No Image

Картины о великой отечественной войне

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Картина “Фашист пролетел” (А. А. Пластов): описание

Второе полотно — «Фашист пролетел» — написал Аркадий Александрович Пластов, крупный советский живописец, пришедший в искусство от крестьянского труда. Решив посвятить себя искусству, А. А. Пластов упорно работает, пишет этюды, разрабатывает эскизы будущих картин. Его первые работы на колхозную тему стали заметным явлением в советском искусстве 30-х годов. Они подкупали глубоким знанием изображаемого, богатством цвета.

А. А. Пластов — автор широко известных и любимых зрителем полотен «Купание коней», «Сенокос», «Жатва», «Ужин трактористов». Среди них написанная в 1942 году и показанная на выставке «Великая Отечественная война» картина «Фашист пролетел». Это одно из самых проникновенных произведений советского искусства.

Описание картины. К военной теме художник обратился не впервые. В начале войны он создал картины «Немцы пришли», «Защита родного очага», отличающиеся активным, боевым духом и изображающие крестьян, готовых дать отпор врагу.

По-иному воспринимается картина «Фашист пролетел». Она решена в лирическом плане, и если в полотне «Мать партизана» нас захватывает глубина конфликта, то у Пластова действие минимально. Уже при первом взгляде на картину мы ощущаем грусть — изображен хмурый день русской осени, опушка березовой рощи со взъерошенными ветром деревцами, желто-бурый косогор, уходящее вдаль темно-зеленое озимое поле. И вот чувство лирической грусти уступает место щемящей тоске, готовой выплеснуться в ненависть, когда замечаешь справа уткнувшегося в землю убитого мальчика и воющую возле тела собаку, а чуть поодаль — разбредшееся стадо и несколько убитых животных. Далеко на горизонте виден уходящий самолет. Фашист пролетел…

Полотно Пластова, в котором так много места уделено пейзажу — не вспомогательному, а активному средству создания образа, воспринимается как философское раздумье о жизни, только начавшейся и безвременно прерванной, о бесчеловечности врага, и действенная сила этого произведения, вызывающего чувства ненависти и отвращения к фашизму, огромна.

Метки: сочинение на тему “Фашист пролетел”, сочинение по картине “Мать партизана” художника Герасимова, картины про войну, Отечественная война картинах, картины на тему “Война”.

По материалам старого советского журнала…

Первые впечатления

Начать обзор картин, посвященных великому празднику, стоит с творчества Петра Кривоногова. Еще в 1939 г. молодой художник был призван в армию, а затем в составе действующих войск прошел войну от Москвы до Берлина. Между сражениями он делал наброски батальных сцен и портреты сослуживцев. А в послевоенные годы стал мастером эпичных полотен, посвященных Второй Мировой.

Картина «Капитуляция фашистских войск в Берлине» была написана уже в 1946 году. На ней мы видим отобранную у врагов груду оружия и советских солдат, втаптывающих в землю фашистские знамена. Через 2 года была завершена следующая работа — «Победа». Ее сюжет автор задумал во время победоносного штурма Рейхстага. Картина принесла автору Сталинскую премию и постоянно печаталась в книгах, журналах и на открытках.

Долгожданные встречи

Эта тема в военной живописи, пожалуй, самая эмоциональная, ведь каждый может представить себе разлуку с близким человеком. Владимир Костецкий написал «Возвращение» в 1948 г., вспоминая собственную встречу с семьей во время отпуска с фронта. Картина получилась очень личной, а потому убедительной. Она претендовала на получение Сталинской премии, но не получила ее. Работу упрекнули в отсутствии героического пафоса. Но в народе ее полюбили, она часто воспроизводилась на открытках и марках.

Рассматривая живопись военной тематики, нельзя не вспомнить братьев Ткачевых. Старший из них воевал и был тяжело ранен. В творчестве художников много прекрасных работ, посвященных войне, семье и деревенской жизни, знакомой им с детства. Эти темы нашли отражение в полотне «Май сорок пятого». На нем мы видим солдата, которого встречает жена и двое детей-подростков. Семейная сцена среди цветущих деревьев написана светло и радостно. Невольно хочется улыбнуться в ответ на улыбку обнимающей отца девочки.

В 1962 г. совсем еще молодой на тот момент Андрей Горский изобразил возвращение без вести пропавшего солдата. Эта картина представляла нашу страну на биеннале в Италии.

Картина “Мать партизана” (С. В. Герасимов): описание

«Мать партизана» — картина на тему войны, написанная в 1943 году. Ее автор — народный художник СССР Сергей Васильевич Герасимов. Один из зачинателей советского искусства, живописец высокой культуры, крупнейший пейзажист, с необычайной тонкостью воспевший природу родного Подмосковья, талантливый иллюстратор Пушкина, Некрасова, Островского, М. Горького, общественный деятель и педагог, С. В. Герасимов чутко понимал горе и гнев советских людей, оказавшихся на временно оккупированной гитлеровцами территории. Народ не покорился, народ борется, народ победит — такие мысли вызывает картина «Мать партизана».

Трагический конфликт, лежащий в основе сюжета картины, понятен с первого взгляда: гитлеровцы схватили партизана, проникшего в родное село. К месту допроса сына привели мать, надеясь с ее помощью заставить заговорить партизанского разведчика. Почему же этот, казалось бы, совсем не новый сюжет так волнует нас в произведении Герасимова, в чем сила картины, властно влекущая нас к себе, заставляющая и через 70 лет пристально вглядываться в происходящее и поражаться, и восхищаться, и переживать вместе с героями? Эта сила — волшебство искусства, вызывающее к жизни образы, неподвластные времени. В картине все просто, но простота эта глубоко продумана художником.

Описание картины. Немец в зеленом мундире с хлыстом в руке стоит боком к зрителю. Он написан, можно сказать, изучен, прослежен художником внимательно, правдиво, без гротеска — представитель «нового порядка», насаждаемого огнем и мечом, экземпляр из породы палачей, выведенной фашизмом. Он чуть подался к женщине, и, не видя, мы чувствуем, какой звериной злобой искажено его лицо. И переводим взгляд на нее, на мать. И поражаемся и восхищаемся ею. Чувствуется, что она — центр происходящего, более того — хозяйка положения. За ее спиной рвется к ней из рук конвоиров сын, совсем еще мальчик. Но не на него смотрит она, и не увидеть слез материнского отчаяния фашистам. Мать стоит босая, с опущенными вдоль тела руками, ее фигура, осанка полны достоинства, неповторимо выражение лица, на котором сдерживаемое горе смешано со спокойным презрением. Мы чувствуем, что ее не могут унизить и сломить ни положение пленницы, ни отчаяние. Она противопоставлена фашисту. Их конфликт воспринимается скорее в моральном плане.

Раздражению, гневу немца противостоит спокойная уверенность матери, его угловатой, в резком движении фигуре — ее неподвижная, какая-то спокойно-монументальная фигура. И понимаешь, что вооруженный фашист бессилен перед безоружной женщиной, и в этом огромный человеческий смысл замечательного произведения С. В. Герасимова.

День Победы в наше время

В картинах художников XXI века можно увидеть тот праздник 9 Мая, каким знаем его мы. На них изображают постаревших ветеранов с медалями, объединяющие несколько поколений семейные застолья и весна — вечный символ победы добра над злом. Хороший пример — «Песня» Сергея Ишкова. В 2018 году она принесла автору диплом победителя на Всероссийском конкурсе в Москве.

Молодой художник из Тольятти Денис Елисеенко в 2010 г. написал «Портрет ветерана», где изображена пожилая чета в деревенском доме. Картина радует глаз по-весеннему яркими красками, создающими праздничное и жизнеутверждающее настроение.

Нет сомнений, что и в последующие годы победа над жестокими захватчиками будет осмысляться новыми поколениями художников. Картина с таким сюжетом — отличный подарок на 9 Мая ветерану, военнослужащему и просто патриотично настроенному человеку.

Салют победы

Грандиозный фейерверк у стен Кремля — воплощение народной радости и торжества. Столь яркое и праздничное событие изображали многие. Особенно знаменита работа Владимир Штраниха, написанная в 1946 г. Небо на ней расцвечено залпами салюта и устремленными вверх прожекторами. Старшее поколение относится к картине с ностальгией так как, ее репродукция была в учебнике «Родная речь».

Праздничный салют писали и другие художники. Например, Виктор Дмитриевский в 1982 г. закончил полотно «В день победы». Этот мастер прошел войну, а в 80-е помогал создавать панораму «Сталинградская битва».

Усталость от войны

Не все художники представляли завершение войны пышным праздником. Кто-то пытался глубже понять, что чувствовали измученные солдаты. Они прошли тяжелейшие испытания, постоянно видели смерть — оставались ли у них силы для радостного ликования? На картине Юрия Бондаренко «Победа» изможденные герои слишком устали, чтобы улыбаться. Они могут лишь перевести дыхание и расслабиться впервые за долгое время.

Похожее настроение в работе «Первый день мира» Бориса Окорокова. На ней герои встречают победу лежа на траве, наслаждаясь тишиной и покоем. Женщина улыбается, но на лице мужчины читается скорее потрясение. А ружье в верхней части полотна напоминает, что тень войны еще долго будет висеть над всеми свидетелями и участниками.

Комментировать
0