fbpx
No Image

«ночные ведьмы». судьба летчиц в годы войны

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Женщины в гражданской авиации

По Конституции РФ люди обоего пола имеют равные права, проходить обучение и получить разрешение на управление воздушным лайнером могут в равной мере как мужчины, так и женщины. Но, несмотря на это, руководители авиакомпаний с большой опаской берут на работу представительниц прекрасного пола, хотя они и соответствуют всем требованиям, предъявляемым к пилотам, прошли нужное обучение и получили право осуществлять пассажирские перевозки на воздушных судах.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Уже несколько лет в гражданской авиации служит пилотом Ольга Кирсанова, она одна из немногих женщин получивших право управлять тяжёлыми воздушными судами, последнее время эта хрупкая представительница прекрасного пола управляет 100-тонным воздушным лайнером. По мнению Ольги, сесть в кресло самолёта может каждый, если есть соответствующий стимул и сильное желание. Сама она признаётся, что приложила немало усилий и упорно трудилась, чтобы получить право на пилотирование, но игра стоила свеч.

Несколько лет трудится в должности КВС в авиакомпании «Аэрофлот» женщина-пилот Ольга Кирсанова

История гражданской авиации не знала такого, чтобы девушка в 23 года получила право на управление самолётом, но эта красивая особа доказала, что она достойна занимать место в кабине авиалайнера и быть ярким представителем женского пола в такой крупной авиакомпании, как «Аэрофлот». Имя этой девушки Мария Фёдорова и ранний возраст не стал помехой для неё на пути освоения пилотирования гигантским воздушным пассажирским судном, а ведь многие в такие годы даже не могут освоить управление автомобилем.

Мария Фёдорова уже в 23 года получила право на управление самолётом

В суровые годы Великой Отечественной войны многие девушки, освоившие управление самолётом, наравне с мужчинами воевали в воздухе и результат превзошёл все ожидания – они прекрасно справлялись с поставленными задачами и проявляли такую волю к победе и небывалую смелость, на которые не каждый мужчина был способен. В военное время многие женщины стали Героями Советского Союза и кавалерами орденов Славы. Но в гражданской авиации пилотами в то время исключительно были только представители сильного пола.

Поэтому мы и удивляемся, когда слышим объявление по радио, что командиром воздушного лайнера является женщина. Но, как бы удивились все, когда узнали, что звание лучшего пилота столетия принадлежит представительнице прекрасного пола Светлане Капаниной. И это является очередным доказательством, что женщины ничуть не хуже мужчин справляются с управлением воздушного судна.

Лучшим пилотом столетия признана российская лётчица Светлана Капанина.

В России на данный момент насчитывается около 400 женщин, которым удалось получить лицензию на право управление самолётом. Всех их перечислять не будем, кто-то из представителей прекрасного пола в гражданской авиации занимает правое кресло, кто-то имеет статус командира воздушного судна.

Ведь только в компании «Аэрофлот» поднимают самолёты в небо тринадцать женщин, из которых три представительницы прекрасного пола являются командирами воздушных лайнеров. Должность КВС по праву занимает Марина Уваровская – эта красивая женщина управляет такой махиной, как самолёт Airbus A320.

Командир воздушного лайнера Airbus A320 Мария Уваровская

Но всё равно в России ничтожно мало женщин получивших лицензию на право управление самолётом, в США и Европе более 25 тысяч представительниц женского пола имеют право на пилотирование. Дело в том, что после развала Советского Союза возможность получения лётного образования была ограничена, не всякая девушка могла позволить себе обучаться в лётном училище, а затем платить за лётную практику, необходимую, чтобы быть принятой в гражданскую авиацию.

Дело техники

— Самолет, на котором я сейчас летаю, — один из самых распространенных и надежных. Я рада, что управление на «Боинге» — штурвальное. Сегодня есть самолеты, где управление — при помощи сайдстика (от английского side-stick, боковая ручка управления. — TUT.BY). Мне кажется, штурвал мне ближе.

К вопросу о том, на чем бы я полетала. Вообще я очень люблю Ан-124 «Руслан». Я даже звонила — штурманом пыталась устроиться, чтобы поработать на «Руслане». Потому что такая махина! А Ан-225 «Мрия» — вообще супер.

Между работой пилота и штурмана различия ощутимые. И программы различались: в штурманском деле больше внимания на аэронавигацию, а в летном — на аэродинамику, технику пилотирования. Но это все очень рядом.

Штурманская работа больше связана с расчетами: на Ан-26 штурман отвечал за ведение документов на борту, за радиосвязь. Этот опыт сейчас, в «Белавиа», мне очень пригодился. Я работаю на воздушном судне, где всего два человека в кабине. Второй пилот и командир ведут связь по очереди. Благодаря опыту штурманскому я уже не теряюсь в эфире.

Раньше, правда, я вела радиосвязь на русском языке. А так как у «Белавиа» полеты в основном международные, приходится делать все на английском.

Отличается от моей прежней работы многое. Например, сейчас мы летаем в верхнем пространстве. Меньшие интервалы эшелонирования, все летают рядом. Когда впервые полетела в Европу, очень удивилась, насколько близко все друг к другу в небе. Над Россией на огромных пространствах это не так заметно, а тут летишь и видишь рядом другие самолеты.

Я летаю пока что с инструктором, еще с нами летит запасной пилот, которого называют safеty pilot (пилот безопасности. — TUT.BY). Он контролирует меня, смотрит, чтобы я все процедуры правильно делала. Дает советы.

Завораживают леса с высоты. Особенно над Россией — леса, леса, а потом светлый маленький огонек городка. Мне это кажется уютным. А в Европе, конечно, город на городе.

Сейчас у нас есть рейс в Хургаду — очень красиво сверху, пирамиды видно.

На Минск сверху смотрю мало. Когда мы подлетаем, в основном идет подготовка к посадке. Город видно, но мы очень заняты: разные этапы подготовки приборов, снижение. Все очень напряженно.

Победы и потери

Сразу несколько побед Лидия Литвяк одержала в мае 1943-го. Помимо истребителей противника, она смогла уничтожить аэростат — корректировщик действий артиллерии, к которому другие самолёты не могли приблизиться из-за плотного огня средств противовоздушной обороны. Белая Лилия подлетела к нему с тыла против солнца и сбила.

Однако в том же месяце у Лидии произошла личная трагедия. Незадолго до этого она вышла замуж за своего ровесника — командира эскадрильи 296-го полка Алексея Соломатина, у которого была ведомой. 1 мая он был награждён звездой Героя Советского Союза, а 21-го — погиб в авиакатастрофе прямо на глазах у супруги и сослуживцев.

«Потеряв любимого человека, Лидия не опустила руки, а стала сражаться ещё более яростно», — отметил Хазанов.

В июле 1943 года она одержала ряд новых побед и, даже получив ранение, не захотела обращаться в госпиталь. Однако 19 июля её ждала новая утрата. В бою над Донбассом Литвяк была подбита вместе со своей близкой подругой Екатериной Будановой. Лидия успела выпрыгнуть с парашютом, а Екатерина смогла посадить самолёт, но уже на земле скончалась от полученных ран. По числу воздушных побед Буданова уступала только самой Белой Лилии.

  • Лётчицы 586-го истребительного авиационного полка Лидия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова
  • РИА Новости

По воспоминаниям однополчан, после этого инцидента Лидия всё чаще стала говорить, что у неё возникло ощущение приближающейся гибели.

1 августа 1943 года в ходе боёв в районе реки Миус Литвяк совершила четыре боевых вылета и сбила два вражеских самолёта лично, а один — в составе группы. Во время последнего вылета её самолёт был подбит и упал, однако детально рассмотреть, что же с ним произошло, сослуживцы не смогли из-за сильной облачности.

Дарья Синичкина

Схожим образом начала строить карьеру в гражданской авиации и Дарья Синичкина – единственная на данный момент женщина в России, управляющая самолетом Sukhoi Superjet 100.

Летать девушка начала в 23 года. К тому моменту у Дарьи уже было высшее образование (девушка закончила МГУ им. Ломоносова) и работа. Однако, вспоминает пилот, жизнь казалась недостаточно интересной, а работа не приносила удовлетворения. Тогда-то девушка и решила все изменить – поступила в Ульяновское летное училище гражданской авиации.

Дарья верит: через 10 лет в России женщин-пилотов будет не меньше, чем в Европе или США.

«Могу поверить, что у части людей все еще сильны стереотипы насчет женщины за рулем. Но это ничего не изменит, общество развивается, и лет через десять у нас тоже будет процентов 20-30 женщин в профессии, как и в Европе. Я думаю, это станет обычным делом», — пилот.

Женщины вступают в бой

Идея создания женского авиационного полка принадлежала Марине Расковой. Раскова известна не только как первая женщина-пилот Красной армии, но и как первая обладательница звания Героя Советского Союза. Вскоре она стала получать телеграммы от женщин со всей страны с просьбой воевать в ее полку. Многие из них потеряли близких и мужей и хотели отомстить за их потерю. Летом 1941 года Марина отправила Иосифу Сталину письмо с просьбой сформировать воздушную эскадрилью, состоящую исключительно из женщин.

Марина Расковая. | Фото: 1-ru.info.

8 октября 1941 года 46 авиационный полк был официально создан. Таким образом, Советский Союз стал первой страной, в которой женщины стали участвовать в боевых действиях. В сжатые сроки Раскова начала формировать полк. Из более чем двух тысяч заявок она отобрала около четырехсот кандидаток. Большинство из них были молодыми девушками без летного опыта, но встречались и квалифицированные пилоты. Командование подразделением взяла на себя Евдокия Бершанская — летчица с десятилетним стажем.

Обучение будущих «ночных ведьм» в очень сжатые сроки проходило в Энгельсе — небольшом городе к северу от Сталинграда. Через несколько месяцев девушки должны были научиться тому, на что большинству солдат требовалось несколько лет. Каждый новобранец должен был тренироваться и выступать в роли пилота, штурмана и обслуживающего наземного персонала.

Обучение будущих «ночных ведьм». | Фото: LiveJournal.

Помимо сложности в тренировках, женщины столкнулись с пренебрежительным отношением со стороны военного руководства, которые считало, что такие солдаты не могут нести никакой ценности в ходе войны. «Командирам не нравилось, что юные девушки выходят на передовую. Война — это мужское дело», — отмечала впоследствии одна из летчиц.

Путь к штурвалу

— Когда заканчивала школу, если честно, не очень верила, что получится пробиться в пилоты. Поступала я в 2004 году — тогда девочке надо было получать отдельное разрешение, чтобы учиться на факультете летной эксплуатации. Писала ректору, чтобы зачислили в качестве исключения.

После одиннадцати классов сразу же улетела в Питер — поступать в университет, который тогда назывался Академией гражданской авиации. Я не боялась уехать далеко от дома. Это нормально, если ты очень хочешь, а тем более — если тебе дали шанс и разрешили учиться.

Сначала поступила не на пилота, а на штурмана. На пилота были места только платные, а моя семья, к сожалению, не могла оплатить такую дорогую учебу. Сначала надеялась перевестись на пилота уже во время учебы, когда освободятся бюджетные места, но так и не дождалась. Очно училась на штурмана, а заочно — на пилота. Летала в аэроклубе. Поэтому теперь у меня два высших образования, оба летные. Штурманом я, кстати, тоже успела поработать — в «Псковавиа».

Учиться было интересно. Жила в общежитии, стипендия была копеечная — триста рублей. Но летным специальностям: диспетчерам, пилотам, штурманам и наземным штурманам — выдавали талоны на питание. А талоны были аж на две тысячи рублей. Ты мог на них домой молока набрать, хлеба, в университете покушать на них же. Некоторым ребятам так хватало талонов, что они их еще и продавали (смеется. — TUT.BY).

Подрабатывала официанткой, потому что на полеты надо было собирать деньги — все же не бесплатно. Потом начала курсовые решать ребятам — тоже подработка.

Когда узнавали, что я учусь в университете гражданской авиации, то первый вопрос был: «На стюардессу?». Кивала: «На стюардессу, да».

Девушке-пилоту всегда много внимания, которое я, если честно, не очень люблю. Я понимаю, что всем факт женщины в авиации очень интересен. Приходится отвечать на одни и те же вопросы. Иногда мне было так скучно, что я придумывала разные ответы, чтобы себя хотя бы как-то повеселить.

А что сейчас?

Война оказалась серьёзнейшим испытанием для нашей страны, и отношение к женщинам на военной службе резко поменяли на отрицательное. Возможно, это было частью общего пацифистского настроя идеологии. Результат — современная ситуация, когда одна лишь мысль, что женщин можно пускать в кабину пилота, кажется смешной.

В 1976 году академия ВВС США начала принимать девушек на обучение. Поначалу их в первую очередь ориентировали на вспомогательные задачи; например, на управление транспортной авиацией и самолётами-заправщиками. Примерно тогда же женщины получили доступ и к морской авиации. Спектр лётных специальностей постепенно расширялся, и в 90-х годы практически все ограничения сняли.

Ким Кэмбелл на фоне обстрелянного А-10

Женщины-пилоты активно участвовали в локальных войнах США последних десятилетий. Широкую известность получил эпизод с капитаном Ким Кэмбелл, которая в 2003 годуна честном слове и одном крыле» посадила сильно повреждённый штурмовик A-10, на котором, в числе прочего, вышли из строя и основная, и резервная гидравлические системы… что, мягко говоря, не добавляло удобства и лёгкости в управлении.

На данный момент только в ВВС США(без учёта армейской авиации и моряков) числятся 728 женщин-пилотов плюс 310 штурманов и 227 операторов бортового радиоэлектронного оборудования на самолётах ДРЛО(дальнего радиолокационного обнаружения) или электронной разведки. Большая их часть служит в транспортной авиации, но пара сотен имеется и в тактической. Такое количество, кстати, снимает вопросы о потенциально большей аварийности.

Вообще количество медиаматериалов на темудевушки в ВВС НОАК»(военно-воздушных силах народно-освободительной армии Китая) в последнее время создаёт впечатление сознательной пропагандисткой кампании.

Марьям аль-Мансури

Страшно сказать, но даже в ВВС Объединенных Арабских Эмиратов с 2007 служит на истребителе F-16пилот в хиджабе»(да, так в нём и летает).

Читатель может справедливо возразить, что если в Китае и ОАЭ прогнулись под давлением феминисток(!), то это не повод повторять за ними! Однако на самом деле это вопрос боеспособности — как бы странно ни прозвучала такая формулировка.

Любой военком или председатель приёмной комиссии военной академии мечтает, чтобы пополнение состояло исключительно из высоченных богатырей, пышущих здоровьем и патриотизмом. Но в реальной жизни приходится работать с тем, что есть. Причём у военных профессионаловчто есть» должно ещё по собственному желанию захотеть военной карьеры. Так что собственные хотелки военкомы затыкают.

Кого посадить в кабину самолёта, богатыря или красну девицу? — вопрос не столь важный. А вот будет ли вообще хоть кто-то этим самолётом управлять — это уже проблема.

Насколько она серьёзная? Дадим одну цифру для размышлений: на данный момент в ВВС США нехватка лётчиков приближается к двум тысячам человек. Многовато!

Можно, конечно, предположить, что в России такой проблемы нет. Но если подобные цифры не оглашают публично, это не значит, что их не существует.

Девушки-курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова(КВВАУЛ)

Поэтому хорошо, что у нас наконец тоже озаботились подобными вопросами — на перспективу. Разбрасываться людьми, которые настолько хотят летать, что буквально ломятся снеправильным» полом в лётные училища — как минимум расточительно.

P. S. Если в комментариях не появятся заявления проженщины плохо переносят перегрузки», значит текст пропал зря. До предположения, что большинство из тех, кто это пишет, редко нагружает себя чем-то большим, нежели бутылка для кулера, опускаться не будем. Кроме того, если на транспортнике или бомбардировщике перегрузка скакнула за 6G, то что-то идёт не так. Также не будем вспоминать, что уже шестьдесят женщин летали в космос. И, воспользовавшись случаем, поздравим семикратную(больше всех!) чемпионку мира по высшему пилотажу Светлану Капанину, которой приходилось плохо переносить перегрузки за 10G.

Женщины-летчицы

В те времена летчики были элитой элит советских войск, и девушки также были ее частью. Более того, после начала войны было сформировано несколько авиационных полков, полностью состоящих из девушек, и они отлично себя показали в боях.

Самым знаменитым был 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк — или, как их прозвали сами фашисты, «Ночные ведьмы». И было за что — полк, мало того, что состоял исключительно из женщин, так еще и получил звание гвардейского за особые заслуги в уничтожении врага. К тому же, девушки были вынуждены летать только ночью — на их самолетах по другому было никак, поскольку на вооружении полка состоял тихоходный двукрылый учебный самолет ПО-2. До 1943 в нем не был даже пулемета, а бомбы приходилось подвешивать к днищу — бомбового отсека тоже не было предусмотрено.

Но отвага девушек доходила до того, что они даже не брали парашюты, загружая вместо них дополнительную бомбовую нагрузку. Любопытно, что прицела также изначально не было и девушки создали его сами, остроумно назвав ППР — «проще пареной репы». И вот, представьте, ночью, когда большинство истребителей не летают, в небе появляются юркие самолетики, которые благодаря своей конструкции могли несколько десятков километров планировать в полной тишине (что они и делали), забрасывая противника бомбами.

Немецкое сарафанное радио вскоре разнесло байку, согласно которой Германию бомбят выпущенные из сталинских лагерей преступницы, бешеные и способные не спать ночью. В общем, настоящие ведьмы Сталина.

23 девушки из этого полка были награждены звездами Героя Советского союза, что говорит о беспримерном мужестве и боевых качествах советских летчиц.

Говоря о женщинах-летчицах, нельзя не упомянуть и Лидию Литвяк, которая считается самой результативной женщиной-летчицей в мире за всю историю войн. На ее счету 12 самолетов противника. В боях за Сталинград Лидия немецкого аса Эрвина Майера, кавалера Рыцарского креста, на чьем счету было 30 воздушных побед. Когда захваченный в плен Майер (ему удалось спастись благодаря парашюту) попросил показать победившего его аса, он решил, что его пытаются разыграть. Перед ним была хрупкая девушка, для которой это был один из первых вылетов. Однако Лидия в таких деталях описала воздушный бой, что Майеру пришлось признать — это действительно сбивший его советский летчик.

Лидия Литвяк

Во время этих боев на борту ее самолета красовалась белая лилия, за что Лидия была прозвана «Белая лилия Сталинграда». К сожалению, в 1943 году она погибла, посмертно получив звание Героя Советского Союза.

Ко мне тут серьезно отнеслись, или Откуда Светлана взялась в Белавиа

— А я прислала резюме (смеется. — TUT.BY). Но в Беларуси я и до этого бывала: еще когда работала в «Псковавиа» на Ан-26, у нас было несколько рейсов из Минска. Ехали сюда служебной машиной, а потом уже летели.

До «Белавиа» работала в «Трансаэро». Там я проходила переподготовку на конкретный тип самолета: и теоретическую, и на тренажерах. Но полетать, к сожалению, я там не успела (российский перевозчик «Трансаэро» обанкротился в прошлом году. — TUT.BY).

Как пилоты устраиваются на работу? Есть вакансия «пилот», если тебя все устраивает и ты — авиакомпанию, то идешь работать. Вообще, я отправила резюме в несколько компаний. Но первой мне ответила «Белавиа» — и я сразу сюда. Думаю, могла бы пойти сюда, даже если бы ответили не первыми. Сейчас объясню почему.

А еще у меня прабабушка по папиной линии — белоруска. Ее судьба привела в Сибирь во времена Столыпинской реформы. Может, кровь позвала?

Марина Раскова

Фото: Википедия

К началу войны Марина Михайловна уже была прославленным штурманом: она работала в аэронавигационной лаборатории и участвовала в перелетах на большие расстояния. Будучи героем Советского Союза, именно она в 1941 году лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Ее идею поддержали, а желающих вступить в ряды летчиц оказалось настолько много, что пришлось формировать сразу три полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный. Добровольцев искали в аэроклубах, партийных организациях. Специально созданному для отбора женщин отделу кадров приходилось нелегко: им нужно было выбирать строго и вдумчиво, отказывая еще совсем юным девушкам, которые, как им казалось, не были готовы взвалить на себя тяготы войны. Майор Марина Раскова во время войны возглавила бомбардировочный полк, на его вооружении находился новейший по тем временам пикирующий бомбардировщик Пе-2. Женщина погибла в авиационной катастрофе во время одной из боевых миссий, ее похоронили у Кремлевской стены.

О препонах обучения и работы

Заметим, что стать счастливой обладательницей диплома летчика нелегко. Девушки, которые прошли этот путь, говорят о строгой дисциплине в училище и готовности полной отдачи любимому делу. Отдельным разговором становится сложность обучения. Курсанты изучают устройство лайнера и отрабатывают практические навыки пилотирования. Кроме того, после получения заветного сертификата придется пройти необходимое количество часов налета на грузовых бортах.

Обучение летному делу требует ответственности и дисциплины

Чтобы попасть в число пилотов гражданских перевозок, летчики практикуют налеты на самолетах выбранной модели и переучиваются. Учитывайте, что подобный процесс нуждается во времени и финансовых вложениях. Правда, современные летные клубы максимально упрощают такую процедуру, поскольку предлагают хорошо укомплектованные базы, где удастся на месте получить необходимый объем знаний и практики.

Повышение квалификации и отработка знаний на тренажерах — будни начинающих летчиц

Чтобы построить успешную карьеру в этой области, придется периодически повышать уровень квалификации. Прохождение тренировочных полетов на тренажерах и медицинские осмотры перед рейсом – будни летной практики, известные каждому пилоту. А при перелетах летчица контролирует показания приборов и действия второго пилота – ведь любая ошибка грозит непоправимыми последствиями и падением самолета.

Отдельными трудностями для женщин здесь становятся бытовые моменты. По словам известной летчицы «Аэрофлота» Ольги Кирсановой, рождение ребенка стало поводом для смены рабочего места и ненадолго выбило из привычной колеи женщину. Кроме того, здесь накапливаются и текущие бытовые вопросы, которые касаются внешнего вида и состояния формы – ведь о пилотах-мужчинах заботятся жены.

Watch this video on YouTube

Аристократическое баловство

Первая реакция на это нововведение была резко отрицательной: от цитат Жириновского(проборщ или драить унитаз, по желанию») до жалостливо-высокопарных размышлений о губительности лётной карьеры для слабого женского организма.

Если изучить историю вопроса, то читать подобные высказывания именно на русском языке станет особенно смешно.

Возможно, самая первая авиатрисса — француженка Раймонда де Ларош

Конечно, традиционно военная авиация — как элитная разновидность профессиональной военной службы — была в первую очередь сугубо мужским занятием. На заре авиаэпохи полёты вообще воспринимались как баловство для аристократов. Ну, а девушкам и вовсе за подобные идеи могли бы выдавать справку о безумии!

Тем не менее(и вопреки мнению общества) показать, чтомы тоже можем» — было достаточно популярным занятием у эмансипированных барышень, которые желали побороть установки прошлого поколения. Реализация идей, конечно, зависела от ограниченности бюджета. Ведь авиация — хобби дорогое.

Зинаида Абрамовна Горман (1910 – ?)

Начальник особого отдела 46-го полка, капитан.

Из воспоминаний: «После освобождения Белоруссии работник нашего штаба Зина Горман съездила в деревню, где ее отец работал в колхозе. Туда она на лето отправила своего маленького сына в июне 1941 года. Вернулась почерневшая от горя. Всех евреев уничтожили. Кого-то расстреляли, а большинство закопали в землю живыми… Когда она смогла говорить, слушать ее было невозможно.

Зинин муж Саша воевал в наземных частях где-то недалеко от нас. После войны они взяли на воспитание двухлетнего малыша… “Он так похож на Сашу”, – говорила она. Сама она детей иметь не могла».

(Ракобольская И.В.)

Наградные листы

Комментировать
0