Дальнемагистральный широкофюзеляжный Ил-496
В прессе на рубеже 2014-2015 года появились сообщения о разработке проекта российского ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт) и почти одновременно о намерениях возобновления выпуска Ил-96. Вызывало недоумение, зачем стране нужны две похожие машины, но всё разрешило выступление вице-премьера В. Рогозина, который заявил, что новый стратегический лайнер рассчитывают построить лишь в 2027 году и именно в это время Ил-96-400М свяжет дальневосточные окраины с центральной частью России и наладит чартеры, где потребуются вместительные лайнеры.
Пассажирский дальнемагистральный красавец самолёт Ил-96-400М
На новой машине Ил-96 управление осуществлять будут два пилота и вместо моторов ПС-90А1 машину оснастят новыми двигателями ПД-14М, которые имеют тягу в 16-17 тонн. Но так как мощности ПД-14М явно недостаточно, скорее всего, на версии 400М оставят хорошо знакомые ПС-90А1. Их заменят на ПД-18Р, как только эту силовую установку испытают и сертифицируют.
Производственное авиационное предприятие «Ил» приняло решение, что дальнемагистральный лайнер Ил-96-400М будет в последующем именоваться, как Ил-496. В новой машине будет изменена расстановка кресел, самолёты с бизнес-классом получат 370 мест, самая экономичная версия станет по вместимости из 436 кресел. Такая перекомпоновка повысит топливную эффективность и новый лайнер по операционной экономике станет сопоставим с Airbus A330-300 и Boeing 777-200.
Инженеры ОКБ Ильюшина рассчитали с учётом планируемых улучшений, показатель прямых эксплуатационных расходов варианта Ил-496 с 332 креслами и Airbus A330, операционная экономика этих машин оказалось настолько близка, что российский лайнер становится более конкурентноспособен.
Специалисты считают, что Ил-496 не нуждается в дополнительные тестовых проверках корпуса и систем. Его конструкция настолько грамотно разработана, что имеющийся ресурс в 70 тысяч часов для машины не предел. Максимальный вес лайнера в течение эксплуатации постепенно довели с 230 тонн до 250, а затем и до 270 тонн, дальнейшее увеличение веса конструкторы не предполагают.
Препятствия на пути производства широкофюзеляжного лайнера
Последовавший сразу за развалом Советского Союза спад в экономике был губителен для гражданской авиации. С трудом завоёванные позиции сдавались добровольно, но основной вред был нанесён «антипромышленным лобби», существующим и по сей день, которое практически уничтожило всю авиапромышленную отрасль РФ. Бурная деятельность этих чиновников и политиков привела нас к плачевному результату – 98% всего самолётного парка гражданской авиации являются машинами иностранного производства.
Ключевые должности профессионалов были отданы армиям и дивизиям высокооплачиваемых «эффективных менеджеров и бухгалтеров». Заняв места генеральных конструкторов, гендиректоров корпораций, ФГУПов, КБ и НИИ эти люди под лозунгом «бабло побеждает всё» и при отсутствии системных знаний в области высоких технологий профукали огромные пласты проблем в авиастроительной отрасли.
Масло в огонь подлил в свою бытность на посту министра транспорта Игорь Левитин, который додумался в силу своей некомпентентости отменить Наставление по производству полётов. Отменив этот основной документ, написанный кровью предыдущих поколений пилотов, он сделал предпосылки для порождения, последовавших вскоре кошмарных катастроф в гражданской авиации.
Преследуя конкурентные цели, компания «Эрбас» прямо предлагает посреднику при заключении контракта 10% от всей суммы сделки, а корпорация «Боинг» без стеснения докладывает о 72 млн долларов, которые пошли на взятки чиновникам в странах СНГ. Вот откуда у чиновников нашего правительства и авиаотрслевых корпораций появились такие большие недекларируемые доходы.
Ещё в конце 50-х годов в ответ на появление у СССР турбореактивного лайнера Ту-104, Европа тут же сочинила запрет на полёты двухдвигательных самолётов, якобы это не соответствует существующим нормам безопасности. КБ Туполева пришлось срочно разрабатывать машину с четырьмя реактивными двигателями Ту-110, чтобы обойти этот запрет.
Чтобы обойти запрет на полёты самолётов с двумя двигателями в Западной Европе, Ильюшину пришлось срочно разрабатывать проект Ту-110 с четырьмя реактивными моторами
Повторилась эта история в 2014 году, когда США и Европа ввели санкции на ограничение ввоза в Россию новых технологий и теперь нашей стране приходиться собственными силами укреплять обороноспособность и заботиться о поддержании воздушных перевозок от западных до восточных окраин нашего необъятного государства. Вот почему так стал необходим гражданской авиации дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт Ил-96-400М.
Летающий танк
К 1941 году в арсенале ОКБ Ильюшина была разработка технической документации и опытного образца «летающего танка» – двухместного бронированного самолета. По своим бомбардирующим и разведывательным характеристикам он был гораздо эффективнее прочих аналогов других конструкторских бюро. Испытания прототипа провел В. К. Коккинаки в октябре 1939 года, но результаты были неудовлетворительными.
Потребовалось много доработать, в частности, было необходимо совершенствование двигателя АМ038, переоборудование кабины на одного летчика вместо двух, а также военные потребовали добавить единицы вооружения. В 1940 году самолет получил название Ил-2 и был запущен в серийное производство на базе Воронежского авиазавода. Перед началом войны на предприятии было выпущено почти 250 штурмовиков.
Первый бой пятерка самолетов Ил-2 провела 27 июня 1941 года, атаковав колонну немецкой техники в районе города Бобруйска. В этот же период выпуск “Илов” снизился в связи с массовой эвакуацией заводов, после вмешательства Сталина ситуация сгладилась, началось нарастание производственных мощностей. К моменту начала битвы на Курской дуге на фронт ежемесячно поступало более 1 тысячи самолетов марки Ил-2. За все годы войны было построено более 3,6 тысячи машин.
Пассажирский и специальный транспорт
Авиационный комплекс имени Ильюшина С. В. в разное время выпустил линейку пассажирского авиатранспорта:
- Ил-12 (4 модификации) находился в эксплуатации с 1947 по 1968 год. В Китае самолеты были задействованы до 1988 года. За все время произведено 663 единицы.
- Ил-14 (14 модификаций). Был в эксплуатации с 1950 по 2005 год. Тираж составил 1348 самолетов (по некоторым данным цифра превышает 3800 единиц).
- Ил-18 (24 модификации, в том числе военно-транспортные, транспортно-десантные, учебные, научно-исследовательские и пр.). Общая численность выпущенных машин составляет более 800 единиц, время эксплуатации – 1959–2002 год. Несколько экземпляров продолжают полеты в Африке, Сомали, Украине, КНДР и др.
- Ил-62 (10 модификаций). Выпущено 289 самолетов, из которых на экспорт был отправлен 81 самолет. Годы эксплуатации – с 1965 года по настоящее время.
- Ил-86 (4 модификации). Используется с 1976 года по настоящее время, всего было выпущено 106 самолетов.
- Ил-96-300 (9 модификаций). Эксплуатируется с 1988 года по настоящее время, количество выпущенной техники – 30 самолетов.
- Ил-114 (12 модификаций пассажирских и специальных машин). В эксплуатации с 2001 года, серийное производство продолжается в Ташкенте, готовится массовое производство на заводе «МиГ» в период 2020-2021 годов. Рабочие машины используются на внутренних авиалиниях.
- Ил-114 (12 модификаций). Совершает полеты с 2001 года. С 2017 года производится на заводе ТАПОиЧ. Самолеты эксплуатируются на внутренних авиалиниях.
- Четырехместный самолет Ил-103. Выпускается с 1994 года, находится в настоящее время в эксплуатации.
К настоящему моменту ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» выпустил самолеты следующего назначения:
- Девять моделей бомбардировщиков.
- Восемь моделей штурмовых самолетов.
- Три модели самолетов для ВМФ (противолодочные, торпедоносные).
- Транспортные самолеты трех моделей.
- Специализированные самолеты 5 моделей на базе транспортных.
- Девять моделей пассажирского транспорта и три специализированные модели на базе пассажирских самолетов.
- В разработке находится 4 модели (Ил-112, Ил-114, сверхтяжелый ПТС «Ермак», модификация ИЛ-76 (транспортник)).
Последние тенденции развития и награды
В 1990-х годах с распадом Союза предприятию пришлось начинать работу в тяжелых экономических условиях.
С 2005 года должность генерального конструктора Авиакомплекса переходит к В.В. Ливанову, который по совместительству с 1995 г. является Генеральным директором предприятия, а до этого с 1988 г. возглавлял завод.
В нынешнее время приоритеты в работе ОАО «Ил» − это разработка военно-транспортных и грузовых самолетов.
В начале осени 2012 г. начались испытания глубоко модернизированной версии Ил–76МД–90А. Серийный выпуск этого самолета проходит в России с задействованием технологии цифрового трехмерного проектирования. Конструкции и системы аппарата значительно улучшены по сравнению с базовым вариантом. За разработку данного самолета Авиакомплекс получил Национальную награду в номинации «Золотая идея».
В 2012 г. было налажено сотрудничество с индийской компанией HAL и ОАО «ОАК-ТС» по разработке нового транспортного многоцелевого самолета.
Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина был награжден за заслуги перед отечеством следующими орденами:
-
Ленина – в 1942 году;
-
Боевого Красного Знамени – 1944 г.;
-
Трудового Красного знамени – 1969 г.;
-
Октябрьской Революции – в 1983 году.
Многих сотрудников этого предприятия в разное время наградили медалями и орденами. В частности звание «Герой Социалистического труда» получили шесть человек. Звания «Герой Советского Союза» и «Герой Российской Федерации» носят десять летчиков-испытателей. Среди них В.К. Коккинаки стал единственным летчиком-испытателем, который получил такое звание два раза.
За разработку самолетов Ил-96-300, Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ил-38, Ил-18, Ил-28, Ил-2 в разное время сотрудники ильюшинского КБ получили Государственные и Ленинские премии.
На сегодняшний день ильюшинцами построены мощные кооперативные связи с крупнейшими производителями комплектующих авиатехники, научно-исследовательскими центрами и авиакомпаниями. Предприятие выполняет разработку, модернизацию, испытания, подготовку, сопровождение изготовления образцов авиатехники и поддержание эксплуатационной летной пригодности ранее произведенных воздушных судов «Ил».
Авиационный комплекс им. Ильюшина имеет отрицательный показатель дохода, но это не мешает ему продолжать функционировать, удерживая высокие позиции на мировом и отечественном рынках авиационной техники.