fbpx
No Image

Противостояние сета и гора

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Сет. Яростный бог

Сет – фигура неоднозначная. В его ведении находятся песчаные бури, войны, хаос, насилие и смерть, всевозможные разрушения. На заре времен Сет почитался в качестве защитника Солнца. Более того, только он в состоянии одолеть мерзкого змея из царства Смерти. Покровительствовал этот бог и приезжим из дальних стран, а также добыче и использованию металлов. В эпоху Древних царств Сет являлся воплощением власти фараонов.

Планетой этого идола египтяне считали Меркурий, его цветами – красный и рыжий, а стороной света – юг.

Как же Сет разозлился? Предвестием трансформации божества стало объединение Верхнего и Нижнего царств. После этого события в титульном перечне фараонов начал упоминаться Гор. На изображениях идолов Сет с этих времен стал занимать второстепенную по значению позицию, попросту – заполнял собой фон за фигурой Гора, который приходился ему племянником.

Сет, бог Египта, родился в семье Нут, олицетворяющей Небо, и Геба, символизирующего Землю. Соответственно, он приходился единокровным братом Исиде и Осирису. И именно с братом то и связывается история его перехода «на темную сторону». Сет, согласно мифам, воспылал завистью к более удачливому родственнику и убил его. Помимо данного злодеяния, на счету этого древнего идола немало и других преступлений.

Тем не менее воплощением Зла в глобальном смысле Сет никогда не был. Хотя с началом эпохи Средних царств почитание его и снизилось, а сам идол обрел злобные черты, он продолжал оставаться наиболее значимой фигурой в пантеоне Верхнего Египта. Являлся он и воплощением воинской отваги, доблести и мужской силы. Только ему подчинялись песчаные бури и, в принципе, вся плохая погода. Более того, каждую ночь Сет защищал ладью с Солнцем от притязаний олицетворяющего мрак Змея.

Так, как идола изображают во многих приключенческих фильмах, сюжеты которых закручиваются вокруг оживших мумий, Сет начал выглядеть при правлении Птолемеев. То есть уже на закате Египта. В период Нового царства его культ потерял свое значение, и постепенно древний бог стал злобным существом, чьим именем пугали непослушных детей.

Суд богов и новое противостояние Сета и Гора

Наверное, мир так и не увидел бы света, погрузившись во власть зла и хаоса, однако на помощь убитому Гору пришёл бог мудрости Тот. Он был искусным врачевателем, волшебником, а потому смог вернуть к жизни сына Исиды. 

Повреждённый глаз Гора заменила богиня Уаджет, священная кобра. С тех пор изображение сокола Гора и кобры Уаджет стало непременной частью короны фараонов. Эти боги оберегали правителей от злых сил и врагов.

Вернулся Гор на поле битвы, и снова продолжился бой с Сетом. Это сражение длилось восемьдесят лет. Никто из противников не мог одержать верх. Конечно, они устали, а потому решили отправиться на суд богов, где было бы принято решение, кто достоин занять трон Осириса. 

Все светлые божества на суде просили великого Ра выступить в защиту Гора. Но владыка мира поступил неожиданно – он заявил, что юноша слишком молод для того, чтобы быть правителем, а потому править будет Сет.

Однако Ра был не так прост. Он задал Сету каверзный вопрос, спросив, можно ли оставить скот с чужим человеком, если хозяин умер, но у него есть наследник. Не подозревая, о чём идёт речь, Сет воскликнул, что это несправедливо. “Ты сам осудил себя”, – усмехнулся Ра.

Тогда боги решили устроить соревнование: кто скорее придёт к цели на каменной ладье, тот и станет владыкой. Теперь уже Гор решил отплатить Сету его же монетой. Бог сделал себе ладью из дерева, которую покрыл краской, напоминавшей камень. Когда Сет заметил, насколько его противник опередил его, он понял его секрет. В тот же миг злой бог обратился в гиппопотама и принялся рвать ладью Гора.

Но в тот миг, когда зубы Сета готовы были пробить борт лодки, в руке Гора появился острый гарпун. Враг понял, что не проживёт и минуты, если не остановится. Сет взмолился о пощаде. Гор милостиво даровал ему жизнь, однако изгнал в пустыню, после чего стал править Египтом. Именно Гора древние египтяне считали царём “золотого века”.

Гору непросто было победить Сета

Конечно, это современная художественная трактовка мифа. Его сюжет был найден в “Папирусе Честер Бити №1”, который хранится в Дублине, в библиотеке Честер Бити. Как считают учёные, миф этот был записан около 1160 года до нашей эры. Тем не менее, его суть – борьба со злом, коварство и хитрость – остаются актуальными и в наше время.

В культуре[править]

Основная статья: Сэтх в популярной культуре

Сет в «Тутенштейне».

Образ врагаправить

Многие произведения следуют поздним запечатлениям Сета и помещают его на роль могущественного врага.

  • Мультсериал «Тутенштейн»: В мультсериале про мумию в нашем времени был неоднакратно показан Сэтх.
  • Аниме «Hellsing» — Сет демон.
  • Мультсериал «Приключения Папируса» — Сет главный антагонист.
  • Видеоигра «Phantasy Star IV» — Сетх (Seth) присоединяется к партии, когда они прибывают на остров к востоку от Krup на Motavia, который утверждал, что он археолог. Когда участник достигает храма, он превращается обратно в демоническую форму и нападает на участников.
  • Видеоигра «Egypt 3: The Egyptian Prophecy» — в игре Сэтх бог, который мешает игроку.

В мультсериале «Mummies Alive!» Сет показывается комическим антагонистом, одним из стаи Анубиса.

Сет по версии Marvel Comics.

Змеиный образправить

Змеиный образ Сета впервые появился в рассказах о Конане-варваре. Другие произведения про Конана, такие как мультсериал «Conan the Adventurer» и серия комиксов Marvel, раскрывают образ Сета как змеиного бога.

Это заготовка раздела [].

Равное божествоправить

В «Звёздных вратах SG-1».

В некоторых произведениях Сет не выделяется негативностью среди других древнеегипетских богов.

Примеры:

  • Видеоигра «Age of Empires: Mythologies» — Сет (Set) является одним из трех главных богов, которые могут быть поклонялись египетских игроков.
  • Видеоигра «Age of Mythology» — Сет (Set) является одним из трех основных богов египтян.
  • Сериал «Звёздные врага SG-1»: Сет такой же злодей, как и остальные древнеегипетские боги-инопланетяне. В третьем сезоне ему посвящёна вторая серия. Сэтх в образе человека организовал храм имени себя.

Значение египетских татуировок

Значение тату в египетском стиле не подлежит однозначной трактовке. Африковеды и историки все еще спорят о значениях египетских мистических символов и не приходят к единому мнению. Потому, нанесение таких тату можно расценить как протест против основополагающих мировых религий.

Также, можно расценивать татуировки Египет как способ привлечения на свою сторону фортуны. То есть их использование как талисмана против различных невзгод. Ниже рассмотрим основные разновидности египетских татуировок и их значение.

Татуировки фараона

Одним из наиболее частых желаний клиентов является нанесение тату фараона, в частности молодого принца Тутанхамона. Также среди посетителей тату салонов популярны изображения Нефертити и Клеопатры, так как все они стали известными героями кинофильмов и литературных произведений.

Тату Богини Исиды

Различные египетские боги тоже имеют большую востребованность в тату салонах. Одним из популярных мотивов выступает Богиня Исида – богиня-мать, зачастую изображаемая с крыльями. Считается покровительницей семейного очага, детей и удачных родов.

Главный бог Египта. Татуировка отлично подойдет людям с лидерскими качествами.

Тату Бог Сет

Бог войны, олицетворяющий собой разрушения, несущий смерть и потери. Обычно Бог Сет изображается в виде рептилии (аллигатора или ящера).

Тату Богиня Египта Бастет

Богиня кошка, она же Баст. Олицетворение красоты, любви и женственности. Наиболее часто рисунок набивается в стиле минимализм.

Анубис

Бог бальзамирования и погребения. Именно он выступал в роли судьи, взвешивая на весах сердце покойника. Изображается в виде человека с головой шакала.

Мумия

Мумии – еще одно востребованное изображение для тату. Изначальный смысл, связанный с воскрешением уже утерян и особой смысловой нагрузки они не несут. Теперь мумия – это вид зомби, жаждущий чьей-либо смерти. Мумии изображаются в различных стилях от реализма до трэш-польки.

Пирамида

Символика пирамид всегда окружалась таинственностью, загадками и легендами. И это неспроста: внутри пирамид часто происходят необъяснимые вещи – заряжаются/разряжаются батарейки, заболевают/исцеляются люди, сходят с ума кошки и эта необъяснимость привлекает. Можно перечислить огромное количество причин, по которым эта татуировка всегда будет в тренде.

Сет в массовой культуре

  • Один из героев романа Роджера Желязны «Создания света, Создания тьмы».
  • В гиборийском (хайборийском) мире Конана Сет является богом Стигии, покровителем колдунов Чёрного круга и главным антагонистом Митры. Вопреки традиции, он изображается в виде змеи.
  • В фантастическом сериале «Звёздные врата: SG-1» Сет — один из гоа’улдов (фараон-инопланетянин). Непосредственно ему посвящена серия «Сэт», где он представлен бессмертным, ныне живущим на Земле, и является главарём тоталитарной деструктивной секты.
  • В игре Egypt 3: The Egyptian Prophecy (англ.) является богом-антагонистом. Он насылает беды на строительство обелиска в честь Рамсеса II, что может привести к: разрушительной песчаной буре, бедствиям и смерти фараона. В игре есть символы бога: черепаха, змея — в которую превращается жрица Сета; стражники фараона называются «ослами», но это не связывается с Сетом.
  • В ролевой игре Vampire: The Masquerade есть клан «Последователи Сета», которые описываются как коварные вампиры египетского происхождения.
  • В компьютерной игре Tomb Raider: The Last Revelation Сет выступает в роли главного антагониста и финального босса. Сюжет игры полностью посвящён ему.
  • В эпизоде «Пирамиды Марса» классического сериала «Доктор Кто» Сутек — инопланетное божество, погребённое собратьями под пирамидой в Сахаре. Доктор столкнулся с ним в 1911 году, когда Сутек планировал сбежать из своей темницы и уничтожить Землю.
  • В американском мультипликационном сериале «Тутенштейн».
  • В книгах Рика Риордана «Красная пирамида», «Огненный трон» и «Тень Змея».
  • В американском фильме «Боги Египта» режиссёра Алекса Пройаса, Сет (Джерард Батлер) является главным антагонистом.
  • Во французском мультфильме «Приключения Папируса» — главный антагонист.
  • В честь Сета названо описанное в 2017 году насекомое Euderus set.
  • В фильме «Мумия» 2017 года играет ключевую роль.

Историчность

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Накада I (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады. Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде[источник не указан 2989 дней]. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титулатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до существовал оракул Сета. Хотя уже во времена 26 династии этот бог стал явным олицетворением зла.

Папирус Анастаси II пишет о событиях времён Рамзеса III:

Периоды популярности[править]

Популярность Сета была различной в разные периоды египетской истории.

Одно из самых первых известных изображений бога находится на булаве Скорпиона (ок. 3100 г. до н. э.), легендарного первого правителя Египта еще додинастического времени.
Во время II династии (ок. 2890—2686 гг. до н. э.) Сет был тесно связанным с Ашем, древним богом Верхнеегипетского города Омбос, которого он заменил в качестве главного божества этого города.
И далее, в отдельные периоды третьего тысячелетия до н. э. Сет несколько потеснил Гора в качестве опекуна и покровителя фараонов, составив вместе с ним своеобразный тандем. Оба персонажа символизировали богов королевского достоинства и божества Севера (Гор) и Юга (Сет).

Вторая эпоха популярности приходится на 2-ой Промежуточный Период на время правлений фараонов XV‒XVI династий (ок. 1674—1567 гг. до н. э.), происходивших из гиксосов, завоевавших Нижний Египет. Гиксосы в Дельте, вероятно, идентифицировали его со своим собственным богом Баалом.
Столицей гиксосов был город Аварис (Хавара) расположенный в дельте Нила. Гиксосы поклонялись Ослу, как символу их божества и покровителя Сутеху-Сету. Именно во времена правления гиксосов произошла ветхозаветная история Иосифа — одиннадцатого сына Иакова, который, будучи продан своими братьями в рабство в Египет стал там вскоре премьер-министром. Хотя правитель страны, в которой Иосиф (египетское имя Иосифа — «Цафнат-Паанеах» — «Бог говорит — пусть он живёт, здравствует») стал властвовать называется в книге Бытие «фараон», но на самом деле это был правитель гиксосов, а «мудрое» управление Иосифом Египтом, было на самом деле эфмеизмом тотального грабежа коренного населения, о чем есть прямое свидетельство Манефона.

В 1555 г. до н. э. в Фивах приходит к власти фараон Камос, который, вместе со своим военноначальником (?) Яхмосом начинает войну с гиксосами, которая была победоносно завершена и в 1552 г до н. э. Сет в очередной раз был изгнан из Египта.

Третий всплеск особенного почитания и внимания к Сету наблюдался в период правления Рамессидов (XIX и XX династии, ок. 1293—1070 гг. до н. э.), когда имя бога в качестве основного и дополнительного носили многие египетские фараоны. Сети I (ок. 1291—1278 г.г.) — один из самых знаменитых и известных правителей Древнего Египта.

В позднем же Египте, приблизительно с VIII в. до Р. X., Сет прочно занимает место силы зла, супостата человека.

Сет – олицетворение зла в египетской мифологии

Сет или Сети – это бог пустыни, хаоса, ярости, войны, разрушения и смерти. Он олицетворял зло во всех его проявлениях. Знаменитая «Книга мертвых» приписывает Сету беды, причиняемые стихийными бедствиями. Знак «зверя Сета» использовался для написания таких слов, как «болезнь», «жестокость», «деспотия» и «буря».

Именно Сет был главным соперником Гора, считавшегося богом неба и солнца. Согласно египетской мифологии Сет и Гор могли сливаться в единое божество Херуифи. Это показывает, что в представлении египтян эти два персонажа были неразделимы. Согласно одной популярной трактовке, они представляли собой 2 стороны царской власти. Гор воплощал порядок, созидание и милосердие, тогда как Сет символизировал суровые, разрушительные и карающие черты правителя.

И хотя Сет неизменно строил козни против людей и богов, в представлении египтян о нём есть и некоторые светлые моменты. Было время, когда он почитался как «защитник солнца» и покровитель царской власти. Его часто награждали эпитетом «могучий». А также он покровительствовал чужеземцам. Неудивительно, что после завоевание Египта гиксосами  именно он стал главным богом. Кроме того, его знали как бога металлов. Например, железо египтяне называли «костью Сета».

Барельеф, хранящийся в египетском музее Берлина

В период правления Рамсессидов (13-11 вв. до н. э.) он почитался как бог, дарующий смелость и воинскую доблесть. Именно он сражался со змеем, защищая ладью бога Ра. Но с тех пор как Сет стал ассоциироваться с враждебными Египту гиксосами, его негативные черты стали проступать гораздо сильнее. В ненавистного злодея и источник зла он окончательно превратился в эпоху Птолемеев (4-1 вв. до н. э.).

Коварство, победа и поражение Сета

Самый известный миф рассказывает о коварстве Сета, приведшему к бою с Гором. Младший из детей верховных богов, Сет был отправлен царствовать в потусторонний мир, однако мечтал захватить власть и в солнечном мире. Там правили Осирис, его брат, и Исида, сестра, которая породила страсть в сердце мрачного бога. 

Сет не стал открыто идти войной на брата, а с помощью хитрости заманил его в ловушку. Осирису он предложил “примерить” саркофаг из золота, который сделал в своих мастерских. Ничего не подозревающий бог света лёг в гроб, после чего радостный Сет захлопнул крышку и бросил саркофаг в Нил.

Несчастная Исида, конечно, отвергла Сета и бросилась на поиски супруга. Узнав, что богиня нашла Осириса и вот-вот воскресит его своими чарами, Сет превратился в леопарда и растерзал тело брата на множество частей. Несмотря на это, после долгих поисков Исиде всё же удалось оживить мужа – на недолгое время. А вскоре у неё родился сын Гор, который поклялся отомстить своему дяде за всё горе, причинённое семье.

Битва Сета с Гором была долгой и кровопролитной. Гор был практически побеждён, но на помощь ему пришли другие светлые божества. Сету пришлось бежать в родную пустыню. однако после поединка и своего поражения он стал ещё яростнее.

Один из древнейших египетских богов

Боги Сет и Сопду. Фрагмент рельефа из пирамидного комплекса фараона V династии Сахура в Абусире. Новый музей, Берлин, ГерманияСету поклонялись с доисторических времен, что подтверждается тем, что найденные его изображения, статуи и амулеты относятся ко всем периодам древнеегипетской истории. Причем находки эти относятся не только к Нагаде, где согласно традиции он родился, но ко всем другим областям Египта.

Одно из самых первых известных изображений бога находится на булаве Скорпиона (ок. 3100 г. до н.э.), легендарного первого правителя Египта еще додинастического времени.

Во время II династии (ок. 2890 – 2686 гг. до н.э.) Сет был тесно связанным с Ашем, древним богом Верхнеегипетского города Омбос, которого он заменил в качестве главного божества этого города.

Гор, фараон XX династии Рамсес III и Сет. Каирский музей, ЕгипетТакже во время II династии фигура Сета появляется на serekh (прямоугольная табличка-стела с именем фараона) Перибсена и на serekh Хасехемву, где находилось и изображение Гора-сокола, указывая тем самым на определенное равенство в это время с великим богом-соколом.

То есть в отдельные периоды третьего тысячелетия до н.э. Сет несколько потеснил Гора в качестве опекуна и покровителя фараонов, составив вместе с ним своеобразный тандем.

Оба персонажа символизировали богов королевского достоинства и божества Севера (Гор) и Юга (Сет).

Они часто и позже изображались вместе с фараоном, символизируя объединение двух земель – Верхнего и Нижнего Египта – на королевских тронах, храмовых рельефах и т.д., коронуя и благословляя короля на правление.

Вий. Мертвый воевода

Этот бог зла весьма озадачен «хлопотами по хозяйству» своему потустороннему. У Вия масса забот – управление армией Черного князя и самим Подземным царством занимают почти все его время, не оставляя сил для учинения бед и козней людям. Однако функции «министра» в государстве Чернобога не единственное занятие Вия. В свободное время божество «подрабатывает» тюремщиком, и не где-либо, а в самом Пекле.

Любопытно происхождение идола и его родственные связи. По одним мифам, это сын Чернобога и Морены. По другим – только прислужник. Одни мифы связывают Вия родством со множеством идолов и обозначают отцом Горыней, Кощея и Пана с козлиными ногами. По другим же версиям, о детях ничего не известно, но имеется брат Дый, постоянно пребывающий в конфликте с Велесом.

Сет в египетской мифологии

Этого бога считают покровителем хаоса и беспорядка. Он мог насылать на селения плохую погоду, штормы. Он же был создателем пустынь. Его считали коварным и жестоким.

Сет родился от богов Геба и Нут. У него был брат Осирис и сестры Исида и Нефтида. Последняя же стала и его женой.


священных животных.

Существовало поверье, будто Сет изначально обладал хорошими качествами и не был покровителем дурного. Но зависть к старшему брату все сильнее точила сердце бога, изживая из него все хорошее. О противостоянии братьев рассказывает мифология. Сет старался избавиться от Осириса. И однажды у него появилась самая коварная из всех задумок.

Морана. Богиня Зимы и Смерти

Когда говорится «бог зла», почему-то первыми вспоминаются идолы, обладающие мужским началом. Между тем, мужчинам больше свойственна ярость, а не зло. Это качество – женское. В обывательском понимании термина, конечно же, не в философском.

Богинь-злодеек немало в мире. Но одна из самых неоднозначных и интересных в этом перечне, конечно же, Мара. Морена – так ее именовали полностью. Другим вариантом произношения имени является «Марена».

Это Царица холодов, зима и смерть – в ее ведении. По совместительству Мара еще и супруга Чернобога. Образ богини весьма неоднозначен. В глубокой древности она была воплощением болезней, невзгод, нечистоплотности. Ее считали и вместилищем для нечистых духов, помогающих в злой ворожбе. К примеру, наведение порчи или же сглаз – это в компетенции Мораны.

Существует предположение, что сжигаемое в начале весны чучело в древности символизировало именно эту богиню. Согласно древним сказкам, Морена перед каждым рассветом караулила солнце, она хотела его украсть. Но всегда пугалась и отступала. Такое поведение чем-то напоминает как Апофиза, так и крокодила из сказки Чуковского.

Символами божества являются Луна, черепа и, как это ни парадоксально, серп. Хотя это орудие труда и позволяет собирать урожаи зерна, Морана без него не появляется. Срезает она, разумеется, вовсе не колосья, а человеческие жизни.

Мифы

По легенде Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут. Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу, где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона, представляющими собой борьбу двух божеств.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций (см. миф «Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например, как змей Апоп или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.

↑ Гиппопотам

Самец гиппопотама считался столь же нечистым животным, что и свинья (в отличие от самки, которая отождествлялась с добродушной богиней Таурт), поэтому Сета изображали и в его обличье. В определённые праздники египтяне устраивали на него ритуальную охоту. Враждебность народа к бегемотам была оправдана тем, что они уничтожали посевы и нападали на скот.

В рассказе о тяжбе Сета и Гора первый предложил второму соревнование – гонки на лодках из камня. Гор решил перехитрить брата и сделал лодку из лёгкого дерева, покрыв её воском, который по цвету походил на камень. Сет не смирился с тем, что брат его обыграл, превратился в бегемота и перевернул лодку Гора.

Тот был одним из самых важных божеств Древнего Египта

Первоначально Тоту поклонялись как лунному богу. Циклы Луны играли важную роль в древнеегипетской астрономии и астрологии. Многие из самых важных ритуалов и событий в Древнем Египте были организованы в соответствии с лунными циклами. Таким образом, с древнейших времен Тота можно считать важным египетским богом. Поклонение Тоту началось в Нижнем Египте, скорее всего, в додинастический период, то есть примерно с 6000 г. до н.э. до 3150 г. до н.э. Поклонение ему продолжалось в период Птолемеев, последний династический период Древнего Египта примерно с 323 г. до н.э. до 30 г. до н.э. Это делает почитание Тота одним из самых продолжительных для любого египетского божества или любого божества любой цивилизации. За этот долгий период Тоту было приписано множество других ролей. Среди прочего, он стал богом мудрости, письма, магии, науки, искусства, суда и смерти. Хотя Тот — его наиболее распространенное имя, в разных регионах Египта он также известен как Техути, Течу, Тету, Тахути, Зехути и Джехути. В то время как Тоту поклонялись по всему Египту, культ его был сосредоточен в Гермополисе. На самом деле Гермополис был назван так из-за связи Тота с греческим богом Гермесом.

Храм Тота в Гермополисе

Тот, как полагают, является создателем написанного слова

В Древнем Египте считалось, что письменное слово, которое египтяне использовали для записи истории и документирования своей повседневной жизни, было дано им в дар от Тота. Существует множество версий создания письменного слова. По одной из версий, считается, что Тот сам создал письменное слово, а затем передал его человечеству. В другой версии говорится, что, хотя Тот является создателем языка и слов людей и божеств, именно его супруга Сешат передала эти слова простым людям. Сешат была богиней письма; хранительницей книг и богиней-покровительницей библиотек и библиотекарей. По еще одной версии, считается, что именно Осирис и его жена-сестра Исида дали человечеству способность писать. Однако во всех различных версиях создания письменного слова Тот был тем, кто создал письменное слово для использования всем человечеством. Поэтому Тот также известен как хранитель записей всего, что происходит в мире. Он вел учет количества дней и лет, а также внес свой вклад в составление календаря .

↑ Сет – это предтеча

Сатаны (Шайтана) в авраамических религиях, имя которого происходит от имени этого египетского бога.
Однако Сатана – это абсолютный злодей, упрямый разрушитель и убийца, тогда как фигура Сета была более сложной и противоречивой.

Полноценные демонические черты Сет обрёл достаточно поздно, вначале он выступал на стороне света.

Сет был защитником бога Ра и покровителем царской власти, он был могучим воином с красными глазами и единственным существом, способным одолеть Апопа – мифического змея, который, в свою очередь, олицетворял для ранних египтян абсолютную тьму и зло.

Впоследствии, когда развилось представление о борьбе Гора и Сета как борьбе добра и зла, считалось, что эти два бога могут сливаться в одно двухголовое существо по имени Херуифи.

Имя Сета часто входило в имена фараонов (например, знаменитый Сети, а также Сетнахт). Этому богу была посвящена обширная область в Северной Африке – Судан (теперь – независимое государство).

Культ Сета процветал в таких городах, как Омбос, Ком-Омбос и других. Рамзес III построил себе укреплённый город, один из храмов которого был посвящён Сету.

Тот помог Ра вернуть сбежавшее Око

Известный египетский миф об Отдаленном Боге гласит, что Око Ра, являющееся солнечным божеством и женским аналогом Бог Ра, убегает от своего отца Ра. В этом мифе Око оставляет Ра, чтобы отправиться в далекую страну из-за разногласий между ними. Ра, которому нужно, чтобы Око всегда было рядом с ним, требует, чтобы оно вернулось, но не может вернуть из-за его силы и воли. Затем Ра посылает Тота вернуть Око, используя не силу, но мудрость, тонкость, смирение и настойчивость. Тот использовал свое мастерство над словами и свою мудрость, чтобы убедить Око Ра. Тем не менее, считается, что Тоту пришлось 1077 раз просить Богиню вернуться к Ра, прежде чем она подчинилась. В награду за возвращение Ока богиня Нехеметави была дана Тоту в качестве супруги. Нехеметави означает Обнимающая нуждающихся» и она — богиня-защитница.

В любви

Сложный знак, который может вести себя непредсказуемо и капризно. Это страстная натура, которая может быть, как вспыльчивой и скандальной, способной на невероятные поступки, так и холодной, не способной проявить обычного человеческого сочувствия и любви.
Они редко влюбляются, но, если любят, готовы пойти на любые поступки и любое поведение. Однако, несмотря на неприятности и скандальное поведение, они могут резко разлюбить человека или влюбиться снова, поэтому верности и постоянства от них ждать не стоит – обычно они появляются во второй половине жизни, когда страсти улеглись и нужен человек для жизни.

Изображения

Самое раннее изображение бога выявлено на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I.

  1. Сет изображается, как правило, с головой осла, трубкозуба. С длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).
  2. Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма Хатхор в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.
  3. Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).
  4. Изображения «зверя Сета» сохранилось на булаве царя Скорпиона. В египетском языке иероглиф «зверь Сета»

    был идеограммой, которая служила детерминативом к таким словам как «дикий», «злой», «свирепый». В более поздние эпохи создание, похожее на описание «зверя Сета», упоминается в арабских текстах как «салава».

  5. Изображения Сета достаточно зооморфны, нет единого мнения по поводу того, какое же животное было отображением Сета.

Священными животными Сета были свинья («отвращение для богов»), антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осёл.

Считается, что книга Тота содержит все секреты вселенной

Тот, будучи богом письма и мудрости, считался автором таких книг, как «Книги мертвых» и «Книги дыханий», которые состояли из заклинаний, используемых в Древнем Египте. Более того, было много упоминаний о книге под названием «Книга Тота», которая, как говорят, содержит все секреты вселенной, включая как человеческие, так и божественные. Но считается, что знание этой книги проклято. Любой, кто найдет эту книгу и прочитает ее, станет самым могущественным колдуном во вселенной. Однако знания, которые он получит, станут причиной его проклятой жизни. В наше время многие люди считают, что эта книга хранится в секретной комнате и спрятана в Великой пирамиде. Существуют и другие теории, которые утверждают, что в этой книге упоминается происхождение богов, что является причиной проклятия книги. Знания Тота по различным предметам привели к тому, что его почитали как Бога, который является «Автором каждой работы во всех областях знания, человеческого и божественного». Считается, что он написал 42 книги, в которых есть все знания, которые когда-либо понадобятся человечеству.

Изображение Тота как писца

Комментировать
0