Содержание обновленной российской Военной доктрины
В классификации войн и военных конфликтов изменений не произошло. Некоторыми военными экспертами выражалось сожаление, что даже обновленный документ по-прежнему не дает четкого определения понятию «войны», а такие неопределенности кроме всевозможных передергиваний ни к чему хорошему пока не приводили.
Некоторые эксперты еще в 2020 году предлагали свои толкование термина «война». Вот одно из них. Войной можно называть высшую форму разрешения коренных межгосударственных противоречий среди коалиций государств, социальных групп народонаселения одного из государств с применением вооруженного насилия высокой интенсивности, которые могут сопровождаться иными видами противоборств (например, политико-экономических, информационных, психологических, и пр.) для завоевания обусловленных политических целей.
По технологическому уровню развития борющихся сторон:
- Война технологически слаборазвитых государств;
- Война технологически высокоразвитых государств;
- По смешанному типу: война высокоразвитых и слаборазвитых государств.
По применению стратегии для достижения целей:
- Война с использованием стратегии по сокрушению противника, преимущественно физически;
- Война с использованием стратегии непрямых воздействий. Это могут быть мероприятия по дестабилизации в политике и экономике государств, по организации внутри государств ситуаций, так называемого «управляемого хаоса», по косвенной или прямой военной поддержке вооруженных оппозиционных сил для завоевания власти нужными политическими силами;
- По смешанному типу: «гибридная война» — война, сочетающая на разных этапах комплекс применения стратегий, как сокрушения, так и непрямых воздействий.
По использованию средств вооруженной борьбы война может быть:
- Ядерной;
- С использованием полного потенциала ОМП (оружия массового поражения);
- С использованием исключительно обычных видов вооружений;
- С массовым использованием оружия с новыми физическими принципами.
По отношению к нормам международного права война может быть:
- Справедливой — для защиты независимости, суверенности, нацинтересов;
- Несправедливой — попадающая под международную классификацию «агрессия».
По составу участников вооруженного противоборства война может быть:
- Среди двух государств;
- Среди коалиций государств;
- Среди коалиции и одного государства;
- Гражданской.
Локальная война — это война, которая может преследовать ограниченную военно-политическую цель. Боевые действия ведутся в пределах противоборствующих государств и затрагивают главным образом интересы исключительно этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). В определенных обстоятельствах локальные войны могут перерастать в региональные или даже крупномасштабные.
Региональная война — это война, участие в которой принимают несколько государств, представленных в одном регионе. Она может вестись с задействованием национальных или коалиционных вооруженных сил. В процессе ее проведения сторонами обычно преследуются значимые для них военно-политические цели.
Крупномасштабная война — это война среди коалиций государств или крупнейших государств в мировом сообществе. Такие войны развязываются сторонами, как правило, для преследования радикальных военно-политических целей.
Наука Править
Учебная дисциплина Править
Приведён примерный курс учебной дисциплины:
- История возникновения и становления учебной дисциплины «Военная политика»
-
Военная политика как продукт общественного развития государства и его политики.
- Зарождение военной политики в догосудаственных обществах.
- Военная политика государств Древнего мира: Месопотамии, Египта, Китая, античных государств Древней Греции и Древнего Рима.
- Оборонительная политика славян.
- Военная политика Киевской Руси.
- Теоретико-методологические аспекты военной политики государства.
- Научные основы современной военной политики.
- Совокупность идей и принципов военной политики.
- Важнейшие направления военной политики.
- Научные основы военной политики.
- Понятие и содержание военной политики.
- Цели и задачи военной политики.
- Средства достижения военно-политических целей.
- Основные функции военной политики.
- Классовая природа военной политики.
- Военная политика как продукт внешней политики национальных государств.
- Военная политика социалистических государств.
- Военная политика «неприсоединившихся» государств.
- Субъекты современной военной политики.
- Государства как основные субъекты военной политики.
- Союзы государств и военные блоки продукт внешней политики государств XIX — XX века.
- Нации, классы, социальные группы как субъекты военной политики государства.
- Основные виды военной политики современных государств.
- Агрессивная или авантюристическая военная политика.
- Непоследовательная военная политика.
- Реалистическая военная политика.
- Последовательно миролюбивая военная (оборонная) политика
-
Военная политика как продукт общественного развития государства и его политики.
- Сущность современной военной политики.
- Военная доктрина как теоретическая основа военной политики.
- Военная доктрина государств: понятие и структура.
- Политическая, социально-экономическая, оперативно-стратегическая и военно-техническая стороны военной доктрины.
- Конкретно-исторический характер военной доктрины и факторы влияющие на её содержание и последствия.
- Военная доктрина России в исторические периоды.
- Содержание и характер военной доктрины Царского периода]
- Содержание и характер военной доктрины Имперского периода.
- Содержание и характер военной доктрины Советского периода.
- Эволюция военной доктрины в условиях военной разрядки.
- Военная доктрина Федерального периода.
- Основные положения военной доктрины России.
- Стратегия национальной безопасности США.
- Военная доктрина США в условиях многополярности мира.
- Военная доктрина США в условиях однополярности мира.
- Стратегия «гибкой и избирательной вовлеченности» в мировой политике.
- Военная сила США как инструмент внешней политики США в современном мире.
- Ядерное устрашение государств — стержень военной стратегии США.
- Военная доктрина КНР.
- Три этапа стратегии развития оборонного потенциала КНР.
- Стратегия «активной обороны» КНР.
- Закон КНР об оборонном воспитании.
- Ядерная стратегия КНР.
- КНР и Россия партнёры, союзники или противники.
- Военная доктрина Индии.
- Потенциальные противники и традиционные союзники Индии.
- Индия и её ядерный потенциал.
- Индийский океан — сфера жизненных интересов Индии.
- Россия и Индия в рамках военного сотрудничества.
- США и Индия точки соприкосновения и проблемы военного сближения.
- Военные стратегии современных государств и блоков.
- Стратегия о закономерностях и характере войны.
- Взаимосвязь стратегии и политики.
- Основные и локальные стратегии.
- Виды стратегий: стратегии измора и демонстрации силы.
- Стратегия военных блоков и коалиций государств.
- Стратегия современной России.
- Военная доктрина России 2000 и 2010 годов о современной стратегии.
- Основные компоненты стратегии России .
- Обеспечение благоприятных условий для стабилизации и надежной защищенности государства, общества и личности России .
- Главное содержание стратегии России.
- Военная доктрина как теоретическая основа военной политики.
Политика Российской Федерации в сфере обороны
Она изложена в третьем, основном разделе Доктрины. Под оборонной политикой страны следует понимать деятельность власти по организации и обеспечению защиты территории государства и интересов союзников. В третьем разделе четко определяется направленность этой работы:
- Сдерживание и предупреждение вооруженных конфликтов.
- Совершенствование армии страны.
- Развитие способов и форм использования вооруженных сил, военных органов.
- Усиление мобилизационной готовности для обеспечения обороны и защиты территории государства и интересов его союзников.
Военная доктрина подтверждает, что ядерные средства, которые имеются в распоряжении государства, рассматриваются главным образом в качестве сдерживающего фактора при проявлениях агрессии. Россия оставляет за собой возможность применения такого оружия в ответ на использование такового против нее либо ее союзников. Ядерная мощь будет задействована также в том случае, если обычные виды вооружения противника ставят под угрозу непосредственно само существование страны.
См. также
- «Холодная война» — глобальная геополитика США и их союзников против Советского Союза и его союзников, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
- «Психологическая война» (Информационная война) — целенаправленные действия государства, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам другого государства при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем направленные на создание позитивного облика государства-агрессора.
- «Гонка вооружений» — политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.
НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ
![]() |
Необходимость создания единого документа под названием «Военная доктрина РФ» появилась в конце прошлого века. Практически во всех развитых государствах к этому времени уже были созданы комплексы нормативных документов военно-политического характера, и их существование полностью оправдывалось. Например, в США комплекс основополагающих концептуальных документов США по вопросам обеспечения национальной и военной безопасности представлен Стратегией национальной безопасности, Стратегией национальной обороны (аналог нашей Военной доктрины) и весьма актуальной Национальной военной стратегией. На основе последнего документа осуществляется оперативное планирование применения Вооруженных Сил, вырабатываются перспективные стратегические и оперативные концепции их применения, которые, будучи доведенными военной наукой до уровня теории, кладутся в основу уставов Вооруженных Сил и планов по их реформированию.
Кроме того, в США существует механизм коррекции положений документов посредством ежегодных докладов министра обороны конгрессу и «Белой книги» председателя Комитета начальников штабов видов вооруженных сил.
В России также в ноябре 1993 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Основные положения Военной доктрины РФ». Появлению документа предшествовали широкая дискуссия в СМИ, а также результативная военно-научная конференция в ВАГШ, на которой были обсуждены и впоследствии опубликованы в научном сборнике академии основы теории военной доктрины.
Содержащееся в тексте действующей доктрины ее определение в целом соответствует требованиям теории: «Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации».
По сути, это официально принятые и провозглашенные в государстве взгляды военно-политического руководства на применение вооруженного насилия в интересах достижения политических целей. Именно поэтому в соответствии с требованиями теории Военная доктрина России отвечает на следующие пять основных вопросов:
- с какими противниками и как предотвратить военные конфликты;
- каков может быть характер вооруженной борьбы в конфликтах, цели и задачи, стоящие перед государством и его вооруженными силами в ходе их ведения;
- какую военную организацию необходимо создать для этого и в каких направлениях ее развивать;
- в каких формах и какими способами вести вооруженную борьбу;
- как осуществлять подготовку страны и ее военной организации к войне или применению силы в вооруженных конфликтах.
В связи с этим содержание военной доктрины РФ в первую очередь определяется долговременными экономическими интересами государства, которые необходимо защитить, а также уровнем возможностей страны по ведению вооруженной борьбы, зависящих от ее экономического развития, состояния социального и научно-технического прогресса общества.
Военная доктрина несет нормативную, организационную и информационную функции, которые и определяют ее исключительное значение в деле подготовки страны и ее военной организации к защите национальных интересов с применением военной силы.
Военно-экономическое обеспечение
В пятом разделе ВД РФ все посвящено военно-экономическому обеспечению обороны. Важнейшими целями являются:
Формирование условий для устойчивости в развитии и поддержании потенциалов военно-экономических и военно-технических возможностей в государстве на том уровне, который потребуется для осуществления настоящей военной политики.
Основные задачи военно-экономического обеспечения обороны
Задачами по военно-экономическому обеспечению обороны могут быть:
- Оснащение ВС вооружением, военной и специальной техникой;
- Обеспечение ВС, иных организаций материальными средствами.
В заключение можно заметить, что текст обновленной редакции российской В/доктрины указывает на четкие ориентиры порядка, способов и форм по использованию военной мощи государства. Она досконально обосновывает необходимую защиту суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя, национальных интересов российского государства. Указывает на выполнение обязательств перед союзниками, международного партнерства, разрешение военных конфликтов. Доктриной определяются приоритеты военного строительства и формирования ВС РФ.
Военная политика российского государства
В третьем, основном разделе Военной доктрины разъясняются вопросы, посвященные российской военной политике. Понятие «военная политика» документом предлагается рассматривать как государственную деятельность, связанную с организацией и осуществлением обороны и обеспечением безопасности российского государства, включая и интересы его государств-союзников.
Отчетливо определены направления военной политики. Это политика:
- Сдерживания и предотвращения военных конфликтов;
- Совершенствования военной организации государства;
- Совершенствования форм и методов использования ВС, иных войск и организаций;
- Повышения мобготовности для обеспечения надежной обороны и безопасности РФ и ее государств-союзников.
В связи с этим Российской Федерацией отстаивается право применения ядерного оружия в качестве ответа на применение против нее и ее союзников ядерного и иных видов ОМП, а также по факту агрессии против России с использованием обычных видов вооружений, если это несет угрозу самому существованию государства, как таковому.
Третьим разделом также отражаются вопросы использования военных организаций. Военная доктрина утверждает правомерное использование силы при отражении агрессии, поддержании (восстановлении) мира, а также при обеспечении защиты российских граждан, которые находятся за пределами государства. Использование ВС или иных организаций должно осуществляться с полной решительностью, целенаправленностью и комплексным подходом с учетом предварительной и постоянной аналитики военно-политических и военно-стратегических обстоятельств и требований международного законодательства.
Появились определения основных задач военной организации государства в мирный период, при нарастании угрозы агрессии, а также в период военного времени. Следует отметить, что в обновленной Военной доктрине к задачам мирного времени добавилась готовность обеспечения российских национальных интересов на территории Арктики.
В ряд основных задач в развитии военной организации добавили:
- Развитие мобилизационных баз и обеспечение мобилизационных развертываний ВС или иных организаций;
- Усовершенствование методик по укомплектованию и подготовке мобилизационных людских резервов и ресурсов;
- Усовершенствование системы РХБЗ.
Мобилизационная подготовка
Отличием от предшествующих текстов доктрины является то, что в четвертом разделе обновленной ВД РФ немало внимания уделили мобилизационной подготовке и мобготовности.
Доктриной определено, что цель мобилизационной подготовки — это подготовка государства, его Вооруженных Сил и иных организаций к обеспечению защиты государства от вооруженных атак, а также удовлетворение государственных потребностей и нужд народонаселения в период военного времени.
Этим продемонстрировано то, что Президент РФ придает значение возрастанию вероятного втягивания нашего государства в процесс крупномасштабной войны. Это может потребовать тотальную мобилизацию многих человеческих и государственных сил.
Суть военной политики
Этот термин скрывает за собой целый механизм, состоящий из государственных органов, а порой и частных структур. Используется такая политика, как и в древности, для защиты интересов страны и ее граждан. После Второй мировой войны на первое место в целеполагании выходит сохранение суверенитета и целостности государства. Ведь методы влияния на страны меняются, совершенствуются. Ныне необязательно вводить войска, чтобы добиться разрушения государства. Все мы читаем и анализируем новости из Украины. На нее никто не нападал, но система власти в этой стране, общественная жизнь деградируют быстрыми темпами. Нельзя отрицать, что это результат особой политической игры, проводимой мировым гегемоном. Система влияния, связанная с военным искусством, делится на внешнюю и внутреннюю стороны. Если возникают угрозы со стороны иных держав, приходится применять политические инструменты в их отношении. Внутренняя нестабильность заставляет использовать для разрешения вопросов в обществе также военную политику. То есть с ее помощью государство решает ряд задач по сохранению своего существования.
Мобилизационная подготовка
Основополагающие ее принципы излагаются в четвертом разделе
В действующей редакции документа мобилизационной подготовке и готовности уделяется особое внимание. В Военной доктрине четко определены цели мероприятий
Они состоят в подготовке страны, вооруженных сил, органов и войск к обеспечению защиты территории и населения государства от нападения, а также к удовлетворению нужд граждан во время боевых действий. Это указывает на то, что политическое руководство учитывает нарастание вероятности втягивания России в крупномасштабную войну. Это, в свою очередь, потребует полной мобилизации вооруженных, экономических и моральных сил государства и граждан. В данном случае в виду имеется не столько армия, сколько страна в целом.
Военный коммунизм в промышленности
Главное, с чего начала советская власть, это национализация промышленности. Причем шел этот процесс ударными темпами. Так, к июлю 1918 года в РСФСР было национализировано 500 предприятий, к августу 1918 – более 3 тысяч, к февралю 1919 – более 4 тысяч. С руководителями и владельцами предприятий, как правило, ничего не делали – отбирали все имущество и все. Тут интересно другое. Все предприятия были подчинены военной промышленности, то есть делалось все для победы над врагом (белыми). В этом отношении политику национализации понять можно, в качестве предприятий, которые были необходимы большевикам для войны. Но ведь среди национализированных фабрик и заводов были и сугубо гражданские. Но они большевиков мало интересовали. Такие предприятия изымались и закрывались до лучших времен.
Военный коммунизм в промышленности характеризуется следующими событиями:
- Постановление «Об организации снабжения». Фактически была разрушена частная торговля и частное снабжение, но проблема была в том, что на смену частному снабжению другое не было поставлено. В итоге снабжение рухнуло полностью. Постановление было подписано Советом Народных Комиссаров 21 ноября 1918.
- Введение трудовой повинности. Сначала отработки касались только «буржуазных элементов» (осень 1918 года), а затем к работам были привлечены все трудоспособные граждане от 16 до 50 лет ( декрет от 5 декабря 1918 года). Для придания слаженности этому процессу в июне 1919 года были введены трудовые книжки. Они фактически прикрепляли рабочего к определенному месту работы, без вариантов его сменить. Это, кстати, именно те книжки, которые в ходу и по сей день.
- Национализация. К началу 1919 года в РСФСР были национализированы все крупные и средние частные предприятия! В мелком предпринимательстве наблюдалась доля частников, но их было крайне мало.
- Милитаризация труда. Этот процесс был введен в ноябре 1918 года на железнодорожном транспорте, а в марте 1919 на речном и морском транспорте. Это означало, что работа в данных отраслях приравнивалась к службе в вооруженных силах. Законы тут стали применяться соответствующие.
- Решение 9 съезда РКП б от 1920 года (конец марта – начала апреля) о переводе всех рабочих и крестьян на положение мобилизованных солдат (трудармии).
Но в целом главная задача была промышленность и подчинение ее новой власти для войны с белыми. Удалось ли этого добиться? Сколько бы нас не уверяли советские историки в том, что удалось, по факту промышленность в эти годы была уничтожена и окончательно добита. Отчасти это можно списать на войну, но только отчасти. Весь фокус в том, что ставка большевиков была на город и промышленность, а победить в Гражданской войне удалось только благодаря крестьянству, которое выбирая между большевиками и Деникиным (Колчаком) выбрало красных, как наименьшее зло.
Вся промышленность подчинялась центральной власти в лице Главков. Они сконцентрировали на себе 100% получения всей промышленной продукции, с целью ее дальнейшего распределения на нужды фронта.
О связи с экономикой
В современном мире невозможно рассматривать военную политику отдельно от других направлений деятельности государств. Процессы глобализации объективно приводят к тому, что все сферы общественной жизни переплетаются между собой. Вооружения создаются, развивая науку и промышленность. Предприятия платят налоги и дают работу жителям стран. Они же конкурируют за рынки сбыта. Военная политика государства очень плотно связана с его экономикой. Стоит только посмотреть на новостные ленты. Там постоянно приводится информация о том, как производители ведут борьбу за контракты. Тем более что продажа вооружений приносит стране не только прибыль, но и политическое влияние
В этой связи необходимо указать на важность развития собственного военно-промышленного комплекса. Оборонная политика сильных стран учитывает это обстоятельство
Покупать оружие на стороне, значит, попасть в полную зависимость от производителя. Руководство РФ учитывает в своей политике эти риски.
Результаты политики военного коммунизма для СССР
- В стране окончательно сложилась однопартийная система, а вся власть оказалась у большевиков.
- В РСФСР создана нерыночная экономика, полностью подконтрольная государству, и в которой полностью удален частный капитал.
- Большевики получили контроль над всеми ресурсами страны. В результате этого удалось установить власть и победить в войне.
- Обострение противоречий между рабочими и крестьянством.
- Давление на экономику, поскольку политика большевиков приводила к социальным проблемам.
В результате военный коммунизм, кратко о котором мы говорили в данном материале, полностью провалился. Вернее эта политика выполнила свою историческую миссию (большевики укрепились у власти благодаря террору), но ее пришлось спешно сворачивать и переходить к НЭПу, иначе власть было не удержать. Настолько страна устала от террора, который был визитной карточкой политики военного коммунизма.
Государства[править | править код]
Военная политика — составная часть общей политики государства и иных субъектов власти, непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, её подготовкой, способностью и готовностью к применению средств вооруженной борьбы для защиты государства и достижения других его политических целей. Военную политику в той или иной стране могут проводить как государство, правящие партии и организации, так и оппозиционные силы и организации.
Выработанная военная политика конкретизируется в официальных военных доктринах, военной стратегии и практике строительства военного. Нередко в её рамках выделяют оборонную политику, связанную с защитой данного государства. Оборонная политика иногда трактуется как синоним военной, чтобы не делать акцент на военной стороне дела в условиях перемен во внешней политике государства.
Поэтому можно сказать, что политика оборонная (политика в области обороны) и есть политика государства, направленная на надёжную защиту государства от внешней угрозы (внешнего нападения). Она вырабатывается и проводится в рамках официальной деятельности властей конкретного государства. Оборонная политика последовательно охватывает подготовку народа и вооруженных сил к отпору агрессии, а также подготовку к этому тяжелому испытанию экономики, систем здравоохранения, образования и воспитания, возможностей культуры и искусства.
На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем, в которых военная политика имеет свои особенности:
|
|
|
|
Целиправить | править код
- предотвращение войн и военных конфликтов (пацифизм);
- Переход от мирного к вооруженному достижению внешнеполитических целей (милитаризм);
- обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства;
- подготовка государства, народа и вооружённых сил к отпору любому агрессору;
- укрепление военной мощи государства;
- Военный переворот как способ замены политических элит военными элитами;
- Ослабление другой страны в военной и экономической сфере методом уничтожения населения (геноцид);
- развитие оборонной промышленности;
- всестороннее совершенствование военного строительства;
Исторические предпосылки
Начать следует с того, что военное дело еще древним людям представлялось особым, полезным общине искусством. Умение создавать и применять оружие делало племя сильнее. Оно имело возможность отстаивать свои и захватывать чужие территории, следовательно, было более жизнеспособным. Развивалось военное дело по-разному. Одни нации оттачивали стратегию нападения, другие придумывали механизмы защиты. Суть же оставалась приблизительно одной и той же. Перед людьми стояла важная задача по защите жизни соплеменников и территории, позволяющей общине воспроизводится. По словам историков, наибольшую значимость вопрос приобрел с созданием государства. Этому образованию потребовался механизм отстаивания самого права на существование. На первый план в межгосударственных отношениях военная политика вышла в двадцатом веке. Часть стран взяли курс на милитаризацию, ставя во главу угла мощь оружия. При этом страдали простые жители этих и соседних государств. Им приходилось нести на своих плечах тяготы многочисленных локальных контактов и двух мировых войн. С развитием технологий военная политика обретает более изощренные механизмы воздействия на «соседей по планете». Нынче уже не обязательно применять оружие. Достаточно угрозы введения его в действие.
Что такое «военный коммунизм» и в чем его особенности?
Последние слова в этом определении очень важно понять – большевики взяли под контроль процесс потребления. Например, самодержавная Россия контролировала производство, но потребление пускало на самотек
Большевики же пошли дальше… Кроме этого военный коммунизм предполагал:
- национализация частного предпринимательства
- продовольственная диктатура
- отмена торговли
- всеобщая трудовая повинность.
Очень важно понимать какие события являлись причиной, а какие следствием. Советские историки говорят о том, что Военный коммунизм был необходим, поскольку шла вооруженная борьба между красными и белыми, каждый из которых старался захватить власть
Но на самом деле сначала был введен военный коммунизм, и как следствие введения этой политики началась война, в том числе и война с собственным населением.
В чем суть политики военного коммунизма?
Большевики, как только захватили власть, всерьез полагали, что они сумеют полностью отменить деньги, и в стране будет натуральный товарообмен по классовому признаку. Но проблема была в том, что ситуация в стране была очень тяжелой и тут нужно было просто удержать власть, а социализм, коммунизм, марксизм и прочее – отодвинулось на второй план. Связано это было с тем, что в начале 1918 года в стране была гигантская безработица, и инфляция, достигавшая 200 тысяч процентов. Причина тому простая – большевики не признавали частную собственность и капитал. В результате они провели национализацию и террором захватили капитал. Но вместо этого они ничего не предложили! И тут показательна реакция Ленина, который во всех бедах событий 1918-1919 годов обвинил… простых рабочих. По его словам люди в стране бездельники, и на них лежит вся вина и за голод, и за введение политики военного коммунизма, и за красный террор.
Основные черты военного коммунизма кратко
- Введение продразверстки в сельском хозяйстве. Суть этого явления очень проста – насильно у крестьян забиралось практически все, что было ими произведено. Декрет был подписан 11 января 1919 года.
- Обмен между городом и селом. Этого большевики хотели, и об этом говорили их «учебники» по строительству коммунизма и социализма. На практике добиться этого не удалось. А вот ухудшить положение и вызвать гнев крестьян, который вылился в восстания, – удалось.
- Национализация промышленности. РКП б наивно полагало, что можно за 1 год построить социализм, убрать весь частный капитал, проведя для этого национализацию. Они ее и провели, но результатов это не дало. Более того, в дальнейшем большевики были вынуждены проводить в стране НЭП, который во многом имел черты денационализации.
- Запрет на аренду земли, а также на использование наемной силы для ее обработки. Это опять же один из постулатов «учебников» Ленина, но привело это к упадку сельского хозяйства и голоду.
- Полная отмена частной торговли. Причем эту отмену делали даже когда было очевидно, что она вредна. Например, когда в городах был явный недостаток хлеба и крестьяне приезжали и продавали его – большевики начали вести борьбу с крестьянами, и применять к ним меры наказания. В итоге – опять же голод.
- Введение трудовой повинности. Изначально эту идею хотели реализовать для буржуев (богатых), но быстро поняли, что людей не хватает, а работы очень много. Тогда решили пойти дальше, и объявили о том, что трудиться должны все. Все граждане от 16 до 50 лет обязаны были работать, в том числе и в трудармиях.
- Распространение натуральных форм расчета, в том числе и для заработной платы. Главная причина такого шага – страшная инфляция. То, что утром стоили 10 рублей, к вечеру могло стоит уже 100 рублей, а к следующему утру 500.
- Льготы. Государство предоставляло бесплатно жилье, общественный транспорт, не брало плату за коммунальные и прочие платежи.