No Image

Новосибирский авиационный завод имени в. п. чкалова

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Начало сотрудничества с ОКБ Сухого

Новой вехой в истории завода стало сотрудничества с ОКБ П. О. Сухого с конца пятидесятых годов. Не прекращается оно до настоящего времени. В 1956 году завод освоил выпуск Су-9. Это положило начало многолетнему серийному выпуску самолетов, разработанных конструкторским бюро имени Сухого.

Истребители марки Су, а именно Су-9, Су-11, Су-15, Су-15 УТ, выпущенные заводом, являлись основными силами авиации ПВО СССР. Их летно-технические характеристики, возможности боевого применения, а также конструктивно-технологические особенности заложили основы отечественного самолетостроения.

Важным этапом развития завода, а также самолетостроения страны в целом, стал запуск в серию самолета Су-24. Производство этого многоцелевого штурмовика завод начал в 1971 году. На тот период этот самолет намного превосходил образцы авиационной техники такого класса во всем мире.

История возникновения завода

История предприятия начинается в 30-х годах двадцатого века. Первый камень в фундамент будущего авиационного завода положили летом 1931 года. Изначально на этом месте предполагалось построить завод горного оборудования, рядом с центральной частью города Новосибирска. Название завода – «Сибмашстрой».

В мае 1936 года Совет труда и обороны страны принял решение о том, что этот завод будет строить самолеты.

В этом же году, в соответствии с распоряжением народного Комиссара обороны К. Ворошилова, в Новосибирск были направлены более 300 демобилизованных военнослужащих. Их определили как специалистов по самолетам. Они и стали основной составляющей будущего коллектива завода. Уже через год на предприятии числилось более 2000 человек.

История

31 июля 1931 года на окраине Новосибирска был заложен завод горного оборудования, а в 1936 году постановлением Совета Труда и Обороны заводу был определён новый профиль — самолётостроение. 4 ноября 1937 года на заводе поднялся в воздух первый построенный самолёт И-16. Потом были созданы такие известные типы самолётов, как Як-3, Як-7, Як-9.

В декабре 1939 года заводу присвоено имя Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова.

В годы Второй мировой войны из цехов завода вышел каждый третий истребитель «Як», построенный в СССР. Практически в военные годы завод выпускал в день до 33 самолётов (то есть до 1 авиационного полка в день).

В послевоенные годы завод сначала выпускал велосипеды ЗиЧ-1, однако затем стал производить реактивные истребители-перехватчики МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28П.
Предприятие, известное ранее как завод № 153 и Новосибирский авиационный завод (НАЗ), начало тесно сотрудничать с ОКБ Сухого и с конца 50-х годов осуществляло выпуск истребителей перехватчиков Су-9, Су-11 и Су-15.

Главный вход на предприятие

С 1972 года начался выпуск фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24 и в последующие годы его модификаций Су-24М, Су-24МР. В варианте Су-24МК самолёт экспортировался в ряд стран Ближнего Востока и Африки (Алжир, Сирия и другие).

В конце 1980-х годов на предприятии приступили к производству постановочной серии новейшего многофункционального самолёта четвёртого поколения — Су-27ИБ, которому затем было присвоено обозначение Су-32. Этот самолёт создавался в ОКБ Сухого под руководством генерального конструктора М. П. Симонова и главного конструктора Р. Г. Мартиросова. 18 декабря 1993 года состоялся первый полёт серийного Су-32.

С 1991 года НАПО приступило к реализации конверсионной программы производства современных гражданских самолётов. Летом 1994 года на аэродроме НАПО начал полёты первый лётный экземпляр самолёта Ан-38-100, разработанного коллективом ОКБ им. О. К. Антонова, который предназначен для замены устаревших Ан-2, Ан-28, Л-410 и частично Ан-24 и Як-40; в декабре 1994 года поднялся в воздух второй лётный экземпляр. Примечательно, что ОКБ им. О. К. Антонова было создано на территории завода: здесь был спроектирован и выполнил первые полёты Ан-2.

В 2005 году новосибирские авиастроители подписали контракт с Минобороны РФ на производство ударного самолета Су-34. С 2006 года началась серийная поставка этих машин в ВВС России.

ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова» вошло в структуру ОАО «Компания „Сухой“» в сентябре 2003 года в соответствии с Указом Президента РФ от 26.10.2001 № 1252 «О создании открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания „Сухой“»» и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 929 «О мерах по созданию открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания „Сухой“»».

ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» с 1 января 2013 г. прекратило деятельность в качестве самостоятельного юридического лица, став филиалом ОАО «Компания «Сухой» , и сменило название на “Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. В.П. Чкалова”

Участие в выпуске мирной продукции

Завод занимался и выпуском мирной продукции. Так, в первые годы после ВОВ на предприятии освоили выпуск зажигалок, сделанных из авиационного алюминия, мебели, раскладушек. Очень популярен среди населения был велосипед ЗИЧ производства Чкаловского завода.

В начале девяностых годов с наступлением кризиса завод опять вынужден был заниматься выпуском не профильной продукции. Пришлось осваивать производство моторных лодок, колясок для детей, стиральных машин «Кедр».

В период освоения самолета Су-24 завод подключили к космической программе «Буран». Его специалисты участвовали в строительстве и испытаниях космического корабля. Однако планы по освоению космоса для завода не осуществились в связи с закрытием программы.

В конце девяностых годов завод приступил к выполнению конверсионной программы, в рамках которой он освоил производство гражданских самолетов. В середине 1994 года на аэродроме завода начались полеты разработанного ОКБ имени О. К. Антонова самолета Ан-38-100. Он предназначался для замены ряда самолетов,к этому времени признанными устаревших, а именно Ан-2, Ан-28, Л-410. Должен быть составить конкуренцию Ан-24 и Як-40.

В настоящее время завод участвует в создании и строительстве авиалайнера Sukhoi Superjet 100 (SSj-100). Новосибирский авиационный завод имени Чкалова В. П. – авиастроительная организация, которая непосредственно участвует в его производстве, а Сибирский НИИ авиации осуществляет его испытания.

История:

НАПО им. В.П. Чкалова – одно из крупнейших самолётостроительных предприятий России. В 1931 г. на окраине Новосибирска был заложен завод горного оборудования, а в 1936 г. постановлением Совета Труда и Обороны заводу был определён новый профиль – самолётостроение. 4 ноября 1937 г. на заводе поднялся в воздух первый построенный самолёт И-16. Потом были созданы такие известные типы самолётов как Як-3, Як-7, Як-9.

В декабре 1939 г. заводу присвоено имя Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова.

В годы второй мировой войны из цехов завода вышел каждый третий истребитель «Як», построенный в СССР. Практически в военные годы завод выпускал в день до 33-х самолётов (полк в день).

В послевоенные годы завод выпускал реактивные истребители-перехватчики МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28П.Предприятие, известное ранее как завод № 153 и Новосибирский авиационный завод (НАЗ), начало тесно сотрудничать с ОКБ П. О. Сухого и с конца 50-х годов осуществляло выпуск истребителей перехватчиков Су-9, Су-11 и Су-15.

С 1972 г. начался выпуск фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24 и в последующие годы его модификаций Су-24М, Су-24МР. В варианте Су-24МК самолёт экспортировался в ряд стран Ближнего Востока и Африки (Алжир, Сирия и др.).

В конце 1980-х годов на предприятии приступили к производству постановочной серии новейшего многофункционального самолёта 4-го поколения – Су-27ИБ, которому затем было присвоено обозначение Су-32. Этот самолёт создавался в ОКБ П. О. Сухого под руководством генерального конструктора М.П. Симонова и главного конструктора Р.Г. Мартиросова. 18 декабря 1993 г. состоялся первый полёт серийного Су-32.

С 1991 г. НАПО приступило к реализации конверсионной программы производства современных гражданских самолётов. Летом 1994 г. на аэродроме НАПО начал полёты первый лётный экземпляр самолёта Ан-38-100, разработанного коллективом ОКБ им. О.К. Антонова, а в декабре 1994 г. поднялся в воздух второй лётный экземпляр.Для новосибирского завода это тем более символично, что ОКБ им. О.К. Антонова в послевоенные годы было создано на территории завода. Именно здесь был спроектирован и выполнил первые полёты знаменитый Ан-2.

Теперь почти полвека спустя на этом же заводе получил путёвку в жизнь Ан-38-100 – современный грузопассажирский самолёт для местных воздушных линий, который предназначен для замены морально и физически устаревших Ан-2, Ан-28, Л-410 и частично Ан-24 и Як-40.

НАПО им В.П. Чкалова сегодня является одним из крупнейших авиастроительных предприятий России и предлагает своим клиентам высококачественную продукцию и большой комплекс услуг.

В 2005 г. новосибирские авиастроители подписали контракт с Минобороны РФ на производство ударного самолета Су-34. С 2006 г. началась серийная поставка этих машин в ВВС России.

Производство самолетов Ан-38 и СУ-34 на предприятии в период с 1990-2014гг. 
Показатели ед.изм 90г. 91г. 92г. 93г. 94г. 95г. 96г 97г. 98г. 99г. 00г. 01г. 02г. 03г. 04г. 05г. 06г. 07г. 08г. 09г, 10г 11г 12г 13г 14г
СУ-34   шт  1  1  1  1  1  1  1  1  2  4  6  10  ~14  ~16
Ан-38 шт  1  2  1  1  1

Судя по показаниям приведенным в таблице можно сделать вывод,что в 90е годы предприятие было загружено очень слабо,если считать поизводство именно новых самолетов,фронтовой бомбардировщик СУ-34 совершил свой полет еще в 1990 году,и как видно выпускался опытными партиями для доводки оборудования около 15 лет (этот процесс мог идти и быстрее,но повлияла сложная экономическая обстановка в стране)в до середины 2000х годов,было проблемно даже провести модернизацию имеющегося авиапарка ВВС России,не говоря уже о перспективных образцах техники.И лишь в 2006 году строевые части ВВС России получили первый серийный СУ-34,который еще несколько лет дорабатывался вследствии проблем с экспулатацией.

 С конца 2000х годов,предприятие обрело можно сказать “Второе рождение”.В 2008 году подписан 5 летний контракт на поставку 32 самолетов СУ-34,что позволило предприятию провести существенную модернизацию производства для поточной сборки самолетов и снижения себестоимости продукции не смотря на финансовый кризис 2008-2009х годов.В дополнении к этому,в 2012 году был подписан еще один контракт до 2020 года на поставку 90 СУ-34.Так же предприятие наращивает выпуск агрегатов по кооперации для нового российского регионального самолета SSJ-100 (головная и хвостовая часть фюзеляжа) все это позволяет предприятию уверенно смотреть в будущее.И гарантировать устойчивое развитие в перспективе…

Первенец завода – истребитель И-16

Первым самолетом Новосибирского завода стал моноплан Н. Н. Поликарпова, носил он аббревиатуру И-16. Его построили и успешно испытали в ноябре 1937 года. В период с 1937 по 1944 гг. на заводе выпущено для ВВС Красной Армии более 600 истребителей этого типа. Данный самолет был самым массовым летательным аппаратом этого класса для своего времени. Он нашел широкое применение в испанской войне, вооруженном конфликте на Халхин-Голе. Сыграл свою роль и на фронтах ВОВ. Это был легкий и очень маневренный деревянный самолет. В. П. Чкалов на нем впервые в мире совершил восходящий штопор.

Первенца завода, истребитель И-16, в народе любовно называли «Ишачок». Фактически самолет был сделан из дерева. Большую частью фюзеляжа составляла фанера. Прославился он еще и тем, что стал первым в мировой истории истребителем – монопланом. С «Ишачка» начал свою прославленную карьеру знаменитый уроженец Новосибирска, трижды удостоенный звания героя СССР, Александр Покрышкин.

Имя другого легендарного авиатора СССР В. П. Чкалова тоже неразрывно связано с историей завода. После того, как пилот трагически погиб, коллектив завода обратился в ВС СССР с просьбой увековечить его имя в названии предприятия. В январе 1939 года просьба рабочих была удовлетворена, и Новосибирскому заводу № 153 присвоили имя героя. Он стал называться Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова.

Первое послевоенное время

Послевоенный период стал для завода определяющим. В 1947 году предприятие начало выпускать в серии реактивные самолеты-истребители МиГ-15. А с 1951 года перешло на выпуск МиГ-17 (истребители конструкторов Микояна и Гуревича). Для предприятия это время стало прорывным, насыщенным новыми научно-техническими разработками. В этот период механизация труда составила высокие 47 %.

В мае 1946 года на заводе создали ОКБ, руководимое конструктором Олегом Антоновым. В августе 1947 года здесь взлетел первый легендарный Ан-2. Но выпуск гражданских самолетов этого типа продолжался недолго. В 1952 году Антонов уехал в Киев, на Украину перевели и изготовление самолетов Ан-2. Завод вновь приступил к выпуску только военной продукции.

В 1954 году Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова перешел к выпуску уникальных для того времени самолетов – истребителей МиГ 19. Они по своим тактико-техническим и летным характеристикам намного превосходили самолеты аналогичного класса других мировых производителей. Почти 10 лет самолеты марки МиГ выпускал завод. Они состояли на вооружении ВВС СССР и стран Варшавского договора. За это время завод стал уникальным предприятиям Союза, которое было оснащено самой передовой техникой. Изготовление самолетов шло полным замкнутым циклом (за исключением двигателей, вооружения, авионики). В этот период в технологию выпуска самолетов внедрено более 2000 передовых разработок в области оснастки, освоена технологии литья под давлением. НАЗ им. В. П. Чкалова в это время был на передовых рубежах технического оснащения, а также технологичности производства. Все эти факторы сделали возможным довести выпуск современных реактивных самолетов до 1000 штук в год.

История

31.07.1931  на окраине города Новосибирск был основан горнооборудовательный завод, а постановлением Совета Обороны и Труда в 1936 году заводу был задан совершенно новый вектор развития — самолётостроение. 04.11.1937  на территории завода в воздух поднялся первый построенный И-16. Затем были построены такие знаменитые в то время марки самолётов как Як-7, Як-3,  Як-9.

В декабре 1939 года заводу было присвоено имя Чкалова Валерия Павловича, Героя Советского Союза.

В период Великой отечественной войны из заводских цехов и ангаров вылетел каждый третий построенный в Союзе советских социалистических республик истребитель «Як». В военные годы завод практически  в день выпускал до тридцати трех самолётов (то есть за одни сутки целый полк).

Завод в послевоенные годы производил реактивные перехватчики-истребители МиГ-17, МиГ-15, Як-28П, МиГ-19. Предприятие, ранее известное как завод № 153 или НАЗ (Новосибирский авиационный завод), начало свое тесное сотрудничество с опытно-конструкторским бюро Сухого и осуществляло с конца 50-х годов производство истребителей перехватчиков Су-11, Су-9 и Су-15.

Выпуск Су-24 (фронтового бомбардировщика с изменяемой формой крыла начался с 1972 года, а в последующие годы производились его модификации Су-24МР., Су-24М  В вариации Су-24МК самолёт экспортировали в некоторые страны Африки и Ближнего Востока и (Сирия,  Алжир, и так далее.).

В конце 1980-х годов на предприятии начали производство экспериментальной серии современного многофункционального самолёта четвертого поколения — Су-27ИБ, в будущем ему было присвоено название Су-32. Этот самолёт проектировался в опытно-конструкторском бюро  Сухого П. О. под началом генерального конструктора  Симонова М. П. и главного конструктора Мартиросова Р. Г. . 18.12.1993 состоялся первый экспериментальный полёт серии Су-32.

Новосибирское авиационное производственное объединение с 1991 года приступило к воплощению в жизнь конверсионной программы изготовления гражданских современных самолётов. На аэродроме Новосибирского авиационного производственного объединения летом 1994 года первый самолёт Ан-38-100 начал полёты. Он был разработан коллективом опытно-конструкторского бюро имени  Антонова О. К. и предназначался для замены морально устаревших Ан-28, Ан-2,  Л-410 и частично Як-40 и Ан-24. Второй лётный экземпляр поднялся в воздух в декабре 1994 года. Примечательно, что опытно-конструкторское бюро имени О. К. Антонова было также создано на территории этого завода: тут был спроектирован Ан-2 и здесь же он выполнил свои первые полёты.

Новосибирские авиастроители в 2005 году подписали договор с Министерством обороны Российской Федерации о производстве Су-34 (ударного самолета). Серийная поставка этих самолетов военно-воздушные силы России началась с 2006 года.

ОАО «НАПО имени Чкалова В. П. » вошло в состав открытого акционерного общества «Компания „Сухой“» в соответствии с Приказом Президента Российской Федерации № 1252 от 26 октября 2001 года  «О создании открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания „Сухой“»» и Приказом Правительства Российской Федерации № 929от 29 декабря 2001 года  «О мерах для создания открытого акционерного общества «Авиационная холдинговая компания „Сухой“» в сентябре 2003 года .

ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение имени  Чкалова В. П.» прекратило свою деятельность в лице самостоятельного юридического лица с 1 января 2013 г., став филиалом открытого акционерного общества «Компания «Сухой» , и поменяло свое название на НАЗ (Новосибирский авиационный завод  имени  Чкалова В. П.”

«завод имени Чкалова» в публикациях DK.RU

Минимальная доходность — меньше 3%. Центробанк подготовил запреты для инвесторов-новичков
Вакцину от коронавируса «Спутник V» одобрили для людей старше 60 лет. Поставит ли ее Путин
Заболевших больше в 6 раз, рост серой зоны экономики: итоги коронавирусного года от Сбера
На трассах «Сибирского кольца» создадут кластер экстремальных видов спорта
Образовательный курс по инновационному предпринимательству запустили в Новосибирске
«Мой Бизнес»: Мы поддерживаем тех, кто рискнул и открыл свое дело
Площадь Заельцовского бора увеличат за счет острова
Бизнес предложил расширить сферу применения инвестиционного налогового вычета в регионе
Несколько магазинов, ТЦ и гостиницу оштрафуют на крупную сумму
Рейтинг безопасности заведений во время пандемии запустили Сбер и 2ГИС
Владимир Лобченко: «Прекратите думать, будто опыт все еще что-то значит»
Часть перехватывающей парковки на площади Маркса станет платной
Бизнес-школа СКОЛКОВО: Цифровизация и медиа-технологии спасли бизнес-образование в 2020-м
У новосибирского портала по поиску недвижимости сменится владелец
Чужой бренд за свои деньги. Стоит ли ввязываться в франшизу и как правильно это сделать
Быстрорастущий бизнес: как зарабатывают сити-фермеры
«Та молодая шпана». Как на Урале составляют конкуренцию мировым музыкальным производителям
Вложить миллионы в бизнес, который окупится только на пенсии, и кайфовать: реальный кейс
Елена Сухина: «Нужно поднимать престиж портновского дела»
«Говорили, что мы сумасшедшие». Как семья из России ведет бизнес в Сербии
«Работать самому в 50 лет — это странно». Как 18-летние делают бизнес
Площадь Калинина реконструируют перед установкой почетной стелы
Долгострой на Декабристов готов к сдаче в эксплуатацию
Первая зарядная станция для электромобилей открыта в области
Помешают ли новосибирцам отправиться на отдых ковид-ограничения?
Новосибирск установил новый рекорд по числу зарегистрированных ипотек
Наталья Ярославцева: «Культурная среда развивается, когда чиновник создает условия»
В пандемию обанкротились передвижные цирки и контактные зоопарки — зверей сдают на чучела
Инвестиции на рынке коммерческой недвижимости Новосибирска — итоги 2020
«Ждем волны увольнений в 2021 г. Но, по большому счету, сокращать некого»
Как автодилеру стать лучшим: чего ждут покупатели в 2021 г.
«За эпидемию перед гражданами опозорилась та часть государства, которой они не опасались»
Игорь Манн: «Если делать много дел одновременно — можно обделаться»
Как, спасая, не подвести клиентов. Банкир — о закредитованности бизнеса
Екатерина Дегтярева, hh.ru Сибирь: «Хорошая новость: рынок труда восстанавливается»

Лайфхаки

Дружба взрослых: поддерживать близкие отношения сложно, но необходимо. Как искать друзей?
Любая инициатива как игра в казино. Бросайте фишку и даже не надейтесь на ее возвращение
Джефф Безос: «Два года — типичный срок для появления конкурентов. Но нам повезло»
Разумное планирование: представьте, как и когда в вашей жизни рухнет все
2020 год добил здравницы страны. Часть превратят в отели, что будет с остальными — вопрос
Полный привод, высокий клиренс, цена до 500 000 рублей. Рейтинг машин для зимы в России
«Вы играете не в тот театр». Что делать, если вы не понимаете, что творится вокруг?

Итоги работы за военное время

За время ВОВ заводом произведено около 15 500 самолетов модификации Як. Это стало возможным вследствие большой отдачи коллектива завода. Многие рабочие сутками не выходили из цехов, перевыполняли плановые задания, зачастую в несколько десятков раз. Такой самоотверженной отдачи мир не знал. Тем более, что больше 70% рабочих завода – это женщины и дети в возрасте 12-14 лет. Основным лозунгом сотрудников завода было «Полк в день!», а это порядка 28 – 30 изделий в сутки. Для достижения поставленных задач на заводе организовали поточные линии сборки истребителей. К моменту окончания войны таких линий было 29.

О том, как в войну на заводе трудились дети, есть воспоминания основательницы одной из заводских династий Анны Лутковской:

Очень трогательно отзывались заводчане о посещении завода Александром Покрышкиным. Он, посещая цеха, оказался под сильным впечатлением, когда увидел работающих заморенных детей. Он общался с каждым из них, обнимал, здоровался и постоянно повторял:

В военное время заводчане создали фонд. В него выносили пожертвования из своих скромных заработков. За годы войны на нужды семей фронтовиков собрано 250 000 руб. На оснащение авиационных эскадрилий «За Родину» – 250 000 руб. На танковую колонну от завода – 130 000 руб. На развитие производства «Чкаловец» – 3 410 000 руб.

За военные годы все авиазаводы СССР произвели порядка 36 000 истребителей семейств ЯК. Из этих цифр следует, что НАЗ им. Чкалова произвел почти каждый второй самолет.

Комментировать
0