No Image

Первая чеченская кампания: боевой опыт спецназа

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

ХАНКАЛА

Прибыв в Ханкалу, распо­ложились в домиках на краю аэродрома рядом с карьером, который использовался в качес­тве стрельбища. Бросалось в глаза обилие учебных самолетов, ставших жертвой превентивного удара российских ВВС. Это наводило на мысль, что война могла быть значительно «веселее», если бы приходилось подвергать­ся нападениям незаконных воо­руженных формирований еще и с воздуха — например, Л-39 с блоками НАР или бомбами. Кстати, на этот случай в штате отряда целесообразно было бы иметь подразделение ПЗРК — как в целях противовоздушной обороны, так и для выполнения специальных задач.

Пехотные офицеры мигом «оприходовали» брошенную чеченцами на аэродроме 57-мм зенитную пушку С-60. Имев­шиеся боеприпасы были тут же «отправлены прямым назначе­нием» на туберкулезный диспансер, находившийся в руках противника (там мы позже обо­рудовали передовую базу). Этот случаи подтверждает одну из заповедей войны: «уничтожить врага — доблесть, уничтожитьврага его же оружием — двойная доблесть, добиться, чтобы враги уничтожали друг друга, — высшая доблесть». Хотя, к сожалению, примеров последнего за время той войны в Чечне было больше со сторони НВФ…

Дополучили имущество: ночные бинокли, радиостанции, и самое ценное — 9-мм винтовки ВСС («винторез»). К концу командировки их количество достигло «аж» двух на каждую РГ. Автоматов АС не получали вообще, а «патронный голод» на 9-мм СП-5, СП-6 был преодолен только под занавес кампании.

Между тем обстановка зачастую требовала вооружить бесшум­ным оружием всю группу. ВСС, конечно, нуждались в особом, профессиональном обраще­нии, были у нас проблемы и с их надежностью, но в целом они оправдали возлагавшиеся на них надежды. К примеру, «винторезы» сыграли ключевую роль в огневом контакте, когда при проведении дневного поиска РГ офицера И. столкнулась с ана­логичной группой НВФ. Наши первыми заметили противника, открыли огонь из ВСС и успели «завалить» несколько человек, пока боевики поняли, в чем дело. Таким образом, с помощью бесшумного снайперского оружия была захвачена огневая иници­атива в бою.

В процессе боевой рабо­ты стали проявляться слабые звенья — результат поспешной переформировки роты и групп. Так, например, во время ночно­го поиска в одной РГ потерялся боец: будучи морально него­товым к подобной психологи­ческой нагрузке, он полностью утратил самоконтроль и отстал от группы. Солдат был найден ценой срыва задания. Перед отправкойв Чечню он был пере­веден из другого подразделения, так что комментарии излишни.

Незабываемо прошел для ме­ня выезд на рекогносцировку. На перекрестке аккурат рядом с транспарантом «Грозный. Счастливого пути!» наш БТР-70 подорвался на противотанковой мине, установленной братья­ми-десантниками: они распо­лагались здесь раньше и уш­ли, не сняв свои мины. Только благодаря тому, что все сидели на броне, обошлось без жертв, контузии не в счет. Отметим, что колесный бронетранспортер подтвердил свою противоминную живучесть. Пока я летел, отбро­шенный взрывом, говорят, орал известное ругательное слово (в памяти остался «вид сверху» на родной БТР). Позже на том же месте, на этой же группе мин подорвалась ремонтная мастерская воинской части, вводившей­ся в Чечню…

Пока я со своим отрядом находился на передовой базе, появились первые потери. Личный состав, стоявший на построении, был обстрелян колон­ной войск, вводившейся в Грозный. В результате были убиты два человека, один ранен. Чем это было вызвано и кто виноват, выяснить не удалось.

Практически все потери отряда во время этой командировки— результат огня своих войск или неосторожною обращения с оружием. До боли всем известная картина, не так ли?. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Во-первых, прежде чем начи­нать боевую деятельность на новом месте, тщательно ознакомьтесь с минной обстановкой вокруг и поставьте в известность о своем появлении соседей;  во-вторых, медицинскую подготовку личного состава необходимо поднимать на новый качественный уровень: солдат должен иметь твердые навыки по оказанию первой медицинской помощи как товарищу, так и себе. Пример: после подрыва, находясь в состоянии шока, я не сумел с двух попыток вколоть себе промедол. Игла первого шприц-тюбика согнулась, а у второго не проткнул капсулу, так как в том состоянии это просто вылетело из головы…

Пока у нас не появились пер­вые убитые и раненые, командо­вание отряда имело проблемы с получением у довольствующих органов некоторых видов обеспечения. Мотивировка: «Так вы еще не воевали — у вас даже потерь нет». Это, видимо, харак­терно для нашей армии, когда эффективность боевой работы воинского формирования оце­нивается величиной потерь личного состава…

Комментировать
0