Обстановка по России в целом
Метрополитены существуют еще в нескольких городах страны. Статистика аварий в метро здесь складывается из редких незначительных инцидентов:
- Волгоград. Обрыв контактной сети, случившийся 19 апреля 2013 года в подземной части линии Метротрама, заставил пассажиров пешком добираться до станции (до нее состав не доехал всего 50 метров). В этом городе метрополитена как такового нет. Его роль выполняет «скоростной трамвай» (Метротрам). Пути его следования обособлены и независимы от остального уличного дорожного полотна, и преимущественно находятся на поверхности.
- Нижний Новгород. В июне 2013 г. произошло обрушение облицовочной мраморной плитки в вестибюле станции, в результате от осколков пострадали 3 человека.
- Новосибирск. Из-за поломки вагона произошел сбой графика 11 апреля 2016 года.
- Самара. Здесь отсутствует статистика аварий в метро.
- Екатеринбург. Авария на линии электропередач 15 ноября 2016 г. парализовала город. В метрополитене была давка.
- Казань. Здесь 9 февраля 2015 г. произошел перепад напряжения на линии метро, в результате которого аварийной системой было остановлено движение поездов на несколько минут.
Сведений о жертвах нет, в большинстве городов даже нет пострадавших от происшествий. Согласно статистике аварий в метро по регионам России этот вид пассажирских перевозок является наиболее безопасным.
Причины аварийных ситуаций
Метрополитен считается безопасным видом транспорта, но даже в подземке могут случаться аварии. К счастью, они происходят крайне редко, так как каждый элемент метрополитена проходит несколько этапов проверки надежности и безопасности. Не менее важную роль играет и квалификация сотрудников подземки.
Рисунок 2. Часто аварию в подземке провоцируют сами люди
Чрезвычайные ситуация, которые сопровождаются пожаром, могут возникать из-за столкновения поездов или их схода с рельс, террористических актов, сопровождающихся взрывами, разрушением основных конструкций подземки, неосторожного поведения пассажиров и персонала, а также по причине стихийных бедствий (рисунок 2). Вне зависимости от причины аварии, и сотрудникам метрополитена, и пассажирам, нужно знать, как себя правильно вести в подобной ситуации
Вне зависимости от причины аварии, и сотрудникам метрополитена, и пассажирам, нужно знать, как себя правильно вести в подобной ситуации.
Обстановка в Москве
Первая ветка была запущена в 1935 году. Статистика аварий в метро ведется только с 1974 года, так как по более раннему периоду в свободном доступе информации нет. Сводная таблица аварий в метро:
Дата | Погибшие/ раненные, чел. | Краткое описание |
20.10.1974 | — | Взрыв при проведении технических сварочных работ |
15.04.1979 | — | Сход поезда с рельсов |
12.06.1981 | 7/– | Пожар в вагонах |
17.02.1982 | 8/30 | Неисправности эскалатора |
31.12.1984 | — | Затопление пути |
20.04.1987 | — | Пожар в вагонах |
17.01.1994 | — | |
30–31.03.1994 |
–/4 |
Столкновения и сход поездов с рельсов |
1996 | — | Вагон пробил стену депо |
15.11.2003 | — | Повреждение конструкций тоннелей плывунами |
29.11.2004 | — | Столкновение поездов |
25.05.2005 | — | Неисправность энергосистем, 20 тыс. человек застряли под землей в вагонах |
19.03.2006 | — | Повреждение конструкций тоннеля: столкновение поезда с провалившейся в результате забивных работ сваей |
25.06.2008 |
–/9 |
Сход поезда с рельсов. Из тоннелей было выведено более 800 чел. |
08.07.2008 | — | Повреждение конструкций тоннеля: столкновение поезда с провалившейся в результате забивных работ сваей |
04.06.2010 | — | На участке открытого перегона в результате урагана оказалось дерево |
26.10.2011 | — | Пожар в тоннеле |
15.04.2012 | –/10 | Неисправности эскалатора |
05.05.2013 | –/3 | Пожар в тоннеле. Эвакуировано 300 чел. |
05.06.2013 | –/80 | Пожар в тоннеле. Из тоннелей выведено 5 тыс. чел. |
11.06.2013 | –/14 | Сбой электроснабжения участка, 900 человек просидели в неподвижном составе почти час |
20.09–4.12.2013 | — | Произошло несколько случаев задымления на разных участках и станциях |
21.01.2014 | — | Повреждение конструкций тоннеля на «зеленой» ветке метро: столкновение поезда с провалившейся в результате забивных работ сваей |
15.07.2014 | 24/255 | Сход поезда с рельсов на скорости 70 км/ч на «синей» ветке |
07.03.2016 | — | Пожар в вестибюле станции, отказ оборудования |
08.07.2016 | — | Пожар в административном помещении станции |
22.12.2016 | –/4 | Взрыв баллона газа в вестибюле станции |
Что касается аварий в метро связанных с возгоранием вагонов, то к 1994 году была разработана система автоматического пожаротушения. После этого случаев полного выгорания вагонов больше не фиксировалось. Однако после 2000 года, все чаще начали возникать пожары и другие инциденты в тоннелях и на станциях, вызванные коротким замыканием электрических цепей или неисправностью оборудования. Что является причиной таких частых инцидентов – умалчивается.
Самая крупная по количеству жертв авария в московском метро случилась 15.07.2014 года. В тоннеле между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» производился монтаж новой стрелки для перевода поездов с одного пути на другой. Причина аварии – сход поезда с рельсов и удар его о стену. Погибло 24 человека.
Большое количество погибших и пострадавших, в основном из-за того, что инцидент произошел в час пик. В это время наиболее высокий пассажиропоток, поезда переполнены людьми (см. фото выше). Но, это не единственная трагичная авария в метро. В Москве с 1996 по 2010 годы участились случаи террористических актов, в результате которых люди гибнут десятками. Сводная таблица по терактам в метрополитене:
Дата | Погибшие / Раненные, чел | Взрывы в поезде (вагонах) | Взрывы на станциях и в переходах |
08.01.1977 | 8/37 | да | — |
11.06.1996 | 4/14 | да | — |
01.01.1998 | –/3 | — | да |
08.08.2000 | 13/61 | — | да |
05.02.2002 | –/9 | — | да |
06.02.2004 | 42/250 | да | — |
31.08.2004 | 9/50 | — | да |
29.03.2010 | 41/88 | да | да |
В метро скапливается огромные толпы людей в час пик. Если теракт случился в это время – число пострадавших будет огромно. По статистике с 2000 по 2013 годы количество инцидентов, приводящих к задержкам в движении поездов, снизилось с 4928 до 2064 случаев за год.
[править] Ликвидация последствий, возмещение ущерба и компенсация вреда
Поезд, потерпевший крушение, не был застрахован: после окончания сроков действия договоров страхования движимого и недвижимого имущества в феврале 2014 года, новое руководство московского метрополитена вообще перестало тратить деньги на страхование. Также из-за усилий лоббистов российские метрополитены выведены из-под действия закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков, вступившего в силу с 1 января 2013 года, и московский метрополитен не обязан страховать свою ответственность перед пассажирами. В этом случае закон предусматривает обязанность метрополитена возмещать выплаты из своего собственного бюджета, в размере — за каждого погибшего пассажира по 2 025 000 рублей, а пострадавшим — выплаты в зависимости от тяжести полученных травм. Помимо этого мэр Москвы Сергей Собянин объявил о том, что будут осуществлены дополнительные выплаты из бюджета Москвы — по 1 млн руб. за каждого погибшего получат его родственники, а пострадавшие — до 500 000 руб. в зависимости от тяжести травм. Среди пострадавших есть один ветеран Великой Отечественной.
Обстановка в Санкт-Петербурге
По ряду причин первая ветка открылась в 1955 году. А вот статистика аварий в метро и пострадавших в них людей довольно скудная, несмотря на то, что устройство метрополитена Санкт-Петербурга сложнее, чем в Москве.
Основным «виновником» большинства происшествий является плывун (это текучий водонасыщенный слой грунта, песка). Все известные крупные аварии в метро СПБ с момента начала его строительства случались по причине затопления тоннелей или прорыва плывуна в них.
Впервые петербургские метростроители столкнулись с этой проблемой в 1950, и боролись с ней на разных участках строительства метрополитена вплоть до 1975 года. Сведений о пострадавших за этот промежуток времени нет. Сводная таблица происшествий:
Дата | Погибшие/раненные, чел. | Краткое описание |
04.12.1995 | — | Под воздействием плывуна был затоплен большой участок рабочего тоннеля, снова запустить движение удалось только к 2004 г. |
10.06.1999 | –/7 | Обрушился бетонный козырек у входа на станцию |
20.08.2010 | — | Нарушения в работе энергообеспечения метрополитена |
03.04.2017 | 15/51 | Теракт. Взрыв в вагоне поезда |
В 1995 году произошла самая масштабная авария в метро Санкт-Петербурга. На восстановление движения на этом участке было затрачено почти 10 лет.
Со времен открытия первой ветки и до недавних пор, это был самый безопасный пассажирский транспорт в городе. Но, 3 апреля 2017 года в метрополитене был совершен теракт, который унес жизни 15 человек. Взрыв произошел при движении поезда в тоннеле между станциями. Жертв могло быть больше, однако, машинист не применил экстренное торможение посреди перегона, а доехал до станции, тем самым значительно облегчив спасательные работы. Список пострадавших в аварии в метро был опубликован на сайте МЧС.
[править] Причины трагедии
Схема крушения поезда
Версию о теракте московские власти исключают. Первоначально различными источниками утверждалось, что из-за падения напряжения на контактном рельсе произошло резкое торможение поезда, в результате которого несколько вагонов сошли с рельсов. Впоследствии представитель следственного комитета заявил, что версия о скачке напряжения «не получила подтверждения», причины аварии уточняются. Некоторые эксперты считают причиной аварии плохо закрепленную колесную тележку, которая оторвалась от вагона.
Абсурдность версии о том, что из-за падения напряжения произошло резкое торможение поезда, очевидна даже не специалисту. Более адекватной выглядит версия о сходе поезда из-за нарушения технологии закрепления стрелки, которая была врезана в пути для перехода на строящуюся ветку метро. Этой же версии придерживается и Следственный Комитет России, который в рамках возбуждённого по данному факту уголовного дела уже задержал двух подозреваемых — дорожного мастера службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерия Башкатова и помощника дорожного мастера пути Юрия Гордова, которых следователи посчитали виновными в ненадлежащем закреплении стрелки, которая при прохождении поезда перенаправила его на тупиковый путь.
Однако эту версию не поддерживают коллеги задержанных — по их мнению, если бы стрелочный механизм был бы неправильно закреплён, то сотрудники метрополитена об этом узнали сразу бы. Также один из работников метрополитена, проведя анализ фотографий участка пути, на котором произошла трагедия, сделанных до аварии, ставит следующие вопросы:
- Почему стрелка не была освещена должным образом?
- Почему стрелка не была электрифицирована?
- Почему на стрелке не было основных деталей?
- Почему стрелка не была должным образом зафиксирована?
И он сделал вывод о том, что задержанные сотрудники метрополитена невиновны в произошедшей трагедии.
По версии экспертов МИИТ-а, стрелка вообще не переводилась, а сход связан с нарушением габарита подвижного состава внутри колеи и зацеплением отпадающей от вагона детали за остряк. Эксперт Юрий Коломиец считает эту версию сомнительной .
По другой версии авария могла быть вызвана просадкой участка перегона между станциями, что в свою очередь повлекло смещение и разрыв рельсового полотна и коммуникаций. Данная местность находится над разломом земной коры и имеет множество карстовых пустот. Поэтому еще во времена СССР участок от метро Кунцевская до Парка Победы был выделен в зеленный коридор и любое строительство на нем было запрещено. По этой же причине Филевская ветка метро была пущена по земле, а не под землей, так как эта хорда так же в отношении геологической нестабильности дублирует хорду около Кутузовского проспекта. При строительстве ТЦ Времена года два раза возникали проблемы еще на этапе закладки фундамента из-за чего от проекта вообще хотели отказаться.
Конспирологические версии
Депутат Государственной Думы РФ от партии Единая Россия твёрдо убеждён в том, что трагедия произошла по вине американской компании McKinsey, которая принимала участие в разработке стратегии московского метро.
Также Фёдоров в своих выступлениях по поводу этой трагедии напомнил о том, что в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, возглавляемым Максимом Ликсутовым, работает сотрудница этой американской компании.
Основные правила поведения в метро при авариях
Действия пассажиров при аварии в метро могут сыграть решающую роль в ликвидации последствий. Например, как только были обнаружены признаки возгорания или задымления, пассажиры должны уведомить об этом машиниста во внутренней связи.
Общие правила безопасности также гласят, что пассажиры могут попытаться потушить небольшой огонь огнетушителем. Он находится под сидением в торце каждого вагона. Также можно использовать подручные средства: плотную ткань или питьевую воду. Помните, что для тушения можно использовать только натуральные ткани. Синтетика быстро загорается и это лишь усугубит пожар (рисунок 1).
Если вагон наполнился дымом, нужно прикрыть дыхательные пути платком или просто рукой. Но, если огонь или дым стремительно распространяются, попытайтесь перейти в другой вагон.
Рисунок 1. Авария в метрополитене может стать причиной человеческих жертв
Также следует помнить, что самовольно покидать вагон без команды машиниста нельзя, так как для безопасной эвакуации необходимо обесточить контрольный рельс. Кроме того, чтобы обеспечить личную безопасность в метро, нужно садиться в средние вагоны. Они считаются самыми безопасными. Наиболее рискованной считается поездка в головном или хвостовом вагоне.
[править] Примечания
- Метрополитен — Ищем стрелочника? Версия катастрофы в московском метро
- СКР сообщил о двух задержанных по делу о крушении в столичном метро и главной версии ЧП
- ↑ В Госдуме считают, что авария в метро произошла из-за американской компании
- Трагедия в метро
- http://izvestia.ru/news/578680
- http://www.iarex.ru/articles/51186.html
- http://zyalt.livejournal.com/1116736.html
- http://tema.livejournal.com/1720333.html
- http://perebezhchikru.livejournal.com/113105.html
- http://gazeta.ua/ru/articles/life/_s-kem-budem-voevat-izza-gibeli-lyudej-v-metro-makarevich/569860
- https://pbs.twimg.com/media/BskzkCuCYAAOWa3.jpg:large
- http://censor.net.ua/photo_news/293857/avariya_v_moskovskom_metro_po_mensheyi_mere_4_cheloveka_pogibli_95_postradali_fotoreportaj
- Категория: Катастрофа в московском метро (2014)
- На Арбатcко-Покровской ветке метро начинаются восстановительные работы, МЧС опубликовал ироничный отчет о страшной катастрофе
- В соцсетях делятся скриншотом отписки метрополитена на жалобы по поводу перегона у «Славянского бульвара»
- Москва: поезд метро, потерпевший крушение, не был застрахован
- Что-то не ладно в королевстве Датском, Или что пожелать ЦБ
- НССО информирует о правах потерпевших в московском метрополитене
- Пострадавшие при аварии в метро имеют право на компенсации до 2 млн рублей — президент НССО
- Собянин пообещал помочь с жильем семьям погибших и пострадавших в метро
- МТРК Мир (mir24.tv): Семьи погибших в аварии в московском метро получат по миллиону рублей
- Список пострадавших на 16 июля
- Ветеран Великой Отечественной об аварии в метро
Авария в московском метро 15 июля 2014 относится к теме «Инциденты» | |||||||||||||
|
[править] Резонанс в Интернете
Об аварии сообщили на своих сайтах практически все ведущие информационные агентства.
Популярный блогер zyalt сразу же опубликовал в ЖЖ пост об аварии, обновляемый в режиме онлайн. В посте опубликованы несколько фотографий с места событий, собраны некоторые свидетельства очевидцев и официальные сообщения об аварии.
Артемий Лебедев также написал об аварии в ЖЖ, опубликовав фото с полностью разрушенным вагоном типа «Русич» в тоннеле. Он указал, что «нельзя делать вагоны из фольги», и что старый вагон метро, у которого был 8-кратный запас прочности, не сложился бы в гармошку от удара о стену тоннеля.
Оппозиционер Алексей Навальный возложил вину за аварию на московские власти и персонально на заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова. Многие либеральные блогеры поддержали его позицию.
Известный российский музыкант Андрей Макаревич высказался об аварии в , проведя параллели с обстановкой на границе с Украиной. Он раскритиковал предложения некоторых депутатов нанести удары по Украине из-за обстрела российского КПП на границе (по его версии, снаряды залетели «случайно»), и задал риторический вопрос, с кем следует воевать из-за аварии в метро, где пострадало в несколько раз больше людей.
Целый ряд украинских блогеров и просто пользователей Интернета выразили радость по поводу гибели граждан России в аварии.
Также эта тема была затронута на странице «Вниманию участников» в Луркоморье.
Статьи на вики-сайтах
По состоянию на 17 июля 2014 года в Википедии статья об этой аварии была создана в 15 языковых разделах — азербайджанском, армянском, чешском, немецком, английском, испанском, эстонском, баскском, корейском, узбекском, польском, французском, шведском, русском и украинском. Также в русских Викиновостях был создан ряд статей на эту тему.