия (ПАРГС)) и тепловой вариант (ТГС). Кроме того, у них разнятся конфигурации двигательных агрегатов, имеющие стандартный либо повышенный энергетический потенциал. Модификации с ТГС дополняются буквенными индексами «Т» или «ЭТ», версии с ПАРГС – «Р» и «ЭР».

Стоит отметить, что литера «Э» обозначает «энерговооруженная» модель. Многие ошибочно приписывали расшифровку – «экспортная» вариация. Такие экземпляры обладают твердотопливной силовой установкой повышенной мощности с увеличенным диаметром, по сравнению с фюзеляжным отсеком.

Некоторые общие показатели всех модификаций авиационной ракеты Р-27:

  • боевая часть — стержневая:
  • разновидность взрывателя – неконтактная/радиолокационная/контактная;
  • вес боевой части – 39 кг;
  • радиус при активации взрывателя – до 6 м;
  • двигатель – с одним режимом (РДТТ Р-300);
  • силовой агрегат на модификациях «Э» – обладает повышенной начальной тягой с дальнейшим ее уменьшением (РДТТ Р-300Э);
  • вес силовых установок – 95/192,5 кг.

Описание авиационной ракеты Р-27

Изначально модель разрабатывалась с учетом нормальной схемы самолетной аэродинамики. В дальнейшем ее изменили на конфигурацию «утка», базирующуюся на асимметричном крестообразном размещении рабочих поверхностей. В конструкцию внедрили технически сложные аэродинамические рули. Эти элементы имеют значительное удлинение, стреловидность переменной конфигурации (на фронтальной кромке) и суженный корневой отсек.

Подобная схема (типа «бабочка») дала возможность использовать рули в дифференциальном режиме не только для управления и стабилизации полета по основным показателям, но и аналогичного действия по каналу крена. Конструктивные особенности гарантировали стабильный коэффициент момента крена во всем доступном диапазоне чисел. Соответственно, нивелировалось реверсное явление, характерное для других аналогов, созданных по системе «утка».

ТТХ

Параметр Показатель Доп.информ.
Диаметр: 200 мм Диаметр без крыльев.
Длина 3600 мм
Размах крыла 400 мм
Размах решётчатого стабилизатора: 700 мм
Вес: 175 кг При стандартном разрывном заряде.
Дальность пуска макс. в переднюю полусферу: 80 км Полностью выгорает топливо, теряется управление.
Дальность пуска мин. в заднюю полусферу: 300 метров Более близкий пуск опасен для запускающего.
Дальность поражения низколетящей цели 20-25 км
Скорость полёта поражаемой цели: 3600 км/ч (1 км/с) На более скоростных целях испытаний не велось.
Скорость полёта: 4250 км/ч (3,5
М
)
Масса боевой части:(разрывного заряда) 22 кг Без учёта
поражающих элементов
.

Конструкция

Аэродинамическая схема

схема ракеты РВВ-АЕ

Аэродинамическая схема — нормальная. Цилиндрический корпус и крылья являются основными элементами, создающими подъемную силу. Крылья малого удлинения имеют простую форму в плане и тонкий профиль, что минимизирует волновое сопротивление ракеты и упрощает её размещение во внутренних отсеках вооружения самолетов-носителей.Носовая часть ракеты имеет параболическую форму, что увеличивает общую подъемную силу ракеты. Использование решетчатых рулей с очень малым (в пределах 1,5 кгм) шарнирным моментом позволило применить малогабаритный электропривод малой мощности.Благодаря такой структуре рулей реализуется бессрывное обтекание и, следовательно, сохраняется эффективность до углов атаки порядка 40°. Имеется возможность изменения характеристик хвостового оперения путём варьирования количества ячеек руля, которые практически аэродинамически независимы друг от друга и от корпуса ракеты. У них более благоприятные по сравнению с традиционными рулями прочностные и аэроупругие характеристики.Решетчатые рули могут складываться и при необходимости автоматически раскрываться после пуска. Этим обеспечиваются минимальные транспортировочные габариты (квадрат со стороной 300 мм), а также решается задача снижения общей эффективной отражающей поверхности самолета.

Двигатель

Ракета РВВ-АЕ оснащена твердотопливным двигателем, обеспечивающим энергичный начальный отлет от носителя и максимальную дальность полета. При этом развивается скорость полета, соответствующая числу 4М.

Система управления

Активная радиолокационная головка самонаведения ракеты РВВ-АЕ. МАКС-2009

Наведение ракеты комбинированное: командно-инерциальное на начальном и активное на конечном участке траектории. Переход к активному наведению производится по сигналу с бортового компьютера, определяющего дальность захвата цели головкой самонаведения. После перехода на самонаведение линия коррекции полетных данных ракеты с самолета-носителя продолжает формировать математическую модель цели. В случае срыва автосопровождения цели организуется повторный поиск с использованием этой модели.Во всех режимах работы используется метод модифицированного пропорционального наведения. При наличии организованных помех, когда бортовая радиолокационная станция носителя не может передавать на ракету информацию о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям. В головке самонаведения ракеты реализована также возможность пассивного наведения на источник помех, совмещенный с целью.

Взрыватель

Взрыватель — лазерный. Облучая цель и определяя по отраженному сигналу расстояние до нее, устройство подрывает боевую часть на оптимальной дистанции. Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель (для случаев прямого попадания или падения на землю или в воду) на случай необходимого самоуничтожения.

Боевая часть

Боевая часть — стержневая с микрокумулятивными элементами. Масса БЧ — 22 кг. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.

Кратко о носителях

Транспортировку и запуск ракет Р-27, которые по стандартам НАТО именовались АА 10 Alamo, осуществляли несколько отечественных истребителей.

Среди них:

  1. Су-27 – советский, а потом российский многоцелевой истребитель четвертой генерации. Первый полет состоялся в 1977-м, а эксплуатация ведется с 1985 года. Указанная модель – один из основных летательных аппаратов ВВС РФ, предназначен для получения военного превосходства в воздухе.
  2. Су-33 – еще один представитель четвертого поколения истребителей РФ, состоящий на вооружении с 1998 года, отличается большой грузоподъемностью и дальностью полета. Особенность – возможность выполнять функции самолета-заправщика.
  3. Су-34. Мультифункциональный истребитель-бомбардировщик, ориентированный на поражение и бомбардировку наземных целей, противостояния объектам противника в воздухе. Особенности – уникальные боевые характеристики и наличие инновационных приборов противодействия радиоэлектронным системам.
  4. Су-35. Этот военный самолет известен еще как Су-27М, соответствует параметрам истребителей пятого поколения.
  5. Як-141 – всепогодный многоцелевой военный летательный аппарат с возможностью вертикального взлета и посадки. Первый вылет совершен в 1987 г.
  6. МиГ-29. Многоцелевой истребитель четвертой генерации, на вооружение принят в 1983 году.

Самонаведение

Самонаводящаяся головка ракеты Р-77 отличается от предшественников улучшенными тактико-техническими параметрами, а также увеличенной чувствительностью передатчиков и приемников, отвечающих за корректировку прицельности и ликвидацию возможных помех. Такая система дает возможность самостоятельно обнаруживать цели по принципу «выстрелил и забыл». При этом не требуется подсвечивание или другое обозначения мишени до момента ее поражения. Исследовательский институт «Агат» в 2014 году представил две модернизированные версии рассматриваемых ракет. Головка типа 9Б-1103М-200ПА оснащена добавочным полуактивным каналом. Аналог под индексом 9Б-1103М-200ПС оборудован пассивным механизмом, который дублирует основную систему. Модернизированные экземпляры позволяют расширить возможности достижения и поражения цели за счет усовершенствованных способов поиска.

Устройство

Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:

  • Общая длина – 3710 мм.
  • Корпус в диаметре – 200 мм.
  • Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
  • Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
  • На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
  • Начальная масса изделия – около 190 кг.

В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.

Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.

Конструкционные особенности

На корпусе авиационной ракеты Р-27, перед рулями самонаводящихся головок, предусмотрены дестабилизаторы. Запас статической стабильности обеспечивался за счет указанных элементов, которые изменяли собственную площадь при смене боеголовок. Версия с радиолокационным способом наведения разработана с комбинированной корректировкой, позволяющей по максимуму использовать баллистические преимущества ракеты.

Они превышали почти в 2,5 раза дальность захвата мишени головкой. То есть на первом этапе траектории используется инерциальная наводка на цель с радиокоррекцией скоростного и позиционного фактора, с учетом маневра мишени. На финишной стадии основная роль отводилась самонаведению.

Для подвески на Су-33 и другие самолеты носители применяются идентичные пусковые приспособления рельсовой и катапультной конфигурации. Первая вариация АПУ-470 предназначается для установки боеприпасов под крыльями летательного аппарата, а катапульта служит рабочим отсеком под крыльями и фюзеляжем. Стоит отметить, что основным материалом конструкции является титан (для корпуса) и усиленная сталь (для оболочки двигателя).

Серия Р-27Т

Отличительным моментом этой модификации является наличие инфракрасного элемента самонаведения. Конструкция ракеты включает в себя следующие узлы и детали:

  1. В носовом отсеке под обтекателем расположен детектор инфракрасной ГСН.
  2. В следующей части корпуса находится аппаратура головки.
  3. Головная часть оборудована четырьмя рулями, сконфигурированными по схеме «утка».
  4. Боевая часть установлена за отсеком силовых приводов рулей. Там же предусмотрено место для взрывателя.

Корпусная часть в своем большинстве занята ракетным силовым агрегатом. Непрерывная работа составляет 3 часа (вместе с включенным охлаждающим контуром фотоприемника).

Эксплуатация

Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.

В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.

Управление

В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.

К-27 / Р-27 – AA-10 ALAMO

ДАННЫЕ на 2013 г. (стандартное пополнение)К-27 / Р-27 / изделие 470 / 9-А-1101 – AA-10 ALAMO К-27Р / Р-27Р / изделие 470-1 / 9-А-1101К – AA-10 ALAMO-A     К-27Т / Р-27Т / изделие 470-3 / 9-А-1023 – AA-10 ALAMO-BК-27ЭР / Р-27ЭР / изделие 470-1Э – AA-10 ALAMO-CК-27ЭТ / Р-27ЭТ / изделие 470-3Э – AA-10 ALAMO-D Р-27П / 9-А-1032 – AA-10 ALAMO-EР-27ЭП – AA-10 ALAMO-FР-27А / 9-А-1103Р-27АЭР-27ЭМ / Р-29МЭ – AA-10 ALAMO-M 

Семейство управляемых ракет “воздух-воздух” модульной конструкции средней и повышенной дальности. Разработка ракеты К-27 начата ГосМКБ “Вымпел” (г.Москва) в 1972 г. Ракета разрабатывалась в качестве единой ракеты средней дальности для вооружения перспективных истребителей МиГ-29 и Су-27. ОКБ П.О.Сухого и ГосНИИАС предложили весли разработку двух вариантов ракеты – базового идентичного по характеристикам ракете AIM-7R Sparrow и предназначенной для МиГ-29 и “энергетического” с увеличенной дальностью предназначенного для Су-27. С целью унификации была предложена модульная конструкция ракет. В конце 1973 г. концепция ракеты средней дальности была рассмотрена на совещении в МАП с участием ГосНИИАС, ОКБ П.О.Сухого, ОКБ А.И.Микояна, МЗ “Вымпел” и ПКПК “Молния”. Предложения по концепции создании модульной ракеты средней дальности были официально оформлены в Решении МАП, МОП, МРП, ММ и ВВС утвержденном в феврале 1974 г. Эскизное проектирование ракеты велось на конкурсной основе МЗ «Вымпел» и ПКПК «Молния». Предварительные итоги были подведены в конце мая 1975 г. – конкурс выиграл проект МЗ «Вымпел» – К-27 / изделие 470 (ист. – Истребитель Су-27…).Разработкой ракеты К-27 руководил заместитель главного конструктора МКБ “Вымпел” П.П.Дементьев, ведущими консрукторами в разное врем были  В.Т.Корсаков, A.B.Харламов и И.В.Баловнев. На этапе эскизного проекта рассматривалось два варианта компоновки ракеты – нормальной аэродинамической схемы и схемы “утка” или схема ракеты с поворотным крылом оригинальной формы. ГосНИИАС поддержал традиционную аэродинамическую схему, а ЦАГИ рекомендовал схему с оригинальным поворотным крылом. Она и была выбрана для проектирования (ист. – Истребитель Су-27…).
 

Ракета Р-27Р запущенная с болгарского МиГ-29 за мгновение до поражения БПЛА. Кадр сделан видеосистемой БПЛА. Публикация – 09.12.2013 г. (источник).Ракета Р-27Р на пусковой установке АПУ-470 под самолетом F-14 ВВС Ирана, публикация 07.07.2012 г. (http://www.militaryphotos.net).Ракета Р-27ЭР или её учебная модификация под Су-30МКК борт №502 белый, принадлежность – ОАО “Сухой”, Раменское, февраль 2013 г. (фото – Анатолий Бурцев, http://russianplanes.net/id118223).МиГ-29 ВВС Германии выполнил пуск ракеты Р-27Р – AA-10 ALAMO-A. 73-е авиакрыло, авиабаза Laage, 10 июня 2003 г. (фото – Michael Ammons, USAF, http://commons.wikimedia.org).Ракеты Р-27Р и Р-60М под крылом МиГ-29 ВВС КНДР, фото не позже 2009 г. (KCNA, http://www.afp.com).

Поражение целей

Произведенная в России ракета «воздух-воздух» большой дальности типа Р-77 РВВ-СД в состоянии поразить цель на высоте до 25 километров. Большую часть пути боеголовка пролетает за счет инерционной системы навигации. На завершающей стадии выполняется активация радиолокационной самонаводящейся головки. Дальность захвата мишени и длительность финальной части полета под управлением ГСН зависит от нескольких показателей. Основным из них является заметность цели. К примеру, воздушное судно противника с ЭПР на уровне трех квадратных метров засекается с дистанции порядка 20 км. Окончательное наведение на цель производится через ГСН (головки самонаведения).

По официальным сведениям, Р-77 способна ликвидировать цели, перемещающиеся со скоростью до полутора тысяч метров в секунду. Предельная перегрузка мишени, степень которой позволяет ракете продолжать атаку с наведением, составляет 12 единиц. У модернизированных версий этот параметр достигает 40 ед. с возможностью разворота до 150 градусов в секунду.

Р-27 ЭР и Р-27 ЭТ

Управляемая ракета класса «воздух-воздух» вариации «ЭР» отличается существенно увеличенной дальностью полета. По сравнению с базовой моделью она имеет большие габаритные размеры и вес. Полуактивная радиолокационная ГСН гарантирует уничтожение объектов в сложных метеоусловиях, независимо от естественных и искусственных помех.

Серия Р-27 ТЭ также имеет большую дальность действия, габариты и вес

Ее важное преимущество – применение в самолетных пусковых установках для ликвидации всех типов боевых летательных аппаратов, включая высокоманевренные самолеты крылатые ракеты. При этом на эффективность действия не влияют помехи, метеоусловия, фон земли или водной поверхности, ракурс наведения

Комментировать
0