fbpx
No Image

Объект 825 гтс в крыму

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

«Объект № 221»

Во времена Советского Союза активными темпами строился «Объект 221», который еще называли «Нора», «Высота 495», «каменный» или «соляной карьер». Под этими обозначениями скрывался Запасной командный пункт Черноморского флота СССР.

На месте строительства высотой 495, по данным геологической разведки указывали на то, что высота имела монолитное скальное строение. На вершину сопки, где расположено антенное поле, ведут два почти 200-метровых вертикальных ствола, каждый диаметром около 5 метров.

Над бункером — более 180 метров скальной породы. Такая глубина обусловлена тем, что советским военным было известно об американских планах ядерного удара и необходимо было максимально защищенное убежище на случай войны.

Под землей были скрыты узел связи, обеспечивающий связь через спутники с кораблями, находящимися в любой точке Мирового океана, информационно-вычислительный центр, автономная система жизнеобеспечения — электростанция, емкости для воды и топлива, система вентиляции и регенерации воздуха, кухня-столовая, медпункт. Внутренние помещения могли вместить сотни специалистов — офицеров штаба, связистов, обслуживающий персонал.

Масштабы сооружения впечатляют: подземная площадь 3-блочного защищенного командного пункта ЧФ составляла более 13 500 м², а площадь многоярусных подземных помещений комплекса достигала — 22 000 м². Длина пешеходных коридоров комплекса превышала три с половиной километра, а объем подземных помещений превышал 80 000 м³.

Когда объект был готов на 90%, строившая его империя рухнула. Украине такой дорогостоящий проект оказался не нужен, да и по предназначению использоваться не мог — не было для него такой армии и флота. В итоге в 1992 году объект законсервировали, а в 1998 сняли охрану, чем моментально воспользовались мародеры.

Храм Двенадцати Апостолов

Это старейшее культовое сооружение православной церкви в Крыму находится совсем рядом с Балаклавской набережной. Храмовый портал украшает колоннада. В Советские времена храм был закрыт, служба в нем проводилась только в годы ВОВ. После великой победы в помещении храма находились Дом Пионеров и клуб Осоавиахим. Только в 90-е годы храм был передан Православной церкви, тогда же начались масштабные восстановительные работы.

Храм небольшой по размеру, но насыщенный светом. Это расширяет пространство и придает величие белым стенам, на которых совсем нет декора.

В храме хранятся фрагменты мощей блаженного Василия и преподобного Сергия Радонежского.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Балаклавский музей расположен настолько глубоко в скалах, что даже атомная бомба не способна разрушить его стены. От поверхности горы до места, где размещались лодки, — 126 метров.

Притом площадь сооружения — более 5000 квадратных метров. Включает подземную часть завода, морской причал, несколько зданий и арсенал. К осмотру доступна транспортная потерна, сухой и подземный док длиной 505 метров и арсенал, в помещении которого хранились боевые части ракет.

Потерна представляет транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Раньше его использовали для доставки торпед и оборудования, в качестве убежища для персонала. Сегодня здесь располагается выставка «Подводные силы России».

Подземный док — это помещение, где обслуживались подводные лодки. Сухой док был отгорожен от канала, а перед входом субмарины он быстро наполнялся водой. На преддоковой площадке посетители могут увидеть сверхмалую подводную лодку проекта «Титон 1 М».

Арсенал музея подлодок бетонирован со всех сторон. Раньше он выступал как место для хранения торпед, боевых и ядерных частей. Это было самое секретное место на всей территории. Теперь здесь можно осмотреть макеты крылатой ракеты, торпеды с ядерной боеголовкой, атомохода проекта 941 «Акула».

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

Музейный комплекс «Балаклава» создан в 2003 году на базе бывшего совершенно секретного противоатомного объекта, предназначенного для укрытия и докового ремонта подводных лодок Черноморского флота ВМФ СССР.

Строительство в скальном массиве горы Таврос подземного сооружения 1-й категории противоатомной устойчивости общей площадью около 15 тысяч кв.м и автономностью жизнедеятельности 30 суток продолжалось 9 лет (с 1954 г. по 1963 г).

В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек. Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Подземный противоатомный комплекс – уникальный памятник военной истории, техники и фортификации.

  Бухты Севастополя.
Балаклавская бухта – внизу справа, отмечена стрелкой.
  Панорама Балаклавской гавани (2010). В центре – гора Таврос.
Стрелками указаны места входа и выхода подводных лодок из подземного убежища.
  Карта-схема подземных сооружений и маршрута обзорной экскурсии (2010).

Объект 825 ГТС «Гидротехническое сооружение» – спеццех судоремонтного завода

В состав объекта входили:

водный канал (длина 602 м, ширина 10–24 м, глубина 8 м)

сухой док (длина 102 м, ширина 10 м, глубина 8 м)

производственные площади со станочным парком, сварочный и слесарный участки, склады и бытовые помещения.

  Самая широкая часть водного канала.
Справа – входной затвор сухого дока (малый батопорт).

Особым гидротехническим сооружением спеццеха был сухой док – бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом). При постановке подводной лодки в док батопорт открывали, лодку вводили в заполненную водой камеру дока, центровали и после этого закрывали затвор. Мощные насосы, расположенные под преддоковой площадкой, в течении 3 часов из дока откачивали воду. После откачки воды, подводная лодка опускалась на кильблоки, ее корпус обшивался деревянными лесами, и начинались ремонтные работы. Средняя продолжительность докового ремонта лодки составляла 3–4 недели. После окончания ремонтных работ через кингстоны батопорта камеру дока заполняли водой, подводная лодка всплывала с кильблоков, и, после открытия затвора, ее выводили кормой вперед в акваторию Балаклавской бухты.

Минно-торпедная часть

Предназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.

Объект 820 «Арсенал»

Ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих. Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора (потерны), склада для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 °С влажность – 50–60%), а также максимально возможная звукоизоляция.

«Врагу не сдается…»

Уникальное природное место. /Фото: m.fotostrana.ru.

В первые десятилетия в момент создания ядерной бомбы человечество активно пыталось понять, каким будет облик новой войны. В то время в памяти оставались еще живы обе мировые войны, а потому Третья – не казалась чем-то невероятным. Совершенно очевидно, что ядерное оружие будет в первую очередь применяться для уничтожения промышленности, военных объектов и геноцида населения, пускай и «сопутствующим» образом. Именно поэтому военные стали принимать меры по защите наиболее важных военных объектов.

В 1947 году ленинградский проектный институт «Гранит» разработал проект морской базы для защиты черноморского подводного флота на случай ядерной войны. Проект комплекса визировал лично Иосиф Сталин. Для строительства комплекса площадью 15 тысяч кв.м было выбрано местечко Балаклава. Строительные работы начались в 1953 году.

Проект начали при Сталине, а заканчивали уже при Хрущеве. /Фото: syl.ru.

Интересный факт: Балаклава была выбрана не просто так. Это идеальное природное укрытие для военного флота. Гавань шириной всего 200-400 метров прекрасно защищена от штормов и чужих глаз. Подземный комплекс же расположили под горой Таврос, которая стала настоящей находкой. Толщина мраморного известняка достигает в ней 126 метров. Благодаря этому база подводных лодок в Балаклаве и смогла получить первую категорию противоатомной устойчивости – выдерживает взрыв до 100 Кт.

Работали сотрудники метростроя. /Фото: ex-piry.com.

Строительные работы на секретном объекте велись круглосуточно. Для горнотехнических работ были вызваны метростроевцы Москвы, Харькова и Абакана. Бурение осуществлялось в первую очередь взрывным методом. Сразу после вывоза грунта и породы рабочие устанавливали металлический каркас, а только после этого заливали бетон марки М400. В результате строительство спеццеха судоремонтного завода с сухим доком 825 ГТС завершили в 1961 году. В комплексе могло спрятаться от ядерного удара до девяти подводных лодок малого класса или семь лодок среднего класса. Спустя год комплекс был дополнен ядерным арсеналом.

Интересный факт: подземная базы была спроектирована так, чтобы в случае начала ядерной войны вместить в себя не только персонал ремонтного комплекса, но также военнослужащих ближайших частей и гражданское население самого города.

Балаклава и Балаклавская бухта

Этот небольшой городок находится у Севастополя, у небольшой одноименной бухты, скрытой скалистыми горами. Долгая и богатая событиями история и красивейшая природа влекут в это местечко ученых, исследователей и туристов. История Балаклавы насчитывает более 2500 лет, хотя некоторые ученые уверены, что город гораздо старше.

В древности это населенный пункт был хорошо за пределами Крыма. Об этом свидетельствуют греческие, арабские, польские географы и путешественники. Существует версия, что Балаклава – это и есть тот самый легендарный порт листригонов Ламоса, известный по древнегреческой мифологии как место обитания великанов-людоедов, с которыми пришлось столкнуться Одиссею и его товарищам во время странствий. Красота этого места неповторима: уникальные природные памятники – мысы Айя и Фиолент, руины крепости Чембало, древние и таинственные храмы, овеянные красивыми легендами, никого не оставят равнодушными.

В конце XIX века Балаклава стала развиваться как курорт. Здесь были построены дачи князей Юсуповых и Гагариных, графа Нарышкина, роскошная вилла князя Апраксина. Первая грязелечебница в городе была открыта в 1888 году, а в 1896 году здесь появилась первая электростанция.

К 1911 году в Балаклаве было два земских и одно сельское училище, четыре церкви, почтовая станция, больница, кинотеатр, библиотека, городское собрание, городской клуб, драмтеатр. Горожане занимались табаководством и виноградарством, рыболовством, добычей извести и строительного камня.

С 1921 года Балаклава являлась центром Балаклавского района автономии Крыма. С 1957 года Балаклава входит в состав города Севастополя и является центром его самого крупного района – Балаклавского.

В наше время Балаклава влечет туристов и путешественников своим культурным и историческим наследием. Каждый год здесь проходит традиционная международная регата “Кайра”. Перед крепостью Чембало проводятся рыцарские турниры. Любители дайвинга придут в восторг, открыв для себя удивительный и завораживающий подводный мир этих мест.

Балаклавскя бухта – отличное место для тех, кто хочет отдохнуть от городской суеты. Можно взять необходимые вещи и продукты и на катере или лодке переправиться к дикому пляжу, который находится прямо среди скал.

Спасательный глубоководный аппарат АС-20 в Балаклаве

Сейчас перед входом в музей установлен спасательный глубоководный аппарат АС-20 или «Шмель», как его называли за его полосатость. АС-20 — это не батискаф. Батискаф предназначен для океанографических и других исследований на больших глубинах, а АС-20 предназначен именно для спасения и оказания помощи затонувшей подводной лодке.

В специализированных источниках такие изделия называют именно спасательными глубоководными аппаратами (СГА), спасательными подводными снарядами (СПС) или автономными подводными рабочими снарядами (АПС).

Спасательный глубоководный аппарат АС-20 у входа в подземный комплекс для укрытия подводных лодок в Балаклаве

Назначение автономного подводного спасательного аппарата заключается в следующем:

  • спасение личного состава затонувших подлодок с глубин до 500 метров путем приема подводников в спасательный аппарат и транспортировка их на спасательную подводную лодку или надводный корабль;
  • поиск и обследование затонувшей подлодки после ее обнаружения поисковыми спасательными силами;
  • оказание помощи личному составу затонувшей подлодки путем передачи продуктов питания, средств регенерации и одежды.

Назначение автономного подводного рабочего снаряда:

  • спасение личного состава затонувших подлодок и проведение необходимых работ в выгородках аварийно-спасательных устройств совместно со спасательными подводными снарядами проекта 1837 и другими кораблями;
  • установка и закрепление средств обозначения местонахождения затонувшей подводной лодки и аппаратуры различного назначения;
  • остропка различных затопленных объектов для подъема грузовыми средствами судна-носителя и подъема грузов массой до 500 кг (за счет собственной плавучести);
  • уничтожение затонувших объектов или вывода из строя их оборудования;
  • допоиск затонувших подлодок или других объектов после обнаружения поисковыми силами и их обследование.

Ниже можно увидеть видео из программы «Вести-Севастополь», показывающее процесс доставки в Балаклавский музейный комплекс спасательного глубоководного аппарата АС-20 и спасательного колокола СК-64.

Айя

Это южнобережный мыс Крыма, находящийся вблизи Балаклавы. Его название происходит от греческого слова, которое дословно переводится, как «святой». Это отвесный выступ, достигающий основания горы Куш-Кая, его высшей точкой является Кокия-Кия (557 метров).

У подножия мыса Айи находятся гроты, которые с давних времен используются моряками ЧФ для настройки и пристрелки корабельных орудий.

Мыс покрыт редколесьем, которое представляет уникальные средиземноморские растения (около 500 видов). Фауна этой территории довольно разнообразна — каменная куница, ласка, косули, горнокрымская лисица, дикие кабаны, леопардовый полоз.

С 1982 года на мысе организован ландшафтный заказник.

История музея холодной войны

Объект 825ГТС изначально предназначался для размещения подводных лодок Черноморского флота СССР. Впоследствии с развитием ядерного вооружения секретная база субмарин в Балаклаве стала одной из гарантий ответного удара в гипотетической ядерной войне между Советским Союзом и США.

Плюсы Балаклавской бухты были неоспоримы: она достаточно глубока (от 10 до 35 м) для прохода подлодок, длинна – около 1,5 км и прикрыта с обеих сторон скальными выступами. Для размещения подземной базы руководство проекта выбрало гору Таврос на западном берегу Балаклавской бухты.

Строительство подземной базы субмарин началось в 1953 году и продолжалось 10 лет. В 1961 году был закончен объект 825ГТС – ремонтная часть, в последующие 2 года были введены минно-торпедное отделение и объект 820 – место хранения ядерного оружия. Первоначально комплекс строили военные, однако из-за сложности подземного строительства дальнейшее возведение было поручено работникам «Метростроя».

Для большей секретности подземная база строилась под кодовым названием 825ГТС. Официально здесь возводилась балаклавская телефонная станция, что и дало название второй части объекта (ГТС). Сам город Балаклава с населением в 18 тыс жителей был закрыт для свободного посещения, его имя было стерто со всех карт. Балаклава была передана в подчинение Севастополю и стала закрытым районом города.

База стала местом размещения и обслуживания подлодок 613-го и 633-го проектов. Появление подводных лодок более новых поколений, которые по своим размерам и характеристикам не могли помещаться в доки базы, поставило вопрос о переоборудовании или закрытии объекта. Однако этот вопрос так и не был решен.

На протяжении нескольких десятков лет объект 825ГТС оставался основной базой размещения субмарин ЧФ СССР и местом хранения и оборудования подлодок ядерным оружием. После развала СССР и раздела Черноморского флота между РФ и Украиной объект достался украинской стороне. С 1992 года база была оставлена, охрана снята, а ее основные ценности были разграблены мародерами. На протяжении десятка лет единственными посетителями объекта были охотники за цветным металлом и любители экстремальных ощущений.

В 2000 году объект перешел под управление ВМС Украины, однако лишь 3 года спустя на объекте появилась охрана, тогда же здесь был оборудован музейный комплекс «Балаклава». В 2014 году вместе со всем полуостровом объект перешел под юрисдикцию России.

«Лунодром»

Это комплекс зданий и сооружений космической инфраструктуры. Бывший гарнизон РВСН СССР, в котором дислоцировалось несколько воинских частей. Сам пункт находится в селе Школьное недалеко от Симферополя. На территории комплекса расположена знаменитая антенна ТНА 400, благодаря которой в советское время, начиная с 1957 года, производилось управление всеми космическими аппаратами, запускаемых в военных целях. Именно здесь вели работы по программе “Луна”. В этих стенах было принято первое в мире изображение с поверхности Луны.

В связи с секретностью объекта информации в открытом доступе крайне мало. Из источников известно, что создателем был Пухов И.К. Институт занимался изготовлением и разработкой чипов и электроники для министерства обороны СССР. Местные утверждают, что тут собирали и двигатели для вертолетов. Строить его начали еще в 1984 году и до девяностых учреждение функционировало. На данный момент заброшенный комплекс охраняется.

Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) на интерактивной панораме

Изображение на панораме можно перемещать курсором мыши, а также отдалять-приближать (колёсиком).

Противоатомные защитные ворота — двустворчатые арочные. Предназначены для перекрытия проема размером 4х5,6 м. Ворота представляют собой сварные коробки из стали, заполненные внутри бетоном и подвешенные на петлях к закладной раме. Части ворот приводили в движение гидравлические механизмы. Общий вес одной «дверцы» около 10 т. Ворота впечатляют, все-таки подлодки были на ядерном топливе, лучше лишний раз обезопаситься.

Всякие разные рубильнички с циферблатиками и стрелочками, ух!

Есть муляж военного корабля? Давай сюда, у нас тут места много, а посетителям на радость, лишь бы глазу было за что зацепиться.

Периодически в коридоре включали красные лампочки и делали “пип-пип-пип”, чтобы посетители могли сделать прикольненькое фотки в тоннеле с аварийной подсветкой.

Маленькая ракета на большой тележке на перекрестке рельсовых путей.

Если ясно показать на лице подлодников морскую болезнь, будет более натурально. Все-таки месяцами плавать в тесной железной коробке удовольствие не для клаустрофобов.

– Сейчас я нажму большую кнопку и эта ракета будет преследовать вражеский корабль! Вечно! Ну и что, что она без начинки…

Оранжевая подлодка — это стильно.

Красный флаг и кусок подлодки. Ну а куда его еще, не на цветмет же!

Наверное, если подлодники знают о такой толщине металла и воздушной прослойки, отделяющих их от смерти, им становится не так страшно.

А тут можно выбрать себе любую понравившуютя каюту.

У каждого посетителя базы обязательно есть фотография с пультом управления, а рычажки там, пожалуй, иногда все-таки да отваливаются.

А вот подводная лодка в разрезе — уже интересно, ну как, как они там все умещались?

Квартирка как в лучших традициях Японии и Гон-Конга.

На “окнах” виднеется что-то вроде занавесок, чтобы светящиеся монстры морских глубин не мешали спать по ночам?

Не черный ящик а оранжевый шар, в жизни должно быть больше необычного и позитивного.

Визир батарейный командирский ВБК-1. Визир использовался для наблюдения за стрельбой, а также для автоматической передачи направления до цели (азимута) на центральный пост. На колонне расположены монокуляр и бинокуляр. Возможность 5х и 12х увеличения.

О как, а ты всю жизнь не знал, зачем нужен силикогель, а здесь его еще и сушат.

В конце маршрута традиционные сувениры

На выходе из музея можно встретить маленький голубенький самолетик. ЯК-38 — советский палубный штурмовик, серийный самолет вертикального взлета и посадки. Всего было построено 231 самолетов ЯК-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 (“Киев”. “Минск”, “Новороссийск”, “Баку”).

Вот так закончилась целая страница истории нашей страны, холодной войны и когда-то один из самых секретных объектов страны был разграблен только чудом и остался музеем.

Объект № 221 — Запасной командный пункт Черноморского флота в горах

Строительство одного из самых крупных подземных бункеров стало ответным мероприятием на американский чудовищный план ядерной войны под названием «Drоp Shot», по которому на территорию Севастополя было намечено сбросить более десяти атомных ракет. Руководство СССР понимало, что потерять свою основную южную базу ЧФ ни в коем разе нельзя, поэтому было решено возводить подземные обустроенные казематы огромных масштабов.

Разместить ЗКП ЧФ, было решено на глубине нескольких сотен метров в скале Алсу. Именно там смонтировали огромный, многоуровневый бункер, способный выдержать атомный удар. Из этого стратегического объекта планировалось управление атомными субмаринами, а в случае ядерной войны в него могли быть эвакуированы десять тысяч офицеров и военных младшего ранга. Вы можете себе представить, какого размаха строительство было развернуто?

Возведение пункта было уже практически завершено, когда СССР распался. Финансировать такой масштабный проект стало некому, да и у Украины, собственно, не было ни одной атомной субмарины. В результате ЗКП ЧФ подвергся безжалостному демонтажу.

Сегодня по запутанным коридорам бункера экскурсоводы водят туристов, а некоторые местные жители по-прежнему живут по принципу: «Тяжело, но дотащим». Брошенный в руки вандалов «двести двадцатый объект» уничтожается под соплами резаков металлоломщиков. Экскурсионные компании неплохо зарабатывают на туристах, заманивая их на некогда секретный объект, а мародеры так и продолжают набивать карманы деньгами от продажи выпиленного металла. Объект доступен каждому желающему, и при первом знакомстве с ним понимаешь, насколько масштабная и монументальная работа была загублена Украиной. Следует предупредить любителей заброшенных объектов, что без гида туда лучше не соваться – на территории бункера есть дыры в полу и тоннели, затопленные водой, что может быть смертельно опасным. Да и в таких громадных размерах комплексе легко заблудиться.

Переход Крыма под крыло горячо любимой Родины местные жители ждали долгие 23 года. И может сейчас в руках умелых хозяйственников некогда важные стратегические объекты обретут новую жизнь, ведь угроза от янки, желающих насадить свое мировое господство, теперь возобновляется с новой силой. А вот тут как нельзя, кстати, мы полностью защищены, надо лишь возродить то, что намертво строили в СССР, и так безжалостно было загублено «дружелюбной» нынче Украиной.

Предыдущая запись Как вывести деньги с Webmoney в Крыму?
Следующая запись 7 млрд на новые пограничные пункты в Крыму

Памятные плиты у входа в музей

Рядом со входом в музей стоит памятная плита, на которой перечислены подводники-черноморцы, удостоенные звания Героя Советского союза, и краснознаменные и гвардейские поводные лодки Черноморского флота.

  • Краснознаменные подводные лодки Черноморского флота (ЧФ): Л-4, С-31, Щ-201, Щ-209, М-111, М-117, А-5.
  • Гвардейские подводные лодки ЧФ: С-33, Щ-205, Щ-215, М-35, М-62.

Памятная плита «Помни войну! 1941–1945» перед входом в музей подземного военно-морского комплекса в Балаклаве (фото можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

Рядом с памятной плитой «Помни войну! 1941–1945» в Балаклаве стоит плита со списком подводных лодок Черноморского флота (с фамилиями командиров), завоевавших призы Главнокомандующего ВМФ с 1967-го по 2010-й годы.

Памятная плита «Помни войну! 1941–1945» и плита со списком подводных лодок Черноморского флота, завоевавших призы Главнокомандующего ВМФ (фото можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

По подземному каналу музея можно прокатиться на лодке. Водные экскурсии по этому тоннелю для подводных лодок проходят раз в 30–40 минут.

Туристы забираются в лодку. На дальнем плане — Балаклавская бухта

Эта подземная гавань субмарин, которая во время холодной войны была секретным военным объектом с номером 825 ГТС (или К-825), является одной из главных достопримечательностей Балаклавы и Балаклавской бухты.

Начинается водная экскурсия по подземному коридору для подводных лодок

В этом подземном тоннеле могло поместиться около 7-ми небольших дизельных подводных лодок. Кстати, у меня появился знакомый, который служил в Балаклаве в то время. Если получится, то я разузнаю у него поподробнее об этом секретном объекте.

С другой стороны этого подземного канала можно увидеть каменные штольни

А это — вход в музей

Где находится музей подводных лодок?

Как добраться?

Музей подводных лодок в Крыму, находится в 17км от Севастополя, по адресу: Крым, Севастополь, Балаклава, Таврическая набережная, 22.

Музей расположен в узкой Балаклавской бухте, добраться до которой можно с автовокзала Севастополя, сев на маршрутный автобус или троллейбус №17, 20, 26. Доехать нужно до конечной остановки, где пересесть на автобусные маршруты № 9, 94, 99, доехав до остановки «Оболонь», после чего пройтись пешком 10-15 минут.

Режим работы

  • Музей работает со среды по воскресенье с 9.30 до 16.00.
  • Кассы работают в рабочие дни с 9.20 до 15.50.
  • Обеденный перерыв сотрудников музея, касс с 12.55 до 13.25.
  • Начало последней обзорной экскурсии – 16.00.
  • Понедельник, Вторник – выходные дни.

Цена билетов

  • Взрослы билет обзорной экскурсии – 300 рублей;
  • Дети, студенты, школьники, при наличии документов – 100 руб.;
  • Индивидуальная экскурсия для групп до 15 человек, в летний период – 15000 руб./ группа;
  •  Индивидуальная экскурсия в осенне-зимний период, группы до 5 человек – 3000 руб./группа.

Географические координаты музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма GPS: N 44.497362, E 33.596749.

Хотя сама Балаклава функционирует в качестве военного порта в течение многих столетий, база подводных лодок была построена в 1957 году. Это было во время холодной войны, на фоне бряцания оружием между США и СССР, Сталин издал директиву о создании парка атомных подводных лодок в Черном море. С этого указа и началось монументальное строительство подземного парка. Поскольку объект был секретный ему присвоили название «Объект 825 ГТС»

Эта идея стала главным атомным проектом СССР Лаврентия Берии. По приказу Берии провели растянувшиеся на годы исследования Крыма, прежде чем в конечном итоге решили остановиться на тихой бухте Балаклавы. Бухта врезаясь в береговую линию делает поворот почти под углом 90 градусов, что с моря делает ее практически незаметной, а шторм и непогода разбиваются о прибрежные скалы, делая бухту абсолютно тихой.

Началось грандиозное строительство секретного объекта. Этот объект строили четыре года, более 120 тонн породы были вырезаны и кропотливо удалены, чтобы сформировать огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.
После окончания строительства было рассчитано, что база подводных лодок в Балаклаве практически не поддается разрушению: ее доки и коридоры защищены оболочкой из бетона и стали, способны выдержать прямой ядерный удар до 100 килотонн.

Между тем, сам город Балаклава стал одним из самых закрытых мест в СССР. Вход в Балаклаву был так ограничен, что даже родственники рабочих не смогли посетить город, не предоставивших обширную документацию, подтверждающую их обоснованность для въезда.
База подводных лодок в Балаклаве
интенсивно использовалась в течение всего периода холодной войны. В тесном сотрудничестве с Черноморским флотом, дислоцированного в Севастополе. Во время кубинского ракетного кризиса, размещение США ракет «Геркулес» в Турции, спровоцировали СССР ответить ядерным вооружением в Кубе, а также привести в боевую готовность подводные лодки в Балаклаве в ожидании приказа о контратаках на Турцию.
Вплоть до распада Советского Союза, объект в Балаклаве оставался одним из сильнейших сдерживающих факторов СССР, чтобы играть против своих врагов в Европе.

В отличие от многих подобных объектов, секретный объект базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР. Он оставался в использовании до 1993 года. Последняя русская подводная лодка выплыла из Балаклавской бухты в 1996 году. В течении долгого времени комплекс был не охраняемым, подвергался постоянному разграблению.

В Балаклаве Военно-морской музейный комплекс был основана Министерством обороны Украины 30 декабря 2002 года и открыт для посещения 1 июня 2003 года. План музея включает части 600-метрового центрального тоннеля, пустое хранилище ядерного арсенала, а также ряд жилых кварталов и подсобных помещений, доки подводных лодок.
Военно-морской музейный комплекс
находится на западной стороне бухты, которая проходит практически через весь город. Комплекс пещер объекта, тянется на расстояние более 600 метров, до входа из второго отверстия на противоположной стороне горы Таврос.
Военно-морская база, та часть которая относится к музею – это примерно 30% всего комплекса. Эта часть сейчас отремонтирована и поддерживается при постоянной температуре 15 градусов Цельсия.

Весь комплекс состоит из изогнутых тоннелей и огромных отсекающих дверей, которые были нацелены в случае ядерного удара гасить ударную волну.
На базе не только размещались подводные лодки, а еще были влажные и сухие доки, ремонтные мастерские, торпедные склады и конечно же арсенал ядерных боеголовок. Хотя база подводных лодок Балаклава была предназначена для размещения и защиты всех сотрудников доков, но в случае необходимости в ней могли укрыться и жители всего города.
В музее находится целый зал посвященный истории подводных лодок и морскому флоту, макеты кораблей, части вырезанные из подводных лодок и много всего прочего.

В одной из частей музея осталась надпись на стене той эпохи: «Не все говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!»

Музей подводных лодок в Балаклаве одна из потрясающих воображения достопримечательностей Крымского полуострова, один из самых посещаемый музеев Севастополя и Балаклавы.

Балаклава — городок с многовековой историей

Балаклава сегодня — небольшой городок на черноморском побережье. Таких маленьких городков на карте — великое множество. История каждого города уникальна, и Балаклава — не исключение. По одной версии, название города на турецком языке означает «рыбный мешок», согласно другой — крымско-татарской — версии, слово «Балаклава» переводится как «рыбная погода».

Рекомендуем прочитать: какая средняя зарплата в Крыму?

История города берет свое начало в глубокой античности. Чего она только не перевидал город на своем веку — и войны, и османские набеги! Во времена присоединения Крыма к Российской Империи вместо крымских татар и турков, изгнанных из этих мест, здесь поселились греки, признавшие российское правительство.

Рекомендуем прочитать: работает ли Билайн в Крыму?

В 2004 году Балаклава торжественно отметила свой 2500-летний юбилей. Из бывшего секретного военного городка она превращается в туристический центр.

История

В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США — наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара[источник не указан 356 дней]. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.

В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той — без выстрелов — воистину холодной войне в океанских глубинах.

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

Комментировать
0