«Целые вещи»
Астронавты «Аполлона-11» привезли 214 таких конверта на Луну. Армстронг привез 47, Коллинз — 63, Олдрин — 104. Все проставили свои подписи на конвертах. За несколько лет Олдрин и Коллинз продали несколько своих целых вещей, а вот Армстронг попридержал.
Другие экипажи «Аполлонов» тоже привозили почтовые конверты на Луну, но вот команда «Аполлона-15» угодила в скандал. Они привезли 243 уполномоченных целых вещей и 398 неуполномоченных. Последние были предоставлены немецким коллекционером Германом Зигером, которому досталось 100 после возвращения с Луны. Зигер свои сразу же продал, хотя астронавты и просили его подождать, пока программа «Аполлона» не закончится.
В конечном итоге Конгресс задал несколько неудобных вопросов NASA и начались дисциплинарные слушания. Это было фиаско. Сегодня один конверт «Аполлона-15» будет стоить тысячи долларов на аукционе.
Пятая высадка на Луну – «Аполлон-16»
Слева направо: Томас Маттингли, Джон Янг, Чарльз Дьюк.
Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими астронавтами, которым удалось посетить лунную поверхность. Томас Маттингли ждал их на орбите спутника. К слову, эта миссия могла не состояться. Когда корабль вышел на лунную орбиту в двигателе контрольно-обслуживающего модуля возникли неполадки. Задержка посадки составила 6 часов. За это время корабль успел совершить 11 витков вокруг спутника. Проблема в итоге была решена и «Аполлону-16» разрешили продолжить запланированную посадку. После прилунения оказалось, что посадочный модуль находится на возвышенности и немного наклонен.
На Луне астронавты провели 71 час, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода на поверхность общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе. Более того, они установили рекорд скорости передвижения по Луне на лунном автомобиле — 18 км/ч.
На лунную поверхность были доставлены: детектор космических лучей и ультрафиолетовая фотокамера и сейсмометры.
А еще астронавты провели серию взрывов для проверки установленных сейсмических датчиков. Для этого использовалось два десятка зарядов взрывчатки, а также миномет! Этот эксперимент рассказал ученым о подповерхностной структуре лунного грунта (реголита), а также о скорости распространения звука в нем.
Один из зарядов.
На фото — миномет для активного сейсмического эксперимента.
В ходе миссии «Аполлон-16» астронавты собрали и доставили на Землю 96,7 килограммов образцов лунного грунта. Кроме того, астронавты привезли на Землю 3793,5 м фото- и кинопленки, отснятой на Луне и окололунной орбите.
Верить – не верить
Когда спрашивают, сколько раз люди были на Луне, то многие, независимо от гражданства, цвета кожи и вероисповедания, отвечают – никогда. А все, что говорят об этом, – мистификация. Думают они так небезосновательно:
- С Земли все «Аполлоны» поднимал в открытый Космос трехступенчатый носитель «Сатурн-5». Его создатель – небезызвестный немецкий конструктор, «отец» боевой ракеты ФАУ, которыми фашисты обстреливали Англию, Вернер фон Браун. Пригревшийся под крылом США военный преступник чудесным образом превратился в уважаемого гражданина ведущей страны «свободного» мира.
- Сомнения вызывают, как заявленные технические данные по грузоподъемности «Сатурна-5», так и то, что эта ракета была снята с производства после скомканного прекращения программы освоения Луны, а Вернер фон Браун уволен из НАСА.
- Еще интересней то, что США до сих пор (!) не имеют тяжелой ракеты, способной выполнить задачи почти полувековой давности. Они то покупают в России двигатели РД-180, которые, кстати, способны обеспечить полет на Луну, или в рамках программы МКС за деньги просят доставить тяжелые грузы на орбиту Земли.
-
Не вдаваясь в крайности, вроде инопланетян на Луне, многим, в том числе специалистам в разных областях знаний, кажется, что это были старты, отправлявшие на Луну малогабаритные спускаемые аппараты – базовую версию «Аполлона», не имевшие полезной нагрузки в виде топлива на обратную дорогу к Земле, астронавтов вместе со скафандрами, системой жизнеобеспечения корабля, продуктов питания, научной аппаратуры, электромобиля для прогулок по Луне и многого другого. Основной груз был аппаратурой связи и телеметрии, исправно создававшей вполне убедительную даже для специалистов из СССР картину благополучного прилунения.
- Все остальное – Голливуд. Снимки бодрых, радостных астронавтов, которые резко контрастировали с видом советских космонавтов, которых аккуратно на руках доставали из спускаемых аппаратов после запредельных перегрузок, сбоящего после продолжительного нахождения в невесомости вестибулярного аппарата, различные ляпы на якобы снимках с Луны, нелепая конструкция «лунного» электромобиля, космические скафандры, не имеющие как дополнительной защиты от радиации, так и запаса кислорода для столь продолжительных прогулок по поверхности – всего не перечесть.
Главное сомнение, конечно, вызывает тот простой вопрос, почему такой прорыв в науке, инженерно-конструкторском деле был возможен 50 лет назад, но современные технологии не гарантируют ни ювелирной стыковки на орбите Луны, ни других возможностей и чудес американской программы «Аполлон»?
Возможно, довольно скоро станет точно известно, сколько раз американцы были на Луне и были ли эти события на самом деле. Планы колонизации Луны к 2030 году есть у Коммунистической партии Китая, у которой слова не расходятся с делом, поэтому можно подождать совсем немного, и тогда тайное станет явным, или все скептики извинятся и преклонятся перед былой мощью США.
Отсутствие документальных подтверждений лунной высадки
Звучит абсурдно, но в архивах НАСА не сохранилось ни одной оригинальной видеоплёнки, с записями высадки на лунную поверхность. Отмечу, что речь идёт о 700 коробках, в которых находилось порядка 13 000 плёнок. Об этом официально заявлял представитель НАСА Грей Хоталома. Марк Хесс – представитель космоцентра Готарда заявил, что в утрате этих материалов нет ничего страшного, ведь в архиве хранятся копии.
По словам Хесса, ищут пропавшие плёнки везде, но на успех особо не рассчитывают. Многие сотрудники уволились, архивные записи не дают точных сведений, у кого именно могут находиться материалы. Фактически, объяснения официальных представителей сводятся к тому, что дали посмотреть, но не помнят кому.
Как устроиться в астронавты NASA?
Если вам всегда хотелось увидеть своими глазами Луну или Марс, ваше время пришло: впервые за несколько лет NASA начало принимать заявки будущих кандидатов в астронавты всемирно известного космического агентства. Однако поторопитесь: начинающие исследователи Луны и Марса должны успеть подать долгожданную заявку до 31 марта.
Как показывает практика, призыв большого количества астронавтов происходит как раз в то время, когда NASA готовится к совершению очередной грандиозной миссии. В этот раз организация намерена осуществить новый набор ввиду активной подготовки новой миссии под названием “Артемида”, подразумевающей возвращение астронавтов на Луну спустя почти пятидесятилетний перерыв.
Для того, чтобы ваша заявка в астронавты была одобрена, вам будет необходимо пройти строгий отбор, определяющий ряд важных качеств для успешного выполнения миссии, а также суметь обойти остальных конкурентов. Так, во время отбора в 2015 году было зарегистрировано рекордное число заявок в астронавты — 18300, однако после почти двухлетней интенсивной подготовки лишь 11 астронавтов смогли закончить обучение в школе NASA.
Миссия “Артемида” доставит на Луну двоих астронавтов — мужчину и женщину
Хотя становление астронавтом может показаться кому-то довольно трудной задачей, Стив Кернер, директор по полетным операциям NASA, считает, что настоящему энтузиасту все может быть по плечу. Те, кто подаст заявку, скорее всего, будут соревноваться с тысячами тех, кто мечтал и работал над полетом в космос столько, сколько они себя помнят. Однако среди всех претендентов предпочтение будет отдаваться тем, кто действительно будет готов для выполнения сложных миссий по освоению космоса.
Как вы могли уже догадаться, наиболее предпочтительными кандидатами для совершения космических полетов будут являться те специалисты, чьи профессиональные навыки могут помочь в случае возникновения внештатных ситуаций. Основные требования в этом случае будут включать в себя наличие степени магистра в областях, связанных с инженерией, биологическими, физическими, математическими и компьютерными науками, владение которыми может быть доказано дипломом, полученным в аккредитованном учреждении. Требование к получению степени магистра также может быть удовлетворено путем наличия законченной степени доктора медицины.
Завершение отбора астронавтов планируется к июню 2021 года, а весь обозначенный период времени кандидаты должны будут проходить обучение в школе NASA, одновременно с этим улучшая свою физическую подготовку к длительному космическому полету. После завершения обучения новые астронавты отправятся на МКС, где они смогут принять участие в экспериментах, направленных на подготовку к полету на Луну и Марс.
Известно, что после возвращения на Луну в 2024 году, NASA планирует отправлять астронавтов на поверхность спутника один раз в год при помощи космического корабля “Орион”. После создания на Луне постоянно обитаемой базы, ученые надеются установить круглосуточный режим исследования Луны к 2028 году. Полученный в результате проведения данной миссии опыт подготовит NASA к отправке первых людей на Марс в середине 2030-х годов.
Булавки
Посылка миссии «Аполлона-11» изображает орла, несущего оливковую ветвь на Луну; оливковая ветвь — традиционный символ мира. Лунный модуль «Аполлона-11», который приземлился на Луне, назывался Eagle (орел) и перевозил двух астронавтов, один из которых оставил золотую оливковую ветвь на поверхности спутника.
Астронавт Алан Бин впервые вышел в космос в ходе миссии «Аполлон-12». Он взял свою серебряную булавку астронавта. Вскоре после приземления на Луну, как писал Бин, «я снял свою серебряную булавку, в последний раз взглянул на нее и мощным движением отправил ее подальше. До сих пор помню, как она мелькнула в ярком солнечном свете и растворилась вдалеке. Это была единственная звезда, которую я когда-либо видел в черном небе, потому что солнечный свет на Луне слишком яркий, чтобы можно было увидеть хоть одну».
Госдепу США требовалось сохранить российские ракетные компетенции в России, чтобы они не ушли в менее дружественные страны вроде Ирана или Северной Кореи
В 1991 году коммерческое подразделение российского космического ведомства «Главкосмос» подписало контракт с Индийским космический агентством (ISRO) на передачу технологии производства кислород-водородной третьей ступени на ракету GSLV, включая всю конструкторскую документацию. В 1992 году контракт был заблокирован по настоянию США, обеспокоенных распространением ракетных технологий в третьи страны. В 1993 году условия контракта изменили на поставки в Индию только конечной продукции — разгонных блоков и криогенного заправочного оборудования за $220 млн. Этот пример показал США, что находящаяся в тяжелом финансовом положении российская космонавтика готова распродавать ракетные технологии направо и налево, лишь бы платили. Тогда политики и чиновники США и поняли, что лучше финансировать русских самим и держать технологии в России.
Благодаря консенсусу в Белом доме, в США стартовало сразу несколько программ поддержки российской космонавтики.
В 1990-е Space Shuttle стали летать на станцию «Мир», за что Россия получила $400 млн, и началось строительство Международной космической станции. Boeing вместе с РКК «Энергия» и украинским «Южмашем» начал строительство плавучего космодрома SeaLaunch для коммерческих пусков ракет «Зенит». Российский производитель ракет «Протон» ГКНПЦ им. М. В. Хруничева открыл американское представительство International Launch Services и начал запускать с Байконура тяжелые геостационарные спутники западных коммерческих компаний.
В 1994 году подмосковное НПО «Энергомаш» заключило соглашение с американским двигателестроительным предприятием Pratt & Whitney для совместного участия в государственном конкурсе Evolved Expendable Launch Vehicle. Для реализации международного двигателестроительного проекта было создано совместное предприятие RD Amross. Новая компания обязалась поставлять российские двигатели компании Lockheed Martin, чтобы та могла создать новые ракеты для американских государственных программ.
В 2015 году компания Orbital заключила контракт на двигатели РД-181, которые базируются на той же технологии, но имеют одну камеру сгорания. От самостоятельного производства РД-180 Pratt & Whitney отказались по экономическим причинам. Российское НПО «Энергомаш» показало себя надежным партнером, который поставлял двигатели качественно и в срок. Американцам же потребовалось бы с нуля строить производство и испытательные комплексы, для таких мощных двигателей затраты составили бы сотни миллионов долларов. До российско-американского политического обострения 2014 года в этих затратах не было никакого смысла, а после не осталось никакой возможности участия российских специалистов в этой работе. В результате США вложили те же сотни миллионов, но в создание собственных двигателей, способных заменить РД-180: Raptor компании SpaceX, BE-4 компании Blue Origin и AR-1 компании Aerojet Rocketdyne.
Кроме того, с 1990-х годов по той же программе Evolved Expendable Launch Vehicle были созданы средние и тяжелые ракеты серии Delta IV, которые летали на кислород-водородных двигателях RS-68 американского производства.
Сейчас в государственном конкурсе на замену российского двигателя побеждает кислород-метановый BE-4, который можно использовать многократно. Пара двигателей BE-4 должна занять место на первой ступени ракеты Vulcan компании Lockheed Martin. Vulcan заменит Atlas V в 2020-е годы, пока же часть американских ракет продолжит летать на российских двигателях.
Таким образом, РД-180 действительно одни из лучших ракетных двигателей в мире, и их приобретение стало большим выигрышем американской космонавтики. Однако производители США ни в 1973 году (последний запуск ракеты с двигателями F-1), ни в 1998-м (начало эксплуатации RS-68), ни в 2017-м (начало испытаний BE-4) не утратили возможностей разработки и производства собственных ракетных двигателей.
Возможность взлёта Сатурна-5
Всего этот ракетоноситель взлетал 13 раз, первые два запуска происходили в беспилотном режиме. Если первый раз «Сатурн-5» отработал программу относительно нормально, то второй запуск прошёл неудачно.
В частности, упала тяга, корабль не вышел на высокоэллиптическую орбиту, для исправления ситуации было израсходовано практически всё топливо, которое было необходимо для обеспечения пилотируемого полёта к Луне.
На мой взгляд, «Сатурн-5» должен был проходить дальнейшее тестирование в беспилотном режиме, однако следующий запуск был уже пилотируемым, и завершился успешно. Фактически, НАСА рисковала жизнями своих астронавтов. Может, облёта Луны не было, и именно с этого момента начинается вся «Лунная афёра США»?
Не даёт покоя и увольнение 700 сотрудников из Центра космических исследований в 1968 году. «Папа» «Сатурна-5», Вернер фон Браун был отстранен от должности, и всего через три года после первого шага Армстронга по Луне и награждения медалью НАСА «За выдающуюся службу» стал вице президентом промышленной компании.
На мой взгляд, это совсем не похоже на успех «Сатурна-5», два изделия: SA-514 и SA-515, никогда не использовались.
Теория «лунного заговора»
www.ello.gr
В 1974-м году свет увидела книга американца Билла Кейзинга «Мы никогда не летали на Луну» — она стала началом распространения теории «лунного заговора». У Кейзинга были основания поднимать эту тему, так как он работал в компании Rocketdyne, строившей ракетные двигатели для программы Apollo.
В качестве аргументов подтверждающих инсценировку полетов на Луну автор обращает внимание на казусы «лунных фотоснимков» — неровность теней, отсутствие звезд, малый размер Земли. Кейзинг также ссылается на недостаточную технологическую оснащенность НАСА к моменту реализации лунной программы
Число сторонников «лунного заговора» быстро росло, как и увеличивалось количество разоблачений пилотируемого полета на Луну. Так Дэвид Перси — член британского Королевского фотографического общества делает уже более подробный анализ фотоснимков предоставленных НАСА. В частности он считает что при отсутствии атмосферы тени на Луне должны быть абсолютно черными, а разнонаправленность этих теней дала ему повод предположить наличие несколько источников освещения.
Скептики отмечали и другие странные детали — колыхание американского флага в условиях безвоздушного пространства, отсутствие глубоких воронок, которые должны были образоваться при посадке лунного модуля. Инженер Рене Ральф выдает еще более веский аргумент — чтобы воспрепятствовать облучению астронавтов скафандры должны были быть покрыты как минимум 80-саниметровым слоем свинца!
В 2003-м году масла в огонь подбросила вдова американского режиссера Стэнли Кубрика, Кристиана, которая заявила, что сцены высадки американцев на Луну были сняты её мужем в павильонах Голливуда.
Американцы были на Луне
Из сообщения американцев: Спустя почти четверо суток «Аполлон-11» приблизился к поверхности Луны, от корабля был отсоединён модуль и астронавты на луномобиле около 21-го час совершали путешествие по Лунной поверхности. Кому интересно описание полёта можно почитать здесь
В ходе программы был установлен государственный флаг США, взяты образцы грунта, выполнена видео и фото съёмка, на поверхности спутника земли была заложена капсула от граждан Земли. В дальнейшем модуль совершил старт, пристыковался к космическому кораблю “Апполон-11” и благополучно вернулся на Землю.
Из советских космических умов никто не сомневался в факте полёта на Луну, кроме генерального конструктора Мишина, который пришёл на смену Королёву. Вот как повёл себя конструктор:
- Авторитетное мнение в защиту лунных американских похождений наших уважаемых космонавтов Гречко и Леонова, конструктора и космонавта Константина Феоктистова, утверждающих, что советские станции слежения принимали сигналы американских астронавтов с Луны.Это по их мнению сфабриковать невозможно. Так всё таки принимали или нет?
- Лунный грунт – реголит весом в 22 кг с первого полёта был доставлен на Землю и роздан многим мировым научным центрам. СССР в том числе получил свою долю в 25 граммов и учёные выполнили его анализ, результаты абсолютно точно подтвердили неземное происхождение породы.
- Масса фотоснимков Луны, предоставленных НАСА, как и сам полёт в ту пору, в момент людской эйфории не вызывали сомнений. Всё воспринималось вне подозрений. Точное описание по часам, минутам всей лунной экспедиции выглядят очень достоверно. Неужели ВСЁ это можно было сфальсифицировать? Неужели великая передовая страна смогла пойти на подлог подобного масштаба? Ну… не знаю, не вмещается в сознании…
Как NASA решило проблему организации полета на Луну
Короткий ответ — никак. Дело в том, что для того, чтобы добраться до Луны, космический аппарат должен двигаться максимально быстро и по кратчайшему расстоянию. Для «облета и маневрирования» не хватило бы ни времени, ни запаса горючего. Таким образом, участники программы должны были пересечь как внешний, так и внутренний радиационный пояса.
NASA знало о проблеме и поэтому им нужно было что-то делать с обшивкой корабля для астронавтов. Обшивка должна была быть тонкой и легкой для обеспечения защиты. Нельзя было слишком «утяжелять» ее. Поэтому минимальная защита от облучения при помощи металлических пластин была добавлена в конструкцию. Более того, теоретические модели радиационных поясов, разработанные в преддверии полетов «Аполлона», показали, что прохождение через них не будет представлять существенной угрозы для здоровья космонавтов.
Но это еще не все. Чтобы добраться до Луны и благополучно вернуться домой, астронавты «Аполлона» должны были не только пересечь пояса Ван Аллена, но и огромное расстояние между Землей и Луной. По времени полет занимал около трех дней в каждую сторону. Участники миссии также должны были безопасно работать на орбите вокруг Луны и на лунной поверхности. Во время миссий «Аполлон» космический аппарат большую часть времени находился за пределами защитной магнитосферы Земли. Таким образом, экипажи «Аполлонов» были уязвимы для солнечных вспышек и для потока радиационных лучей из-за пределов нашей Солнечной системы.
Влияние смены власти на космические полеты
Трамп поставил задачу вернуть американцев в «окололунное пространство» к 2023 году. То есть, примерно к окончанию своего президентства, если его конечно переизберут на второй срок. Таким образом мы подходим ко второй большой проблеме – возможности «политического саботажа».
Процесс разработки, создания и испытания космического аппарата, способного доставить людей на другую планету по времени может легко превзойти два президентских срока. Однако все же и здесь есть некоторая доля предсказуемости: немаловажным фактором будет являться готовность нового правительства следовать поставленным предыдущим лидером страны приоритетам.
Как выяснилось позже, ни новый президент, ни Конгресс США не стали придерживаться планов и задач, установленных предыдущими лидерами. Впрочем, для США такое оказалось не впервые.
Например, в 2004 году администрация президента Буша поставила перед NASA задачу разработать новую программу, которая заменила бы устаревающую программу «Спейс шаттл». Кроме того, перед агентством ставилась задача придумать, как вернуться на Луну. Так появилась программа «Созвездие» (Constellation), в рамках которой планировалось высадить астронавтов на Луну, используя новую ракету-носитель тяжелого класса «Арес», а также космический аппарат «Орион».
За пять лет NASA потратило на разработку, создание и тестирование оборудования для программы 59 миллиардов долларов. После того, как президентское кресло занял Барак Обама, новое правительство, пришедшее вместе с ним, подготовило отчет, в котором утверждало, что американское космическое агентство оказалось неспособно грамотно оценить стоимость программы «Созвездие». В итоге Обама программу закрыл и подписал новую, направленную на разработку новой ракеты-носителя Space Launch System (SLS).
Придя к власти, Трамп не стал отказываться от программы SLS, однако он поменял главные приоритеты. Вместо высадки на астероид, предложенной Обамой и его администрацией, Трамп захотел вернуть человека на Луну, а также заняться миссиями, связанными с исследованием Марса.
Такая частная смена направления деятельности NASA не осталась без последствий. США потеряли на этом около 20 миллиардов долларов, а также годы потраченного и упущенного времени.
Базз Олдрин (второй человек, ступивший на поверхность Луны) еще в 2015 году выражал надежду, что решение о возвращении на Луну будет принято именно на Капитолийском холме.
Реальной движущей силой, стоящей за стремлением правительства вернуться на Луну, является воля американского народа, который голосовал за это правительство и помогал формировать приоритетные задачи для политики. Однако, что касается исследования Луны, отмечает издание Business Insider, то общественный интерес к этой теме всегда был, если не безразличным, то не таким ярким, как могло бы показаться.
Даже в разгар программы «Аполлон», после того как Нил Армстронг и Базз Олдрин ступили на лунную поверхность, всего 53 процента американцев считали, что программа стоит тех средств, которые были на нее затрачены. В большинстве остальных случаев интерес к программе «Аполлон» среди населения Америки всегда держался существенно ниже 50 процентов.
Сегодня 55 процентов американцев считают, что NASA должно сделать возвращение на Луну приоритетной задачей, но лишь четверть из этих людей считают, что эта задача должна стать самой главной для американского космического агентства (если верить июньским опросам). При этом 44 процента населения считают, что отправка астронавтов на Луну – вообще бессмысленная задача и делать этого не стоит.
Поддержка в пользу программы пилотируемых полетов на Марс на удивление выше – 63 процента населения считают, что NASA должно сделать эту цель приоритетной. 91 процент людей при этом считают важным продолжение и расширение программ по наблюдению и отражению космически угроз (астероиды, метеориты и т.д.).
Астронавты не могли сделать столько фотографий на Луне
К такому выводу пришёл Джек Уайт, который хоть и получил степень бакалавра в журналистике, большую часть жизни профессионально занимался фотографией. По его словам, он искренне радуется космическим успехам своей страны и сопереживает потерям, но именно Луна не даёт ему покоя.
В частности, Джек Уайт потратил несколько лет, анализируя снимки, сделанные астронавтами, и пришёл к выводу, что такое количество фотографий покорители Луны не могли отщёлкать физически. По выводам исследователя, астронавты пробыли на поверхности в общей сложности 4 834 минуты, сделав за это время 5 771 фотографию. При этом астронавты не занимались там чисто фотосъёмками. Они выполняли поставленные задачи, проводили проверку модуля, собирали грунт, катались на ровере и пр. При этом люди не вели съёмку одновременно.
Фактически, каждый из астронавтов должен был делать по 1 фотографии каждые 50 секунд. И это не считая смены кассеты, а к этой операции тоже очень много вопросов.
Масса ракет
Если досконально разобраться в том, как американцы взлетели с Луны в 1969 году, то никаких сомнений в этом их достижении остаться не должно. Поговорим подробно про начальную массу ракет, которая зависит от необходимой скорости. По известному экспоненциальному закону масса растет с ростом необходимой скорости непропорционально быстро. Этот вывод можно сделать, основываясь на ключевой формуле ракетного движения, которую вывел еще в начале XX века один из теоретиков космических полетов Константин Эдуардович Циолковский.
При старте с поверхности Земли ракета должна успешно преодолеть плотные слои атмосферы. А так как американцы взлетели с Луны, то перед ними такой задачи не стояло. При этом нужно обязательно помнить, что сила тяги двигателей ракеты тратится и на преодоление сопротивления воздуха, а вот аэродинамические нагрузки, которые давят на корпус, вынуждают проектировщиков делать конструкцию максимально прочной, то есть ее приходится утяжелять.
Теперь разберемся, как американцы взлетели с поверхности Луны. На этом искусственном спутнике отсутствует атмосфера, значит, тяга двигателей не расходуется на ее преодоление, как следствие, ракеты могут быть значительно легче и менее прочными.
Еще один важный момент: когда ракета стартует в космос с Земли, обязательно учитывается так называемая полезная нагрузка. Масса учитывается весьма солидная, как правило, это несколько десятков тонн. А вот при старте с Луны ситуация совершенно иная. Эта самая “полезная нагрузка” составляет всего несколько центнеров, чаще всего не более трех, что как раз умещается в массу двух астронавтов с собранными ними камнями. После этих обоснований становится намного понятнее, как американцы смогли взлететь с Луны.
Начало лунной гонки
В СССР серьезно отнеслись к вызову, брошенному из-за океана. К тому времени в Советском Союзе уже рассматривался вопрос пилотируемых полетов к естественному спутнику Земли, полет и высадка космонавтов на Луну. Работы возглавлял Сергей Павлович Королев в КБ В.Н. Челомея. В августе 1964 года Совет Министров СССР утвердил начало работ по лунной пилотируемой программе, которая предусматривала два направления:
- облет Луны на пилотируемом корабле;
- посадка космического модуля на поверхность спутника Земли.
НАСА
Техническая сторона вопроса, связанная с реализацией лунной программы, представляла собой огромный объем работы. Требовалось не только создать огромную ракету-носитель, способную вывести на орбиту космический корабль, оснащенный спускаемым аппаратом для прилунения. Необходимо было также сконструировать аппараты для посадки на Луну, способные вернуться обратно на Землю.
Помимо громадного объема работы, стоящего перед конструкторами, не меньше потрудиться пришлось астрофизикам, которым предстояло произвести точнейшие математические расчеты траектории полета космического корабля к спутнику Земли, последующее отделение и прилунение модуля с двумя астронавтами. Все разработки имели смысл только при условии удачного возвращения экипажа обратно. Этим и объясняется такое количество стартов, которым была насыщена программа «Аполлон». До того момента, когда 20 июля 1969 года состоялась высадка астронавтов на Луну, было совершено 25 учебных, пробных и подготовительных запусков в ходе которых рассматривалась работы всех системы огромного ракетно-космического комплекса, начиная с состояния ракеты носителя Сатурн 5 в полете, заканчивая поведением лунного модуля на окололунной орбите.
Космический корабль «Аполлон», рисунок
В течение долгих восьми лет шла кропотливая работа. Предстоящему событию предшествовали серьезные аварии и удачные пуски. Самым печальным событием в истории программы «Аполлон» стала гибель трех астронавтов. Командный отсек с астронавтами сгорел на наземном стартовом комплексе во время испытаний космического аппарата «Аполлон-1» в январе 1967 года. Однако в целом проект обнадеживал. Американцам удалось создать надежную и мощную ракету-носитель «Сатурн 5», способную доставить на окололунную орбиту груз массой до 47 тонн. Сам аппарат «Аполлон» можно было назвать чудом техники. Впервые в истории человечества был разработан космический аппарат, способный доставить людей на внеземной объект и обеспечить безопасное возвращение экипажа назад.
«Аполлон-8»
Американцы более чем тщательно подходили к решению всех вопросов, стремясь наверняка добиться успеха. До того момента, как первый космический корабль «Аполлон-8» достиг орбиты Луны и совершил 24 декабря 1968 года облет нашего спутника, в тяжелой и рутинной работе прошли 7 лет. Результатом колоссальной работы стал запуск одиннадцатого корабля семейства «Аполлон», экипаж которого в итоге объявил всему миру о том, что человек достиг поверхности Луны.
Правда ли это? Действительно ли американские астронавты сумели высадиться 20 июля 1969 года на Луне? Эта загадка, которую продолжают решать до сих пор. Эксперты и ученые всего мира разделились на два противоборствующих лагеря, продолжая выдвигать новые гипотезы и создавать очередные версии в защиту той или иной точки зрения.
Сложности организации полета
Так могут выглядеть укрытия на Луне.
Политические споры на тему космический миссий NASA и бюджета агентства являются не единственной причиной почему люди до сих пор не вернулись на Луну. Наш спутник – это настоящая смертельная ловушка возрастом 4,5 миллиарда лет. Ее нельзя недооценивать. Она не простит никакой слабости. Она просто убьет любого, кто посмеет к ней приблизиться не подготовившись.
Ее поверхность покрыта кратерами и острыми как бритва камнями, осложняющими посадку. Перед исторической высадкой на спутник правительство США потратило миллиарды долларов на разработку, запуск и доставку космических аппаратов к Луне, чтобы те смогли создать достаточно качественную карту ее поверхности и помогли планировщикам космических миссий подобрать наиболее безопасное место для посадки «Аполлона-11».
Опасения также вызывало (и продолжает вызывать) то, что мириады метеоритных ударов превратили поверхность Луны в весьма опасную субстанцию – реголит (или лунную пыль).
Американский астронавт Пегги Уитсон, в общей сложности пробшая на околоземной орбите 665 суток, недавно рассказывала о том, что миссии «Аполлон» столкнулись с большими проблемами, связанными с этой пылью.
Еще одной проблемой является солнечный свет. Лунная поверхность может на 14,75 суток превращаться в раскаленную поверхность из-за падающих на нее прямых солнечных лучей. У Луны нет защитной атмосферы. Следующие 14,75 суток эта поверхность находится в полной темноте, что делает ее одним из самых холодных мест во Вселенной.
При таком раскладе будет кстати очень компактный ядерный реактор Kilopower, разрабатываемый NASA. Он сможет обеспечить астронавтов нужным запасом электричества на долгие, длящиеся неделями ночи, а также очень пригодится при освоении других планет, например, Марса.
NASA вела разработки пыле- и солнцезащитных космических скафандров и роверов, но насколько агентство продвинулось в этих разработках – неизвестно. Они являлись частью программы «Созвездие», которая, напомним, была закрыта несколько лет назад.