Примечания
-
Такая конструкция рубки являлась особенно застарелым и опасным анахронизмом. Открытый вход, непомерная ширина смотровых щелей, грибовидный свес крыши, отражавший осколки внутрь рубки, принесли много беды кораблям Тихоокеанской эскадры. На эскадре 3. П. Рожественского пришлось уже в походе устанавливать на торцах брони рубок специальные козырьки.
Новый тип рубки с щелями 50—100 мм был принят лишь после войны, а на прежних рубках ширину смотровой щели уменьшили до 76 мм. На «Варяге» отсутствие защиты снизу рубки особенно усугублялось тем, что она была установлена на высоком фундаменте
Ошибки при строительстве
В 1898 году в России была принята судостроительная программа. Из-за загруженности русских заводов часть заказов была размещена на американских верфях. Один из контрактов предусматривал постройку бронепалубного крейсера водоизмещением 6 000 тонн и скоростью 23 узла. Николай II распорядился присвоить строящемуся крейсеру имя “Варяг” в честь парусно-винтового корвета, участвовавшего в американской экспедиции 1863 года.
Строительство сопровождалось скандалами и жаркими спорами о том, каким должен быть будущий корабль. В поисках компромисса между судоверфью Крампа, наблюдающей комиссией и морскими чиновниками в Петербурге и Вашингтоне важные технические аспекты неоднократно пересматривались. Некоторые из этих решений впоследствии дорого обошлись экипажу крейсера, сыграв роль в его судьбе. К примеру, по настойчивому требованию судостроителей были установлены котлы, не позволившие кораблю развивать проектную скорость. Для облегчения массы корабля было решено отказаться от броневых щитов, защищающих орудийные расчеты.
Крейсер “Варяг” на судоверфи Крампа. США. Фото: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution
Русский флот пополнился замечательным кораблем. Длина крейсера по ватерлинии составляла 127,8 метров, ширина – 15,9 метров, осадка — около 6 метров. Паровые машины крейсера, состоявшие из 30 котлов, обладали суммарной мощностью 20 000 л.с. Множество корабельных механизмов имели электрический привод, что значительно облегчало жизнь экипажа, но повышало расход угля. Рубки, каюты, посты, погреба, машинные отделения и другие служебные помещения корабля были связаны телефонной связью, что было на тот момент новшеством для русских кораблей. “Варяг” был удивительно хорош своей архитектурой, отличавшейся четырьмя трубами и высоким полубаком, что улучшало мореходные качества корабля.
Крейсер получил мощное вооружение: двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм орудий, два 37-мм орудия, два 63,5-мм орудия Барановского. Кроме артиллерии, на крейсере были установлены шесть 381-мм торпедных аппаратов и два 7,62-мм пулемета. Для управления артиллерийской стрельбой корабль был оснащен тремя дальномерными станциями. Борта и боевая рубка крейсера были усилены солидной броней.
Для укомплектования крейсера предполагалось 21 офицерская должность, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Сверх этого штата, с первого выхода в море и до последнего боя, на борту присутствовал еще и священник. Командование новым кораблем доверили капитану 1 ранга Владимиру Иосифовичу Бэру, наблюдавшему за постройкой крейсера в Филадельфии с момента закладки до момента передачи русскому флоту. Бэр был опытным моряком, прошедшим за 30 лет все необходимые карьерные ступени от вахтенного начальника до командира. Он имел блестящее военное образование и владел тремя иностранными языками. Однако современники вспоминали о нем, как о жестком командире, державшем экипаж в исключительной строгости.
Совершив трансатлантический переход, крейсер “Варяг” прибыл в Кронштадт. Здесь новый корабль был удостоен посещения императором. Вот, как эти события описаны в воспоминаниях очевидцев: “Внешне он был похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер. Явление “Варяга” Кронштадту было обставлено как эффектное зрелище. Под звуки военного оркестра на Большой рейд вошел изящный крейсер в ослепительно белой парадной окраске. И утреннее солнце отразилось в никелированных стволах орудий главного калибра. 18 мая знакомиться с “Варягом” прибыл сам Император Николай II. Царь был пленен – он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты”.
“Варяг” по праву считался красивейшим кораблем Российского Императорского флота. Так он выглядел в июне 1901 года. Фото Е. Иванова. Фото: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution
Русский американец в Корее
Новый русский крейсер американской постройки предназначался для усиления нашего Тихоокеанского флота. И вскоре «Варяг» покинул воды близ столичного Петербурга, чтобы отправиться на Дальний Восток. Пройдя три океана, в феврале 1902 года крейсер появился в Порт-Артуре, военно-морской базе, арендованной Россией у Китая. Именно здесь пройдёт вся служба «Варяга» почти до самого начала Русско-японской войны.
Лишь в декабре 1903 года крейсер получил приказ покинуть Порт-Артур и идти к берегам Кореи. Официально «Варягу», выражаясь языком вековой давности, предстояло служить в качестве «стационара» в корейском порту Чемульпо (ныне морской пригород Сеула, столицы Южной Кореи). «Стационарами» тогда именовались военные суда, стоявшие в иностранных гаванях для поддержки своих дипломатических представительств. В то время это была распространённая практика, и в порту Чемульпо рядом с нашими кораблями находились военные суда-«стационары» Англии, Франции, США и Италии, защищавшие свои посольства.
Дальнейшая судьба крейсера
Японский крейсер «Сойя» между 1910 и 1915 годами
«Варяг» был поднят японцами 8 августа 1905 года. 22 августа 1905 года был включён в состав Императорского флота Японии. Отремонтирован и введён в строй 7 июля 1907 года в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷 по японскому названию пролива Лаперуза). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. Отдавая дань подвигу русских моряков, японцы оставили на корме название «Варяг», а при подъёме на борту была сделана надпись: «На этом корабле мы будем учить вас, как надо любить свою Родину»[источник не указан 413 дней]. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял до 1913 года[источник не указан 40 дней].
После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса». Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор на «Микасе» экспонируется штурвал, выдаваемый за штурвал «Варяга». Однако его внешний вид говорит о том, что, вероятнее всего, штурвал принадлежал российскому пароходу «Сунгари».[источник не указан 1288 дней]
Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.
В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.
В 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо было принято постановление Президиума ЦК КПСС о награждении и назначении пенсий ветеранам крейсера «Варяг». Главком ВМФ СССР Н. Г. Кузнецов лично наградил пятнадцать ветеранов медалями «За Отвагу». Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца». Во время торжеств был обнародован приказ Кузнецова о присвоении имени «Варяг» строящемуся крейсеру проекта 68-бис. После прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущёва, все строившиеся артиллерийские крейсера были разобраны на металл. То же коснулось и «Варяга». Только в 1965 году в состав Тихоокеанского флота вошёл ракетный крейсер проекта 58 «Варяг», прослуживший с 1965 по 1990 год.[источник не указан 40 дней]
В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. В погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.
13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, России были переданы в аренду на девять месяцев реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты находились в фондах муниципального музея корейского города Инчхона. 25 июля, в канун Дня Военно-Морского Флота, экспозиция передвижной выставки «Крейсер „Варяг“. Обретение реликвий» была открыта в Государственном Эрмитаже. Впоследствии выставку увидели в Москве, Мурманске, Североморске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на базах Черноморского флота.[источник не указан 40 дней]
11 ноября 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг» на временное хранение в течение двух лет с правом продления этого срока. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле. В 2012 году Россия официально попросила Южную Корею продлить на десять лет срок аренды флага.
«Они до конца исполнили свой долг…»
Торжественная церемония переноса праха павших матросов «Варяга» началась в порту Чемульпо в два часа дня 25 декабря 1911 года. Вот как её описывал один из русских очевидцев: «Заблаговременно останки, кости и черепа, были помещены в гробы бархатного дерева (так называемый бархат амурский, или амурское пробковое дерево, распространённое на Дальнем Востоке — DV), запаяны в цинковых ящиках и затем помещены в особый вагон, бесплатно предложенный японским правительством для перевозки праха героев по Корее и южной Маньчжурии до русской станции… Всех гробов с останками 12, число же убитых в героическом бою при Чемульпо было выше 30 человек, но большинство из них были прямо погребены в море… Весь вагон и все гробы старанием русских были украшены цветами, хвоей и венками. Два венка были возложены японцами».
На церемонии присутствовали российские дипломаты, священники Русской православной миссии в Корее, представители японских властей и отряд японских солдат, отдавших воинские почести павшим. Присутствовало и множество корейцев, также принесших цветы к траурному поезду.
Всеволод Фёдорович Руднев
Руднев Всеволод Федорович (19(31).VIII.1855 – 7(20).VII.1913) – русский
военный деятель, контрадмирал (1905). Родился в Веневском уезде Тульской
губернии в семье морского офицера. Окончил Морское училище в Петербурге (1873) и
флотскую стрелковую школу (1876). В 1877 году произведен в мичманы. В 1880-1884
годы совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». Затем занимал
различные должности вплоть до командира броненосца береговой обороны. С 1900
года – помощник командира военного порта в Порт-Артуре, с 1903 года командовал
крейсером «Варяг». 27 января (9 февраля) 1904 года руководил героическим боем
крейсера при Чемульпо против японской эскадры, показав себя храбрым и умелым
командиром. Был награжден орденом Георгия 4-й степени и произведен во
флигель-адъютанты. В апреле 1904 года назначен командиром броненосца «Андрей
Первозванный» и 14-го флотского экипажа в Петербурге. В октябре 1905 года не
препятствовал митингу матросов, на котором они выражали недовольство царским
манифестом 17 октября. В связи с этим Рудневу было предложено подать в отставку,
и 28 ноября 1905 года он был произведен в контр-адмиралы и уволен. В 1908-1912
годы опубликовал в «Русской старине» воспоминания о плавании на «Африке» и ряд
статей в «Морском сборнике». Умер в своем имении в с. Никольском Алексинского
уезда Тульской губернии.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ – СЛАВЯНЕ. 1969.
Руднев Всеволод Фёдорович , герой
русско-японской войны 1904—05, контр-адмирал (1905). Окончил мор. уч-ще
(1873) и флотскую стролк. школу (1876). В 1877 произведён в мичманы. В
1880—83 совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». Затем занимал
различ. должности на кораблях, был ком-ром броненосца береговой обороны. С
1900 пом. ком-pa воен. порта в Порт-Артуре, с 1903 ком-р крейсера «Варяг».
27 янв. (9 февр.) 1904, в первый день русско-японской войны 1904—05, «Варяг»
и канонерская лодка «Кореец», блокированные в нейтр. кор. порту Чемульпо,
вынуждены были по требованию японцев покинуть порт и, отвергнув требование о
сдаче, вступили в бой с яиоп. эскадрой. В Чемульпинском морском бою 1904 с
превосходящими силами врага Р. действовал решительно, лич. примером
воодушевлял экипаж крейсера. Приказал затопить корабль, чтобы не сдать его
врагу. После боя через нейтр. порты вернулся в Россию. За мужестве, отвагу н
умелые действия в бою награждён орденом св. Георгия 4-й степени и произведён
во флигель-адъютанты. С апр. 1904 командовал броненосцем «Андрей
Первозванный» п 14-м флотским экипажем в Петербурге. В нояб. 1905 уволен в
отставку за то, что не препятствовал матросам в организации митинга,
осуждающего царский манифест 17 октября. В 1908—12 опубликовал в «Русской
старине» воспоминания о плавании на крейсере «Африка» и ряд статей в
«Морском сборнике». В 1956 Р. установлен памятник в Туле.
Использованы материалы Советской военной энциклопедии в
8-и томах, т. 7: Радиоконтроль – Тачанка. 688 с., 1979
Руднев Всеволод Федорович (1855, с. Ятцкое Тульской губ. – 1913, д. Мышенки Тульской губ.) – военный деятель, герой рус.-японской войны 1904 – 1905. Род. в семье потомственного морского офицера. После окончания гимназии прошел полный курс морского уч-ща и флотской стрелковой щколы; в 1877 был произведен в мичманы. В 1880 – 1883 совершил кругосветное плавание на крейсере “Африка”, описанное им в мемуарах, изданных в 1909. После службы на различных кораблях в 1900 стал помощником командира военного порта в Порт-Артуре. С 1903 был назначен командиром крейсера. “Варяг”. 27 янв. 1904, в первый день рус.-японской войны, отказался сдаться в плен и, выйдя в; Желтое море на крейсере “Варяг”, сопровождаемом канонерской лодкой “Кореец”, принял бой с японской эскадрой (1 броненосец, 5 мелких крейсеров, 8 миноносцев) вблизи корейского порта Чемульпо. В неравном часовом бою Руднев, несмотря на тяжелое ранение, потопил японский миноносец и повредил 2 крейсера, после чего “Варяг”, получив ряд пробоин, возвратился в Чемульпо, где был затоплен, а “Кореец” взорван, чтобы не достались противнику. После этого Р. через нейтральные порты вернулся в Россию. За умелое командование и проявленное мужество был награжден Георгиевским орденом и произведен во флигель-адъютанты. С апр. 1904 командовал броненосцем “Андрей Первозванный” и 14-м флотским экипажем в Петербурге. В ноябре 1905 был отправлен в отставку с производством в чин контрадмирала за то, что не воспрепятствовал матросам в организации митинга, осуждавшего царский Манифест 17 октября.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Бой
Основные статьи: Бой у Чемульпо, Русско-японская война
С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и Италии).
8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев) блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован миноносцами (две выпущенные торпеды (самоходные мины) не попали в цель), после чего вернулся на рейд. Японские корабли успешно высадили десант, русские им не препятствовали.
9 февраля капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт Чемульпо (который таким образом становился трофеем японского флота и базой снабжения сухопутных войск, избавленных от угрозы с моря), иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. При выходе из порта русские корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Пхамильдо.
Бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг», согласно рапорту его командира, выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (однако подсчёт оставшихся снарядов, извлечённых из корпуса корабля японцами после его подъёма, свидетельствует о существенном завышении этой цифры). “Кореец” применял дымовую завесу для защиты. Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул, “Чиода” получил повреждения; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. В ходе боя уже назначенный японцами новый командир[источник не указан 40 дней] крейсера “Варяг” был убит. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни каких-либо потерь.
«Варяг» после сражения
«Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 м² у ватерлинии, потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль[прояснить] не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо и последующего уничтожения корабля. После эвакуации команды на корабли нейтральных стран «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари».
После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего солнца.
Споры вокруг авторства стихотворения о “Варяге”
Прошло десять лет и грянула война германская. По ту сторону фронта вместе с немцами оказались и австрияки. О национальности автора стихотворения “Варяг” власти предпочли не вспоминать. Как и о нем самом. Если не считать описание открытки с изображением повешенного на виселице сэра Эдуарда Грея.
“Другая открытка была сделана в Германской империи. Это был подарок германцев австро-венгерским воинам. На верху открытки было напечатано: Viribus unitis, ниже помещалась картинка — сэр Грей на виселице. Под картинкой стишок из книжки Грейнца “Железный кулак” — веселые куплеты о наших врагах.
Германские газеты отмечали, что стихи Грейнца хлестки, полны неподдельного юмора и непревзойденного остроумия, — читал советский читатель в “Похождениях бравого солдата Швейка” Ярослава Гашека, даже не подозревая, что упомянутый Грейнц — и есть тот самый автор бессмертного “Варяга”.
Великая Отечественная война едва ли вообще не поставила точку на авторстве стихотворения о морском сражении в русско-японской войне. В советских песенниках указывалось: стихи Е. Студенской. О ней и сейчас мало что известно. В девичестве Шершевская, годы жизни, вроде бы 1874-1906. Поэтесса и переводчица, выпускница историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Короче говоря, одна из поэтической плеяды Серебряного века.
Завесу долгого молчания первыми подняли журналисты суперпопулярного в 1970-е годы журнала “Техника-молодежи”, опубликовавшие небольшую заметку о публикации в баварском номере журнала “Югенд” стихотворении “Варяг” и о его русской переводчице. В последние годы об этом пишут в Рунете. К сожалению, мифы только продолжают плодиться. Забудем про блогеров, косящих под Фому неверующего, утверждающих, что немецкий оригинал — это мистификация.
Такие чудаки не хотят верить, что автор антиклерикального романа “Аббатиса Верена” (Äbtissin Verena) и австрийский Ювенал эпохи модерна и сатирик из мюнхенского аналога сатирического журнала “Крокодил”, имя которого в современной Австрии увековечено в названиях улиц, мог написать патриотические стихи о подвиге русских моряков. Они требуют подать им оригинал на немецком, при этом этого языка они не знают. И вот тут появляется фигура исследователя, подробно рассказывающего о написании стихотворения “Варяг” Грейнцем и о переводе Студенской.
Этот исследователь не подвергает сомнению первенство в авторстве земляка Гитлера, но при этом (опираясь на прозаический подстрочник стихотворения, поскольку немецкого языка он тоже не знает) старается уверить читателей, что пацифист и антимилитарист Грейнц “славил не подвиг русских моряков, как принято думать, а в гротескно-героическом тоне показал порочность воспевания прикрытого лаврами убийства”.
В качестве доказательств приводятся следующие аргументы: “стихотворение помещено в журнале, где витал дух оппозиционности к милитаризму”; “стихотворение опубликовано среди страниц с материалами шутливыми, сатирическими и саркастическими по отношению к вооруженным силам, генералам, поджигателям войны и правым политикам, которые всегда поддерживали силовое решение любых вопросов”; “в немецком оригинале стихотворения ни слова не сказано о национальной принадлежности героев “Варяга”. Обозначены весьма нелицеприятно его враги”.
Судя по тому, насколько безграмотно употребляет наш исследователь наречие “нелицеприятно”, что свидетельствует о его безграмотности в области русской словесности, то и остальным его “выводам” грош цена. Зачем указывать национальность моряков крейсера многонациональной Российской империи — австрийский поэт ведь не глава польского МИДа, чтобы долдонить про национальность освободителей концлагеря Освенцим? Более того, Дунайская монархия тоже была многонациональным государством. И почему стихотворение о героизме не может быть опубликовано среди ернических страниц?
Можно еще согласиться, что “для пацифиста Грейнца воспевание и героизация войны, как массового и жестокого человекоубийства, были органически неприемлемы”. Зато нелепо выглядит утверждение о том, что русская переводчица “перевела текст в высшей степени мастерски, максимально близко к оригиналу, но в его русские строки вложила новую суть”. Итак, максимально близко к оригиналу или все-таки что-то вложила?
Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:
Подпишитесь на наш канал в или в
Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google
Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…
Руднев и филателия[ | код]
Марка СССР «45-летие со дня смерти В. Ф. Руднева» (1958, 40 копеек, художник И. Дубасов) (ЦФА № 2135)
Английская пропагандистская открытка с надписью «Уничтожение русских крейсеров „Варяг“ и „Кореец“ в заливе Чемульпо» (1904)
Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой — часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.
В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:
- 25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА № 2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник — И. Дубасов).
- 22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА № 4182).
- 7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».