Последствия инцидента
В России данный инцидент вызвал полное неприятие действий Турции в самых широких слоях общественности — от рядовых пользователей рунета, тут же наполнившегося хештегами типа #янеедувТурцию и #Ударвспину, до самых влиятельных политиков и государственных деятелей, высказывавшихся в том же смысле. Второй из хэштэгов возник как цитата из оценки ситуации Президентом России Владимиром Путиным.
В Турции инцидент преподносился местными СМИ как героический и в основном вызвал патриотический подъём[источник?].
Та часть мировой общественности, которая следит за ситуацией, к этому моменту в основном симпатизировала борьбе России с ИГИЛ, вследствие чего какой-либо существенной моральной поддержки Турция с Запада не получила. НАТО ограничилось заявлением[источник?] о том, что верит в то, что Су-24 всё-таки нарушил на какое-то время границу Турции. США ограничились неофициальным заявлением о том, что считают, что самолёт был сбит над Сирией, а часть рядовых пользователей интернета встретили новость хэштегом #istandwithrussia (буквальный перевод: я стою с Россией).
Позднее Россия ввела обширные экономические санкции против Турции и приостановила безвизовый режим между двумя странами с 1 января 2016 года.
Предыстория инцидента
В регионе уже многие десятилетия регулярно осуществляются нарушения воздушных границ. Особенно этим злоупотребляют Израиль, регулярно бомбящий Сирию и Ливан, а также Турция, боевые самолёты которой зачастую по несколько раз в день нарушают воздушное пространство Греции.
22 июня 2012 года — над Средиземным морем силами сирийских ПВО был сбит турецкий истребитель F-4 разведывательной модификации RF-4E. Самолёт упал в сирийских территориальных водах.
30 сентября 2015 года — российский Совет Федерации разрешил использование войск РФ в Сирии. Заблаговременно размещённый на авиабазе Хмеймим в Сирии отряд российской военной авиации практически сразу же приступил к бомбардировкам объектов террористических организаций, воюющих с сирийским правительством.
Ход событий 24 ноября 2015 года
Траектория полёта сбитого Турцией российского самолёта Су-24 в Сирии. Версия Министерства обороны России и Турции.
8:40 — с авиабазы Диярбакыр в направлении приморской провинции Хатай вылетели два истребителя F-16С ВВС Турции.
9:11 — истребитель начал дежурство в воздухе над территорией Турции («наматывание кругов») севернее района будущего инцидента.
9:15 — двум Су-24М ВКС России, действующим в рамках военных действий России на территории Сирии, поступила боевая задача нанести удар в районе населённых пунктов Кепир — Мортлу — Ззахия на севере Сирии.
9:42 — с российской авиабазы Хмеймим в составе звена из двух самолётов вылетел Су-24М (бортовой номер № 83) с экипажем в составе экипаж в составе подполковника Пешкова Олега Анатольевича и штурмана капитана Мурахтина Константина Валерьевича и боевой зарядкой из 4 осколочно-фугасных бомб ОФАБ-250-270.
9:51 — Су-24М бортовой № 83 начал дежурство в воздухе в составе пары в районе населённого пункта Маарет-Эн-Нууман на эшелонах 5800 м и 5650 м.
9:52 — Су-24М бортовой № 83 вошёл и в дальнейшем оставался в зоне обнаружения радиолокационных средств ВВС Турции.
10:11 — с командного пункта авиабазы Хмеймим звену Су-24М поступила команда на уничтожение скопления боевиков в заданном районе. Достигнув этого района, самолёты в первом заходе последовательно поразили первые две цели, а затем, выполнив вираж, атаковали вторые две цели. Самолёты находились над территорией Сирии не приближаясь к турецкой границе ближе, чем на 1,1 км.
10:24 — самолёт Су-24М бортовой № 83 вторым выполнил атаку второй цели в 5,5 км от турецкой границы, после чего в ту же минуту был внезапно атакован с задней полусферы и сбит турецким F-16C в 4 км от турецкой границы, оба лётчика Су-24М бортовой № 83 катапультировались. Пуск ракеты был замечен с ведущего Су-24М, выполнявшего вираж.
10:25 — Су-24М бортовой № 83 исчез с экранов РЛС и упал в 4,4 км от сирийско-турецкой границы. Экипаж катапультировался. Командир экипажа подполковник Пешков при этом погиб от огня боевиков с земли, а штурману удалось найти безопасное укрытие, в котором он находился до ночи, после чего был спасён совместной операцией сирийского и российского спецназа. В ходе этой операции огнём стрелкового оружия с земли, по-видимому из подготовленной засады был подбит российский вертолёт Ми-8, совершивший вынужденную посадку, брошенный экипажем и впоследствии уничтоженный боевиками. В результате этого обстрела погиб российский морской пехотинец. Позднее выяснилось, что падение самолёта снималось на две видеокамеры с разных точек, материалы одной из которых уже через полтора часа были показаны турецким телеканалом.